Второстепенные персонажи комедии «Горе от ума. Платон Горич. Биографический анализ «Горе от ума». Комедия А.С. Грибоедова

Платон Горич - ещё один персонаж «Горя от ума» А.С. Грибоедова.
Тоже не в момент повествования, а в бытность. За год до описываемых в пьесе событий в доме Фамусова. Во время последней встречи Горича с Чацким, о которой последний на балу и упоминает. Т.е., если действие пьесы - ноябрь 1823-го, то на картинке изображён Горич в ноябре 1822-го.
Что мы можем о нём сказать со слов персонажей пьесы? Выясняется немногое, но тоже кое-что, что театральные постановщики совершенно не учитывают.


В действии пьесы он предстаёт перед нами жалким подкаблучником, во всём слушающимся молодой жены и лишь вздыхающим в ответ.
Но ведь так было не всегда! Всего лишь год тому назад Чацкий видел его лихим офицером, закалённым, ловким и презирающим опасность!
Народ в пьесе вообще совершенно не шаблонен, чем и замечателен; разве что за одним исключением - Молчалиным.
А Горич? Перед нами яркий и неоднозначный персонаж, лишь ради желания вписаться в московское общество терпящий скуку семейной жизни. Вот уже полгода её терпящий, или чуть более. Но… чем это терпение окончится??
Платон Михайлович крепок и морально, и физически. Даже имя Грибоедовым подобрано говорящее: по-гречески «плато» - плечо, «платон» - плечистый, широкоплечий (Маяковского попрошу не цитировать).
Горич грубее Скалозуба даже при том, что тот груб нарочито. По поведению Горич резче и бескомпромисснее самого Чацкого. Так, Загорецкого Платон Михайлович уже при встрече посылает подальше чуть ли не последними словами и даёт ему перед приятелем крайне нелестную характеристику. Сплетню про Чацкого не принимает, бросая толпе в лицо: «Кто первый разгласил?». Вот и Репетилов в итоге согласился с «мнением общественности», а Горич остался при своём «сомнении».
Безмолвен он только перед женой-москвичкой, будучи мужем которой в Москве он остаётся своим. Но при таком характере надолго его не хватит. Ой, не хватит!!
Платон Горич несколько старше Александра Чацкого, хотя это обстоятельство и не мешает им быть закадычными приятелями. Горич в отставке, которая никого не удивляет, видимо, по выслуге, в отличие от того же Чацкого. Платон Михайлович считается кандидатом в коменданты Москвы (!), а это обстоятельство также будет предпосылкой видеть в нём не мальчика, но мужа.
Скорее всего, ему лет не 23-25, а слегка за 30, т.е. он, по сути, ровесник Сергея Скалозуба.
Но кто же такие Горичи? Что за семья?
Мы можем утверждать, что Грибоедов не мог не слышать этой фамилии во время военной службы на Кавказе.
Потому что Горичи - это ветвь княжеской семьи осетин-дигорцев Бегидовых, с давних времён проживавших в Балкарии, но с полвека тому переселившаяся в Дагестан, в Кизляр. Где они и были крещены в православие, а будучи «горскими князьями», получили себе и новую фамилию.
Про них http://kumukia.ru/article-9207.html и http://reftrend.ru/296897.html
В каких войсках служил парень из Кизляра с алано-славяно-балкарскими корнями? В казачьих - самое вероятное. Чацкий упоминает их общий "шумный лагерь" пять лет тому назад, т.е. году в 1818-м. И речь вполне может идти не о полковом лагере, а о дивизионном, или даже общеармейском, где общению казаков с уланами ничто не мешало.
Полковник Скалозуб начал службу в 1809, значит, и Горич посвятил себя армии примерно в то же время. И чтобы казак из Кизляра не участвовал в Персидской (1804-1813) или Турецкой (1806-1812) войнах, - маловероятно. Поэтому на георгиевской ленте у него награда 1810 года, крест за взятие крепости Базарджик (ныне областной центр Добрич в Болгарии).

Слева под перевязью-панталёром лядунки - Кульмский Крест, прусская награда времён Наполеоновских походов за сражение при Кульме 1813 года.

На картинке Платон Михайлович в форме обер-офицера Атаманского казачьего полка. Форма синяя с голубой выпушкой и лампасами. Погоны, кушак, шитьё по манжетам и вороту - белые.
Пороховница из рога лося - по польской традиции.

Внизу родовой знак - открытая ладонь - срисован с вымпела на фамильном гербе Горичей-Бегидовых.

На голове бёрк - балкарская повседневная папаха. С началом Кавказской войны элементы горской моды появлялись в русской армии медленно, но верно. И первыми проводниками её были как раз местные или полукровки. Во-вторых, ноябрь-месяц, прохладно всё-таки. В-третьих, встреча с Чацким происходила, скорее всего, как раз на Кавказе. Как мы знаем из пьесы, Александр Андреевич недавно пребывалтамна водах, а Платон Михайлович мог быть или командированным, или находиться в расположении полка. В-четвёртых, нужно как-то подчеркнуть лихость, о которой неслучайно говроил Чацкий. Бёрк на голове Горича- вещь вполне уместная, хоть и похож он в ней больше на казака времён Гражданской. Но, тем не менее, - бёрк!
Шашка кавказская, одна из первых в русской армии. На портупее, лезвием вверх. Ножны не до перекрестья, а до яблока. Чёрная рукоять из фиалкового дерева (кампешёвого, по-испански «кровавого»). При обработке на открытом воздухе ярко-красная древесина его становится фиолетовой, а потом чернеет. Пахнет фиалкой.))
Старого друга Горич встречает бутылочкой выдержанного Шато Лафит Ротшильд. Вот такого, дорогого:

Оригинал взят у

Яркими представительницами дам среди действующих лиц комедии являются Хлестова и Наталья Дмитриевна Горич , а среди внесценических — Татьяна Юрьевна. Они убедительно подтверждают справедливость слов Фамусова. Хлестова — важная, влиятельная, умная московская барыня. Говорит она кратко, категорично. Речь ее резка и бесцеремонна, замечания хлестки: «лгунишка он, картежник, вор», — метко характеризует она, например, Загорецкого; «ведь полоумный твой отец», — говорит она Софье. Хлестава блестяще владеет своим родным языком. Ее язык — красочный и яркий, в нем отсутствуют иностранные слова и выражения, зато много русизмов и народных слов и выражений: час битый, силы нет, неизлечим — хоть брось; авось, чай, вишь, впрямь. в речах Хлестовой так и слышится голос властной барыни-крепостницы, видного лица в фамусовском обществе.

Образ Хлестовой , уважаемой и влиятeльной старухи, дополняется внесценическим образом «известной» Татьяны Юрьевны, у которой «чиновные и должностные все ей друзья и все родные»,И потому она имеет большое влияние в служебном мире. Молчanин, строящий карьеру, подобострастно ухаживает за такими влиятельными дамами, как Хлестова и говорит о Татьяне Юрьевне как о представительнице самой высокой власти.

Наталья Дмитриевна Горич — молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Ее власть еще не распространяется на служебный мир, но в своей семье она целиком подчинила себе мужа, сделав из него «мужа-мальчика, мужа-слугу, из жениных пажей», лишив его всякой деятельности и самостоятельности ложной заботой о его здоровье.

Ее язык служит прекрасным примером речи тех московских дочек, о которых говорил Фамусов. Ее речь слащава и жеманна, насыщена разнообразными обращениями и эпитетами:
Мой ангел, жизнь моя,
Бесценный душечка…

­Платон Михайлович

Платон Михайлович – один из наиболее запоминающихся второстепенных персонажей в комедии “Горе от ума”; гость Фамусова и старинный приятель Чацкого. Платон Михайлович Горич служил с Чацким в одном полку. Теперь он ушел в отставку, женился и живет в Москве. Чацкий замечает перемену, которая произошла в его товарище после женитьбы, и иронизирует на этот счет. В то же время он ему сочувствует, потому что Наталья Дмитриевна взяла полное шефство над мужем.

В глазах Чацкого это типичный вариант развития отношений в “фамусовском обществе”. Платон Михайлович постепенно превращался в мужа-слугу, мужа-мальчика. То же самое могло произойти с Чацким, если бы не его сила воли и любовь к свободе. Сам Платон Михайлович признается другу: “Теперь, брат, я не тот”. Да и “говорящая” фамилия героя говорит сама за себя. Наталья Дмитриевна не дает мужу и рта раскрыть, дрессируя его словно собачку. Такую пару Чацкий на балу уже видел. Это княжеская чета Тугоуховских.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова “Горе от ума”; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго...
  2. ­Петрушка Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Его почти не видно и...
  3. Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью...
  4. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному...
  5. Платон Каратаев В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Платон Каратаев считается эпизодическим персонажем, но его появление имеет большое значение. Скромный солдат Апшеронского полка...
  6. ­Князь Тугоуховский Князь Тугоуховский – второстепенный персонаж в комедии Грибоедова “Горе от ума”; один их первых гостей на балу в доме у Фамусова; типичный представитель...
  7. План 1. Утро в доме Фамусова. 2. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. 3.Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. 4. Визит...
  8. ­Загорецкий Загорецкий – второстепенный персонаж в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Он появляется на званом вечере в доме Фамусова и прекрасно дополняет собравшееся...

Горичи

Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михаилович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

Чацкий
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна
Я замужем.
Чацкий
Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых. Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей. В их поле зрения попадает и Чацкий, но так как тот не богат, они быстро теряют к Чацкому интерес. Князь Тугоуховский, следуя логике фамилии, глух. Почти все его реплики - междометия. Он подкаблучник, ни в чём не ослушивается жену. Княгиня отличается злым нравом и язвительностью.

Хрюмины

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка - злая старая дева. На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

Загорецкий

Особое место в комедии занимают Репетилов и Загорецкий.Критики относят их к второстепенным героям, но они не ярые его защитники, явным образом они ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей. Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор».

Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий - сатира на московское общество тех времен.

Репетилов

Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, так в переводе с французского фамилия Репетилов означает "повторять". Так автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова еще до приезда гостей появляется полковник Скалозуб - огромный невежда и карьерист, у которого в мечтах - заставить все российское общество жить по казарменном уставу. Он убежденный сторонник старых порядков, богат и метит в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Поводом для приезда Скалозуба стал поиск богатой невесты. Поэтому Фамусов тут же его заприметил и посчитал его очень перспективным женихом для своей дочери Софьи.

Горичи

Затем гости Фамусова один за другим стали съезжаться на бал. Самой первой прибывает чета Горичей. Это ничем не примечательная типичная Вообще характеристика гостей Фамусова на балу достаточно интересна: Грибоедов тонко подчеркнул в них типажи людей из того времени. Так вот, в продолжение, Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, они служили вместе и даже дружили. Это был очень веселый, энергичный и бодрый человек, но после женитьбы на женщине с характером - Наталье Дмитриевне - он изменился, стал подкаблучником и мальчиком-слугой. Теперь она не дает ему даже рта раскрыть. Но Горич уже привык к этому и даже смирился со своим положением. Чацкому Платон Михайлович жалуется, что, мол, не тот уже он, что был когда-то раньше.

Тугоуховские

Вслед за семьей Горичей на бал к Фамусову приезжает княжеский род Тугоуховских. Мать семейства очень сильно озабочена поиском жениха для своих дочерей. Она сразу заприметила молодого Чацкого и хотела было пригласить его к себе в гости, но, узнав, что он небогат и не имеет высокого чина, сразу передумала. По ее мнению, лучше пусть будет плохенький, но чтобы хоть тысячи две крепостных души имел.

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий - прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий - один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова - очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.