Выводы по первому тому война и мир. Женитьба Николая, управление имением

Комсомольск-на-Амуре

1. Введение…………………………………………………………3

2. Нравственные искания Андрея Болконского…………………4

3. Нравственные искания и открытия Пьера Безухова………….9

4. Заключение……………………………………………………..12

5. Библиография…………………………………………………..13

Введение

Высшая задача таланта своим

произведением

дать людям понять смысл и

цену жизни.

В.О. Ключевский

Рано или поздно любой из нас задумывается: «А для чего я живу? Так ли надо жить?

Может быть, я только существую? В чем вообще смысл жизни?» И окажется, что эти вопросы

интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь

помогают правильно ответить на некоторые вопросы нашей жизни. Для русского человека,

несомненно, таким сводом ответов является роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

Надо сказать, что это произведение Толстого играет важную роль в духовном развитии

всего прогрессивного человечества, а не только россиян.

Итак, все человечество в равной степени интересует, есть ли внутренняя необходимая

мера в человеческой жизни, есть ли между ее явлениями, между людьми целесообразная связи

или эта связь хаотична, случайна? В чем смысл человека, его нравственная стезя? Вопросы

эти решаются всем романом Л.Н. Толстого, каждым его эпизодом. Путь, которые проходят в

романе важнейшие герои его, - это нравственные поиски, не только разумом, а жизнью,

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому

стать глубоким психологом. Для Толстого человек - часть Вселенной. Ему интересно то,

какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении

познать самое себя. Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин,

впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - "диалектика души".

Н.Г. Чернышевский писал: "Психологический анализ может принимать различные направления:

одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных

отношений и столкновений на характеры, третьего - связь чувств с действиями... Графа

Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика

души..." Давайте остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном

романе-эпопее графа Л.Н. Толстого "Война и мир". Главная проблема, которую ставит в своем

романе писатель, - проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. В

созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя

жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз.

Толстой говорил: "Люди, как реки... « - подчеркивая этим сравнением многогранность

и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев Толстого - князя

Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в

мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных

исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды

миру Курагиных и Шерер.

Нравственные искания Андрея Болконского

Героев книги “Война и мир” можно условно разделить на три категории: “мертвые

жизни”, статичные персонажи, полагающие внешние салонные проявления жизни ее сущностью;

герои, ”ощущающие” жизнь, обладающие способностью чувствовать “полноту жизни” настолько,

что не видят необходимости в рефлексии, анализе; и герои, ищущие истину, наиболее близкие

и интересные Толстому. К таким героям относится князь Андрей. Отправной точкой сложных

духовных и философских исканий А.Б. становятся его психологические противоречия с

петербургским салонным обществом. Князь Андрей Болконский резко выделяется из

великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Он чувствует пошлость,

призрачность жизни людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и

больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Князь Андрей

мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир- Наполеон. Чтобы

добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Невиданного

подвига совершить не удалось.

Начинающаяся война и назначение на должность адъютанта Кутузова увлекли его

возможностью осуществления мечты о личном подвиге, который бы его прославил. Примером

такого подвига для Андрея Болконского было взятие Тулона Наполеоном. Проникнутость

наполеоновской идеей обнаруживается в первых словах князя Андрея, вступающего в спор с

виконтом на вечере у Анны Павловны. Потом, уже став адъютантом, он настойчиво вызывает в

воображении ту ситуацию - решающую минуту сражения, его Тулон или Аркольский мост, где он

сможет себя проявить. Ночью перед Аустерлицким сражением эта мысль захватывает его

настолько, что он готов, кажется, отказаться от семьи, самых дорогих ему людей, “за

минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей”, которых он даже не знает.

Честолюбие заставляет его осматривать местность и позиции перед сражением, составлять

свой план диспозиции. Желание самому быть в трудных местах военных действий вызвано

мыслью о том, что “ему-то именно предназначено вывести русскую армию в Австрии из

безнадежного положения”. Мысль о славе нераздельна с мыслью о торжестве над людьми. Это

проявляется в желании принимать наибольшее участие в жизни других людей.

Встреча князя Андрея с капитаном Тушиным и Багратионом готовит перелом в

честолюбивых планах. Его представления о героизме, славе сталкиваются с тем героизмом,

который он видит в действиях батареи Тушина, т.е. нетщеславным, вызванным сознанием

своего воинского долга. Тогда же еще не наступило разочарования в Тулоне или Аркольском

мосте. Князю Андрею только показалось, что “все это было так странно, так непохоже на то,

чего он надеялся”, эгоизм его славы раскрывается ему на Аустерлицком поле после ранения”.

Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному

кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: «

Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец.

Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Андрей Болконский понял, что

естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава

Наполеона.

«…Но князь Андрей не видел, чем это закончилось. Как бы со всего размаха крепкою

палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это

больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть

то, на что он смотрел».

Именно эта боль помогла Андрею понять, что он может потерять, расставшись со своей

жизнью. Но главное не в том, что он понял, что значит жизнь в полном ее смысле, а то, что

он понял это не так поздно, чтобы даже не успеть пожалеть об этом.

Момент, когда Андрей смотрит в небо и понимает, что значит жизнь для него, я бы

назвал кульминацией всего эпизода. До того, как его ранили, он говорил: «Смерть, раны,

потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди –

отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это

кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь

к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей». После того

как он полежал на поле боя, посмотрел на небо и осознал всю ценность жизни, он уже

никогда не скажет такого.

Напротив, понимая насколько дорого ему все на этом свете он будет рад даже тому, что

его нашли французы, так как они те, кто может ему помочь и спасти его от неминуемой

гибели: «…Он знал, что это был Наполеон – его герой… Ему было совершенно все равно в эту

минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что

остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его

к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее

В сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До

этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко потерять, но

лежа на поле и, понимая, что эта игрушка ускользает из его рук, а вместе с ней ускользает

и весь мир, эта игрушка превратилась в золотой самородок, за который он отдал бы все на

Вид высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по

нему облаками” рождает осознание того, что “все пустое, все обман, кроме этого

бесконечного неба”, тишины и успокоения. В тот же вечер, увидев своего кумира, Болконский

“думал о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем

ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”. Этот

“строгий и величественный строй мысли”, поднятый “высоким, справедливым и добрым небом”,

был тем этапом духовных исканий Андрея, который открыл ему ничтожность интересов,

занимавших Наполеона, мелочность его героя, с его мелким тщеславием и радостью победы”. И

собственные мысли, занимавшие его до сих пор, в сравнении с открывшейся истиной, должны

были казаться. Князь Андрей осознал, наконец, страшную противоположность между суетой,

ложью, борьбой тщеславий, притворством, озлоблением, страхом, царящим на этой

бессмысленной войне, и спокойным величием “бесконечного неба”. Он приходит к отрицанию

войны, военного дела, политики. Ему ясна лживость всего этого, но где правда, где величие

Он не знает, хотя ему кажется, чувствует “величие чего-то непонятного, но важного”. Эти

мысли князя Андрея - не только его самого, это не только его искания, но и мысли, и

искания самого Толстого. Он сам подходит к идейному перелому, к отрицанию политики как

способа борьбы с крепостническим самодержавием. Вместе с тем важно, что Толстой подводит

своего героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно, это счастье,

не связано с чем-то большим, общим, “с небом”.

Вернувшись из плена, Андрею пришлось испытать чувство вины перед женой и

ответственность за ее смерть. Когда он уходил на войну, жена “связывала” его (он был

убежден, что свобода от брака - одно из условий достижения цели), но разочарование в

Наполеоне привело и к чувству вины. После Аустерлицкой кампании князь Андрей твердо решил

бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса. Он

поселился в Богучарове, ограничив себя заботами об имении и о ребенке. Это именно

самоограничение, которое внутренне ему не свойственно.

Князя Андрея навещает в его деревенском уединении Пьер Безухов. Между друзьями идет

  1. Война и мир . Жанровые особенности, история создания

    Реферат >> Литература и русский язык

    Исторически действителен. Жанровые особенности «Война и мир» - уникальное жанровое явление (в... жанровой формой. За «Войной и миром» закрепилось жанровое определение роман... и бесконечный поток жизни. В «Войне и мире» нет завязок и развязок действия в...

  2. Война 1812 года в духовном становлении героев романа Л. Толстого Война и мир

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Духовном становлении героев романа Л. Толстого «Война и мир» и мире ” речь идет о такой эпохе, когда... ”. Толстой проверяет своих героев войной , ведь именно в экстремальных...

  3. Война и мир это роман-эпопея

    Реферат >> Литература и русский язык

    «Война и мир» - это роман-эпопея. В произведении показаны... русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков. Вчитаемся в слова писателя... с любовью и уважением рисует героев партизанской войны . Вот Денисов, «покраснев, как девушка» ...

Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман. Тем не менее, «Война и мир» - действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе - семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских - это старый князь Болконский и его дети - Андрей и Марья. Основные черты этого семейства - следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма. Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.

Старый князь - представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.

Князь Андрей - представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее. Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских - это разум, а для Ростовых - это чувства. Основные черты семейства Ростовых - доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну. Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья - символ освобождения от роскоши материального мира.

Старый граф, отец Илья Андреевич - простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

Графиня Ростова - воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка. Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины - это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное - это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий - честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.

Дочь Элен - светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль - светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.

Мысль семейная - одна из самых важных в романе «Война и мир». Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль - вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе - символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

Тихон Щербатый - еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же - словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым. Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной - один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа - это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него - это бороться за счастье и благополучие русского народа.

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования - в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог - важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.

Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.

Другая новая семья - это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» писался в 1863-1869 годах. Для ознакомления с основными сюжетными линиями романа, предлагаем учащимся 10 класса и всем, кто интересуется русской литературой, прочитать краткое содержание «Война и мир» по главам и частям онлайн.

«Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». Жанр произведения роман эпопея: «Война и мир» включает в себя как признаки романа (наличие нескольких сюжетных линий, описание развития персонажей и кризисных моментов в их судьбе), так и эпопеи (глобальные исторические события, всеохватывающий характер изображения действительности). В романе Толстой затрагивает многие «вечные» темы: любви, дружбы, отцов и детей, поиска смысла жизни, противостояния войны и мира как в глобальном смысле, так и в душах героев.

Главные герои

Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.

Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.

Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.

Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.

Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.

Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.

Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.

Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.

Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.

Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.

Другие персонажи

Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.

Анна Михайловна Друбецкая – обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой.

Борис Друбецкой – сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение.

Жюли Карагина – дочь Карагиной Марьи Львовны, подруга Марьи Болконской. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.

Кирилл Владимирович Безухов – граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну (Пьеру) огромное состояние.

Марья Дмитриевна Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, ее знали и уважали в Петербурге и Москве.

Петр Ростов (Петя) – младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны.

Вера Ростова – старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.

Адольф (Альфонс) Карлович Берг – немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой.

Лиза Болконская – маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына.

Василий Сергеевич Курагин – князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.

Елена Курагина (Элен) – дочь Василия Курагина, первая жена Пьера Безухова. Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта.

Анатоль Курагин – «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина. Обаятельный и красивый мужчина, щеголь, любитель женщин. Участвовал в Бородинском сражении.

Ипполит Курагин – «покойный дурак», младший сын Василия Курагина. Полная противоположность своих брата и сестры, очень глупый, все его воспринимают, как шута.

Амели Бурьен – француженка, компаньонка Марьи Болконской.

Шиншин – двоюродный брат графини Ростовой.

Екатерина Семеновна Мамонтова – старшая из трех сестер Мамонтовых, племянница графа Кирилла Безухова.

Багратион – российский военачальник, герой войны против Наполеона 1805-1807 и Отечественной войны 1812.

Наполеон Бонапарт – император Франции.

Александр I – император Российской империи.

Кутузов – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.

Тушин – артиллерийский капитан, отличившийся в Шенграбенском сражении.

Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, воплощающий в себе все истинно русское, которого Пьер встретил в плену.

Том 1

Первый том «Войны и мира» состоит из трех частей, разделенных на «мирные» и «военные» блоки повествования и охватывает события 1805 года. «Мирная» первая часть первого тома произведения и начальные главы третьей части описывают общественную жизнь в Москве, Петербурге, в Лысых Горах.

Во второй части и последних главах третьей части первого тома автор изображает картины войны русско-австрийской армии с Наполеоном. Центральными эпизодами «военных» блоков повествования становятся Шенграбенское сражение и битва под Аустерлицем.

С первых, «мирных» глав романа «Война и мир» Толстой знакомит читателя с главными героями произведения – Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Соней и другими. Через изображение жизни различных социальных групп и семей автор передает многообразие русской жизни в довоенное время. «Военные» главы отображают весь неприукрашенный реализм военных действий, дополнительно раскрывая перед читателем характеры основных героев. Поражение под Аустерлицем, завершающее первый том, предстает в романе не только проигрышем русских войск, но и символом краха надежд, переворота в жизни большинства главных персонажей.

Том 2

Второй том «Войны и мира» является единственным «мирным» во всей эпопее и охватывает события 1806-1811 годов накануне Отечественной войны. В нем «мирные» эпизоды светской жизни героев переплетаются с миром военно-историческим – принятием между Францией и Россией Тильзитского перемирия, подготовкой реформ Сперанского.

В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Карагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.

Том 3

Третий том «Войны и мира» посвящен военным событиям 1812 года и их влиянию на «мирную» жизнь русского народа всех сословий. Первая часть тома описывает вторжение французских войск на территорию России и подготовку к Бородинскому сражению. Во второй части изображено само Бородинское сражение, являющееся кульминацией не только третьего тома, но и всего романа. На поле битвы пересекаются многие центральные персонажи произведения (Болконский, Безухов, Денисов, Долохов, Курагин и др.), чем подчеркивается неразрывная связь всего народа общей целью – борьбой против неприятеля. Третья часть посвящена сдаче Москвы французам, описанию пожара в столице, который, по мнению Толстого, случился из-за тех, кто покинул город, оставив его врагам. Здесь описывается и самая трогательная сцена тома – свидание Наташи и смертельно раненого Болконского, который все еще любит девушку. Завершается том неудачной попыткой Пьера убить Наполеона и его арестом французами.

Том 4

Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже. Вторая и третья «военные» части описывают бегство наполеоновской армии из разграбленной Москвы, Тарутинское сражение и партизанскую войну русской армии против французов. «Военные» главы обрамлены «мирными» первой и четвертой частью, в которых автор особое внимание уделяет настроениям аристократии относительно военных событий, ее отдаленности от общенародных интересов.

В четвертом томе ключевые события происходят и в жизни героев: Николай и Марья понимают, что любят друг друга, умирает Андрей Болконский и Элен Безухова, погибает Петя Ростов, а Пьер и Наташа начинают задумываться о возможном совместном счастье. Однако центральной фигурой четвертого тома становится простой солдат, выходец из народа – Платон Каратаев, выступающий в романе носителем всего истинно русского. В его словах и действиях выражается та самая, простая мудрость крестьянской, народной философии, над постижением которой мучаются главные герои «Войны и мира».

Эпилог

В эпилоге произведения «Война и мир» Толстой подводит итоги всего романа-эпопеи, изображая жизнь героев спустя семь лет после Отечественной войны – в 1819-1820 годах. В их судьбах произошли значительные перемены, как хорошие, так и плохие: женитьба Пьера и Наташи и рождение их детей, смерть графа Ростова и тяжелое финансовое положение семьи Ростовых, свадьба Николая и Марьи и рождение их детей, взросление Николеньки, сына умершего Андрея Болконского, в котором уже явственно виден характер отца.

Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.

Заключение

В романе «Война и Мир» Толстому удалось мастерски изобразить народ не как различные социальные слои, а как единое целое, объединенное общими ценностями и стремлениями. Все четыре тома произведения, включая эпилог, связаны идеей «мысли народной», живущей не только в каждом герое произведения, но и в каждом «мирном» либо «военном» эпизоде. Именно эта объединяющая мысль и стала, по задумке Толстого, основной причиной победы русских в Отечественной войне.

«Война и мир» по праву считается шедевром русской литературы, энциклопедией русских характеров и человеческой жизни в целом. Произведение вот уже более века остается интересным и актуальным для современных читателей, любителей истории и ценителей классической русской литературы. «Война и мир» – роман, который должен прочесть каждый.

Очень подробный краткий пересказ «Войны и мира», представленный на нашем сайте, позволит получить полное представление о сюжете романа, его героях, основных конфликтах и проблематике произведения.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по роману

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 14754.