Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс). Олимпиадные задания по литературе (8 класс) То не дуб к земле клонится

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. ( 2*2 б.=4 балла)

      Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? ( 2*4 б.=8 баллов) .

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

      Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

      Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены(12 баллов).

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

2-й уровень

2.1 . Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы :

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень . Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10= 20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

4-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3 балла за правильный ответ (макс. – 12 б.)

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».
Отвечат старый крестьянин Иван Тимофеевич:
«Я на добрые дела тебе благословленье дам,
А на худые дела благословленья нет.
Поедешь ты путем и дорогою,
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина».
Поклонился Илья Муромец отцу до́ земли,

Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.

Он и бьет коня по крутым бедрам,
Пробиват кожу до черна́ мяса,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать верст;
В другой скочил, - колодезь стал;
У колодезя срубил сырой дуб,
У колодезя поставил часовенку,
На часовне ставил свое имечко:
«Ехал такой-то сильный могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович»;
В третий скочил - под Чернигов-град.
Под Черниговом стоит сила - сметы нет;
Под Черниговом стоят три царевича,
С каждым силы сорок тысячей.
Богатырское сердце разгорчиво и неуёмчиво;
Пуще огня-о́гничка сердце разыграется,
Пуще пляштово мороза разгорается.
Тут возговорит Илья Муромец таково слово:
«Не хотелось было батюшку супротивником быть,
Еще знать-то его заповедь переступить».
Берет он в руки саблю боёвую,
Учал по силушке погуливать:
Где повернется, делал улицы,
Поворотится - часты площади.
Добивается до трех царевичей,
Тут возговорит Илья таково слово:
«Ох вы гой еси, мои три царевича!
Во полон ли мне вас взять?
Ай с вас буйны головы снять?
Как в полон мне вас взять, -
У меня доро́ги заезжие и хлеба завозные;
А как головы снять, - царски семена погубить.
Вы поедьте по своим местам,

Вы чините везде такову славу,
Что Святая Русь не пуста стоит,
На Святой Руси есть сильны могучи богатыри».

Увидал его воевода Черниговский:
«Что это господь сослал нам за сослальника!
Очистил наш славный Чернигов-град».
Возговорит воевода своим князьям-боярам:
«Подите, позовите добра молодца
Ко мне хлеба-соли кушати».
Пошли тут князи-бо́яра к Муромцу:
«Ох ты гой еси, дородний добрый молодец!
Как тебя честным именем зовут?
Как тебя величают по отечеству?» -
«Меня именем зовут Илейкой,
А величают - сын Иванович».
Взговорят ему князя-бо́яра:

Ты пойдешь-ка к воеводе нашему,
Ты изволь у него хлеба-соли кушати». -
«Нейду я к воеводе вашему,
Не хочу у него хлеба-соли кушати;
Укажите мне прямую дороженьку
На славный стольный Киев-град».
Ответ держат князи-бо́яра:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут река Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет,
Ни конному, ни пешему пропуску нет».

Поклонился им Илья Муромец,
Поехал он лесами Брынскими.
Услыхал Соловей богатырский топ,
И свистнул он громким голосом, -
Конь под Муромцем спотыкается.
Возговорит Илья своему коню доброму:
«Ох ты гой еси, мой богатырский конь!

Аль не езживал ты по темным лесам,
Аль не слыхивал пташьего посвисту?»
Берет Илья калены стрелы:
Перво стрелил, не до́стрелил;
А в друго́рядь пере́стрелил;
В третьи стрелил, попал в правый глаз
И сошиб его с тридевяти дубов.
Привязал его к коню во ка́раки;
Поехал Муромец в славный Киев-град.

«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Мы заедем-ка с тобою ко мне в гости».

Увидала Соловейкина мала дочь:
«Еще вон едет наш батюшка,
Везет кривого мужика у коня в ка́раках».
Взглянула Соловейкина большая дочь:
«Ах ты дура неповитая! Это едет добрый мо́лодец
И везет нашего батюшка у коня в ка́раках».
И бросились они на Илью Муромца с дрекольем.
Возговорит Соловейко-разбойничек:
«Не тумашитеся, мои малы детушки,
Не взводите в задор доброго молодца».
Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
«Что у тебя дети во единый лик?»
Отвечает Соловейко-разбойничек:
«Я сына-та выращу, за него дочь отдам;
Дочь-ту выращу, отдам за́ сына,
Чтобы Соловейкин род не перево́дился».
За досаду Илье Муромцу показалося,
Вынимал он саблю свою вострую,
Прирубил у Соловья всех детушек.

Приехал Илья Муромец во Киев-град,
И вскричал он громким голосом:
«Уж ты батюшка Владимир-князь!
Тебе надо ль нас, принимаешь ли
Сильных могучих богатырей,
Тебе батюшке на почесть-хвалу,
Твоему граду стольному на и́зберечь,

А татаровьям на посеченье?»
Отвечает батюшка Владимир-князь:
«Да как мне вас не надо-то!
Я везде вас ищу, везде спрашиваю.
На приезде вас жалую по добру коню,
По добру коню, по латынскому, богатырскому».

«У меня свой конь латынский богатырский:
Стоял я с родимым батюшком у заутрени,
Хотелось постоять с тобой у обеденки
Да на дороге мне было три помешень’ки:
Перва помеха - очистил я Чернигов-град;
Друга помеха - я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Смородину;
Третья помеха - я сошиб Соловья-разбойника».

«Ох ты гой еси, Соловейко-разбойничек!
Ты взойди ко мне в палату белокаменну».
Ответ держит Соловейко-разбойник:
«Не твоя слуга, не тебе служу, не тебя и слушаю;
Я служу и слушаю Илью Муромца».
Возговорит Владимир: «Ох ты гой еси, Муромец,
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему взойти в палату белокаменну»
Приказал ему взойти Илья Муромец.
Тут возговорит Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, дородный добрый молодец!
Илья Муромец сын Иванович!
Прикажи ему свистнуть громким голосом».
Возговорит Илья Муромец таково слово:
«Уж ты батюшка наш Владимир-князь!
Не во гнев бы тебе, батюшка, показалося:
Я возьму тебя, батюшку, под пазушку,
А княгиню-то закрою под другою».
И говорит Илья Муромец таково слово:
«Свистни, Соловейко, в полсвиста».
Свистнул Соловейко во весь голос:
Сняло у палат верх по оконички,

Разломало все связи железные,
Попа́дали все сильны могучи бога́тыри,
Упали все знатны князи-бо́яра,
Один устоял Илья Муромец.
Выпускал он князя со княгиней из-под пазушек.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Исполать тебе, Соловейко-разбойничек!
Как тебя взял это Илья Муромец?»
Ответ держит Соловейко-разбойничек:
«Ведь на ту пору больно пьян я был,
У меня большая дочь была именинница».
Это слово Илье Муромцу не показалося:
Взял он Соловейку за вершиночку,
Вывел его на княженецкий двор.
Кинул его выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего;
До сырой земли допускивал - и не подхватывал;
Расшиб Соловейко свои все тут косточки.

Пошли теперь к обеду княженецкому.
Возговорит сам батюшка Владимир-князь:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец сын Иванович!
Жалую тебя тремя местами:
Перво место - подле меня ты сядь,
Друго место - супротив меня,
Третье - где ты хочешь, тут и сядь».
Зашел Илья Муромец со коничка,
Пожал он всех князей и бо́яров
И сильных могучих богатырей.
Очутился он супротив князя Владимира.
За досаду Алеше Поповичу показалося,
Взял Алеша булатный нож,
Он и кинул его в Илью Муромца:
Поймал на полету́ Илья булатный нож,
Взоткнул его в дубовый стол.

Олимпиада по литературе в 8 классе

2015 год

    1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

4) Княгиня Волконская.

2. Назовите авторов произведений .

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

3. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

»:

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин

эпилог, завязка, кульминация, экспозиция, развитие действия, развязка, пролог

1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

8. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

9. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

1) Михаил Юрьевич 1)Искандер

2) Фазиль 2)Чехов

3) Михаил Михайлович 3)Лермонтов

4)Антон Павлович 4)Фет

5) Афанасий Афанасьевич 5)Пришвин

III .Творческое задание.

    Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:

орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе

2015 год

1) А.П. Чехов «Хамелеон».

2) А.С. Пушкин «Дубровский».

3) Л.Н. Толстой «Детство».

4) Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 4 б.)

2. 1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: (макс. – 3 б.)

II. Знание истории и теории литературы.

Жанры размеры стихосложения Средства худ. выразительности

а) пословица а) ямб а) гипербола

б) рассказ б) хорей б) антитеза

в) басня в) анапест в) эпитет

г) поэма г) дактиль г) олицетворение

д) роман д) метафора

е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. – 3 б. + 1 б. за правильное название групп) (макс. – 4б.)

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» или «нет »:

Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба - черты жанра, который называется ода

Ритм–повторение однородных явлений через равные промежутки

Романтизм - это направление, к которому принадлежит поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Романтизм - это жанр, в котором написана поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Произведения А.Чехова «Хамелеон», И.Тургенева «Бежин луг» написаны в жанре повести

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. –6б.)

5. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

Сравнение, эпитет, олицетворение

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)

6. Расставьте в правильной последовательности элементы сюжета:

Пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 1 б.)

7. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Былина. 2) Житие. 3) Басня. 4) Пословица. 5) Загадка.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 5 б.)

8. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 5 б.).

9. а) ямб, б) хорей.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. –2 б.).

10. «Соедините» имена и фамилии писателей.

1)Михаил Юрьевич Лермонтов, 2) Фазиль Искандер, 3)Михаил Михайлович Пришвин, 4)Антон Павлович Чехов, 5)Афанасий Афанасьевич Фет.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 5 б.) .

Баллы за задания 1-7

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 3 балла.

3.Макс. количество – 4 балла.

4.Макс. количество – 6 баллов.

5. Макс. количество –3 балла.

6. Макс. количество – 1 балл.

7. Макс. количество – 5 баллов.

8. Макс. количество – 2 балла.

8. Макс. количество – 5 баллов.

III .Творческое задание.

Оценка: 10 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу - 48.

Итоговая работа по литературе.

1. Выбери правильный ответ (4 балла). Не является жанром устного народного творчества:
А) календарно-обрядовые песни
Б) поговорки
В) летописи
Г) былины

2. Назовите три основных рода литературы (3 балла).

3. Определите произведения (2 б.) и их авторов (2 б.) по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет (4 б.) (8 баллов).

А. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

Б. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросших широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

В. Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем .

Г. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

    Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (4 балла)

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    Укажите жанр древнерусской литературы.
    А) сказание
    Б) роман
    В) поэма
    Г) комедия

    Выбери правильный ответ (3 балла). Кто является автором поучения и наставления?
    А) Владимир Мономах
    Б) Ярослав Мудрый
    В) Петр Первый
    Г) Иван Грозный

    Прочитайте. Объясните значение выделенных слов. (5 б.) Напишите имя автора (2 б.) и название произведения (2 б.), откуда взят этот отрывок. (9 баллов)

«Скажи мне, кудесник , любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не тупит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отроки -други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите:

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.

    Разгадайте кроссворд: ( 10*1 б.=10 баллов).

1) Лиро-эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

С.А. Есенин

7) Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»:

Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.

9.Выбери правильный ответ (2 балла). К жанру устного народного творчества не относится:

предание

частушка

10.Выбери правильные ответы (4 балла). Бой с барсом описал _____ в произведении_________

А.С. Пушкин

«Моцарт и Сальери»

Н.В. Гоголь

«Бедная Лиза»

Н.М. Карамзин

М.Ю. Лермонтов

«Заколдованное место»

    Идею комедии «Ревизор» Н.В. Гоголю подсказал (2 балла)
    А) А. С. Пушкин
    Б) М. Ю. Лермонтов
    В) эта история случилась с ним самим

    Определите названия произведений, назовите их авторов (2 балла)

А) Очумелов

Б) Дефорж

В) Земляника

    Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены (10 баллов).

А) Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице…

Б) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

В) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

Д) Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

14. Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение, означает «божья клятва, обет Богу (почитающая Бога)». Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? (2,5 б.) Кем они являются? (5 б.) Не забудьте указать авторов художественных произведений (2,5 б.).

*Назвать следует не более пяти имён.

Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день восшествия…» М. Ломоносова (2 б.), крестьянская девушка из повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» (2 б.), воспитанница графини из повести А. Пушкина «Пиковая дама» (2 б.), дворянская дочь из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка» (2 б.).

Романс П. Чайковского на стихи Плещеева «Мой Лизочек »

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки,

И в крахмал, и в крахмал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из грецкого ореха

Сделал стул, чтоб слушать эхо,

И кричал, и кричал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы яичной

Фаэтон себе отличный

Заказал, заказал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы рачонка

Сшил четыре башмачонка,

И на бал, и на бал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал

Что из листика сирени

Сделал зонтик он от тени,

И гулял, и гулял!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что, надувши одуванчик,

Заказал себе диванчик,

Тут и спал, тут и спал.

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что наткать себе холстины

Пауку из паутины

Заказал, заказал.

15. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно) (9 баллов).

А) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

Б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

В) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.

Г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

Д) Эпиграмма - это вступление к большому литературному произведению.

Е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

Ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

З) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

И) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

16. Сюжеты каких произведений русской литературы ХIХ – ХХ веков связаны с изображением дуэли? (за каждый правильный ответ 1,5 балла, максимально 6 баллов ).

17. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России (4 балла)

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;

г) Таганрог;

д) Константиново;

е) Михайловское;

ж) Грешнево;

з) Васильевка.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов.

18. Допишите литературоведческий термин, толкование которого дано далее (5 баллов).

а)_______ – род литературы, для которого характерна передача чувств, эмоций, настроения, мыслей.

б)_______ – произведение, охватывающее жизнь, поступки, столкновения многих героев, иногда – историю поколений, раскрывающее многообразие общественных отношений.

в)______ – момент наивысшего действия в художественном произведении.

г)______ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

д)______ – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

    Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы задания (10 баллов)

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес,

И лодка, шурша осокой,

Плывет по каналу в лес.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист…

И словно душа простая

Проносится в мире чудес,

Как птиц одиноких стая

Под куполом светлых небес!

(Н. Рубцов, 1964 г.)

1. К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Н. Рубцова?

2. К какому приему, основанному на сопоставлении одного явления или предмета с другим, прибегает поэт в четырех последних строках стихотворения?

    В последней строке стихотворения использован троп, основанный на

переносе свойств одних предметов или явлений на другие. Как называется такой вид тропа?

    Как называется система рифмовки, которую использовал автор в данном стихотворении?

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и ответьте на вопросы (20 баллов)

Знаешь ли, Андрей, в жизни моей ведь никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня? Она не была похожа на утро, на которое постепенно падают краски, огонь, которое потом превращается в день, как у других, и пылает жарко, и все кипит, движется в ярком полудне, а потом все тише и тише, все бледнее, и все естественно и постепенно гаснет к вечеру. Нет, жизнь моя началась с погасания. Странно, а это так! С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну! Начал гаснуть я над писаньем бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье, злую и холодную болтовню, пустоту, глядя на дружбу, поддерживаемую сходками без цели, без симпатии; гаснул и губил силы с Миной: платил ей больше половины своего дохода и воображал, что люблю ее; гаснул в унылом и ленивом хождении по Невскому проспекту, среди енотовых шуб и бобровых воротников, – на вечерах, в приемные дни, где оказывали мне радушие как сносному жениху; гаснул и тратил по мелочи жизнь и ум, переезжая из города на дачу, с дачи в Гороховую, определяя весну привозом устриц и омаров, осень и зиму – положенными днями, лето – гуляньями и всю жизнь – ленивой и покойной дремотой, как другие... Даже самолюбие – на что оно тратилось? Чтоб заказывать платье у известного портного? Чтоб попасть в известный дом? Чтоб князь П* пожал мне руку? А ведь самолюбие – соль жизни!

Куда оно ушло? Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его. Ты появлялся и исчезал, как комета, ярко, быстро, и я забывал все это и гаснул...

Андрей не отвечал уже небрежной насмешкой на речь приятеля. Он слушал и угрюмо молчал.

– Ты сказал давеча, что у меня лицо не совсем свежо, измято… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас. Итак, двенадцать лет, милый мой Андрей, прошло: не хотелось уж мне просыпаться больше.

(И.А. Гончаров «Обломов»)

    Как называется развернутое высказывание одного персонажа, обращенное к определенному лицу?

    Кому принадлежит это высказывание? К кому обращается герой?

    Как называется художественный прием («в хождении по Невскому проспекту, среди енотовых шуб и бобровых воротников» ), при котором часть явления называется в значении целого?

    Герой переезжал «из города на дачу, с дачи в Гороховую». А кто из героев романа живёт на той улице? (2 б.)

    Какой художественный прием является наиболее характерным для речи персонажа?

    Каким термином обозначают способ изображения внутренней жизни человека в художественном произведении?

    Найдите в тексте слово, которое является наиболее точным определением жизни героя.

    Назовите русских критиков XIX века, написавших наиболее яркие статьи о романе, из которого взят отрывок.

    Кто из русских писателей тоже описывал Невский проспект и назвал свою повесть «Невский проспект»? (2 б.)

    Как звали возлюбленную героя, которая стала женой его визави? (2 б.)

2 – эпос, лирика, драма

3 – А. Портрет Владимира Дубровского. А.С. Пушкин «Дубровский».

Б. Портрет Фомы, по прозвищу Бирюк. И.С. Тургенев «Бирюк».

В. Портрет толстого. А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Г. Портрет Ассоль. А. Грин «Алые паруса».

4 – А. Сравнение

Б. Олицетворение

5. Сказание

6. Владимир Мономах

7. Кудесник – волхв, волшебник, предсказатель, провидец, чудотворец.

Отрок – здесь: младший княжеский дружинник. Если указано значение «подросток, юноша».

А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»

12. А) А.П. Чехов «Хамелеон», Б) А.С. Пушкин «Дубровский», В) Н.В. Гоголь «Ревизор», Г) А.С. Грибоедов «Горе от ума»

13. А) Былина. Б) Житие. В) Басня. Г) Пословица. Д) Загадка.

14. *Роман Л. Толстого «Война и мир». Болконская Лиза , жена Андрея Болконского .

*И. Тургенев – "Дворянское гнездо" (Лиза Калитина).

*Н. Лесков «Левша». Создавая колорит достоверности, автор упоминает подлинные исторические имена (император Александр Павлович, жена его – Елизавета Алексеевна, брат императора – Николай Павлович, дочь Николая – Александра Николаевна). Императрица Елизавета Алексеевна, ставшая вдовой, лишь усмехалась, слыша о забавах мужа, говорила, что не вдовье дело развлекаться с помощью диковинных вещей.

*Лизавета – младшая (сводная) сестра Алены Ивановны. «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои…» (Преступление и наказание Достоевский Ф.М.).

15.

16. А.С. Пушкин – «Выстрел», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени»; И.С. Тургенев – «Отцы и дети»; А.И. Куприн – «Поединок», Л.Н. Толстой «Война и мир».

17. а) Тарханы - М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское-Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;

г) Таганрог – А.П. Чехов;

д) Константиново – С.А. Есенин;

е) Михайловское – А.С. Пушкин;

ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;

з) Васильевка – Н.В. Гоголь

18. а) лирика, б) роман, в) кульминация, г) сюжет, д) сатира.

19. 1 – пейзажная

2 – сравнение

3 – метафора

4 – аллитерация

5 – перекрестная

20. 1 – монолог

2 – Илье Ильичу Обломову; к Андрею Штольцу

3 – синекдоха/метонимия

4 – уже с первых страниц романа Гончарова читатель узнаёт, что на Гороховой улице в большом доме живёт Илья Ильич Обломов. Эта улица была одной из главных в Петербурге, на ней жили представители высших слоёв общества.

5 – метафора

6 – психологизм

7 – гаснуть/погасание

8 – Н. Добролюбов, Д. Писарев

9 – Н.В. Гоголь

10 – Ольга Ильинская