Жизненные девизы героев романа два капитана. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»). Выступления учащихся об одержимых

А. Теннисон

Бороться и искать, найти и не сдаваться — последняя строчка опубликованного в 1842 году стихотворения «Уллис» английского поэта Альфреда Теннисона (1809-1892)

It may be that the gulfs will wash us down:
It may be we shall touch the Happy Isles,
And see the great Achilles, whom we knew.
Tho" much is taken, much abides; and tho"
We are not now that strength which in old days
Moved earth and heaven; that which we are, we are;
One equal temper of heroic hearts,
Made weak by time and fate, but strong in will
To strive, to seek, to find, and not to yield.

Увидим там великого Ахилла,
Которого мы знали. Многих нет,
Но многие доныне пребывают.
И нет в нас прежней силы давних дней,
Что колебала над землей и небо,
Но мы есть мы. Закал сердец бесстрашных,
Ослабленных и временем и роком,
Но сильных неослабленною волей
Искать, найти, дерзать, не уступать. (Перевод К. Д. Бальмонта)

До Островов Блаженных и увидим
Великого Ахилла (меж других
Знакомцев наших). Нет, не все ушло.
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам,
Мы – это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал все тот же,
И тот же в сердце мужественный пыл –
Дерзать, искать, найти и не сдаваться! (Перевод Г. Кружкова)

В России фраза «бороться и искать, найти и не сдаваться» стала известна благодаря писателю В. Каверину, включившую её свой роман «Два капитана».

« Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.
На высоте человеческого роста высечены следующие слова:
«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.
Бороться и искать, найти и не сдаваться! »

Правда, в последней строке стихотворения To strive, to seek, to find, and not to yield глагола «бороться» нет, To strive — значит «стремиться», а «стремиться» и «бороться» не одно и тоже. Но борьба была символом жизни Советского Союза и его граждан, которые постоянно с чем-то, за что-то и против чего-то боролись: борьба за мир, за урожай, за качество, с врагами народа, с империализмом, с буржуями, космополитами, бездорожьем, разгильдяйством и бюрократизмом. Так что Каверина понять и простить можно.

«Уллис»

Стихотворению посвящено Одиссею, чьё имя в латинизированной форме звучит как Уллис. Одиссей — персонаж древнегреческой мифологии, участник Троянской войны, герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», отважный, хитроумный, непоседливый, удачливый путешественник.

Автор слов «бороться и искать, найти и не сдаваться»

Альфред Теннисон происходил из семьи священника. Получил домашнее образование, учился в Оксфорде, первый стихотворный сборник издал в 18 лет, в 21 год опубликовал второй… в Англии его стихотворения и поэмы были очень популярны. В 1884 году Теннисон из рук королевы Виктории принял рыцарский титул. Умер поэт 6 октября 1892 года, захоронен в Вестминстерском Аббатстве .

Урок литературы в 8 классе по роману Вениамина Каверина «Два капитана» (после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть ­ то быть лучшим») Береги честь смолоду. I Вступительное слово учителя. (Записать тему, эпиграф к уроку. Вести запись черт характера) II Основное содержание урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В каком произведении, изученном нами, встречались эти слова (такие, как эпиграф)? О чем же мы сегодня будем говорить? (О чести и бесчестии). Эпоха, показанная в «Капитанской дочке» Пушкиным, очень далека, но значит ли это, что современные люди не должны задумываться о проблемах нравственности! Перед нами книга Вениамина Каверина «Два капитана» ­ Что представляет собой по жанру это произведение? (Роман – большое эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц) Итак, давайте проследим за судьбой наших героев, начиная с их детства и до дней, когда они стали взрослыми людьми. Понаблюдаем за их поступками и ответим на главный вопрос урока – ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕСТИ? Роман В. Каверина в двух книгах. От чьего лица ведется повествование в первой книге? Почему? Расскажите о детстве Сани Григорьева. Как характеризуют Саню, одиннадцатилетнего мальчика, такие слова (после ареста отца): «Чем больше я думал, тем все тяжелее становилось у меня на душе. Значит, по моей вине арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем. ­ 2 ­

По моей вине было продано новое драповое пальто, на которое мать целый год копила. По моей вине она должна ходить в присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно кланяться…» С какой целью повторяется так часто выражение «по моей вине»? Чувство вины, критическое отношение к себе Расскажите, как Саня научился говорить? Почему он сумел победить свою немоту? «Я был настойчив» Почему Саня решил убежать из Энска вместе с Петькой? В какой момент его жизни это произошло? «Тетя Даша и Сковородников решили отдать меня и Саню в приют… И вот я теперь стану арестантом!» Гордость. Тетя Даша, искренно любившая детей и желавшая им добра, «взяла» с Сани «торжественное обещание». Оно заключалось в нескольких отрицательных глаголах. Подумаем, вспомним – в каких? Не воровать Не курить Не грубить Не лениться Не пьянствовать Не ругаться Не драться Легко ли было мальчику, оставшемуся без дома,без родителей выполнить свое обещание? Зато Петька Сковородников придумал клятву, слова которой Саня запомнил на всю жизнь и верность ей хранил с детства. Вспомните самые главные слова этой клятвы. (Бороться и искать, найти и не сдаваться). «Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты». А вот клятва много раз помогала ребятам. Как? Несмотря ни на какие трудности, мальчики добрались до Москвы. «Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках». Но все же ни Саня, ни Петя не стали беспризорниками. Что же с ними произошло? (Саня попал в школу – коммуну) ­ 3 ­

«До первого теплого дня, ­ иначе я и не думал. Спадут морозы – и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал…» Что же задержало Саню в детском доме? Чтение. Тяга к знаниям. Конечно, в детском доме у Сани появились новые друзья. Вот один из них: « Он был тощий, с большой головой, на которой росли в беспорядке кошачьи желтые космы. Нос у него был приплюснутый, глаза неестественно круглые, подбородок квадратный – довольно страшная и несимпатичная морда. Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупало». (Ромашов) И второй: «…ленивый мальчик со множеством планов. То он собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твердым намерением стать актером…» (Валька Жуков) Назовите Саниных друзей. К кому из них Саня относится с большей симпатией? Почему? С какой целью вводит в роман этих героев автор? (Ромашов – отрицательный герой, бесчестный, подлый. В. Жуков – настоящий друг, порядочный, честный человек). Расскажите о поступках мальчиков, которые бы их характеризовали. Судьба Сани Григорьева очень тесно переплелась с судьбами членов семьи Татариновых. Как произошло знакомство? (Саня помог Нине Капитоновне нести сумки) Стремление помочь. Почему старушка, боявшаяся беспризорников, пригласила Саню в дом? Как случилось, что Саня стал частым гостем в доме Татариновых? «Катерине Ивановне было лет 12 – не больше, чем мне. Но куда там! Хотел бы я так выступать, как она, так гордо закидывать голову, так прямо смотреть в лицо темными живыми глазами. У нее были косички кольцами и такие же кольца на лбу. Она была румяная, но строгая… Вообще она была хорошенькая, но страшно задавалась…» И все таки Саня и Катя подружились. Почему? ­ 4 ­

Любовь к чтению Вспомним историю с лактометром. Какая черта Саниного характера проявилась в этой истории? Честность,решительность. «… Катька догнала меня у ворот. _ Эй ты, Николай Антоныч! – крикнула она. – Куда пошел? Жаловаться?» Как Саня поступит? А как поступит Катя? Как ребят характеризуют их поступки? Послушайте отрывок из романа(кн.1,ч.2,гл.4 со слов «Впервые я почувствовал к себе уважение…») За что стали уважать Саню? За умение драться? Смелость, справедливость. Однажды в доме Николая Антоновича Саня стал невольным свидетелем «странного педсовета». Учителя школы вместе с директором решали судьбу Ивана Павловича Кораблева. «Они хотели прогнать Кораблева из школы». Как поступит Саня? Порядочность. Как отнесся к этому поступку Сани Николай Антонович? «Неблагодарный доносчик, мерзавец, шпион! Чтобы твоей ноги здесь не было! Слышишь? Одной рукой Николай Антоныч открыл двери, а другой выбросил меня на лестницу, как котенка.» Кто же выдал Саню? Зачем? Проходило время. Саня неустанно работал над собой. Давайте же вспомним его «правила для развития воли»: 1.Не выражать наружно свои чувства. 2.Не заботиться о мнении людей, которых презираешь. 3.Спать как можно меньше. 4.С утра определять порядок дня. 5.Помнить цель своего существования. 6.Что решено – исполни. Как характеризуют Саню эти правила? Какие из них особенно вас привлекают? Саня мечтал стать летчиком. Почему он был уверен, что его примут? Сила воли,упорство. Стать летчиком Саня решил еще в Энске. Но чем больше он узнавал Катю, ее семью, тем сильнее было это желание. – Почему? ­ 5 ­

Прослушайте отрывок из романа(кн.1, ч.2,гл.14 «Свидание в соборном саду» Оцените Санин поступок. Какие события последовали после этого? (Марья Васильевна покончила жизнь самоубийством. Николай Антонович во всем обвинил Саню, Катя отвернулась от него). Саня вновь идет в дом к Николаю Антоновичу. Зачем? Легко ли было ему это сделать? «Николай Антонович бросил эти письма мне в лицо, потом плюнул мне в лицо… Старухи Бубенчиковы набросились на меня и чем – то больно ударили в спину. Я махнул рукой и ушел». Смирился ли Саня? Что решил предпринять? Ради чего? (Найти экспедицию) он узнал о судьбе экспедиции капитана Татаринова? Увенчались ли успехом поиски Сани? Что Верность,патриотизм. Как же сложились взаимоотношения Сани и Кати? Почему,отвернувшись от него на похоронах матери, Катя продолжала любить Саню? Через какие испытания прошла их любовь? Ромашов? Исчез ли он из жизни Сани и Кати? Ромашов и Николай Антонович сблизились? Что руководит поступками этих людей? Не раз ещё Сане и Кате случится встретиться с Ромашовым. Расскажите, какой случай из его жизни говорит о полном нравственном разложении этого человека? А что же Почему И все таки роман заканчивается светлыми страницами, торжеством добра, порядочности таких людей как доктор Иван Иванович, тетя Даша, Судья Сковородников, их сын Петя, учитель Кораблев, как Катя Татаринова и Саня Григорьев. Научившись быть настоящим человеком чести в юные годы, герой романа не запятнал свою совесть даже в самые трудные минуты своей жизни. Какие же черты характера должен воспитывать в себе каждый ребенок, чтобы стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем записи, сделанные во время нашей беседы. Почему В. Каверин назвал свой роман «Два капитана»? В чем смысл названия? Какова связь повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа В.Каверина «Два капитана»? Почему к уроку по роману взятка»? ­ 6 ­

Одно из лучших стихотворений Теннисона , которое в России известно лишь по последней строчке:(
Эта строка была девизом героя известного романа Вениамина Каверина "Два капитана ":
Бороться и искать, найти и не сдаваться (в оригинале: To strive, to seek, to find, and not to yield ).

Альфред Теннисон
[перевод Г. Кружкова ]

УЛИСС
(ULYSSES )

Что пользы, если я, никчёмный царь
Бесплодных этих скал, под мирной кровлей
Старея рядом с вянущей женой,
Учу законам этот тёмный люд? -
Он ест и спит и ничему не внемлет.
Покой не для меня; я осушу
До капли чашу странствий; я всегда
Страдал и радовался полной мерой:
С друзьями - иль один; на берегу -
Иль там, где сквозь прорывы туч мерцали
Над пеной волн дождливые Гиады.
Бродяга ненасытный, повидал
Я многое: чужие города,
Края, обычаи, вождей премудрых,
И сам меж ними пировал с почётом,
И ведал упоенье в звоне битв
На гулких, ветреных равнинах Трои.

Я сам - лишь часть своих воспоминаний:
Но всё, что я увидел и объял,
Лишь арка, за которой безграничный
Простор - даль, что всё время отступает
Пред взором странника. К чему же медлить,
Ржаветь и стынуть в ножнах боязливых?
Как будто жизнь - дыханье, а не подвиг.
Мне было б мало целой груды жизней,
А предо мною - жалкие остатки
Одной; но каждый миг, что вырываю
У вечного безмолвья, принесёт
Мне новое. Позор и стыд - беречься,
Жалеть себя и ждать за годом год,
Когда душа изныла от желанья
Умчать вслед за падучею звездой
Туда, за грань изведанного мира!
Вот Телемах, возлюбленный мой сын.
Ему во власть я оставляю царство;
Он терпелив и кроток, он сумеет
С разумной осторожностью смягчить
Бесплодье грубых душ и постепенно
Взрастить в них семена добра и пользы.
Незаменим средь будничных забот,
Отзывчив сердцем, знает он, как должно
Чтить без меня домашние святыни:
Он выполнит своё, а я - своё.

Передо мной - корабль. Трепещет парус.
Морская даль темна. Мои матросы,
Товарищи трудов, надежд и дум,
Привыкшие встречать весёлым взором
Грозу и солнце - вольные сердца!
Вы постарели, как и я. Ну что ж;
У старости есть собственная доблесть.
Смерть обрывает всё; но пред концом
Ещё возможно кое-что свершить,
Достойное сражавшихся с богами.

Вон замерцали огоньки по скалам;
Смеркается, восходит месяц; бездна
Вокруг шумит и стонет. О друзья,
Ещё не поздно открывать миры, -
Вперёд! Ударьте вёслами с размаху
По звучным волнам. Ибо цель моя -
Плыть на закат, туда, где тонут звёзды
В пучине Запада. И мы, быть может,
В пучину канем - или доплывём
До Островов Блаженных и увидим
Великого Ахилла (меж других
Знакомцев наших). Нет, не всё ушло.
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам.
Мы - это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал всё тот же.
И тот же в сердце мужественный пыл -
Дерзать, искать, найти и не сдаваться!


P.S. Мне попадался в сети перевод этого стихотворения, но текст перевода был неполным, к тому же неокончательным вариантом перевода "Улисса ". Данный вариант перевода взят из книги: Григорий Кружков "Избранные переводы. В 2-х томах ". Т. 1 - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009.

Хотя заключительная строка этого перевода отличается от "канонического" девиза "Двух капитанов ", но данный вариант перевода "Улисса " мне понравился больше, чем предыдущий.

Саня Григорьев и капитан Татаринов… Что связывает этих двух людей, совершенно разных по возрасту и положению? Безусловно, их характеры, смелые, честные, открытые и совершенно по-детски наивные; безусловно, их строгие моральные принципы, не допускающие ни капли лжи или фальши; безусловно, их высокие цели и судьбы, странным образом так сильно переплевшиеся. Потому, наверное, и назвал Каверин свой роман «Два капитана», как бы подчеркивая сходства этих двух разных людей, как бы давая читателю возможность сравнить и сопоставить две человеческие жизни, отдаленные друг от друга временным пространством и, в то же время, никак не отделимые друг от друга. Два капитана…

Но все же я не могу полностью согласиться с автором насчет названия этой замечательной книги. Да, я бы тоже выделила лишь самое главное и самое важное, то, что объединяет наших двух героев. Но это не их родственные связи, не их общественные отношения и даже не их сильные характеры, а их формула жизни, содержащая всего лишь в четырех словах и задачу, и цель, и смысл жизни; это девиз, сформулированный самим героем книги, которого оба капитана и придерживались, с помощью которого и пришли к такой развязке, счастливой развязке.

Так что же это за четыре слова, впервые произнесенные маленьким мальчиком во время детской, наивной и, в то же время, твердой и серьезной клятвы в самом начале этого длинного пути и ставшие потом последними словами на надгробии бессмертного памятника великого человека! «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот те слова (да и не просто слова, а слова, ведущие за собой бессмертные дела), которые и стали жизненным принципом этих каверинских героев; вот те слова, которые звучат в сердцах всех деятельных людей, чья жизнь наполнена трудностями и опасностями, которые надо преодолеть; неразрешимыми задачами, которые надо решить; высокими целями, к которым они, несмотря ни на что, приходят; вот те слова, означающие вечное противостояние человека-созидателя - природе, человека будущего - судьбе. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

«Бороться» – самая первая и самая главная задача любого человека. Бороться с жизнью, бороться со смертью, бороться с судьбой, но, пожалуй, самое трудное – это бороться с собственными слабостями. Это понимает и Саня Григорьев, победивший в себе эгоизм, но столкнувшийся с жестокостью холодного, расчетливого и лживого мира. Также бороться приходится и капитану Татаринову: бороться с людьми, бороться со стихиями и, в конце концов, бороться с самим собой.

«Искать». Что можно понять под этим словом? Каждый ищет свое, у каждого своя задача, которую надо решить, свой смысл жизни. Вот то-то здесь и имеется в виду, что каждый из нас должен иметь впереди высокую и четкую цель и стремиться к ней наперекор судьбе, наперекор неудачам и другим трудностям, наперекор всему. Каждый из нас… а иначе человек и не будет иметь право называться человеком, если он будет «плыть по течению», проживать (а не жить!) свою жизнь так, как угодно природе, подчиняясь обстоятельствам.

«Найти», обязательно найти, ведь просто поиски никогда не оправдывают ни жизнь, ни поступки. Ведь всякое дело нужно довести до конца, всякое стремление должно завершиться успехом, всякая цель должна быть достигнута. И только по-настоящему стойкий человек с сильной волей может добраться до этого конца. Может увенчать свой долгий путь победой. Пусть даже и придется ему потратить на это много времени, и, может быть, всю жизнь, как это сделали два капитана.

И последнее. Никогда и нигде, достигнув или не достигнув своей цели, выполнив или не выполнив свою задачу, исполнив или не исполнив мечту, никогда и ни где не нужно сдаваться, нельзя сдаваться. Ведь и после осуществления своей цели будут новые и новые препятствия и трудности, ведь время идет, а вместе с ним и жизнь, а соответственно, и все дела, и мысли не могут остановиться и замереть. Жизнь будет идти вперед и приносить нам все новые и новые перемены, а уже от нас зависит, изменится ли все в лучшую или в худшую сторону.
Вот они четыре слова, заключающие весь смысл данного произведения и его главный урок; четыре слова, лишающие человека права на какую-либо слабость, где любое отступление от принципа – шаг в сторону зла. Четыре слова – бороться, искать, найти и не сдаваться – которые я бы и написала на обложке книги Каверина. Вот так:

«Два капитана. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

0 кто автор Бороться и искать, найти и не сдаваться? Не каждое произведение удостаивается того, что фразы из него превращаются в афоризмы и растаскиваются по разным частям света. Сегодня поговорим об одном из таких фразеологизмов , это автора вы узнаете ниже.
Впрочем, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам ещё прочесть несколько познавательных публикаций на тематику поговорок и пословиц. Например, откуда фраза Народ безмолвствует ; как понять А был ли мальчик ; что означает Любишь кататься, люби и саночки возить ; кто сказал Вставайте граф, вас ждут великие дела и т. п.
Итак, продолжим, кто автор "бороться и искать, найти и не сдаваться" ?

Бороться и искать, найти и не сдаваться - это выражение из стихотворения Улисс (1842), автор Альфред Теннисон


Однако, в России популяризовал этот фразеологизм известный детский писатель В. Каверин в своём бестселлере "Два капитана".
В этой книге, данный афоризм послужил эпитафией над могилой капитана И. Л. Татаринова , который погиб возвращаясь домой из открытой им далёкой и холодной Северной Земли. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" - последняя строчка текста, выбитая на белом могильном камне.

Кстати, в стихотворении "Улисс ", этот афоризм тоже идёт последней строкой "To strive, to seek, to find, and not to yield " (Стремиться, искать, находить и не уступать). Вообще, эта фраза, как нельзя лучше подходила молодой Советской России, люди в ту эпоху были окрылены, и старались преодолеть невероятные трудности, чтобы создать новое, свободное и счастливое общество. На этом славном пути, Запад постоянно вставлял палки в колёса, поскольку еврейские банкиры, были крайне недовольны, что потеряли контроль над этим огромным куском суши.

Что касается стихотворения "Улисс ", то оно, как вы поняли из названия, описывает события произошедшие с Одиссеем. Этот отважный и неунывающий человек, принимавший участие в троянской войне, прекрасно вписался в эту героическую поэму .

Автор "бороться и искать, найти и не сдаваться " поступил в Оксфорд, стал писать стихи, и в 18 лет издал свой первый сборник. Через три года из под его пера вышел второй томик стихотворений, и в итоге он стал весьма популярен в узких кругах. Среди английского высшего света, это был самый почитаемый поэт, доказательством чему служит то, что королева Виктория предоставила ему рыцарский титул. Это событие произошло в 1884 году, а умер поэт спустя восемь лет, и захоронен в Вестминстерском Аббатстве.

Более того, спустя много лет, эти строки были выбиты на надгробном кресте на вершине горы "Обсервер Хилл " в память английского полярника Роберта Скотта (1868 - 1912). Он всю свою сознательную жизнь мечтал покорить Антарктиду, но опоздал всего на три дня, отдав пальму первенства Руальду Амундсену. После такого известия, он впал в депрессию, и умер на обратном пути.