Жизненный путь бунина. Творческий и жизненный путь бунина ивана алексеевича. Другие варианты биографии

Иван Алексеевич Бунин (1870 — 1953) — русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Бунин детство провел именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. Затем молодой поэт поступил учиться в Елецкую гимназию. Однако не закончил ее, вернувшись домой. Дальнейшее образование в биографии

Ивана Алексеевича Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие

Рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию.

Основные темы и образы поэзии. Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт — это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика — это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека.

Одна из таких граней — это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. Здесь воспеты мир человека и мир природы.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким, чистым кроем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне.

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас («О счастье мы лишь только вспоминаем…»). Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. («Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано»). Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо — лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно (стихотворение «Раскрылось небо»).

В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус». Звезда Сириус — белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда — символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия — служить вечной красоте.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.

Итак, основные черты лир. поэзии Бунина — стремлений к описат. подробности, яркость конкр. деталей, классич. простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь — родной природы. Богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с рус. прозой, в частности с повелистикой Чехова; тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами, тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.

Сочинения по темам:

  1. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской...

Сочинение

Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в семье орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных. Через четыре года его родители вместе с детьми переехали в свое поместье Озерки на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где прошло детство будущего писателя. Первоначальное образование Бунин получил дома - его учителем был студент Московского университета. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик поступил в первый класс Елецкой гимназии, но в 1886 году был отчислен из нее за неуспеваемость. Следующие четыре года Бунин провел в имении Озерки. Гимназический курс он успешно прошел дома, под руководством любимого старшего брата Юлия. Привязанностью к брату был вызван и приезд Бунина в 1889 году в Харьков, где он ненадолго сблизился с народниками. Осенью того же года он возвращается в Орел, сотрудничает с газетой «Орловский вестник».

В это же время происходит его знакомство с Варварой Владимировной Пащенко, любовь к которой оставила глубокий след в творчестве писателя. Молодые люди прожили вместе до 1894 года, однако их гражданский брак распался, В. В. Пащенко уехала и вскоре вышла замуж. Бунин тяжело переживал разрыв с возлюбленной, его отчаяние доходило до мыслей о самоубийстве. Раннее и столь глубокое страдание не прошло бесследно для его творчества: каждое воспетое им прекрасное мгновение земного бытия всегда наполнено и предельной радостью, и бесконечной мукой. Литературная деятельность Бунина началась с публикации стихов. Первый его поэтический сборник был издан как приложение к «Орловскому вестнику» в 1891 году, а уже в 1903 году один из следующих поэтических циклов - «Листопад»- - был отмечен Пушкинской премией Российской Академии наук. К тому времени писатель уже приобрел известность и как автор рассказов, публикуемых в ведущих российских журналах, и как переводчик «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. Конец 1890-х годов ознаменован в жизни Бунина его дружбой с А. П. Чеховым, верность которой он пронес через всю свою писательскую судьбу. В доме А. П. Чехова состоялось и знакомство Бунина с Максимом Горьким, который ввел его в круг писателей-реалистов, группировавшихся при издательстве «Знание». Годы близкой творческой и человеческой дружбы этих двух писателей завершились взаимным охлаждением и разрывом: слишком разным было отношение Бунина и Горького к событиям общественной и политической жизни России.

В 1898 году Бунин женился на актрисе Анне Николаевне Цакни, ставшей матерью его единственного сына. Однако этот брак не был удачным: супруги расстались через год, а их ребенок умер в раннем детстве. Новый этап творческой биографии писателя начался в 1900 году с выхода рассказа «Антоновские яблоки», признанного вершинным достижением прозы начала века. Следующие несколько лег Бунин много путешествовал по Европе, совершил поездку на Кавказ. Его неудержимо привлекал Восток, и в 1907 году он едет в Египет, посещает Сирию и Палестину. Творческим итогом этого путешествия стал цикл путевых очерков «Тень птицы» (1907-1911). Паломничеству Бунина в страны Востока предшествовала его женитьба на Вере Николаевне Муромцевой (этот брак был освящен церковью лишь в 1922 году). К концу первого десятилетия века имя Бунина приобрело широкую известность. В горьковском издательстве «Знание» выходит первое собрание сочинений Бунина в пяти томах. Ему присуждают вторую Пушкинскую премию, писателя избирают почетным академиком Российской Академии наук. 1910 год можно считать началом периода творческой зрелости Бунина. Издается его первая крупная прозаическая вещь - «Деревня». Повесть вызвала большой интерес читателей и бурные споры критиков: в ней впервые были затронуты темы, которых почти не касалась литература предшествующей поры. Совершив вместе с женой поездку во Францию, Алжир, на Капри, путешествие в Египет и на Цейлон, он по возвращении публикует повесть «Суходол». В последнее предоктябрьское десятилетие Буниным созданы такие шедевры русской прозы, как «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга». Событием в культурной жизни России стал выход в издательстве А. Ф. Маркса Полного собрания сочинений Бунина (1915).

Октябрьский переворот Бунин пережил трагически. Предчувствие близкой и неминуемой катастрофы вылилось в духовный и творческий кризис. В 1920 году Бунин навсегда покинул Россию, унося в сердце бесконечно любимую и утраченную родину.

Говоря об эмигрантском периоде жизни Бунина, необходимо помнить, что на чужбину он попал уже сложившимся художником с определившимися вкусами и пристрастиями. В предреволюционной прозе писателя, как и в его поэтических произведениях, вполне отчетливо прослеживались основные темы и мотивы, особенности письма и формы всего его творчества. Давно сформировалась и сама его личность, страстность натуры совмещалась в нем с аристократической сдержанностью, с удивительным чувством меры, нетерпимостью к любого рода позе и наигранности. Бунин обладал сильным характером и одновременно отличался своевольной изменчивостью настроений. В русскую зарубежную культуру он внес уникальную ауру последнего «деревенского» дворянства с его повышенной приверженностью роду, с его памятью о жизни предшествующих поколений, органическим чувством единства человека и природы. Вместе с тем мироощущение Бунина практически всегда было проникнуто переживанием близкого и неминуемого распада этого уклада, его конца. Отсюда извечное бу-нинское стремление к преодолению границ круга жизни, выход за предначертанные ею пределы. Потребность духовного освобождения сделала самого писателя вечным скитальцем, а его художественный мир наполнила «легким дыханием» самовозрождающейся жизни.

Вся вторая половина жизни Бунина прошла во Франции. В марте 1920 года писатель и его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, оказались в Париже. Главные путешествия и связанные с ними внешние впечатления жизни остались в прошлом. Следующие три десятилетия Бунин провел в кропотливой и взыскательной работе за письменным столом. В эмиграции им были написаны десять книг, что, впрочем, мало помогало бороться с бедностью. Даже сотрудничество писателя с ведущим «толстым» журналом русского зарубежья - «Современными записками» - не избавляло семью Буниных от постоянного безденежья. Поселившись в Грассе, на юге Франции, писатель обрел некое подобие собственного дома. На его скромной вилле «Жаннетта» завязывалась литературная дружба с новыми людьми, в том числе с молодыми писателями М. Алдановым и Л. Зуровым. Несколько лет «Жаннетта» была пристанищем для Г. Н. Кузнецовой, любовь к которой вдохновила Бунина на создание его лучшей, как он сам неоднократно высказывался, книги «Темные аллеи». В 1920-1930 годах возобновились старинные знакомства Буниных - с писателями Б. Зайцевым, В. Ходасевичем, Г. Адамовичем, философами Ф. Степуном, Л. Шестовым, Г. Федотовым. Из тех выдающихся современников, что оказались во Франции, Бунину не были близки Д. Мережковский, 3. Гиппиус и А. Ремизов. В 1926 году Грасс посетил один из самых дорогих Бунину друзей - С. Рахманинов, великий русский композитор, пианист и дирижер, духовное родство с которым писатель особенно ценил.

В 1933 году Бунин становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы - «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Столь высокое признание писатель получил после публикации книги «Жизнь Арсеньева», которая явилась значительной вехой литературного процесса XX столетия. Недолгий период материального благополучия был омрачен для Бунина предчувствием новой исторической катастрофы - мировой войны. Широко известен факт задержания и унизительного обыска писателя во время его поездки через Германию. В 1940 году, после немецкой оккупации Франции, Бунины пытались бежать из Грасса, но вскоре вернулись. Во время Второй мировой войны, живя в нужде, в постоянной тревоге за судьбу России, писатель обратился к теме любви, написав свою «Книгу итогов» - «Темные аллеи». Первым изданием она вышла в 1943 году в Нью-Йорке, а через три года появилось ее расширенное парижское издание, признанное окончательным вариантом.

В конце 1940-х годов Бунин переехал из Грасса в Париж. На некоторое время он сблизился с советскими представителями во Франции, обсуждалась возможность издания произведений Бунина в СССР и даже его возвращения. Однако вернуться на родину Бунин в конце концов отказался. Последние годы творчества писатель посвятил работе над книгой «Воспоминания» и над так и оставшейся незавершенной книгой о Чехове. 8 ноября 1953 года Бунин скончался в своей парижской квартире и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I . Жизненный и творческий путь И. А. Бунина……………………...5

1.1.Детство и юность писателя…………………………………… 5

1.2.Начало творчества…………………………………………………6

1.3.Творческий подъем и рост популярности………………………8

1.4.Эмиграция…………………………………………………………… 9

1.5.Основные темы творчества И. А. Бунина……………………11

Глава II . Россия и Москва в рассказах Бунина И. А………………………..13

2.1.Бунин И. А. о России 1920-х годов…………………………………13

2.2.Образ Москвы в рассказе «Чистый понедельник»…………… 14

2.3.Образ Москвы начала XX века в рассказах Бунина И. А………19

2.4.Образ Москвы в «Окаянных днях»…………………………………21

Заключение………………………………………………………………………25

Список источников и литературы…………………………………………..27

Введение.

Москва издавна привлекала к себе пристальные взгляды и внимание писателей и поэтов самых различных эпох и направлений. Связано это не только с особой ролью этого города в истории нашей страны, но и особым московским духом, красотой отечественной столицы.

Неповторимые образы Москвы, навсегда оставшиеся в душах читателей сумели создать многие авторы, достаточно вспомнить хотя бы Москву булгаковскую. В этом смысле Бунин также сумел создать свой, совершенно удивительный и неповторимый образ Москвы, который до сих пор вдохновляет и привлекает читателей.

Иван Алексеевич Бунин является одним из наиболее талантливых и видных отечественных писателей. Он был человеком сложной и интересной судьбы, главной мечтой которого вплоть до последних дней было возвращение на родину, которую он был вынужден покинуть.

Не удивительно, что среди прочих тем, одной из ведущих тем его творчества был мотив родины, России и Москвы. При этом, образы России и Москвы Бунина имеют целый ряд специфических черт, тесно связанных с биографией и мировоззрением самого автора.

В силу данного обстоятельства, говоря об образе Москвы в его рассказах необходимо ознакомиться с биографией Ивана Алексеевича, чтобы понять некоторые особенности и изменения изображения Москвы с течением жизни писателя.

Несмотря на огромную любовь И. А. Бунина к Москве и частое описание ее в своих произведениях, даже будучи в эмиграции, специальных исследований по указанной проблематике крайне мало. Гораздо чаще в исследовательской литературе и литературной критике рассматриваются другие аспекты бунинского творчества.

Именно поэтому изучение проблемы изображения и особенностей образа Москвы в рассказах Бунина И. А. представляется не только чрезвычайно интересной, но и перспективной темой.

Главной целью данного исследования является выявить особенности изображения Бунины И. А. Москвы, а также проследить, каким образом изменялся его подход к формированию образа Москвы, а также отношение Ивана Алексеевича к городу с течением его жизни и под влиянием жизненных обстоятельств.

В соответствии с заявленной темой и поставленной целью предлагаемое исследование было разделено на две главы. В первой их рассматривается краткая биография писателя, особенности его характера и жизненных принципов, а также творчества, тесно с ними связанные. Главными задачами первой главы является ознакомление с характерными для самого Ивана Алексеевича особенностями жизни и творчества, характера, а также теми обстоятельствами, под влиянием которых они формировались.

Во второй главе дан6ной работы проводится довольно подробное исследование отдельных рассказов И. А. Бунина в контексте указанной темы. Среди основных задач здесь можно назвать: необходимость анализа текста рассказов Бунина, обозначение образа Москвы в каждом из них, а также в совокупности, изменение образа Москвы в его произведениях.

Необходимо заметить, что наряду с подробным анализом текста некоторых рассказов И. А. Бунина, во второй главе также присутствует довольно подробный анализ «Окаянных дней», который необходим в контексте указанной темы для понимания изменения отношения Бунина к Москве, а также особенностей ее изображения в более поздних его произведениях.

Как уже было отмечено выше, специальных исследований по указанной проблематике практически нет .

Стоит все же отметить, что некоторые аспекты рассматриваемой темы затрагиваются в работах критиков и исследователей творчества Ивана Алексеевича, посвященных его творчеству .

Важными в контексте исследуемой темы, являются также работы о жизни Ивана Алексеевича Бунина, из которых можно почерпнуть сведения биографического характера .

Глава I . Жизненный и творческий путь И. А. Бунина.

1.1.Детство и юность писателя.

Бунин Иван Алексеевич (1870–1953 гг.) был великим русским прозаиком и поэтом, выдающимся переводчиком.

Он родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в старинной дворянской, но обедневшей семье. Иван Алексеевич состоял в дальнем родстве с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Войковыми, Булгаковыми и Соймоновыми.

Говоря о родителях писателя, стоит отметить, что его отец был весьма сумасбродным человеком, разорившимся из-за пристрастия к вину и картам. В юности он участвовал в Крымской войне 1853–1856 годов, где встречался с Л. Толстым. Мать Ивана Алексеевича была глубоко религиозной женщиной, обладала грустной поэтической душой. Согласно семейным преданиям, она происходила из княжеского рода.

Именно своим происхождением и особенностям характеров своих родителей Бунин во многом обязан основными темами своего раннего творчества – темой гибнущих дворянских гнезд.

Когда Бунину исполнилось три года, семья была вынуждена переехать из Воронежа в Елецкий уезд, в наследственное поместье на хуторе Бутырки, где и прошло детство писателя. Среди первых детских впечатлений были рассказы матери, дворовых, странников, стихия фольклорной сказки, песни и легенды, живая плоть исконной русской речи, кровная связь с природой и среднерусским ландшафтом и, наконец. В это же время будущий писатель переживает большое душевное потрясение – смерть младшей сестры. Именно из этих детских впечатлений и вырастают все основные темы будущего творчества писателя.

В 1881 Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии, откуда был отчислен в 1886 году 1886 за неявку с каникул. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом, по слова матери «с одним крестом на груди».

Дальнейшая судьба Ивана Алексеевича во многом определялась двумя важными обстоятельствами. Во-первых, будучи дворянином, он не получил даже гимназического образования, а во-вторых, после ухода из-под родительского крова никогда не имел собственного дома и провел всю жизнь в отелях, чужих домах и съемных квартирах.

Одновременное тяготение к дворянским традициям и отталкивание от них во многом определили не только особенности его творчества, но весь стиль жизни . Сам Бунин так писал об этом периоде своей жизни в одном из своих произведений: «Разве есть у меня теперь родина? Если нет работы для родины, нет и связи с нею. А у меня нет даже и этой связи с родиной – своего угла, своего пристанища…И я быстро постарел, выветрился нравственно и физически, стал бродягой в поисках работы для куска хлеба, а свободное время посвятил меланхолических размышлениям о жизни и смерти, жадно мечтая о каком-то неопределенном счастье…Так сложился мой характер, и так просто прошла моя молодость ».

1.2.Начало творчества.

Совершенно особенное влияние на становление личности Бунина оказал его старший брат Юлий, народник-публицист, под руководством которого Иван Алексеевич изучил гимназическую программу.

В 1889 году И. А. Бунин переехал к брату в Харьков, где попал в народническую среду, которую потом саркастически описал в романе Жизнь Арсеньева (1927–1933 гг.).

Говоря о начале творческого пути Ивана Алексеевича Бунина, стоит отметить, что первые стихи он начал писать еще в возрасте 7–8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову. Дебют Бунина-поэта состоялся в 1887 году, когда столичная газета «Родина» опубликовала его стихотворение «Над могилой Надсона», а в 1891 г. выходит его первая поэтическая книга «Стихотворения 1887–1891 гг.».

В 1890-е Бунин пережил серьезное увлечение толстовством, «переболел» идеями опрощения. Он посещал колонии толстовцев на Украине и даже сам желал «опроститься», занявшись бондарским ремеслом. От подобного шага молодого писателя отговорил сам Лев Николаевич Толстой, встреча с которым произошла в Москве в 1894 году. Стоит сказать, что несмотря на неоднозначную оценку толстовства как идеологии, художественная мощь Толстого-прозаика навсегда осталась для Бунина безусловным ориентиром, как и творчество А. П. Чехова .

В начале 1895 года в Петербурге, а затем и в Москве, Бунин постепенно входит в литературную среду, знакомится с А. П. Чеховым, Н. К. Михайловским, сближается с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ф. Сологубом.

В 1901 году Бунин даже издает в символистском издательстве «Скорпион» сборник лирики «Листопад», но на этом близости писателя к модернистским кругам пришел конец, и в дальнейшем его суждения о модернизме были неизменно резкими. Иван Алексеевич Бунин осознавал себя последним классиком, отстаивающим заветы великой литературы перед лицом «варварских» соблазнов «серебряного века ».

1.3.Творческий подъем и рост популярности.

1890-е–1900-е годы стали временем напряженной работы и бурного роста популярности Бунина. В этот период выходит в свет его книга «На край света и другие рассказы» (1897 г.), стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898 г.).

Самостоятельно выучив английский язык, Бунин переводит и издает в 1896 году поэму американского писателя Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна из лучших в русской переводческой традиции, и за нее в 1903 году Российская академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию, а уже в 1902–1909 гг. издательство «Знание» выпускает его первое собрание сочинений в пяти томах.

В ноябре 1906 года Бунин познакомился с В. Н. Муромцевой (1881–1961 гг.), ставшей его женой. Весной 1907 года Бунин с супругой отправляются в путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Впечатления от путешествий разных лет впоследствии сложились в книгу «Тень птицы» (1931 г.). Стоит отметить, что уже к этому времени в сознании читателей и критиков Бунин был одним из лучших писателей России. В 1909 году ему вновь присуждается Пушкинская премия, его избирают почетным академиком Российской академии наук.

Начало первой мировой войны было воспринято Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете Окаянные дни, опубликованном в 1935 году, в Берлине .

1.4.Эмиграция.

В январе 1920 года Бунин покинул Россию и поселился в Париже. Стоит сказать, что в дореволюционный период И. А. Бунин никогда не участвовал в политических событиях. Тем не менее, в эмигрантский период он активно включается в жизнь русского Парижа. Так, с 1920 года он встал во главе Союза русских литераторов и журналистов, выступал с воззваниями и обращениями, вел регулярную политико-литературную рубрику в газете «Возрождение» в 1925–1927 гг. В Грасе он создал подобие литературной академии, куда вошли молодые писатели Н. Рощин, Л. Зуров, Г. Кузнецова.

Бунин И. А. оказался единственным писателем-эмигрантом, который, несмотря на понесенный творческий урон, сумел преодолеть кризис и продолжал работать в необычных, чрезвычайно неблагоприятных для любого писателя условиях, совершенствуя собственный художественный метод.

За годы эмиграции Буниным было написано десять новых книг в прозе, в том числе «Роза Иерихона» (1924 г.), «Солнечный удар» (1927 г.), «Божье древо» (1931 г.), повесть «Митина любовь» (1925 г.). В 1943 году в свет выходит вершинная книга своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи», которая полностью была издана в 1946 году .

Оказавшись в зрелые годы на чужбине, в глазах первого поколения русской эмиграции Бунин стал олицетворением верности лучшим традициям отечественной литературы. Вместе с тем, еще при жизни Бунина заговорили о нем, как о блестящем мастере не только российского, но и мирового уровня. Именно ему в 1933 году первому из наших соотечественников была присуждена Нобелевская премия по литературе, вручение которой проходило 10 декабря.

В Нобелевском дипломе, выполненным специально для Бунина в русском стиле, было записано, что премия присуждена «за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе ».

Вместе с тем, стоит отметить, что далеко не все столь однозначно и благожелательно отнеслись к присуждению Бунину Нобелевской премии. Так, А. Толстой подчеркивал: «Я прочел три последних книги Бунина - два сборника мелких рассказов и роман «Жизнь Арсеньева». Я был удручен глубоким и безнадежным падением этого мастера…его творчество становится пустой оболочкой, где ничего нет, кроме сожалений о прошлом и мизантропии ».

Годы Второй мировой войны Бунин провел в Грасе, испытывая крайнюю нужду. После 1917 года Бунин всегда оставался непримиримым противником советской власти, но, тем не менее, в отличие от многих именитых русских эмигрантов, никогда не был на стороне нацистов.

Вернувшись после войны в Париж, Бунин посетил советское посольство, дал интервью промосковской газете «Советский патриот» и вышел из состава Парижского Союза русских писателей и журналистов, когда тот принял решение об исключении из своих рядов всех, кто принял советское гражданство. Во многом благодаря именно этим шагам стало возможным постепенное возвращение книг И. А. Бунина на родину еще в 1950-е годы. Вместе с тем, русская эмиграция восприняла демарш Бунина как отступничество, тогда от него отвернулись многие близкие люди .

Тем не менее, Иван Алексеевич не вернулся в советскую Россию, несмотря на боль разлуки с родиной, не покидавшей его все эти годы. Вероятнее всего, это было связано, в первую очередь с тем, что Бунин прекрасно понимал, что жизнь его уже прожита и он не хотел оказаться чужим на своей любимой родине. Сам он говорил: «очень трудно и тяжко возвращаться глубоким стариком в родные места, где когда-то прыгал козлом. Все друзья, все родные – в могиле. Будешь ходить как по кладбищу ».

Последние годы жизни Бунина, внутренне одинокого, желчного и пристрастного человека, были проникнуты желанием осудить все, что ему представляется чуждым, а потому лживым и пошлым. Умер Бунин 8 ноября 1953 в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

1.5.Основные темы творчества И. А. Бунина.

Охватывая более шестидесяти лет, творчество Бунина свидетельствует о постоянстве его натуры. Все произведения Бунина, независимо от времени их создания, исполнены интересом к вечным загадкам человеческого существования, обозначены единым кругом лирико-философских тем. Среди основных тем его произведений (как лирических, так и прозаических) следует выделить темы времени, памяти, наследственности, любви и смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий, обреченности человеческой цивилизации, непознаваемости на земле окончательной истины, а также родины.

И. А. Бунин вошел в историю уникальным «архаистом-новатором». Он сумел объединить в своем творчестве высокую традицию русского слова с тончайшей передачей опыта трагически изломанной, приобщившейся к иррациональному, но взыскующей цельности человеческой личности XX века. При этом, опыт этот не разлагал язык классики, а подчинялся ему и поверялся им .

Глава II . Россия и Москва в рассказах Бунина И. А.

2.1.Бунин И. А. о России 1920-х годов.

Боль разлуки с родиной и нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки привели к расцвету творчества Бунина периода эмиграции, его мастерство достигает предельной филигранности. Практически все произведения этих лет о былой, дореволюционной России.

При этом, в его произведениях нет ностальгического елея и воспоминаний о «Москве златоглавой» со звонами колоколов. В булгаковской прозе присутствует иное ощущение мира, иное восприятия России.

Разрыв И.А. Бунина с Россией был вполне конкретен, как разрыв с советской Россией. Идеи социализма, оставшиеся абсолютно чуждыми И.А. Бунину теоретически, оказались еще более неприемлемыми в их практическом воплощении. Установленная государственность претендовала на руководство культурой, на создание культуры нового типа, но каноны пролетарской культуры были абсолютно далеки для И.А. Бунина, как и сам принцип государственного руководства литературным творчеством.

Отечественное и зарубежное литературоведение всегда оценивали И.А. Бунина как русского писателя, но именно приверженность писателя идеалам старой России оказалась невостребованной в советской России. Даже вручение Бунину Нобелевской премии было ударом для советского руководства.

Поэтому русскость И.А. Бунина оказалась востребованной вне России, на Западе. В некоторой степени, Нобелевская премия, которую получил писатель, была своего рода политическим протестом культурной общественности в Европе против большевизма и советизма, но одновременно премия была дана, действительно, гениальному литератору .

Одного из главных принципов, обозначенных Иваном Алексеевичем еще в «Жизни Арсеньева»: «Из поколения в поколение наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всем своего благородства », писатель придерживался всю жизнь. Во многом, именно из-за подобного отношения к жизни, пожалуй, ведущей темой его творчества эмигрантского периода была Россия – ее история, культура и обстановка.

В «Окаянных днях» И.А. Бунин напоминает о сохранении памяти и реальной оценке событий, которые предшествовали установлению в России Советской власти. В «Жизни Арсеньева» писатель пытается сказать, что нельзя строить будущее, разрушая прошлое, он хочет, чтобы народ помнил Россию такой, какой она была до революции, чтобы не забывал свое прошлое, потому что без него нет будущего .

2.2.Образ Москвы в рассказе «Чистый понедельник».

В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» Москва предстает перед читателем как город, заманчиво таинственный и очаровывающий своей красотой. Эта загадочность влияет на его жителей, неслучайно именно образ Москвы связан с внутренним миром главной героини рассказа.

Стоит сказать, что множество конкретных московских адресов, которые указываются в «Чистом понедельнике», определяют его географическое пространство. Подобное определение, вместе с тем, создает развернутый образ эпохи, помогает читателю понять культуру и быт Москвы начала XX века.

Художественное пространство рассказа неоднородно и включает в себя повторяющиеся реалии, образующие своеобразные сюжетные «кольца», отражая два образа Москвы. Первый из них – это образ Москвы как древней столицы Святой Руси, а второй – как центра литературно-художественной богемы . Кроме того, обозначенное географическое пространство рассказа в значительной степени способствует раскрытию внутреннего мира героини, показывает всю полноту и сложность ее натуры: « Вы – барин, вы не можете понимать так, как я всю эту Москву ».

В одном из финальных эпизодов рассказа герой и героиня на санях едут ночной заснеженной Москвой: «Полный месяц нырял в облаках над Кремлем, - «какой-то светящийся череп», - сказала она. На Спасской башне часы били три, - еще сказала:

Какой древний звук, - что-то жестяное и чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа ночи и в пятнадцатом веке. И во Флоренции совсем такой же бой, он там напоминал мне Москву ...».

Сравнительно небольшой рассказ Бунина чрезвычайно насыщен московскими топонимами. Так, в «Чистом понедельнике» по одному, а иногда и по несколько раз упоминаются: Красные ворота, храм Христа Спасителя, рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр», «Стрельна», вегетарианская столовая на Арбате, Художественный кружок, Охотный ряд, Иверская часовня, храм Василия Блаженного, собор Спаса-на-Бору, Художественный театр, Новодевичий монастырь, Рогожское кладбище, трактир Егорова, Ордынка, Марфо-Мариинская обитель, Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Спасская башня, Архангельский собор.

Следует отметить, что «набор» московских адресов, указанных в рассказе автором никак нельзя назвать случайным, он был подобран и тщательно им продуман для создания образа Москвы.

Все перечисленные архитектурные мотивы довольно просто разбиваются на три группы. Первую группу образуют топонимы, подталкивающие читателя вспомнить о допетровской, «старообрядческой» столице: Красные ворота, Охотный ряд, Иверская часовня, храм Василия Блаженного, собор Спаса-на-Бору, Арбат, Новодевичий монастырь, Рогожское кладбище, Ордынка, Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Спасская башня, Архангельский собор. Во второй группе находятся топонимы – символы новейшего облика, модернистской Москвы: «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», Художественный кружок, Художественный театр. И, наконец, третью группу составляют постройки XIX-начала ХХ веков, стилизованные под русскую «византийскую» древность: храм Христа Спасителя и Марфо-Мариинская обитель.

Помимо уже указанной смысловой, ассоциативной нагрузки, большинство архитектурных мотивов, входящих в первую группу, также тесно увязано в рассказе с Востоком.

Мотивы второй, «модернистской» группы неизменно ассоциируются с Западом. Стоит заметить, что не случайно автор «Чистого понедельника» отобрал для своего рассказа названия тех московских ресторанов, которые звучат экзотично, «по-иностранному». При этом отборе Иван Алексеевич руководствовался знаменитой книгой В. Гиляровского «Москва и москвичи», послужившей, наряду с личными бунинскими воспоминаниями, базовым источником для московской составляющей рассказа .

Говоря о мотивах третьей группы, следует отметить, что они предстают в рассказе материальным воплощением попыток модернистской и предмодернистской эпохи воспроизвести стиль византийской московской старины. В качестве примера данному утверждению можно привести не слишком теплую характеристику храма Христа Спасителя: «слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него …».

Говоря о различиях указанных мотивов, стоит также отметить, что мотивы всех трех групп не просто уживаются рядом в городском пространстве, но отражают друг друга.

Так, например, в названии московского трактира «Яр», данном в 1826 году в честь француза-ресторатора, носившего такую фамилию, отчетливо звучат древнеславянские обертоны. Очень ярким примером, в этом смысле случит также эпизод, когда герой и героиня отправляются есть последние блины в трактир Егорова на Охотном ряду, где нельзя курить, потому что его держит старообрядец . Очень точным является реплика самой героини на сей счет: «Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и Богородица Троеручица. Три руки! Ведь это Индия !».

«Дикие мужики», французское шампанское, Индия - все это причудливо и абсолютно естественно уживается в эклектической, впитывающей самые разнообразные влияния, Москве .

Говоря об особенностях образа Москвы в рассказах Бунина И. А., и, в частности, в рассказе «Чистый понедельник», нельзя обойти вниманием тот факт, что целый ряд исследователей отмечает, что образ героини рассказа представляет собой метонимию России. Неслучайно, что именно ее, так и не раскрытую тайну герой-рассказчик демонстрирует читателю: «...она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения ».

Интересно, что при этом, сходным образом, Москва у Бунина предстает метонимией образа героини, наделенной «индийской, персидской» красотой, а также эклектическими вкусами и привычками. Героиня «Чистого понедельника» долгое время мечется, силясь выбрать, между древнерусским Востоком и модернистским Западом. Ярким свидетельством этому является постоянное перемещение героини из монастырей и церквей в рестораны и на капустники, а затем - обратно.

Вместе с тем, даже в рамках, так сказать, своей византийской, религиозной линии поведения, героиня ведет себя на редкость непоследовательно . Так, например, она цитирует в прощеное воскресенье великопостную молитву Ефрема Сирина, а затем, через несколько минут, одно из предписаний этой молитвы нарушает, осуждая героя: «...я, например, часто хожу по утрам или вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого ».

При этом, упрекает героя в праздности, при выборе развлечений, инициативу берет на себя: «Куда нынче? В «Метрополь» может быть? »; «Поездим еще немножко, - сказала она, - потом поедем есть последние блины к Егорову ...»; «Погодите. Заезжайте ко мне завтра вечером не раньше десяти. Завтра «капустник» Художественного театра ».

При этом сам герой с легкой долей недовольства и раздражения говорит об этих метаниях героини, между Восточным и Западным началом: «И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах ». Подобное отношение его вполне естественно, поскольку, именно ему предстоит в финале «Чистого понедельника» совершить решающий, исполненный «восточного» стоицизма нравственный выбор: «Я повернулся и тихо вышел из ворот ».

Говоря о метонимическом сходстве между героиней и Москвой, следует отметить, что оно особенно явственно подчеркнуто автором во внутреннем монологе героя : « «Странная любовь!» - думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него… «Странный город! - говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. - Василий Блаженный - и Спас-на-Бору, итальянские соборы - и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...» ».

Тем самым, автор как бы подчеркивает противоречивость, но, вместе с тем, целостность Москвы, в ее эклектикой в архитектуре, традициях, истории. Именно благодаря ее эклектичности, и отчасти и вопреки ей, Москва и предстает перед читателями рассказа таинственным, загадочным и манящим городом, тайны которого невозможно разгадать никогда.

2.3.Образ Москвы начала XX века в рассказах Бунина И. А.

Говоря об образе Москвы в разных рассказах Бунина, стоит отметить, что в каждом из них, отмечается определенная направленность описания города, связанная с художественной необходимостью в конкретном сюжете, а также тесная взаимосвязь между самыми разнообразными штрихами к московскому портрету и внутренним миром главных героев, событий, происходящих в рассказе.

Вместе с тем, существует ряд общих черт, которые неуклонно подчеркиваются автором в различных интонационный и смысловых штрихах, что создает многогранный, тонкий и чарующий образ Москвы. При этом, наиболее полно понять и ощутить его можно, лишь прочитав довольно большое количество рассказов Ивана Алексеевича, поскольку в каждом из них к портрету Москвы автор добавляет необходимые и важные штрихи.

Говоря об общих чертах описания Москвы в различных рассказах, можно привести следующий пример. Как уже было отмечено выше, в «Чистом понедельнике» Бунин неоднократно подчеркивает праздность жизни главных героев (по крайней мере, в начале рассказа). Писатель описывает различные увеселения героев, среди которых видное место занимают походы по ресторанам и театрам. Создается впечатление определенной доли легкомыслия и легкости жизни героев. Вместе с тем, рассматривая и анализируя текст рассказа в целом, становится понятно, что таким образом автор показал не только душевные терзания и попытку выбрать героиней путь между Западом и Востоком, но и определенный стиль жизни москвичей.

В полной мере это становится понятно, после прочтения рассказа «Речной трактир», где Бунин И. А. также указывает: «Было пусто и тихо – до нового оживления к полночи, до разъезда из театров и ужинов по ресторанам, в городе и за городом ». Тем самым, Москва предстает перед нами, в определенной степени, праздным городом, жители которого проводят много времени в увеселениях и развлечениях.

Тем не менее, воспринимая рассказы Бунина И. А. как целостность, дополняющие друг друга произведения, следует сказать, что, несмотря на столь, казалось бы, отрицательную черту, как праздность, Москва все привлекательна – она не развратна в своей праздности, но по-доброму мила и обаятельна.

В данной работе неоднократно уже подчеркивалось, что описания Москвы и ее жителей у Бунина И. А. во многом отражают внутренний мир, состояние и события, происходящие с главными героями. Ярким примером тому может также послужить рассказ «Кавказ», где Москва предстает настоящей тюрьмой для главных героев, откуда они бегут в попытке обрести счастье.

Описание Москвы в рассказе вполне соответствует не только обстоятельствам его, но и состоянию героев и всячески подчеркивают их стремление убежать из города: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток ».

2.4.Образ Москвы в «Окаянных днях».

«Окаянные дни» - это своеобразный дневник, где отражена действительность, окружавшая писателя в его последние годы жизни на родине. Повествование в дневнике ведется от первого лица, записи датированы и идут в порядке следования, друг за другом, но иногда наблюдается довольно длительные перерывы (до месяца и более).

Стоит заметить, что «Окаянные дни» были личными записями писателя и первоначально они не предназначались для публикации. В силу этого, дневник преимущественно обращен к событиям личной и общественной жизни, имеющим особое значение для писателя.

Здесь Бунин не только наблюдатель, но и участник всех происходящих событий. Он так же мог пострадать от рук бесчинствующего народа, как и любой другой человек, он на себе почувствовал первые последствия революции (раздел имущества, запрещение пользоваться электричеством, инфляцию, безработицу, голод, разрушение исторических памятников, грабежи, пьянство, уголовщину, грязь и кровь на улицах). «В Москве жизни уже не было, хотя и шла со стороны новых властителей сумасшедшая по своей бестолковости и горячке имитация какого-то будто бы нового строя, нового чина и даже парада жизни ». В произведении преобладает ощущение нереальности, жуткости, неприятия писателем всего происходящего. В Отечестве.

«Окаянные дни» состоят из двух частей, в первой из них, московской части, среди записей преобладают описания увиденных событий: уличных происшествий, слухов, диалогов, газетных статей. Читая эти записи, создается впечатление, что писатель еще полностью не осознал всю масштабность и опасность для него лично происходящие в городе и стране события. Во второй, одесской части, автор по большей части размышляет о виденном, о снах, предчувствиях, переживаниях, что выливается в спор о судьбе России.

Говоря непосредственно о восприятии автором Москвы в этот период, а также о том образе города, который предстает перед читателями «Окаянных дней», стоит отметить, что образ этот не вполне однозначен и, в некотором роде, странен. На протяжении всех московских записей Москва предстает перед нами как несуразное сочетание старого – то, что так внезапно и бессмысленно для Ивана Алексеевича закончилось, и нового – что так бесцеремонно вторглось и разрушило прежнюю жизнь.

В начале московских записей Бунин в описании Москвы еще, можно сказать осторожен, поскольку он сам еще не вполне осознал произошедшее: «На Красной площади слепит низкое солнце, зеркальный наезженный снег…Около артиллеристского склада скрепит валенками солдат в тулупе, с лицом, точно вырубленном из дерева. Какой ненужной кажется теперь эта стража! ». Бунин говорит не только о внешних изменениях в городе, в частности, на Красной площади, но подчеркивает саму суть происходящего – нелепость охраны в сложившейся ситуации, а также отмечает несуразность самого охранника.

Далее, на протяжении всей московской части «Окаянных дней» формулировки Бунина И. А. значительно меняются, становясь более жесткими и нетерпимыми. При этом, изменение тона записей относится к самым различным темам, в них затронутых, в том числе, и теме изменения самого города. Вместе с тем, стоит отметить, что записи эти никак нельзя назвать резкими – в них сквозит, скорее, недоумение, растерянность и раздражение от невозможности что-либо изменить, а также от нелепости и абсурдности происходящего.

«С горы за Мясницкими воротами – сизая даль, груды домов, золотые маковки церквей. Ах, Москва! На площади перед вокзалом тает, вся площадь блещет золотом, зеркалами. Тяжкий и сильный вид ломовых повод с ящиками. Неужели всей этой силе и избытку конец? Множество мужиков, солдат в разных, в каких попало шинелях и с разных оружием – кто с саблей на боку, кто с винтовкой, кто с огромным револьвером у пояса…Теперь хозяева всего этого, наследники всего этого колоссального наследства они …».

Читая «Окаянные дни» становится понятно, как с течение времени постепенно накапливалось в писателе чувство неизбежного, но он еще до конца не осознавал происходящего и в полной мере не понимал последствий его. Уже приняв решение о необходимости выезда из Москвы, он пишет: « «Вон из Москвы!»А жалко. Днем она теперь удивительно мерзка. Погода мокрая, все мокро, грязно, на тротуарах и мостовых ямы, ухабистый лед, про толпу же и говорить нечего. А вечером, ночью, пусто, небо от редких фонарей чернеет тускло и угрюмо. Но вот тихий переулок, совсем темный, идешь – и вдруг видишь открытые ворота, за ними, в глубине двора, прекрасный силуэт старинного дома, мягко темнеющий на ночном небе, которое тут совсем другое, чем над улицей, а перед домом столетнее дерево, черный узор его громадного раскидистого шатра ».

Таким образом, грусть и робкая надежа на возвращение былых времен в полной мере выразилась в описании Москвы. В «Окаянных днях» город предстает перед нами напуганным, недоумевающим. На протяжении текста записей мы видим, как сначала Москва еще была собой – старой Москвой, когда на фоне ее древнего великолепия «новый элемент» выглядел нелепо, неуместно. К концу же московской части старая Москва становится, скорее исключением, чем правилом – исподволь напоминая о себе через всю грязь и отталкивающую действительность происходящего.

Заключение.

Рассмотрев подробным образом не только рассказы Ивана Алексеевича Бунина в контексте указанной темы, но и его биографию, проследив его творческий путь, можно сделать ряд немаловажных выводов.

Прежде всего, следует отметить, что его отношение к Москве и России в целом формировалось под влиянием целого ряда самых различных факторов его биографии. Вообще, все его творчество было в какой-то степени автобиографично и основывалось на его жизненных принципах и опыте.

Говоря об особенности бунинского изображения Москвы начала XX века, следует отметить, что фактически он не менялся в его рассказах с течением времени, а лишь дополнялся и оттачивался в каждом рассказе Бунина.

Подобное положение вещей связано с жизненными установками писателя. Здесь стоит еще раз подчеркнуть огромную любовь его в России и Москве, а также глубочайшую неприязнь к новой, большевистской власти и революции. В этом смысле весьма показательным является образ Москвы, представленный Буниным И. А. в «Окаянных днях», где перед читателями возникает «растрепанный» город – еще не вполне освободившийся от былого величия, пафоса и размаха, с трудом привыкающего к новым условиям.

В «Окаянных днях» Москва неприветлива, более – мрачна и неприглядна. Но сквозь эту «наросшую» грязь постоянно проглядывают следы былого, того, что так любил Иван Алексеевич.

По всей вероятности, именно из-за этого, из-за безграничной своей преданности старой России и Москве, в последующие годы эмиграции писатель в своих многочисленных рассказах писал образ Москвы по памяти – по тому, как ее помнил в дореволюционный период. Бунин не хоте вспоминать и описывать тот ужас и анархию, которая царила в Москве перед его отъездом из России.

В рассказах Бунина И. А. Москва – это волшебное место, притягивающее к себе, это загадочный и манящий к себе людей со всего мира город. Душа этого города непостижима, как и душа женщины – ее можно лишь полюбить, но невозможно понять до конца. Она соткана из противоречий, ярка и выразительна, забавна и надменна, приветлива и жестока, разнообразна и постоянна. В этой противоречивости и наличии зачастую противоположных качеств в духе Москвы и кроется, отчасти, ее секрет.

Бунин И. А., говоря о невозможности разгадать Москву, сотканную из противоречий и загадок, он все же дает некоторое объяснение своему трепетному отношению к этому городу. Секрет Москвы и ее притяжения кроется, в первую очередь, в ее эклектичности, сочетании восточного и западного начал. В этом смысле Москва очень похожа на саму Россию, находящуюся на стыке Европейской и Азиатской цивилизаций.

Эти два начала, на первый взгляд, не совместимые, создают особую атмосферу в городе, придавая его облику особую таинственность и неповторимость.

Список источников и литературы:

Источники:

1. Бунин И. А. Без роду-племени./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978.

2. Бунин И. А. Дневники./Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. VI. М.; Художественная литература, 1988.

3. Бунин И. Жизнь Арсеньева. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. V., М.; Синтакс, 1994.

4. Бунин И. А. Кавказ./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978.

5. Бунин И. А. Окаянные дни./ Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991.

6. Бунин И. А. Ручной трактир./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978.

7. Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985.

8. Толстой А. Н. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. X. М.; Худ. лит.-ра, 1961.

Литература:

1. Архангельский А. Последний классик./Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991.

2. Бабореко А. К. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М.; Худ. Лит.-ра, 1983.

3. Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода./Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца ХIХ - начала ХХ веков. М.; Советский писатель, 1985.

4. Емельянов Л. И. А. Бунин (1870-1953)./И. А. Бунин Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985.

5. Лекманов О. Флоренция в Москве («итальянские» архитектурные мотивы в «Чистом понедельнике» И. Бунина). http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=2438&hv=2440&lv=2431

6. Михайлов О. Об Иване Бунине и этой книге./И. А. Бунин. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978.

7. Полонский В. Энциклопедия «Кругосвет»./ http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010414/1010414a1.htm

8. Саанякянц А. А. Об И. А. Бунине и его прозе./Бунин И. А. Рассказы. М.; Правда, 1983.


Бунин И. А. Без роду-племени./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. Бунин И. А. Дневники./Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. VI. М.; Художественная литература, 1988. Бунин И. Жизнь Арсеньева. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. V., М.; Синтакс, 1994.

Толстой А. Н. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. X. М.; Худ. лит.-ра, 1961.

Бунин И. А. Кавказ./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. Бунин И. А. Окаянные дни./ Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991. Бунин И. А. Ручной трактир./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985.

Лекманов О. Флоренция в Москве («итальянские» архитектурные мотивы в «Чистом понедельнике» И. Бунина). http://www.library.ru/help/guest.php?PageNum=2438&hv=2440&lv=2431

Саанякянц А. А. Об И. А. Бунине и его прозе./Бунин И. А. Рассказы. М.; Правда, 1983. Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода./Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца ХIХ - начала ХХ веков. М.; Советский писатель, 1985. Емельянов Л. И. А. Бунин (1870-1953)./И. А. Бунин Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985.

Михайлов О. Об Иване Бунине и этой книге./И. А. Бунин. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. Бабореко А. К. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М.; Худ. Лит.-ра, 1983. Архангельский А. Последний классик./Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991.

Михайлов О. Об Иване Бунине и этой книге./И. А. Бунин. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. С. 6-7.

Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985. С. 614-615.

Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985. С. 618.

Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985. С. 617.

Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода./ Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца ХIХ - начала ХХ веков. М.; Советский писатель, 1985. С. 321-322.

Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985. С. 611.

Бунин И. А. Чистый понедельник./Бунин И. А. Повести и рассказы. Л.; Лениздат, 1985. С. 613-614.

Бунин И. А. Ручной трактир./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. С. 273.

Бунин И. А. Кавказ./ Бунин И. А. Рассказы. М.; Советская Россия, 1978. С. 166.

Бунин И. А. Окаянные дни./ Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991. С. 122.

Бунин И. А. Окаянные дни./ Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991. С. 65.

Бунин И. А. Окаянные дни./ Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991. С.76.

Бунин И. А. Окаянные дни./ Русские писатели-лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.; Молодая гвардия, 1991. С. 84-85.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.) "Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение "дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", "На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света" (1894 г.) автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе "Антоновские яблоки" (1900 г.) показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон ("Мелитон"), которого прогнали плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда", "Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы ("Туман", "Тишина"). По этому поводу ("О листопаде") Горький писал: "Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и нет приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу..."

В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, — к повести о деревне (рассказ "Деревня"). Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон — крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением. У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали".

"Деревня" — одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства ("Суходол", "Последнее свидание"), и уродливость мещанского быта ("Хорошая жизнь", "Чаша жизни"), и тему любви, которая часто бывает пагубной ("Игнат", "При дороге"). В обширном цикле рассказов о крестьянстве ("Веселый двор", "Будни", "Жертва" и другие) писатель продолжает тему "Деревни".

В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских гнезд". Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести "Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах "Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" (написан после поездки на Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого "туземца" — рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско ("новый человек со старым сердцем", по выражению Бунина) принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе "Братья".

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви — единой и непреходящий ценности ("Грамматика любви"). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель ("Сын", "Сны Ганга", "Легкое дыхание"). После 1917 года Бунин оказался в эмиграции.

В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны женские образы. Любовь — высочайшее счартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной ("Холодная осень", "Париж", "На чужбине").

Роман "Жизнь Арсеньева" (1924-28 гг.) написан на автобиографическом материале (тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть). 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России.

Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину.

Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа.

Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90-х гг. любимой темой стихов была природа ("Листопад"). Вот образ осени, "тихой вдовой" вступающей в лесные хоромы:

Лес, тoчнo терем расписной,
Лиловый, золотой, бaгpяный,
Веселой пестрою толпой
Стоит нaд светлою поляной.

Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи "Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей ("Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"). Бунин был превосходным переводчиком ("Каин" и "Манфред" Байрона, "Крымские сонеты" Мицкевича, "Песня о Гайавате" Лонгфелло; переводы из Шевченко — "Завещание"). Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Иван Алексеевич Бунин - представитель дворянского рода, который уходил корнями в XV век и имел герб, включённый в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (1797). В числе родственников писателя были поэтесса Анна Бунина, литератор Василий Жуковский и другие деятели русской культуры и науки. Прапрадед Ивана Алексеевича - Семён Афанасьевич - занимал должность секретаря Государственной вотчинной коллегии.

3 слайд

Описание слайда:

Отец писателя - помещик Алексей Николаевич Бунин (1827-1906) - не получил хорошего образования: окончив первый класс орловской гимназии, он оставил учёбу, а в шестнадцатилетнем возрасте устроился на службу в канцелярию губернского дворянского собрания. В составе Елецкой дружины ополчения он участвовал в Крымской кампании. Иван Алексеевич вспоминал об отце как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, горячем и великодушном одновременно: «Всё его существо было… пропитано ощущением своего барского происхождения». Несмотря на укоренившуюся с отроческих лет нелюбовь к учёбе, он до старости «читал всё, что попадало под руку, с большой охотой»

4 слайд

Описание слайда:

Иван Алексеевич родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в доме № 3 по Большой Дворянской улице, принадлежавшем губернской секретарше Анне Германовской, которая сдавала квартирантам комнаты. В город семья Буниных перебралась из деревни в 1867 году, чтобы дать гимназическое образование старшим сыновьям Юлию и Евгению. Как вспоминал впоследствии писатель, его детские воспоминания были связаны с Пушкиным, стихи которого в доме читали вслух все - и родители, и братья. В четырёхлетнем возрасте Бунин вместе с родителями переехал в родовое поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда.

5 слайд

Описание слайда:

Летом 1881 года Алексей Николаевич привёз младшего сына в Елецкую мужскую гимназию. В прошении на имя директора отец написал: «Желаю дать образование сыну моему Ивану Бунину во вверенном Вам учебном заведении»; в дополнительном документе он пообещал своевременно вносить плату за «право учения» и оповещать о переменах места жительства мальчика. После сдачи вступительных экзаменов Бунин был зачислен в 1-й класс.

6 слайд

Описание слайда:

Учёба в гимназии завершилась для Ивана Алексеевича зимой 1886 года. Уехав на каникулы к родителям, перебравшимся в своё имение Озёрки, он решил не возвращаться в Елец. В начале весны педсовет исключил Бунина из гимназии за неявку «из рождественского отпуска». Старший брат, поняв, что математика вызывает у младшего отторжение, сосредоточил основные преподавательские усилия на гуманитарных дисциплинах. В январе 1889 года издатель «Орловского вестника» Надежда Семёнова предложила Бунину занять в её газете должность помощника редактора. Прежде чем дать согласие или ответить отказом, Иван Алексеевич решил посоветоваться с Юлием, который, покинув Озёрки, переехал в Харьков. Так в жизни писателя начался период странствий. В Харькове Бунин поселился у брата, который помог ему найти несложную работу в земской управе. Получив зарплату, Иван Алексеевич отправился в Крым, побывал в Ялте, Севастополе. В редакцию орловской газеты он вернулся лишь осенью

7 слайд

Описание слайда:

В «Орловском вестнике» в ту пору работала корректором Варвара Пащенко (1870-1918), которую исследователи называют первой - «невенчанной» - женой писателя. Она окончила семь классов елецкой женской гимназии, затем поступила на дополнительный курс «для специального изучения русского языка». В письме брату Иван Алексеевич рассказывал, что при первом знакомстве Варвара - «высокая, с очень красивыми чертами, в пенсне» - показалась ему весьма заносчивой и эмансипированной девушкой; позже он характеризовал её как умного, интересного собеседника.

8 слайд

Описание слайда:

Бунин не скрывал досады из-за слабого внимания критиков к его ранним произведениям; во многих его письмах присутствовала фраза «Хвалите, пожалуйста, хвалите!». Не имея литературных агентов, способных организовывать рецензии в прессе, он отправлял свои книги друзьям и знакомым, сопровождая рассылку просьбами написать отзывы. Дебютный сборник стихов Бунина, изданный в Орле, почти не вызвал интереса в литературной среде - причину обозначил один из авторов журнала «Наблюдатель» (1892, № 3), отметивший, что «стих г. Бунина гладок и правилен, но ведь кто же нынче пишет негладкими стихами?». Определённое признание пришло к Бунину после выхода поэтического сборника «Листопад», выпущенного символистским издательством «Скорпион» в 1901 году и ставшего, по замечанию Владислава Ходасевича, «первой книгой, которой он обязан началом своей известности»

9 слайд

Описание слайда:

В 1898 году Бунин познакомился с редактором издания «Южное обозрение» - одесситом Николаем Цакни. Его дочь - девятнадцатилетняя Анна - стала первой официальной женой Ивана Алексеевича. В письме к Юлию, рассказывая о предстоящем браке, Бунин сообщал, что его избранница - «красавица, но девушка изумительно чистая и простая». В сентябре того же года состоялась свадьба, после которой молодожёны отправились в путешествие на пароходе. Несмотря на вхождение в семью состоятельных греков, материальное положение писателя оставалось тяжёлым - так, летом 1899 года он обращался к старшему брату с просьбой выслать «немедленно хоть десять рублей», отмечая при этом: «просить у Цакни не стану, хоть умру». После двух лет совместной жизни супруги расстались; их единственный сын Николай скончался от скарлатины в 1905 году. Впоследствии, уже живя во Франции, Иван Алексеевич признавался, что «особенной любви» к Анне Николаевне у него не было, хотя та была дамой весьма приятной: «Но вот эта приятность состояла из этого Ланжерона, больших волн на берегу и ещё того, что каждый день к обеду была превосходная форель с белым вином, после чего мы часто ездили с ней в оперу»[

10 слайд

Описание слайда:

18 октября 1903 года состоялось голосование комиссии по присуждению Пушкинской премии (председателем был историк литературы Александр Веселовский). Бунин получил восемь избирательных голосов и три - неизбирательных. В итоге он был удостоен половинной премии (500 рублей), вторая часть досталась переводчику Петру Вейнбергу

11 слайд

Описание слайда:

На вечере, состоявшемся 4 ноября, присутствовала двадцатипятилетняя Вера Муромцева, дружившая с хозяйкой дома. После чтения стихов произошло знакомство Ивана Алексеевича с будущей женой. Поскольку Анна Цакни не давала Бунину развода, писатель не мог официально оформить свои отношения с Муромцевой (они обвенчались уже после отъезда из России, в 1922 году; шафером был Александр Куприн). Началом их совместной жизни стало заграничное путешествие: в апреле-мае 1907 года Бунин и Вера Николаевна совершили поездку по странам Востока. Деньги на вояж им дал Николай Дмитриевич Телешов.

12 слайд

Описание слайда:

Первое выдвижение Бунина на Нобелевскую премию по литературе состоялось вскоре после прибытия писателя во Францию. У истоков нобелевского «русского проекта» стоял прозаик Марк Алданов, написавший в 1922 году в одной из анкет, что в эмигрантской среде наиболее авторитетные фигуры - это Бунин, Куприн и Мережковский; их совместная кандидатура, выставленная на награду, могла бы поднять престиж «изгнанной русской литературы». Официальный текст Шведской академии гласил, что «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

13 слайд

Описание слайда:

В октябре 1953 года состояние здоровья Ивана Алексеевича резко ухудшилось. В доме почти постоянно находились друзья семьи, помогавшие Вере Николаевне ухаживать за больным, в том числе Александр Бахрах; ежедневно приезжал доктор Владимир Зернов. За несколько часов до смерти Бунин попросил жену почитать ему вслух письма Чехова. Как вспоминал Зернов, 8 ноября его вызывали к писателю дважды: в первый раз он провёл необходимые медицинские процедуры, а когда прибыл повторно, Иван Алексеевич был уже мёртв. Причиной смерти, по словам доктора, стала сердечная астма и склероз лёгких. Похоронили Бунина на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Памятник на могиле был сделан по рисунку художника Александра Бенуа.

14 слайд

Описание слайда:

«Окаянные дни» - это художественное и философско-публицистическое произведение, которое отражает эпоху революции последовавшей за ней гражданской войны. Благодаря точности, с которой Бунину удалось запечатлеть царившие в России того времени переживания, раздумья и мировоззрения, книга представляет большой исторический интерес. Также «Окаянные дни» обладают важностью для понимания всего творчества Бунина, так как отражают переломный этап как в жизни, так и в творческой биографии писателя. Основу произведения составляет документирование и осмысление Буниным разворачивавшихся в Москве 1918 года и в Одессе 1919 года революционных событий, свидетелем которых он стал. Воспринимая революцию как национальную катастрофу, Бунин тяжело переживал происходившие в России события, что объясняет мрачную, подавленную интонацию произведения.