Жизненный путь мелихова. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов. Чужой среди своих

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает нам о жизни казачества, о том тяжелом времени, когда на землях русских устанавливалась новая власть.

В политику красных нужно было верить на все 100%, беспрекословно подчинятся ее идеям и принципам. Тех, кто не выполнял хотя бы один пункт из установленных правил, относили к белогвардейцам, к врагам, к противникам. Однако покорно жить по глупым уставам мог не каждый человек.

Главный герой романа – казак – Григорий Мелехов на протяжении всей истории находится в поисках истины, в поисках правды, скитаясь из одного лагеря в другой. Григорий был обычным казаком, привлекательным и милым. Не зря Аксинья сразу же применила его при первой встрече. Он был необычайно чувствительным. Об этом говорит эпизод во время косьбы, когда Григорий совершенно случайно убил маленького, недавно вылупившегося утенка. Он держал его на ладони, и невероятное чувство жалости переполняло душу сильного мужчины.

Был работящим и трудолюбивым. Он не боялся «пачкать» руки. Также, он был искренним и честным. Полюбив Аксинью, свои чувство он сохранил до конца жизни. Находясь в отношениях с прекрасной девушкой, Григорий не стал прятаться по дворам и сараям, а нес свои чувства открыто и достойно.

Мелехов отличался чистотой своей души и поступков от товарищей по службе. Был случай, когда казаки совершили недоброе, и стали насиловать женщину. Григория даже связали, чтобы он не помешал таким деяниям.

Однако и в этом персонаже не все идеально. Он постоянно находится в поиске, колеблется и меняет свое мнение. По воле родителей, он женится на Наталье, хотя всем сердцем любит Аксинью.

Так же неопределенно ведет себя казак и во время военных действий. Он постоянно пытается найти правду, понять, зачем нужна эта война, какой смысл его участия в ней?

Был Григорий и большевиком, относил себя и к лагерю белогвардейцев.

Начавшаяся война отправила Мелехова за сотни и тысячи километров от родного дома. Жуткая тоска переполняла его душу, которая искала покоя и приюта. Григорий жил одними мыслями о родном хуторе и всячески хотел вернуться назад, домой.

Во время пребывания на чужбине, Мелехов ищет смысл войны, пытается узнать основные принципы правления большевиков. В одно время он становится на их сторону, пытается жить по законам красных. Однако сквозь внутренний монолог читатель может наблюдать за теми душевными терзаниями, которые переполняют казака.

Наблюдая за жестокими расправами красных над пленными, главный герой испытывает к ним призрение. Его чистая душа не приемлет такой жестокости и несправедливости. Мелехов отрекается и от красных, и от белых, называя всех одинаковыми.

Насмотревшись на жестокость и глупость войны, натерпевшись испытаний и терзаний, одна мечта осталась у Григория – вернуться к любимой и зажить с ней спокойной жизнью. Манила она его своей нежностью и глубиной чувств.

Воссоединившись, счастье возлюбленных было недолгим. Во время бегства на Кубань, смерть настигает Аксинью. Умирает женщина на руках любимого, даже не попрощавшись. Самое дорогое в жизни потеряно навсегда. Как же теперь жить главному герою?

Все вокруг окрасилось в черный цвет. Только лишь мысль о сыне заставляла Григория дышать. Мелехов делает важный жизненный вывод. Лагерь красных, как и лагерь белых – это политика – грязная, кровавая и лицемерная. Герою осталось верить лишь в честный труд, дом и семью.

После сотен бессонных, слезных ночей, возвращается Мелехов в родные края, стоит у порога своего хутора и видит маленького сынишку. Это все, что осталось после войны. И с этим казаку теперь придется жить.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению

История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.

Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».

Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»

Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.

Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.

Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.

Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

Михаила Шолохова мы пр праву можем назвать летописцем, исследователем начала прошлого столетия. Он создал целую гале­рею образов, которые по силе своей выразительности и художествен­ной ценности встали в один ряд с самыми замечательными литера­турными образами.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Терниста тропа жизненных исканий Григория. В начале пове­ствования молодой Григорий - настоящий казак, блестящий на­ездник, охотник, рыболов, усердный сельский труженик - вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях крова­вых сражений в 1914 году.

Однако, от братьев по оружию его отлича­ет чувствительность ко всякому проявлению жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития собы­тий - еще протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь и с отвращением обнаруживая, что сеет вокруг только смерть. Ему некогда побыть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-но­вому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, появляются сомнения, колеблется его преданность царю, оте­честву и воинскому долгу.

В семнадцатом году он ищет политическую истину в мире стре­мительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешни­ми признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и, когда большевики приходят на Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски истины не находят ответа. Они превращаются в вели­чайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от белых, и от красных: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казаче­ства!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Коше­вому и Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и досе­ле все неясное. У них, у обоих, свой прямые дороги, свои концы, а я с 17-го года хожу по вилюжникам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно, и немину­емого расстрела, Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать но­вую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недол­го. В дороге во время преследования шальная пуля смертельно ра­нит Аксинью. Григорий хоронит ее: «Ладонями старательно при­мял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по русским местам, покра­соваться на детишек, тогда можно бы и помирать...». Он возвраща­ется в родной хутор: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бес­сонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияю­щим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Оче­видно, что он вернулся, чтобы погибнуть. В романе, полном жесто­кости, казней, убийств, Шолохов мудро опускает занавес перед этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизне- описание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил в полном смысле этого слова. Он любил и был любим, он жил обык­новенной мирной жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался поступать правильно.

Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые неподвластны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к есте­ственной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время, нельзя сказать, что жизненные искания героя зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью стать счастливым отцом.

Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя од­нозначно сказать, всегда ли его выбор был единственно верным. Но он почти всегда руководствовался своими собственными прин­ципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни. Это его стремление было искренним и затрагивало интересы не только его, но и многих близких ему людей. Несмотря на бес­плодные искания, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было доста­точно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Гри­горий Мелехов.

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть - в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому душой человеку (вот уж подлинно личность!) выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, - война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид над казачеством, над крестьянством… Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его. А он казак, в самих генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Не удивительно, что в человеческой натуре Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнали о молодом парне Гришке из первых глав, - уже бунт, вызов насилию и несвободе. Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет решить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему - посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавую кашу войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно безысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое самолюбие, станет дерзко играть со смертью, уж собственной жизнью он волен распоряжаться как захочет!

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на ее знаменах!.. И, похоже, не было в жизни Мелехова большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о мужской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будет еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется в родной Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки, будут преследовать, загорят в вонючий кизячный схорон.

Потому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот наконец и определилось все - и для него самого, и для родного края: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее»…- он мчится в сражение с «краснопузьши», запалив коня, даже повизгивая от нетерпения; и будущее представляется ему как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем шлях…

Между тем впереди - только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», о которой так любят гутарить ученые люди, - что бы Григорий ни предпринимал и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его горькое прозрение в мятеже, когда придется признать: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - и уже совсем обреченное, настигшее в новороссийском порту: «Нехай стервенят, нам зараз все равно…». Ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией, и снова, в который уже раз, скажет он с такой усталой покорностью и сердечной искренностью перед своим дружком с детских лет, Мишкой Кошевым: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек…».

Как бы не так! То, что покажется Григорию окончательным завершением всего его мученического пути и поиска, на самом деле только данная ему короткая передышка, потому что именно Кошевой с товарищами и прогонят его дальше и дальше - через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорогого на земле существа, милой Аксиньи, с которой намеревался предпринять последнюю попытку вырваться из очередного круга. Над ее могилой поймет Григорий последнее: что «расстаются они ненадолго».

Вот уже насмешка над его правдоискательством! Неужели на Руси только разбойничий стан единственно и есть воплощение вольной воли? И все-таки волей человека, рожденного свободным, не считавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае и впрямь рождает мысль о крае пропасти. Так и не переросший в «казака-большевика», не развенчанный, стоял Григорий Мелехов над своим обрывом, держана руках тепло прижимавшегося мальчишку… «Вот и все…».