Значение слова мозаика в словаре терминов изобразительного искусства. Виды и характеристики мозаики

Значение слова МОЗАИКА в Словаре терминов изобразительного искусства

МОЗАИКА

- (от латинского musivum, буквально - посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых образов. Особым видом является инкрустация. Существуют два способа набора: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком (затем тыльная сторона заливается клеем, а временная основа отделяется). Древнейшие сохранившиеся - орнаменты из разноцветных глин: кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (т. н. "Штандарт" из Ура, около 2600 лет до н. э.). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547 г.; в церкви Успения в Дафни, 2-я половина XI века) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси. В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаменты. В XVI веке в Италии возникает т. н. флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII века чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчиненная архитектурным членениям майоликовая мозаика.

(Илл. Александр Македонский в битве при Иссе с Дарием III. II век до н. э., мозаика.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОЗАИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МОЗАИКА в Словаре строительных терминов:
    изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика …
  • МОЗАИКА в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется …
  • МОЗАИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. mosaique) изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для …
  • МОЗАИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по …
  • МОЗАИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • МОЗАИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д. разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения …
  • МОЗАИКА
    [французское mosaique, от итальянского mosaico] 1) изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков …
  • МОЗАИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.||Ср. ОРНАМЕНТ. 2. …
  • МОЗАИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. М. из стекла. Детская …
  • МОЗАИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЗ́АИКА (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цв. камней, смальты, керамич. плиток и т.д.; разновидность монумент. живописи, используемая …
  • МОЗАИКА* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • МОЗАИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    моза"ика, моза"ики, моза"ики, моза"ик, моза"ике, моза"икам, моза"ику, моза"ики, моза"икой, моза"икою, моза"иками, моза"ике, …
  • МОЗАИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Картина, узор, орнамент, выполненные из цветных камней, керамических плиток, разноцветных кусочков стекла, дерева, эмали и пр., а …
  • МОЗАИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. mosaique ит. mosaico) 1) изображение или орнамент, выполненные из седельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков …
  • МОЗАИКА в Словаре иностранных выражений:
    [фр. mosaique 1. изображение или орнамент, выполненные из седельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, …
  • МОЗАИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. искусство, …
  • МОЗАИКА в словаре Синонимов русского языка:
    маркетри, смесь, стекломозаика, терраццо, тессера, …
  • МОЗАИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Вид декоративного прикладного искусства. 2) а) Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков …
  • МОЗАИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    моз`аика, …
  • МОЗАИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мозаика, …
  • МОЗАИКА в Орфографическом словаре:
    моз`аика, …
  • МОЗАИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    искусство составления таких узоров Заниматься мозаикой. мозаика узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева М. …

ВВЕДЕНИЕ

Среди всего разнообразия облицовочных и декоративных материалов вряд ли найдется более демократичный и художественный, чем мозаика. Маленькие грациозные кусочки способны создать как прочную, устойчивую к влиянию температур и влаги поверхность, так и весьма замысловатый узор. Будучи плодотворным грунтом для полета фантазии, мозаика выдвигает не так много требований.

Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной вер­сии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых нынче делают мозаику. Производители рассчитывают как на творческий подход клиентов, которым, возможно, захочется повторить орнаменты древних мастеров - первых специалистов по мозаике, так и на любителей лаконичности, для которых монтаж материала облегчен изначальным нанесением мозаики на специальные листы размером 30х30 см. Немудрено, ведь искусство мозаики, вышедшее из глубины веков, - не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Мозаика не просто внешне эстетична, но и надежна. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах , и при экстерьерных работах. Мозаика мозаике - рознь и бывает разной...

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОЗАИКИ

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Самыми выдающимися творениями, античной эпохи были сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полуторатысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

В российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва». В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).

Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде крадратных пластинок, так и, например, в виде прозрачных или матовых капель.

Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок.

Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая - гладкая или текстурированная, углы слегка скошены.

К основным преимуществам стеклянной мозаики можно отнести ее яркость, разнообразие цветов и оттенков, широкий выбор текстур и декоративных вкраплений. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.

Камень

Травертин, гранит, оникс, мрамор... Натуральный камень с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры, даже целые ковры. Разнообразие цветов и оттенков позволит создать как несложный узор, так и детальный портрет. На фабриках, под индивидуальный заказ, воплощают самые необычные фантазии.

Чтобы такого вида мозаика не оказалась прихотливой в эксплуатации, готовую выложенную поверхность необходимо покрыть специальным составом, призванным защищать камень от внешнего воздействия.

Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50x 50 мм в основном такие элементы применяются вне помещений.

Отдельной темой «каменной» мозаики можно считать мозаику из керамогранита - высокопрочного износостойкого материала, используемого в экстерьерах. Отделка беседок, барбекю и прочее, прочее, прочее...

Керамическая мозаика представляет собой квадратные керамические плитки сравнительно небольшого цветового разнообразия.

Это непрозрачный материал и по сравнению со смальтой, менее износоустойчивый. Как правило, керамические плитки имеют ровную глазурованную поверхность и шероховатую обратную сторону. Разновидностью глазурованной керамики является кафельная плитка.

Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры.

Преимуществом работы с кафельной плиткой является то, что при ее помощи можно создавать крупные цельные детали композиции.

Кафельные плитки легкодоступны и сравнительно недороги, их можно приобрести в любом магазине или на строительном рынке. Интересные эффекты можно получить, используя осколки старых плиток, которые часто остаются в хозяйстве.

Металл

Предыдущие три позиции - стекло, камень и керамическая плитка - являются традиционным сырьем для производства мозаики. Но некоторые производители идут дальше в своих поисках - и находят. Так, итальянская фабрика SICIS выпускает мозаику из настоящего металла, а не просто имитирует его. На каучуковую основу - и заметьте, не обязательно стандартно квадратную, это вполне может быть и другая фигура – как-то ромб, при производстве «надевают» металлический колпачок. Просто, красиво и надежно. Правда, любителям металлической мозаики не стоит злоупотреблять бытовой химией, чтобы не испортить ухоженный вид своего интерьера.

Драгоценные изделия

Мы уже упоминали о «золотой» стекломозаике, в каждой кусочек которой вложена настоящая золотая (99 пробы) фольга. Еще одна изощренная мозаика - мозаика с добавлением искусственного аквамарина, процесс изготовления которой очень сложен и кропотлив. Добавление оксида меди позволяет добиться неповторимости оттенков каждого кусочка. Радует глаз и «мерцающий» эффект поверхности мозаики. Эксперименты и продолжаются, так что эти воплощения не являются исчерпывающими. Так, скажем, эксклюзивную дорогую мозаику делают также из натурального перламутра.

Основа

(ДВП ). К ее преимуществам перед фанерой или картоном можно отнести прочность, гладкость и ровность поверхности. Но ДВП не любит влажности , поэтому использовать этот материал можно только внутри помещений с низкой влажностью.

судостроительную фанеру

дерево, стекло, керамику и другие поверхности.

Грунтовка

Для грунтовки клеем ПВА .

Разрезание плитки

кусачки Стеклорез

Клей

Клей ПВА

эпоксидный клей

специально разработанными для этого видами клея .

Затирка

резиновый шпател ь и губка для удаления излишков.

Очищают мозаику хлопчатобумажной ткани .

Дополнительные средства

Полезные советы:

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА И РАЗНОВИДНОСТИ МОЗАИКИ

Фоновая мозаика . Ее создают из обыкновенной плитки (обычно размером 300х300 мм). На ней делают пропилы любых размеров. При этом сохраняется структура плитки и возникает эффект выложенной чипсами стены или пола.

Миксы . Разноцветные чипсы совершенно произвольно приклеивают к поверхности, при этом появляется ощущение некоторой заданнасти.

Мозаичные панно (используют метод обратного набора). На основу гото­вого рисунка накладывают фрагменты мрамора, гранита, конгломерата , все это наклеивают на самоклеящуюся пленку, затем на сетку (получается отдельная плитка). По желанию заказчика лицевую сторону шлифуют.

Современную мозаику набирают там же, где и производят. Для точных рисунков чипсы скалывают вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц, представляющих собой куски бумаги или сетки, на которые наклеены в строго определенном порядке чипсы.

На месте, где укладывают матрицу, надо лишь соединить фрагменты и при­крепить их к поверхности с помощью специального клея. Бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка - на тыльную. После монтажа сетка навсегда остается под чипсами, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту нужно для укладки мозаики от двух дней до двух недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Все больше фабрик специализируются на производстве мозаики, наращивают объемы и удешевляют продукцию. И если вы еще не решили, как оформить то или иное помещение дома или офиса, то подумайте о том, что мода не властна над музыкой, заключенной в камне.

ИНСТРУМЕНТЫ И ВСПОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИЧНЫХ РАБОТ

Основа

В качестве основы можно выбрать древесноволокнистую плиту (ДВП ). К ее преимуществам перед фанерой или картоном можно отнести прочность, гладкость и ровность поверхности. Но ДВП не любит влажности, поэтому использовать этот материал можно только внутри помещений с низкой влажностью.

В ванных комнатах лучше использовать судостроительную фанеру . Это водоотталкивающий материал, при работе с которым для достижения наилучших результатов следует использовать подходящие плитку, клей и затирку (водостойкие). При использовании морозостойких компонентов, получившийся декоративный элемент можно расположить и на улице.

В качестве основы для нанесения мозаики также можно выбрать дерево, стекло, керамику и другие поверхности.

Грунтовка

Для грунтовки основы можно воспользоваться обыкновенным клеем ПВА . Для нанесения грунтовки понадобится широкая кисть флейц. Ширина кисти зависит от площади грунтуемой поверхности и может доходить до 10-15 см.

Разрезание плитки

Для разрезания плитки используются кусачки , они позволяют работать с маленькими кусочками мозаики, создавая различные изгибы. Стеклорез используется для нанесения на поверхность прямых линий, по которым затем плитка ровно разламывается при помощи кусачек. Стеклорез обычно используется для плиток большого формата.

Клей

Существуют специализированные клеи для мозаики, а можно воспользоваться и обыкновенным клеем ПВА. Клей ПВА очень удобен в работе: он достаточно быстро высыхает, позволяя при этом работать без лишней спешки. А после высыхания клей становится незаметным. Состав очень легко смывается с рук и инструментов.

Специальные клеевые составы предназначены для более сложных работ, например, экстерьерных. Самым распространенным составом является эпоксидный клей . После высыхания клей становится похож на твердую смолу. Чаще всего эпоксидный клей является двухкомпонентным. Чтобы клей начал работать, его необходимо смешать в равных пропорциях из двух тюбиков. Эпоксидный клей высыхает быстрее, чем ПВА, поэтому работу нужно разбить на большее количество этапов. От этого состава гораздо труднее отмыть руки и инструменты.

Для приклеивания мозаики к различным основам (стеклу, керамике, металлу) можно воспользоваться специально разработанными для этого видами клея . Однако не стоит использовать, так называемый, суперклей, так как он не даст вам возможности работать неспеша и аккуратно.

В качестве клея также можно воспользоваться специальными акриловыми структурными гелями . Такие гели буквально обволакивают плитки мозаики, позволяя, тем самым, обойтись без затирки. Структурные гели бывают белыми или цветными, они также хорошо смешиваются с акриловыми красками для получения необходимых цветов и оттенков. Также выпускаются бесцветные гели, позволяющие получить интересные декоративные эффекты, например, при работе на стеклянной поверхности. Для приклеивания мозаики вам понадобится тонкая плоская кисть.

Затирка

Для размешивания сухой затирки вам понадобится пластмассовая емкость, вода, краситель для затирки (или акриловая краска). Для работы с затиркой используются резиновый шпател ь и губка для удаления излишков.

Затирка - это завершающий процесс в создании мозаики, подчас он является ключевым, так как выбор цвета мозаики способен коренным образом изменить внешнее впечатление от композиции:

Ø Если мозаика носит декоративный характер, в этом случае можно использовать обыкновенную готовую затирку, которую можно приобрести в хозяйственном магазине. Чаще всего готовые затирки имеют белый цвет. Тонировать затирку в какой-либо цвет можно при помощи акриловых красок. Однако в этом случае чаще всего получаются пастельные оттенки, а не чистые цвета палитры.

Ø Если мозаика используется для экстерьера, для украшения полов и будет подвержена сильному износу, следует выбирать более прочные водостойкие типы затирки. Обычно это сухие порошки, которые нужно довести до нужной консистенции при помощи разбавления водой самостоятельно. Нужно иметь в виду, что такие затирки обычно имеют серый цвет и плохо подвержены окраске. Продаются также цветные цементные затирки, но выбор цветов в этом случае ограничен.

Очищают мозаику от затирки при помощи слегка влажной губки. Примерно через пол часа после занесения затирки и удаления излишков поверхность мозаики полируется и очищаются остатки затирки при помощи сухой хлопчатобумажной ткани .

Дополнительные средства

К дополнительным средствам можно отнести средства защиты. Это могут быть защитные очки, маска и резиновые перчатки .

Полезные советы:

· Во время работы с мозаикой обычно появляется много мусора и пыли. Разрезать плитки и смешивать затирку лучше всего на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Нельзя смывать остатки затирки в раковину, т. к. это непременно приведет к ее засорению.

· Перед началом работы с мозаикой бывает полезно ознакомиться с основами цветоведения. В этом случае есть вероятность, что вы не потратите слишком много денег на покупку тех цветов мозаики, которые вам не потребуются в намеченной работе. Однако, как показывает практика, начав однажды заниматься выкладкой мозаики, потом остановиться невозможно. Так что любые ненужные в настоящий момент кусочки мозаики обязательно пригодятся в дальнейшем.

· При создании элемента декора для защищенных от влаги и резких перепадов температуры местах, в своей работе вы легко можете использовать обыкновенный клей ПВА. Стоит он дешевле других подходящих случаю аналогов и вполне универсален. Клей ПВА подходит в качестве грунтовочного состава и плиточного клея.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Способ выполнения из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика используется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий , монументальных сооружений.

Облицовка поверхности мозаикой – процесс трудоемкий и многошаговый. Несоблюдение правил укладки мозаики влечет за собой повреждения и дефекты. Технологий укладки мозаики существует несколько, однако, общими для всех являются три этапа: подготовка поверхности, собственно облицовка и последующая затирка швов.

Фабричная.

На фабрике все плитки мозаики приклеиваются на плотную бумажную или сетчатую основу – матрицу. Такими листами (обычно 322х322 мм) мозаика поступает в продажу. Матрицу просто нужно приложить к поверхности, смазанной клеем, а затем удалить бумажную основу влажной тряпочкой.

Матричная.

Для начала делается компьютерная разработка в заданном количестве цветов мозаики. Затем через специальную программу рисунок выводится на печать в виде пронумерованной сетки, где каждому цвету присваиваивается свой номер. Каждому листу присваивается номер строки и столбца общего рисунка. Как правило матрица делается под размер листа бумаги А4 формата. Распечатанные листы бумаги подкладываются под матрицу, ячейки рисунка обязательно просвечиваются. Поэтому матрицу изготавливают из прозрачного материала либо такую чтобы ячейки просвечивали. Мозаичные плитки раскладывают на матрице соответственно присвоенным им цветам. После этого склеивают с лицевой стороны скотчем и на получившийся лист приклеивают бирочку, с указанием номера строки и номера столбца общего рисунка. Ко всем листам прилагают распечатанное в нормальном виде изображение рисунка, разчерченное на прямоугольники, которые соответствуют размеру А4 формата. На сетке рисунка тоже указывается номер строки и номер столбца. Это делается для того, чтобы плиточники всегда могли проверить правильность порядка укладки рисунка мозаики.

Художественная.

Эскиз выполняется на компьютере, поверх эскиза рисуется сетка, распечатывается эскиз пронумерованными листами, каждый из которых является ячейкой сетки. Каждый из фрагментов кладется мастером вручную, затем согласно рисунку пазлы мозаики один за другим крепятся на основу будущей картины. Мозаичное панно собирается в мастерской художника и крепится на стекловолоконную сетку или клеевую бумагу. В таком виде мозаичное панно передается заказчику, а также подробное описание - руководство по монтажу панно.
В технике выкладывания кубиков мозаики существуют два способа: прямой и обратный. Прямой метод используется прежде всего для выполнения настенных панно, неровность поверхности и различный наклон тессер создают особенное мерцание света, одну из основных особенностей мозаики. При прямом способе мозаичист в процессе своей работы располагает в ящике кубики лицевой стороной кверху. Таким образом, он в любой момент видит, что у него выходит, и, отступив на некоторое расстояние от рабочего места, может правильно судить о качестве получающегося изображения, о сходстве его с оригиналом, а в случае надобности легко может сделать необходимые исправления. При обратном же наборе, технически значительно более простом, кубики укладываются в ящике лицевой стороной книзу, и художник в процессе работы видит их лишь с тыльной стороны. В этом случае его работа превращается в чисто механический процесс, почти не поддающийся творческому контролю со стороны автора. Он может оценить результат лишь после окончания фрагмента, когда исправления вносить уже трудно. Однако по экономическим соображениям этот способ, как значительно менее трудоемкий, оказывается иногда целесообразным

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

Раздел I

История возникновения мозаики

1.

Где зародилась мозаика?

2.

В каком городе выпускали стеклянную мозаику?

3.

Кто в России возродил мозаику?

Раздел II

Материалы для выполнения мозаичных работ

4.

Какой недостаток имеет неглазурованная керамика?

5.

Назовите природные камни, которые используют в производстве мозаики?

6.

Где используется чипсы с размером 50х50 мм?

7.

Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики.

8.

Назовите современные материалы для выполнения мозаики

Раздел IV

9.

Какой материал можно выбрать в качестве основы для нанесения мозаики?

10.

В каких помещениях можно использовать ДВП в качестве основы под мозаику?

11.

Назовите универсальную грунтовку поверхности под мозаику?

12.

Какие инструменты необходимы для резания плитки?

13.

Назовите клеи для мозаичных работ?

14.

Для завершения процесса создания мозаичных композиций, необходим последний штрих, какой?

Раздел V

Особенности набора и разновидности мозаики

15.

Назовите два вида укладки мозаики

16.

Отличие фоновой мозаики от других видов?

17.

Основной метод в выполнении мозаичных панно?

18.

Какие виды мозаики вы знаете?

Раздел VI

Технология выполнения мозаики

19.

Какой температурный режим необходимо соблюдать в помещение при укладке мозаики?

20.

Чему должен быть равен зазор между мозаичными листами?

21.

Через какой промежуток времени возможно произвести затирку швов после наклейки мозаичных листов?

22.

Зачистка мозаики производится до того, как затирка высохнет или после высыхания?

23.

Какой раствор следует применять для удаления остатков затирки с поверхности мозаики?

Мозаика Мозаика

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

Древнейшие сохранившиеся мозаики - орнаменты из разноцветных глиняных кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (так называемый "Штандарт" из Ура, около 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно-белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным ("Дионис на пантере", IV в. до н. э., Музей, Пелла). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; в церкви Успения в Дафни, вторая половина XI в.) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов (например, мозаики Софии храма в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии (Мозаики Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (Мозаики XI-XII вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаментальные мозаики С XIII в. мозаики в Европе постепенно вытесняются стенными росписями. В XVI в. в Италии возникает так называемая флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековых Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов - полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительным и эпиграфическим орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна" и национально- романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём современной мозаики, наметившийся в 30-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские - Г. И. Опрышко; в 60-80-х гг. яркие образцы мозаики создавали Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин и др.

Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

моза́ика

Разновидность монументальной живописи , древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.


Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм , домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытесняться фреской . В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшая масляную живопись . В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).


В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди , мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля – в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов , А. А. Дейнека , П. Д. Корин , Н. А. Андронов и др.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Мозаика" в других словарях:

    - (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    мозаика - Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

    - (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

    См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 … Словарь синонимов - см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    - (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи … Современная энциклопедия


Мозаика – искусство или ремесло? На этот вопрос можно ответить двояко. С одной стороны, это вид искусства, подобный живописи, где замысел автора воплощается в картину, но только посредством объединения мелких фрагментов в общее целое. С другой – это ремесло, направленное на украшение строений и интерьеров, в основе которого лежат специальные знания и навыки мастера, направленные на то, чтобы придать интерьеру неповторимость.




Что это такое?

Мозаика – это искусство создания рисунков и орнаментов из мелких разноцветных кусочков, называемых чипсами (иногда чипами), из какого-либо твердого материала путем компоновки на плоскости. С итальянского языка слово «мозаика» переводится как «сложенный из кусочков». Самыми распространенными материалами для создания мозаичных полотен являются природный камень, смальта (разноцветные осколки стекла), керамика, дерево, металл.

Современная мозаика, претерпевшая за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию, стала, в основном, ремеслом, использующим в качестве отделочных материалов разноцветную мозаичную плитку с готовыми рисунками и узорами. Из таких мелких плиток складываются либо запланированные производителем узоры и рисунки, либо посредством разноцветных плиток складываются мозаичные композиции в соответствии с фантазиями мастера или пожеланиями заказчика.




Мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок. Для отделки помещений стали повсеместно использовать керамическую плитку, покрытую разноцветной глазурью.

Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и сейчас. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.

Такие творения создаются, в основном, из смальты (разноцветных стеклянных кусочков), камней как искусственных, так и натуральных. Причем материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.




Современные дизайнеры практикуют украшение помещений путем создания напольных и настенных мозаичных полотен, изготовленных из натурального камня и мозаичной плитки из дорогих древесных пород, покрытых противопожарной и влагозащитной прозрачной оболочкой. При этом подчеркивается естественная структура камня и дерева, разделяемая иногда вставками из металла и кости. Дизайн любого помещения, выполненный подобным образом, выглядит неброско, но роскошно.

Техника выкладки мозаики активно используется при отделке современных строений как снаружи, так и изнутри. Напольная и настенная мозаичная плитка, покрытая яркой глазурью, придает своеобразный колорит и изысканность любому интерьеру.




История происхождения

Мозаика возникла еще на заре возникновения человеческой цивилизации как искусство по созданию рисунков, складываемых из мелких разноцветных фрагментов различных материалов: камня, стекла, дерева, скорлупы и других материалов.

Историей зафиксированы факты зачатков мозаичного творчества еще за четыре тысячи лет до н. э. в Месопотамии. В древности шумеры создавали мозаику из обожженных кусочков раскрашенной глины. Мозаика присутствует и в усыпальницах древнеегипетских фараонов, где активно использовались разноцветные кусочки стекла.

С VI по II век до н. э. отмечается историками как период галечной мозаики, когда мозаичные рисунки представляли собой простые фигуры, сложенные из морской гальки черного, белого и красноватого цвета. Свидетельства такого творчества были найдены при раскопках в районах Средней Азии.



К IV веку до н. э. галечная мозаика усложнилась, приобретая вид более сложных рисунков и конструкций, где для разделения фрагментов стали использоваться свинцовые пластины, а количество элементов стало исчисляться тысячами.

В III век до н. э. в мозаике стала использоваться плитка квадратной и прямоугольной формы из камня, стекла и керамики. Это позволило значительно разнообразить композиции, придавая им четкие очертания и разноцветность. Мозаичные творения стали более похожи на живописные произведения, обладая большей реалистичностью. Старейшая плиточная мозаика была найдена при раскопках на Сицилии недалеко от селения Моргантина.

Но как полноценный вид прикладного декоративного искусства мозаика сформировалась в античные времена, откуда и пошло название данного вида искусства. Музами по древнегреческой мифологии считались девять покровительниц искусств, которые были дочерьми Зевса.

По картинам, созданным из стекла и камня и отражающим сцены из жизни различных времен и культур, а также по орнаментам и узорам можно проследить особенности развития человеческой цивилизации, религиозные предпочтения культур и народов.

Можно проследить, как оттачивалось мастерство корифеев мозаичного творчества: от создания простых каменных узоров до объемных красочных панно, объединяющих живописные техники и материалы.


В античные времена, а затем в Римской и Византийской империях использование мозаики стало неотъемлемой частью в градостроительной практике. Мозаичная плитка стала использоваться как для украшения стен домов, так и для украшения дорожного покрытия. Мозаикой стали выкладывать жилища изнутри, покрывая ей стены, бассейны и фонтаны. Она стала своеобразным мерилом благосостояния владельца.

В Древнем Риме зародился монохромный – черно-белый мозаичный стиль, который стал преобладающим на протяжении нескольких веков.

В России мозаичные творения стали появляться лишь к концу XX века после принятия христианства, на что оказала влияние Византийская империя. Налаженное производство смальты из стекла в Киеве в те времена положило начало расцвета мозаичного ремесла на Руси. Вершиной мозаичного искусства на Руси можно считать панно, украшающее Софийский собор.

Византийская школа, где наиболее значимы мозаики Равенны, была основана на религиозных взглядах. В ней использовались популярные в цветные эмали и золотые плитки, придающие мозаичным произведениям яркие и насыщенные цвета. При этом золотые плиты ставились под различными наклонами, что создавало магическую игру света и тени.




Восточная мозаика имела свои особенности. Исходя из того, что исламская религия запрещает любое изображение частей тела, включая лицо, в темах восточных мозаик присутствуют, в основном, орнаменты, геометрические фигуры, цветы и растения, а также всевозможные узоры.

Наиболее сложной в исполнении является техника Флорентийской школы, где использовались натуральные фактуры камня. Проводимый мастерами мозаики тщательный подбор природного каменного рисунка и его оттенков и умелое сочетание этого с идеальным соединением в единое целое придавал флорентийским мозаичным творениям своеобразный шарм, где естественность материалов гармонично сплеталась с идеями мастера. В мозаике использовались такие камни, как тигровый глаз, малахит, агат и другие. Часто использовались для внутреннего убранства интерьера мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней и драгоценных металлов, особенно для украшения мебели и каминов.

К XVI веку сформировалась флорентийская школа мозаичных картин, которая до сих пор хранит свою индивидуальность. Мастера данной школы востребованы в настоящее время.




К этому времени возникло четкое разделение между мозаичным искусством и работой ремесленников, которые стали выкладывать плитку с готовыми узорами и картинами, украшая интерьеры. Хранители мозаичного творчества как искусства создавали свои неповторимые шедевры, украшая храмы и дворцы витражами и мозаикой. Мозаика стала использоваться не только для отделки помещений, но и для украшения мебели, шкатулок и даже одежды. Темы для мозаики были весьма разнообразны: цветочные узоры, животные и птицы, библейские темы, сцены праздников и сюжеты из городской жизни.

К концу эпохи Возрождения развитие мозаичного искусства затихает, передав эстафету панно и фрескам. Но к середине XIX века итальянский мастер Антонио Сальвиати стал возрождать мозаичное мастерство в стеклянном венецианском стиле. Интерес к почти забытому ремеслу разгорелся с новой силой благодаря прочности, практичности и долговечности стеновых и напольных покрытий, сделанных из мозаичных плиток.




Во время правления Екатерины II Ломоносов М. В. разработал новые технологии выплавки смальты и создал предприятие по ее производству. Много его мозаичных творений дошли до нашего времени. Его композиция из смальты «Полтавская баталия» вошла в мировой культурный фонд. Затем, после смерти Ломоносова, мозаичное ремесло практически не имело применения вплоть до середины XIX в.

Интерес к мозаичному мастерству возник на фоне зарождающегося стиля исторической архитектуры. В это время появляются мозаичные мастерские в Ватикане и Лондоне.

Царь Николай I организует создание российских мозаичных мастерских, вдохновленный византийскими мозаиками в киевском Софийском соборе. Для возрождения мозаики на Руси император направил для обучения в школе Ватикана художников и стал привлекать иностранных мастеров. Крупные мозаичные мастерские были организованы в Петербурге, Париже, Вене и Венеции.



Венецианские мозаики 1920 года, выставленные в Париже в 1925 году, были созданы в новом стиле ар-деко. Стали появляться мозаичные работы и в стиле модерн. В Барселоне Антонио Гауди совместно с Жузепом Марией Жужолем делают мозаики из битого стекла и керамики в Парке Гуэля.

Мозаика как искусство, также как и ремесло не стоит на месте, постоянно пополняя свой арсенал новыми технологиями и материалами. В начале XXI века, наряду с традиционными видами мозаики, благодаря новым технологиям стали появляться мозаичные плитки с объемным эффектом 3D изображений. Сложенные композиции из таких материалов, используя эффект объемности пространства, создают реалистичность рисунков, особенно животных, птиц и пейзажей.

Для продвижения художников-мастеров мозаичного дела существуют международные организации мозаики: Британская ассоциация современной мозаики и Общество американских мозаичистов.




Разновидности

Красота мозаичных покрытий успешно сочетается с их надежностью, обусловленной абсолютной влагостойкостью и долговечностью покрытия. Поэтому мозаику применяют в качестве облицовочного материала для фасадной отделки зданий, а также для отделки помещений с повышенной влажностью.

Фасадная облицовка посредством мозаичных покрытий дает возможность успешно закамуфлировать недоработки и трещины.

Для фасадной отделки, а также для украшения стен внутри помещения чаще используются методы и особенности, которыми руководствуется классическая художественная школа мозаики. Для нее характерно исполнение картин и разнообразных узоров с использованием традиционных материалов: смальта, дерево, кость, металл, натуральные камни – оникс, травертин, мрамор.


Для напольных же покрытий чаще применяются методы, свойственные современной венецианской мозаике «тераццо». Она представляет собой цементную смесь с каменной крошкой и битым бутылочным стеклом, куда добавляются осколки гранита и мрамора. После затвердевания получается очень крепкая водонепроницаемая поверхность с мозаичным рисунком, которая подлежит полировке.

По стилю мозаика делится на множество орнаментов и рисунков. Если в европейской культуре доминирует рисунок, то в восточной мозаике превалируют узоры с яркими насыщенными цветами, цветы и геометрические фигуры.

Все больше появляется желающих обустроить ванные комнаты, бассейны и кухни турецкой и марокканской мозаикой.





Если турецкая мозаичная плитка имеет яркую цветовую гамму, где яркие квадраты и треугольники украшаются насыщенными цветами, то марокканская мозаика отличается пастельными тонами и орнаментами, напоминающими персидские ковры.

Наряду с проверенными временем видами мозаики появились мозаичные плитки, при изготовлении которых используются новые цифровые технологии. Они позволяют делать мозаичную плитку с эффектом 3D, что воссоздает эффект объемности. Это свойство можно интерпретировать как в вогнутости пространства, позволяющей как бы визуально расширить помещение, так и в выпуклости, как бы приближая части мозаичного рисунка, оживляя его. 3D мозаика придает наибольшую реалистичность композициям по сравнению с традиционными видами мозаики.



Мозаика подразделяется по типу применяемых материалов и по типу укладки.

По типу используемых материалов:

  • стеклянная;
  • каменная;
  • смальтовая;
  • керамическая;
  • другие.

Стеклянная

Каменная

Смальтовая

Керамическая

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

  • паркетри;
  • интарсия;
  • инкрустация;
  • блочная мозаика.

Паркетри

Интарсия

Инкрустация

Блочная мозаика

Паркетри

В данном способе используются мозаичные фрагменты, представляющие собой геометрические фигуры – в основном, треугольники, квадраты и прямоугольники. Этот мозаичный стиль используют, как правило, для создания простеньких орнаментов и картин. Перед монтажом наносят на поверхность эскиз или трафарет, а затем по контуру фрагменты склеиваются боковыми поверхностями. После этого фрагментарно, учитывая цветовые сочетания, заполняется тело внутри контура рисунка, где боковые поверхности фрагментов обмазываются со всех сторон клеем.

В данном стиле укладки чаще используют смальту и дерево твердых ценных пород. При этом нередко практикуются вставки из металлов, таких как медь, латунь и бронза.


Интарсия

Данный вид укладки мозаичного полотна предусматривает создание композиции определенной формы, т. е. фигурной мозаики. В интарсии мозаичные плитки как можно точнее подгоняют по боковым поверхностям, склеивая их между собой краями и вкладывая в половое или стеновое покрытие, в котором предварительно вырезают или выдалбливают контур, соответствующий мозаичной фигуре, на глубину толщины мозаичной плитки.

При этом необходимо обратить особое внимание на выравнивание поверхности стенового или полового углубления, в которое затем укладывается мозаичный рисунок. Внешнюю поверхность шлифуют и полируют. Этот вид укладки имел наибольшую популярность в эпоху Возрождения.




Инкрустация

Данный вид размещения мозаики производится посредством врезки фрагментов друг в друга. Считается наиболее трудоемким стилем укладки и применяется, как правило, для врезки в деревянную поверхность фрагментов из кости и металла. Часто используется врезка друг в друга фрагментов разных древесных пород и камней различной фактуры и тональности.

После врезания пластин они шлифуются на одном уровне с основной поверхностью, а затем вся поверхность подлежит полировке.

Она должна выглядеть и ощущаться на ощупь как единое целое. При этом поверхность либо полируется, либо делается матовой.



Блочная мозаика

Блочная мозаика – это тип мозаичной укладки, в котором рисунок или узор разбивается на маленькие блоки, представляющие собой мозаичные плитки, состоящие из отдельных фрагментов, связанных между собой единым цветовым, тональным и смысловым решением. Этот вид мозаичной укладки, придя с Древнего востока, продолжил развитие в Италии под названием чертозианская укладка.

Данный вид укладки используется чаще для создания небольших картин, имеющих мелкие, но значительные элементы, например, при создании лиц, тел, животных.



Материалы

Так как мозаика – это составление единой картины из мелких твердых фрагментов, то и материалов для ее изготовления великое множество: от гальки, используемой с древнейших времен, до современнейшего пластика, искусственного камня типа акрила и ПВХ панелей с имитацией мозаичных рисунков. ПВХ панели делаются из пластика на основе винилхлорида, который придает панелям устойчивость к агрессивным средам, механическую прочность и влагостойкость.

ПВХ панели устойчивы также к перепадам температур, что определяет их долговечность. Их применяют, как правило, для внутренней отделки помещений с повышенной влажностью.

Но хотя пластиковая мозаика и наиболее дешевая, все-таки предпочтение отдается в мозаичном мастерстве натуральным составляющим как экологически чистым и наиболее универсальным.


Наиболее часто используются виды мозаики по типу применяемого материала для фрагментов:

  • стеклянная;
  • каменная;
  • смальтовая;
  • керамическая;
  • другие.




Стеклянная мозаика – один из древнейших видов, имеющий свои традиции. Создание подобного вида соответствует различным школам: восточной, византийской, венецианской и флорентийской.

В настоящее время в стеклянной мозаике наиболее часто применяют венецианское стекло, обладающее такими необходимыми качествами, как долговечность, жароустойчивость, прочность, и которое обладает насыщенными яркими цветами. Она применяется для украшения стеновых и половых покрытий, а также для бассейнов и ванных комнат. Данный вид также применяется для украшения мебели и каминов.

Более дешевой альтернативой венецианскому стеклу является обычное стекло. В основе любого стекла лежит кварцевый песок. Цвет его зависит от красителей, которые добавляются в расплавленный песок, а блеск и переливы достигаются путем добавления в этот раствор перламутра. Изделия из такого стекла могут быть абсолютно прозрачными, глянцевыми или матовыми.

Надо помнить, что хотя стеклянные плитки и весьма прочны, но ронять на них тяжелые предметы все-таки не рекомендуется, да и царапинам они подвержены.




Каменная мозаика также является одним из самых древних видов прикладного декоративного искусства. В ней применяются различные виды природного камня, а в современное время и искусственные имитации. Для мозаики из камня можно использовать различные камни: мрамор, гранит, травертин, яшму, малахит, гальку, туф и т. д. Иногда используют даже осколки кирпича. Красиво смотрится мозаика, набранная из естественного камня без какой-либо обработки.

Наиболее дорогими, но и наиболее долговечными считаются мрамор, гранит, оникс, яшма. Каменную мозаику можно использовать повсеместно как для внешней, так и для внутренней отделки помещений.

Камень можно как полировать, так и делать матово-шершавым. Но надо помнить, что он требует особого ухода. Его нельзя протирать абразивными материалами и смачивать кислотно-содержащими жидкостями. Каменную мозаику, как и любые изделия из камня, желательно натирать воскосодержащими кремами и растворами. Гранитная и мраморная, соответственно, использует данные натуральные каменные породы. Они более дорогостоящие, но и выглядят наиболее изысканно.




В отдельный вид каменной мозаики можно выделить облицовку с применением травертина. Совмещая в себе красоту натурального камня, простоту в обработке и доступную цену, травертин является лучшим бюджетным вариантом для домашней отделки. Данный камень имеет относительно пористую структуру, что дает легкость в обработке с одной стороны, а с другой требует к нему более детального подхода.

При использовании травертина в напольных покрытиях его подвергают специальной пропитке для снижения пористости, увеличивая его долговечность. Травертин может иметь как глянцевую, так и матовую поверхности. Мозаику из травертина делают, в основном, из квадратных каменных плиток.

На края плиток при каменной укладке наносят клей для натурального камня, который используется для склеивания пористых поверхностей и обеспечивает надежное крепление фрагментов мозаики на поверхности.




Смальтовая мозаика – это тоже стеклянная мозаика, но с определенным добавлением солей калия и иногда марганца и других добавок. По сравнению с обычным стеклом смальта абсолютно непрозрачна. Ее получают путем переработки обычного стекла в порошкообразный субстрат. Затем, тщательно перемешивая с красителем и добавками, доводят на огне до жидкого состояния и запекают в прямоугольных формочках (иногда используют формы других геометрических фигур).

Каждый кусочек смальты имеет глянцевую или матовую поверхность, получив свою цветность и тональность. Изначально родным для смальты считался синий цвет, получаемый благодаря добавлению в стекло красителей на основе кремниевой кислоты и кобальта. Смальту также называли стеклом, превращенным в камень из-за приобретенной после запекания повышенной прочности. Благодаря насыщенным цветам создается эффект свечения смальты изнутри.




Керамическая мозаика – это керамическая плитка прямоугольной формы, небольшая по величине. Она покрыта глазурью определенного цвета либо имеет градиентную цветовую заливку. Такая мозаика прочнее стеклянной. Она используется в фасадной и стеновой отделке как внутри, так и снаружи помещений, в ванных комнатах и бассейнах, в жилых и офисных помещениях. Ей нет равных при украшении половых покрытий благодаря прочности и влагостойкости.

Цветовая гамма выпускаемых промышленностью керамических плиток весьма разнообразна – на любой вкус найдется цвет. Этот материал прочен, влагостоек и долговечен. Мозаичную керамическую плитку изготавливают теми же способами, что и обычную керамическую плитку: делают раствор, который заливают в формочки, прессуют и, залив глазурью, обжигают в печи при высокой температуре. Мозаика имеет меньший размер.




К другим, более редким в использовании видам мозаичных покрытий можно отнести металлическую, деревянную, кокосовую и с использованием кости, драгоценных камней и металлов, а также керамогранитную мозаику.

Металлическая мозаика часто комбинируется с другими видами. Детали с контуром часто содержат в себе металлические пластины из серебра, меди, латуни и бронзы, выделяющие контур рисунка или узора. Также рисунки с контуром используют для выразительности изображения с помощью цветовых эффектов.

Для создания наиболее красивой, но и наиболее трудоемкой мозаики используют природную фактуру камня и дерева, что в совокупности с другими материалами может воплотить в мозаичное панно самые смелые дизайнерские замыслы.




К редко применяемым материалам относится яичная скорлупа, которую используют для придания старения в виде трещинок каменной стене и для имитации цветения, покрывая при этом кусочки скорлупы разноцветной эмалью.

Богато смотрится мозаика, выложенная из скорлупы кокосового или кедрового ореха. Ореховая скорлупа обладает очень высокой прочностью, влагонепроницаемостью и устойчивостью к температурным перепадам. Облицовочные плитки на основе данного материала делаются путем лазерной нарезки ровными квадратами. Эти квадраты соединяются с помощью натуральных смол.




Формы и размеры

Формы и размеры мозаичных чипов весьма разнообразны. Длина стороны может варьироваться от 1 до 10 см: до 3 см – мелкая, а свыше – крупная мозаика. В одной мозаичной композиции могут использоваться различные по форме и размерам фрагменты. Само полотно также может иметь различные очертания.

Мозаика из стекла выпускается промышленным способом в виде прямоугольных чипсов размером 20 на 20 мм и бывает как в наборе из однотонных, так и разноцветных элементов.

Прямоугольная, особенно квадратная форма используется чаще остальных. Нередко используется шестигранная форма, напоминающая пчелиные соты. Реже используются строительные фрагменты по типу восьмиугольников, а совсем редко – круглая составляющая.




Для индивидуального творчества мозаичисты часто используют битое бутылочное стекло и осколки камней разной конфигурации. Процесс очень трудоемкий, но дающий возможность самовыражения, избегая стандартных клише.

Мозаичная плитка выпускается на потребительский рынок в разных формах и наборах из различных форм, связанных в единую тему. Дизайнерские идеи ставятся на поток повсеместно. Одной из таких идей, воплощенных в жизнь, является растяжка. Мозаичная растяжка имеет целью создание объема изображения путем плавного перехода от темного цвета к светлому.

Темные цвета при этом как бы растягиваются, превращаясь в градиент, что создает эффект волнового перелива красок, тонов и полутонов. В данном методе при профессиональном подходе можно воплощать дизайнерские идеи с использованием цветовых эффектов и свойств различных цветов.

При этом градиент может использоваться от центра, создавая эффект выпуклости или вогнутости рисунка, по диагонали, горизонтали или вертикали.



Цвета

Составление мозаичных полотен даже из стандартных материалов, купленных в магазине, – процесс творческий, требующий от мастера, кроме навыков укладки мозаики, еще и определенного таланта цветовосприятия.

Мозаичные плитки, так называемые чипсы (чипы) – мелкие элементы, из которых складывается мозаичный рисунок, имеют разнообразные цвета и формы. В настоящее время мастерам доступны как красители, так и готовые чипсы разнообразных цветов и оттенков.

При оформлении мозаикой необходимо очень внимательно относиться к созданию цветовых гамм, используя цветовые дизайнерские решения на основе устоявшихся законов цветоделения. При выборе цветов и оттенков необходимо учитывать места расположения панно, используя свойства восприятия человеческой психикой определенных цветов.




Каждый цвет в сочетании с определенными оттенками должен возбуждать определенное настроение. Ванная или бассейн не должны напоминать надгробные плиты, если даже и оформлены гранитной или мраморной мозаикой. А в интерьере спальни не должны доминировать яркие кричащие цвета, уместные на фасаде и внешних атрибутах здания, фонтанах и бассейнах.

Поэтому для наиболее эффективной работы по созданию мозаичных творений должен привлекаться дизайнер, тонко чувствующий цвета и их оттенки, знающий закономерности устоявшихся цветовых решений, использующий свойства цветов в различных сочетаниях, а также умеющий реализовывать свои неповторимые цветовые фантазии. Он должен уметь играть как на оттенках, создавая градиентные мягкие цветовые переходы, так и использовать в полной мере контрасты.

Умение тонко поставить игру света и тени соответственно настрою определенного помещения считается высшим пилотажем дизайнерского искусства.



Мозаика — от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

  • Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное , расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного .

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои , дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

  • Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.
Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

  • Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность . Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении . Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

  • Особенность мозаичного искусства Античности

Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.
В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как .

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

– это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Величина модуля определяется задачами, которые решают . Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

  • Флорентийская мозаика


В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской , по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых , разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой .

  • Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,
выработав общий принцип традиционной классической мозаики .
На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.
Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки , который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

  • Стиль Модерн в мозаике

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.
Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди , его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки . В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

  • Российская мозаика. История мозаики в России

Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской , чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила , набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

  • Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики . Созданная для этого при Академии художеств мастерская использовала, в том числе и , разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.
Так храм Воскресения Христова , известный как Спас на Крови , является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.
Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

  • Мозаика в наши дни

Как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.