Звание грушницкого. Cочинение «Образ и характер Грушницкого. Основная характеристика Грушницкого

Грушницкий – это один из главных героев романа « ». Что интересно, этот герой был не очень симпатичен самому автору. М.Ю. Лермонтов постоянно высмеивал Грушницкого в различных сценах своего романа, ставил его в дурацкую зависимость от других персонажей. В конечном итоге, Грушницкий заканчивает свою жизнь смертельным исходом. Как же так получилось? Начнем все с начала.

Герой был достаточно молодым юнкером, у которого была ранена нога. Он проходил лечение на водах, где и встретил своего знакомого товарища – Печорина. Между молодыми людьми завязалась наигранная дружба. Они не очень хорошо относились друг к другу, но, при этом, проводили много времени вместе.

Весь конфликт между этими двумя персонажами начался после приезда молодой и княгини Литовской. Грушницкий влюбился в молодую девушку, а она ответила ему взаимностью. У Печорина такой расклад событий вызвал необычайную зависть. Поэтому, он решил завоевать сердце молодой княжны и разрушить отношения Грушницкого и Мери. И у Печорина это достаточно легко получилось. Мери совершенно спокойно переметнулась на нового кавалера, позабыв о Грушницком.

Герой находится в полном разочаровании и прозрение. Он обозлился на пару возлюбленных и начал сочинять про них грязные сплетни. Его компаньонами стали и другие обиженные кавалеры княжны. Проводя много времени за пьянством, компания завистников придумывает план насмешки над Печориным. Он проваливается и главный герой погибает.

Грушницкий предстает перед нами самовлюбленным и самодовольным персонажем. Он не замечает людей вокруг себя. Возможно поэтому, он даже и не заметил, как княжна Мери переключила свое внимание на . Он часто изображает эмоции радости и счастья, хотя внутри совершенно их не испытывает. Он ведет разгульный образ жизни. Его ранение ноги перестало беспокоить Грушницкого сразу же после того, как он увлекся княжной. Это еще раз подтверждает наигранность его действий и поступков. Он очень доверчив, поэтому, не один раз попадает под влияние, как Печорина, так и драгунского капитана.

Насмешливый план был выполнен героем только лишь по поручению и задумке других персон. И только лишь находясь на дуэли, Грушницкий понял всю серьезность ситуации. Он не извинялся на свои насмешки, он не стал просить прощения. Все закончилось выстрелом и смертельным ранением.

Вот такая жалкая и глупая судьба у главного героя романа «Герой нашего времени». Возможно, если бы Грушницкий не поддавался влиянию окружающих, он продолжил бы жизнь. Возможно, если бы он был не таким эгоистичным и самовлюбленным, он смог бы построить отношения с другими персонажами романа. Одно я могу сказать однозначно, М.Ю. Лермонтов невзлюбил своего персонажа с самого начала романа, поэтому и создал ему такую трагичную судьбу.

«Герой нашего времени» – классика русской литературы. Критики признавали серьезную роль сочинения, проводя его анализ, сравнивая образы и характеры главных действующих лиц. По-своему революционное, оно дало публике возможность познакомиться с новым типом героя, неизвестного до этого времени. Им оказался . Остальные персонажи оттеняют его, позволяя лучше разглядеть роль Печорина в романе, выявляя цель жизни героя на фоне происходящих вокруг событий.

История создания

Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.

Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.

Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.


Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.

«Герой нашего времени»


Грушницкий впервые появляется на страницах романа в главе под названием «Княжна Мери». Его внешность привлекательна и дает возможность сделать предположение о юном возрасте героя. Он смугл, высок, темноволос и обладает аккуратными модными усиками, делающими его старше. Солдатская шинель придает образу героя романтическую удаль. При этом он стал солдатом и потерял звание из-за дуэли.

Характеристика образа впечатляет читателя. Это эгоистичный самовлюбленный мужчина, любящий козырнуть парой французских реплик, неспособный выслушать собеседника. Приятно осознавать, что такую маску Грушницкий выбрал осознанно. В реальности он иной: милый и симпатичный мужчина, отнюдь не задира.


Негативное восприятие Печорина формируется тем, что причина дуэли оказывается пустяковой. Так пожелали его приятели. Мелочность причины размолвки понимает даже секундант Печорина – Вернер. Миролюбивый Грушницкий был не прочь пойти на примирение, но друзья помешали сделать это. Он трусоват и нервозен. В ходе дуэли мужчина демонстрирует боязнь убийства. Он не может убить человека.

Сослуживец главного героя, Грушницкий вместе с Печориным оказывается на водах. Грушницкий дублирует характеристику своего оппонента. Единственный недостаток: ему не везет с женщинами. Герой видит свою схожесть с Печориным и воспринимает его как противника. Охота за дамскими сердцами тоже нередко напоминает поведение прототипа Грушницкого. Это вызывает недовольство со стороны мужчины.


Героя нельзя назвать определенно отрицательным или положительным героем, потому что его характер чище, но изобилует склонностями к порокам. Искренность делает ему честь. Отношение к женщинам у героя позитивное. Он представляется храбрым человеком и создает верный образ в соответствии с ситуацией. Он хочет возвыситься и теряет индивидуальность в желании играть выбранную роль.

Грушницкий чересчур самоуверен. Это сильно мешает ему в борьбе за любовь княжны Мери. Девушка не выбирает его, и в отместку он готов распускать слухи и сплетни. Он пытается подставить Печорина на дуэли – подкладывает тому пистолет без заряда.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Разница между двумя яркими образами в романе «Герой нашего времени» просматривается невооруженным глазом. Но между ними как будто нет отличий в вопросе благородства. Грушницкий и Печорин схожи тем, чтоб оба играют людьми, живут чувствами. Оба грешны.


Арт к произведению Лермонтова – "Герой нашего времени"

Грушницкий любил , а Печорин пользовался ею, чтобы мстить оппоненту. Самоуверенность и отсутствие мыслей о будущем переполняют душу Грушницкого. Юнкер ревнует и негодует, видя в поступках Печорина попытку уколоть его и обойти.

Различия между Печориным и Грушницким заметны с первой встречи. Печорин аккуратен и выглядит приятно. Аристократ, он не имеет серьезных отношений и в дружбе. Дерзость и загадочность совмещаются в облике. Такие черты без труда увлекают представительниц прекрасного пола. В отличие от Печорина, Грушницкий происходит из простой семьи без особого достатка. Парень хотел выбиться в люди и заслужить лучшую долю. Он зациклен на произведении впечатления, любит выглядеть эффектно и угождать дамам.

Печорин уверен в себе и рассудителен, разбирается в людях, демонстрирует аналитические способности, циничность и склонность к манипулированию от безделья, ради веселья. Грушницкий, в свою очередь, не замечает манипуляций, хотя и не глуп. Романтик, он всегда в приподнятом настроении, привык драматизировать и преувеличивать. Он любит думать, что является страдальцем и человеком, разочаровавшимся в жизни.


Иллюстрация к роману "Герой нашего времени"

Хотя у героев разные биографии, они – как две стороны одной души. Печорин делает все не напоказ. Он настоящий, хотя его натура противоречива и сложна. Грушницкий же – мелкий человек и себялюбец, лелеющий злобу и ненависть. Между «быть» и «казаться» он выбирает второй вариант.

Отношения героев с социумом тоже различны. Печорин разочаровался в идеалах уходящего, но не смог найти или придумать альтернативу. Он неприкаян и бесполезен. Одиночество, усталость и апатия прогрессируют на фоне таких мыслей. Герой противопоставлен обществу и столичной аристократии. Он замечает чужие пороки.

Грушницкий же любит жизнь и предпочитает унынию романтику. Поэтому мужчина востребован среди молодежи. Он не обрел положительных черт Печорина, поэтому стал карикатурой на масштабный образ. Благодаря Грушницкому раскрывается глубина характера Печорина.

Экранизации

Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.

А Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял .

Герой М. Ю. Лермонтова Грушницкий, в первый раз появляется в эпизоде под названием «Княжна Мэри». В общем-то, этот эпизод является последним, в котором вообще упоминается этот персонаж, так как в этой части он погибает от руки Печорина.

О Грушницком мы знаем не много: юнкер, который не более года состоит в службе. Родители его небогатые дворяне, владеющие деревней в Российской глубинке. Внешность Грушницкого приятна, он хорошо сложен, а также имеет выразительное лицо. Весь его образ дополняет ранение в ногу, которое получил персонаж на Кавказе. Он не отличается остротой ума, наивен, слабохарактерен и совсем не разбирается в людях.

Грушницкий – это сентиментальный человек, романтик. Поэтому, встретив княжну Мэри, он сразу влюбился в неё. Тут нужно понимать, что он не полюбил её, а лишь влюбился. Это очень опасное состояние души, когда мозг человека затуманен, и он не может отвечать за свои действия. Поэтому, когда Печорин, проявляя свою натуру подлеца, решил подшутить над Грушницким и влюбить в себя княжну Мэри, при этом, опозорив перед ней его, тот не смог простить ему такого поступка, и решил отомстить.

Лишь случайное стечение обстоятельств, спасли Печорина от неминуемого позора, который, в свою очередь, обратил его на Грушницкого с удвоенной силой. Из этого момента мы видим, что не только главный герой произведения способен на подлость, месть и изящные способы мести. Грушницкий мог опозорить Печорина перед всеми, уличив его в трусости, но не смог из-за доктора Вернера. И, тем не менее, мы видим у этого персонажа отличительные стороны от главного. Он слышит голос совести, в отличии от Печорина. Это мы можем хорошо увидеть, в отрывке, который повествует о дуэли между героями. Грушницкий, зная, что пистолет его противника не заряжен, чувствуя себя подлецом, не смог выстрелить. Печорин же, раскусив план своего оппонента, имея шанс его пощадить, застрелил беззащитного, подавленного собственным благородством Грушницкого.

На этом повествовании о Грушницком заканчивается, и мы можем сделать выводы об образе Грушницкого. Кем же он был? Героем, который не щадил себя, или трусом и подлецом? Из совершенных дел Грушницкого мы видим, что он благороден, хоть и способен на подлость. Тем не менее, свои злые планы до конца такой человек довести не может, так как он слышит голос совести, а это значит, что Грушницкий имеет более черт благородного человека, нежели чем подлеца.

Сочинение Характеристика и образ Грушницкого

Грушницкий является одним из самых ярких второстепенных героев в романе «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Это молодой человек, юнкер, а также старый приятель Печорина, главного героя произведения, чей образ в течение всего романа контрастирует с образом Грушницкого. В основном, именно с помощью Печорина и его журнала раскрывается образ молодого человека.

Впервые читатель знакомится с Грушницким в главе «Княжна Мери». Молодой военный оказывается на лечении на водах по причине ранения в ногу, где и встречается с Печориным, своим давним знакомым. Помимо Печорина, он встречает княжну Мери, красотой которой был очарован. Так как они были из разных слоев общества, её внимание доставалось ему нелегко. И в какой-то момент его чувства стали неискренними, их взаимоотношения стали для него игрой, которую он должен выиграть.

Не добившись успехов, герой распускает лживую информацию о девушке, которая портит ей репутацию. В этом поступке проявляется его трусость, мстительность, способность на обман и подлые поступки. Возможно, данной ситуации не произошло, если бы Грушницкий не был чересчур самовлюбленным и уверенным. По словам Печорина, «...производить эффект – его наслаждение». К примеру, он не привык слушать собеседника, а предпочитал наслаждаться собственной речью и слогом. И даже тот факт, что он осмелился претендовать на роль жениха к девушке высшего слоя, показывают эти качества. Усиливает его самоуверенность солдатская шинель, которая создает видимость романтического героя и производит впечатление на девушек, даже на княжну.

Помимо отрицательных качеств, как и у любого человека, у Грушницкого присутствуют и положительные черты, которые были раскрыты благодаря Печорину. В то время, когда он не играет свою неприятную роль, он является хорошим собеседником и другом, имеет отличное чувство юмора.

Образы Грушницкого и Печорина очень схожи на первый взгляд. Но если углубиться и проанализировать поступки обоих героев, то можно понять, что Грушницкий более положительный герой. Его подлые поступки совершаются лишь от скуки, но ни в коем случае не с целью испортить людям жизнь. Он не имеет злых побуждений, поэтому читатель не должен осуждать его. В любом случае, смерть Грушницкого на дуэли с Печориным могла бы не произойти, если бы герой вовремя смог осознать свои ошибки и измениться в лучшую сторону.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Шолохова Шибалково семя

    Шолохов огромное количество своих произведений написал про Гражданскую войну. Главным героем является Яков, который воюет на стороне Красной армии

  • Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.

  • Анализ произведения Дубровский Пушкина

    Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

  • Характеристика и образ Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    Повесть Тарас Бульба Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков

  • Анализ сказки Перро Ослиная шкура

    Данная история повествует о приключениях принцессы из далёкого королевства. Важным отличием служит то, что казну этого королевства регулярно пополнял осёл, снабжая министров золотыми монетами вместо

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах. Это произведение считается первым среди российской прозы в своём жанре - лирико-психологический роман. Роман также отличается своей оригинальностью - нарушенной хронологией.

Главным героем является Григорий Печорин, но ещё одним немаловажным персонажем данного произведения является молодой юнкер Грушницкий, один из давнишних приятелей Печорина. Его первое появление относится к повести «Княжна Мери».

Лермонтов не дал имени своему персонажу, поэтому во всём произведении его так и называют - Грушницкий. О нём известно, что ему было двадцать лет, был юнкером, при этом у Грушницкого уже имелся георгиевский крест.

Характеристика героя

Как уже было написано выше, один из ярчайших второстепенных героев романа появляется в повести «Княжна Мери». Лермонтов его описывает как юнкера, который представляет себя в качестве офицера, которого разжаловали в солдаты. Этого персонажа можно охарактеризовать одним словом - актёр. Но почему? С самого начала Грушницкий примеряет на себя амплуа некого страдальца, которого по несправедливости судьбы перевели из первого эшелона военных. При этом он сам меняет себе внешний вид, надевая старую шинель. Поведение его также выражает фальшь - он всем своим видом показывает, как ранение ноги беспокоит его. Никакие воды, по его словам, не могли помочь ему избавиться от хромоты, однако хромота сама проходит собой, когда рядом с княжной Мери появляется Печорин.

Данный герой не может вызывать какого-либо сочувствия, ведь через своё притворство и придуманные страданья он вызывает явно не жалость, а, скорее, отторжение, ведь на самом деле Грушницкий самовлюблён, также он не обладает большим умом. Он выбрал для себя роль некой таинственности и печали, но вместе с этим он приобрёл для себя модные привычки, которыми и стал жить. Можно сказать, Грушницкий стал заложником своей же роли, которую придумал и которая, по сути, ему полюбилась.

Печорин, конечно же, буквально сразу же рассекретил своего «приятеля» - он увидел, насколько же слабой личностью является молодой юнкер. Дальнейшие действия Грушницкого (а именно отвратительные слухи, которые он пустил про Печорина) показывают, что данный персонаж обладает такими чертами характера, как тщеславие и мстительность. Он не принял того, что Печорин снял с него «маску», которую Грушницкий старательно мастерил для себя и которую стал постоянно носить, скрывая истинную сущность.

Помимо этих качеств, ему присущи коварность и подлость, о чём говорит дуэль с Печориным: он и его компания дали главному герою незаряженный пистолет.

Если Печорин всё-таки в произведении предстаёт тем самым «героем времени», то Грушницкий является его полной противоположностью: низкий, малодушный, без какой-либо чести персонаж, обладающий такими чертами характера, как подлость, притворство и тщеславие.

Образ героя в произведении

(М.А. Врубель "Мери и Грушницкий" 1890-1891 )

Появление Грушницкого в произведении сначала подразумевалось в качестве участия в любовном треугольнике между ним, княжной Мери и, конечно же, Печориным. Лермонтов показывает, что молодой юнкер был, так скажем, фаворитом у княжны, однако вскоре всё меняется: с появлением Печорина Грушницкий отходит на второй план, он становится уже неудачливым конкурентом.

Без сомнений, такое положение не могло произойти без вмешательства самого Георгия Печорина: он поведал Мери о пустоте Грушницкого как человека, незначительности, тем самым открывая княжне глаза. После этого Грушницкий становится нежеланным гостем у неё дома, а также навязчивым собеседником. Она находит его скучным и жалким человеком. Естественно, что данный момент достаточно сильно воздействует на Грушницкого, ведь Печорин задел его самолюбие, а также опустил в глазах возлюбленной.

(Эпизод дуэли. Из к/ф "Бэла", 1927г по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" )

Это стало отправной точкой раскрытия персонажа. Он был неким подобием Печорина, что, несомненно, злило самого Георгия. Именно через восприятие Печорина складывается портрет Грушницкого: следователь моды, страдалец, разочарованный в жизни человек, говорит «пышными фразами», изображает из себя романтика.

Несмотря на его отрицательные качества, Грушницкий показывает «антитезу» Печорина: он хотел стать героем романа, однако через свои поступки он делает героем романа именно Георгия Печорина, поэтому этот второстепенный персонаж играет центральную роль в романе, показывая через свой образ поведение немалой части общества того времени.

На протяжении романа Лермонтов ловко высмеивал Грушницкого, показывая, насколько может быть жалок человек, который живёт под маской и придумывает образ, которому не соответствует. Если Печорин действительно был разочарован в жизни, то Грушницкий только делал вид, что также злило Печорина. Вместо того чтобы понять, что Грушницкий ведёт себя отнюдь бесчестно, он только «усугубляет своё положение» в глаза читателя своими подлыми поступками. Этим автор показывает, что люди склонны винить кого-то, но только не себя. Люди не любят анализировать свои поступки, не любят в чём-то обвинять себя, любят лишь следовать моде и носить маску, скрывая себя не только от глаз других людей, но и от самих себя.

Одно из отличительных свойств юнкера Грушницкого - отсутствие имени. Это не бросалось бы в глаза, будь он фигурой эпизодической, но его роль в истории с княжной Мери трудно преувеличить. Впрочем, вернемся к этому моменту чуть позже, пока просто отметим, что навряд ли М.Ю. Лермонтов случайно оставил Грушницкого безымянным.

Читатель смотрит на все происходящее глазами Печорина и, соответственно, образ молодого юнкера, произведенного впоследствии в офицеры, преподносится нам так же через призму восприятия главного героя. Характеристика приводится достаточно исчерпывающая, но трудно сказать, насколько объективная: у Григория Александровича весьма своеобразное мышление и нетривиальный взгляд на мир. В общих чертах - Грушницкий очень юн, ему всего двадцать один год, однако преисполнен желания казаться старше, опытнее и в известном смысле драматичнее - что, впрочем, вполне объясняется возрастом.

«Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…», «приезд его на Кавказ - также следствие его романтического фанатизма…»

На самом-то деле, Печорин столь скептичен по одной простой причине: между ним и Грушницким больше общего, нежели бы он того желал. Однако в отличие от Печорина, Грушницкий находится в совершенной зависимости от окружения и, не обладая собственным острым умом, не может в результате справиться со своей ролью в ситуации, которую сам себе выстроил. Он является до известной степени кривым зеркалом Григория Александровича, пародией на него, что ли… Он тоже не любит княжну Мери, но его самолюбие отлично от самолюбия Печорина: тот проживает в себе людские черты и пороки, Грушницкий напротив пытается вписываться в не всегда совместимые между собой события и привнести в них некую трагико-романтическую ноту. Финал хорошо известен.

Оба героя - игроки, но Печорин не стоит на этой шахматной доске, скорее он внешне бесстрастно ведет эту партию. А Грушницкий, полный чувства собственной значимости, - обычная разменная фигура.

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»

яйте!.. я себя презира- то есть когда он становится самим собой, не приукрашивая и не позируя. Проще - когда он не мозолит глаза Печорину своими неумелыми попытками вести игру.

Он не способен ни слушать, ни слышать; он может быть также язвителен в своих суждениях и оценках, но это вычурное, наносное: в действительности юнкер достаточно беспомощен и «никогда никого не убьет одним словом». При этом мстителен и мстителен мелочно: уязвленный равнодушием Мери, он громогласно возвещает, что видел Печорина ночью, когда тот спускался с ее балкона. Это уже откровенно ниже пояса! Начиная, собственно, с того, что это ложь, и никаких ночей Печорин в спальне княжны не проводил. А потом: княжна на водах с матерью, отца нет - кому защитить честь девушки, кому вступиться за нее, опровергнуть клевету? А ведь это заявление могло иметь самые пренеприятные последствия: публика на водах разносторонняя, мир слухами полнится, и… какова была бы дальнейшая судьба бедной барышни, которая вообще ни в чем, собственно, не виновата?!

Это подлость номер один. Подлость номер два - согласие на участие в дуэли на заведомо нечестных условиях. Уж лучше бы Грушницкий Печорина и в самом деле из-за угла ночью зарезал, что ли. Как-то проще и доступнее. Получается, снова пал жертвой своего романтического нарциссизма.

На взгляд Печорина, Грушницкий являет собой зрелище жалкое и отвратительное одновременно. В момент дуэли, когда маски сброшены, становится ясно, чем все же неплох Грушницкий, когда с него слетает позерская шелуха: в момент подлинной опасности, перед прямым выбором «смерть или бесчестие» он все же выбирает первое. Говорит же знаменитую фразу:

«Стреляйте!.. я себя презираю, а вас ненавижу».

Ненавидит потому что очень четко осознает, что проиграл - и проиграл по собственному почину.

Своему же болезненному самолюбию проиграл. Презирает по этой же причине - потому что отступать стало уже некуда, и выигрышного хода нет. Его становится жаль, как и всякого человека, попавшего в ловушку. Изначально он не хотел никому зла. В истории с княжной у него не было цели сделать ее несчастной, в этой игре он принимал участие от скуки (как и Печорин!) и бездействия на водах. Но пламенное самолюбие сослужило своему обладателю плохую службу, втянув в цепь фатальных для него событий.

Опять-таки в отличие от Печорина, он не может довести партию до конца, снова позволяя другим (в данном случае - драгунскому капитану) управлять ситуацией. Его инстинкт самосохранения слабее здравого смысла, он во власти эмоций.

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…».

Эти слова становятся последними. С них началось - ими и завершается. Ведь именно об этом говорит Печорин в начале повествования:

«я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Этой финальной фразой Грушницкий уже напрямую «отзеркаливает» Печорина. И сыплются осколки - эхом в горах…

К вопросу об имени, поднятом ранее. Его нет у Грушницкого, нет и у Вернера. Но у последнего есть кличка Мефистофель. Что, полагаю, также неспроста, но сейчас не об этом: Вернер также является своего рода искаженным отражением Печорина. Только в лучшую сторону - в нем сосредоточены положительные черты. Грушницкий напротив олицетворяет «темную сторону» Печорина. Как знать, может быть, нежеланием дать героям имена автор подчеркивал, что они не более, чем свойства натуры главного персонажа? Видя тело Грушницкого, Печорин не испытывает никакого торжества… равнодушно расставаясь с очередной собственной иллюзией.