Библиотека мероприятия по сказкам к паустовского. Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе с использованием средств мультимедиа (на материале уроков литературного чтения по творчеству К.Г. Паустовского). «Иди всегда дорогою добра!»

татьяна морозова
«Иди всегда дорогою добра!» литературный праздник для дошкольников по произведениям К. Г. Паустовского

«Иди всегда дорогою добра!»

литературный праздник для дошкольников по рассказам и сказкам

Константина Георгиевича Паустовского

(к 125-летию со дня рождения п

исателя).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас литературный праздник. Он посвящен русскому писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. Мы будем учиться смотреть на мир добрыми глазами, видеть необычное в обычном, как это умел делать Константин Георгиевич. А помогут нам в этом его рассказы и сказки, адресованные детям.

Показ книг на выставке

Давайте вспомним их названия. Я буду начинать фразу – название произведения, а вы заканчивать.

«Барсучий… нос», «Заячьи …лапы», «Растрёпанный… воробей», «Корзина …с еловыми шишками», «Жильцы старого дома», «Тёплый… хлеб», «Стальное… колечко», «Кот –… ворюга», «Резиновая …лодка».

Какие из них вы уже читали?

А теперь давайте познакомимся поближе с биографией писателя.

Показ презентации с комментарием воспитателя

Константин Георгиевич родился 31 мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.

Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, семья распалась, и Константин вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В 1911 году, в последнем классе гимназии, Константин Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».

По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский университет.

Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, санитаром на санитарном поезде, в полевом санитарном отряде.

Константин Георгиевич переменил много профессий: был рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, служащим, журналистом.

«Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей вылилось у меня в мечту о некоей необыкновенной профессии… писателя.

…Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира… и стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой» – вспоминал Паустовский.

За свою большую писательскую жизнь Паустовский побывал во многих уголках нашей страны, посетил многие страны Европы. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он.

Особенно горячо полюбил Паустовский Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, – куда приехал впервые в 1930 году. Здесь, в селе Солотча, он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром, Рувимом Фраерманом и другими.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом, писал очерки и рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, у него было немало учеников.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве 14 июля 1968 года и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.

Похоронен писатель на крутом берегу над рекой Таруской на Авлуковском холме под большим дубом. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К. Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".

В Тарусе с 1991 года ежегодно проводятся праздники К. Г. Паустовского в день его рождения 31 мая. Почитатели таланта писателя приносят на могилу цветы и корзину с еловыми шишками.

А почему, кто догадался?

Да, верно, потому что один из лучших лирических рассказов Паустовского так и называется "Корзина с еловыми шишками". Рассказ наполнен музыкой и красотой, и открывает перед нами «то прекрасное, чем должен жить человек».

Вот и мы сегодня проводим праздник, посвящённый Паустовскому, талантливому писателю и жизнерадостному человеку. Ведь 31 мая будет отмечаться в России 125-летие со дня рождения Константина Георгиевича.

Викторина по произведениям Паустовского.

1. Как называется рассказ Паустовского:

«Заячьи уши», «Заячьи лапы», «Заячий хвост».

2. Какой зверь вывел деда Лариона из огня? (Заяц)

3. Как звали девочку в сказке «Стальное колечко»? (Варюша)

4. Кто подарил Варе стальное колечко? (Боец, за то, что она угостила его махоркой).

5. Какой зверь обжёг себе нос жареной картошкой? (Барсук(«Барсучий нос»)

6. Как наказали рыбаки, герои рассказа «Кот-ворюга», рыжего кота за воровство? (Выпороли, закрыли в чулане, накормили).

7. Какое прозвище и имя носил мальчик в сказке «Теплый хлеб»(Филька по прозвищу Ну тебя).

А теперь давайте посмотрим мультфильм «Тёплый хлеб».

Мультфильм «Тёплый хлеб»

Наши ребята, также как и писатель К. Г. Паустовский, любят природу, оберегают животных и растения, заботятся о них. Сейчас ребята из средней группы споют нам песню «Приключение в лесу»

Песня «Приключение в лесу»

К. Паустовский был наблюдательным, много знал о животных. А знаете ли вы их? Проверим?

Голубь –… воркует;

глухарь – … (токует);

собака -(гавкает, лает)

лиса – … (лает, тявкает)

медведь – … (ревет, рычит)

утка – … (крякает);

филин – … (ухает);

коза – … (блеет);

гусь – … (гогочет);

конь – … (ржет);

свинья – … (хрюкает);

воробей -(чирикает);

курица - (кудахчет);

петух - (кукарекует)

Мультзарядка

Ситуации «Узнай по объявлению»:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха).

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне (ёж, дикобраз, ёлка).

3. Помогу всем, у кого сломался будильник (петух).

4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом (медведь).

5. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. У меня варастет новый! (ящерица)

6. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни! Ку – ку! (кукушка)

Книги Паустовского учат нас верить в добро и красоту, любить родную природу, видеть в обычном необычное, уметь фантазировать.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Добротой и любовью к жизни наполнены книги Паустовского.

По воспоминаниям современников, писатель и в жизни был человеком добрым и жизнерадостным, скромным и деликатным.

Закончить наш праздник предлагаю песней.

Песня «Дорогою добра»

Использованная литература: Интернет-ресурсы

Константин Паустовский:

«Ожидание счастливых дней бывает

иногда гораздо лучше этих самых дней»

– Отлично помню, как в детстве, читая рассказы Константина Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», не могла сдержать слёз, – делится воспоминаниями гл.библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина. – Уже теперь понимаю, что это своеобразный индикатор мастерства автора. Детские эмоции – самые правдивые, ведь открытым сердцем ребенок распознает фальшь мгновенно. Прошли годы, и теперь я с удовольствием читаю эти произведения своему сыну.

Символично, что 2017 год стал годом 125-летия известного автора. Мало кто знает, но Константин Георгиевич – человек очень непростой судьбы. Расскажу немного о семье русского классика. 31 мая 1892 года в семье служащего в управлении железной дороги и работницы сахарного завода родился мальчик. Семья Паустовского неоднократно переезжала с места на место, со временем обосновавшись в Киеве. Атмосфера в семье была творческой: здесь много пели, играли на рояле, не пропускали ни одной театральной премьеры. Первыми учителями писателя стали специалисты Киевской классической гимназии. Они и заронили в нем желание заниматься словесностью.



Когда мы сетуем на свою жизнь, то часто не задумываемся, какие лишения уготованы на долю прочих людей. Например, Константину Паустовскому пришлось очень рано повзрослеть. Когда мальчик учился в шестом классе, родители его развелись. Оставив учебу, будущий писатель занялся репетиторством.

Свой первый рассказ Паустовский написал, учась в последнем классе гимназии. После гимназии, Паустовский два года проучился в Киевском университете. В 1914 году, писатель переехал в Москву. Это совпало с началом . И здесь писатель не выбрал легкий путь – при формировании тыловых санитарных поездов Константин Паустовский стал работать там санитаром. Тогда-то, по его собственному признанию, он всем сердцем полюбил среднюю полосу России.


Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. Уже в послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений.

В отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к юбилею писателя оформлена книжная выставка из цикла «Певцы родной природы» . На открытие выставки пришли туристы-любители, а также именитые в уральских туристических кругах личности – Анатолий Николаевич Сычев и Ольга Анатольевна Чарыкова, известные как организаторы уникальных пеших маршрутов по заповедным местам Челябинской области.



Атмосфера встречи была неформальной: строили планы относительно предстоящего похода по тропам Приполярного Урала. Анатолий Николаевич, геолог по профессии, детально разъяснял правила туристических путешествий, а нам оставалось только восхищаться этими самоотверженными людьми. Ведь активный отдых требует самодисциплины, силы воли и, естественно, выдержки.

Сценарий творческого урока-исследования на тему «Тайны сказки «Теплый хлеб»

Цели урока:

· познакомить учащихся с личностью писателя;

· раскрыть жанровые особенности сказки;

· формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, фольклоре других стран и их взаимодействии;

· научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя;

· развивать монологическую речь, мышление, память;

· воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем;

· прививать интерес к предмету.

Оборудование:

· тексты сказки «"Теплый хлеб" в любом издании;

· учебная электронная презентация;

Оформление доски: портрет

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я знаю, что вы любите сказки?

За что вы любите сказки?

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, о содержании какой сказки мы будем сегодня говорить?

Герою какой сказки мог бы принадлежать этот предмет? (Демонстрирую кусочек хлеба).

Учащиеся легко и свободно называют мальчика по прозвищу «Ну тебя» из сказки «Теплый хлеб»

Сопровождаю ответы учащихся презентация №1 ,содержащим сканированную обложку книги и иллюстрации, репродукцию портрета, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.

3. Постановка учебной задачи.

Мы сегодня исследуем содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.

Учащиеся принимают установку учителя.

4. Обобщающая беседа о личности.

Выступает заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о писателе .

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (или 31) мая 1892 г. в Москве в семье чиновника управления Юго-Западной железной дороги. После окончания гимназии он учился в Киевском университете на естественно - историческом факультете , затем на юридическом факультете Московского университета. Первый рассказ «На воде» был опубликован в журнале «Огни» в 1912 г. в Киеве. В 1925 г. Константин Георгиевич выпустил свою первую книгу «Морские наброски» А в 1929 г. вышел его роман «Блистающие облака». В 1920-1930 гг. писатель много ездил по Советскому Союзу, занимался журналистикой, публиковал очерки и репортажи в центральной прессе. Паустовский написал повести «Кара-Бугаз (1932) и «Колхида» (1934), которые принесли ему известность.
В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич ездил на фронт в качестве военного корреспондента ТАСС. В последний период творчества создаёт автобиографическое произведение « Повесть о жизни» (1945-1963) и книгу «Золотая роза» (1956) о психологии художественного творчества. Тематика прозы разнообразна. Он писал о художниках, поэтах, прозаиках, композиторах, о природе.

Мы узнали, что любил путешествовать. Он много ездил по России, жил на Полярном Урале, на берегах Каспийского моря, в Карелии . Второй родиной стал для него Мещерский край невдалеке от Москвы. Паустовский побывал и во многих зарубежных странах: Чехии, Франции, Италии и других. Писатель был на нескольких войнах - первой мировой, гражданской, второй мировой. За свою жизнь он написал свыше сорока книг, не считая рассказов, пьес и статей.

Подведем итог нашему разговору. Как это отразилось на его последующей взрослой жизни?

Организую творческую работу в 3 группах. Учащиеся составляют логические цепочки, в которых показывают роль окружающей действительности на становление как личности, а в будущем как писателя.

У учащихся должны получиться такие цепочки:

· стремление к учебе (стал умным, образованным);

· любовь к путешествиям (много впечатлений);

· был на нескольких войнах (написал сказку «Теплый хлеб»);

· любовь к родному краю.

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

12. Кто был свидетелем разговора? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

14. Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

16. Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Это сказка или рассказ? Какую роль сыграл конь? Есть ли в сказке волшебство? Как выглядят волшебные предметы? Почему сказка называется «Теплый хлеб?» Попробуем разобраться.

1. Особенности жанра.
Мы с вами прочитали сказку до конца. А разве много сказочного мы увидели в этом произведении? Может, это не сказка, а рассказ? Давайте разберемся (заранее подготовленная группа представляет презентация №2).

Выводы: Наверное, нельзя однозначно ответить на вопрос: сказка это или рассказ. Но мы с вами знаем, что для понимания любого художественного произведения важно осмыслить название.

Почему сказка называется «Теплый хлеб»? Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
а) Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу. Нам помогут в этом пословицы. .
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
Мы видим, как уважительно, с почтением относились к хлебу.
б) Какие значения имеет слово «теплый» (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
в) Почему сказка называется «Теплый хлеб»? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель

Есть такое поверье. Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, тот бедным станет. Поверье очень древнее. А смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Лучше отдать недоеденный хлеб птицам, так как птицы символизируют души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок.

Филька бросил хлеб в снег, поэтому был наказан.

Обладает хлеб волшебной силой? (учащиеся отвечают на этот вопрос теперь однозначно: конечно, обладает). Оказывается, самые обычные предметы становятся волшебными.

А теперь нам надо ответить еще на несколько вопросов:

Что мы можем назвать волшебством?

Как выглядят волшебные предметы?

Учитель.

Представьте себе человека (европейца) каких-нибудь 200 лет назад. Если бы Вы встретились с ним и рассказали ему о нашем современном мире: о телефонах, телевизорах, самолетах, интернете, системе GPS и т. д., что бы на это он сказал?
Во-первых, он бы Вам не поверил, а потом бы решил, что вы волшебник, так как человечеству свойственно называть волшебством те действия, которые дают зримые результаты, но не поддаются логике. И такие знакомые нам приспособления как: сотовый телефон, компьютер, самолет и другие, он назвал бы волшебными предметами и, рассказывая о них своим знакомым, он бы пользовался известной ему терминологией, сравнивая эти предметы (по внешнему виду и результатам применения) с теми предметами, которые существуют в его мире. Что бы получилось? (учитель называет предметы, а дети сами придумывают название).
Автомобиль – это (повозка без лошади), сотовый телефон – это (говорящая шкатулка), телевизор – (волшебный ящик) и так далее. А ведь мы говорим о человеке, жившем всего лишь каких-то 200 лет назад! Что же говорить о тех, кто принадлежит миру, удаленному от нас на тысячи и десятки тысяч лет?! Информацию об этом мире мы можем почерпнуть только в мифах, которые полны волшебства, волшебных предметов и сказочных существ.
Традиционно принято считать, что все сказки – это попытки диких людей объяснить явления природы, но тогда почему волшебными предметами пользуются не только боги или феи – олицетворение сил природы, но и обычные люди, случайно с этими предметами столкнувшиеся?
А давайте посмотрим на эти предметы не как на красивую метафору, а как на технические устройства, описанные очевидцами, не имевшими представления о том, что же это такое.
Сразу же вырисовываются вполне четкие ассоциации: ковер-самолет – средство передвижения по воздуху (даже название схоже с тем средством, которым пользуемся сегодня мы), гусли-самогуды – (магнитофон) и этот список можно продолжать бесконечно.

Презентация № 3 (реализация индивидуального домашнего задания)

А как выглядят волшебные предметы и помощники в сказке «Теплый хлеб?». Один волшебный предмет (пища) мы уже знаем, это хлеб.

Учащиеся высказывают свои версии (конь, ветер, сорока, свист.)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Стрибог – бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались для совершения заговоров или заклятий на тучу или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различные ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим – Позвизд или Посвист, злой северный ветер. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”.

В апреле прилетает Стрибог с востока молодым теплым дуновеним.

Летом прилетит с юга, обжигая жаром.

Осенью и весной разгоняет тучи, открывая солнце. «Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Зимой вращает крылья мельниц, перемалывая зерно в муку, из которой потом замесят хлеб.

Стрибог – это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяются запахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее. «Ночью по деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, что даже лисицы вылезли из нор…»

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

Издревле свист считается обращением к потустороннему миру и призывом нечистой силы. Эта примета является не только славянским народным поверьем, но и суеверием в Японии. Однако в ряде европейских стран свист ассоциируется с ветром и является орудием ведьм. В Румынии и Польше негативно относятся к свисту женщины: «Когда девушка свистит, семь костелов сотрясаются, а Богоматерь плачет». А ещё в России существовал обычай устраивать «свистопляски», в дни годового поминовения. Этот обычай - подражание свисту чертей, чтобы отпугнуть тех от могил родственников и дорогих сердцу людей.

В современном мире по-прежнему не жалуют свистунов. Свист – символ невежливого обращения, свист – признак осуждения артистов, плохо играющих в театре, не принято

свистеть в доме – «денег не будет», и даже в море – «шторм накликать». И только американцам чужды приметы, связанные со свистом. Они спокойно свистят в доме, точно так же, как и покупают и дарят чётное количество цветов живым.

Вот несколько примет, связанных со свистом:

Не свисти в доме – денег не будет.

Нельзя свистеть в доме, а то дом опустеет.

К свисту в народе вообще отношение отрицательное. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Будешь свистеть – на всех несчастье накличешь, в том числе и на себя. “И тотчас в голых деревьях, в изгородях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер…»

Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.
Свист Соловья трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья Будимирович.

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

В мифологии народов мира птицы выполняют разнообразные функции. Они могут быть божествами, героями, прообразами людей, в которых способны превращаться. Что означают птицы в символике? Птицы – символы верха, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, жизни, плодородия, изобилия, души, духа свободы и так далее. На мировом древе птицы находятся у вершины его.

По народным поверьям, птицы могут превращаться в людей, а люди – в птиц. 0собенно широко отражены подобные волшебства в славянском фольклоре.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности.

Группа учащихся №1 представляет свою презентацию (презентация №4)

Выступление ученика (реализация индивидуального домашнего задания)

О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка. Не случайна его масть: у богатырей былин конь тоже непременно "Бурко-Бурочко, косматочко, троелеточко". Это тоже как бы оборотень, полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим языком и выступает всегда на стороне сил добра. Сивка-Бурка обладает волшебной силой. "Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушло залез - напился-наелся, в другое вылез - оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать!" - читаем мы в сказке.

Напоминает своими чудесными свойствами Сивку и Конек-Горбунок, но внешне они резко различны. Горбунок намного меньше героических коней, невзрачен, горбат, с длинными ушами. Зато преданностью хозяину отличается необычайной.

У П. Ершова в "Коньке-Горбунке" чудесная кобылица говорит герою:
...Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с предлинными ушами... На земле и под землей Он товарищ будет твой.

Группа учащихся №2 представляет свою презентацию (презентация №5)

Учитель

А как Филька отнесся к коню? («Да ну тебя! Дьявл! – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно…»)

Как вы считаете, конь заслужил свой кусок хлеба? (дети отвечают утвердительно)

Немецкий снаряд ранил коня в ногу, и командир оставил коня в деревне. Мельник Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и помогал Панкрату. Каждый считал своей обязанностью его покормить.

Подведение итогов.

В начале рассказа мы видели злого мальчишку, который нехотя вышел за калитку, грубо закричал на коня, наотмашь ударил его по губам, а хлеб забросил глубоко в снег. В заключительном эпизоде Филька с уважением относится и к хлебу, и к коню. Как человеку, он хочет поднести коню хлеб с солью в знак дружбы и примирения, протягивает хлеб из рук. Когда конь отказался брать хлеб, Филька заплакал, а не отмахнулся, как раньше: "Да ну тебя". Когда же конь наконец взял хлеб, мальчик заулыбался. Теперь он совсем не похож на прежнего Фильку, хмурого, недоверчивого, сердитого. Он очень изменился. Даже Панкрат говорит: "Филька не злой человек".

Добрые советы сказки Паустовского (Творческая работа).
Чему учила и учит сказка «Теплый хлеб»? (Ребята отвечают письменно, затем читают вслух).
Желательно учащихся подвести к следующим выводам:

1. Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только добрые могут быть счастливы по-настоящему Человек и природа неразделимы. Человек не должен забывать об этом.

2. Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.

3. Волшебсто – это добрые поступки людей, добрые слова, это любовь ко всему живому.

8. Инструктаж домашнего задания.

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О. М.: Аванта+.- 2005.

2. Константин Паустовский. Книга о жизни. Далекие годы

3. : Мещёрская сторона

Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Пау сто вского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально вос принимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи ла пы», «Последний черт», «Золотой линь» и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая - « радиоспектакль » по рассказу «Кот-ворюга», третья - викторину.

Ход занятия

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слу шать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II. Рассказ о жизни писателя.

Учитель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начи наем передачу о жизни и творчестве известного русского писа теля, книги которого переведены на многие языки мира, - о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Родился в семье железнодорожного слу жащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Пау стовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. По сле окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

III . Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

- А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

- А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста...
Итак, вопрос...

Вопросы викторины:

  1. О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)
  2. Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)
  3. О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел вы сокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)
  1. Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
  2. Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)
  3. Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали - «Десять процентов».)
  4. Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)
  5. Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)
  6. Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)
  1. Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
  2. Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)
  3. Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)
  4. Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)
  1. Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)
  2. Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
  3. Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
  1. В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)
  2. Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай - очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV. «Радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слушание «радиоспектакля».

V . Подведение итогов занятия.

  • Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?
  • Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?
  • Обратимся к выставке книг.

Учитель и учащиеся работают с выставкой книг.


Константин Паустовский:

«Ожидание счастливых дней бывает

иногда гораздо лучше этих самых дней»

– Отлично помню, как в детстве, читая рассказы Константина Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», не могла сдержать слёз, – делится воспоминаниями гл.библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Коркина. – Уже теперь понимаю, что это своеобразный индикатор мастерства автора. Детские эмоции – самые правдивые, ведь открытым сердцем ребенок распознает фальшь мгновенно. Прошли годы, и теперь я с удовольствием читаю эти произведения своему сыну.

Символично, что 2017 год стал годом 125-летия известного автора. Мало кто знает, но Константин Георгиевич – человек очень непростой судьбы. Расскажу немного о семье русского классика. 31 мая 1892 года в семье служащего в управлении железной дороги и работницы сахарного завода родился мальчик. Семья Паустовского неоднократно переезжала с места на место, со временем обосновавшись в Киеве. Атмосфера в семье была творческой: здесь много пели, играли на рояле, не пропускали ни одной театральной премьеры. Первыми учителями писателя стали специалисты Киевской классической гимназии. Они и заронили в нем желание заниматься словесностью.



Когда мы сетуем на свою жизнь, то часто не задумываемся, какие лишения уготованы на долю прочих людей. Например, Константину Паустовскому пришлось очень рано повзрослеть. Когда мальчик учился в шестом классе, родители его развелись. Оставив учебу, будущий писатель занялся репетиторством.

Свой первый рассказ Паустовский написал, учась в последнем классе гимназии. После гимназии, Паустовский два года проучился в Киевском университете. В 1914 году, писатель переехал в Москву. Это совпало с началом Первой мировой войны . И здесь писатель не выбрал легкий путь – при формировании тыловых санитарных поездов Константин Паустовский стал работать там санитаром. Тогда-то, по его собственному признанию, он всем сердцем полюбил среднюю полосу России.


Во время Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом на Южном фронте, одновременно продолжая писать. Уже в послевоенные годы к Паустовскому пришла мировая известность, что дало ему возможность много ездить по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Бельгии, Франции, Голландии, Англии, Швеции, жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу множества его произведений.

В отделе научно-популярной литературы Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к юбилею писателя оформлена книжная выставка из цикла «Певцы родной природы» . На открытие выставки пришли туристы-любители, а также именитые в уральских туристических кругах личности – Анатолий Николаевич Сычев и Ольга Анатольевна Чарыкова, известные как организаторы уникальных пеших маршрутов по заповедным местам Челябинской области.



Атмосфера встречи была неформальной: строили планы относительно предстоящего похода по тропам Приполярного Урала. Анатолий Николаевич, геолог по профессии, детально разъяснял правила туристических путешествий, а нам оставалось только восхищаться этими самоотверженными людьми. Ведь активный отдых требует самодисциплины, силы воли и, естественно, выдержки.