Чем знаменит колизей. Римский колизей - гигант из прошлого


Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи. Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. В нашем обзоре интереснейшие и малоизвестные факты об одной главных достопримечательностей Рима.

1. Колизей - "амфитеатр Флавиев"


Колизей был построен примерно в 70 г. н.э. императором Веспасианом, а открыт он был его сыном Титом в 80 г. н.э. Веспасиан и его сыновья Тит и Домицианом (который правил в 81-96 годах) принадлежали к династии Флавиев. Поэтому Колизей часто называли "амфитеатром Флавиев".

2. Гигантская статуя Нерона у Колизея


Нерон, который вошел в историю благодаря деспотизму и убийству членов своей семьи, приказал построить в свою честь гигантскую бронзовую статую недалеко от того места, где впоследствии был возведен Колизей. Статуя была сделана по образцу Колосса Родосского, ее высота превышала 30 метров, а названа она была Колосс Нерона. Именно из-за этой статуи получил свое название Колизей.

3. Колизей был построен на месте бывшего озера


Дворец удовольствий Нерона, так называемый "Золотой дом" (Domus Aurea), был построен после пожара в 64 году (ряд строений в Риме сгорел и освободилось много свободного места). Возде дворца находилось искусственное озеро. После самоубийства Нерона в 68 году и короткого периода гражданских войн, Веспасиан стал императором в 69 году, после чего Золотой дом был разрушен. На его месте построили термы Траяна. Озеро же было засыпано, а на его месте начали строить Колизей.

4. Колизей был построен всего за 10 лет


После осады Иерусалима в 70 г. н.э., Веспасиан пустил часть добычи из Иерусалимского Храма на начало работы над амфитеатром для римских граждан. Хотя Веспасиан умер до завершения стройки, его сын Тит достроил Колизей.

5. Колизей - самый большой из когда-либо построенных амфитеатров


Колизей построен из бетона и камня, в отличие от большинства амфитеатров того времени, которые просто вырывали в склонах холмов. Длина сооружения эллиптической формы - 188 метров, ширина - 155 метров, а высота - 48 метров, что делает его крупнейшим амфитеатром в мире.

6. В амфитеатре были сектора для разных сословий


Хотя Колизей был предназначен для всех римских граждан, как богатых, так и бедных, зрителей в нем рассаживали в разных секторах, основываясь на их социальном статусе и благосостоянии.

7. Колизей вмещал 50000 человек


Ширина каждого сидения была около 35 сантиметров, но ажиотаж во время гладиаторских боев был всегда.

8. Бои между гладиаторами были тщательно планировали


За более чем четыре века тысячи рабов, военнопленных, преступников, бывших военнослужащих и даже добровольцев сражались в Колизее для развлечения римлян. Бои были вовсе не хаотичными, а чем-то похожими на современный бокс - гладиаторов тщательно классифицировали в зависимости от их роста, силы, опыта, уровня квалификации и боевого стиля.

9. Колизей стал кладбищем для тысяч животных


Наряду со сражениями между людьми, римляне также устраивали бои с животными, такими как слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д. Во время церемонии открытия Колизея были убиты 9000 животных, а в течение 123-дневного фестиваля, проведенного императором Траяном, погибли 11 000 животных.

10. В Колизее устраивали морские сражения


Перед тем, как во время Домициана был построен подземный этаж для размещения инвентаря, животных, бойцов и работников Колизея, арена периодически затапливалась на глубину около метра, чтобы устраивать морские сражения (наумахии). Для подачи воды использовался специальный акведук.

11. Строение было заброшено в течение многих столетий


После того, как гладиаторские бои потеряли свою привлекательность, а Римская империя пала в 5-м веке, Колизей перестал быть местом крупных общественных мероприятий, а впоследствии был частично разрушен землетрясением и ударом молнии. Он был заброшен до 18-го века, когда католическая церковь решила, что подобное место должно быть сохранено.

12. Колизей частично растащили на строительные материалы


Красивый мрамор, который использовался в Колизее, привлек мародеров и строителей, которые начали вывозить камень из бывшего амфитеатра для строительства собора Святого Иоанна, Латеранской базилики, Палаццо Венеция и множества других проектов.

13. В Колизее хотели устроить шерстяную фабрику


Гипогей (подземный этаж) в конечном счете был заполнен грязью и землей, и на протяжении веков римляне садили там свои огороды и использовали пространство для погребов, в то время как кузнецы и торговцы использовали сводчатые проходы выше. Папа Сикст V, который помог восстановить Рим в конце 16-го века, планировал перестроить Колизей в фабрику для изготовления шерсти. Но после смерти Сикста в 1590 году этот проект был заброшен.

14. Самое привлекательное место в Риме для туристов


Наряду с Ватиканом и его святынями, Колизей является вторым по посещаемости местом в Италии и наиболее посещаемым памятником в Риме. за год амфитеатр посещают около шести миллионов туристов. Двухдневный билет в Колизей и на Палатинский холм стоит 12 евро (около $ 13).

15. Колизей был частично реставрирован


Министр культуры Италии Дарио Франческини объявил о реконструкции Колизея стоимостью в $ 20 млн, которая будет включать восстановление пола арены. А в 2013 году миллиардер Диего Делла Валле выделил $ 33 млн на реконструкцию Колизея, которая включает в себя ремонт арок, очистку мрамора, восстановление кирпичных стен, замену металлических перил, а также строительство нового туристического центра и кафе.

Оказавшись в Италии стоит посетить и , свободный вход в который открыли не так давно.

Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

Нерон

В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

Взятие Иерусалима

Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

Осушение озера и отвод воды

Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

К вопросу о рабах при строительстве Колизея

Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

Задолго до появления конвейера

Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

Римский бетон

Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

Изобретение красного кирпича

Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

Краны

Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

Арена

Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

Горе побежденному

Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

Домициан

Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.

> >

Колизей (Colosseo ), или амфитеатр Флавиев , pacположен на одноимeнной piazza del Colosseo (пьяцца дель Колоссео). Это самый бoльшой и извecтный из римских амфитеатров, символ Древнего Рима, а также один из наиболее хopoшо сохpaнившихся памятников Античности.

Посетить Колизей в Риме:

Колизей - один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие - 8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30 и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход 16:00 и выход 17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение и .

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн - 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних - аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом - ионический, на тpeтьем - коринфский.

Трибуны , кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум , крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей . Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV-XV вeках - шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке - мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.

Вполне заслуженно называют "Гербом Рима", ведь несмотря на вандализм и длительные разрушения, которому подвергается исторический памятник, он также производит огромное впечатление на тех, кому впервые удалось лицезреть Колизей.

История Колизея

Одно из самых известных сооружений в мире, отличительный знак античного Рима, Колизей, мог так никогда и не быть построен, если бы Веспасиан не решил уничтожить следы правления своего предшественника Нерона. Для этого, на месте пруда с лебедями, который украшал двор Золотого дворца, был построен величественный амфитеатр, вмещающий 70 000 зрителей.

В честь открытия, в 80 году н.э., были проведены игры, продолжавшиеся 100 дней и за время которых было убито 5 000 диких зверей и 2 000 гладиаторов. Несмотря на это, память о предшествующем императоре было не так просто вытравить: официально новая арена называлась амфитеатром Флавиев, но в истории она запомнилась как Колизей. Судя по всему, название отсылает не к собственным габаритам, а к гигантской статуе Нерона в виде бога Солнца, достигающей 35 метров в высоту.

Колизей в Древнем Риме

На протяжении длительного времени, Колизей был для жителей Рима и приезжих местом увеселительных мероприятий, таких, как звериные травли, гладиаторские бои и морские сражения.

Игры начинались утром парадом гладиаторов. Император и его семья смотрели за действом с первого ряда; рядом садились сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного дальше сидела римская знать. На следующих рядах сидел средний класс; после мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными лавочками. На верхней сидели плебеи и женщины, а на следующей рабы и иностранцы.

Выступление начинали клоуны и калеки: они тоже дрались, но не всерьез. Иногда, для состязаний в стрельбе из лука, появлялись женщины. А после наступал черед зверей и гладиаторов. Бои бывали невероятно жестокими, однако христиан на арене Колизея не терзали. Только через 100 лет после признания христианства, начали запрещать игры, а битвы зверей продолжались еще до VI века.

Было мнение, что в Колизее периодически казнили христиан, однако последующие исследования указывают на то, что это был миф придуманный католической церковью. Во времена правления императора Макрина амфитеатр сильно пострадал из-за пожара, но вскоре был реставрирован по указу Александра Севера.

Император Филипп в 248 году ещё праздновал в Колизее тысячелетие Рима с грандиозными представлениями. В 405 году Гонорий запретил бои гладиаторов, как несогласные с христианством, ставшей господствующей религией Римской империи после правления Константина Великого. Несмотря на это, звериные травли продолжали проходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После, для амфитеатра Флавиев настали печальные времена.

Разрушение Колизея

Нашествия варваров привели Колизей в запустение и положили начало его постепенному разрушению. С XI века до 1132 года он служил крепостью для влиятельных римских семей, оспаривавших между собой власть над согражданами, в особенности семьи Франджипани и Аннибальди. Последние были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, который, в свою очередь, подарил его сенату и народу.

В 1332 году местная аристократия еще устраивала здесь бои быков, но с той поры и началось разрушение Колизея. На него начали смотреть как на источник стройматериала. На строительство новых сооружений шли не только отвалившиеся камни, но и специально выломанные из него. Так, в XV и XVI веках папа Павел II использовал материал из Колизея для строительства венецианского дворца, а кардинал Риарио для дворца канцелярии, также как и Павел III для паллацо-Фарнезе.

Несмотря на это, значительная часть Колизея уцелела, хотя здание осталось обезображенным. Сикст V хотел использовать его для постройки суконной фабрики, а Климент IX превратил Колизей в завод по добыванию селитры. Из его травертиновых блоков и мраморных плит было построено множество городских шедевров.

Более хорошее отношение к величественному памятнику началось только к середине XVIII века, когда его взял под свою защиту Бенедикт XIV. Он посвятил амфитеатр Страстям Христовым как место, пропитанное кровью множества христианских мучеников. По его приказу в центр арены был установлен огромный крест, а вокруг него возведены ряд алтарей. Лишь в 1874 году они были удалены.

Позже, Папы продолжили заботиться о Колизее, особенно Лев XII и Пий VII, которые укрепили места стен, грозившиеся падением, контрфорсами. А Пий IX отремонтировал некоторые внутренние стены.

Колизей в наше время

Нынешний вид Колизея - торжество минимализма: строгий эллипс и три яруса с точно просчитанными арками. Это самый большой античный амфитеатр: длина наружного эллипса составляет 524 метра, большая ось - 187 метров, малая ось - 155 метров, длина арены равняется 85,75 метра, а её ширина 53,62 метра; высота стен - 48-50 метров. Благодаря таким размерам он мог вместить до 87000 зрителей.

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной 13 метров. В начальном виде в каждой арке стояла статуя, а огромное пространство между стенами затягивалось холстом с помощью специального механизма, для управления которым нанималась команда моряков. Зато ни дождь, ни солнечный зной не были помехой для увеселений.

Сейчас, все желающие могут походить по обломкам галерей и представить себе, как под ареной готовились к боям гладиаторы и метались дикие звери.

С большим вниманием охраняет Колизей нынешнее итальянское правительство, по распоряжению которого строители под руководством археологов вставили валявшиеся обломки, где это было возможно, на прежние места. На арене были произведены раскопки, которые привели к открытию подвальных помещений, служивших для того, чтобы поднимать на арену людей и животных, различные декорации, или заполнять водой и поднимать вверх корабли.

Даже несмотря на все тягости, испытанные Колизеем за время существования, его развалины, лишенные внутренней и внешней отделки, до сих пор производят неизгладимое впечатление своей величественностью и дают понять, каковы были его архитектура и расположение. Вибрации от постоянного городского движения, атмосферное загрязнение и просачивание дождевой воды привели Колизей в критическое состояние. Для его сохранения, во многих местах требуется укрепление.

Сохранение Колизея

Чтобы сохранить Колизей от дальнейшего разрушения был заключен договор между римским банком и итальянским министерством культурного наследия. Первым этапом является реставрация, обработка аркад водонепроницаемым составом и реконструкция деревянного пола арены. Совсем недавно были отреставрированы часть арок и укреплены проблемные места сооружения.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В 2007 году избрана одним из новых семи "чудес света".

В VIII веке пилигримы говорили - "Пока Колизей стоит будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".

Если спросить любого человека, с чем у него ассоциируется Рим, ответом наверняка будет Колизей и Ватикан. Действительно, эти величественные постройки символизируют то время, когда вечный город Рим утверждал свою славу и мощь. Колизей относится к эпохе Древнего Рима, когда город был столицей могущественной Римской империи, заложившей основы европейской цивилизации. Ватикан же ассоциируется с католицизмом, одной из самых влиятельных религий в мире. Продолжив ассоциативный ряд, любой человек, услышав слово Колизей, назовет Рим, гладиаторы, гладиаторские бои.

Колизей строился в центре Древнего Рима между тремя из семи холмов – Палатинским, Эсквилинским и Целиевским. До строительства Колизея, в этом месте была лощина часть территории которой была залита озером и там же находился дворец императора Нерона.

Нерон обустроил себе «золотой дворец», для строительства которого постоянно приходилось увеличивать налоги. В конце концов, протесты против непомерных поборов, собиравшихся для императора, вылились в бунты. Самым отчаянным из них был бунт в Иудее. На его подавление отправились Веспассиан и позже его сын, Тит. Восстание было подавлено, Иерусалим разграблен, было приведено на продажу около 30 000 рабов. Все это стало источником финансирования строительства будущей мегаарены.

Сейчас Колизей находится в конце улицы Императорских Форумов (Via dei Fori Imperiali), ведущей от Пьяцца Венеция и Капитолийского холма мимо Римского Форума. Кстати, Императорские форумы (Via dei Fori Imperiali) и Римский Форум – это две разные достопримечательности. Римский Форум – это площадь с отчасти сохранившимися сооружениями эпохи Древнего Рима, включающий в себя Храм Сатурна, Храм весталок, табуларий (архив), курию Юлия и др.

Как строили Колизей.

Колизей (Colloseo) строился в периоды правления императоров Древнего Рима Тита Веспассиана и его сына Тита из династии Флавиев. Поэтому Колизей еще называют амфитеатром Флавиев. Началось строительство в 72 веке н. э. при Веспассиане, а закончилось в 80 г. при Тите. Веспассиан захотел увековечить память о своей династии и укрепить величие Рима, добавив к этому триумф Тита после подавления восстания иудеев.

Строили Колизей более 100 000 заключенных и пленных. Строительные камни добывались в каменоломнях под Тиволи (сейчас это пригород Рима с прекрасными дворцами, садами и фонтанами). Основными строительными материалами всех Римских сооружений являются травертин и мрамор. Как ноухау при постройке Колизея использовали красный кирпич и бетон. Камни вытесывались и скреплялись стальными скобами для укрепления каменных блоков.

Архитектурные и инженерные чудеса древнего амфитеатра

Амфитеатры древности были чудесами архитектуры и инженерии, которыми не перестают восхищаться и современные специалисты. Амфитеатр Колизей, как и другие такие постройки, имеет форму эллипса, наружная длина которого 524м. Высота стен – 50 м. По большой оси длина стадиона 188 м, по малой оси – 156м. Длина арены составляет 85,5 м, ее ширина – 53,5 м. Ширина фундамента – 13 м. Построить такое грандиозное сооружение, да еще и на месте высушенного озера, ставило перед инженерами Флавиев ряд важных задач.

Во-первых, нужно было осушить озеро. Для этого была придумана система гидростоков, наклонов и желобов, которые можно увидеть и сегодня, попав во внутрь Колизея. Стоки и желоба использовались и для отведения ливневых потоков, стекавшихся в систему канализации древнего города.

Во-вторых, нужно было сделать мегаконструкцию настолько прочной, чтобы она не разрушилась под собственным весом. Для этого конструкцию сделали арочной. Обратите внимание на изображение Колизея – в нем арки нижнего яруса, над ними арки среднего, верхнего и т.д. Это было гениальное решение, способное удержать колоссальный вес, а также придать сооружению вид легкости. Здесь же нужно упомянуть и еще об одном преимуществе арочных конструкций. Их заготовка не требовала суперквалифицированного труда. Рабочие в основном занимались созданием стандартизированных арок.

В-третьих, был вопрос о строительных материалах. Мы уже упомянули здесь травертин, красный кирпич, мрамор, и использование бетона в качестве скрепляющего прочного раствора.

Удивительно, но древние архитекторы просчитали даже самый выгодный угол наклона, по которому нужно размещать сидения для публики. Этот угол составляет 30 ‘. На самых верхних сидениях угол наклона составляет уже 35’. Был еще ряд других инженерных и строительных вопросов, которые были успешно решены при возведении древней арены.

Амфитеатр Флавиев во времена расцвета имел 64 входа — выхода, что позволяло впускать и выпускать публику за считанное время. Это изобретение древнего мира используется при строительстве современных стадионов, которые одновременно могут впускать ручейками зрителей через разные проходы в разные секции, не создавая толпу. Кроме того, была продуманная система коридоров и ступеней, и народ мог подниматься на ярусы к своим местам очень быстро. И сейчас можно наблюдать номера, выгравированные над входами.

Арена в Колизее была покрыта досками. Уровень пола можно было регулировать с помощью инженерных конструкций. При необходимости доски убирались и появлялась возможность организовывать даже морские сражения и битвы с животными. Гонки на колесницах в Колизее не проводились, для этого в Риме был построен цирк Максима. Под ареной находились технические помещения. В них могли содержаться животные, оборудование и пр.

Вокруг арены, за внешним стенами, в подвальных помещениях гладиаторы ожидали своего выхода на арену, там были расставлены клетки с животными, были помещения для раненых и умерших. Все помещения связывались системой лифтов, поднимавшихся на тросах и цепях. В Колизее насчитали 38 лифтов.

С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором. Входы в амфитеатр были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Были выставлены ограждения, сдерживающие натиск толпы, стремящейся попасть вовнутрь.

В настоящее время внутри этого чуда древнего мира о его былом величии и удивительных приспособлениях свидетельствуют лишь грандиозные масштабы сооружения.

Внутри Колизея

Арену окружали ряды сидений для публики, располагавшиеся в три яруса. Специальное место (podium) было отведено для императора, членов его семьи, весталок (жрицы-девы) и сенаторов.

Граждане Рима и гости рассаживались на сидениях трех ярусов, строго согласно социальной иерархии. Первый ярус предназначался для городских властей, знатных горожан, всадников (вид сословия в Древнем Риме). На втором ярусе были места для римских граждан. Третий ярус предназначался для бедноты. Тит достроил еще четвертый ярус. Могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам запрещалось находиться среди зрителей.

Во время представлений между зрителями сновали торговцы, предлагавшие свои товары и еду. Особым видов сувениров были детали гладиаторских костюмов и фигурки-изображения наиболее выдающихся гладиаторов. Как и Форум, Колизей служил сосредоточием социальной жизни и местом общения горожан.

Театры в Древнем Риме

Театры приобрели популярность в Древнем Риме еще в 3 веке до нашей эры после того, как римляне познакомились с культурой греков. Первые театральные представления проводились в примитивных деревянных бараках, но в 55 году до н. э. Помпеем Великим был построен первый каменный театр. Он вмещал 27 000 зрителей. С того момента каменные театры стали появляться по всей империи.

В театрах показывали драматические постановки, в них выступали жонглеры, мимы, другие артисты на потеху публике, которая, как говорит известная римская поговорка, хотели «хлеба и зрелищ». Публичные развлечения также включали в себя гонки на колесницах, гладиаторские бои, травлю диких животных. Власти, зная, как завоевать расположение народа, вкладывали большие деньги в его развлечения. Публичные мероприятия устраивались и в честь религиозных праздников. Для простых граждан Рима такие массовые развлечения были бесплатными, хотя существовала пропускная система по билетам.

Гладиаторы

Гладиаторами были заключенные, преступники, рабы или добровольцы, которые получали плату за битвы на арене. Есть сведения, что и император Комод тешил себя, выходя на арену вместе с гладиаторами. Как свидетельствуют историки, Комод провел 735 боев.

Считается, что гладиаторы появились как продолжение традиций этрусков (народ, который населял район нынешней Тосканы в 1 тысячелетии до н.э.). Этруски выставляли преступников и заключенных сражаться на церемониях погребения, чтя таким образом память умершего. Это был обряд человеческого жертвоприношения. Бывали случаи, когда этруски могли совершать самопожертвование.

Если поначалу преступники сражались на аренах как могли, то впоследствии к гладиаторам стали подходить более профессионально. На территории Древнего Рима появились гладиаторские школы – лудусы, где воины тренировались по 12 – 14 часов в день в умении владеть разными видами оружия, наносить смертельные удары, проливать кровь, не причиняя при этом противнику особого вреда, защищаться. На подготовку профессионального гладиатора уходили годы, и не каждый из них выдерживал столь жесткий режим тренировок.

Сражаться на арене было престижно, и те, кто успешно делал это, получали высокое вознаграждение. Сравним, это вознаграждение могло равняться годовому доходу солдата римской армии. Гладиатор, вызывавший восторг и обожание толпы, получал специальный венок, а его имя увековечивалось. Успешные рабы-гладиаторы получали свободу. Знаком свободы был деревянный меч, называвшийся рудием. На рудии были выгравированы имя бойца и его победы. Получившие свободу гладиаторы по-прежнему занимались своим ремеслом, которому они посвятили столько часов тренировок. Да и ничего другого они делать не умели. Кто-то становился тренером в тех же лудусах, кто-то записывался наемником в армию.

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои заказывались властями или частными лицами, чтобы увековечить память одного из своих предков, или в честь какого-либо важного события и религиозного праздника. Поначалу гладиаторские бои не были грандиозными, но со временем приобретали все больший масштаб. Так, например, в представлении, на котором главным восседал император Траян, и которое длилось 117 дней!!!, принятии участие 10 000 гладиаторов!!!

Игры начинались с самого утра. Вначале гладиаторы выходили на арену, сопровождаемые жонглерами, актерами, мимами, музыкантами и жрецами. Арену посыпали песком, который абсорбировал кровь. Песок заранее окрашивали. Чтобы нейтрализовать запах крови, вокруг арены ставили кадки с ладаном. Сами бои начинались в полдень. Чтобы уберечь зрителей от зноя и непогоды, над ареной натягивали парусину. Этим занимались моряки флота, занимавшие места на самом верху амфитеатра.

Профессиональные гладиаторы классифицировались в зависимости от того, как они одевались и каким оружием пользовались во время боя.
Так, различали следующие виды гладиаторов:

— ретиарий. Ретиарий сражался с сетью, трезубцем и кинжалом.
— мурмиллон. Характерной особенностью внешнего вида этого гладиатора был шлем с рыбой на гребне, на предплечье у него был доспех, а на ногах толстые обмотки.
— самнит. Самнит был одним из наиболее древних видов гладиаторов, тяжеловооруженный.
— фракиец. На большом шлеме, закрывавшем и шею, у фракийца был грифон. Из оружия – фракийский кривой меч и небольшой щит.
— димахер. Сражался двумя мечами.
— скиссор. Скиссор был вооружен коротким мечом, называемым гладиусом, и режущим оружием, напоминавшим ножницы.

Были также гладиаторы — голломахи, андабаты, гопломахи, эсседарии, лаквеарии, секуторы, бестиарии, венаторы. Начинали бои прегенарии. Это были бойцы, сражавшиеся деревянными мечами для того, чтобы ввести толпу в раж и разогреть эмоции. Потом выходили венаторы, профессионально казнившие преступников. Затем была очередь бестиариев, травивших животных. И только в конце начиналась бои, которые мы представляем как настоящие гладиаторские бои.

Поднятый большой палец – жизнь…

На арене гладиаторы для потехи зрителей могли наносить друг другу раны таким образом, чтобы демонстративно пролилась кровь. Толпа ахала при виде крови и ревела от восторга. Такие раны не были смертельно опасными. И, вообще, вопреки устоявшемуся представлению, гладиаторы редко бились на смерть. Как свидетельствуют историки, за все время гладиаторских боев погибло 10 % всех профессиональных гладиаторов.

Бои длились до того момента, пока пораженный не просил пощады, подняв вместе указательный и средний пальцы. Гладиаторы сражались отчаянно, поскольку только самоотверженные и мужественные воины вызывали одобрение и приязнь толпы, неистово кричавшей при каждом удачном ударе и каждом удачном приеме.

Сегодня любой школьник уже знает об особых жестах, связанных с гладиаторскими боями. Так, большой палец руки, поднятый вверх, означал жизнь пораженному, но заслужившему милость своим мужественным боем воину. Большой палец, опущенный вниз, означал, что раненого гладиатора нужно добить. Решение принимал император, он же жестом решал судьбу проигравшего в схватке. Толпа своими криками выражала свое мнение, подсказывая императору решение.

Дальнейшая судьба Колизея

Начало разрушения Колизея было спровацировано нашествием варворов в 408-410 годах нашей эры, когда арена прибывала в запустении и без должного ухода. С начала 11 века и до 1132 года амфитеатр спользовался знатными родами Рима, как крепость а борьбе между собой, особенно известны род Франджипани и Аннибальди. Которые были вынуждены уступить Колизей английскому императору Генриху VII, который передал его римскому сенату.

В результате мощного землетрисения 1349 года Колизею были нанесены сильные повреждения, а так же обрушилась южная его часть. После этого события древнею арену стали использовать для добычи строительного материяла, но не только обрушенную его часть, камни выламывали и из уцелевших стен. Так, из камней Колизея в XV и XVI веке были построены венецианский дворц, дворц канцелярии (Cancelleria), палаццо-Фарнезе. Не смотря на все разрушения большая часть Колизея уцелела, хотя в целом великая арена осталась обезображена.

Улучшелось отношение церкви к старому памятнику древнего зодчества с середины 18 века, когда был избран папа Бенедикт XIV. Новый папа посвятил древнею арену Страстям Христовым — место, где пролита кровь христианских мучеников. По распоряжению папы посередине арены Колизея был поставлен больших размеров крест, а вокруг установить несколько алтарей. В 1874 году церковные атрибуты убрали из Колизея. После ухода Бенедикт XIV, церковные иерархи продолжали следить за сохранностью Колизея.

Современный Колизей, как архитектурный памятник, охраняется, а его обломки, по возможности, были установлены на прежние места. Несмотря на все испытания, выпавших на долю древней арены в течение тысячелетий, развалины Колизея, лишенные дорогой отделки, и сегодня производят сильное впечатление и дают возможность представить былое величие арены.

Сегодня Колизей — символ Рима, а так же известная туристическая достопримечательность. 7 Июля 2007 года, в результае голосования, Колизею было присвоено звание Нового чуда света.

Экскурсии по Колизею — погружение в прошлое.

Попасть в Колизей можно, отстояв очередь и приобретя билет на посещение масштабного стадиона древности. Попав в Колизей или побродив среди развалин Римского Форума вы как будто отправляетесь на две тысячи лет назад. Тысячи туристов стекаются к старинным входам, просачиваясь внутрь стадиона Колизей, как в Древнем Риме просачивалась публика на зрелищные мероприятия. Однако сегодня туристы не увидят там смертельных схваток и показательных казней. Они пройдутся вокруг по ярусам и посмотрят на каменные основания в центре арены, сделав захватывающие фотографии. Вокруг Колизея стоят и ходят актеры, переодетые римскими легионерами и гладиаторами. Они привлекают туристов и фотографируются с ними.

На сегодняшний день билет в Колизей стоит € 12,00, за эту плату помимо амфитеатра можно посетить Римский Форум и Капитолийский холм. Приобрести билет можно в кассах Колизея (но там большая очередь, правда, двигающаяся быстро), либо в кассе на Капитолийском холме. Там очередь небольшая. Осмотрев место, откуда начался Рим, где волчица вскормила Ромула и Рема, можно далее неспешно проследовать по Императорским Форумам до Римского Форума, а оттуда и до Колизея. По пути на стене можно увидеть бронзовые таблички с изображением карты Римской империи в разные времена в период ее расцвета.

Колизей открывается для посещения в 8. 30 и закрывается за час до заката, в 16. 30 — 18. 30, в зависимости от времени года.

Как добраться до Колизея и что можно посмотреть поблизости.

По метро: линия В (голубой линии) до станции «Colloseo», автобусами 60, 75, 85, 87, 271, 571, 175, 186, 810, 850 маршрутов, трамваем № 3, а также такси.

Рядом с Колизеем стоит прекрасно сохранившаяся триумфальная арка Константина (Арка Константина), воздвигнутая в честь его победы над Максентием в 315 г. н.э.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.