Что скрывается под правилом третей и почему оно такое важное? Как применить правило третей в портретной и уличной фотографии

Правило третей является важной составляющей в технике фотосъемки. Оно может быть применено к любому типу фотографии (портрет, пейзаж и т.д.) для улучшения композиции и баланса вашей фотографии. Это правило является одним из самых полезных. Крайне важно разобраться в нем, чтобы точно знать и понимать, как можно его использовать для получения более привлекательных и сбалансированных изображений.

Конечно, правила не должны применяться слепо, особенно в искусстве. Тем не менее, с его помощью хорошие фото будут получаться чаще, и оно будет отличной отправной точкой для любой композиции.

Что же такое это правило третей?

Правило третей представляет из себя мысленное разделение изображения на 9 частей с помощью 2-х горизонтальных и 2-х вертикальных линий, как показано на рисунке ниже. И расположения важных элементов фотографии в местах пересечения линий или вдоль них.

Правило третей сетки. Важные элементы (сарай, и граница между землей и деревьями) расположены вдоль линии и на пересечениях линий. Изображение Мартин Gommel .

Идея состоит в том, что более приятным для глаз и более естественным являются центры композиции не находящиеся прямо в середине кадра. Они пробуждают фантазию при творческом использовании негативного пространства (пустых участков вокруг объекта съемки).

Как использовать правило третей?

При кадрировании фотографии, мысленно наложите сетку и решите для себя какие предметы съемки являются наиболее важными. После этого попытайтесь установить их на или вблизи линий и/или точек пересечений данной сетки. Идеального совпадения может и не быть.

Горизонт и главный предмет (в данном случае женщина) этой фотографии были размещены вблизи пересечения линий или максимально близко к ним. Изображение К Praslowicz .

Возможно, вам придется сменить точку съемки, чтобы вписаться в данное правило композиции. Что заставит более взвешенно подходить к съемке, и станет хорошей привычкой.

Чтобы помочь фотографу, некоторые камеры имеют функцию накладывающую вbртуальную сетку на кадры прям во время съемки. Соответственно, уже не надо ничего представлять и можно более точно позиционировать ваши фотки.

Примеры

Правило третей является очень гибким и может быть использовано для любых фотографий. Ниже приведены примеры фото, которые эффективно используют данное правило.


Изображение Megan Leetz .

При съемке пейзажей размещение горизонта по центру кадра дает ощущение разбивки кадра пополам и это очень чувствуются при взгляде на фото. Вместо этого, линию горизонта лучше поместить вдоль одной из горизонтальных линий сетки. Кроме того попробуйте включить еще какой-нибудь интересный объект, такой как дерево на фото выше, и поместите его в соответствии с правилом третей. Это создаст как бы «якорь», привязку для взгляда на снимке, создаст точку фокусировки.


Изображение Andreas Wonisch .

Было хорошей мыслью разместить девушку в стороне от центра. Это обеспечивает некоторую "передышку" взгляду, показывает окружение вокруг основного объекта съемки. При взгляде на портрет мы, естественно, обращаем внимание на глаза. Если это возможно, поместите их в одном из перекрестий сетки.


Изображение Prem Anandh .

Здесь главный объект съемки был размещен на одном из пересечений, а также вдоль одной из вертикальной линий сетки. Веточка идет вдоль (примерно) верхней горизонтальной линии. А пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и избавляет фотографию от перенасыщения.


Изображение Dennis Jarvis .

Вертикальные предметы, как этот маяк, могут разделить фото на две части, во многом таким же образом, как и горизонт может разбить фото горизонтально. Чтобы избежать этого, поместите их за пределами центра в вашей композиции.


Изображение muskva .

При съемке движущихся объектов, попытайтесь разместить их как и статичные неподвижные объекты, но обратите внимание на направление движения. Лучше оставить немного места перед ними, чем позади, чтобы показать, куда идет движение.

Используем программы для редактирования

Вы можете легко применить правило третей к уже существующим фотографиям, правильно обрезая их. Это позволит переместить важные предметы в более композитно подходящее положение.


Перекадровка фото может улучшить его композицию. Изображение Jenn Forman Orth .

Для облегчения жизни фотографов такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенные помощники с сетками, которые включают в себя и вариант с правилом третей. Сетка накладывается поверх фотографии и вы кадрируете опираясь именно на нее.

Нарушайте правила

Как и все правила (по крайней мере в области фотографии), правило третей не применяется в любой ситуации, а иногда его нарушение может привести к гораздо более привлекательным и интересным фотографиям. Экспериментируйте и пробуйте различные варианты композиции, даже если они идут против любых «правил», которым вы обучились. Тем не менее, научитесь эффективно использовать правило третей, прежде чем нарушать его.

Прежде чем начать, хочу вам сказать, что сегодня ровно месяц, как я завел свой блог. Именно, 18 мая, я опубликовал свою первую статью « ». Пользуясь случаем, я вас тоже поздравляю, с этим маленьким, ну очень значимым событием в моей жизни! Ну а теперь, вперед!

Для начала, давайте с вами задумаемся о том, как происходит процесс съемки. Вероятно, все строят кадр по-разному: кто-то интуитивно нажимает на спуск в нужный момент, кто-то соблюдает определенные требования. Какое же главное правило отличного кадра? И при этом… всегда ли нужно следовать правилам, не получится ли в таком случае скучная и предсказуемая картинка?

Сегодня мы постараемся разобраться с секретами создания идеальной фотографии и с ее основой – композицией. Более подробно, что такое композиция, можно ознакомиться .

Что означает золотое сечение в фотографии?

Правилом золотого сечения называется правило третей в фотографии, а точнее, речь идет об образовании шести частей, или трех третей, на которые мысленно делится фото. Представляется оно так: две вертикальные и две горизонтальные линии проходят через равные промежутки по кадру и пересекаются, соответственно, в четырех точках – самых активных областях любой фотографии.

Данное правило несложно для понимания, но при этом весьма эффективно направляет взгляд зрителя, привлекает его к рассмотрению важных элементов на снимке, а также в целом упорядочивает композицию. Фотография становится эстетически более приятной на вид.

Настройка сетки в фотоаппарате

Все знакомы с меню своего фотоаппарата? Если да, то отлично, а если нет, то пора уже это сделать. Практически во всей оптике, особенно если речь идет о камерах зеркальных, имеется функция выведения сетки на экран. И не нужно на глаз вымерять эти трети кадра, они перед вами!

Сетка, к тому же, может быть нестандартной, то есть не просто пересечение четырех линий, а разбивка на большее число прямых. В некоторых аппаратах сетку в меню сложно найти, поэтому просто включите режим Live View. Кадрирование может быть различным. Любителям дотошно строить кадр, стоит попробовать сетки, доступные в графических редакторах, я использую Photoshop.

Съемка людей и неживых объектов

В композиции натюрморта, основная сложность заключается в расположении объектов по пространству кадра. При этом нужно оценивать высоту и форму предметов. Для произведения на зрителя положительного эффекта вещи должны находиться в активных точках, о которых уже говорилось выше. Использование двух — трех точек вполне достаточно, не нужно перегружать изображение массой элементов.

Большее внимание, мы уделим фотографии человека и группы людей. Для начала определите масштаб портрета и дальше вспомните про правило третей:

  1. В головном портрете обычно выделяют глаза или губы (чаще глаза), поэтому логично усилить впечатление, расположив их в точках пересечения упомянутых линий, составляющих правило.
  2. В бюстовом и поясном портрете значимость приобретает не только положение головы человека, его эмоции, но и туловище. Кроме того, руки могут стать важным моментом всей фотографии. Почему бы их не поместить как раз на линию сечения? Давайте попробуем!
  3. При съемке по колено и в рост самого человека можно слегка сместить в кадре вправо или влево, таким образом он будет четко располагаться с правилом трех третей.
  4. Если вы хотите не просто сфотографировать по центру нескольких человек, а сделать художественную фотографию, то поставьте людей так, чтобы они точно попали на две линии или точки золотого сечения. Примером может быть семейное фото: дети, стоящие впереди на первой линии, и родители, расположенные чуть дальше – на второй.

Гармоничная фотокомпозиция в пейзаже

Независимо от жанра фотографии, будь то портрет, натюрморт и т.д., данное правило применяется везде. Особенно стоит сказать об архитектурной и пейзажной съемке, где помимо верного распределения главных объектов, имеет значение линия горизонта. Итак, два нюанса:

  • Это должна быть в большинстве случаев именно прямая и горизонтальная линия границы неба и земли.

Слышали о выражении “горизонт завален” в какую-либо сторону? Так вот, старайтесь этого не допускать. Мы ведь не хотим получить падающего человека или здания в кадре! Для этого важно стабилизировать свое положение и камеру, также следить за обстановкой в видоискателе.

  • Важно и то, где располагается линия, в какой области кадра – нижней трети или верхней.

Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства. Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности.

Ниже приведем один из наглядных примеров классического использования данного правила в композиции. Взгляните, линия земли практически совпадает с одной из горизонтальных линий в сечении. Граница находится внизу, большую же часть – две трети – занимает великолепное облачное небо.

Необходимое исключение из правила: зеркальный пейзаж

Итак, зачем же мы столько времени изучали правило третей, раз его можно нарушить? Более того, это правило нужно нарушать! Но делать это крайне осторожно и, главное, целесообразно. Вот перед вами раскрывается неземной красоты пейзаж, отражаемый в реке или озере. И нужно суметь запечатлеть всю эту красоту.

Если мы расположим горизонт в нижней части кадра, то упустим из виду отражение, а горизонт в верхней части кадра сделает акцент на воде, но может обрезать всю остальную местность. Но выход есть! Единственный вариант – разместить горизонт строго по середине. Благодаря чему у вас верх и низ фотографии будут повторять друг друга, создавая ощущение фантастического зазеркалья.

Помните, что следовать нормам довольно легко, грамотно же их использовать и при необходимости нарушать требует тонкого восприятия фотографии и ее задач, наличие вкуса и собственного стиля, которые автор желает выразить в сделанном снимке. Дерзайте, не боитесь экспериментировать и пусть ваш кадр будет оригинальным и запоминающимся!

Ну что, как вам статья? Я надеюсь, она ответила на ваши вопросы? Я больше чем уверен, что да! И так, если вы нацелены, на глубокое изучение основ фотографии, то мой блог именно для вас, а еще вам в помощь видео курс, замечательного фотографа «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 », который будет просто не заменим в вашем начинании. Который станет путеводителем в мир фотографий.

И конечно любая фотография, после съемки проходит, цифровую обработку, в таких программах как Photoshp и/или Lightroom. Ими пользуюсь и я. Для начала я рекомендую начинать с Lightroom и к счастью для вас, существует видео курс, который очень помог моим приятелям, начинающим фотографам, «Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки ». Так что дерзайте, творите чудеса, все в ваших руках!

Что же, до скорого! Читайте мой блог, здесь вы всегда найдете что-то интересное и полезное по искусству фотографии. Для удобства можно подписаться на рассылку, и тогда абсолютно точно важная информация не пройдет мимо вас. Делитесь моими статьями с друзьями через социальные сети, чтобы они тоже были в курсе. Успехов!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Правило третей – это мощное композиционное средство, помогающее сделать фотографии более интересными и динамическими. Его по праву изучают одним из первых на всех уроках цифровой фотографии, потому что это ключ к пониманию того, как делать интересные, сбалансированные снимки.

В этом месте могу вас успокоить - пренебрежение данным правилом вовсе не означает, что фотография получится неинтересной. Тем не менее, одна мудрость гласит: чтобы нарушать правила, нужно сначала их изучить - только тогда из нарушения может получиться что-то стоящее.

Итак, приступим. Чтобы понять, что такое правило третей, мысленно разобьем изображение на трети по горизонтали и вертикали (см. рисунок), в результате получилось 9 фрагментов.

* Многие фотокамеры имеют функцию показа сетки третей, здесь проще, ничего мысленно представлять не надо.

Пересечения линий сетки образуют четыре точки. При компоновке кадра расположите в них самые интересные объекты, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Но не стоит забывать и о самих линиях, они нам тоже пригодятся. Данные линии пригодятся при съемке пейзажей. Правило третей очень полезно, когда речь идет об использовании строгих горизонталей или вертикалей. Размещение прямых линий в центре кадра делит изображение на две равные половины, придавая ему ощущение статичности и разрозненности. Отделение же линией одной из третей снимка придает ему гораздо большую гармоничность. Поместите линию так, чтобы самая важная часть сцены занимала основную часть изображения. Например, в моем случае важна скала и небо, поэтому я поместил горизонт на нижней воображаемой линии, а не на верхней.

В фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» - это одна из особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.

Некоторые фотографы интуитивно чувствуют «правило третей», другим требуется время и тренировки, чтобы превратить этот навык в рефлекс.

И ещё раз - помните, нарушая это правило, можно получить отличные снимки, поэтому как только вы научитесь с ним работать, начинайте экспериментировать.

И напоследок. Помните о «правиле третей», когда будете редактировать снимки. С помощью, например, Photoshop можно кадрировать и центрировать изображение, тем самым приводя его в соответствие с этим правилом. Начать можно со старых фотографий, чтобы потренироваться и посмотреть на результат. Например ниже представленное фото кадрировалось в Photoshop с применением правила третей. Лодка с людьми находится в точки пересечения линий и плюс к этому горизонт лежит ровно на верхней линии ("убито 2 зайца")

И напоследок несколько советов по использованию данного правила

Совет № 1:
При фотографировании пейзажей скомпонуйте кадр так, чтобы горизонт лежал на верхней или нижней горизонтальной прямой, если горизонта в кадре не предвидится (съемка гор и т.п.), то поместите на одну из линий стык земли и подножья гор или стык неба и горных вершин. Главное чтобы в центре кадра не было четко выраженных стыков местности и переходов.

Совет № 2:
В портретной съемке, скомпонуйте кадр так, чтобы глаза были на одной из горизонтальных линий, если это групповое фото то на этой линии могут быть головы

Совет № 3:
Используйте вертикальные линии сетки для таких вещей как деревья, водопады, специфические детали архитектуры или просто для человека с фоном за ним.

Совет № 4:
Располагайте предметы, на которых хотите сконцентрировать внимание в точках пересечения линий. И даже если это просто ненужный предмет, который не получается убрать из кадра, то просто расположите его на пересечении линий, и скорей всего вы видите его в “новом свете”.

Совет № 5:
Если вы видите, что при компоновке кадра без использования правила третей вы получите более интересный и оригинальный снимок, то смело пренебрегайте данным правилом, ведь всегда бывают исключения. Если же при компоновки кадра оригинального снимка не светит, то используйте правило третей. В общем, экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, ведь никто вам не мешает сделать сделать снимки с разными компоновками одной и той же сцены.

Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила

Правило третей в фотографии

Уже даже начинающие фотографы слышали о правиле третей. Ещё его называют правилом золотого сечения. Но не все с точностью понимают его суть.

В юности мы не особо заботились о соблюдении всяких правил при фотографировании. При съемке пейзажей мы добивались того, чтобы линия горизонта была почти по самому центру кадра. Человека мы тоже старались разместить по центру. Не верите? Взгляните в свой семейный фотоальбом, вы сразу убедитесь в правоте этого утверждения. Всяческие правила построения композиции появились не очень давно. Они помогают добиться более выразительных кадров. Но далеко не всегда следует использовать все эти правила. Некоторые фотографы специально занимаются экспериментами, в результате которых получаются весьма неплохие кадры, чудовищными их могут назвать только завистливые конкуренты.
Правила золотого сечения и 1/3 в фотографии

Для соблюдения правила 1/3 в фотографии следует использовать сетку 3×3. Её отображение можно включить практически в любой цифровой камере. Данная сетка делит кадр черными или белыми линиями на три равных блока по вертикали и горизонтали. Правило третей в фотографии требует, чтобы главные объекты находились на пересечении линий. Считается, что человеческий глаз в первую очередь смотрит именно в эти точки, поэтому и снимок в данном случае кажется более красивым.


Правило золотого сечения в фотографии применяется повсеместно. Ему необходимо следовать даже при съемке пейзажей. Линию горизонта лучше всего размещать по одной из двух горизонтальных линий. В противном случае кадр будет разделен пополам, а это некрасиво. Любые деления снимка пополам путают зрителя. Он не может определиться, какая же область кадра важнее.


Включение отображения сетки необходимо только в первые месяцы занятия фотографированием. Спустя этот или меньший срок вы научитесь определять точки золотого сечения на глазок.
Простые правила композиции в фотографии

Многие объекты нашего мира по своим формам схожи с геометрическими фигурами. Взгляните на вашу комнату, офис или выгляните на улицу. Вы обнаружите множество квадратов, эллипсов, треугольников и кругов. Каждая такая форма вызывает у зрителя определенные эмоции. Правило геометрической композиции пришло в фотографию из психологии, оно тоже нередко применяется.


Долгий просмотр объекта квадратной или прямоугольной формы вызывает у зрителя чувство стабильности. Треугольные формы помогают зрителю обрести ощущение устойчивости. Но только в том случае, если треугольник установлен на своё основание. В случае с перевернутым треугольником возникают смешанные чувства, появляется ощущение беспокойства.

Противоположные чувства вызывает просмотр круглых объектов. У зрителя в этом случае возникает ощущение полного умиротворения и уюта. Не из-за этого ли стали так популярны фотографии еды, располагающейся в круглых тарелках?
Основные правила хорошей фотографии

В перечень золотых правил фотографии входит и грамотный показ перспективы. Это касается съемки пейзажей при максимальной глубине резкости.


Фотоаппарат отличается от человеческого взора. На мир большинство из нас смотрит двумя глазами, отчего объекты кажутся объемными. Не нужно забывать, что фотоаппарат наделен только одним объективом, поэтому чувство объема нужно вызывать искусственно. Для этого старайтесь снимать в таких местах, где хорошо видны передний, средний и задний планы.
При съемке портрета объемность достигается проще. Фотограф просто как можно шире раскрывает диафрагму, после чего задний фон становится размытым.

Грамотная перспектива передается и при помощи света. Но для этого требуется подходящая погода. Например, средний план на вашей фотографии может выделить утренний туман, тогда как на заднем возвысятся горы или крупные холмы. На переднем плане пусть располагаются кустарники или небольшие деревья. Помочь в этом деле могут и облака, которые скрывают солнечный свет на определенных участках равнинного пространства. Ещё не забывайте помнить о том, что светлые предметы кажутся на фотографии более далекими, а темные - близкими. Темный передний план ещё больше усиливает чувство глубины.
Цветовая композиция

Ещё одно простое правило фотографии, которое открыто психологами. Разные цвета вызывают у зрителя при длительном просмотре определенные ощущения.


Цвета делятся на две группы. Теплыми называют желтые, красные и оранжевые оттенки. При просмотре насыщенных такими цветами фотографий возникают ассоциации с солнцем, летом и теплом. В группу холодных цветов входят розовый, фиолетовый и синий оттенки. У зрителя при их просмотре возникают ассоциации с холодом, водой и зимой.
Ещё на эмоции зрителя влияет насыщенность цвета. Более спокойные чувства вызывает фотография с мягкими тонами. Яркие краски будоражат зрителя, возбуждают его. Именно поэтому в рекламе чаще всего используются снимки именно в ярких цветовых тонах. Рекламодателю необходимо запоминание его бренда.


К подбору цветовой составляющей снимка подходите очень осторожно. Будет очень глупо, если неподалеку от главного объекта съемки обнаружатся яркие цветовые пятна. Они будут только отвлекать зрителя.
Черно-белая фотография

Для более глубокой передачи эмоций многие фотографы используют черно-белую съемку. Правила фотографии гласят, что в таких снимках объем передается гораздо лучше. Но передать ощущение счастья и умиротворения посредством черно-белой фотографии очень сложно.


При создании подобных фотографий помните, что глаз зрителя первым делом будет выхватывать светлые детали. К темным участкам снимка человек переходит в последнюю очередь. Существует даже специальный обман зрения, основанный на данной теории. Сфотографируйте в черно-белом режиме лист бумаги, с нанесенными на него полосками одинаковой толщины. Белые полоски на снимке будут казаться толще черных. Из этого следует вывод, что на черно-белой фотографии главные объекты должны быть светлыми, выделяться на темном фоне. Иначе глаз человека сфокусируется на чём-то другом.
Правило диагоналей

Ещё одно правило композиции в фотографии касается взгляда зрителя. Вы должны заставить его проследовать от менее важного объекта к самому главному. Сделать это порою очень непросто. Сильнее всего в этом плане помогают диагональные линии - дороги, волны на море, линии электропередач и многое другое.


Линии не обязательно должны быть прямыми, важно лишь их направление. Идеальной фотографией будет та, в которой линия направляется из левого нижнего угла кадра в верхний правый. Это позволит и взгляду зрителя вскарабкиваться в эту же сторону. Наличие подобных линий сразу придает снимку динамики. Если же линия является нисходящей, то фотография будет вызывать у зрителя умиротворение и спокойствие.

Заключение
Это были основные правила фотографии. На деле же их гораздо больше. Но держать в голове следует именно их. Не забывайте и экспериментировать, на время отбрасывая правила хорошей фотографии. Особенно сильно это касается съемки мобильными устройствами или необычными объективами.

Фактрум публикует практическое руководство по фотографии, написанное ирландским фотографом Барри О’Керролом и проиллюстрированное его живописными работами.

Правило третей

Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.

Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция - поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

Симметрия

Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.

Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь - в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением - отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила - правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

Расфокус и глубина резкости

Расфокус - использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.

Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет - выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра - и вы будете вознаграждены прекрасными видами.

Рамка

Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре», или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.

На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.

Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что «рамка» не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.

Использование «кадра в кадре» представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.

Линии

Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы «ведете» взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.

Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.

Диагонали и треугольники

Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов - диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Паттерны и текстура

Что такое паттерн? Если говорить о фотографии - это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов - особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры - ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает «кадр в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.

Правило нечётных объектов

Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов.

По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».

На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.

Заполнение кадра

Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.

На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.

Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.

Больше воздуха или Оставляйте свободное пространство в кадре

Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.

Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.

Простота и минимализм

Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что «лучше меньше, да лучше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду. Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.

Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило «больше воздуха», чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.

«Изолируем» объект съёмки

Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки - эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.

На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод - отличный способ упростить композицию.
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка - на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

Измените точку съёмки

Ракурс - основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки - установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу - ракурс.

Ищите сочетание цветов

Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета - контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.

Направление и пространство

На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это «увело» бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.

Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.

Слева направо

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

Баланс

Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.

Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в. Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.

Противопоставление

Противопоставление - очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии - они помогают рассказать историю.

Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок - картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина - воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо «работают» в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.

Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.