Что такое ударные личные окончания глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола, спряжения, исключения

Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

Спряжение

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

На заметку

Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.

Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.

Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.

Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.

Сравнительная таблица спряжения глаголов с приставкой вы- и без неё
лицо I II
ковырять выковырять растить вырастить
1 ковыряю, ковыряем выковыряю, выковыряем расту, растим выращу, вырастим
2 ковыряешь, ковыряете выковыряешь, выковыряете растишь, растите вырастишь, вырастите
3 ковыряет, ковыряют выковыряет, выковыряют растит, растят вырастит, вырастят

Написание гласных

Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .

Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.

Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.


Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кипеть , кипишь , следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить , гладить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-е-

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-и-

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

2 глагола – исключения на -ить :

бр ить ,

стел ить

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

Ать , -оть , -уть , -ять , -еть , -ыть

стир ать

кол оть и т.д .

глаголы в неопределенной форме на –ить :

служить ,

крушить и т.д.

7 глаголов – исключений на –еть :

видеть , ненавидеть , смотреть ,

зависеть , вертеть , обидеть , терпеть

4 глагола – исключения на –ать :

гнать , держать , дышать , слышать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Я хочу , бегу

Ты хочешь , бежишь

он хочет , бежит

Мы хотим , бежим

Вы хотите , бежите

Они хотят , бегут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавидеть – ненавидишь – ненавидит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

Например:

Закрут..шь .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрутишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть .
  3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят : зависят .

Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

бежишь , кричишь , поёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотришь ся, завиваешь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

кричишь

беречь – беречься

режь – режьте .

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
  • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
  • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Орфограмма: правописание личных окончаний глаголов. Личные окончания глаголов - окончания форм настоящего и простого будущего времен глагола, а также глаголов в повелительном наклонении. Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и простого будущего времен различается в зависимости от типа спряжения глаголов:

Алгоритм определения окончания глаголов

1 этап . Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание . Существует два способа:

  1. Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё , это глагол I спряжения : плыть - плывёт, пить - пьёт . Если отчетливо слышится гласная буква И , то это глагол II спряжения : лететь - летит .
  2. Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ , это глагол I спряжения : плыть - плывут . Если слышится -АТ, -ЯТ , то это глагол II спряжения : лететь - летят.
  3. Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.

2 этап . Если глагол оказался с безударным личным окончанием , то его спряжение определяется по инфинитиву . При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ , а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)

  • II спряжение : глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ - они относятся к I спряжению), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
  • I спряжение : все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.