Династия романовых кратко. Смутное время. начало династии романовых Когда случилось начало правления династии романовых

В истории российского государства были две продолжительные правящие династии: и Романовы. В 1917 году правление императорского рода Романовых прервалось, а вместе с этим рухнула и монархия в России. В нынешнем году исполняется: 405 лет со вступления Романовых на престол, 101 год с момента «отречения» последнего российского императора Николая II и 100-летие с чудовищного дня: .

В статье мы вспомним, как взошла на престол династия Романовых, как избирали первого царя, кто за этим стоял, и могло ли быть принято другое решение?

Кандидаты

Претендентов на русский трон было немало. Двух самых непопулярных кандидатов - польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II – «отсеяли» сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа сторонников было больше, среди них - вождь земского войска князь Пожарский. Почему же патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце? Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам - родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга», но вероятнее всего это был "маневр" Пожарского, так как в итоге в борьбе за царский трон участвовали лишь русские претенденты – высокородные князья. Руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками, Иван Воротынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену, вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатностью. А ведь новый царь должен был объединить расколотую Смутой страну. Стоял вопрос: как отдать предпочтение одному роду, чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц?

Михаил Фёдорович не прошел первый тур

Кандидатура Романовых как главных претендентов возникла не случайно: Михаил Романов был племянником царя Фёдора Иоанновича. Отец Михаила, патриарх Филарет, пользовался уважением среди духовенства и казаков. В пользу кандидатуры Михаила Фёдоровича активно агитировал боярин Фёдор Шереметьев. Он уверял строптивых бояр, что Михаил «молод и будет нам поваден». Другими словами, станет их марионеткой. Но бояре не дали себя уговорить: на предварительном голосовании кандидатура Михаила Романова не набрала нужного числа голосов.

При избрании Романова возникла накладка: Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия, доказывая, сколь опасен путь из костромского села Домнино, где пребывал Михаил, в Москву. После жарких дебатов «романовцам» удалось убедить Собор отменить решение о приезде Михаила.

Откуда пошла династия?

Романовы не принадлежали к Рюриковичам и вообще не могли похвалиться особой знатностью.

Их родоначальником является некий Андрей Кобыла, в начале XIV века приехавший в Московию из Восточной Пруссии и поступивший на службу к Ивану Калите. Достоверных сведений о его происхождении и прежних занятиях нет, а единственное письменное упоминание относится к участию в посольстве, ездившем в 1347 году из Москвы в Тверь за невестой для сына Калиты Симеона Гордого.

Кроме Романовых, от сыновей Андрея Кобылы произошли Шереметьевы, Колычевы и другие аристократические роды.

В отличие от князей, его потомкам в XIV-XV веках не полагалось фамилии, и в исторических документах они фигурируют с отчествами и кличками.

Прозвание "Романовы" возникло от имени боярина Романа Захарьина, имевшего дочь Анастасию и сына Никиту. Анастасия Романова стала первой женой Ивана Грозного и родила ему двух сыновей: Ивана, убитого отцом в припадке бешенства, и Федора, унаследовавшего престол.

По единодушным отзывам современников, царица Анастасия имела на мужа большое и сугубо положительное влияние. Этот брак сделал Никиту Романова и пятерых его сыновей большими людьми.

Во втором поколении Романовых самым способным считался средний брат Федор, отец будущего царя. Он читал на латыни, был в молодости великолепным наездником и первым щеголем на Москве, так что портные, вручая заказчикам готовое платье, приговаривали: теперь будете как Федор Никитич Романов!

После смерти Федора Иоанновича в 1598 году его двоюродный брат и тезка рассматривался как кандидат в цари наравне с Борисом Годуновым. Ходили разговоры, будто Федор Иоаннович оставил завещание в пользу Федора Романова. Следов документа не обнаружилось, но версия о "похищенном престоле" была широко распространена, особенно среди не любивших Годунова донских казаков.

Годунов опасался Романовых и в 1601 году жестоко с ними расправился. Четырех братьев сослали в холодные края, где трое из них вскоре умерли (по слухам, были тайно умерщвлены). Федора насильно постригли в монахи под именем Филарет, разлучив с семьей.

Направленный в Сийский монастырь следить за ним пристав Воейков доносил, что "инок Филарет", узнав о движении к Москве претендента на престол, которого одни историки называют Самозванцем, а другие уклончиво именуют "названным Димитрием", воспрянул духом, стал часто смеяться и говорить с монахами о том, "каков он вперед будет".

При названном Димитрии Федор Романов оказался в милости. Пути назад из монашества не было, зато его сделали митрополитом ростовским.

После переворота в мае 1606 года он неплохо поладил с Василием Шуйским, затем оказался в лагере "Тушинского вора" и поминал его при богослужении как "царя Димитрия".

В пику поддерживавшему Шуйского патриарху Гермогену "вор" объявил Романова предстоятелем Русской православной церкви.

Без одобрения вселенских патриархов акт все равно был нелегитимен, позднейшие Романовы, по понятным причинам, вспоминать о нем не любили, так что официально считалось, что Филарет стал патриархом лишь в 1619 году после возвращения из польского плена. До своей смерти в 1633 году он фактически правил страной и писался наравне с сыном "великим государем".

Затягивание

Вернемся вновь к избранию царя. 7 февраля 1613 года порядком подуставшие делегаты объявили двухнедельный перерыв: «для большого укрепления отложили февраля с 7-го числа февраля по 21 число». В города разослали гонцов «во всяких людех мысли их проведывати». Но не маловато ли двух недель на мониторинг общественного мнения такой большой страны? В Сибирь, например, гонцу и за два месяца доскакать непросто. Скорее всего, бояре рассчитывали на уход из Москвы самых активных сторонников Михаила Романова – казаков. Прискучит, мол, станичникам в городе без дела сидеть, они и разойдутся. Казаки и в самом деле разошлись, да так, что боярам мало не показалось.

Роль Пожарского

Осенью 1612 года ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613-го он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа. Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст». Неужели Пожарский был настолько наивен, что не знал настроения большинства? Конечно, нет. Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей поддержкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя. Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым. «Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места. Вот почему 20 февраля князь Дмитрий, благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем - поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича. Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти - царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому, кто желал видеть на троне Рюриковичей не его, а какого-то шведского принца.

Казаки

Особая роль в избрании царя принадлежит казакам. Прелюбопытный рассказ об этом содержится в «Повести о Земском соборе 1613 года». Оказывается, 21 февраля бояре решили выбрать царя, бросив жребий, но упование на «авось», при котором возможен любой подлог, не на шутку разозлило казаков. Казачьи ораторы разнесли в пух и прах боярские «хитрости» и торжественно провозгласили: «По Божии воли на царствующем граде Москве и всея России да будет царь, государь и великий князь Михайло Федорович!». Этот клич тотчас подхватили сторонники Романовых, причём не только в Соборе, но и среди многочисленной толпы народа на площади. Именно казаки разрубили «гордиев узел», добившись избрания Михаила. Неведомый автор «Повести» (наверняка очевидец происходящего) не жалеет красок, описывая реакцию бояр: «Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто не може что изрещи». Лишь дядя Михаила, Иван Романов по прозвищу Каша, почему-то не желавший видеть племянника на престоле, пытался возразить: «Михайло Федорович еще млад и не в полне разуме». На что казачьи острословы возразили: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме… ты ему крепкий потпор будеши». Дядюшкину оценку своих умственных способностей Михаил не забыл и впоследствии отстранил Ивана Кашу от всех государственных дел. Казачий демарш стал полной неожиданностью для Дмитрия Трубецкого: «Лице у него почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман». Князя можно понять: именно он, вождь казаков ополчения, рассчитывал на поддержку своих боевых товарищей, щедро одаривал их «казной» - и вдруг они оказались на стороне Михаила.

"Ворёнок" на виселице

Воцарению Романовых сопутствовала еще одна история.

Марина Мнишек, родив сына от "Тушинского вора" и пережив приключения, достойные авантюрного романа, в конце концов оказалась наложницей казачьего атамана Ивана Заруцкого. Тот, ошалев от такой добычи, укрылся с ней в астраханских плавнях, мечтая о московском престоле.

В июне 1614 года сподвижники, поняв безнадежность сопротивления, выдали их стрелецкому голове Гордею Пальчикову, который отправил пленников в Москву.

Заруцкого посадили на кол, Марина вскоре умерла: по официальной версии, скончалась в тюрьме "от болезни и с тоски по своей воле", по неофициальной, была зашита в мешок и утоплена в реке.

Некоторые историки не исключают, что власти в данном случае говорили правду: живую Марину можно было бы обменять на русских пленников и получить от нее ценные показания обо всех интригах Речи Посполитой против России, начиная с 1604 года.

Не известно, насколько решение исходило лично от юного царя, но сына Мнишек - трехлетнего "воренка" - повесили публично, за Серпуховскими воротами, чтобы все видели и впредь не появлялись самозванцы.

К месту казни мальчика доставили на руках. Он все время спрашивал: "Куда вы меня несете?" и умирал в петле необычайно долго - шейка была тоненькая.

Современные просвещенные люди не признают коллективной ответственности и не верят в мистическую кару через поколения, но порой напоминают, что царствование Романовых началось с убийства ни в чем неповинного ребенка и закончилось таким же убийством в подвале Ипатьевского дома.

Соборная грамота или клятва

Соборная клятва - итоговый документ Земского избирательного собора, состоявшегося 21 февраля 1613 г. Санкционирует восхождение на престол шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова-Юрьева и установление в России династии Романовых.

Образцом для составления грамоты послужила Утвержденная грамота Бориса Годунова. Это историко-политический трактат, представляющий самодержавие как строй, освященный православной (христианской) церковью. Доказывается его исконность в России и дается официальная концепция Смутного времени как кризиса самодержавия. В грамоте содержится пространное изложение истории династии русских великих князей и царей, ведущей начало от Августа кесаря, с похвалой описывается царствование Федора Ивановича, излагаются события Смутного времени. В Смуте обвинен прежде всего польский король и польские паны, с помощью которых Григорий Отрепьев сверг законного государя Федора Борисовича. Важная роль отводится в изложенных в грамоте событиях Филарету Никитичу Романову, отцу государя. Главным борцом с польским засилием в грамоте представлен патриарх Гермоген. Описаны злоключения в Москве и страдания от голода будущего царя Михаила Федоровича, также действия обоих ополчений по освобождению столицы. Подчеркнута роль в этих событиях Д.М. Пожарского и К. Минина. Достаточно подробно рассказано в грамоте и о работе Земского собора 1613 г., избравшего Михаила на царство, и о деятельности костромского посольства к царю. Михаила Федорович назван не только племянником царя Федора, но и его «ближним приятелем», хотя в год смерти Федора Михаилу было всего два года. Обширные цитаты из Священного писания свидетельствуют о том, что в составлении Утвержденной грамоты принимали участие духовные лица. Текст грамоты не раз редактировался.

Сбор подписей под грамотой происходил с мая 1613 г. по 1615 г. Не все подписавшие грамоту участвовали в работе Земского собора, избравшего Михаила Федоровича на царство. Отсутствовали на соборе митрополит Ефрем и митрополит Крутицкий Иона, чьи подписи стоят под грамотой. Нет подписи Кузьмы Минина, который на соборе был. Первыми стоят 34 подписи «властей» – это митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены. Затем идут подписи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским (17 чел.) Среди бояр подписался и Д.М. Пожарский, который получил боярство во время венчания Михаила Федоровича на царство. Далее идут подписи окольничих, чашников, кравчего М. Салтыкова, думного дьяка С. Васильева. Затем следуют подписи 24 стольников и 26 стряпчих, 10 дворян, 18 дьяков, справщика, ключников, представителей 41 города.

Утвержденная грамота была оформлена в двух экземплярах, текст которых близок. Один экземпляр (Архивский) хранился в Государственном Древлехранилище бывшего Главного архива Министерства иностранных дел (ныне находится в РГБ), другой – в Оружейной палате. Историки предполагают, что один экземпляр предназначался для царя, другой – для патриаршего двора. Имеется несколько списков Утвержденной грамоты XVII–XVIII вв. На высоком археографическом уровне осуществлены два издания памятника с предисловиями С.А. Белокурова: 1904 г. (фототипическое) и 1906 г.

Соборная клятва и современность

В феврале 2007 году епископ Диомид в своем обращении обвинил Русскую Православную церковь помимо прочего в отступлении от данной клятвы, из-за одобрения демократии и призывов к голосованию за определённых политических лидеров.

В православной иконографии Богородицы существует чтимая РПЦ чудотворная Державная икона Божией Матери, история обретения и символизм которой связаны с русской монархией и которая признаётся главной святыней русских монархистов. Ей придают особое значение неканонические православные течения - «Богородичный центр» и царебожники. Икона была обретена в день отречения Николая II от престола. Её происхождение неизвестно, предполагают, что ранее она находилась в иконостасе разрушенного женского Вознесенского монастыря в Московском кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц. Толкователи указывают на то, что на иконе «царица небесная изображена как царица земная» - держит в руках скипетр и державу - что трактуется как принятие ей у Николая II царской власти, которой с 1613 года обладает династия Романовых. Из этого делается вывод, что с тех пор никакая власть в России истинно легитимной не является, следовательно, законы Российской империи можно считать продолжающими действовать. Некоторые православные толкователи говорят о «Божьем наказании» русскому народу за нарушение Соборной клятвы 1613 года посредством допущения убийства царя и необходимом в связи с этим «покаянии». В 1993 г. «покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви» было принесено патриархом Алексием II, писавшим: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора». В XXI веке с благословения петербургского митрополита проводится ежегодный крестный ход из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, символизирующий такое покаяние. В католичестве существует доктрина о так называемом «Обращении России», необходимом для «спасения мира», тесно связанная с образом Богородицы и 1917 годом и являющаяся предметом особого внимания «Богородичного центра». Существуют пророчества православных предсказателей о возвращении монархии, например, приписываемые Лаврентию Черниговскому и монаху Авелю ().

Первый русский царь

Михаил Фёдорович Романов правил с 1613 по 1645 годы. Царствование первого царя из династии Романовых продолжалось 32 года.

Личное участие Михаила Фёдоровича в управлении страной было весьма ограниченным. Вступив на престол в возрасте 16 лет, он не имел никакого политического опыта, никакой ясной программы действий. Скромный и застенчивый по природе, царь поначалу на¬ходился под сильным влиянием матери - властной и честолюбивой боярыни К. И. Шестовой. Она окружила престол своими родственни¬ками и любимцами. Однако через несколько лет, в 1619 г., влияние матери от¬ступает перед абсолютным авторитетом возвратившегося из польского плена отца Ми-хаила - Филарета. Он стал патриархом. Человек власт¬ный и сильный, он фактически являлся правителем страны. Даже в государственных документах упоми¬нались два «великих государя»: царь и патриарх, сын и отец, Михаил и Филарет.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже - Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий - засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки. По одной из версий, во время пожара сгорел и оригинал Соборной клятвы. По этой причине существуют разные версии ее текстов. Какая из трактовок является достоверной до сих пор неизвестно.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу - Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование - Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена - Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена - Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов.

Всего династия Романовых правила 304 года и 9 дней. Начиная с Михаила Федоровича, на Руси правило еще четверо царей из этого рода: Алексей Михайлович Романов, Федор Алексеевич Романов, Иван 5 (Иоанн Алексеевич), Петр 1 (Петр Алексеевич).

В 1721 году Русь окончательно переформировалась в Российскую Империю, а государь получал звание Императора. Первым императором стал Петр 1, еще недавно именовавшийся царем. В общей сложности род Романовых дал России 14 императоров и императриц. После Петра 1 правили:

Екатерина 1 (Екатерина Алексеевна);

Петр 2 (Петр Алексеевич);

Анна Иоанновна;

Иван 6 (Иоанн Антонович);

Елизавета (Елизавета Петровна);

Петр 3 (Петр Федорович);

Екатерина 2 Великая (Екатерина Алексеевна);

Павел 1 (Павел Петрович);

Александр 1 (Александр Павлович);

Николай 1 (Николай Павлович);

Александр 2 (Александр Николаевич);

Александр 3 (Александр Александрович);

Николай 2 (Николай Александрович).

После смерти Петра 1, российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1 принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник – мужчина, и с тех пор женщины на престол больше не всходили ()

Именно благодаря представителям фамилии Романовых Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь, а также превратилась в огромную и могущественную Империю.

На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время .

Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV - его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник - царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).

Борис Годунов (1584-1605)

После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович . Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате "подковёрной борьбы" Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников (кто-то был обвинен в измене и сослан, кто-то насильно пострижен в монахи, кто-то вовремя "ушёл в мир иной"). Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.


С. В. Иванов. «Боярская дума»

После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь - Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).

(1552 — 13 апреля 1605) — после смерти Ивана Грозного стал фактическим правителем государства в качестве опекуна Федора Иоанновича, а с 1598 года — русский царь .

При Иване Грозном Борис Годунов сначала был опричником. В 1571 году женился на дочери Малюты Скуратова. А после женитьбы в 1575 году своей сестры Ирины (единственная "царица Ирина" на российском престоле) на сыне Ивана Грозного царевиче Фёдоре Иоанновиче стал приближенным лицом к царю.

После смерти Ивана Грозного, царский престол достался сначала его сыну Фёдору (под опекунством Годунова) , а после его смерти - самому Борису Годунову.

Умер в 1605 году в возрасте 53 года, в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. После его смерти царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но в результате мятежа в Москве, спровоцированного Лжедмитрием, царь Фёдор и его мать Мария Годунова были зверски убиты. (Мятежники оставили в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца.)

Борис Годунов был п охоронен в Архангельском соборе Кремля. При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 году над их гробницами была сооружена усыпальница.


Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх , которым стал московский митрополит Иов . Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.

Патриарх Иов (1589—1605)

Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград) , Саратов (1590).

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат - Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558—1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.

Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально. Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца Лжедмитрия I не обошлось без их содействия. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников. А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше "подогревало" ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.

Смута (1598-1613)

Голод (1601 - 1603)


В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод , продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.

Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 - 17 (27) мая 1606)

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив.

Царевич Дмитрий (†1591) , сын Ивана Грозного от последней жены царя Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфа), погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.

Смерть царевича Дмитрия (Угличского)

Маленький Дмитрий страдал психическими отклонениями, не раз впадал в беспричинный гнев, кидался с кулаками даже на мать, бился в падучей. Все это, однако, не отменяло того факта, что он являлся царевичем и после смерти Фёдора Иоанновича (†1598) должен был взойти на отцовский трон. Дмитрий представлял реальную угрозу для многих: боярская знать достаточно натерпелась от Ивана Грозного, поэтому с тревогой наблюдала за буйным наследником. Но больше всего царевич был опасен, конечно, тем силам, что опирались на Годунова. Именно поэтому, когда из Углича, куда 8-летнего Дмитрия отправили вместе с матерью, пришла весть о его странной смерти, народная молва тут же, ничуть не сомневаясь в своей правоте, указала на Бориса Годунова, как на заказчика преступления. Официальное заключение, что царевич убил себя сам: во время игры с ножом у него якобы случился приступ падучей, и он в конвульсиях нанес себе удар в горло, мало кого убедило.

Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора Иоанновича привели к кризису власти.

Положить конец слухам, а Годунов пытался это сделать силой, не удалось. Чем активнее царь боролся с людской молвой, тем она становилась шире и громче.

В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I . Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.

— самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 - царь России.

По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий - некто Григорий Отрепьев , беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига - лишённый духовного сана, т.е. степени священства) . До монашества состоял на службе у Михаила Никитича Романова (брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича). После того, как в 1600 году началось гонение на семью Романовых со стороны Бориса Годунова, бежал в Железноборковский монастырь (Кострома) и постригся в монахи. Но вскоре он перешел в Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь (в московском Кремле). Там он быстро становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». О трепьев становится достаточно знакомым с патриархом Иовым и многими из думных бояр. Однако жизнь монаха его не привлекала. Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.

Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием

По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.

Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.

16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».


Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.

13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия.

Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.

Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.

Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.

Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек , которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.

В это же время сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой — подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.

Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.

Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.

Василий Шуйский (1606-1610)

17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит . Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.

1 9 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.

Василий Иванович Шуйский , из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского, родился в 1552 году. С 1584 года являлся боярином и главой Московской судной палаты.

В 1587 году возглавлял оппозицию Борису Годунову. В результате подвергся опале, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.

После смерти Годунова Василий Шуйский пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство.

Однако спустя 4 года, летом 1610 года, те же бояре и дворяне свергли его с престола и заставили вместе с женой постричься в монахи. В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III.

Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы. В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.

В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, реанимированный» все той же Польшей, — .

Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора . В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — .


В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина Мнишек "узнала" в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.

Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.

В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря , а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.


Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги

В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины» .

«Семибоярщина» - "временное" боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.


Состояло из 7 членов Боярской думы - князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В. Трубецкого, А.В. Голицына, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Н.Романова (дядя будущего царя Михаила Фёдоровича и младший брат будущего Патриарха Филарета) и Ф.И.Шереметьева. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы Федор Иванович Мстиславский.

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены) .

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)

Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.


Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611) , начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон.

После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.

В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.

6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор , на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.


Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином - Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова - сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство - Освященный собор .

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.


В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин , согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.


11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля . Торжества длились 3 дня.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Конец XVI и начало XVII веков стали в русской истории периодом социально‑политического, экономического и династического кризиса, который получил название Смутного времени. Начало Смутному времени было положено катастрофическим голодом 1601-1603 годов. Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола "законному" государю, а также к появлению в результате династического кризиса самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

"Семибоярщина" — правительство, образовавшееся в Москве после свержения в июле 1610 года царя Василия Шуйского, заключило договор об избрании на российский трон польского королевича Владислава и в сентябре 1610 года впустило в столицу польское войско.

С 1611 года в России стали нарастать патриотические настроения . Сформированному против поляков Первому ополчению так и не удалось прогнать иноземцев из Москвы. А в Пскове объявился новый самозванец Лжедмитрий III. Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее. Руководство земского ополчения приступило к подготовке избирательного Земского собора.

В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные "всей земли". Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве "советных людей" превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земский собор начал свою работу 16 января (6 января по старому стилю) 1613 года. Представители "всея земли" аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: "Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать".

Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол . В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.

Данные "Докладной выписи о вотчинах и поместьях 1613 года", в которой зафиксированы земельные пожалования, сделанные сразу же после избрания царя, позволяют установить наиболее активных членов "романовского" кружка. Кандидатуру Михаила Федоровича в 1613 году поддерживал отнюдь не влиятельный клан бояр Романовых, а стихийно сложившийся в ходе работы Земского собора кружок, составленный из второстепенных лиц разгромленных ранее боярских группировок.

Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице‑Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем — келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем 16‑летнего Михаила Федоровича , сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета.

Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона.

К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

Избрание состоялось 17 февраля (7 февраля по старому стилю) 1613 года , но официальное объявление было отложено до 3 марта (21 февраля по старому стилю), чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя.

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

23 марта (13, по другим источникам 14 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Последние 300 с лишним лет российского самодержавия (1613-1917 гг.) исторически связаны с династией Романовых, закрепившейся на российском престоле в период, получивший название Смуты. Появление на престоле новой династии всегда является крупным политическим событием и часто связано с революцией или переворотом, то есть, насильственным отстранением старой династии. В России смена династий была вызвана пресечением правящей ветви Рюриковичей в потомстве Ивана Грозного. Проблемы престолонаследия породили глубокий социально-политический кризис, сопровождавшийся вмешательством иноземцев. Никогда в России так часто не менялись верховные правители, каждый раз приводя к престолу новую династию. Среди претендентов на престол были представители из разных социальных слоев, были и иностранные кандидаты из числа «природных» династий. Царями становились то потомки Рюриковичей (Василий Шуйский, 1606-1610гг.), то выходцы из среды нетитулованного боярства (Борис Годунов, 1598-1605 гг.), то самозванцы (Лжедмитрий I, 1605-1606гг.; Лжедмитрий II, 1607-1610 гг.). Никому не удалось закрепиться на российском престоле до 1613 года, когда на царство избран был Михаил Романов, а в его лице утвердилась, наконец, новая правящая династия. Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти?
Генеалогическое прошлое Романовых достаточно ясно представлялось уже в середине XVI века., когда началось возвышение их рода. В соответствии с поли-тической традицией того времени родословия содержали легенду о «выезде». Породнившись с Рюриковичами (см. табл.), боярский род Романовых заимствовал и общее направление легенды: Рюрик в 14 «колене» выводился от легендарного Прусса, а родоначальником Романовых был признан выходец «из прус». Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.
Оригинальную трактовку происхождения всех родов, имеющих легенду о выезде «из прус» (с преимущественным интересом к правящему дому Романовых) дал в XIX ст. Петров П. Н., работа которого была переиздана большим тиражом уже в наши дни.(Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т.1–2, СПб, – 1886. Переизд.: М. – 1991.– 420с.; 318 с.). Он считает предков этих родов новгородцами, порвавшими с родиной по политическим соображениям на рубеже XIII-XIV вв. и выехавшими на службу к московскому князю. Предположение строится на том, что в Загородском конце Новгорода была Прусская улица, с которой начиналась дорога на Псков. Ее жители традиционно поддерживали оппозицию против новгородской аристократии и назывались «пруссами». «К чему же нам искать чужих пруссов?…» – спрашивает Петров П.Н., призывая «рассеять мрак сказочных вымыслов, принимавшихся до сих пор за истину и желавших во что бы то ни стало навязать роду Романовых нерусское происхождение».

Таблица 1.

Генеалогические корни рода Романовых (XII – XIVвв.) даны в трактовке Петрова П.Н. (Петров П. Н. История родов русского двлорянства. Т. 1–2, – СПб, – 1886. Переизд.: М. – 1991.– 420с.; 318 с.).
1 Ратша (Радша, христианское имя Стефан) – легендарный основоположник многих дворянских родов России: Шереметевых, Колычевых, Неплюевых, Кобылиных и т.д. Выходец «из прусс», по мнению Петрова П. Н. новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения
2 Якун (христианское имя Михаил), посадник новгородский, умер в монашестве с именем Митрофана в 1206 году
3 Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.
4 Гавриил, герой Невской битвы 1240 года, умер в 1241 году
5 Иван – христианское имя, в родословной Пушкиных – Иван Морхиня. По версии Петрова П.Н. до крещения звался Гланд Камбила Дивонович, перешел «из прусс» в ХІІІ в., общепринятый родоначальник Романовых.;
6 Этого Андрея Петров П. Н. считает Андреем Ивановичем Кобылой, пять сыновей которого стали основоположниками 17 родов российского дворянства, в числе которых – Романовы.
7 Григорий Александрович Пушка – основоположник рода Пушкиных, упоминается под 1380 годом. От него ветвь именовалась Пушкиными.
8 Анастасия Романова – первая жена Ивана IV, мать последнего царя Рюриковича – Федора Ивановича, через нее устанавливается генеалогическое родство династий Рюриковичей с Романовыми и Пушкиными.
9 Федор Никитич Романов (род. между 1554-1560, ум. 1663) с 1587 г. – боярин, с 1601 г. – пострижен в монахи с именем Филарет, патриарх с 1619 г. Отец первого царя новой династии.
10 Михаил Федорович Романов – основоположник новой династии, избран на царствие в 1613 году Земским собором. Династия Романовых занимала российский престол до революции 1917 года.
11 Алексей Михайлович – царь (1645-1676 гг.).
12 Мария Алексеевна Пушкина вышла замуж за Осипа (Абрама) Петровича Ганнибала, их дочь Надежда Осиповна – мать великого русского поэта. Через нее – пересечение родов Пушкиных и Ганнибалов.

Не отбрасывая традиционно признаваемого родоначальника Романовых в лице Андрея Ивановича, но развивая мысль о новгородском происхождении «выезжих из прус», Петров П.Н. считает, что Андрей Иванович Кобыла является внуком новгородца Иакинфа Великого и имеет отношение к роду Ратши (Ратша – уменьшительное от Ратислава. (см. табл. 2).
В летописи он упоминается под 1146 г. в ряду других новгородцев на стороне Всеволода Ольговича (зятя Мстислава, великого киевского князя 1125-32 гг.). При этом из схемы исчезает Гланд Камбила Дивонович–традиционный родоначальник, «выходец из прус», а до середины XII в. прослеживаются новгородские корни Андрея Кобылы, который, как уже было сказано выше, считается первым документально известным предком Романовых.
Становление царствующего с начала XVII в. рода и выделение правящей ветви представляется в виде цепочки Кобылины – Кошкины – Захарьины – Юрьевы – Романовы (см. табл. 3), отражающей трансформацию родового прозвания в фамилию. Возвышение рода относится ко второй трети XVI в. и связано с женитьбой Ивана IV на дочери Романа Юрьевича Захарьина – Анастасии. (см. табл. 4. В то время это была единственная нетитулованная фамилия, удержавшаяся в первых рядах старомосковского боярства в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к государеву Двору во второй половине XV в. – начале XVI в. (князья Шуйские, Воротынские, Мстиславские, Трубецкие).
Родоначальником ветви Романовых был третий сын Романа Юрьевича За-харьина – Никита Романович (ум. 1586 г.), родной брат царицы Анастасии. Его потомки уже именовались Романовыми. Никита Романович – московский боярин с 1562 года, активный участник Ливонской войны и дипломатических переговоров, после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до конца 1584 г.).Один из немногих московских бояр XVI в., оставивших по себе добрую память в народе: имя сохранила народная былина, изображающая его добродушным посредником между народом и грозным царем Иваном.
Из шести сыновей Никиты Романовича особенно выдавался старший – Федор Никитич (в последствии – патриарх Филарет, негласный соправитель первого российского царя рода Романовых) и Иван Никитич, который входил в состав Семибоярщины. Популярность Романовых, приобретенная их личными качествами, усилилась от гонений, которым они подверглись со стороны Бориса Годунова, видевшего в их лице потенциальных соперников в борьбе за царский престол.

Таблица 2 и 3.

Избрание на царство Михаила Романова. Приход к власти новой династии

В октябре 1612 г. в результате успешных действий второго ополчения под командованием князя Пожарского и купца Минина Москва была освобождена от поляков. Создано Временное правительство и объявлено о выборах в Земский собор, созыв которого планировался на начало 1613 года. На повестке дня был один, но крайне наболевший вопрос – выборы новой династии. Из иноземных королевских домов единогласно решили не выбирать, а по поводу отечественных кандидатов единства не было. В числе знатных кандидатов на престол (князей Голицына, Мстиславского, Пожарского, Трубецкого) был и 16-летний Михаил Романов из давнего боярского, но нетитулованного рода. Сам по себе он имел мало шансов на победу, но на его кандидатуре сошлись интересы дворянства и казачества, игравшего определенную роль в период Смуты. Бояре надеялись на его неопытность и предполагали сохранить свои политические позиции, укрепившиеся за годы Семибоярщины. На руку было и политическое прошлое рода Романовых, о чем говорилось выше. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Среди народа активно велась агитация в пользу Михаила., что также сыграло не последнюю роль в его утверждении на престоле. Окончательное решение было принято 21 февраля 1613 года. Михаил был выбран Собором, утвержден «всей землей». Исход дела решила записка неизвестного атамана, заявившего, что Михаил Романов стоит ближе всех по родству к прежней династии и может считаться «природным» русским царем.
Таким образом в его лице было восстановлено самодержавие легитимного характера (по праву рождения). Были утрачены возможности альтернативного политического развития России, заложенные в период Смуты, вернее, в оформившейся тогда традиции выборности (а значит и сменяемости) монархов.
За спиной царя Михаила на протяжении 14 лет стоял его отец – Федор Никитич, больше известный под именем Филарета, патриарха русской церкви (официально с 1619 г.). Случай уникальный не только в российской истории: сын занимает высший государственный пост, отец – высший церковный. Вряд ли это случайное совпадение. На размышления о роли рода Романовых в период Смуты наводят некоторые интересные факты. Например, известно, что Григорий Отрепьев, появившийся на российском престоле под именем Лжедмитрия I, до ссылки в монастырь был холопом Романовых, и он же, став самозванным царем, вернул Филарета из сылки, возвел в сан митрополита. Лжедмитрий II, в Тушинской ставке которого находился Филарет, произвел его в патриархи. Но как бы там ни было, в начале XVII в. в России утвердилась новая династия, вместе с которой государство функционировало более трехсот лет, переживая взлеты и падения.

Таблицы 4 и 5.

Династические браки Романовых, их роль в российской истории

В течение XVIII в. интенсивно устанавливались генеалогические связи дома Романовых с другими династиями, которые расширились до такой степени, что, образно говоря, собственно Романовы растворились в них. Эти связи формировались, главным образом, через систему династических браков, утвердившихся в России со времени Петра I. (см. табл. 7-9). Традиция равнородных браков в условиях династических кризисов, столь характерных для России в 20-60-е годы XVIII в., вела к передаче российского престола в руки другой династии, представитель которой выступал от имени пресекшейся династии Романовых (в мужском потомстве – после смерти в 1730 г. Петра II).
В течение XVIII в. переход от одной династии к другой осуществлялся как по линии Ивана V – к представителям Мекленбургской и Брауншвейгской династий (см. табл.6), так и по линии Петра I – к членам Голштейн-Готторпской династии (см табл 6) , потомки которой и занимали российский престол от имени Романовых от Петра III до Николая II (см. табл. 5). Голштейн-Готторпская династия, в свою очередь, являлась младшей ветвью датской династии Ольденбургов. В XIX в. традиция династических браков продолжалась, генеалогические связи множились (см. табл. 9), порождая стремление «спрятать» иноземные корни первых Романовых, столь традиционные для Российского централизованного государства и обременительные для второй половины XVIII – XIX вв. Политическая необходимость подчеркнуть славянские корни правящей династии нашла свое отражение в трактовке Петрова П.Н.

Таблица 6.

Таблица 7.

Иван V находился на российском престоле 14 лет (1682-96 гг.) совместно с Петром I (1682-1726), первоначально при регенстве своей старшей сестры Софьи (1682-89 гг.). Активного участия в управлении страной не принимал, потомков мужского рода не имел, его две дочери (Анна и Екатерина) были выданы замуж, исходя из государственных интересов России начала XVIII века (см. таблицу 6). В условиях династического кризиса 1730 года, когда пресеклось мужское потомство линии Петра I, на российском престоле утвердились потомки Ивана V: дочь – Анна Иоанновна (1730-40 гг.), правнук Иван VI (1740-41 гг.) при регенстве матери Анны Леопольдовны, в лице которых на российском престоле фактически оказались представители Брауншвейгской династии. Переворот 1741 года вернул трон в руки потомков Петра I. Однако, не имея прямых наследников, Елизавета Петровна передала российский престол своему племяннику Петру III, по отцу принадлежащему к Голштейн-Готторпской династии. Династия Ольденбургов (через Голштейн-Готторпскую ветвь) соединяется с домом Романовых в лице Петра III и его потомков.

Таблица 8.

1 Петр II – внук Петра I, последний представитель мужского пола из рода Романовых (по матери представитель Бланкенбургской-Вольфенбюттельской династии).

2 Павел I и его потомки, правившие Россией до 1917 года, с точки зрения происхождения к роду Романовых не принадлежали (Павел I – по отцу представитель Голштейн-Готторпской, по матери – Ангальт-Цербтской династий).

Таблица 9.

1 У Павла I было семь детей, из них: Анна – жена принца Вильгельма, в последствии короля Нидерландского (1840-49 гг.); Екатерина - с 1809 года жена принца
Георга Ольденбургского, с 1816 г. в браке с принцем Вильгельмом Вюртембургским, позднее ставшим королем; Александра – первый брак с Густавом IV шведским королем (до 1796 г.), второй брак – с 1799 г. с эрцгерцогом Иосифом, палан-тином венгерским.
2 Дочери Николая I: Мария – с 1839 года супруга Максимилиана, герцога Лейтенбергкого; Ольга – с 1846 года супруга Вюртембергского наследного принца, затем – короля Карла I.
3 Другие дети Александра II: Мария – с 1874 года в супружестве с Альфредом Альбертом, герцогом Эдинбургским, позднее герцогом Саксен-Кобург-Готским; Сергей – женат на Елизавете Федоровне, дочери герцога Гессенского; Павел – с 1889 года в супружестве с греческой королевной Александрой Георгиевной.

27 февраля 1917 года в России произошла революция, в ходе которой было свергнуто самодержавие. 3 марта 1917 года последний российский император Николай II в военном вагончике под Могилевом, где в то время находилась Ставка, подписал отречение от престола. На этом закончилась история монархической России, которая 1 сентября 1917 года была объявлена республикой. Семья свергнутого императора была арестована и выслана в Екатеринбург, а летом 1918 года, когда создалась угроза захвата города армией А.В.Колчака, расстреляна по приказу большевиков. Вместе с императором был ликвидирован его наследник – несовершеннолетний сын Алексей. Младший брат Михаил Александрович, наследник второго круга, в пользу которого Николай ІІ отрекся от престола, был убит на несколько дней раньше под Пермью. На этом история рода Романовых должна бы закончиться. Однако, исключая всякие легенды и версии, достоверно можно сказать, что этот род не угас. Уцелела боковая, по отношению к последним императорам, ветвь – потомки Александра II (см. таблицу 9, продолжение). Великий князь Кирилл Владимирович (1876 – 1938 гг.) в порядке престолонаследия был следующим после Михаила Александровича, младшего брата последнего императора. В 1922 году, после завершения гражданской войны в России и окончательного подтверждения сведений о гибели всей императорской семьи, Кирилл Владимирович объявил себя Блюстителем престола, а в 1924 году принял титул императора Всероссийского, Главы российского императорского дома за рубежом. Его семилетний сын Владимир Кириллович был провозглашен наследником престола с титулом Великий Князь Наследник Цесаревич. Он наследовал отцу в 1938 г. и был Главой российского императорского дома за рубежом до своей смерти в 1992 г. (см. таблицу 9, продолжение.) Похоронен 29 мая 1992 г. под сводами собора Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Главой Российского императорского Дома (за рубежом) стала его дочь Мария Владимировна.

Милевич С.В. - Методическое пособие по изучению курса генеалогии. Одесса, 2000.

Романовы – русский боярский род, начавший свое существование в 16 века и давший начало великой династии русских царей и императоров, правивших вплоть до 1917 года.

Впервые фамилию «Романов» использовал Федор Никитич (патриарх Филарет), назвавший себя так в честь деда Романа Юрьевича и отца Никиты Романовича Захарьевых, он и считается первым Романовым

Первый царский представитель династии – Михаил Федорович Романов, последний – Николай 2 Александрович Романов.

В 1856 году был утвержден герб рода Романовых, на нем изображен гриф, держащий золотой меч и тарч, а по краям восемь отрезанных львиных голов.

«Дом Романовых» - обозначение совокупности всех потомков разных ветвей Романовых.

С 1761 года в России царствовали потомки Романовых по женской линии, а со смертью Николая 2 и его семьи, не осталось прямых наследников, которые могли бы претендовать на престол. Однако, несмотря на это, сегодня по всему миру живут десятки потомков царской семьи, той или иной степени родства, и все они официально принадлежат к дому Романовых. Семейное древо современных Романовых очень обширно и насчитывает множество ветвей.

Предыстория правления Романовых

Единого мнения, откуда пошел род Романовых, среди ученых не существует. На сегодняшний день распространены две версии: согласно одной предки Романовых прибыли на Русь из Пруссии, а согласно другой - из Новгорода.

В 16 веке род Романовых стал приближен к царю и мог претендовать на трон. Произошло это благодаря тому, что Иван Грозный женился на Анастасии Романовне Захарьиной, и вся ее семья теперь стала родней государю. После пресечения рода Рюриковичей, Романовы (бывшие Захарьевы) стали главными претендентами на государственный трон.

В 1613 году на царство был избран один из представителей Романовых – Михаил Федорович, что и послужило началом длительного правления династии Романовых в России.

Цари из династии Романовых

  • Федор Алексеевич;
  • Иван 5;

В 1721 году Россия стала Империей, а все ее правители – императорами.

Императоры из династии Романовых

Конец династии Романовых и последний Романов

Несмотря на то, что в России были императрицы, Павел 1 принял указ, согласно которому российский престол мог быть передан только мальчику – прямому потомку рода. С этого момента и до самого конца династии в России правили исключительно мужчины.

Последним императором был Николай 2. Во время его правления политическая ситуация в России сильно накалилась. Японская война, а также Первая Мировая сильно подорвали веру народа в государя. В результате, 1905 году, после революции, Николай подписал манифест, который давал народу обширные гражданские права, но и это не очень помогло. В 1917 году разгорелась новая революция, в результате которой царь был свергнут. В ночь с 16 на 17 июля 1917 года вся царская семья, включая пятерых детей Николая, была расстреляна. Также были пойманы и убиты другие родственники Николая, находившиеся в царской резиденции в Царском селе и других местах. Уцелели лишь те, кто был заграницей.

Российский престол остался без прямого наследника, а государственный строй в стране сменился – монархия была свергнута, Империя разрушена.

Итоги правления Романовых

Во время правления династии Романовых Россия достигла настоящего расцвета. Русь окончательно перестала быть разрозненным государством, закончились междоусобицы, и страна постепенно начала набирать военную и экономическую мощь, что позволяло ей отстаивать собственную независимость и противостоять захватчикам.

Несмотря на трудности, которые периодически происходили в истории России, к 19 веку страна превратилась в огромную могущественную Империю, которой принадлежали огромные территории. В 1861 году было полностью отменено крепостное право, страна перешла на новый тип хозяйства и экономики.