Эмпатия: что это за способность человека. Уровни эмпатии

Эмпатия – редкая способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.

Психологические труды и трактаты, касающиеся данной темы, пишутся уже не первое десятилетие. В развитии данного вопроса приняли участие практически все именитые психологи и психотерапевты, в том числе, известный каждому, Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что обладание эмпатией включает в себя не только субъективное понимание чужого мира, но и умение ощущать все эмоции (как положительные, так и отрицательные) с точки зрения иного человека.

Уровень эмпатии.

Эмпатические способности редко являются врожденными. Чаще всего индивиды приобретают их вместе с неизменно возрастающим опытом. Наиболее часто эмпатия вызывает сразу несколько вариантов откликов. Человек, обладающий этим даром, может одновременно сочувствовать, сопереживать и испытывать непреодолимую симпатию к индивиду, с которым у него отныне эмоциональная связь.

Уровни эмпатии – достаточно относительное понятие. Однако, интернет пестрит тестами, предлагающими выяснить наличие данной характеристики в режиме online. Чаще всего создатели сайтов предлагают определить, на каком уровне эмоционального интеллекта вы находитесь и делят эмпатов на 5 групп:

  • первая группа не осознает себя в качестве эмпатов. Они чувствуют эмоции и переживания, но отождествляют с ними себя, а не какого-то иного человека;
  • вторая группа отдает себе отчет в том, на что они способны, но не до конца понимает свои возможности и природу этого умения;
  • третья группа достаточно четко пользуется своими способностями, настраиваясь на любого человека, чей внутренний мир вызывает интерес.
  • четвертая группа умет владеть всеми возможными эмоциями и постепенно учится контролировать таким образом своих «жертв»;
  • а пятая же группа освоила эмпатические способности в полной мере, научившись не только разделять свои чувства с эмоциями других людей, но и получив контроль над другими личностями.

На данный момент эмпатию разделяют на несколько видов:

  1. Эмоциональная (она основана на подражании моторных реакций другого человека).
  2. Когнитивная (базируется на интеллектуальных процессах).
  3. Предикативная (проявляется, как способность предсказывать реакции другого).

В той или иной степени эмпатия подвластна каждому из нас, если не сказать более: необходима. В ней нуждаются люди, чьи профессии непосредственно связаны с общением: психологи, руководители, менеджеры и многие другие.

Развитие эмпатии.

Не малая толика людей готова отдать многое, лишь бы развить в себе эмпатические способности. Специалисты утверждают, что это вполне возможно и рекомендуют ряд игровых упражнений:

  1. Активное слушание. Учитесь (или же учите) слушать собеседника и задавать вопросы, которые помогли бы ему более полно раскрыть выдвигаемую тему. Также, полезным навыком станет умение делиться своими впечатлениями от услышанного (напр.: «Мне было очень больно слышать твой рассказ»).
  2. Упражнение «Убежище». Для его выполнения необходимо устроиться в кресле, максимально расслабиться (закрыть глаза и принять удобную позу) и представить себе свое идеальное убежище. Его формы могут разительно отличаться. Для кого-то это дом, в котором он родился и вырос, а для кого-то хижина в лесу, где его никто не найдет. Такие фантазии в значительной степени снимут эмоциональное напряжение и позволят «сбросить» лишний груз.
  3. Проговаривание . Умение хвалить окружающих – важная составляющая всех тренингов. Необходимо начинать хотя бы с нескольких льстивых комплиментов в день, ведь достаточно скоро это войдет в привычку, и вы начнете находить реальные поводы для гордости за свое окружение.
  4. Анализ своего поведения. Кто-то считает это бессмысленной рефлексией, а кто-то продуктивным анализом совершенных действий. Для этого вы можете вести дневник или же, просто ежедневно выделять несколько минут на откровенный разговор с самим собой.

Стоит учитывать, что чем старше человек, тем сложнее ему развивать в себе эмпатию , так как пережитый опыт не всегда позволяет объективно оценивать окружающих.

Также, помните, что приобретенную способность к эмпатии можно с легкостью уничтожить одним лишь страхом. Достоверно известно, что эмпаты стараются избегать конфликтных ситуаций, оберегая себя и окружающих от ссор и споров. Однако, если это не удается, чувствительные люди начинают страдать от панических атак и искать способы коррекции своего мышления, что в корне уничтожает все их способности.

4 4 616 0

Эмпатия (перевод с греческого: «чувство», «страсть», «страдание») – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого чувства. Человек со способностью к эмпатии называется эмпатом.

Понятие было внесено Зигмундом Фрейдом. Он считал обязательным умением любого психоаналитика ставить себя на место своего пациента.

Не следует путать сочувствие с эмпатией. Первое касается только умения сострадать, а эмпат может чувствовать эмоции окружающих: гнев, страх, обиду, радость.

Давайте же разбираться, все ли люди способны на такие чувства или для этого нужен набор определенных качеств.

Как проявляется эмпатия

Это умение выражается как чувствование эмоционального состояния людей, с которыми взаимодействует личность, а также с возможностью проявлять чувства, что и другие. Такие люди склонны к глубоким эмоциональным переживаниям и пониманием зависимости проявляемых чувств от проблемы другого человека.

Для чего человеку умение сопереживать

Без эмпатии людям трудно развить навыки общения, склонить к доверительному отношению.

Отсутствие таких навыков может негативно повлиять на профессиональную сторону жизни.

Невозможно стать хорошим психологом, психоаналитиком, врачом, юристом, учителем не имея склонности к проявлению чувств, постановки себя на место клиента и толерантности к его поступкам.

Уровни эмпатии

Все эмпатичные люди делятся на 5 типов в зависимости от глубины умения чувствовать:

Тип

Описание

Первый Эти люди способны определять свои чувства. При этом они различают простые чувства. Могут воспринимать эмоциональное состояние окружающих, но часто не отличают чужие эмоции от своих собственных. Такие эмпаты чаще всего концентрируются на собственных чувствах и эмоциях.
Второй Люди, относящиеся к такому типу, прекрасно ощущают весь спектр чужих ощущений. Они могут считать чужое эмоциональное состояние и настроение, взглянув человеку в глаза либо определить их по моторике и движениям.
Третий Могут определить эмоции человека без его присутствия (во время телефонного разговора либо переписки). Четко разграничивают свое состояние и переживания от чужих.
Четвертый Эмпаты четвертого уровня могут улавливать и распознавать весь спектр эмоциональных проявлений окружающих. При этом им не нужен непосредственный контакт с человеком. Нередко они имеют повышенную интуицию. Без труда могут распознать эмоциональное состояние и чувства сразу нескольких людей, находящихся с эмпатом в непосредственном контакте.
Пятый Принадлежащие к этому типу люди могут ощущать и улавливать весь диапазон эмоций окружающих, но и с помощью своих способностей могут управлять чужими эмоциями.

Виды сопереживания

    Эмоциональная

    Основой является повторение поведения и моторики других в разных ситуациях.

    Когнитивная

    Базисом этого вида является интеллектуальная активность - сравнение, аналогия и.т.д.

    Предикативная

    Предсказывание поведения окружающих людей и их эмоций в конкретных ситуациях.

Степени проявления склонности к эмпатии

Повышенная эмпатия (гиперэмпатия)

Характеризуется повышенной чувствительностью к проблемам других людей. Такой человек принимает все на себя, отличается выраженным сопереживанием. Отличительные черты: ранимость, впечатлительность, чувство вины без причины.

Нормальная степень

Самый распространенный вид. Такие люди контролируют свои эмоции и предпочитают не показывать их из этических соображений. Дать волю эмоциям они могут в кругу близких людей.

Низкая

Характеризуется неспособностью человека к сопереживанию. Такие люди считают бессмысленными и непонятными для себя поступки людей в состоянии аффекта и не принимают других точек зрения. В связи с этим человеку трудно найти общий язык с окружающими.

Преимущества и недостатки умения сопереживать

  • К преимуществам относится возможность распознавать и понимать эмоции и причины проявляемых эмоций и чувств другими людьми. Эта способность позволяет быть хорошими друзьями и неплохими специалистами в сферах работы с социумом.
  • К недостаткам относится то, что среди проблем других можно потерять себя, свое эмоциональное состояние. Такое может произойти с человеком, который не умеет абстрагироваться от чужих проблем, воспринимает все слишком близко, «примеряет» чужие ситуации на себя.

Как эмпату научиться не терять эмоции попусту

  • Понимать, что каждый человек волен выбирать, как вести себя в своей жизни.
  • Эмпат не должен вмешиваться в эмоциональное состояние близких, если те об этом не просят. Достаточно просто принять человека таким, какой он есть и сопереживать ему.
  • Для налаживания душевной гармонии либо выбрать для себя другой вид релакса.
  • Для всех хорошим не будешь, поэтому не нужно стараться быть другом для всех. Если человек вызывает у вас негативные эмоции и впечатления, старайтесь ограничить общение с ним или свести его вовсе на нет.
  • Любите себя такими, какими вы есть. Не пытайтесь взять на себя вину за весь мир и героически его же спасать.

Развитие эмпатии - возможно ли это?

Эмпатия – сложное понятие. Некоторые ученые считают, что эта способность имеет генетическую природу и передается по наследствию.

Эту способность все же можно развить. Существует определенная методика:

  1. Правильное восприятие собственного “я” и своих чувств. Приучитесь распознавать и отличать их оттенки. Это будет первым шагом для адекватного видения эмоциональных переживаний других.
  2. Умение управлять собственными эмоциями, мыслями и поступками играет большую роль.
  3. Научитесь понимать и принимать чувства и мысли окружающих.
  4. Научитесь выделять интонацию, мимику, жесты. Это поможет определить эмоциональное состояние человека и то, что он чувствует.

" статьёй Эмпатия — что это? Где рассмотрим, что это за зверь такой — эмпатия. И с чем её едят. А также как эмпатия соотносится с апатией, телепатией, психопатией, симпатией и так далее.

Эмпатия — что это? Всё очень просто. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

Термин "эмпатия" создан для обозначения особой чувствительности, способности индивида представить себя на месте другого человека, прочувствовать его эмоциональное состояние, в обыденном смысле — симпатия. В более широком значении — эстетическое переживание, отклик души, искренность чувства.

Другими словами, эмпатия — это «умение сопереживать», осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Для полноты картины определимся:

  • существует эмпатия эмоциональная — основанная на подражании внешних проявлений эмоций другого человека;
  • бывает эмпатия сознательная, когда человек рассчитывает чувства другого человека на основе анализа ситуации;
  • третий вид эмпатии — это эмпатия предсказательная, которая проявляется как спосообность предсказывать эмоциональную реакцию другого человека на основе опыта.

Естественно, во всех случаях предполагается, что эмпат не только вычислил тем или иным вышеописанным образом эмоциональное состояние человека, но и сам смог его ощутить (не теряя собственной целостности личности при этом). Потому что предсказать радость другого — это одно. А понять, как именно и насколько рад другой человек на собственном опыте — это другое (и оно уже достаточно близко к эмпатии).

Как говорят:

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

В связи с этим можно выделить две основные формы эмпатии:

  • сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
  • сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Соответственно, развить эмпатию можно с помощью трёх областей:

  1. Наблюдать за эмоциями других людей и их проявлениями (подробнее про это можно прочесть в статье "Шкала эмоциональных тонов ")
  2. Учиться анализировать ситуацию и проявляющиеся в тех или иных случаях эмоции
  3. Тренироваться предсказывать, какой вид чувств будет проявляться в тех или иных случаях.

Естественно, без основного компонента эмпатии — прочувствования на себе — эти три элемента сами по себе эмпатию не натренируют. Соответственно, помимо анализа и наблюдения необходимо и самостоятельно пройтись по всем эмоциям человека. Чтобы знать, что с чем соотнести, так сказать. Именно поэтому способность к эмпатии возрастает с возрастом: во-первых, накапливается фактический и аналитический материал, а во-вторых, растёт эмоциональный опыт собственно эмпата.

Считается, что эмпатии помогает не только личный эмоциональный опыт и анализ, но и некая способность прочувствовать другого человека в реальном времени, даже если чувства этого человека эмпату не были доступны. Вполне возможно, такое тоже бывает. Однако мы не сомневаемся: без вышеописанных тренировок эта способность не разовьётся.

Кстати, мы обещали помочь разобраться в том, чем эмпатия отличается от симпатии, телепатии и так далее. Помогаем:

В чём отличия между эмпатией и телепатией?..

Все отличия между этими словами касаются простого перевода слов. Так, общий корень для всех этих слов — это корень pathos, который обозначает "чувство" на древнегреческом языке. Ну а дальше оттенки и отношения корня различают приставки.

Так, эмпатия = en + pathos = в-чувствование (аналог на русском языке корявый, потому что в таком смысле это слово употребляется разве что в специфических книгах).

Симпатия = syn + pathos = со-чувствие. Так что сочувствие — это прямая аналогия симпатии.

Соответственно, теперь отличить симпатию от эмпатии очень просто: симпатия — это совместное чувствование, а эмпатия — это вчувствование в состояние другого человека. Как видите, симпатия — это всего-навсего обоюдная эмпатия. Правда, в нашем языке слово "симпатия" соотносится лишь с положительными эмоциями. Однако, если всматриваться в основы, то симпатия — это двухсторонняя эмпатия.

Телепатия = tele + pathos, расстояние + чувство = чувство на расстоянии. Кстати, с частью "tele" мы уже сталкивались в статье "Телегония. Обратная сторона, которую скрывали ". Ну а с телепатией мы ещё не сталкивались. Но, вполне возможно, вскоре столкнёмся.

Интересно с этой точки зрения слово "психопатия". Так, если рассматривать его происхождение, то психопатия = душа + чувство, чувство души или душевное чувство. Как это слово проиобрело негативный оттенок? Всё очень просто: виноваты во всём психологи и психиатры, которые официально и в большинстве своём отрицают существование души. Так и пошло, что чувство души, душевное чувство — это нечто несуществующее. А местами и вредное. Ну а от вреда и до психопатов недалеко.

И напоследок апатия = a + pathos = без-чувствие. Что вполне логично, ибо когда человек находится в апатии, то особых чувств он не испытывает.

Так что эмпатия — это весьма полезное качество, которое может здорово помочь в жизни.

empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

ЭМПАТИЯ

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".

Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.

Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

ЭМПАТИЯ

Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

ЭМПАТИЯ

empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие - признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

ЭМПАТИЯ

постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

ЭМПАТИЯ

греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает "вчувствование" в другого человека - в противоположность симпатии, то есть "сочувствию". Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием "свободно парящего внимания" и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и "беззвучный". Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Эмпатия

от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

ЭМПАТИЯ

способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Эмпатия (сопереживание)

Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

ЭМПАТИЯ

empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Эмпатия

Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

ЭМПАТИЯ

1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Эмпатия

В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Дома, на работе, на улице, в поездках – везде мы сталкиваемся с необходимостью понимать и, в некоторой степени, разделять эмоциональные состояния окружающих людей. Это помогает нам повышать эффективность общения, правильно подходить к групповой работе, получать позитивные эмоции.

Способность, которая позволяет нам успешно реализовывать межличностное общение и не приходить в ступор от поведения людей, – эмпатия. Попробуем разобраться, что такое эмпатия и как ею пользуются люди.

Значение слова «эмпатия» пришло из греческого языка: частица «ἐν» обозначает «в» (направленное внутрь), а «πάθος» – «страсть, глубокое чувство». Этот термин ввел Титченер, калькировав с немецкого слово, использовавшееся применительно к вопросу о воздействии на человека предметов искусства.

Эмпатия в психологии рассматривается всегда вместе с сопереживанием, проникновением во внутренний мир других, пониманием эмоций, чувств, способностью поставить себя на чужое место . Всё это в целом отвечает на один острый вопрос, который будоражит человечество много сотен лет, — вопрос о понимании других и, по сути, предугадывании их реакций.

Ведь если мы встанем на место другого, то поймем его желания, возможности и пути. Мы поймем, чего от нас ждут, тогда не будет нелепых комментариев, шуток не в тему и неловких моментов.

Эксперименты

Еще говорил о ключевой роли эмпатии в деле лечения души. Другими словами, нельзя понять человека, не превратившись в него на какое-то время, не поняв, что это такое — быть им.

Судя по всему, сочувствие подталкивает нас помогать людям. Эмпатическое возбуждение, по результатам экспериментов Хоффмана, чаще всего оказывалось предваряющим оказание помощи страдающему. При этом как только помощь была оказана, интенсивность возникшего переживания снижалась.

Эмпатию даже засняли – томографическое сканирование мозга показало, что активность мозга при эмпатии значимо отличается от спокойного состояния или ситуаций реципрокного альтруизма (когда человек может помочь страждущему, зная, что ему потом воздастся наверняка).

Казалось бы, эгоистов можно вынудить сотворить что-нибудь доброе, посулив хорошее вознаграждение в будущем или помощь когда-нибудь? Совершенно не так – именно у эгоистов мозг сильнее активируется на страдание другого, а не на выгоду.

К тому же благодаря нейросканированию стало ясно, что, когда мы смотрим на людей, которые испытывают отвращение, у нас активируются те же отделы мозга, что и у них. Даже если человек просто смотрит, как к другому прикасаются, у него становятся активны те же отделы мозга, что и у того, до кого дотронулись.

Немаловажны выводы относительно эмпатии для воспитания детей. Эксперименты на животных показывают, что физическая боль может усиливать агрессивное поведение. Этой закономерностью заинтересовались для объяснения чересчур агрессивного поведения взрослого, видевшего в детстве жестокое обращение.

Общие сведения

Гаврилова определила виды эмпатии, отделив сочувствие от сопереживания. Второе она понимала как явное переживание одним человеком точно таких же чувств, что и другой человек, – здесь акцент делается именно на собственных переживаниях. А вот первая форма эмпатии есть мысли о другом, о его потребностях, деятельная позиция, активность, направленная на помощь другому, отзывчивость.

Пашукова и Троицкая формулируют определение эмпатии как эмоции, для которой наполнением является наше восприятие того, каким воспринял мир другой. В связи с этим можно выделить её функции: ориентация на других, синхронизация эмоциональной сферы с окружающими людьми.

Очевидно, что такие функции позволяют упростить жизнь. Эмпатия по определению не является определенным чувством, и связана она как с негативными, так и с позитивными переживаниями. Эмпатическая реакция проявляется, как правило, с близкими, значимыми для человека людьми.

Как же это происходит? Психология отвечает на этот вопрос неоднозначно, высказываются разные предположения. Среди них Массен, Конджер и Ньюкомб рассматривают эмпатию через и идентификацию, которая есть перенимание совокупностей групп черт, принадлежащих тем, с кем человек идентифицируется. Лабунская и Ричардсон стоят на том, что чувство сопереживания рождается из интерпретации поведения других.

Таким образом, можно заметить разделение эмпатии на виды: когнитивную (когда мы понимаем чувства другого, осознаем их), эмоциональную (когда сопереживаем, вместе чувствуем), соматическую. По-видимому, исследуемое чувство тесно связано с воображением и отзывчивостью человека. Если человек внимателен к близким, то он, конечно, распознает настроения.

Но чтобы понять, чем вызывается то или иное чувство, переживание у другого, недостаточно просто вербальной и невербальной информации. Требуется воображение, развитое на достаточно высоком уровне, которое способно дополнить имеющуюся информацию и составить целостное представление о человеке.

В связи с последним эмпатию развивают через работу с воображением: чтение, выдумывание историй, представление, как ведут себя те или иные герои, попавшие в конкретную ситуацию. Именно благодаря работе в мире представлений человеческий опыт обогащается, да и любые формы воображения могут нести в себе сильный эмоциональный заряд. Характерологические черты процесса эмпатии:

1. Формирование образа другого. В зависимости от образа другого человека мы либо более, либо менее способны представить себя на его месте.

2. Воображаемое принятие роли другого. Чувство не может родиться без представления себя тем самым человеком, обладающим всей совокупностью жизненного опыта другого. В этом моменте может возникнуть ошибка, человек часто недостаточно точно восполняет пробелы в образе другого. И тогда эмпатия будет, но будет она к выдуманному образу другого. Как указывает Ильин, дополнение происходит нашими собственными качествами, зачастую негативными.

Крайности

Отсутствие эмпатии может быть последствием нарушения сопереживания в семье. Когда близкие люди не проявляют сочувствия и не пытаются друг друга понять, часто возникает тревожность, которая купирует проявления эмпатии. Отсутствие эмпатии или её низкий уровень может объясняться:

  • Эгоцентризмом.
  • Психологическим дискомфортом ( , депрессия).
  • Установками личности (избегание контактов, отрицательное отношение к любопытству, желание или убежденность в необходимости спокойно смотреть на страдания других).

Как отсутствие эмпатии, так и очень высокий уровень эмпатии вредят каждый по-своему. В первом случае человек совершенно не проявляет эмоциональной отзывчивости, он эгоцентричен и требует всего для себя, что, естественно, разрушает отношения с другими. Во втором случае человек слишком беспокоится о том, как его поведение скажется на других, излишняя эмпатия в общении препятствует проявлению лидерскихкачеств и настойчивости.

Наибольшей «интенсивности» достигает эмпатия у подростков, с возрастом её уровень начинает падать. Возможно, виной тому СМИ, которые постоянно крутят одни только негативные новости.

Так, недавнее исследование показало, что, к примеру, нарциссические люди, если им дать установку «Посмотрите на все это глазами страдающего человека», сопереживают, становятся чуткими, как и все. О чем это говорит? О том, что, вполне возможно, люди начинают постепенно закрываться от сопереживания, так как страданий в мире слишком много и никто не хочет слишком много страдать с кем-то.

По Васильковой, у высокого уровня нет негативных аспектов, а низкий уровень эмпатии характеризуется замкнутостью и необщительностью. Высокоэмпатийные люди доброжелательны, мягки, общительны, эмоциональны, обладают высоким интеллектом.

Сальзер и Берглас выделили у людей с высоким уровнем эмпатии меньшую выраженность стремления приписывать вину другим, более снисходительны. Что же влияет на то, как это загадочное и полезное чувство-отражение развивается?

  • Относительно ребенка: взаимоотношения в семье, насколько большая семья и какой ребенок по счету, какие эмоции и как часто ему приходится испытывать, в связи с чем.
  • Эмпатия у подростков и взрослых: широкий круг общения способствует более высокому уровню готовности сопереживать другим.

Живое общение

Эмпатия помогает людям, которые контактируют с эмпатом, чувствовать уважение и понимание. Это ведет к приятному времяпрепровождению, к тому же намного облегчает процесс дискуссий по проблемным вопросам.

Как развить эмпатию и повысить свои шансы на успех в кругу друзей и коллег? В данном контексте то, что означает слово «эмпатия», легко понять – наиболее проницательные люди никогда не задевают собеседника, обычно они быстро находят с ним общий язык и приходят к таким соглашениям, которые выгодны обоим, то есть проявляют умение не пересекать границы психологического пространства личности. Это значит не пытаться занять позицию спасателя, советчика или рыцаря, не перебивать человека, пытаясь сказать ему то, что хочется, не желая слушать его, и многое другое.

Цель – оказание участниками диалога человеческой заботы и поддержки друг другу в передаче и понимании информации, создание положительного эмоционального фона беседы. Лучше придерживаться правил экологичного общения: постепенно, используя их специально, человек учится применять их в жизни абсолютно спонтанно:

  • Пытаться понять картинку, смысл в голове у говорящего, который он хочет донести.
  • Подумать над причинами, почему он хочет об этом говорить, и какая ценность в этом (с его позиции).
  • Не проставлять оценок.
  • Не отвлекаться.
  • Думать над сообщением в целом, а не над его частями.

Существуют специальные упражнения на развитие эмпатии. Наиболее действенные примеры:

  • Чтение историй и рассказов, где даются детальные прорисовки переживаний героев.
  • Просмотр видеоматериалов, где люди без прикрас выражают свои сильные эмоции.
  • Описание внутреннего состояния людей, с которыми общается человек с их позиции.
  • Развитие умения слушать.
  • Прощение врагов.
  • Искренняя благодарность людям и её словесное выражение даже за небольшие подарки.

Мартин Хоффман считает, что именно эмпатия помогает людям придерживаться нравственного поведения. Достаточный уровень эмпатии необходим каждому человеку. Проявление эмпатии к собеседнику позволяет создать приятную атмосферу и расположить его к себе практически наверняка. Когда человек хочет, чтобы его желания учитывали, он тоже должен учитывать желания и потребности других людей, их границы свободы и действия, а для этого ему всю жизнь следует изучать как близких, так и незнакомцев. Автор: Екатерина Волкова