Эсмеральда спектакль. Билеты на балет «Эсмеральда. Страдала ли ты на ночь, Эсмеральда

(Театральная пл., 1)

Балет в 3-х действиях
Цезарь Пуни
1000-6500 руб.

Спектакль ЭСМЕРАЛЬДА

Сто пятьдесят пять лет назад, в декабре 1848 года, презрев границы и таможенные контроли, в Российскую Империю пробралась нищая красавица-цыганка. Сначала жертвой ее обаяния пал Петербург, а вскоре не устояла и Москва. Не обладая ни паспортом, ни гражданством, юная цыганка обрела в России вторую родину, которой не изменяет вот уже свыше полутора веков. Все это время танцует она на улицах и площадях, подбадривая себя и публику ударами в звонкий бубен, повсюду за ней следует козочка (проникшая в страну, кстати, без ветеринарного контроля). Несмотря на столь долгое проживание в холодных краях, эта цыганка поражает молодостью и красотой. Зовут ее Эсмеральда.

155 лет назад на сцене санкт-петербургского Большого театра состоялась премьера "Эсмеральды", балета Жюля Перро, последнего шедевра эпохи хореографического романтизма.

Петербургская "Эсмеральда" имела поистине легендарный исполнительский состав, который навсегда остался в анналах балетного искусства: Фанни Эльслер – Эсмеральда, Мариус Петипа – Феб, Жюль Перро – Пьер Гренгуар. Успех спектакля, ставшего балетмейстерским дебютом Перро в России, описать трудно – все представления шли с аншлагом. Хроникер "Литературной газеты" 13 января 1849 года констатировал: "Все жалуются на невозможность достать билет на балет "Эсмеральда": стоит часу в шестом – седьмом прийти в сени Большого театра – там перед каждым представлением толпится множество лакеев, пришедших за билетами и ушедших ни с чем! Все абонировано!".

Что же так влекло петербуржцев на новый спектакль? Безусловно, талантливая хореографическая интерпретация Жюлем Перро знаменитого романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Безусловно, Фанни Эльслер – она была кумиром русских зрителей. Конечно, сыграла свою роль и любовь петербуржцев к животным – козочка, весело бегающая за Эсмеральдой, всегда пользовалась особыми симпатиями зрительного зала. Да и Дирекция Императорских театров не забывала четвероногую артистку: согласно "Делу о прокормлении козы, купленной для балета "Эсмеральда", на ее содержание из казны отпускалось целых 10 рублей в месяц (в то время как ежемесячная зарплата фигуранта, "двуногого артиста", составляла 14,5 рублей).
Дирижер

Эсмеральда, цыганка


Наталья Осипова
Анастасия Сташкевич

Пьер Гренгуар, бедный поэт
Александр Войтюк
Денис Медведев
Денис Савин

Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков
Александр Волчков
Дмитрий Гуданов
Артем Овчаренко
Руслан Скворцов

Флер-де-Лис, невеста Феба
Мария Аллаш
Екатерина Крысанова
Анна Никулина

Алоиза де Гонделорье, ее мать
Екатерина Барыкина
Мария Исплатовская
Ольга Суворова

Диана, Беранже, подруги Флер-де-Лис
Чинара Ализаде
Виктория Осипова
Анастасия Яценко
Елена Андриенко
Мария Виноградова
Анна Леонова

Альбер, Флоран, офицеры, друзья Феба
Карим Абдуллин
Юрий Баранов
Артем Овчаренко
Андрей Болотин
Вадим Курочкин
Владислав Лантратов

Подруги Эсмеральды
Джу Юн Бэ
Мария Виноградова
Ксения Керн
Виктория Осипова
Светлана Павлова
Мария Прорвич
Анна Тихомирова
Дарья Хохлова

Клод Фролло, архидьякон собора Парижской Богоматери
Илья Воронцов
Алексей Лопаревич
Александр Фадеечев

Квазимодо, звонарь собора Парижской Богоматери
Егор Симачев
Игорь Цвирко
Геннадий Янин

Клопен Трульфу, главарь шайки бродяг
Виталий Биктимиров
Александр Водопетов
Георгий Гераскин

Мегера
Анна Антропова
Ирина Зиброва
Юлиана Малхасянц
Ирина Семиреченская

Судья
Андрей Ситников
Александр Фадеечев

"Вальс старого Парижа"
Анна Антропова
Анна Балукова
Мария Жаркова
Кристина Карасева
Александр Водопетов
Евгений Головин
Алексей Корягин
Антон Савичев

Насыщенный трагическими событиями, грозный и революционный 1848 год вдруг обернулся в "Эсмеральде" пронзительной тишиной зрительного зала во время исполнения пластических монологов главных персонажей балета: Эсмеральды, неестественно прекрасного цветка среди нравственной грязи парижского дна; Гренгуара, "бедняка и поэта, кому до него какое дело?"; и уродливого Квазимодо, "с чувством самого глубокого отчаяния упрекающего судьбу".

Не оставлял равнодушным монолог Квазимодо в комнате Эсмеральды: "Когда она уходит, он останавливается, опускается на свои кривые колени, целует следы ног Эсмеральды, подымает к небу свою безобразную голову, прикладывает руку к сердцу и с чувством самого горького отчаяния как бы упрекает судьбу: зачем она положила такое расстояние между его безобразием и красотою Эсмеральды".

До глубины души потрясал монолог Пьера Гренгуара, наблюдающего за пытками Эсмеральды, в великолепном исполнении самого Перро. "Страдания его при виде мучений Эсмеральды невыносимы. В бессилии отчаяния он горько рыдает жгучими слезами мужчины… Тяжело и страшно было смотреть на горесть его…". Эта знаменитая актерская сцена раздвигала границы романтического искусства, и, по сути, являлась одним из первых "веристских" эпизодов на сцене музыкального театра – с ней перекликался эпизод пуччиниевской "Тоски", появившейся несколькими десятилетиями позже.

И, несомненно, кульминацией спектакля становилась казнь Эсмеральды. "Представьте себе контраст шествия дураков и шествия на смерть; все лица полны ожидания; пестрые платья арлекинов мешаются с блестящим оружием воинов; темными рясами монахов; блузами буржуа… Фанни Эльслер в грубой широкой белой рубашке с распущенными волосами стоит на переднем плане, окруженная толпою. Бледное, истощенное лицо ее гармонирует с прошедшими страданиями и предстоящею смертию". К осужденной "подходит Клод Фролло и обещает избавить ее от смерти, если только она согласится отдаться ему. Эсмеральда с ужасом и негодование выслушивает предложение, отвергает его и указывает на небо, где ждет ее правосудие и награда…".

И после подобного мощного эмоционального аккорда нелепой и искусственной казалась финальная сцена балета: внезапно появившийся исцеленный Феб спасал Эсмеральду, и действие заканчивалось народным праздником. Впрочем, о счастливом избавлении цыганки не написал ни один из русских критиков, рецензировавших премьеру "Эсмеральды" 1848 года…

Петербургская "Эсмеральда" 1848 года неожиданно была воспринята как едва ли не революционный балет. "Революционный" не в том смысле, что он призывал на баррикады (не забудем, 1848 год – год европейских революций). Это был балет-бунт – бунт гордой личности за право оставаться свободной. Но бунтовали лишь одиночки – Эсмеральда, Квазимодо, Гренгуар.

Их монологи рождали в умах зрителей смелые ассоциации и символические обобщения. Ассоциации прямо уводили к произволу николаевской России, а гибель невинной жертвы средневекового беззакония проецировалась на печально известные деяния Третьего отделения. Третье отделение, впрочем, не дремало и рьяно вымарывало из рецензий на "Эсмеральду" любые политические аллюзии или попросту запрещало статьи к печати. Именно такая участь постигла статью Тана для "Санкт-Петербургских ведомостей", которую бдительный цензор нервно перечеркнул наискось красным карандашом. В опальной рецензии прямо и недвусмысленно говорилось о "воплях невинной жертвы", о "сокрытии преступления", о "дерзком обвинении невинной", об "убийце, предавшем беззащитную женщину на жертву неумолимым судьям"…

Маленькая цыганка, бросающая вызов бездушной государственной машине, чье единственное оружие – фанатичная вера в высшую справедливость и которая одерживает нравственную победу, – эта тема сделала "Эсмеральду" романтическим символом своего времени.

Вскоре, в 1850 году, "Эсмеральда" переехала в Москву: балет Перро здесь поставила Фанни Эльслер. Сказать, что Москва полюбила Эльслер, значит не сказать ничего. Москва боготворила Эльслер: такого зрительского признания не удостаивалась ни одна другая балерина. Чиновные балетоманы, чересчур рьяно проявлявшие знаки внимания к танцовщице (как-то: сочинение стишков, управление балеринской каретой), теряли места и возможность карьерного роста.

Москва заваливала Эльслер цветами – по свидетельству очевидцев, скромная кровать в комнате Эсмеральды превратилась в роскошное ложе, состоящее из более чем 300 букетов. Самый знаменитый подарок, поднесенный австрийской балерине – браслет, осыпанный крупными бриллиантами и украшенный шестью камнями, чьи первые буквы составляли слово "Москва" (малахит, опал, сапфир, кальцедон, венус, аметист), – подвиг Эльслер на мгновенную импровизацию. Во время спектакля танцовщица написала на стене комнаты не "Феб", а "Москва" и, упав на колени, заливаясь слезами, расцеловала дорогую для нее надпись. Надо ли говорить, что вместе с Эльслер рыдал весь зрительный зал… Подобные триумфы в истории балета больше не повторялись.

Сменялись эпохи, художественные направления, правители и директора театров, балетмейстеры и танцовщики. Эсмеральда же, это истинно космополитическое дитя, шла в ногу со временем и менялась вместе с ним.

"Эсмеральда"- 1886, возобновленная первым российским Фебом Мариусом Петипа для итальянки Вирджинии Цукки, стала той канонической версией, на которую ориентировались или которую ниспровергали все последующие хореографы. Спектакль подвергся изменениям и переделкам, "одивертисменился" и "синхронизировался"; снизилась социальная острота персонажей. Так, пестрая толпа нищих и бродяг, "вся грязь человечества" (по определению одной из рецензий 1848 года) трансформировалась в однородную массу балетных фигурантов с модными прическами; блестящий внешне, но пустой внутри Феб превратился в "душку-офицера", одинаково галантного и к Эсмеральде, и к Флер де Лис. Но именно для этой постановки был сочинен драматический Pas de six на музыку Риккардо Дриго, исполняемый Эсмеральдой, Гренгуаром и четверкой цыганок на балу Флер де Лис.

Страдания Эсмеральды при виде любимого, обрученного с другой женщиной, горечь растерянного Гренгуара и экстатическое веселье цыганок, мелодраматизм ситуации и высочайшая техника классического танца – все это сделало Pas de six своеобразным хитом балета, подобно "белому адажио" в "Лебедином озере". Обновленная Мариусом Петипа "Эсмеральда" стала "коронным" спектаклем Матильды Кшесинской. Однако о том, как танцевала она эту партию, сохранились лишь закулисные предания, повествовавшие о "безобразно коротких", с точки зрения директора Императорских театров, тюниках; живой козочке, проживавшей на законных правах в знаменитом особняке Матильды Феликсовны; нефальшивых драгоценностях, украшавших нищую цыганку, да незатейливой песенке "Как увидала я…", исполняемой балериной на мотив драматической вариации.

Век ХХ решительно вмешался в судьбу юной цыганки, кардинальным образом изменив ее судьбу.

Первым, кто поднял руку на Эсмеральду, был Александр Горский, сочинивший в 1902 году в московском Большом театре балет "Дочь Гудулы" (композитор А. Симон). Впрочем, балетом спектакль назвать было сложно, тем более что хореограф определил свое детище как "мимодрама" (переименованное вскоре артистами в "мимо драмы"). Идея была благородная: вернуть танцевальную "Эсмеральду" ее литературному первоисточнику, дочь – матери, виселице – ее жертву. Из хореографического небытия вынули родословную героини, похищенную в детстве цыганами, и убедительно переданы страдания матери Эсмеральды по имени Гудула (отсюда и название нового спектакля – "Дочь Гудулы"). Сценарный план Горского по толщине сопоставим с романом Виктора Гюго: в пухлой тетради соседствовали наклеенные вырезки из текста романа (поступок, недостойный истинного библиофила, каковым объявлял себя Горский!), наметки танцевальных сцен и скрупулезное описание реквизита и бутафории.

В итоге спектакль напоминал немой кинематограф: крупные планы главных героев, масштабные массовые сцены, статуарность персонажей и минимальное танцевальное решение не вызвали сочувствия зрителей. Близость балета к "десятой музе" сочли причиной провала. Александр Бенуа возмущенно писал: "…Горский заставил наш дивный кордебалет бесноваться и играть в кинематограф", и далее: "танцы со странным садизмом заменены пытками и плетьми…".

И кто же мог предположить, что спустя лишь несколько десятилетий танцы действительно будут "заменены пытками и плетьми"… В 1935 году Агриппина Ваганова в Ленинградском театре оперы и балета отредактировала "Эсмеральду" Перро – Петипа, декларируя "освобождение классического балета от бессмыслицы и пошлости варварского прошлого". Сочувствия к Эсмеральде в Агриппине Яковлевне было столько же, сколько и в Горском: бедная цыганка решительно отправлена на виселицу. Однако 13 лет спустя (в разгар борьбы с "безродными космополитами") Ваганова "одумалась" и даровала Эсмеральде жизнь. Феб, правда, в спасении юной танцовщицы участия не принимал: в соответствии с официальной установкой и идеологией советской хореодрамы офицер был представлен отъявленным негодяем, "грубоватым воякой и пошловатым франтом с навыками казармы и пьяных кутежей" (как рекомендовала его публике программа).

В Москве схожую версию создал Владимир Бурмейстер, и этот спектакль до сегодняшнего дня идет в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Парижская Опера, сопротивлявшаяся балету Перро весь XIX век, стала родиной самой авангардной в истории хореографии Эсмеральды. Спектакль Ролана Пети можно назвать минималистским: четыре главных персонажа – Эсмеральда, Феб, Квазимодо, Фролло – держат на себе весь балет. И повествует он не о трогательной романтичной любви, припудренной флером сентиментальности, а о жестокости и трагизме современного мира, чьим символом выступает Квазимодо. Квазимодо в спектакле Пети наивен и одинок, уродлив и прекрасен, наделен даром понимания и лишен возможности его высказать.

Итак, более 150 лет странствует по России Эсмеральда. За это время она разучила новые танцы – от старинного трюандаза и опереточного канкана до хореографических откровений в авангардном стиле. Ее выступлениям аккомпанировала музыка самых разных композиторов – от незатейливых мелодий Цезаря Пуни до электронной музыки Мориса Жарра.

Каждая эпоха, в соответствии с господствовавшим вкусом, вносила поправки во внешний облик цыганки. Эсмеральда являлась в скромном одеянии парижанки XV века на премьере 1848 года. В конце XIX века ее платье, по мнению директора Императорских театров, "безобразно укоротилось", однако и в укороченных тюниках угадывался модный тогда силуэт. В 1930-е годы уличная плясунья щеголяла в "живописных лохмотьях" от Валентины Ходасевич, а в 60-е шокировала супер-мини от Ива Сен-Лорана в спектакле Ролана Пети.

Времена отражались и в прическах: на гравюрах середины XIX века волосы Эсмеральды заплетены в две длинные косы; фотографии конца минувшего века зафиксировали "воронье гнездо", нависшее надо лбом примы-цыганки; прическа танцовщицы из средневековья в ХХ веке – традиционный балетный "узел".

Но не только на облике Эсмеральды отражались эпохи. "Эсмеральда", в каждой из постановок и возобновлений сама становилась своеобразным символом времени, выводившего ее на сценические подмостки. Век XXI продолжает мифологию "эсмеральдианы".

Билеты на балет Эсмеральда (Большой театр). История, которая покорила мир

Противопоставление прекрасного уродливому, красота души и человеческая подлость, ревность, месть. Все чувства, присущие нашей грешной душе, переплелись воедино в этой печальной истории, которой исполнилось 150 лет. «Эсмеральда» была поставлена на Российской сцене еще в 1848 году. Тогда впервые зрители могли купить билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре. Однако сделать это было весьма сложно. С утра и до ночи приходилось стоять слугам столичной знати, чтобы раздобыть для своих хозяев пропуск в мир высокого балетного искусства, и многие из них так и уходили ни с чем.
С тех пор эта постановка имеет неизменный успех во всех ее интерпретациях. Менялись эпохи, танцовщики, режиссеры. Только любовь зрителя к истории о красавице и чудовище оставалась неизменной. Талантливая хореография, красивая история, вдохновившая композитора на создание замечательной музыки к балету - все это факторы, определившие успех «Эсмеральды» на подмостках ведущих театров мира.
В роли одного из главных героев - Феба - доводилось танцевать гениальному Мариусу Петипа. Именно он оживил балет своим хореографическим мастерством, сочинив несколько танцев для своего героя. Билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре зритель покупал тогда не только, чтобы увидеть своими глазами нашумевшую историю любви и страданий, но и с целью посмотреть на работу гениального танцовщика.
Что увидит зритель сегодня, купив билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре? Реконструированную постановку Петипа, которую многие критики называют лучшей редакцией знаменитого балета. Большой театр вернулся к самым истокам хореографического искусства. «Эсмеральда» возродилась благодаря художественному руководителю театра - исследователю и знатоку старинного балета Юрию Бурлаку. Его работа возвращает знаменитый балет современному зрителю. История Эсмеральды, которая произошла полтора века назад, так же актуальна и интересна сегодня широкой публике. Билеты на балет "Эсмеральда" в Большом театре уже в продаже.

Первая постановка Место первой постановки

Эсмеральда - балет в трех действиях, 5 картинах, либретто Ж. Перро, музыка Ц. Пуни , музыка отдельных номеров - Р. Дриго. Премьера состоялась 9 марта 1844 года, в лондонском театре Театре Ее Величества . В России впервые поставлен 21 декабря 1848 года в Большом Каменном театре Санкт-Петербурга .

Краткое содержание

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер , Флоран - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , ее дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и ее новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмераильду, с помощью Квазимодо, Клопена и трех бродяг пытается похитить ее, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает ее из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим ее офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнает, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды.
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножем на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что они вышла за него замуж чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье.
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит ее мать со свитой, затем - ее жених Феб. Флер замечает, что на нем нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший ее офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвертая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянется Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет ее в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чем неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что ее может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются.

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью ее спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа. Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух ее подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганок, заменивший существовавщее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная стуктура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от нее отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу еще раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлевский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Основные постановки в России

Санкт - Петербург/Ленинград

Большой каменный театр

Мариинский театр - ГАТОБ им. Кирова

МАЛЕГОТ

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссером телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссером балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда.

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актерской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную весрсию «Эсмеральды».

Примечания

Действующие лица:
Эсмеральда , цыганка.
Гренгуар , поэт.
Клод Фролло , архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо , звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер , капитан королевских стрелков.
Альбер Флоран , - офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье .
Флер де Лис , её дочь, невеста Феба .
Диана, Беранже - подруги Флер де Лис .
Клопен Трульфу , король бродяг.
Судья.
Палач.

Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.

Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.

Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и её новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмеральду, с помощью Квазимодо, Клопена и трёх бродяг пытается похитить её, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает её из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим её офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнаёт, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.
Картина вторая.
Комната Эсмеральды .
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножом на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что она вышла за него замуж, чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает - в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.
Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье .
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит её мать со свитой, затем - её жених Феб. Флер замечает, что на нём нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок - погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер - это спасший её офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.
Действие третье.
Картина четвёртая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянётся Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом - тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет её в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чём неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что её может спасти только Бог.
Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа - тюрьма; в отдалении - башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными - шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер - он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются .

Либретто

Либретто балета написано балетмейстером Жюлем Перро по мотивам оперного либретто В. Гюго «Эсмеральда», в свою очередь основанного на его романе «Собор Парижской Богоматери» .

Балетная версия включает некоторое мотивы романа, не использованные Гюго при переработке его для оперы. Однако, как и в опере, судьба балетной Эсмеральды кончается благополучно: в последний момент перед казнью её спасает Феб (после этого, в отличие от оперного либретто, он не погибает и герои воссоединяются).

В остальном либретто Перро практически не подвергалось перекройкам: основные изменения касались введения дополнительных сцен, призванных дать танцевальную характеристику Клоду Фролло и Квазимодо, изначально действовавших исключительно в сфере пантомимы, и картины быта средневекового Парижа . Заданная же раскладка основных событий романа на три акта сохранялась почти неизменной.

Музыка

Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни .

В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.

В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта - вариации для Флер де Лис и двух её подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганок, заменивший существовавшее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)

Музыкальная структура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от неё отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.

В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни - Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу ещё раз проделал Сергей Василенко . С тех пор театрами обычно используются их редакции. В 2006 году в спектакле театра «Кремлёвский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова .

В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России .

Последующие постановки

Экранизация

В 1994 году постановка Боярчикова была экранизирована студией «Лентелефильм».
В фильме-балете роли исполнили: Эсмеральда - Э. М. Хабибулина, Феб - К. В. Мясников, Флёр де Лис - А. К. Кондрашова, Гренгуар - А. В. Кулигин, Клод Фролло - А. В. Константинов, Квазимодо - А. Б. Брегвадзе, Клопен Трульфу - И. Ю. Соловьёв.
Режиссёром телеверсии выступила Евгения Попова.

Запись постановки Петипа

На протяжении первой четверти XX века оригинальная постановка Петипа была записана по системе Степанова режиссёром балетной труппы Н. Г. Сергеевым (записи отдельных фрагментов датируются в интервале 1903 - 23 гг.) .

Сегодня хореографическая нотация «Эсмеральды» входит в «Коллекцию Сергеева» и хранится в Театральной библиотеке Гарварда .

В 2009 году материалы гарвардской коллекции были использованы Ю. Бурлакой в ходе работы над «Эсмеральдой» в Большом театре (балетм. Ю. Бурлака и Д. Медведев) . Однако их версию нельзя считать восстановлением спектакля М. И. Петипа.

Известные фрагменты

Pas de six

Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера. Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом) .

Pas de six - единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актёрской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты .

Наиболее знаменитый момент Pas de six’а - заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.

Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)

Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).

В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц - нимф, отсутствующий в концертной версии номера.

Pas de deux

В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно - вариация с бубном из этого Pas de deux). Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную версию «Эсмеральды».

ПРОЛОГ
Ночь. По дороге идет Гудула со спящей девочкой на руках. Выбившись из сил, она опускается на землю и забывается тяжелым сном. Проходящие мимо цыгане, подумав, что Гудула мертва, уносят с собой ребенка. Проснувшись, Гудула не находит ребенка и решает, что он похищен цыганами. От горя несчастная мать лишается рассудка.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
На площади перед собором Парижской Богоматери народ справляет праздник шутов. По традиции из числа самых уродливых участников празднества должен быть избран «папа шутов». Его должны назвать «короли» парижских нищих. Их выбор падает на горбатого звонаря собора Квазимодо. Сидя на бочонке в шутовской тиаре с бубенчиками, он милостиво принимает поздравления с избранием в «папы». Неожиданно перед ним вырастает фигура архидиакона собора Клода Фролло. Он гневно обвиняет горбуна в кощунстве. Толпа хочет защитить своего избранника, но Квазимодо бросается между толпой и архидиаконом, защищая своего господина.

На площадь выбегают цыгане, и среди них девушка с тамбурином. Это – Эсмеральда. Толпа жадно следит за танцем цыганки. Не спускает с нее глаз и Клод Фролло. Эсмеральда бежит к толпе, чтобы собрать деньги, и вдруг останавливается в испуге, увидев старуху, одетую в жалкие лохмотья, с безумными глазами. Так встретились Гудула с Эсмеральдой.
Наступает ночь. Когда Эсмеральда собирается покинуть опустевшую площадь, Клод Фролло приказывает Квазимодо похитить девушку. На крик о помощи прибегает ночной караул во главе с капитаном Фебом. Они набрасываются на Квазимодо, но Эсмеральда просит отпустить его. Как зачарованная, смотрит она вслед уходящему красавцу-капитану.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина
Парижская знать собирается отпраздновать помолвку прелестной Флер-де-Лис с капитаном королевских стрелков Фебом. Собравшихся гостей приглашают во внутренние покои. Задержавшийся во дворе Феб видит среди подошедших цыган Эсмеральду. Он приказывает впустить цыган. Эсмеральда счастлива, увидев своего спасителя. Не сводя с него глаз, она начинает танцевать. Феб, опьяненный страстью, присоединяется к танцу. Возмущенная хозяйка дома приказывает прогнать незваных гостей.

Вторая картина
В таверне пляшут цыгане. Входит Феб с группой офицеров. В темном углу, прячась от людей, сидит горбун Квазимодо. К офицерам подходит Эсмеральда. Феб подает ей знак, и она покорно следует за ним. Следом в дверь проскальзывает человек в монашеском одеянии. Это – Клод Фролло.

Третья картина
Комната, куда привел Эсмеральду Феб. Он хочет обнять девушку, но падает, сраженный ударом кинжала. Когда Эсмеральда приходит в себя, ее окружают солдаты. Девушку уводят. В комнате остается один Квазимодо. Он поднимает с пола кинжал и понимает, что преступник – Клод Фролло.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина
Эсмеральда заточена в подземелье. Все происшедшее кажется ей страшным сном. Перед ней появляется Клод Фролло. Он молит девушку о любви, обещая ей спасенье. Эсмеральда гневно отталкивает от себя ненавистного человека. Оставшись одна, она падает без чувств.

Вторая картина
Эсмеральда приговорена к смерти. Все готово к казни. Со всех сторон Парижа собрался народ. Двери собора распахиваются, и перед Эсмеральдой вновь появляется архидиакон Клод Фролло. Он повторяет свое предложение: жизнь в обмен на любовь. Но Эсмеральда готова к смерти. Около Эсмеральды встает палач. Квазимодо, сбив с ног палача, подхватывает Эсмеральду и бросается с ней в собор. Толпа оттесняет стражу, но из дверей собора выходит Клод Фролло с Эсмеральдой на руках и передает ее палачу. В это время из толпы к ней протискивается старуха. Это Гудула, проклинающая цыган за кражу своего ребенка. На мгновение к ней возвращается разум. По висящему на груди талисману она узнает в Эсмеральде свою дочь. Гудула пытается спасти Эсмеральду, но солдаты отталкивают ее.

Третья картина
На одной из башен собора сидит Квазимодо и оплакивает казненную Эсмеральду. Появляется Клод Фролло. Завязывается борьба. Квазимодо сталкивает священника с башни на площадь…

Показать краткое содержание

Ц. Пуни балет «Эсмеральда»

Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» создан по мотивам знаменитого произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Автор либретто Ж. Перро - известный балетмейстер. Сюжет балета претерпел значительные изменения по сравнению с первоисточником, балетмейстера категорически не устроил трагический финал произведения, поэтому он решил его изменить, оставив в живых всех главных героев и подарив Эсмеральде долгожданное счастье. Кроме того, он решил отказаться от острого социального подтекста, выдвинув на первый план линию любви. Примечательно, что когда Ж. Перро работал над сюжетом, он опирался вовсе не на само произведение В. Гюго. В основном он пользовался либретто, которое создал великий писатель для оперы «Эсмеральда», естественно с собственными изменениями.

Краткое содержание балета Пуни «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

француженка, похищенная цыганами
Гренгуар нищий поэт и философ, жених Эсмеральды
Квазимодо звонарь собора, полуслепой и глухой горбун
Феб де Шатопер капитан лучников, королевских телохранителей
Клод Фролло священник и настоятель собора
Флер де Лис дворянка и невеста Феба
Клопен Трульфу предводитель Двора Чудес, бродяга

Краткое содержание «Эсмеральды»

Все события разворачиваются в конце XV века. Двор чудес – это место в Париже, где собираются бродяги, воры и нищие. Именно там, красавица Эсмеральда спасает бедного поэта Пьера Гренгуара от казни и по законам этого места, они теперь должны пожениться. Саму девушку преследует влюбленный в нее КлодФролло и Квазимодо. Он всячески пытается добиться расположения красавицы, но все напрасно. От преследований настойчивого ухажера ее спасает капитан Феб де Шатопер со своим патрулем. Теперь и этот бравый офицер пленен красотой Эсмеральды, однако, у него есть невеста Флер де Лис. У них уже назначена дата свадьбы, но появление молодой цыганки внезапно нарушает все их планы.

Клод Фролло не может успокоиться и смититься с отказом, он снова пытается заполучить сердце своей любимой, только уже обманом. Он видит, что Эсмеральда влюблена в Феба и внезапно нападает на него, вонзив в грудь капитана кинжал. Виновной во всем этом он выставляет несчастную девушку, у которой есть спасение от неминуемой казни – быть с Фролло. Эсмеральда отказывается от этого и внезапно появляется спасенный Феб, ее возлюбленный, который лишь получил тяжелое ранение. Квазимодо, безнадежно любящий Эсмеральду, спасает ее от Фролло и сам убивает его. Теперь счастью красавицы и капитану Фебу ничего не мешает.

Фото :

Интересные факты

  • Интересный случай связан с одной премьер балета «Эсмеральда» в России. Вторая постановка в нашей стране состоялась уже в Москве и имела оглушительный успех. После спектакля, восторженная публика преподнесла исполнительнице главной роли Фанни Эльслер драгоценный подарок. Это был серебряный футляр с массивным браслетом, в котором было шесть драгоценных больших камней. На каждом их них были нанесены буквы, которые складывались в слово Москва. Балерина также отблагодарила щедрых поклонников и во втором действии, там где красавица Эсмеральда думает о любимом Фебе и пишет на стене его инициалы, отчетливо начертала «Москва» русскими буквами. На этом удивительные события вечера не закончились. Восторженные поклонники решили повезти карету балерины на себе, освободив лошадок. За этот легкомысленный поступок со своего поста был уволен редактор «Московских ведомостей». Таким образом, эта премьера оставила неизгладимый след в жизни многих любителей искусства.
  • На сегодняшний день полная версия спектакля ставится только в России, некоторых странах восточной Европы и Нью Джерси(США), в остальных странах с успехом исполняются отдельные номера.
  • Премьера балета состоялась в Королевском (лондонском) театре Ее Величества в марте 1844 года и прошла великолепно. Это был уже второй удачный балет Перро и Пуни, первый – «Ундина».
  • Творческое наследие Пуни включает в себя 321 балет. Во многом это было обусловлено его службой. В 1851 году Пуни получил приглашение в Санкт-Петербург, чтобы сочинять балетную музыку для императорских театров. Здесь же он познакомился и начал тесно сотрудничать с Мариусом Петипа .
  • В 1982 году ЮНЕСКО одобрила предложение Петра Гусева, постановщика версии 1949 года, об утверждении Всемирного Дня Танца . Этот праздник отмечают 29 апреля.
  • Итальянка Вирджиния Цукки, исполнившая роль Эсмеральды в постановке 1886 года, покорила великого К.С. Станиславского своей игрой. Впоследствии он называл её лучшей мимической актрисой и отмечал необычайное актёрское мастерство.
  • Долгожданная телеверсия балета появилась в редакции Боярчикова.
  • Еще одна совместная работа Пуни и Перро – балет «Ундина», который также стал впоследствии достаточно популярным.
  • Роман Гюго стал основой и для других балетов. В 1902 году А. Горский представил на Московской сцене спектакль «Дочь Гудулы» композитора А. Симона. Уже в 1965 году Ролан Пети поставил свой балет вместе с Морисом Жарром, на этот же сюжет. Кроме того, по роману Гюго А. Даргомыжский в это же время создал свою оперу «Эсмеральда».
  • Примечательно, что спектакль «Эсмеральда» - это единственная работа Перро, которая дошла до наших дней в хореографии самого автора, пусть и с небольшими правками Мариуса Петипа.

История создания «Эсмеральды»


В 1840 году Цезарю Пуни поступило интересное предложение сочинить музыку для балета по недавно опубликованному роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было создано Ж. Перро, который в то время прославился, как один из самых знаменитых балетмейстеров.

Конечно, первоисточник претерпел изменения, а самая главная линия противопоставления Квазимодо и Феба де Шатопера была сглажена. Тема матери Эсмеральды и вовсе отсутствует в балете. Несмотря на все изменения, принципы хореографической выразительности были определены романтической поэтикой автора романа.

Постановки

Премьера балета с успехом прошла 9 марта 1844 года в Лондоне. Главные роли исполнили именитые танцоры того времени. В роли Эсмеральды выступила К. Гризи, Феба де Шатопера – А. Сен-Леон, а Гренгуара – сам Ж. Перро. В 1844 году публика Санкт-Петербурга смогла оценить произведение Пуни. Главную партию в этом спектакле исполнила Фанни Эльслер.


В 1850 году постановка состоялась в Москве. Премьера в московском Большом театре произвела настоящий фурор у публики. Спектакль решено было оставить на несколько лет в репертуаре.

В 1886 году балет вновь вернулся в Санкт-Петербург, только теперь уже в редакции «первого русского Феба» Мариуса Петипа , который стал к этому времени главным хореографом. Партию Эсмеральды исполнила Вирджиния Цукки.

Еще одна редакция спектакля появилась в 1935 году в России, когда советский балетмейстер Агриппина Ваганова представила свою версию балета.

В 1950 году балет был вновь возрожден, благодаря композитору Глиэру , который заново оркестровал партитуру Пуни и добавил музыку Сергея Василенко. Либретто написали В. Бурмейстер и В. Тихомиров.

Возвращение балета в Большой театр произошло в 2009 году, благодаря стараниям балетмейстера Юрия Бурлаки и хореографа Василия Медведева. В своей работе они попытались восстановить образ большого исторического балета. Бурлаки и Медведев попытались сохранить хореографию Перро, Мариуса Петипа, но также внесли и свои изменения.

В отличие от многих других произведений, у балета «» счастливая сценическая судьба, он много раз ставился в разных театрах и всегда имел невероятный успех.

Смотреть балет «Эсмеральда» Пуни