Где пекут просфоры. Современный рецепт для просфорни средней мощности

На нашем приходе просфоры всегда выпекались силами прихожан. Часто они получались не очень качественными и служить на них было весьма проблематично. Но это не удивительно-обычно просфоры пекла одна пожилая женщина, которая была вынуждена самостоятельно делать и первичный и вторичный замесы (руками!!!), вырезать, печатать и выпекать. А я, будучи еще с моей церковной юности напуган благочестивыми рассказами о том, что просфоропечением может заниматься только старая девственница или вдова, муж у которой умер не менее десяти лет назад, все как-то не решался взять этот труд на себя. Но в прошлом году, когда наша просфорница заболела, я решил, что пора брать дело в свои руки. И тогда мы начали печь просфоры у нас дома. Сначала мы все делали вручную. Но даже тогда те просфоры, что получались у нас были на порядок лучше тех, что делали бабушки-но это и немудрено-мы молодые, здоровые, кто-то даже сильный, тесто очень долго месили, резали, потом опять месили, вобщем просфоры начали получаться. Для улучшения процесса приготовления теста, летом мы приобрели так называемый тестораскат, который заменил очень трудоемкий момент второго замеса. И примерно в то же время, старенькие монахини с Холодной Горы (район в Харькове), отдали нам небольшой тестомес.
Теперь по порядку.

Рецепт очень прост.
1 кг муки, 2 чайные ложки соли и совсем немножко дрожжей. Объясню, почему немножко-мы обычно печем на 6 кг муки, и на это количество мы берем один пакетик дрожжей и еще немножко. На пять киллограмм-ровно один пакетик. Дрожжи берем сухие, те что по 11 грамм. Но ТОЛЬКО НЕ УКРАИНСКИЕ! Три раза проверяли-тесто не подходит вообще. Либо французские, либо канадские. Разница в цене с украинскими-в два раза.
Мука: мы берем "Золотое зернышко". На мой взгляд, самая приличная и недорогая мука. Лучше всего, конечно, любая Старооскольская (привет россияне)-просфоры получаются очень белыми, а цвет готовой просфоры даже несколько краснит. Но эта мука у нас неоправданно дорого стоит-2 кг-20 грн. В то же время 3 кг "Золотого зернышка"-10 грн.

Итак: Берем 6 кг муки.

Просеиваем через сито (для насыщения кислородом и отсеивания инородных частиц)

Обычно мы это делаем рано утром. Сегодня мы поставили тесто перед Литургией, а когда закончили службу, тесто уже подошло и мы могли приступить ко второму этапу.
Затем приготовляется раствор дрожжей, воды и соли.
Вода должна быть обязательно отфильтрована.
Составляющие:

На шесть килограмм муки воды получается что-то около 2-х литров. Надо смотреть по консистенции теста.

Затем переходим к тестомесу.
Вот он:


Это его внутренность: лопасти из нержавейки.
.
Засыпаем сначала муку, потом льем наш раствор.




Тесто перемешивается в тестомесе в течении 15-20 минут. Затем вынимается из агрегата и помещается в пластмассовый таз. Таз укутывается сначала пеленками, затем полотенцами и тесто ставится на подход. Обычно это 2-3 часа. Сегодня, когда мы уже пришли со службы, тесто было уже подошедшим-оно увеличилось в объеме в два раза и стало пористым и липким.

Затем мы отрезаем небольшой кусок теста и прокатываем его на тестораскате. Расстояние между валиками около 10 мм.
Вот сам тестораскат:

Вначале мы немного поэксплуатировали детский труд:

Но потом за дело взялся Артем и дело пошло по накатанной колее:


Прокатать нужно раз 20-30, при этом через десять раз разрезая тесто ножем.

В конце-концов оно становится похожим на твердый сыр. Пузырьков воздуха внутри нет. Теперь можно приступать к вырезанию верхов. Тесто раскатывается скалкой до одинаковой толщины-для верхов маленьких просфор это примерно 7 мм, кладется на стол и круглым ножем вырезаются кружечки.

Затем на эти кружечки ставится печать.

И они раскладываются на "смученные" подносы:

Сверху мы их накрываем одноразовой пеленкой, что бы тесто не обветривалось. Естественно клеенчатой стороной к просфорам.
Точно так же делаем и низы. Они делаются из листа толщиной в 10 мм, и сразу складываются на противни, которые еще с прошлого раза, будучи горячими, были смазаны воском.
Процесс один и тот же как для маленьких, так и для служебных просфор, только для последних формы и печати берутся больших размеров.




Потом мы ждем примерно минут сорок, пока и верхи и низы начнут подходить. В это время можно помолиться, поспать, почитать, или покушать.


Шапочку мне любезно одолжил Марк.
Когда верхи и низы подошли, мы приступаем к следующему этапу-соединению их в одну будущую просфору.
Сначала кисточкой обильно смазывается водой низ будущей просфоры.


Потом ее верх своей нижней частью погружается в блюдечко с небольшим количеством воды, так что бы смочилась только нижняя часть верхней части (извините за тавтологию).
Потом они соединяются.


Прокалываются иглой. Сначала мы прокалывали обычной иголкой, а потом купили такую шпильку, которой поправляют филитьки в лампадах.
Соединенные и проткнутые будущие просфоры ставятся в электродуховку.


Сначала вниз, а через несколько минут вверх. В духовке они еще немного подходят и становятся полненькими и кругленькими.


Готовые просфоры мы складываем на стол, накрываем сначала сухой тканью (не синтетикой), потом мокрым полотенцем, а потом одеялом. И так до следующего дня.
Вот примерно такое последование.
Если кому-то пригодится-будем очень рады.

Для приготовления теста надо взять: Мука 400 гр. Дрожжи – 1; 1, 5. гр. Соль разводится в теплой воде по вкусу, только не пересолите. Количество воды зависит от влажности муки хоть и не сильно. Тесто должно быть густым и эластичным. Тщательно вымешиваем. Подхо дит минут 45. Замешиваем тесто.

Ответственный момент. Раскатывать тесто желательно до исчезновения пузырьков воздуха. Примерно 10 раскатов и тесто получается похожим на сыр. Раскатка теста.

После того как не стало в тесте воздуха, или его там ОЧЕНЬ мало раскатываем пласт для формовки, толщиной 0. 8 см это для «низов» больших просфор (служебных). И нарезаем. Нарезка форм.

Выкладываются на противень либо смазанный воском, или на пергамент, но ни в коем случае не смазывать маслом.

Далее раскатываем тесто для «низов» маленьких(потребите льских) просфор. Толщина от 0. 5 см до 0. 7 см. И ставим в расстойку на 45 – 50 минут.

Далее делаем пласт толщиной 3 – 4 мм и вырезаем верхи для больших, сразу ставим печати. Для маленьких толщина 2 -3 мм. После того как все готово накрываем пищевой пленкой и в теплое место до тех пор пока подходят нижние части. «Верхи» или печати

Следующим этапом будем завершать создание просфоры. Смачиваем водой верхнюю часть «низов» и нижнюю часть печатей и приклеиваем. Приклеиваем верхи

Когда все готово, я включаю духовку и у меня есть 10 - 12 минут (до ее прогрева) чтобы они лучше приклеились и я успел их проткнуть.

Когда духовка прогрета протыкаем иглой чтобы выходила углекислота и ставим в духовку на 15 мин при температуре 210. время выпекания может быть и меньше, т. е. нужен визуальный контроль.

Просфора - это маленький круглый хлебец, который обычно раздают в православной церкви во время служб. В православной традиции он считается святыней, которую нужно беречь, чтобы она ни в коем случае не испортилась.

С греческого слово «просфора» переводится как «приношение», и изначально так называли любое приношение для церкви: хлеб, вино, свечи, воду и т. д. Позже значение закрепилось за хлебцами, ибо Господь говорит, что Он есть хлеб жизни.

Описание и значение

Просфора состоит из двух частей, которые символизируют собой двойственную сущность Иисуса Христа: человеческую и божественную . На ней сверху стоит печать. Чаще всего это крест, делящий её на четыре равные части, на которых написаны греческие буквы. В переводе это надпись «Иисус Христос побеждает». Верхняя часть с печатью символизирует высшее духовное начало, нижняя часть - земное, человеческое.

Для церковных служб всегда используют только свежие хлебцы, потому что молитва над чёрствым хлебом - это грех.

Просфоры используются в церкви во время Литургии. Существует специальный служебный хлебец, его используют в процессе проскомидии - особой части богослужения. В самом её конце всем молящимся раздают маленькие части - антидоры . Принимать их нужно с благоговением, сложив руки крест-накрест, правую положить на левую. После этого нужно поцеловать руку священника, принёсшего антидор.

Получить хлебцы в церкви можно за свечным ящиком после службы, передав записку за здравие или за упокой. За каждое упомянутое в записке имя вынимается частица просфоры.

Существуют определённые правила о том, как и когда можно есть просфору. Если вы принесли её домой, то ставьте только на чистую скатерть или салфетку . Есть можно только ранним утром, натощак. Расстелите чистую скатерть, на неё поставьте просфору, чистую родниковую или святую воду, и больше ничего. Перед вкушением обязательно прочтите специальную молитву, поблагодарите Господа за его милость. Нужно обязательно есть над тарелкой или чистой бумагой, чтобы ни одна священная крошка не упала на стол или тем более на пол.

Рецепт приготовления

Просфору пекут из квасного пшеничного теста. Туда не кладут никаких добавок. Её можно испечь и дома, ведь рецепт довольно прост. Однако существует специальное молитвенное правило для тех, кто собирается испечь церковный хлеб в домашних условиях. Его текст можно спросить у священника, а также попросить благословения на это действие. К тому же необходимо приобрести специальные печати для просфор.

Ингридиенты для теста:

  1. пшеничная мука - 1 кг;
  2. дрожжи - 25 г;
  3. вода (лучше святая);
  4. соль (необязательно);
  5. натуральный воск.

Начинаем готовить, как любое тесто. Добавить в кипяток примерно половину муки, размешать и дать остыть. Потом добавить остальную муку и тщательно смешать, добавив дрожжи и соль. Дать отстояться 30 минут. После этого нужно раскатать два пласта: толщина пласта для нижней части должна быть примерно 2 см, для верхней 1. Накройте клеёнкой и оставьте на 10 минут.

Теперь нужно нарезать пласты кружочками. Нижние кружочки должны быть чуть больше верхних. Нижние накройте полотенцем и клеёнкой и оставьте ещё на полчаса. Важно, чтобы они не пересохли.

Противень необходимо смазать натуральным воском. На верхнюю часть до запекания поставьте специальную печать. Нижнюю часть немного смажьте водой и соедините с верхней. Проколите их иглой, чтобы вышел лишний воздух и не образовались пустоты.

Духовку разогрейте до 200−250 градусов и выпекайте 15−20 минут. После этого накройте готовые хлебцы сухой тканью, сверху мокрой, ещё раз сухой, а поверх ещё одеялом. Оставьте на час. Всё готово.

По традиции, просфоры должны печь те, кто не был в браке, или был всего один раз.

Особенности хранения

Хранить просфору дома нужно рядом с иконами и святой водой, в красном углу. Рекомендуется держать её в тканевых мешочках, чтобы обеспечить доступ воздуха и избежать плесневения. Некоторые священники советуют заранее нарезать её на небольшие кусочки, так она лучше засохнет. Засохший хлебец нужно размочить в святой воде и вкусить так же, как и свежий.

Вот что нужно сделать, если просфора заплесневела и есть её нельзя:

  • Отнести в церковь, где её сожгут.
  • Закопать, но только там, где не будут ходить люди.
  • Отправить в реку или озеро, но так, чтобы она не прибилась к берегу. Можно привязать к камню, например.
  • Разрешается скормить птицам. Покрошите обязательно на дощечку, ни в коем случае не на землю. Отдавать просфору животным запрещается.

Выпечка просфор - настоящее церковное искусство, во многом сходное с иконописью, считает просфорник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе Александр КУДРЯВЦЕВ - по первому образованию физик, по основной профессии театральный режиссер. Это служение требует от человека многого, отчасти оно сродни монашескому. Но путь к этой высоте может начаться вполне обыденно и где угодно: для Александра, например, с вишневого сада - в кавычках и без. Нашему кореспонденту Анне ПАЛЬЧЕВОЙ Александр рассказал об искусстве печь просфоры, о творчестве, точных технологиях и роли случая в жизни православного человека.

Александр Сергеевич Кудрявцев. Родился в 1956 году, в 1974 году поступил на физико-химический факультет Института стали и сплавов (учился на кафедре профессора А.А. Абрикосова). В 1979 году ушел из института, работал маляром, художником-оформителем, режиссером любительского театра, киномехаником. В 1987 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. В 1990 году после курсового спектакля «Братья Карамазовы» приехал в Оптину пустынь, где проходил паломническое послушание на просфорне. С 1993 года работал сначала сторожем, а впоследствии просфорником в храме Всех Святых в Красном Селе. В 1998 году по¬мог оборудовать просфорню в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе и стал в ней служить.
- Как вы стали просфорником?
- Я занимаюсь этим уже лет восемь. Но прежде я стал прихожанином храма Всех Святых в Красном Селе, где настоятелем священник Артемий Владимиров. Сначала я был сторожем при храме, в саду. Этот-то вишневый садик отца Артемия меня и привел в просфорню.
Это было так. К нам в ГИТИС наведывался отец Артемий. Он проводил цикл бесед по Ветхому и Новому Завету. И вот он как-то спрашивает меня: «Вы чем занимаетесь?» Я отвечаю: «Театром». Он мне: «Очень хорошо, у меня есть вишневый садик, который надо охранять. Не захотели ли бы вы охранять вишневый садик?» Он почувствовал, что мне тогда надо было, и по ночам я стал охранять храм Всех Святых. А по утрам просфорники приходили и начинали печь. Мы, сторожа, голодные с ночи, они нам говорят: «Вот у нас тут бракованные просфоры есть». Постепенно я начал это дело изучать и сам стал просфорником.
- То есть это все случайно получилось, такое стечение обстоятельств?
- Если честно, до того была еще Оптина пустынь. На третьем курсе в ГИТИСе у нас был курсовой спектакль «Братья Карамазовы». Я там играл Федора Павловича Карамазова и одного из монахов в прелести, отца Ферапонта. Ну и, естественно, после этого мы поехали в Оптину с тем однокурсником, который играл старца Зосиму. После этого я зачастил в Оптину, и однажды так случилось, что мне определили послушание на просфорне. И тот священный трепет, который охватывает, когда видишь большие просфоры, предназначенные для Агнца, конечно, остается на всю жизнь. Это была моя первая просфорня, я впервые видел, как делаются просфоры, как иеродиакон Илиодор их увлажнял и сажал в печь, как молитва творилась перед тем, как делать просфоры, и как непрерывно читали Иисусову молитву: один закончил, другой тут же подхватывает. Это настоящее монашеское дело, и представляете - сразу туда попасть! Через такое хлебное послушание практически все монахи проходили. А после Оптиной был храм Всех Святых. А так, конечно, «случай», как и у всех православных.
- Как вы научились печь просфоры?
- Исследованием этого дела у нас занимался Виктор Яговитов. Он учился в Даниловом монастыре, в Новоспасском, чтобы потом в храме Всех Святых основать просфорню. Мы были знакомы, и поэтому, когда он занялся оборудованием просфорни и подбирал команду, я попал в нее. Ведь когда в просфорне работают несколько человек, это должна быть именно команда. Если один что-нибудь не успел сделать, другой в это время подхватывает и доделывает. Если один открывает зев печи, другой в это время хватает поддон с просфорами, чтобы поставить их в печь, третий должен подхватить клеенку, которой был закрыт поддон. Все это очень быстро, как один человек. На просфорню я не стремился, но так получилось, что сработались.
- Служение в просфорне - мужское дело?
- В мужском монастыре - мужское дело, в женском - женское. Смешанных же просфорен не может быть по определению. Я не знаю, как это рационально логически объяснить, но вы побудете в просфорне минут десять-пятнадцать и поймете, что здесь трудно женщинам и мужчинам одновременно. Ну хотя бы потому, что здесь ужасно жарко. Это пусть богословы обсуждают, но многие считают, что просфоры должны печь только мужчины. Я думаю, что вот почему: ведь изначально священник сам пек просфоры перед тем, как на них служить. До этого был короткий период, когда члены общины приносили свои хлебы, затем из них выбирали лучшие и на них служили. Потом это перешло к священникам. Поэтому я искренне считаю, что я исполняю часть того дела, которое положено делать священнику. И наверное, поэтому мужчины должны печь просфоры либо монашествующие женщины. Сколько раз получалось, что просто присутствие женщины в просфорне портило дело.
- Сложно печь просфоры?
- Тут очень много требований. Просфоры должны быть гладкими, без пузырей, без единой трещинки, с четким рисунком. Патриарх просфорного дела из Новоспасского монастыря отец Антипа насчитал около 150 моментов, которые нельзя упустить. Например, нужно угадать, за какое время до максимума подхода теста поместить ее в печь. Тогда в печи она еще немного раздуется и закрепится, станет упругой. Если чуть-чуть опоздать, просфора сморщится. Мы стараемся максимально придерживаться этих критериев. Когда священник дробит просфору, она должна быть плотной-плотной. И в то же время это квасной хлеб. Так что необходимо все время удерживаться на этой грани. Поверхность просфоры должна быть гладкой, как кожа. Лучше всего, если по форме просфора будет грушевидной. Но такие редко удаются. Тут нужен особый процент клейковины - 36 как минимум. В нашей муке если есть 20 процентов - это уже хорошо. Раньше мука была лучше, крупчатая. Такого сорта уже просто не существует. Приходится мириться с тем, что сейчас такой разнобой в стандартах.
- Существуют ли школы печения просфор, и к какой вы себя относите?
- Везде свои нюансы. В Греции, например, употребляется одна большая просфора с пятью печа¬тями, крестообразно расположенными.
Просфора состоит из двух частей, что символизирует две природы - Божественную и человеческую - во Христе. По нашей технологии эти части соединяются перед тем, как сажать в печку. Есть храмы, где их соединяют сразу.
Вообще же у нас существует несколько школ выпечки просфор: в Даниловом монастыре, в Лавре, в Оптиной. В нашем храме даниловская школа - Виктор Яговитов служил в Даниловом.
- Как вы считаете, достаточно ли просто очень хорошо знать технологию и точно ей следовать?
- Выпечка просфор - творческий процесс. И тут важно прежде всего исполнять канон. Как в иконописи. Там есть, например, московская школа. Можно добавить чуть-чуть фиолетового или другого цвета, но школа-то остается той же. Так же и с просфорами - надо строго следовать технологии и чуть-чуть что-то менять. В общем, это, конечно, одно из церковных искусств.
Я сейчас уже что-то из оптинской технологии взял, что-то еще добавил. Вот тут батюшка из Баку приехал, рассказал, как они муку подготавливают. Я попробовал - хорошо получается. Я естественно воспринимаю другие технологические приемы. Это же живое дело. Изменил температуру воды при замесе теста - допустим, взял ледяную воду, - и у тебя совсем другое тесто получится. А потом смотришь, оказывается, есть уже такая технология. Она даже описана в поварских книгах, называется технология рубленого теста. Это когда тес¬то со льдом подходит. Масса мелочей: на два-три градуса изменил температуру печи - и уже другая просфора. Поэтому я стараюсь следовать традиции и чуть-чуть от себя добавляю.
- Ваша профессия, образование как-то помогают вам в вашем церковном послушании?
- Я человек творческой специальности, творческой профессии, и еще я творческий человек в той же мере, как и каждый православный. Уровень ответственности очень высокий. Я уже восемь лет пеку просфоры и каждый раз не могу заранее сказать, что получится. Ведь тесто ведет себя, как плоть. Оно имеет свою поверхность, свою кожу. Оно имеет даже ощутимое, фактурное сходство с человеческой плотью. В храме Всех Святых просфорник Коля, когда мы еще только учились, объяснял: прикоснись к щеке - когда просфора на ощупь такая же, значит, ее пора печь. А если такая, как кожа руки, то рано еще.
По первому образованию я физик. Мы с четвертого курса института два дня в неделю проходили практику в НИИ в Черноголовке. И вот тема у меня была - поверхностное натяжение металлов и сплавов. И я сейчас обратил внимание, что по поверхностному натяжению поверхность просфоры ведет себя так же, как человеческая кожа. Потом, вы же понимаете, что это символизирует. Именно вино и хлеб из пшеничного теста пресуществляются в Святые Дары. Правда, когда печешь, стараешься об этом не думать, иначе груз ответственности становится совсем уж невыносимым.
- Не могли бы вы раскрыть свой рецепт просфор?
- Не дерзну. Я могу понять, что у меня было за тесто, только после того, как я испек просфоры. Тесто пробовать смысла не имеет. Я просто чувствую его консистенцию. Когда в Оптиной этим занимался русский Кулибин инок Лазарь (а он закончил МФТИ, знаменитый физтех), у него везде были формулы. Он отладил это дело и сказал, что количество дрожжей нужно соблюдать до миллиграмма. Это уникальный человек, который поставил там особые термостаты, точно выверял температуру, заводил будильник, ставил просфоры в печь и ровно через 1 час 10 минут выпекалась Агничная просфора того качества, которое требовалось. Но это же отец Лазарь.
- У вас бывали неудачи?
- Помню, когда сторожил, пришлось мне применить физическую силу. Буквально была драка. И вот потом я пришел в просфорню, поставил тесто, а оно не подошло. Мне пришлось все переделывать, опять молиться, но уже более покаянно. Тогда получилось.
- Существуют ли особые молитвы, которые читают просфорники?
- Кроме всех прочих читаемых перед началом всякого дела, читают молитву печерским просфорникам Спиридону и Никодиму. Здесь мы Иисусову молитву попеременно не читаем, не получается. А в Оптиной еще читали Псалтирь, на это в монастыре есть послушники.


- Когда готовят просфоры?
- Просфора должна быть испечена не более чем за пять дней до службы, иначе она зачерствеет. На подход теста очень влияет внутреннее состояние. Должен быть запас в день-два до службы, особенно в большие праздники. У нас был случай, когда перед Рождеством мы ставили просфору для Агнца, а она рванула: если клейковины в тесте недостаточно, просфора трескается. Мы взяли другую муку, еще раз поставили - то же самое, опять и опять. По свидетельству многих просфорников, Агничная просфора рвется, если ты ее делаешь накануне, по странному, мистическому стечению обстоятельств. И вот тогда мы сели в машину, поехали в Даниловский монастырь - нет лишнего Агнца. Объехали так несколько монастырей. Тогда я приехал в итоге к отцу Антипе в Новоспасский. И он мне говорит: «Ну что ж ты тянул до последнего дня, надо было заранее сделать! Я за четыре дня делаю Пасхальный или Рождественский Агнец».
- Просфорня и театр - как это сочетается?
- Что касается театра, я пытаюсь отделить собственно русский театр от привнесенных элементов других театров. Театр отражает человеческое сознание в его полноте, и наш театр должен быть радостным, как должен быть радостным человек, который сознает, что за его физической кончиной последует жизнь вечная. В западном театре преобладают отрицательные эмоции во взаимодействии актеров и в атмосфере сценического действия. По поводу совместимости жизни в
Церкви и театра у меня была долгая беседа с покойным владыкой Василием (Родзянко). Тогда владыка Василий сказал: «Занимайтесь театром с молитвой».
Я думаю, что нужно примирить светскость и церковность, ведь государству был нанесен большой урон, когда вся интеллигенция рванула в Церковь, отвергнув напрочь все светское. Тот опыт, который мы получаем в Церкви, надо реализовывать в практической жизни, в каждом нашем деле, в тех талантах, которыми Господь нас одарил.

Фото Вячеслава ЛАГУТКИНА

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь.

Мука с закваской означают

ДУШУ
Вода - КРЕЩЕНИЕ
Соль знаменует УМ и УЧЕНИЕ .

Слова, которые сказаны ученикам: # ВЫ ЕСТЬ СОЛЬ ЗЕМЛИ #.

СТАРИННЫЙ СПОСОБ ВЫПЕЧКИ

Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки).

На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают.

После охлаждения -добавляют соль, разведенную в святой воде, и дрожжи 25 г.
Все тщательно перемешивают и после подъема -через 30 минут, добавляют оставшуюся
муку 800 г и снова все месят.

Через 30 минут тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше) покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут.

Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот.

Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые – 15 минут, служебные – 20 минут).

Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим.
Просфоры "отдыхают" час.


Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.
Разделение просфоры на две части обозначает невидимое разделение естества человека

на ПЛОТЬ (мука и вода) и ДУШУ (дрожжи и святая вода),

находящиеся в неразрывном, но и не слитном единстве.

Поэтому изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.