Где проживают айны. Айны — Белая Раса. Коренные жители японских островов. На Хокайдо ныне и находятся самые крупные скопления семей Айнов

Кто такие Айны? Wowanych Wowan

Айны (Википедия 2013 год)

(Википедия 2013 год)

А?йны (яп. ??? айну? букв.: «человек», «настоящий человек») - народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

Из книги Самая таинственная тайна и другие сюжеты автора Акунин Борис

Top Ten афоризмов 07.02.2013 Решил, что обману вас. Обещал вывесить сюда самые популярные изречения, а потом передумал.Увидеть, какие максимы набрали в БС больше всего плюсов, вы можете и без меня: просмотрите комменты, и сами узнаете. Это всё прекрасные, но общеизвестные сентенции

Из книги Самая таинственная тайна и другие сюжеты автора Акунин Борис

Как я обиделся 01.03.2013 Некоторое время назад прочитал в блоге у Иры Ясиной нечто, неприятно меня поразившее. «Социолог Борис Дубин вчера на годовщине журнала «Отечественные записки» сказал: «России надо начинать привыкать к тому, что она - страна периферии. Мы ничего

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

3) ЭСКИМОСЫ ИЛИ ИННУИТЫ ИЛИ АЙНЫ Среди северо-американских народов, хорошо известны ЭСКИМОСЫ. Может быть, это имя доносит до нас их первичное название как «московских людей», то есть живших на территории МОСКОВСКОЙ Тартарии. Напомним здесь еще раз, что запад и северо-запад

Из книги Русская Атлантида. К истории древних цивилизаций и народов автора Кольцов Иван Евсеевич

Загадочные айны На Дальнем Востоке живет немногочисленная народность айны, около 20 тысяч человек, в основном на острове Хоккайдо в Японии. Они составляют отдельную айнскую расу, которая сочетает в себе европейские, австралоидные и монголоидные черты. Язык айнский. Он

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Кто вы, айны? «…В нынешнем, государь, в 711 году, мы, рабы твои, с Большой реки (Камчатки. – Н.Н.), августа с 1-го числа, в ту Курильскую землю край Камчадальского носу ходили; и с того носу мы, рабы твои, в мелких судах и байдарах за переливами на море на островах

Из книги «Исконно русская» земля Сибирь автора Бычков Алексей Александрович

«Мохнатые курильцы» - айны …В нынешнем, государь, в 711 году, мы, рабы твои, с Большой реки (Камчатки), августа с 1-го числа, в ту Курильскую землю край Камчадальского носу ходили; и с того носу мы, рабы твои, в мелких судах и байдарах за переливами на море на островах были».Это

Из книги Тайная родословная человечества автора Белов Александр Иванович

Были ли айны самураями? Одна из весьма интересных и самобытных рас земного шара – это курильская (айнская) раса. Ныне айны живут на острове Хоккайдо, но в древности были распространены шире. Они жили на островах Японии, Курильской гряде; возможно, на острове Сахалин и «на

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

29.3. Эскимосы или иннуиты, или айны Среди североамериканских народов хорошо известны Эскимосы. Может быть, это имя доносит до нас их первичное название как «московских людей», то есть живших на территории Московской Тартарии. Напомним, что запад и северо-запад Америки были

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 15 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

2013 Van Walt, 1987, р.32.

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Кто такие Айны? В Википедии есть большая статья, посвященная айнам.Она дает такое определение:А?йны (яп. ??? [айну], букв.: «человек», «настоящий человек») - народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Айны на Сахалине Здесь необходимо сделать замечание на весьма сомнительный постулат, что согласно утверждениям японских историков, айны воспринимали японцев не как поработителей, а как богоподобных повелителей, к которым относились с особым уважением и почитанием.

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Айны (Википедия 2014 год) А?йны (яп. ??? айну? букв.: «человек», «настоящий человек») - народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Современные айны В настоящее время в Японии проживает около 25 000 айнов (200 000 по неофициальным данным). 6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания,

Из книги На острие проблем автора Рыжков Николай Иванович

2013 год 11 январяКомментарий к статье «Как бороться с ростом тарифов ЖКХ?».Медведев правильно определил и поставил вопрос. Но как его решать, он как глава правительства пусть думает сам. У него есть аппарат, министры, от его позиции зависит, насколько успешной будет

Давно это было. Среди холмов стояла одна деревня. Обычная деревня, в которой жили обычные люди. Среди них семья, очень добрая. В семье была дочь Айна, добрее всех. Деревня жила привычной жизнью, но однажды на рассвете на деревенской дороге появилась чёрная повозка. Черными лошадьми управлял человек, одетый во всё чёрное Чему-то он очень радовался, широко улыбался, иногда смеялся. На повозке стояла чёрная клетка, а в ней на цепи сидел маленький пушистый Медвежонок. Он сосал свою лапу, а слёзы так и текли из глаз. Все люди деревни выглядывали в окна, выходили на улицу и возмущались: как не стыдно чёрному человеку держать на цепи, мучить белого Медвежонка. Люди только возмущались и говорили слова, но ничего не делали. Лишь добрая семья остановила повозку чёрного человека, и Айна стала просить, чтобы тот выпустил несчастного Медвежонка. Незнакомец улыбнулся и сказал, что выпустит зверя, если кто-нибудь отдаст свои глаза. Все молчали. Тогда Айна выступила вперёд и сказала, что готова на это. Чёрный человек громко рассмеялся и открыл чёрную клетку. Белый пушистый Медвежонок вышел из клетки. А добрая Айна потеряла зрение. Пока жители деревни рассматривали Медвежонка и говорили сочувственные слова Айне, чёрный человек на чёрной повозке исчез, неизвестно куда. Медвежонок больше не плакал, но плакала Айна. Тогда белый Медвежонок взял верёвочку в лапки и стал водить Айну везде: по деревне, по холмам и лугами. Так продолжалось не очень долго. И вот как-то раз люди деревни взглянули вверх и увидели, что белый пушистый Медвежонок ведёт Айну прямо в небо. С тех пор маленький Медвежонок так и водит Айну по небосводу. Они всегда видны на небе, чтобы люди помнили о добре и зле…

Айны - своеобразный народ, занимающий среди множества малых народов Земли особое место. До сих пор он пользуется таким вниманием в мировой науке, какого не удостаивались многие гораздо большие народы. Это был красивый и сильный народ, вся жизнь которого была связана с лесом, реками, морем и островами. Язык, европеоидные черты лица, роскошные бороды резко отличали айнов от соседних монголоидных племен.

В древности айны населяли ряд районов Приморья, Сахалин, Хонсю, Хоккайдо, Курильские острова, юг Камчатки. Жили в землянках, сооружали каркасные дома, носили набедренные повязки южного типа и пользовались закрытой меховой одеждой как жители севера. Айны соединили знания, умения, обычаи и приемы таежных охотников и прибрежных рыболовов, южных собирателей даров моря и северных морских зверобоев.

«Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили её, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей».

У айнов есть семейства, которые полагают, что их род произошел следующим образом:

“Некогда мальчик задумался о смысле своего существования и, чтобы узнать его, отправился в дальний путь. В первую ночь он остановился на ночлег в красивом доме, где жила девушка, оставившая его ночевать, сообщив, что “о таком маленьком мальчике уже известие пришло”. Наутро выяснилось, что девушка не может объяснить гостю цели его существования и он должен отправляться дальше - к средней сестре. Дойдя до красивого дома, он обратился к другой красивой девушке и получил от нее пищу и ночлег. Утром и она, не объяснив ему смысла существования, отправила его к младшей сестре. Ситуация повторилась, за исключением того, что младшая сестра указала ему дорогу, лежащую через Черную, Белую и Красную горы, которые можно поднять, пошевелив весла, воткнутые у подножия этих гор.

Миновав горы Черную, Белую и Красную, он добирается до “божьей горы”, на вершине которой стоит золотой дом.

Когда мальчик вошел в дом, из его глубины появляется что-то, напоминающее не то человека, не то сгусток тумана, который требует внимать ему и объясняет:

“Ты тот мальчик, который должен положить начало тому, чтобы люди как таковые с душою появлялись на свет. Когда ты шел сюда, ты думал, что ночевал в трех местах по одной ночи, но на самом деле ты прожил по одному году”. Оказывается, девушки были Богиней Утренней Звезды, родившей дочь, Звездой Полуночи, родившей мальчика, и Звездой Вечерней, родившей девочку. Мальчик получает приказание на обратном пути забрать своих детей, а по возвращении домой взять одну из дочерей себе в жены, а сына женить на другой дочери, в таком случае вы будете рожать детей; и их, в свою очередь, если будете отдавать друг другу, то они будут размножаться. Это и будут люди”. Возвращаясь, мальчик поступил так, как ему было велено на “божьей горе”.

“Таким-то вот образом люди и размножились”. Так заканчивается легенда.

В XVII веке первые исследователи прибывшие на острова открыли миру неизвестные до этого этносы и обнаружив следы загадочных народов, живших на островах ранее. Одними из них, наряду с нивхами и уйльта, стали айны или айну, населявшие 2–3 века назад о.Сахалин, Курильские острова и принадлежащий Японии о.Хоккайдо.

Язык айнов - загадка для исследователей. До сих пор не доказано его родство с другими языками мира, xoтя лингвисты делали много попыток сопоставить айнский язык с другими языками. Его сопоставляли не только с языками соседних народов - корейцев и нивхов, но и с такими «далекими» языками, как иврит и баскский.

У айнов весьма оригинальная система счета . Они считают «двадцатками». Таких понятий, как «сотня», «тысяча», у них нет. Число 100 айны выражают, как «пятью двадцать», 110 - «шестью двадцать без десяти». Система счета усложняется тем, что к «двадцаткам» нельзя прибавлять, от них можно лишь отнимать. Так, например, если айн захочет сообщить, что ему 23 года, он скажет так: «Мне семь лет плюс десять лет, вычтенные из дважды двадцати лет».

Основой хозяйства айнов с давних времен были рыболовство и охота на морского и лесного зверя. Все необходимое для жизни они добывали неподалеку от дома: рыбу, дичь, съедобные дикие растения, луб вяза и крапивное волокно для одежды. Земледелием почти совсем не занимались.

Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» - острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.

По мере того, как остров Хоккайдо все плотнее заселялся японцами, охота потеряла главенствующую роль в жизни айнов. Одновременно возрос удельный вес земледелия и домашнего животноводства. Айны стали возделывать просо, ячмень, картофель.

Национальная айнская кухня состоит главным образом из растительной и рыбной пищи. Хозяйки знают много разнообразных рецептов студней, супов из свежей и сушеной рыбы. В прежние времена распространенной приправой к пище служил особый сорт беловатой глины.

Национальная одежда айнов - халат, украшенный ярким орнаментом, меховая шайка или венок. Раньше материал для одежды ткали из полосок луба и волокон крапивы. Теперь национальную одежду шьют из покупных тканей, но украшают ее богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Встретив айна в национальной одежде, можно безошибочно определить, из какой он деревни.

Вышивки на мужской и женской одежде разнятся. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот.

До сих пор еще на лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуировочную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Татуировкой украшают лоб и руки до локтя. Нанесение татуировки очень болезненный процесс, поэтому его обычно растягивают на несколько лет. Руки и лоб женщина чаще всего татуирует лишь после замужества. В выборе спутника жизни айнская женщина пользуется значительно большей свободой, чем женщины многих других народов Востока. Айны вполне справедливо считают, что вопросы брака касаются в первую очередь тех, кто в него вступает, и в меньшей степени всех окружающих, в том числе родителей жениха и невесты. От детей требуют, чтобы они с почтением выслушали родительское слово, после чего они вольны поступать, как пожелают. За айнской девушкой признается право свататься к приглянувшемуся ей юноше. Если сватовство встречает согласие, жених покидает своих родителей и переселяется в дом невесты. Выйдя замуж, женщина сохраняет свое прежнее имя.

Много внимания айны уделяют воспитанию и обучению детей. Прежде всего, считают они, ребенок должен научиться слушаться старших: своих родителей, старших братьев и сестер, взрослых вообще. Послушание, с айнской точки зрения, выражается, в частности, в том, что ребенок говорит со взрослыми лишь тогда, когда они сами к нему обращаются. Он должен быть все время на виду у взрослых, но при этом не шуметь, не докучать им своим присутствием.

Мальчиков воспитывает отец семейства. Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу и многому другому. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.

Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет, а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет, в них нет надобности при подобной системе имен.

Своеобразие айнов столь велико, что некоторые антропологи выделяют этот этнос в особую «малую расу» - курильскую. Кстати, в русских источниках они порой и называются: «мохнатые курильцы» или просто «курильцы» (от «куру» - человек). Часть ученых считают их потомками народа дзёмон, который вышел с древнего Тихоокеанского материка Сунда, и остатками которого являются Большие Зондские и Японские острова.


В пользу того, что именно айны заселяли Японские острова, говорит их название на языке айнов: «Айну Мосири», т.е. «мир/земля айнов». Японцы в течение веков то активно воевали с ними, то пытались ассимилировать их, заключая межэтнические браки. Отношения же айнов с русскими в целом были изначально дружескими, за единичными случаями военных стычек, происходивших преимущественно по причине грубого поведения некоторых русских промысловиков или военных. Наиболее распространенной формой их общения был товарообмен. С нивхами и другими народами айны то воевали, то вступали в межплеменные браки. Они создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, напоминающие человека в современном космическом скафандре, а, кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире.

Некоторые обычаи и нормы этикета, соблюдаемые айнами.

Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.

Войдя в дом, необходимо обогнуть очаг справа и, скрестив непременно босые нога, расположиться на циновке напротив сидящего в аналогичной позе хозяина дома. Никаких слов говорить пока не надо. Несколько раз учтиво кашлянув, сложите руки перед собой и потрите кончиками пальцев правой руки ладонь левой, потом наоборот. Хозяин выразит свое внимание к вам тем, что будет повторять за вами движения. В ходе этой церемонии необходимо справиться о здоровье вашего собеседника, пожелать, чтобы небеса даровали благополучие хозяину дома, затем его жене, его детям, остальным его родственникам и, наконец, его родному селу. После этого, не переставая потирать ладони, можете кратко изложить цель вашего визита. Когда хозяин станет поглаживать свою бороду, повторите за ним движение и одновременно утешьте себя мыслью, что официальная церемония скоро закончится и беседа пойдет в более непринужденной обстановке. На потирание ладоней уйдет не менее 20-30 минут. Это соответствует айнским представлениям о вежливости.

Представители Айну придерживаются традиции именуемой похоронный ритуал. Во время его проведения Айну убивают медведицу зимующую в пещере вместе со своим только что родившимся потомством, и забирают младенцев у мертвой матери.

Затем в течение нескольких лет представители Айну выращивают маленьких медвежат, но в конечном итоге убивают и их, так как следить и ухаживать за взрослым медведем становиться опасно для жизни. Похоронная церемония имеющая прямое отношение к душе медведя является главной частью религиозных обычаев Айну. Считается что во время проведения этого ритуала человек помогает душе божественного животного отправиться в потусторонний мир.

Со временем убийства медведей были запрещены советом старейшин этой необычной народности, и теперь если даже подобный ритуал проводиться, то только в качестве театрального представления. Тем не менее ходят слухи о том, что и по сей день настоящие похоронные церемонии продолжают проводиться, но держится все это в строжайшей тайне.

Еще одна из традиций Айну включает в себя использование так называемых специальных палочек для молитвы. Они применяются в качестве метода общения с богами. Различные гравировки на молитвенных палочках делаются чтобы определить владельца артефакта. В прошлом считалось, что молитвенные палочки содержат в себе все молитвы, которые владелец обращал к богам. Создатели подобных инструментов для отправления религиозных обрядов вкладывали в свои ремесло много сил и труда. Конечный результат представлял собой произведение искусства, так или иначе отражающее духовные чаяния заказчика.

Самая популярная игра - «укара» . Один из игроков становится лицом к деревянному шесту и крепко держится за него руками, а другой бьет его по обнаженной спине длинной палкой, завернутой в мягкую материю, а то и вовсе без материи. Игра прекращается, когда избиваемый издает крик или отскакивает в сторону. На его место встает другой... Здесь есть одна хитрость. Чтобы выиграть в «укара», надо обладать не столько терпимостью к боли, сколько умением наносить удары так, чтобы создать у зрителей иллюзию сильного удара, на самом же деле едва касаться палкой спины партнера.

В айнских селениях у восточной стены домов можно увидеть обструганные ивовые палочки различных размеров, украшенные пучком стружек, перед которыми айны совершают молитвы – инау. С их помощью айны выражают богам свое почтение, передают свои пожелания, просьбы благословить людей и лесных зверей, благодарят богов за содеянное. Сюда приходят помолится айны, отправляясь на охоту или в дальний путь или же вернувшись.

Инау можно встретить и на морском берегу, в местах, откуда уходят на рыбную ловлю. Здесь дары предназначаются двум морским богам-братьям. Старший из них злой, он навлекает на рыбаков различные беды; младший - добрый, покровительствующий людям. Айны выказывают почтение обоим богам, но питают симпатию, естественно, только ко второму.

Айны понимали: если они хотят, чтобы на островах жили не только они, но и их дети и внуки, нужно уметь не только брать у природы, но и сохранять ее, иначе через несколько поколений не останется леса, рыбы, зверя и птицы. Все айны были глубоко верующими людьми. Они одухотворяли все явления природы и природу в целом. Такая религия называется анимизм.

Главным в их религии были камуи. Камуи - бог, которого следует почитать, но это и зверь, которого убивают.

Самые могучие боги-камуи - боги моря и гор. Морской бог - косатка. Этот хищник почитался особо. Айны были убеждены, что косатка посылает людям китов и каждого выброшенного кита считали ее даром, кроме того, касатка каждый год посылает своему старшему брату - горнотаежному богу, процессии своих подданных - косяки лосося. Эти косяки по пути заворачивали в селения айнов, а лосось всегда был основной пищей этого народа.

Не только у айнов, но и у других народов являлись священными и окружались поклонением именно те животные и растения, от наличия которых зависело благополучие людей.

Горнотаежным богом был медведь - главное почитаемое животное айнов. Медведь был тотемом этого народа. Тотем - мифический предок группы людей (животное или растение). Люди выражают свое почтение тотему через определенные обряды. Животное, олицетворяющее тотем, охраняется и почитается, его запрещено убивать и есть. Однако раз в году предписывалось именно убить и съесть тотем.

Одна из таких легенд говорит о происхождении айнов. В одной западной стране царь хотел жениться на собственной дочери, но она убежала за море со своей собакой. Там, за морем, у нее родились дети, от которых и пошли айны.

Айны бережно относились к собакам. Каждая семья старалась обзавестись хорошей сворой. Возвратясь с поездки или с охоты, хозяин не входил в дом, пока досыта не накормит усталых собак. В ненастье их держали в доме.

Айны были твердо убеждены в одном коренном отличии животного от человека: человек умирает “совсем”, животное лишь временно. После убиения животного и совершения определенных ритуалов оно возрождается и продолжает жить.

Главное торжество айнов - медвежий праздник . Для участия в этом событии съезжались родственники и приглашенные из многих селений. Четыре года в одной из айнских семей выращивали медвежонка. Ему отдавали лучшую пищу. И вот животное, взращенное с любовью и старанием, в один прекрасный день намечалось убить. Утром в день убиения айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. После чего зверя выводили из клетки и украшали стружками, надевали ритуальные украшения. Затем его вели по деревне, и пока присутствующие шумом и криками отвлекали внимание зверя, молодые охотники один за другим прыгали на животное, на мгновение прижимаясь к нему, стараясь коснуться головы, и тотчас отскакивали: своеобразный обряд “целования” зверя. Медведя привязывали на особом месте, старались накормить праздничной едой. Затем старейшина произносил перед ним прощальное слово, описывал труды и заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания айнов, которые медведь должен был передать своему отцу - горнотаежному богу. Чести “отправить”, т.е. убить медведя из лука мог удостоиться любой охотник, по желанию хозяина животного, но это должен был быть приезжий. Нужно было попасть точно в сердце. Мясо животного укладывалось на еловые лапы и раздавалось с учетом старшинства и родовитости. Кости аккуратно собирали и уносили в лес. В селении устанавливалась тишина. Считалось, что медведь уже в пути, и шум может сбить его с дороги

Указ императрицы Екатерины II от 1779 года: «…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство».

Указ императрицы соблюдался не полностью, а ясак с айнов взимался до XIX века. Доверчивые айны верили на слово, и если русские его как-то держали в отношении с ними, то с японцами шла война до последнего вздоха…

В 1884 г. всех северокурильских айнов японцы переселили на о.Шикотан, где последний из них умер в 1941 году. Последний мужчина айну на Сахалине умер в 1961 году, когда похоронив супругу, он, как и положено воину и древним законам своего удивительного народа, сделал себе «эритокпа», вспоров живот и выпустив душу к божественным предкам…

Российская имперская администрация, а затем и советская, по причине непродуманной этнополитики в отношении жителей Сахалина, заставила айнов мигрировать на Хоккайдо, где их потомки и проживают сегодня в количестве примерно 20 тыс. человек, добившись только в 1997 г. законодательного права быть «этнической группой» в Японии.

Сейчас айны, живущие близ моря и рек, стараются сочетать земледелие с животноводством и рыболовством для того, чтобы застраховаться от неудачи в каком-либо виде хозяйства. Одно сельское хозяйство прокормить их не может, потому что земли, оставшиеся у айнов, сухие, каменистые, неплодородные. Многие айны вынуждены сегодня покидать свои родные поселки и отправляться на заработки в город или на лесозаготовки. Но и там они далеко не всегда могут найти работу. Большинство японских предпринимателей и рыбопромышленников не желают нанимать айнов, а если и дают им работу, то самую грязную и малооплачиваемую.

Дискриминация, которой подвергаются айны, заставляет их считать свою национальность чуть ли не несчастьем, пытаться максимально приблизиться по языку и образу жизни к японцам.





Изначально жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири — земля айнов ), пока не были оттеснены на север праяпонцами. На Сахалин пришли в XIII-XIV вв., «закончив» заселение в нач. XIX века. Следы их появления находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае. Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от «САХАРЭН МОСИРИ» — «волнообразная земля»); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»).

Чтобы занять весь архипелаг до включительно (тогда он назывался «Эдзо») японцам потребовалось более 2 тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 г. до н.э.). Впоследствии айны практически все выродились или ассимилировались с японцами и нивхами . В настоящее время существуют лишь несколько резерваций на о.Хоккайдо, где живут айнские семьи. Айны, пожалуй, самый загадочный народ на Дальнем Востоке .

Первые русские мореплаватели, изучавшие Сахалин и Курилы, с удивлением отмечали европеоидные черты лица, несвойственные монголоидам густые волосы, бороды. Чуть позже этнографы долго задавались вопросом — откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды, а языковеды обнаруживали в языке айнов латинские, славянские, англо-германские и даже индо-арийские корни. Айнов причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже кавказцам. Одним словом, загадок становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы.

Вот вкратце то, что нам известно про айнов:

АЙНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Айнское население представляло собой социально расслоенные группы («утар»), возглавляемые семействами вождей по праву наследования власти (необходимо заметить, что род у айнов шел по женской линии, хотя главным в семье естественно считался мужчина). «Утар» строился на базе фиктивного родства и имел военную организацию. Правящие семейства, называвшие себя «утарпа» (глава утара) или «нишпа» (вождь), представляли собой слой военной элиты. Мужчины «высокого происхождения» уже с рождения предназначались к военной службе, высокородные женщины проводили время за вышиванием и шаманскими ритуалами («тусу»).

Семья вождя имела жилище внутри укрепления («часи»), окруженной земляной насыпью (также называемой «часи»), обычно под прикрытием горы или скалы, выступающей над террасой. Число насыпей нередко достигало пяти-шести, которые чередовались со рвами. Вместе с семьей вождя внутри укрепления обычно находились слуги и рабы («ушию»). Какой-либо централизованной власти у айнов не было.

ВООРУЖЕНИЕ

Из оружия айны предпочитали . Недаром же их называли «люди, из волос которых торчат стрелы» за то, что они носили колчаны (и мечи, кстати, тоже) за спиной. Лук изготовлялся из вяза, бука или бересклета большого (высокого кустарника, высотой до 2,5 м с очень крепкой древесиной) с накладками из китового уса. Тетива изготовлялась из крапивных волокон. Оперение у стрел состояло из трех орлиных перьев.

Несколько слов о боевых наконечниках. В бою использовались как «обычные» бронебойные, так и наконечники с шипами (возможно, для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в ране). Встречались наконечники и необычного, Z-образного сечения, которые скорее всего были заимствованы у маньчжур или джурдженей (сохранились сведения, что в средние века дали отпор большой армии, пришедшей с материка).

Наконечники стрел изготовлялись из металла (ранние — из обсидиана и кости) и затем обмазывались аконитовым ядом «суруку». Корень аконита измельчали, замачивали и ставили в теплое место для брожения. Палочка с ядом прикладывалась к ножке паука, если ножка отваливалась — яд готов. Из-за того, что этот яд быстро разлагался, его широко использовали и на охоте на крупных зверей. Древко стрелы делали из лиственницы.

Мечи у айнов были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и полутораручной рукоятью. Айнский воин — джангин — дрался именно двумя мечами, не признавая щитов. Гарды у всех мечей были съемные и часто использовались как украшения. Существуют сведения, что некоторые гарды специально полировались до зеркального блеска, чтобы отпугивать злых духов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»), которые носились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав « » или « » (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука). Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: Давным-давно, после того, как эта страна была создана богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу: деньги (далее объясняется, почему у айнов был культ мечей, а у японцев — жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство). К копьям они относились довольно прохладно, хотя и выменивали их у японцев.

Еще одной деталью вооружения айнского воина являлись боевые колотушки — небольшие валики с ручкой и отверстием на конце, сделанные из твердых пород дерева. По бокам колотушки снабжались металлическими, обсидиановыми или каменными шипами. Колотушки использовались как кистень, так и как праща — сквозь отверстие продевался кожаный ремень. Меткий удар такой колотушки убивал сразу, в лучшем (для жертвы, конечно) — навсегда уродовал.

Шлемов айны не носили. Они имели природные длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема.

Теперь перейдем к доспехам. Доспехи сарафанного типа изготовлялись из кожи лахтака («морского зайца» — вид большого тюленя). На вид такой доспех (см. фото) может казаться громоздким, но на деле практически не стесняет движений, позволяет свободно сгибаться и приседать. Благодаря многочисленным сегментам получались четыре слоя кожи, которые с одинаковым успехом отражали удары мечей и стрел. Красные круги на груди доспеха символизируют трехмирье (верхний, средний и нижние миры), а также шаманские диски-«толи», отпугивающие злых духов и вообще имеющих магическое значение. Аналогичные круги изображены также и на спине. Застегиваются такие доспехи спереди при помощи многочисленных завязок. Были и короткие доспехи, вроде фуфаек с нашитыми на них дощечками или металлическими пластинками.

О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Известно, что праяпонцы переняли у них практически все. Почему не предположить, что и некоторые элементы единоборств также не были переняты?

До наших дней дошел только такой поединок. Противники, держа друг друга за левую руку, наносили удары дубинами (айны специально тренировали спины, чтобы пройти это испытание на выносливость). Иногда эти дубинки заменялись ножами, а иногда дрались просто руками, до тех пор, пока у противников не сбивалось дыхание. Несмотря на жестокость поединка, каких-либо случаев травматизма не наблюдалось.

Вообще-то сражались не только с японцами. Сахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» — низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. От «тонци» айнские женщины переняли привычку татуировать губы и кожу вокруг губ (получалась своеобразная полуулыбка — полуусы), а также названия некоторых (очень хороших по качеству) мечей — «тонцини». Любопытно, что айнские воины — джангины — отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи.

Интересны также сведения о знаках собственности айнов — на стрелы, оружие, посуду они ставили особые знаки, передававшиеся из поколения в поколение, для того, чтобы например не спутать, чья стрела поразила зверя, кому принадлежит та или иная вещь. Таких знаков насчитывается более полутора сотен, а их значения не расшифрованы до сих пор. Наскальные надписи обнаружены близ отару (Хоккайдо) и на острое Уруп.

Пиктограммы были и на «икуниси» (палочках для поддерживания усов во время питья). Чтобы расшифровать знаки (которые назывались «эпаси итокпа») надо было знать язык символов и их составляющие.

Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами и завоевывали их хитростью . В древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман.

На протяжении многих лет не раз поднимали восстание против японцев (по-айнски «чижем»), но каждый раз проигрывали. Японцы приглашали предводителей к себе для заключения перемирия. Свято чтя обычаи гостеприимства, айны , доверчивые как дети, не мыслили ничего плохого. Их убивали во время пиршества. Как правило, иные способы подавления восстания у японцев не удавались.

«…Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить. Позднее, когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них - царь страны Пан - пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети. От них-то и пошел народ, называющий себя Айны , что означает - «Настоящие люди».

Айны - древнейшее население Японских островов. Айны называли себя различными племенными именами - «соя-унтара», «чувка-унтара», а само название «айну» или «айны», которым их и привыкли называть, это вовсе не самоназвание этого народа, оно означает лишь - «человек», «настоящий человек». Японцы называли айнов словом «эмиси» или «эбису», что по-айнски означает «меч», или «люди меча».

Айны жили и на территории России – в низовьях Амура, на юге Камчатки, Сахалине и Курильских островах.

Но в настоящее время айны остались в основном только в Японии, и согласно официальным данным, их численность в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, может достигать 200 000 человек.

В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 - в Камчатском крае.

Происхождение

Происхождение айнов и в настоящее время остается неясным . Европейцы, столкнувшиеся с айнами только в XVII веке, были поражены их внешним видом - в отличие от привычных людей монголоидной расы, эпикантусом («монгольской» складкой века), редкими волосами на лице, айны обладали европейским фенотипом лица, и к тому же - необыкновенно густыми и длинными волосами на голове, носили огромные бороды (часто достигающие пояса) и усы (во время еды их приходилось придерживать особыми палочками). Несмотря на жизнь в достаточно умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

В настоящее время среди антропологов и этнографов имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам (кавкасионной расе), по теории Дж. Бэчелор и С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эту теорию выдвинул советский этнограф Л. Я. Штернберг и именно она доминировала в советской этнографии.
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера Сибири, такова точка зрения большинства японских антропологов.

Японские колонисты стремительно заселяли остров Хоккайдо, где и айны в основном и жили, и в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну.

Так начался период самой жестокой японизации айнов острова Хоккайдо.

Следует отметить, что на Сахалине и Курильских островах, где были русские, айны весьма тяготели к ним - многие айны владели русским языком и были православными.

Русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Кроме того, айны жили в своей традиционной среде, их не заставляли радикально менять образ жизни, и не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались традиционной охотой и морским промыслом.

Однако, в 1875 году, весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии.

Произошла этническая катастрофа - японцы перевезли всех айнов с Северных Курил на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки и запретили выходить в море без разрешения. Вместо традиционной охоты и рыболовства айны привлекались на различные тяжёлые работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало их традиционному пищевому рациону, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности. Последствия этноцида не заставили себя долго ждать – очень многие айны умерли в первый же год.

Об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности и резервацию ликвидировали, а уцелевших айну, всего-то 20 человек, больных и обнищавших, вывезли на Хоккайдо. Ещё в 70-е годы ХХ века имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана, до сих пор неясно.

Русская администрация Сахалина занималась в основном северной частью острова, отдав южную часть произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства и жестоко эксплуатируя айнов.

А после Русско-японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто и стал интенсивно заселялся японцами, пришлое население многократно превысило айнское.

В 1914 году всех айнов Карафуто японские власти собрали в десяти населенных пунктах, ограничили их передвижение по острову, всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, и пытались заставить айну жить по-японски.

А в 1933 всех айнов «обратили» в японских подданных, присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена.

После советско-японской войны 1945 года и капитуляции Японии, большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (а отчасти также добровольно эмигрировало) в Японию.

7 февраля 1953 года уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): «запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР». Этот запрет просуществовал до начала 1970-х годов, когда возобновились публикации айнского фольклора.

Современные айну , хотя и признаны 6 июня 2008 года японским парламентом самостоятельным национальным меньшинством , полностью ассимилированы и практически ничем не отличаются от японцев , о своей культуре знают часто намного меньше японских антропологов, да и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов японцами.

В настоящее время айнская культура в Японии полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра, и японцы, и сами айну культивируют «экзотику» лишь на потребу туристам.

А.А. Каздым
Академик Международной Академии наук
Академик Международной Академии наук
Экологии и Безопасности жизнедеятельности, член МОИП

Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.


Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию – Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны – европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…


Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток?

Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.

В I тысячелетии до н. э. на земли айнов стали вторгаться мигранты, которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточенно сопротивлялись натиску, и порой весьма успешно. Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов. Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Даже традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо. Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.

В течение средневековья японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда – на Хоккайдо. По всей вероятности, часть айнов задолго до того переселилась на Сахалин и Курильскую гряду… если только процесс расселения не шел в диаметрально противоположном направлении.Ныне от этого народа остался лишь ничтожный осколок. Современные айны живут на юго-востоке Хоккайдо, по побережью, а также в долине крупной реки Исикари. Они подверглись сильной этнорасовой и культурной ассимиляции, а в еще больше степени – культурной, хотя все еще стараются сохранить самобытность.


Наиболее любопытной чертой айнов является их заметное и по сей день внешнее отличие от остального населения японских островов.

Хотя сегодня из-за многовекового смешения и большого числа межнациональных браков встретить «чистых» айнов трудно, в их внешнем облике заметны европеоидные черты: у типичного айна вытянутая форма черепа, астеническое телосложение, густая борода (для монголоидов лицевое оволосение нехарактерно) и густые, волнистые волосы. Айны говорят на особом языке, не родственном ни японскому, ни какому-либо иному из азиатских языков. Среди японцев айны настолько известны своей волосатостью, что заслужили презрительное прозвище «волосатые айны». Только для одной расы на Земле характерен столь значительный волосяной покров - европеоидной.


Язык айнов не похож ни на японский, ни на какой-либо другой азиатский язык. Происхождение айнов неясно. Они проникли в Японию через о.Хоккайдо в период между 300г. до н.э. и 250 г. н.э. (период Yayoi) и затем расселились в северной и восточной областях основного японского острова Хонсю.

В период правления Ямато, около 500 г. до н.э., Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы. В период Мейджи (Meiji) - 1868-1912 гг. - они получили статус бывших аборигенов, но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г., в Европе сведения о них появились в 1586г.

Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».

Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет: «.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи - потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».

Итак, несмотря на то, что сведения о происхождении айнов утеряны, их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых, достигшем самого края Дальнего Востока, смешавшихся затем с местным населением, что привело к формированию правящего класса Японии, но, вместе с тем, обособленная группа потомков белых пришельцев - айны - до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство.