Географические профессии. Профессии, связанные с географией: геолог, геодезист и эколог Специалисты каких профессий изучают население земли

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла РТ

XVIII школьная научно-практическая конференция учащих

География в мире профессий

Руководитель: Никитина Н.Л.,

учитель географии

Кызыл,

январь 2017

Содержание

страница

Введение…………………………………………………………………….. 3 – 4

Глава I География в мире профессий ……………………………….……… 4

    1. Агроном……………………………………………………………….. 5

      Эколог…………………………………………………………………. 6

      Лесник…….……………………………………………………….. 6 – 7

      Геоморфолог ……………………………………………………... 7 – 8

      Климатолог …………………………………….…………….………... 8

      Геодезист…………………………………………………………..…… 9

      Метеоролог……………………………………………………………. 9

      Медицинский географ…………………………………………... 9 – 10

      Ландшафтный дизайнер………………………………………… 10 – 11

      Картограф………………………………………………………….... 11

Глава II Практическая часть

2.1. Опрос учащихся.

2.2. Информационные брошюры о профессиях

Заключение………………………………………………………………….…. 11

Список литературы………………………………………………………….... 12

Приложение……………………………………………………………….. 13 – 14

Введение.

При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо, так как духовное богатство, сущность личности, мера сознательности каждого лучше всего проявляются в его трудовых свершениях. Ведь труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности.

Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд человека, нужно, прежде всего, основательно изучить содержание его работы, профессию. Надо многое знать, иметь не только общее, но и профессиональное образование.

Подлинные клады мастерства составляют знания, умение, трудолюбие. Чтобы стать настоящим гражданином своей Родины, каждому надо трудиться изо дня в день, поднимаясь все выше и выше в своем мастерстве. И как важно сразу, в самом начале жизненного пути, без ошибок начать накопление этих величайших человеческих ценностей независимо от того, кем хочешь быть, чтобы, став совершеннолетним, реализовать их с максимальной пользой для общества и для себя. Нужно как следует осмотреться в мире труда и профессий и из множества занятий выбрать работу, которую хотелось бы выполнять с удовольствием. И если чувствуешь призвание к избранной профессии, видишь все ее плюсы и минусы, достоинства и трудности – тогда избирай именно ее.

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика.

В своей работе я хочу рассказать о том, как география стала основой для многих профессий.

Актуальность работы:

Я провела социальный опрос и сделала вывод, что многие не знают, для чего им нужна география.

80% не знает, где в обычных профессиях нужны знания по географии;

65% не знает профессии тесно связанные с географией;

90% захотели узнать.

Поэтому данный проект актуален тем, что он покажет, как география связана с большинством профессий, и поможет нынешним выпускникам определиться с выбором профессии.

Новизна работы: данного научного исследования состоит в том, что я представила многие профессии связанные с географией для успешного влияния на дальнейшую судьбу учащихся путём выбора подходящей профессии.

Цель работы:

Изучение и исследование профессий, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.

Задачи работы:

1) Ознакомиться, где в обычных профессиях нужны знания по географии;

2) Какие профессии непосредственно связаны с ней.

Предмет:

Профессии непосредственно связанные с географией.

Методы:

Опрос;

Работа с печатным материалом;

Работа с фондом библиотеки;

Обработка и систематизация материалов.

Ожидаемый результат:

Я хочу помочь учащимся в профессиональной ориентации, расширить круг представлений о профессиях непосредственно связанных с географией, а так же с одействовать развитию интереса учеников к правильному выбору профессии.

География в мире профессий.

В мире множество профессий, в основе которых лежит география. Исследуя и изучая состав, структуру и назначение той или иной профессии, в основе которых лежат географические знания и законы, для создания своей работы я выделила следующие профессии людей:

Агроном;

Эколог;

Лесник;

Геоморфолог;

Климатолог;

Геодезист;

Картограф;

Метеоролог;

Медицинский географ (эпидемиолог);

Ландшафтный дизайнер.

В каждой выбранной мной для исследования и изучения профессии используются определённые знания и законы географии и других наук. Невозможно выделить профессию, где использовались бы знания только одной отдельно взятой науки. В написании своей работы я сделала акцент на использование именно знаний географии, её законов и закономерностей.

А теперь более подробно я хочу рассказать о профессиях, в основе которых лежат знания географии, её законов и закономерностей.

Агроном

Агрономия – наука об использовании солнечной энергии зелеными растениями, о создании и переработке органического вещества, являющегося источником существования человека.

На территории нашей страны земледелие возникло еще в каменном веке.

Перед агрономами стоит задача – увеличить производство твердых и сильных сортов пшеницы с повышенным содержанием белка, клейковины и высокой стекловидностью. Он должен не только уметь их выводить, но и уметь управлять жизнедеятельностью растений. А для этого не обойтись без знаний географии, биологии, химии, физики, математики, геодезии, метеорологии, механики и других наук. Агроном создает условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы, поступление воды в почву в связи с периодом развития растений.

Изучив состав почвы и условия климата, в каждом конкретном случае он проектирует технологические приемы обработки почвы, определяет орудия для ее обработки, следит за сроками проведения работ. В зависимости от вида культур агроном определяет систему обработки почвы, высадку растений с учётом вегетационного периода растений.

Под руководством агронома ведется размножение новых сортов, определяется всхожесть и другие посевные качества семян, ведется подготовка их к посеву. Им определяются способы и глубина посевов, норма высева семян на гектар. Он осуществляет контроль качества всех посевных работ.

Во время проведения всех видов работ агроному приходится рекомендовать применение тех или иных орудий, сельскохозяйственных машин, тракторов комбайнов. Поэтому агроном должен знать всю основную сельскохозяйственную технику, уметь ее практически включать в работу.

Трудности, которые встречаются в деятельности агронома, неблагоприятные погодные условия затрудняют проведение агротехнических мероприятий и требуют от специалиста воли, самообладания, умения преодолевать сложные ситуации.

Добывать из растений различные вещества, превращать их из одного в другое, определять содержание этих веществ в растениях, заставлять служить почву потребностям растений и регулировать их жизнь для создания максимальных урожаев – эти и другие интересные явления находятся в поле деятельности агронома, профессии увлекательной, древней и вечной.

Эколог

Экология – научная основа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, так как грамотно общаться с природой можно, только зная все ее сложные взаимосвязи. Именно на основании географических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система создания заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных. Экологические знания необходимы для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека.

Большое место в работе занимает научно–исследовательская деятельность.

В экспериментальной экологии влияние отдельных факторов среды на живые организмы изучается в контролируемых условиях, по определенной схеме опыта. Используются различные лабораторные приборы и установки, фитотроны, а также опытные посадки и посевы растений.

Изучение сложных и многообразных взаимосвязей в природе дает возможность познать и понять красоту и гармонию природных явлений. Специфика экологии – изучение живых организмов в природе, наблюдение животных и растений «у себя дома» - предполагает тесное общение с живым миром, дает возможность побывать в отдаленных и своеобразных уголках нашей страны.

Также в работе эколога есть трудности. Многообразные связи экологии с другими науками требуют от специалиста знаний во многих смежных областях.

Не исключена работа во вредных и опасных условиях. В таких случаях режим регулируется соответствующим трудовым законодательством.

Работа эколога предъявляет определенные требования. Это и хорошая общая подготовка, умение аналитически мыслить, и любовь ко всему живому, готовность его защищать, это и вошедшая в поговорку наблюдательность географа и биолога, столь необходимая для исследований в природе. Эколог должен обладать способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, особенно в деле охраны природы. Полевым экологам требуется хорошее здоровье и выносливость.

Специалисты по экологии и охране природы работают в заповедниках, в учреждениях природоохранного характера, в биологических, географических и природоохранных научных учреждениях, и в вузах. В эти годы экологи требуются на промышленных предприятиях, где они проводят экологическую экспертизу и прогноз, участвуют в экологической оценке различных хозяйственных мероприятий и проектов.

Лесник

Лесник – первая рабочая должность лесной охраны. Он, помимо охраны леса, участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.

Должность лесника требует определенной теоретической подготовки по географическим, биологическим и техническим данным, которые лесники приобретают в лесных школах, школах лесничества, ПТУ и на специальных занятиях в лесхозах. И все же одних теоретических знаний, которые получает человек, решивший стать лесником, мало. Есть таланты, которые проявляются только непосредственно при соприкосновении с делом. И среди них профессия лесника.

Они решают, как усилить процесс выращивания лесов, как усовершенствовать селекцию лесных пород, как создать промышленные плантации высокопродуктивных быстрорастущих лесных культур. Основная цель лесника – добиться с минимума площади максимума продукции.

Лес приходиться знать досконально.

Хороший лесник знает, какие растения и животные живут в лесу, на каких почвах произрастают участки леса, где находятся заболоченные территории или протекают лесные речки и ручьи, и где допускается выпас скота без ущерба для леса. Лесник своевременно назначит вырубку заболевшего дерева, залепит малоприметные прогалины. Он присматривает за птичьими гнездовьями и звериными жилищами, учитывает лесную живность, охраняет ценные растения. Лесник заранее предугадывает, где в сухую жаркую погоду может возникнуть лесной пожар и как вовремя добраться до места, не задохнувшись на полпути от дыма.

Свое стихотворение О. Дмитриев посвятил лесникам и работникам леса:

Я так относился к деревьям как будто умней их, главней.

Ко мне относились деревья, как будто нет друга верней.

Без них я высоким казался, огромным в движеньях своих, -

А кто я б без них оказался и что бы я делал без них?

Наверно, на ровном просторе, который печален и гол,

Стоял бы с тоской во взоре, а, может быть, шел бы и шел,

Искал бы, не зная покоя, в своей и далекой стране –

Меня бы и солнце сжигало, и ветер на землю валил,

И пыль бы мне рот забивала, и воду б я черную пил!

Мне тень бы лишь камни давали, и спал бы я, сдавлен жарой,

В каком-нибудь темном подвале, в какой–нибудь яме сырой.

И только б во сне надо мною шумело легко в вышине

Зеленое и золотое, живое, так нужное мне…

Геоморфолог

В таежной глуши, на тундровых равнинах Заполярья, в горах и пустынях, как, впрочем, и на освоенных человеком ландшафтах, можно встретить экспедиционные отряды геоморфологов – исследователей, изучающих рельеф земной поверхности, результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты: гидросферой, атмосферой, биосферой.

Геоморфологи изучают рельеф земной поверхности и в связи с решением многих народнохозяйственных проблем, и в научных целях: при поисках полезных ископаемых, при строительстве шахт и газопроводов, дорог, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

В гидротехнических изысканиях рельеф является одним из главных факторов, определяющих место сооружения плотин и водохранилищ. Геоморфологи выбирают створ плотины и чащу водохранилища, оценивают условия фильтрации воды, заиления чащи водохранилища и прогнозируют развитие берегов будущего водного бассейна, который оказывает воздействие на рельеф.

В полевых работах – при составлении профилей или детальных геоморфологических схем – они часто используют нивелирование и тахометрическую съемку. Применяют фотографирование и зарисовки форм рельефа. По их заданию иногда выполняются специальные виды аэросъемки.

Геоморфологу необходимы: развитый глазомер, способность различать цвета и их оттенки, зрительная память и развитое воображение.

В камеральный этап геоморфологи обрабатывают фактический материал, изучают результаты анализов, материалы аэрофотосъемки, космические снимки, интерпретируют геофизические исследования. При обработке от него требуется нестандартный подход к его анализу и оценке, умение логически мыслить и четко излагать в итоговом отчете основные положения и выводы.

Профессия геоморфолога требует знаний, геологических дисциплин и дисциплин географического цикла.

Работу геоморфолога может выбрать практически любой здоровый человек.

Климатолог

Климат планеты… Климат государства… Климат востока страны… Климат небольшого городка… Люди давно привыкли к этим словам, и очень интересуются проблемами, поднимающиеся в связи с ними. Как изменяется климат планеты? Что ожидает нас в будущем? Как влияет на климат хозяйственная деятельность человека?

Всеми этими вопросами занимаются климатологи . Они изучают роль климата в природных процессах. Знания особенностей климата важны для многих отраслей народного хозяйства. Рациональный выбор морских путей и авиатрасс, полученный на основе учета климата, улучшает экономику государственных средств, а правильный выбор мест для строительства санаториев позволяет значительно увеличить эффективность лечения.

Широта подхода к проблемам и комплексность проблем климата, объясняющаяся взаимодействием различных природных факторов, – все это привлекает в профессии климатолога. Разве не требует к себе внимания такая типичная комплексная проблема, как переброска избытков воды северных и сибирских рек в засушливые районы. Участие климатолога в этой работе позволит максимально использовать возможности и свести к минимуму нежелательные побочные последствия.

Климатологу необходимы навыки физических и математических исследований, умением ставить исследования и метеорологические наблюдения в экспедиционных условиях. А для этого требуются знания геологии и географии, физики и математики.

Разнообразие направлений и задач климатических исследований позволяет выбирать области работ в соответствии со склонностями, квалификацией и состоянием здоровья специалистов.

Климатологи работают в учреждениях гидрометеорологической службы, в сельскохозяйственных, медицинских и обслуживающих учреждениях, в проектных институтах, в Академии наук России, и республиканских академиях.

Геодезист

«Люди с устройством в виде зрительной трубы на штативе и рейками – геодезисты, за работой которых мы часто наблюдаем на улицах. Они выполняют операцию, которая называется нивелированием». Область геодезических знаний делится на высшую и низшую геодезию. Высшая геодезия занимается изучением Земли в целом, определением ее размеров, формы, гравитационного поля, а также изучение теорий и методов геодезических работ. Предметом низшей геодезии является изучение участка земной поверхности, отображение ее на картах, выполнение измерений на местности в различных целях. В первую очередь они сталкиваются с топографической съемкой для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства с нанесением всех существующих зданий и сооружений, подземных и воздушных коммуникаций.

Работа геодезиста крайне ответственна. Даже незначительные ошибки могут привести к серьезному материальному ущербу.

Метеоролог

Профессия метеоролога относится к числу редких профессий. Метеорологи - непременные участники различных экспедиций. Они зимуют на полярных станциях, работают в малонаселённых районах, на высокогорных плато и перевалах, на борту океанических кораблей, на аэродромах, летают на самолётах и аэростатах. Главной отличительной чертой работы метеоролога, требует пунктуальности, упорства и настойчивости в выполнении будничных, повседневных обязанностей.

Метеоролог должен знать, что происходит и может происходить в атмосфере: передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии и многое другое.

Метеорологи - люди со специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники. В метеорологической службе работают люди и других специальностей - радиотехники, механики, электронщики, программисты и операторы ЭВМ и другие. Без их помощи нельзя представить работу метеорологов.

Существует три основные специальности, по которым готовят кадры метеорологов: метеорологическая, климатологическая и агрометеорологическая.

В последние годы наметилась тенденция к развитию ещё одной специализации - спутниковой метеорологии, что диктуется непрерывно возрастающей потребностью использования информации метеорологических спутников для нужд хозяйства.

Кто такие медицинские географы и чем они занимаются?

Слово «географ» ассоциируется с составлением карт или исследованием экзотических стран. Однако сейчас рамки географии существенно расширились.

Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление о её распространении. Специалисты в области медицинской географии совмещают разнообразную социальную, экономическую и природоохранную информацию с данными эпидемиологов о вспышке заболевания. Снимки из космоса высвечивают происходящее в регионах земного шара и помогают установить, с чем это связано.

Медицинская география – наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения.

Медико-географические карты – карты, отображающие особенности влияния географической среды на здоровье человека, распространение болезней и состояние организации здравоохранения. По содержанию карты подразделяются на 3 группы:

1) Карты, отражающие свойства природной среды, социально-бытовые и производств, условия, влияющие на здоровье населения.

2) Нозогеографические карты показывают географическое распространение болезней и связь их с условиями географической среды, а для инфекционных болезней - степень риска заражения ими.

3) Карты организаций здравоохранения, показывающие обеспеченность населения медицинской помощью, сеть лечебных учреждений, санаториев, курортов и домов отдыха.

Ландшафтный дизайнер

Ландшафтный дизайн и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства. Ландшафтный дизайн – особый вид деятельности, направленный на формирование искусственной среды на участке или в саду путём активного применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека. Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий. Ландшафтный дизайн дачного участка должен выполняться профессионалами, а сада – специалистом.

Научить умению видеть и понимать прекрасное – важнейшая задача новой образовательной программы в области ландшафтного дизайна. Недавно созданная кафедра Ландшафтного Дизайна ВГУЭС – первая профессиональная школа такого рода на Дальнем Востоке России.

Профессия ландшафтный дизайнер имеет длительную и богатую историю. В 17-19 века в России она уже существовала и называлась не дизайнер, а «устроитель садов и парков».

Специалисты в области ландшафтного дизайна, кандидаты и доктора наук, члены Союза Архитекторов и Союза Дизайнеров России разработали специальную программу, включающую в себя следующие профессиональные дисциплины:

    архитектурную графику и объемно-пространственную композицию;

    рисунок и пейзажную живопись;

    методы пространственного и компьютерного моделирования;

    синтез искусств;

    ландшафтный дизайн;

    дизайн малых форм;

    почвоведение и архитектурную дендрологию;

    историю искусства;

    садово-паркового и градостроительного искусства;

    теорию ландшафтного дизайна;

    цветоводство и фитодизайн;

    основы топосъемки и вертикальной планировки;

    маркетинг и менеджмент в зеленом строительстве.

Данная программа она будет динамично развиваться в соответствии с новейшими тенденциями в ландшафтном дизайне и архитектуре.

Картограф и новейшие технологии.

Картографы занимаются разработкой и созданием различных карт, атласов, глобусов. Картография тесно связана с физической и экономической географией.

К арты используются в научных исследованиях, народном хозяйстве, военном деле, они применяются в качестве учебных пособий в школах и вузах, служат средствами распространения информации. Методы картографии необходимы для решения многих практических задач. По картам осуществляют навигацию судов и самолетов, планируют развитие промышленности и строительства, освоение сельскохозяйственных земель и природоохранные мероприятия, прогнозируют распространение и наличие месторождений полезных ископаемых, предсказывают погоду. Создание и использование карт пронизывает в жизнь современного общества. В настоящее время картографическое производство опирается на материалы космической съемки, на достижения автоматики и вычислительной техники, в нем применяются методы автоматического изготовления карт по космическим снимкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрала наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время широко распространены как в нашей стране, так и за рубежом.

География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде!

Библиография

1) С. Н. Левиева. «Мир профессий». Москва, «Просвещение», 2005г.

2) Б. К. Пергаменщик. «Геодезист». Москва, «Геодезия», 2008г.

3) Г. К. Селевко. «Утверждай себя». Москва, Народное образование, 2006 г.

4) Е. В. Пчёлов. «В мире профессий». Москва. «Русское слово», 2002 г.

5) Г. Иванов, Л. Лямзина. «Сколько профессий в мире?» Москва. «Просвещение», 1999г.

6) Журнал «Мир профессий», 2004г. № 6.

7) Журнал «Мир профессий», 2005г. № 8.

8) Журнал «Мир профессий», 2005г. № 9.

9) Журнал «Мир профессий», 2005г. № 11.

Приложение.

Вывод: по этим данным мы видим, что более востребованными профессиями среди выпускников 9-ых и 11-ых классов в той или иной степени связаны с географией.

Вывод: В Центральной России климат благоприятный, именно поэтому процент сельского хозяйства здесь больше, чем в Сибирь. Но в свою очередь в Сибири развиты многие виды промышленности. Из-за этого в Центральной России более востребованы профессии связанные с сельским хозяйством, а именно такие профессии как агроном, эколог и многие другие.

Профессии, связанные с географией, отличаются своим многообразием. Освоить их можно в разных образовательных учреждениях. Прямо сейчас в Российской Федерации студенты обучаются на 24 факультетах с географическим уклоном. Это лишь отделения университетов. Помимо этого, существует 41 географический факультет педагогических институтов.

Всё это означает, что профессии, в которых необходимы познания обозначенной науки, востребованы, и их не так мало, как может казаться.

Какими бывают специальности данного направления?

Ниже в тексте приведены не все профессии, но затронуты наиболее актуальные и востребованные из них в наше время. Итак, список выглядит следующим образом:

  • биогеография;
  • ландшафтоведение;
  • гидрология суши;
  • почвоведение.

Исходя из данного перечня, можно сформировать мнение о том, какая профессия нужна студенту, учащемуся на географическом факультете.

Биогеография

Подразумевает под собой изучение фауны и флоры всей Земли. В биогеографии можно выделить два более перспективных «ответвления» – это медицинская география, а также экологическое направление предмета. В свою очередь, первое подразумевает изучение очагов распространения различных заболеваний, и, что самое главное, их первоисточников. Также медицинская отрасль не обходит стороной и очаги возникновения болезней.

Если обозначить область, где трудятся биогеографы, то их рабочим местом чаще всего становятся различные заповедники, парки и дендрарии. Самым частым занятием этих людей ставится поиск диких животных и различного рода растений для их дальнейшего одомашнивания. Также их нанимают для осуществления подбора самых благоприятных мест для будущего построения городов и других населённых пунктов.

Ландшафтоведение является классической специальностью для всех людей, желающих изучить географию. Представители этой области науки занимаются всеми факторами, которые так или иначе относятся к предмету, разбирают взаимосвязь всех природных компонентов: от наименьших элементов (лес, парк, луг, речка, поле, пруд) до самых больших из них – географических оболочек планеты.

Перед людьми данной профессии стоит цель узнать абсолютно всю историю того или иного ландшафта. Им необходимо постараться спрогнозировать развитие почвы, не забывая включать в поле зрения огромное количество всевозможных факторов. По совместительству ландшафтоведам следует разбираться не в одной лишь области географии, а абсолютно во всех научных отраслях, даже в биологии.

Конечно же, эта профессия подразделяется на различные направления, среди которых наиболее востребованными являются:

  • геохимия;
  • геофизика;
  • этнокультурное ландшафтоведение;
  • экологическая оценка территории;

Знатоки геохимии занимаются изучением различных химических процессов, которые тем или иным способом влияют на почву определённой территории. В свою очередь, геофизика анализирует физические явления. Этнокультурное ландшафтоведение изучает то, как люди и растения влияют на почву и, соответственно, как земля влияет на них.

Важно отметить, что профессия требует от людей мобильности, ведь областью изучения её работников является весь земной шар. Чаще всего, конечно, их можно наблюдать на территории России, но знание иностранного языка позволяет отправляться в командировки по всему миру. Примечательно то, что Русская школа, занимающаяся ландшафтом, известна во всём мире как наилучшая. А основана она была ещё в девятнадцатом веке известным географом Докучаевым.

Гидрология суши

К сожалению, в двадцать первом веке человечество столкнулось с огромной нехваткой пресной воды. Доходит до такого, что за обладание ею развязываются целые войны между отдельными государствами. В настоящее время даже разрабатывается проект, который подразумевает различные способы транспортирования ледников с полюсов к засушливым местам Земли. Именно люди, избравшие профессию «Гидрология суши», обязуются рационализировать баланс воды во всём мире, тем самым обеспечить пресной жидкостью все уголки планеты.

Ещё со школьной скамьи все слышали о круговороте воды в природе. Именно это явление и изучают гидрологи. Также они затрагивают влияние самого человека на этот круговорот и анализируют всевозможные режимы водных потоков в различных местах. Кроме того, гидрологи стараются дать прогноз и оценку оптимального потребления всех ресурсов и непосредственно принимают участие в проектах строительства каналов, водохранилищ, дамб, плотин, ГЭС и даже пляжей.

Если появляется вопрос, в какую отрасль географии лучше всего углубиться, чтобы заняться гидрологией суши, то стоит интересоваться:

  • биологией;
  • ихтиологией.
  • гидротехникой;
  • химией.

Озеро Байкал также у гидрологов считается перспективным объектом для исследований. Исходя из некоторых прогнозов, оно станет в будущем настоящим океаном.

Почвоведение впервые начало зарождаться именно в России. Обусловлено это тем, что именно здесь находятся наибольшие массивы самой плодородной земли во всём мире. Данная наука включает в себя познания не только лишь в географии, но и в биологии. Занимается она объективным использованием земельных ресурсов, изучая:

  • динамику;
  • происхождение;
  • развитие;
  • состояние почв.

Почвоведение преподаётся не только лишь на факультетах географии, но и на биологических направлениях. Но люди, закончившие первые, проводят дополнительно:

  • пространственные анализы;
  • оценки почвы;
  • картирование.

Все заметки этих специалистов заносятся непосредственно в базы данных Единого земельного кадастра Российской Федерации.

Задачей почвоведов является изучение таких явлений, как:

  • география почвы;
  • геохимия;
  • биогеохимия;
  • гидрология;
  • генезис;
  • гидрогеология.

Действительно, профессий, связанных с географией, очень много. Отталкиваясь из описаний той или иной специальности, можно сложить свою точку зрения в вопросе, какая из них сейчас нужна людям сильнее всего.

Географы - ученые-специалисты по географии.

Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.

Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.

Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.

Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.

Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:

Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.

Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.

Выделяют основыне два вида:

Физическая география

Социально-экономическая география

Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).

Этот специалист должен быть физически крепким человеком.

Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.

Профессионально важные качества

Любознательность;

Склонность к исследовательской деятельности;

Глазомер;

Развитая память;

Хорошая ориентация на местности;

Неприхотливость;

Умение анализировать и логически мыслить;

Физическая выносливость.

Медицинские противопоказания

Инфекционные и кожные заболевания;

Неврозы;

Психические и нервные заболевания;

Плохие зрение и слух.

Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.

Родственные профессии

Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.

На школьных уроках географии мне особенно нравилось работать с наглядными материалами, одним из которых были коробки с образцами полезных ископаемых. Я узнал, что именно исследованием земных минералов занимается наука прикладная геология. С её помощью человечество узнает, как можно лучше и продуктивнее использовать недра Земли и её поверхности.

Геология и её профессии

Эта наука была создана как бы в противовес теологии, которая изучает законы строения духа (тео - Бог). В процессе изучения планеты было основано множество производных специальностей, которые изучают литосферу и поверхность Земли:

  • Сейсмологи - следят за движением литосферных плит.
  • Почвоведы - исследуют самый тонкий верхний слой поверхности.
  • Геодезисты - измеряют земную поверхность.
  • Вулканологи - изучают выбросы из недр Земли лавы.

Каждодневный труд этих профессионалов помогает человечеству развиваться и жить в более-менее комфортных условиях. Вулканологи и сейсмологи предупредят о надвигающейся опасности землетрясений и извержений, почвовед покажет лучшее место для с/х культур, а геодезист может составить точную карту и произвести необходимые замеры для строительства. К геологическим профессиям можно отнести даже криптозоологов, ведь они тоже изучают останки древних людей, находящиеся в земле.

Прикладная геология

Выпускники этой специальности раньше назывались горными инженерами и должны были «знать все, что происходит под землей». Именно они были первыми бурильщиками нефтяных скважин и создавали шахты.


В отличие от геологов общей направленности, которые занимаются даже изучением других планет, «прикладники» полностью сосредоточены на обращении богатств Земли в пользу человека. Но не только непосредственным бурением и разработкой шахт занимается прикладная геология. С развитием высоких технологий получило толчок геомоделирование, т.е. построение динамических моделей, показывающих залежи сырья. Также с помощью таких моделей можно прогнозировать и движение литосферных плит, узнавая наиболее легкие для бурения места.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1.В мире географических профессий.

Цель исследовательской работы: Исследование и изучение профессий, в основе которых лежат применения знаний и законов географии.

Методы проведенных исследований: Для исследования использовались статистический и аналитический методы.

Актуальность. В последнее время отмечается изменение набора изучаемых предметов в школе. Мне география очень нравится и я хотела бы, чтобы моя профессия была связана с ней. Поэтому я решила изучить профессии, в которых требуются знания географических законов, чтобы определиться с дальнейшим выбором своей профессии.

В мире много профессий связанных с географией, но какую из этого множества выбрать, какая профессия полезнее всего? Безусловно, все эти профессии полезны и очень важны. И, чтобы понять их важность, давайте разберем самые интересные и важные из них.

В своей работе я хочу рассказать и показать вам, как эта замечательная наука о планете земля нашла отражение в развитии многих профессий человека. Я считаю, что выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна, так как в последние годы появляются все новые и новые профессии, связанные с географией.

Во всех этих профессиях важным элементом является география. География - это наука о планете земля, о ее природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Я поставила себе такую цель:

    Изучить выбранные мною профессии связанные с географией и профессиональные качества нужные для них.

Исходя из поставленной цели, в своей работе я ставлю задачи:

Я проведу исследование отдельных профессий на предмет использования географии.

    Провести социологический опрос учащихся школы на выявление значимости предмета географии при выборе профессии;

    Выясню, какими качествами в этих профессиях должен обладать человек.

1.2. Методы исследования

Для исследования я использовал статистический и аналитический методы. Для доказательства гипотезы мною были разработаны вопросы для анкет. На основе их проведён социологический опрос среди учащихся нашей школы, результатом которого стал анализ полученных результатов и сделаны выводы о значимости географических знаний в жизни и при выборе профессии.

Особенности исследуемой аудитории

Ребята 9 - 11 классов приняли активное участие в проведении социологического опроса. На основании, которого, мною был сделан вывод о понимании учащимися нашей школы необходимости географических знаний в жизни и при выборе профессий.

Результаты исследования

Для проведения соцопроса была составлена анкета из следующих вопросов:

1. Можно ли человеку обойтись без географических знаний?

2. Нужна ли география после окончания школы?

3. Какие профессии связанные с географией знают ученики?

Проанализировав полученные данные, я сделал вывод, что учащиеся понимают, что географические знания нужны даже в повседневной жизни, независимо от имеющейся профессии. Но профессии, в основе которых лежат применения знаний и законов географии назвать много не могут. Поэтому я решил изучить наиболее заинтересовавшие меня профессии и рассказать о них подробнее.

1.3.В географии есть два направления:

1.Физико-географическое - направление изучающее природу земной поверхности.

2 .Экономическое - направление изучает население и его хозяйственную деятельность.

В своей работе я выбрала физика - географическое направление, так как в этом направлении, по моему мнению, самые важные профессии, связанные с географией.

Географические профессии делятся на три категории:

    Традиционные: геоморфология, земледелие, климатология и др.

    Современные: биоклиматология, география туризма, географическая планетология и др.

    Редкие: вулканолог, метеоролог, океанолог, климатолог и др.

1.4.Я хочу рассказать вам о самых редких и интересных профессиях в географии.

1.Первая профессия - Вулканолог.

Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Изучать вулканы довольно проблематично. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Сейсмостанции фиксируют вулканические землетрясения. Это самые надежные предвестники грядущего извержения. Вулканологи исследуют так же потухшие и разрушенные древние вулканы. Накопление таких наблюдений и знаний очень важно для геологии. Кроме научных наблюдений вулкано-станция приносит и иную пользу. Когда идет извержение, вулканологи следят за направлением пеплового шлейфа и по их прогноза авиаторы корректируют маршруты самолетов.

В профессии вулканолога важна физическая выносливость, аналитический ум, логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам, хорошие слух и зрение.

    Физическая выносливость

    Аналитический ум

    Логическое мышление

    Наблюдательность

    Склонность к естественным наукам

    Хороший слух и зрение.

    Академик РАН Евгений Гордеев

2.Океанолог.

Океанологи изучают воды океанов и морей. Они исследуют их состав, свойства и строение. Отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. Необходимо хорошо разбираться в технике, т.к. большинство исследований проводится с использованием специального оборудования. Глубина Мирового океана изучена плохо, поэтому специальсты-океанологи пользуются и хорошими знаниями английского, океанологи имеют все шансы работать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии

Профессионально важные качества:

    Физическая выносливость

    Хорошая память

    Внимательность

    Логическое мышление

    Любовь к природе

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

3. Эколог

Современная экология — это быстро развивающаяся наука, ее объекты относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций. Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой. Современная экология - наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

Выделяют несколько разделов экологии:

Общая экология - исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);- полевая экология - исследование живых организмов в естественной обстановке;- экспериментальная экология - изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок.

В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др.

Профессионально важные качества:

    аналитические способности;

    математические способности;

    логическое мышление;

    хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная память);

    гибкость ума (способность изменять планы, способы решения задач в соответствии с меняющимися обстоятельствами);

    способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях;

    ответственность;

    инициативность;

    самостоятельность;

    добросовестность;

    наблюдательность

    принципиальность

    аккуратность.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    СПбГУ - Санкт-Петербургский государственный университет

    ТПУ - Национальный исследовательский Томский политехнический университет

4.Геолог

Геолог-разведчик и первопроходец. Он находит и отмечает на карте месторождения полезных ископаемых, составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.

Работа для мужественных, решительных и одновременно романтических людей. Твердая рука товарища - единственное, на что приходится рассчитывать в экстремальных ситуациях, которые здесь - дело обычное

Профессионально важные качества:

    Физическая выносливость.

    Пространственное воображение.

    Наблюдательность.

    Внимание.

    Логическое и наглядно-образное мышление.

    Эмоционально-волевая устойчивость.

    Математические способности.

    Самостоятельность и гибкость мышления.

    Способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

    Упорство.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    КФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет

5.Метеоролог.

Профессия метеоролога окружена ореолом романтики, ведь они - непременные участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях и высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Однако не романтика, а строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи выходят на первый план профессии метеоролога.

Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Скрасить некоторую монотонность работы позволяет большое разнообразие и изменчивость погодных условий; каждый раз приходится иметь дело с новой ситуацией и решать вновь возникающие задачи.

Профессионально важные качества:

    Аналитические способности.

    Аккуратность.

    Ответственность.

    Терпение.

    Упорство.

    Наблюдательность.

    Умение работать в команде.

    Предусмотрительность.

    Большой объем кратковременной памяти.

    Способность к прогнозированию.

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Российский государственный

гидрометеорологический университет

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова - МГУ

6.Гидролог - исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    МГУ имени М.В. Ломоносова - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    ТГУ - Национальный исследовательский Томский государственный университет

7.Маркшейдер — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах

Ниже представлены университеты, в которых можно получить эту профессию:

    Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный»

    Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Московский институт стали и сплавов) (НИТУ МИСиС Горный институт)

1.5.Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, государственные деятели, писатели, телеведущие, журналисты.… Например:

Николай Дроздов (ведущий телепрограммы «В мире животных»),

Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении),

Иван Затевахин (теле - и радиоведущий программ о животных),

Фёдор Конюхов (знаменитый мореплаватель и путешественник-одиночка),

Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции),

Александр Кондаков (гендиректор издательства «Просвещение»),

Борис Соколов (известный в России писатель на военно-политическую тематику),

Жак-Ив Кусто (океанограф с мировым именем, изобретатель акваланга),

Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили),

Наследный английский принц Гарри (сын принцессы Дианы и принца Чарлза)

и многие - многие другие.

Среди обилия географических специальностей есть « старые» и «новые», «мужские» и «женские», наиболее и наименее популярные.

Самый высокий конкурс на географическом факультете МГУ им. Ломоносова имеют такие специальности, как мировая экономика, геоинформатика, региональная политика, туристическая география. А в МПГУ очень престижным становится специальность «учитель географии и английского языка». В Академии Генерального штаба учат военной географии (военный синоптик, военный картограф, фотограмметрист-дешифровальщик аэрокосмической разведки.)

Заключение:

В своей работе я разобрала профессии связанные с географией и узнала, для чего они служат нам. Выяснила, какие нужны человеку качества для работы. Я поняла что работа, связанная с географией не только полезная и сложная, но еще и интересная. Я думаю, моя работа заинтересует многих людей, не определившихся с профессией и возможно подтолкнет к выбору одной из выше рассмотренных. Результаты работы

Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказатьПрактическое значение

На основе полученной информации и сделанных выводов планирую изготовить и распространить буклеты о профессиях, связанных с географией. Это поможет учащимся определиться в выборе профессии и проявить больший интерес к изучению географии

Список используемой литературы:

1. БОУ «Омский Центр профориентации»

2.Википедия.

3. ВУЗы России

4. ШКОЛЬНИКУ.ру Столичный центр профориентации «Разумный выбор»