Грабарь февральская лазурь. Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь Описать картину грабаря февральская лазурь

Сочинение на тему “Февральская лазурь” И.Э.Грабаря.

Русская зима славится своими трескучими морозами, глубокими сугробами, суровой во всех отношениях погодой. Конечно, люди искусства не могли пройти мимо такого удивительного явления природы , свойственного, пожалуй, только российскому климату. Но совсем иным настроением пропитана зима на своем закате, когда все вокруг находится в предвкушении скорой весны. Именно такой период и изобразил Игорь Эммануилович Грабарь в своей картине Февральская лазурь .

Предмет

Грабарь получил широкую известность в России и Советском союзе благодаря невероятно живым и точным изображениям пейзажей, но особенно хорошо знакомо автору было зимнее время. Так “Февральская лазурь” демонстрирует зрителю раннее утро, работа пронизана солнечным светом, играющим на стволах пробуждающихся ото сна деревьев, белоснежном снеге. В воздухе витает ощущение полного единения человека с природой . На заднем плане виднеется небольшая роща, в которой все еще царствует зима, обжигая холодом стволы молодых берез. Здесь же, на поляне, властвует весна, лаская воспрянувшие к утру березки первыми теплыми лучами солнца .

Цветовая гамма

Художник не отдает предпочтения краскам , свойственным суровому зимнему периоду, напротив, снег и иней на картине как бы отходит на второй план. В полотне же преобладает поистине весеннее настроение. Светло-голубое небо, местами переходящее в нежную лазурь , а деревья одеты в янтарные одежды, кричащие с полотна о скором приближении оттепели, несущей с собой тепло, уют, игру капели и быстро бегущих тонких ручейков. А пока все вокруг замерло в ожидании, зима отступает, природа просыпается в предвкушении весны.

Картина Грабаря переносит зрителя на опушку, дает возможность насладиться чудесными видами русского леса. Береза в эпицентре внимания, словно танцующая девушка, а окружающие ее молодые березки – подружки, скрепившие ветви, словно руки в праздничном хороводе. Лес оживает, возрождается, стряхивает с себя зимнее покрывало, с распростертыми объятиями встречает пору цветения и любви. Пейзажист мастерски передает атмосферу тихого февральского утра , умело играя с красками, вовлекая зрителя в завораживающий мир природы, доступный лишь тем, кто умеет наслаждаться красотой и очарованием окружающего мира.

Сочинение описание картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” (Вар 2)

Однажды Грабарь отправился загород, чтобы погостить у своих знакомых. Зима подходила к концу и везде это чувствовалось. Атмосфера была подходящей для конца февраля. Художник направился на прогулку, он любил изучать новые места. Он забрел в березовую рощу. Это дерево было его любимым. Именно березы часто встречались в его картинах. Даже простая прогулка в роще заряжала автора энергией и добавляла вдохновение.

История написания картины

Погода была на удивление хорошей. На небе не было ни одной тучки, ярко светило солнце. Снег приятно блестел на свету. Березы интересно сочетались с белоснежным снегом. Грабарь бродил по роще в поиске интересного сюжета для своей картины, но ничего интересного не попадалось.

Потом он уронил палку и нагнулся, чтобы поднять ее. Он повернул голову, и пейзаж его потряс, художник наконец-то нашел свое вдохновение. Автор заметил березу, которая переливалась перламутровыми оттенками. И это все на фоне ярко-голубого неба. Чтобы найти достойный пейзаж, было достаточно посмотреть на природу под другим углом. Нужно было спешить домой за мольбертом и красками, чтобы поскорее сделать эскиз.

На следующий день Грабарь продолжил работу. Он рисовал полотно с натуры. Художник стремился передать зрителю ту красоту, которую увидел сам. Когда смотришь на деревья снизу вверх, то открывается совсем другой вид. И березы, и небо сверкали насыщенными тонами. Автору пришлось выкопать яму, чтобы иметь удобный ракурс. Он был под впечатлением. Для него было важно правильно передать эмоции зрителю.

Когда работа была окончена, то картина получила название «Февральская лазурь». Пейзаж тут же заполучил много поклонников. Полотно получило призвание зрителей и критиков.

Секрет полотна

Если здраво оценивать картину, то ничего особенного в ней нет. Мы видим снег, березы и небо. Но важнее то, какие эмоции вызывает полотно. Художник вложил душу в написание картины. Он идеально передал настроение. Грабарь умело работает со светом, он сделал его чистым и ярким. Отдельного внимания заслуживает тонкости работы с березами. Художник детально прописывал каждый листик, каждую извилину в коре.

Снег сияет голубым цветом. Для неба художник выбрал лазурный оттенок. А стволам берез был отведен белоснежный тон. Картина вызывает необъяснимое чувство радости. Полотно и сейчас собирает возле себя много народу в Третьяковской галерее. Всем хочется почувствовать радость.

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Февральская лазурь» 1904

Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель - таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".


Автопортрет в шляпе. 1921
Картон, масло. 65 x 51 см
Частное собрание

И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 году продемонстрировал и произведения конца прошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.



Крыши под снегом. 1889
холст,масло, 25x33.5

Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов.

Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие нашего века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".

Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

Успех у публики и у критиков был особенно важен еще и потому, что "Союз русских художников" был в то время ведущим выставочным объединением, включавшим в свои ряды наиболее одаренных художников.


«Февральская лазурь»
1904г
Холст, масло. 141 x 83 см
Государственная Третьяковская галерея

А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью".

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Уже не раз повторялось, что И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

  1. Вступление: Зима на Руси
  2. «Февральская лазурь»: описание
  3. Мои впечатления от картины
  4. Заключение: Чем она мне понравилась?

Сочинение-описание картины (для 5 класса)

Мини сочинение-описание «Февральская лазурь» Грабаря

Многие люди не любят зиму. Ветер, холод, снежные заносы навевают на них тоску и заставляют болеть. Однако есть что-то величественное и красивое в этой суровой поре. Недаром русские морозы стали символом России и ее оберегом, ведь именно они из века в век отпугивали наших врагов. К сожалению, изо дня в день мы видим лишь те неудобства, которые нам приносит зима. Зато художники видят ее по-другому. Яркий пример – пейзаж Грабаря «Февральская лазурь».

Описание картины Грабаря «Февральская лазурь» можно уложить в пару строк. Художник нарисовал несколько заснеженных берез на фоне голубого неба. Деревья увязли в снегу. За ними располагается лес. Судя по цвету, там растут ели и сосны. Вот и все, что там изображено. Но какие чувства вызывает она у зрителя? Лично я испытал чувство гордости за красоту родного края. Художник передал ту самую пору, когда появляются первые лучи солнца, предвещающие весну. Еще лежат снега, еще прогоняют с улицы морозы, но ослепительное солнце уже разгоняет тоску и обещает тепло. Если взглянуть на небо, можно увидеть тот же голубой цвет, который так нравится летом. Березы уже не клонятся в сторону под тяжестью снега, они выпрямились и тянутся к свету. Такой пейзаж вызывает улыбку и надежду на скорый приход весны. В такие моменты красота нашей великой родины становится более заметной, и художники это чувствуют. Поэтому они рисуют, на первый взгляд, простые сюжеты, но выбирают такое время года и время суток, что обычные березки преображаются и становятся символами нашей природы. Она такая же честная, скромная и открытая, как эта картина. Нашим сердцам очень дороги эти кривые стволы, густые леса и бесконечные просторы.

картина Грабаря «Февральская лазурь»

Мне эта картина понравилась тем, что она солнечная и яркая. Художник очень верно передал все краски февральского неба, которые отразились и на снегу. Поэтому она хоть и изображает зиму, но выглядит по-весеннему. Она излучает тепло, которого так не хватает сейчас на улице.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Грабарь Февральская лазурь

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение учащихся умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные:

    Составление плана и последовательности действий;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, репродукция картины «Февральская лазурь».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1.Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 3

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 4

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 5

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 6

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе»

2 .Работа над сочинением по репродукции И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

СЛАЙД 7

План

    «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

    Описание берёзы на переднем плане.

    Описание берёзовой рощи на заднем плане.

    Цветовое решение картины.

    Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом.

III . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Э. Грабаря и следующий материал для описания картины. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная берёза.

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов урока

О каком художнике вы сегодня узнали?

Что вы запомнили о нём?

Возникло ли у вас желание познакомиться с джругими картинами художника?

Информационные источники

Литература:

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 496 с. (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Первое сочинение к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» — 4 класс.

Февральские дни славятся суровыми метелями и сильными ветрами. Но бывают и чудесные солнечные деньки. Один из таких дней художник Грабарь запечатлел на своей картине «Февральская лазурь».

На переднем плане изображена слегка изогнутая береза. Она покрыта тонким слоем инея. От яркого солнца иней переливается. Кажется, что на широко раскинутых ветвях березы висят жемчужные бусы. Чуть позади расположилось множество тонких молодых березок, как бы водящих хоровод вокруг старой березы. На них такие же роскошные наряды. Все березы стоят на белоснежном, сверкающем от солнца, покрывале, слегка роняя на него голубоватые тени. Старая листва на верхушках берез кажется огненно-золотой. Березовая роща окутана теплом солнечного света, чувствуется приближение весны.

Сверху, над березовой рощей, раскинулось безоблачное лазурно-голубое небо. Ближе к горизонту оно светлеет.

На горизонте виднеется сплошная стена темного леса. Там, в чаще леса, еще царство зимы.

Картина замечательная, выполнена в светлых тонах, вызывает радостные чувства. Она наполнена свежестью солнечного морозного дня и скорым пробуждением природы.

*********

Второе сочинение к картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» — 5 класс.

Лазурь — лазурный, лазоревый, нежно-голубой.
Жемчужный — перламутровый.
Коралловый — ярко-красный.
Сапфирный — сине-зеленый.
Сиреневый — нежно, светло-фиолетовый.

План.

1. Вступление.
2. Основная часть.
а. небо
б. солнце
в. снег
г. тени
д. березка: ствол, ветви
е. другие березки
ж. горизон
3. Заключение. Впечатление.

На картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» изображено морозное февральское утро. Все вокруг наполнено голубым сиянием. Искрящейся снег переливается под солнцем. Березы пронизаны солнечным светом. Это праздник лазурного неба и жемчужных берез, праздник самой природы.

Безоблачное сине-лазурной небо, к горизонту светлеет и становиться сапфирным. Несмотря на то что еще зима, солнце уже пригревает хорошо. Но снега много. На солнце чистый снег отливает бело-голубым цветом. От берез падают синие с фиолетовым оттенком тени. На переднем плане изображена высокая береза. Ствол не прямой, а как бы изогнутый в волшебном танце. Внизу он темный. Чем ствол выше, тем он белее. Ветви белоснежные, покрыты инеем, который сияет на солнце. На самой верхушке березы сохранилась прошлогодняя листва. Покрытая инеем, на солнце она горит коралловым цветом. Художник смотрит на березу снизу вверх, поэтому ее верхушка и боковые ветви изображены не полностью. Позади старой березы стоит множество молодых березок. Они как бы водят хоровод вокруг нее. Жемчужные ветви берез переплелись и на фоне лазоревого неба получилось причудливое кружево. Вдали темнеет узкая полоса леса. Если бы не она, небо и земля слились в одно неразделимое пространство.