Христианская тема в романе преступление и наказание. «Преступление и наказание. V. “Христианские” строки в романе и их толкование

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман “Преступление и наказание” тому доказательство.
Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.
Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).
Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Капернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя “Лизавета” значит “почитающая Бога”, юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - “чистая, светлая”. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в “Преступлении и наказании”. Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит “с работы” 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне “до тридцати”, Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление “в седьмом часу”. А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.
В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.
В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, – говорится в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", – является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Сегодняшняя школа совместно с семьей должна сформировать целую систему духовно-нравственных ценностей: любовь к Отечеству, справедливость, милосердие, доброту, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие, эстетическое отношение к жизни… Без этих качеств нет Человека.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Что такое духовность, нравственность? Как учитель, сеющий «разумное, доброе, вечное», может воспитать духовно-нравственную личность?
Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература.

Сегодня учитель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные – выбор за учителем: какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном уроке. А применение новых педагогических технологий – это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.

Программа по литературе для X класса дает широкие возможности для учителя по воспитанию цельной духовно-нравственной личности: вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях И.А.Гончаров, С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Таким образом, «высокий» литературный и биографический материал позволяет выстраивать данную работу в системе.

Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.

Позади уроки по биографии Достоевского, по романам «Идиот» и «Братья Карамазовы», а также урок внеклассного чтения по рассказу Солженицына «Матренин двор». На мой взгляд, трудно найти писателей, которые, как Ф.М.Достоевский и А.И.Солженицын, так остро и пронзительно говорили бы о человеке, его предназначении, его совести, его душе.

Такой урок с историческими параллелями дает возможность связать воедино «вечные» темы литературы X IX века и века XX через христианские мотивы.

Главная особенность русской литературы – это ее православная направленность.

Н.А. Бердяев утверждал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью».

Это же можно сказать и о литературе XX века, исключая некоторые произведения последних десятилетий.

Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание, эстетические чувства. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.

Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, приемы аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.

Цели урока:

образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по уяснению христианских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»;
  • обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  • вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
  • развивать умение сравнивать, определять понятия, выявлять связи и сопоставления между изучаемыми понятиями и текстами, делать самостоятельные выводы;
  • воспринимать явления интегрировано;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к литературе и православнойкультуре.

воспитывающие:

  • воспитывать отношение к человеку как к высшей ценности;
  • содействовать формированию нравственных качеств учащихся, желанию становиться лучше;
  • воспитывать коммуникативность, культуру речевого общения;
  • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
  • воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: урок применения знаний.

Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Используемые приемы : аналитическая беседа, комментированное чтение, приём составления синквейна, основанного на методике развития творческого и критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, коллективная, фронтальная работа.

Оборудование: портреты Ф.М.Достоевского и А.И. Солженицына, тексты романа «Преступление и наказание» и рассказа «Матренин двор», тексты Евангелия, проектор, аудиозаписи: «АVE MARIA», романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», фортепианная музыка Э.Морриконе, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал: библейские заповеди, предание о Содоме и Гоморре.

Ход урока

«Жить не по лжи» Солженицын А.И.

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

СЛАЙД №1.

III. Подготовительный этап.

Учитель . Сегодня мы поговорим о двух произведениях, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга и по времени написания, и по героям, и по именам авторов. Это – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Мы постараемся найти точки соприкосновения этих, казалось бы, разных произведений, определим, какие христианские мотивы объединяют их.

Судьбы Достоевского и Солженицына во многом схожи: оба пережили духовный надлом, оба пострадали от режима: один отбывал срок на каторге, а другой – в лагерях и поселении. Оба любили Россию и размышляли над ее судьбой.

Итак, тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

СЛАЙД №2 «Люби других, как себя»

IV. Операционно-исполнительский этап.

Феодор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, который пытался разгадать загадку человеческой личности, ставил вечные вопросы бытия: для чего живет человек, есть ли Бог, как соотнести человеческую свободу и божественное предопределение.
Цитата со слайда (прот. Зеньковский)

Человек – вот что занимало писателя: в чем его природа («зверь» он или «образ Божий»), как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности, как соединить справедливость, правосудие и законность.

СЛАЙД №3 «Жить не по лжи»

Учитель. Таким законом, по мнению Достоевского, должен быть закон нравственный (цитата со слайда), а Солженицын из ХХ века продолжал эту мысль: «Жить не по лжи».

Нравственным идеалом для Достоевского был образ Христа, воплотивший высшие человеческие качества. Но к Христу писатель пришел не сразу.

Ученики. Из биографии писателя мы знаем, что он состоял в кружке М. Петрашевского и был приговорен к расстрелу. Перерождение его убеждений произошло в 1849 году, когда он ожидал казни, но потом она была заменена каторгой.

В Сибири он встретил жену декабриста Фонвизина, которая подарила писателю маленькую книжечку в кожаном переплете. Это было Евангелие. С ним Достоевский не расставался до последних дней жизни, как и с образом Христа.

Учитель. Вспомните. Что он написал об этом в своем дневнике.

Ученик читает: «Верю, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».

Учитель. Действительно, вера была Достоевским выстрадана, и ею он наделяет своих любимых героев.

Записи в тетрадях.

Цитата со слайда №3 (слова Достоевского)

СЛАЙД №4 «Вечная Сонечка»

Учитель. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Полное имя героини София. Что оно означает? (мудрость).

– Давайте обратимся к тексту романа. Найдите портретное описание Сони Мармеладовой (I , 2 – Мармеладов о дочери и II, 7 – Соня около умирающего отца, III, 4 – Соня у Раскольникова). Ученики зачитывают фрагменты.

– Какой вы увидели Соню в этих сценах? (Кроткая, любящая, прощающая, безответная, смиренная)

– Расскажите о жизни Сони Мармеладовой

Ученики. Соне всего 18 лет, но она уже много в жизни потеряла и испытала. Рано умерла мать. Отец женится на другой, пропивает все деньги. Семья бьется в нужде, мачеха больна. Соня вынуждена идти на панель, чтобы прокормить семью. Казалось бы, Соня должна озлобиться на мачеху, которая заставила ее зарабатывать деньги таким способом, но Соня прощает ее. Более того, она приносит деньги каждый месяц и является, по сути, единственным кормильцем большой семьи.

Соня изменилась внешне (она одета в крикливый, броский наряд), но в душе она осталась чистой и непорочной.

Учитель. Как вы считаете, Соня осознанно совершает этот шаг?

Ученики. Да, она совершает осознанный шаг. Это ее нравственный выбор. Она приносит себя в жертву ради голодных детей.

Учитель. Обратите внимание: находясь на дне жизни, Соня не становится порочной. В каком мире живет Соня? Какие люди ее окружают?

Ученики. Ее окружают такие люди, как Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Это мир лжи, подлости, обмана, насилия, жестокости.

Учитель. Как ей живется в этом мире? Да, Соня не протестует, как Раскольников, не интригует, как Лужин, не подличает, как Свидригайлов. А что она делает?

Ученики. Она смиряется.

Учитель. А как вы понимаете, что такое «смирение»?

Ученики. Это душевный мир, покой, согласие со своей совестью, душой. И это ее осознанный выбор, а не подчинение обстоятельствам. Этот внутренний покой (смирение, гармония) помогают ей творить мир вокруг себя: помогать своим родным, горячо сочувствовать Раскольникову.

Учитель. Давайте проанализируем сцену с Лужиным (ч. V, гл. 3). Обратите внимание на поведение Сони в этой сцене. Что говорит о ней Катерина Ивановна? Посмотрите внимательно на ремарки автора: не что говорит Соня, а как она говорит (робко, чуть слышно…)

Да, Соня очень уязвима перед злом. Она перед ним беззащитна. Она не может постоять за себя, но за других…(мы увидим далее, сколько внутренней силы и убежденности в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке).

– Как называет себя Соня?

Ученики. Я бесчестная, я великая грешница.

Учитель. А кто такой грешник и что такое грех?

Ученики. Грех - это совершение зла, нарушение Божьих заповедей. А грешник – это человек, который отошел от Бога.

Учитель. Какую заповедь Христа нарушила Соня?

Ученики . Не прелюбодействуй.

Учитель . Как вы считаете, грех прелюбодеяния, совершенный Соней, может быть прощен?

Ученики . Конечно, да, потому что ею двигали любовь и сострадание. Любовь в представлении народной нравственности выше страха Божьего наказания.

Учитель . А может быть, у нее был другой выход? (уйти из жизни)

Ученики . Нет, это было бы нечестно по отношению к детям Мармеладовым. Это был бы эгоистичный поступок с ее стороны: избавиться от мук и страданий самой, а детей обречь на смерть. К тому же, для Сони как для глубоко верующего человека самоубийство – это смертный грех, это недопустимо: ведь жизнь – это дар Божий.

Учитель . Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни?

Ученики . Вера в Бога.

Учитель . Наиболее полно и ярко раскрывается образ Сони в ее встречах и беседах с Раскольниковым. Давайте вспомним эти сцены романа. Как Раскольников воспринимает Соню в начале их знакомства? Кто она для него?

Ученики . Соня для него ровня: она так же, как и он, совершила преступление. Но постепенно он понимает: эта девушка живет совсем по другим законам, а он пока еще весь во власти своей страшной теории.

Учитель . Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? Что значит это слово? (Ученики читают статью толкового словаря).

На доске:

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление).

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция).

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

Учитель . Какую фразу произносит Соня сразу после признания Раскольникова?

Ученики . «Да что же вы это над собой сделали?» И советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил». Тогда Бог тебе опять жизни пошлет».

Учитель . Почему «над собой?» Почему Соня жалеет не старуху-процентщицу и ее сестру, а убийцу?

Ученики . Потому что он совершил смертный грех и погубил свою душу.

Учитель . Что же делать Раскольникову?

Ученики . Соня советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил» Тогда Бог тебе опять жизни пошлет». Страдание принять и искупить себя им. Вот что надо. «За тобой пойду, всюду пойду», – говорит Соня и дает ему свой крест.

Учитель . Что у православных означало поменяться крестами?

Ученики . Это значило стать духовно ближе, стать почти родными.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №5. «Две правды»

Учитель . Соня и Раскольников – это два разных полюса, которые далеки друг от друга, но не могут существовать друг без друга и притягиваются. У каждого своя правда.

Работа в группах. Ученики обсуждают, в чём правда Сони и правда Раскольникова. Ученики каждой группы приводят доводы, цитируют текст. Затем представители каждой группы делают выводы.

– В чем правда Сони? (комментирование слайда)

Ученики. Раскольников преступил для себя, а Соня – ради других.

Соня сама объясняет, почему добрый, честный, благородный Раскольников преступил: «От Бога вы отошли…» (цитата со слайда).

А про себя она говорит так: «Что бы я без Бога-то была» (цитата со слайда)

Правда Раскольникова – это бунт. А правда Сони – любовь и смирение.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №6 «Евангельские притчи»

Учитель . Весь текст романа как будто незримыми нитями прошит Евангельскими притчами и заповедями (их цитируют герои и сам автор). Прочитайте эти отрывки. Как вы их понимаете?

Ученики зачитывают отрывки из романа, комментируют их.

Евангельские притчи являются неотъемлемой составляющей романа, они рядом с героями, они помогают читателю осмыслить их поступки.
Записи в тетрадях.

СЛАЙД №7. «Воскрешение Лазаря»

Учитель . Самой важной сценой является эпизод чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Это сцена веры в Воскресение.

Ученики пересказывают содержание эпизода.

Герой находится на распутье, он готов признаться в своем преступлении и принять наказание.

Учитель . Почему, по вашему мнению, Соня сначала не хотела читать?

Ученики . Она сама грешница, для нее это очень личное. Она тоже жаждет Воскресения. Она тоже надеется на чудо.

Учитель . Да, они оба нуждаются в Воскресении, но каждый из них смотрит на эту притчу по-своему: Соня – со стороны Лазаря, а Раскольников – Христа.

Ученики. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №8 «Путь к покаянию» (ЭПИЛОГ)

Учитель . Воскресение героев лежит через покаяние и страдание, поэтому только на каторге, куда Соня пошла, как и обещала, за Раскольниковым, наших героев ждет перерождение.

– Как вы считаете, кто из них сильнее, кто ведет за собой другого?

Ученики. Конечно, Соня. Своей верой, любовью, состраданием она вселяет в героя надежду на преображение.

Учитель . Найдите строки, подтверждающие, что Раскольников готов к преображению.

Ученики . «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью ис­купит он теперь все ее страдания».

Учитель . Каким мы видим героя в эпилоге?

Ученики . «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

Именно Соня возродила его к новой жизни.

Учитель . Достоевский знает, что новую жизнь Раскольникову «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, буду­щим подвигом». Это очень долгий и трудный путь.

Соня - идеал Достоевского. Соня несет с собой свет Надежды и Веры, Любви и Сочувствия, Нежности и Понимания. Вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. Поэтому героиня и носит имя «София» («мудрость»).

Учитель. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?

Ученики .Писатель верит, что воскресить падшего человека можно верой, любовью, милосердием и состраданием.

Учитель . Таким образом, можно сказать, что весь роман «Преступление и наказание» построен на мотиве воскресения человека к новой жизни.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД № 9 «Не стоит село без праведника»

Учитель. опросы христианской морали волновали и А.И.Солженицына.

А. И. Солженицын – христианский писатель. Однако он не религиозный проповедник, а художник, который выражает свои взгляды через художественные образы.

– Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор»

Ученики сообщают, что рассказ построен на автобиографической основе, что у него было другое название – «Не стоит село без праведника». Имя героини сохранено, только фамилию автор изменил.

Учитель. Кто такой праведник? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова «праведник».

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

Запись на доске:

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

СЛАЙД №10 «Люди забыли Бога, оттого и все»

Учитель. Расскажите о жизни Матрены (опрос). Что означает имя «Матрена»? (госпожа, мать семьи, матушка)

Ученики. Судьба Матрены - это судьба миллионов и миллионов крестьянских женщин на Руси: несчастливое замужество, смерть детей, тяжелый колхозный труд, гибель мужа, тяжелая болезнь - немочь, которая одолевает с каждым годом все сильнее. Но героиня не ропщет, не жалуется, не завидует. Она живет для людей, близких и соседей. Она безотказна и бескорыстна. Она не озлобилась на мир и не очерствела душой.Матрена живет по-христиански.

Записи в тетрадях.

Слайд №11 Матренин дом

Учитель . Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?

Ученики рассказывают о том, как живет героиня, что окружает ее, как она ведет хозяйство.

Учитель. Хозяйка из Матрены, как мы видим, неидеальная: нет у нее ни поросенка, ни коровы, ни одежды приличной. А есть кошка колченогая, мыши, тараканы, коза да фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Как вы думаете, почему Матрена такая? Почему еще Ефим, ее покойный муж, упрекал жену за ее «некультурный» вид?

Ученики. Потому что для нее это не главное. Главное - это то, что позволяет ей жить в ладу с самой собой, со своей совестью, с душой. Это доброта, любовь, милосердие, терпимость.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №12 «Матренин мир»

Учитель. Как Матрена строит свои взаимоотношения с людьми? Как воспринимает она свою судьбу? Держит ли обиду, зло на людей?

Ученики. «Но её лоб недолго оставался омрачённым…”

Матрена не знает, что такое зависть, вражда. Доброта и смирение - вот что движет героиней.

Учитель. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Не о хозяйственных же постройках говорит автор. А о чем?

Ученики. Двор - это не только и не столько наружная часть дома. Это окружение человека, то, что ему дорого, близко. Это духовный мир Матрены. Это и есть ее двор, защита, охрана. От дьявольского антимира, который ее окружает.

Записи в тетрадях.

Слайд № 13 «Матренино сердце»

Учитель. Почему, на ваш взгляд, Солженицын не дает подробного портретного описания главной героини? На какие детали ее внешности он обращает особое внимание? (Лицо и улыбка) - Цитата со слайда.

– Чем для Матрены была ее горница?

Ученики смотрят в словаре толкование слова «горница» (горний, высший, небесный).

Ученики. Это не просто деревянная постройка, это ее жизнь. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…для Матрены было это - конец ее жизни всей» И самое обидное и страшное, что во главе всего – Фаддей, которого она любила когда-то.

Учитель . Горницу, пишет Солженицын, разбирают по ребрышку, как будто это живое существо. Да это так и есть. С горницей уходит все: уходит кошка, пропадает котелок со святой водой, а затем уходит и сама жизнь. Матрена одинока, никому не нужна, она отдала все, что имела.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №14 «Матренина душа»

Учитель. Много страдала Матренина душа. И тем не менее, она, как и Соня Мармеладова, сохранила открытость, бескорыстие и доброту. Что держит Матрену в жизни?

10 класс. Итоговая работа по литературе. 1 вариант.

Часть 1

  1. Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?

А) Захар Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Обломов

  1. Какой тип героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?

А) Лишний человек Б) Рефлектирующая личность В) Нигилист Г) Разумный эгоист

  1. Кому посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»?

А) Елене Денисьевой Б) Амалии Крюденер В) Элеоноре Тютчевой Г) Анне Керн

  1. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?

А) Кабанов Б) Борис В) Кудряш Г) Варвара

  1. Из какого стихотворения Н.А. Некрасова взяты строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

А) «Элегия» Б) «Поэт и гражданин» В) «Муза» Г) «Блажен незлобивый поэт»

6) Какой наказ от отца получил герой сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»?

А) «Береги и копи копейку» Б) «Береги честь смолоду» В) «Гляди в оба» Г) «Угождай всем людям без изъятья»

7) Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» - это

А) История семьи Б) История умертвий В) История одного города Г) История без героя

8) Кому из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» соответствует портрет: «У неё такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая»?

А) Дуне Б) Алёне Ивановне В) Соне Г) Лизавете

9) Почему Л.Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

А) Показать в истинном и ярком свете происходящее Б) Это необходимо для развития характера Пьера В) Показать состояние человека в экстремальной ситуации Г) Это оригинальный сюжетный ход

10) Кто из перечисленных персонажей не является действующим лицом пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?

А) Гаев Б) Фирс В) Старцев Г) Яша

Часть 2

  1. Напишите название теории середины XIX века, представители которой утверждали независимость художественного творчества от общества.
  2. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
  3. Как называли родственники Порфирия Головлёва?
  4. Что символизирует образ Сони Мармеладовой?
  5. Какое художественное средство использовал А.А. Фет в приведённом отрывке:

Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся…

Часть 3

  1. Кто из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» не принадлежит к «тёмному царству»?

А) Борис Б) Кабаниха В) Феклуша Г) Дикой

  1. Что такое «обломовщина»?

А) Практицизм в отношении к жизни Б) Апатия и инертность В) Стяжательство и накопительство Г) Бессмысленное прожектёрство

  1. Какая деталь в портрете Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?

А) Высокий рост Б) Крупные выпуклости просторного черепа В) Обнажённая красная рука Г) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум

  1. Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?

А) Природа и человек Б) Назначение поэта и поэзии В) Любовь Г) Революционное преобразование действительности

  1. Кому из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

«…судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?»

А) Савелию Б) Грише Добросклонову В) Якиму Нагому Г) Ермиле Гирину

  1. Какое художественное средство использует Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»: «видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?

А) Ирония Б) Метафора В) Гипербола Г) Эпитет

  1. Кем стали «племяннушки» Порфирия Головлёва, уехав из родного дома?

А) Сёстрами милосердия Б) Актрисами В) Учительницами Г) Монахинями

  1. Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

А) Образ блудницы Б) Образ воскресения Лазаря В) Образ Голгофы Г) Образ креста

  1. Что, по мнению Толстого, решило исход Бородинского сражения?

А) Продуманный план военных действий Б) Талант военачальников В) Дух армии Г) Численное превосходство войск

  1. К кому (или к чему) обращается Гаев со словами «Дорогой, многоуважаемый…»?

А) К саду Б) К Фирсу В) К Лопахину Г) К шкафу

Часть 2

  1. Кого из персонажей поэмы Н. А. Некрасова называли «губернаторшей»?
  2. Кто из русских писателей первым написал роман-эпопею?
  3. Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина «жил – дрожал и умирал – дрожал»?
  4. Напишите название эпизода, когда князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё обман».
  5. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

Часть 3

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

1) Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?

Ответы:

Часть 1.

Нестеров А.К. Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание // Энциклопедия Нестеровых

Особенности представления христианских мотивов в романе "Преступление и наказание".

Судить о том, кем является Раскольников, можно только научившись языку, на котором говорит автор.

Для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, в течение четырёх лет, проведённых на каторге, читавшего только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там.

Дальнейшие его мысли развиваются на этой глубине.

Поэтому "Преступление и наказание" нельзя считать психологическим произведением, да и сам Достоевский однажды сказал: "Меня называют психологом, но я лишь реалист в высшем смысле". Этой фразой он подчеркнул, что психология в его романах – внешний слой, грубая форма, а содержание и смысл заключены в духовных ценностях, в высшей сфере.

Фундамент романа стоит на мощном евангельском пласте, практически каждая сцена несёт в себе что-то символическое, какое-то сравнение, какую-то интерпретацию различных христианских притч и сказаний. Любая мелочь имеет своё значение, авторская речь насквозь пропитана специфическими словами, указывающими на религиозный подтекст романа. Имена и фамилии, подобранные Достоевским для героев своих романов, всегда значимы, но в "Преступлении и наказании" они являются важным ключом к пониманию основной мысли. В рабочей тетради Достоевский так определил идею романа: "Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. В его образе (Раскольникова) выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу (ни в коем случае индивидуализма). Его идея: взять во власть это общество". Автор не акцентирует внимание на том, является ли главный герой преступником или нет, – это и так понятно. Главное в романе – это страдание ради счастья, а в этом заключена сама сущность христианства.

Раскольников – преступник, нарушивший закон Божий, бросивший вызов Отцу. Поэтому Достоевский дал ему именно такую фамилию. Она указывает на раскольников, не подчинившихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению церковному. Она отражает раскол в душе героя, восставшего против общества и Бога, но не находящего в себе сил отринуть ценности, связанные с ними. В черновом варианте романа Раскольников так говорит об этом Дуне: "Ну и дойдёшь до такой черты, что остановишься перед ней – несчастна будешь, а перешагнёшь, то, может быть, будешь ещё несчастнее. Такая черта есть".

Но при такой фамилии очень странно его имя: Родион Романович. Родион – розовый, Роман – крепкий. В связи с этим можно вспомнить именование Христа из молитвы Троице: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Родион Романович – розовый Крепкого. Розовый – зародыш, бутон. Итак, Родион Романович – бутон Христа. Родиона в романе постоянно сравнивают с Христом: процентщица называет его "батюшка", что не соответствует ни возрасту, ни положению Раскольникова, но так обращаются к священнослужителю, являющемуся для верующего зримым образом Христовым; Дуня его "беспредельно, больше себя самой любит", а это одна из заповедей Христа: "Люби Бога Своего больше самого себя". И если вспомнить, чем кончился роман, становится ясно, что все, начиная с автора и заканчивая мужиком в сцене покаяния, знают о содеянном преступлении. Они призывают "бутон Христа" распустится, возыметь верх над остальным существом героя, отрёкшимся от Бога. Последнее можно заключить из слов Родиона: "Чёрт его возьми!"; "А чёрт возьми всё это!"; "…чёрт с ней и с новой жизнию!" – это выглядит уже не просто как ругательство, но как формула отречения в пользу чёрта.

Но Раскольников "остановился на топоре окончательно" не в результате причин, напечатанных на бумаге: не теория о "необыкновенных" людях, не беды и горести Мармеладовых и случайно встреченной девочки и даже не отсутствие денег толкнули его на преступление. Настоящая причина скрыта между строк, и заключается она в духовном расколе героя. Достоевский описал её в "страшном сне" Родиона, но сон трудно понять без маленькой, но очень веской детали. Сначала обратимся к отцу героя. В романе он называется только "отец", но в письме матери упоминается Афанасий Иванович Вахрушин, бывший приятелем отца. Афанасий – бессмертный, Иоанн – благодать Божия. Значит, мать Раскольникова получает нужные ему деньги от "бессмертной благодати Божией". Отец же предстаёт перед нами Богом, что подкрепляется его именем: Роман. А вера в Бога крепка на Руси. Теперь вернёмся ко сну, в котором герой теряет свою веру и обретает уверенность в необходимости самому изменить мир. Видя грех людей, он кидается за помощью к отцу, но, поняв, что тот нечего не может или не хочет сделать, сам бросается на помощь "лошадке". Это момент, в который теряется вера в могущество отца, в его способность устроить так, чтобы страдания не было. Это момент потери доверия к Богу. Отец – Бог "умер" в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о нём. "Смерть", отсутствие Бога позволяют человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему, позволяют стать выше законов совести и законов Божьих. Такое "восстание" отделяет человека от людей, позволяет ходить "бледным ангелом", лишает сознания собственной греховности. Раскольников составил свою теорию задолго до сна, но он колебался проверить её на собственной практике, поскольку вера в Бога ещё жила в нём, но после сна её не стало. Раскольников сразу же становится чрезвычайно суеверным, суеверие и вера – вещи несовместимые.

Достоевский на первых страницах романа противопоставляет этому сну сцену с перевозимым в телеге пьяным, и так как это происходит в реальности, то этот эпизод и является истиной, а не сон. Во сне всё отличается от реальности, кроме размеров телеги, значит, только это и воспринимается Раскольниковым адекватно. Родион бросился защищать бедную лошадку потому, что ей дали непосильный воз и заставили его везти. Но на самом деле лошадь справляется со своим грузом. Здесь заложена мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо "всем даётся ноша по силам и никому не даётся больше, чем он может снести. Лошадь во сне – аналог Катерины Ивановны, которая сама придумала себе нереальные беды, которые тяжелы, но сносимы, ведь, дойдя до края, всегда находится защитник: Соня, Раскольников, Свидригайлов. Выходит, наш герой – заблудшая душа, потерявшая веру в Бога и восставшая против него из-за неправильного восприятия мира.

И эту заблудшую душу каждый человек, начиная с процентщицы, вернуть на путь истинный. Алёна Ивановна, называя его "батюшкой", напоминает Раскольникову, что тот, являясь Христом, не должен бросать вызов Богу. Затем Родион встречает Мармеладова.

Сразу бросается в глаза резкое противопоставление фамилий: с одной стороны – нечто "раскалывающееся", с другой – вязкая масса, слепляющее "расколотое" существование Родиона. Но на фамилии значение Мармеладова не исчерпывается. Встреча персонажей начинается со слов: "Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда…" – здесь отображена сцена Сретения, когда пророк Симеон узнаёт Христа и пророчествует о нём. К тому же имя Мармеладова – Семён Захарович, что означает "Бога слышащий, память Божия". В исповеди-пророчестве Мармеладов как бы говорит: "Смотри, у нас беды большие, чем у тебя, но мы не собираемся резать и грабить людей". Отведя Мармеладова домой, Раскольников оставляет на подоконнике "сколько пришлось медных денег". Затем, подумав, "хотел было воротится", "но, рассудив, что взять уже невозможно… пошёл на квартиру". Здесь ярко проявляется двуприродность героя: импульсивно, по первому позыву сердца он действует по-божески, подумав и рассудив, – поступает цинично и эгоистично. Настоящее удовлетворение от поступка он испытывает, действуя импульсивно.

Решившись на убийство, Раскольников стал преступником, но он "себя убил, а не старушонку". Старухе он топор "опустил на голову обухом", лезвие же было направлено на него самого. Сестру он убил лезвием, но здесь и жест Лизаветы: "протянутая рука", – как бы отпустившей ему его грех против неё. Раскольников никого не убил, кроме себя, значит он – не убийца. После преступления он должен выбрать либо Соню, либо Свидригайлова. Они – два пути, предложенные герою.

Правильный выбор Родиону показал Мармеладов, рассказав о своей дочери. В черновиках Достоевского есть такая запись: "Свидригайлов – отчаяние, самое циничное. Соня – надежда, самое неосуществимое". Свидригайлов старается "спасти" Раскольникова, предлагая ему действовать так, как бы он действовал сам. Но истинное спасение может принести только Соня. Её имя означает "мудрость, слушающая Бога". Это имя абсолютно соответствует её поведению с Раскольниковым: она выслушала его и дала ему самый мудрый совет, чтобы он покаялся, а не просто явился с повинной. При описании её комнаты Достоевский сравнивает её с сараем. Сарай – это тот самый хлев, где родился младенец-Христос. В Раскольникове в комнате Сони начал раскрываться "бутон Христа", он начал перерождаться. С Соней ему общаться сложно: она пытается указать ему правильный путь, но он не выносит её слов, потому что не может поверить ей из-за отсутствия веры в Бога. Подавая Родиону пример сильной веры, она заставляет его страдать, страдать ради счастья. Соня тем самым спасает его, даёт ему надежду на счастье, чего никогда не дал бы ему Свидригайлов. Здесь заложена другая важная мысль романа: человек спасается человеком и никак иначе спасён быть не может. Раскольников спас девочку от нового надругательства, Соня – его от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он – Соню от греха и позора, его сестра – Разумихина, Разумихин – его сестру. Не нашедший человека гибнет – Свидригайлов.

Свою роль сыграл и Порфирий, что означает "багряница". Имя в высшей степени не случайное для человека, который будет истязать Раскольникова "И раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову…" это ассоциируется со сценой, когда Порфирий пытался выбить признание из Раскольникова: Родион краснеет во время разговора, у него начинает болеть голова. А также Достоевский неоднократно употребляет глагол "кудахтать" по отношению к Порфирию. Это слово очень странно при употреблении к следователю, но этот глагол указывает на то, что Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо – древний символ воскресения к новой жизни, которую пророчит герою следователь. Он также сравнивает преступника с солнцем: "Станьте солнцем, вас и увидят…" Солнце олицетворяет собой Христа.

Народ постоянно смеётся над Раскольниковым, а осмеяние – это единственно возможное "прощение", включение обратно в народное тело частицы, которая вырвалась из него и нечестиво вознеслась над ним, возомнив себя чем-то сверхъестественным. Но смех прощения кажется герою надругательством над его идеей и заставляет его страдать.

Но страдание – "удобрение", получив которое "бутон Христа" сможет раскрыться. Окончательно цветок распустится в эпилоге, но уже в сцене покаяния, когда Раскольников "стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием", смех не раздражает его, он помогает ему.

"В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников" Именно столько времени нужно для развития плода в утробе матери. В остроге Раскольников все девять месяцев страдает, то есть перерождается. "Вдруг подле него появилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом". Здесь Соня играет роль Богоматери, а Иисусом предстаёт сам Родион. Это описание иконы Божией Матери "Споручница грешных". Внезапный прилив чувств у Раскольникова, следующий после этих слов, является моментом воскрешения, моментом "рождения от Духа". В Евангелии от Иоанна сказано: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе…"

После окончания срока Раскольников обретёт своё счастье, ибо он окончательно выстрадает его. Восстав против Бога, он совершил преступление, после которого он начал страдать, а затем покаялся, следовательно, он – и страдалец, и покаявшийся преступник одновременно.

1. Христианство в культуре России.

2. Основные христианские мотивы.
3. Символика цифр.
4. Библейские имена.
5. Идея гуманности человека.

Привнесенное на Русь еще в X веке христианство наложило глубокий отпечаток практически на все уровни человеческой жизни — культурный, духовный, физический. Кроме того, именно благодаря христианству, а точнее православию, на Руси появилась письменность, а вместе с ней и литература. Отрицать влияние христианства на русского человека нельзя, так же как нельзя отрицать влияние этой религии на искусство — живопись, музыку, литературу. В частности, глубочайшее убеждение в истинности идеалов православия содержится в произведениях великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» является ярчайшим тому подтверждением.

Религиозность писателя, его искренняя вера в силу православия поражают своей чистотой и силой. Достоевского интересуют такие категории, как грех и добродетель, грешник и святой, мораль и ее отсутствие. Главный герой романа Родион Раскольников является ключом для понимания этих понятий. Изначально несет он в себе грех гордыни, не только в поступках, но и в помыслах. Впитав в себя теорию о земных Наполеонах, тварях дрожащих и правоимеющих, герой оказывается одурманенным несвойственными ему идеалами. Он убивает старушку-процентщицу, еще не понимая, что губит не столько ее, сколько себя, свою душу. Дальше следует чистилище на земле — пройдя долгий путь через угрызения совести, саморазрушение и отчаяние, герой находит свое спасение в любви к Соне Мармеладовой,

Понятия страдания, любви, очищения — центральные в христианской религии. Лишенные покаяния и любви люди не могут познать истинный свет и вынуждены пребывать во тьме. Так, Свидригайлов еще при жизни знает, как будет выглядеть для него ад — местом вроде «черной бани с пауками и мышами». При упоминании об этом герое в тексте постоянно возникает слово «черт», и даже добро, которое он может и хочет совершить, оказывается ненужным, бесполезным. Позднее сам Раскольников в своей покаянной речи скажет, что дьявол преследует его: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, что является в христианской религии самым страшным грехом, то раскаявшийся Раскольников оказывается способен к очищению и перерождению.

Немаловажен в рамках романа мотив молитвы. Молится и сам главный герой, несмотря на его изначальные устремления. После эпизода сна о лошади Раскольников молится, но молитвам его не суждено быть услышанными из-за порочности молящегося, а потому ему ничего не остается, кроме совершения давно запланированного и мучившего его преступления. Постоянно молятся Сонечка, готовящая себя в монастырь дочь хозяйки квартиры, дети Катерины Ивановны. Молитва как важная и неотъемлемая составляющая жизни христианина становится такой же неотъемлемой частью романа.

Важную роль играют в рамках произведения еще два святейших символа христианской религии — крест и святое писание. Евангелие, ранее принадлежавшее Лизавете, Раскольникову передает Соня. Читая его, герой возрождается духовно. Крест, также Лизаветин, герой сначала его не принимает так как не готов к раскаянию и осознанию своего греха, но затем он находит в себе силы взять и его, что также свидетельствует о духовном возрождении.

Значение религии в романе, религиозность его текста усиливаются благодаря постоянным ассоциациям, аналогиям с библейскими сюжетами. Есть отсылка и к библейскому Лазарю, звучащая в эпилоге романа из уст Сонечки, которая рассказывает историю о нем Раскольникову на четвертый день после совершения героем преступления. При этом в самой притче есть упоминание о том, что Лазарь воскрес также на четвертый день. По сути, Раскольников мертв, он лежит в гробу — в своей каморке, а Соня приходит для того, чтобы спасти, излечить и воскресить его. Присутствуют в тексте, органично в нем переплетаясь, такие притчи, как история о Каине и Авеле, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о мытаре и Фарисее, притча о Марфе, суетящейся всю жизнь о пустом и пропускающей самую суть жизни (ассоциации с женой Свидригайлова Марфой Петровной).

Легко проследить евангельские начала в именах действующих лиц. Они говорящие. Здесь следует привести христоматийный пример о Марфе и Марфе Петровне, здесь же необходимо сказать о Капернаумове, человеке, у которого Соня снимала комнату (Капернаум — библейский город, из которого пришла блудница), о Илье Петровиче (совмещение имен Илья — святой громовержец и Петр — твердый, как камень), о Лизавете (Елизавета — почитающая бога, юродивая), о Катерине (Екатерина — чистая, светлая).

Большое значение имеют цифры, также отсылающие читателя к библейским мотивам. Самые частые числа — три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых, Марфа выкупает Свидригайлова теми же 30 копейками, а он, как Иуда, предает ее. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», а Раскольников три раза бьет старуху по голове. Герой совершает убийство в седьмом часу, а цифра семь в православии — символ единения человека и бога. Совершая преступление, Раскольников пытается разорвать гнетущую связь и получает в итоге душевные мучения и семь лет каторги.

Основной же библейский мотив, имеющий значение для романа — это мотив добровольного принятия мук и признания своих грехов. Неслучайно Микола хочет взять на себя вину главного героя. Но Раскольников, ведомый Соней, отказывается от такой жертвы: это не принесло бы ему долгожданного утешения. Он принимает просьбу Сони о прилюдном покаянии и признании своих грехов и добровольно идет на это. И только затем он становится готовым к духовному и душевному перерождению.