Игнатий мариупольский мощи. Житие святителя игнатия мариупольского. Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Иг-на-тия Ма-ри-у-поль-ско-го

Пастырское послание высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Хариупольского, экзарха Патриарха Константинопольского

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата, как и другие церковные юрисдикции Запада, с озабоченностью следит за развитием напряженных отношений между Православными Церквями и в то же время с особой остротой переживает их в своей внутренней жизни.

Будучи укорененными в духовном и культурном наследии русской эмиграции, приходы и общины Архиепископии сталкиваются с множеством вопросов со стороны верующих в связи с напряженностью, которая недавно возникла между Московским Патриархатом и Патриархатом Вселенским, в ведении которого мы состоим. Первый из вопросов, с которыми сталкиваются наши священники и наши миряне, - это, безусловно, самый серьезный вопрос о евхаристическом общении.

Московский Патриархат принял одностороннее решение прервать евхаристическое общение с Вселенским Патриархатом, сделав это решение обязательным для всех верующих, клириков и мирян. Для Архиепископии, привыкшей к сослужению с Московским Патриархатом, этот разрыв общения - великое страдание. Фактически, почти ни в один момент истории Архиепископия не находилась в полном разрыве общения с Московским Патриархатом даже в самые мрачные времена ХХ-го века, поскольку Архиепископия, как и весь Вселенский Патриархат, и Московский Патриархат всегда продолжали исповедовать один и тот же символ веры. Именно исповедание веры является мерилом православия наших церквей, и до сих пор ни одна из них не изменяла символа веры.

В силу своего одностороннего (и, на наш взгляд, чрезмерного) характера решение, принятое Священным Синодом Московского Патриархата, очевидно, неприменимо в церквях Архиепископии. В нынешней ситуации наши священники и дьяконы не допускаются к сослужению в церквях, принадлежащих к Московскому Патриархату, хотя им не запрещается посещать эти церкви в личном порядке, незаметно присоединяясь к молитве всей Церкви. Но согласно православной экклезиологии, этот запрет не может относиться к мирянам, то есть, к крещеным православным верующим, которые не являются рукоположенными дьяконами, священниками или епископами. В отношении таинств мирянин в Западной Европе принадлежит к единому соборному Телу Христову, то есть, ко всем юрисдикциям одновременно, а не к одной иерархической структуре, будь то константинопольской, московской или иной.

Крещеные люди не являются собственностью епископов, они - члены единого церковного тела, собранного в том месте, где они находятся. Так, православный верующий Санкт-Петербурга, переселяясь на Крит, перестает быть членом Российской церкви и становится полноправным членом церкви Критской, которая принадлежит к Вселенскому Патриархату. В отличие от клириков, миряне не нуждаются в каноническом отпуске своего епископа при изменении места жительства.

В силу того, что в западных странах множество православных епископских юрисдикций сосуществуют на одной и той же территории, наши верующие в отношении таинств потенциально являются членами всех церковных юрисдикций, исповедующих один и тот же символ веры. Разумеется, верующие могут нести определенные обязанности в том или ином приходе, но это нисколько не уменьшает их принадлежности ко всему телу церковному. Сосуществование нескольких юрисдикций на одной территории, которая часто подвергается критике, представляется в нынешних условиях фактором, побуждающим к единству в таинствах.

Не следует оскорблять благодать Божию, присутствующую и действующую во всех наших Церквях, поскольку в них сохраняется православная вера, даже при возникновении конфликтов. Напротив, нам следует положиться на действие Святого Духа в первую очередь через евхаристическое общение, к которому мы призваны. Мы заверяем духовенство Московского Патриархата в нашей братской любви и надеемся, что как можно скорее сможем снова участвовать в совместных богослужениях. Что касается мирян, мы повторно уверяем их в общении веры и любви и ожидаем у Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа всех православных верующих, желающих отозваться на призыв Господа: «Примите ядите, сие есть тело мое, за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть кровь моя, Нового Завета, за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

† Архиепископ ИОАНН Хариупольский, патриарший экзарх православных русских церквей в Западной Европе

Иллюстрация: Архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) справа/Фото: stcaterina.com

Трудно представить, что именно на нашей донецкой земле около двух веков назад жил человек, личность которого и его современники, и потомки сопоставляли с личностью Божьего пророка Моисея. "Моисей Мариупольских греков" - так называют святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кафайского. Как пророк библейских времен Моисей избавил израильский народ от рабства египетского, так и святитель Игнатий избавил крымских греков от подчинения татарам.

Родился будущий святитель Игнатий в 1715 году на греческом острове Фермия (нынешний Китнос) в знатной благочестивой семье Гозадино. Родители назвали его Иаковом. Остров Фермия в то время находился под властью турок. Покоренные иноверцами греки, хотя и имели определенные права - как гражданские, так и религиозные, - никогда не забывали о том, что их родина была в прошлом центром всего православного мира. Они мечтали о ее возрождении и в этой надежде воспитывали своих детей.

Иноческое служение

Образование Иаков получил в Венеции, в созданной там Греческой коллегии. В самой Греции состояние образования было тогда не самым лучшим. После школы Иаков ощутил монашеское призвание, взял благословение родителей и отправился на Святую Гору Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Иаков всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты, поэтому еще юношей он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь великого святого Игнатия Богоносца. Пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, Игнатий (Гозадино) проявил себя как добрый и трудолюбивый пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых.

Сан митрополита

В 1769 году по решению Священноначалия Владыка в сане митрополита возглавляет в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру . Он поселяется в Свято-Успенском монастыре недалеко от Бахчисарая. В то время Свято-Успенская обитель была светочем для всех христиан полуострова. Из этого монастыря святитель Игнатий управлял епархией, здесь молился за паству, размышлял над ее нелегкой судьбой. Внучатый племянник Святителя - Игнатий Иванович Гозадинов, повествует о жизни греков под властью татар и приводит ужасающие факты: "Какова же была жизнь бедных греков, совершенно порабощенных азиатскими народностями? Дабы всякий мог судить об этом, я приведу один-другой пример, переданный мне старичком-очевидцем, бывшим во время оно мальчиком при митрополите. Приходит один грек к Его преосвященству и со слезами говорит: "Эфенди! (Так величают турки и татары знатных особ) Эфенди! Мой четырехлетний сын, услышав, как муэдзин кричит на минарете: "Магомед ирресул алла", сам закричал то же; татары схватили ребенка и, сказав, что он перешел в ислам, омусульманили его". "Эфенди! - взывает другой. - Татарин выбил на улице из своей трубки остаток еще горевшего табаку, чтобы закурить от него вновь набитую трубку. Мой старый и почти слепой отец, не заметив этого, наступил на огонь. Увидев в этом оскорбление для себя, татарин, не долго думая, и не говоря ни слова, застрелил его, как собаку".

Семь трудных лет управлял своей кафедрой святитель Игнатий, вознося слезные молитвы за притесняемую паству. Господь открыл ему путь избавления от притеснений его единоверцев. Подобно Моисею, на святителя Игнатия возлагалась нелегкая миссия исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья.

Во главе греков-переселенцев

Когда разразилась русско-турецкая война 1768-1774 гг. и Крым в 1771 г. был занят русскими войсками, архиепископ Игнатий через командующего русским оккупационным корпусом в Крыму В. М. Долгорукова обратился с письмами к Святейшему Синоду и к императрице Екатерине II с просьбой принять христиан в подданство России. Начались переговоры, в ходе которых было решено начать агитацию аз переселение православных греков на территорию Российской империи. В этом переселении была заинтересована сама Россия, ведь 30 тысяч человек, которых можно было вывести из Крыма, значительно ослабили бы Крымское ханство. Качества дипломата помогли святителю Игнатию добиться для своей паствы больших экономических и земельных льгот, но главным было то, что у греческого народа появилась возможность навеки избавиться от притеснений в сфере религиозной жизни.

Призыв начать подготовку к исходу прозвучал после Божественной Литургии 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев. Примечательно, что среди греков не оказалось ни одного предателя: турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней - Бахчисарайской иконой Божией Матери Одигитрией , название которой переводится как "Путеводительница", - греки отправились в путь. С собой они забрали также икону святого Георгия Победоносца из обители на Фиоленте. Военной стороной исхода руководил Александр Васильевич Суворов, а духовно-административной - владыка Игнатий. Около двадцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма.

Во время странствования греков ожидало множество трудностей и страшных болезней, которые успешно преодолевались благодаря молитвам архипастыря Игнатия. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, святитель Игнатий молился священномученику Харлампию, и народ был спасен. Митрополит Игнатий, не жалея сил, трудился для своих пасомых, помогал им переносить тяготы пути - ни один человек не был обойден его заботой. Но как некогда евреи в пустыне, так и греки не всегда были благодарны полагавшему душу за них. Многие роптали, предлагали вернуться назад, сетовали на трудности пути. Однако, ничто не могло уменьшить любовь Владыки к своим духовным детям и он искренне радовался, что совершилось чудо милосердия Божия и народ его спасен.

Во граде Мариуполе

На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь , названный в честь Царицы Небесной, Покровительницы христиан в пути и в дальнейшей жизни на новом месте. Владыка перешел под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Херсонской и Славянской епархии, с сохранением титула митрополита Готфейско-Кафайского . За проявленный подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила Святителя высокой наградой - бриллиантовой панагией.

Первейшей заботой митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых: живя под покровительством православной державы, греки теперь уже беспрепятственно могли исповедовать веру Христову. Владыка основывал новые поселения, строил и освящал в них храмы. В одной из церквей Мариуполя установили принесенную из Крыма икону Божией Матери. Другую икону - святого Георгия Победоносца - Владыка оставил у себя: перед этим образом святитель Игнатий постоянно молился о благополучии своего народа.

Тяготы жизни на новом месте, опасность нападения турецких десантов, которые нередко высаживались на побережье с целью вернуть бежавших, - все это вызывало ропот малодушных людей. Они начали обвинять Святителя во всех своих бедах и нестроениях. Митрополит же все переносил со смирением. Архиепископ херсонский и таврический Гавриил, рукопись которого находится в Записках одесского общества истории и древностей (том 1-й 1861 года), указывает: "Во время построения Мариуполя главный основатель его, преосвященный Игнатий, заботясь об устроении для словесного стада своего пристанища, сам почти не имел его. Он жил, наравне с беднейшими из своих единоплеменников, в убогой, мрачной, сырой землянке. Сверх того, его посетило тут несчастье: возникший пожар превратил в пепел все его имущество; после чего хотя и построен был для него удобный дом, но святитель не находил в нем уже совершенного спокойствия, будучи тревожным частыми огорчениями от своих соотечественников".

В рукописи архиепископа Гавриила рассказывается о месте, где пребывал святитель Игнатий: "Он избрал для духовного отдохновения особое место, в шести верстах от города вверх по речке Кальмиус, где развел хороший фруктовый сад, выстроив в нем каменную келью для молитвословия. Поблизости оттуда сооружен был, также каменный, черепицей покрытый домик о пяти окнах. Здесь предполагал Преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого; но со смертию его пересеклись и все благородные его преднамерения".

Отношение соотечественников

В 1786 году после двухнедельной болезни Владыка отошел ко Господу . Похоронен он был в первом мариупольском храме - в соборе святого Харлампия. Но неблагодарность соотечественников еще долго не иссякала как по отношению к святителю, так и к его родне. "Загородный приют Преосвященного обветшал, сад заглох крапивою, а келья и молитвенный дом разрушаются. Со смертью его прекратилось и существование в Poccии eпархии Готфийской и Кафийской, с ним же и возникшей и продолжавшейся без малого семь лет", - рассказывает архиепископ Гавриил.

А вот что вспоминает И.И. Гозадинов: "Въехавши в город (Мариуполь) и проезжая по главной улице, я вдруг увидел возвышающийся передо мною великолепный новый храм, недалеко от старой Харламовской церкви. Сердце мое болезненно сжалось; я догадался, что могила деда-святителя осиротела. На другой день, отслужив обедню в новом благолепном соборе, я просил священника отслужить панихиду на месте, где покоятся останки деда. Засуетились об отыскании ключа от упраздненной церкви и с большим трудом где-то нашли его. Мы вошли в церковь и что же увидели? Церковь совсем опустошенная, а на могиле святителя, как будто нарочно, навалено всякого мусора выше человеческого роста. Больно мне было смотреть на это, и мы - я с дьяконом и сторожем - принялись было расчищать место могилы, но, видя, что наши труды ни к чему не приведут, принуждены были стать в сторонке и молиться..."

И все же через некоторое время имя Святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нем среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множество людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах. Над склепом Владыки была установлена памятная доска.

Выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский – епископ Константинопольской православной Церкви (позже Русской Православной Церкви), митрополит Готфский и Кефайский, выдающийся архипастырь, названный Моисей греков и армян Крыма, христианский апологет, оратор, дипломат.

Родился святитель в 1715 году в Греции на острове Фермия (Китнос). До принятия монашества в миру носил имя Иаков. По гречески его имя писалось так: Ιάκωβος Γοζαδίνος (Иаковос Гозадиноc). Гозадины – знатный род Элладской земли. Родители отдали сына учиться в венецианскую школу, где он помимо теологических дисциплин, изучал латинский и другие языки. С юных лет полюбил уединение и богословские науки, был очень одаренным человеком.

Игнатий Мариупольский, митрополит Готфийский и Кефайский

Ещё будучи весь юным, попросил родителей отпустить его на святую гору Афон, где вскоре принял монашеский постриг. Наместник монастыря обнаружил в юном монахе способности к административным делам и богослужению. Был рукоположен во священники. Позже, по решению епископата Константинопольской Церкви, был принят в их и возведен в сан епископа. Впоследствии, его вызывают в сам Константинополь, где назначают членом синклита Вселенского Патриархата. Возведен в чин архиепископа.

В 1769 году умирает епископ Таврической кафедры, митрополит Готфский и Кефайский Гедеон. Было решено архиепископа Игнатия возвести в митрополичью должность и направить на Крымскую землю вместо покойного. Но «будущий Моисей» прибывает на благословенную землю лишь спустя почти два года в 1771 году в апреле месяце, 23 числа.

Митрополит селится в Успенском монастыре и подворье митрополитов близ поселения греков Мариамполь. Прибыв на место, святитель обнаружил тяжелые условия существования под гнетом мусульман турок и татар местного христианского греческого и армянского населения. На последних, ввиду их вероисповедания, накладывались дополнительные многочисленные подати. Существовал даже налог «на право ношения головы»! Происходила сильная тюркоизация и исламизация. Можно себе представить, насколько сильно было давление, что часть современных крымских татар – это потомки христиан-генуэзцев, окончательно ассимилированных исламским населением. На тот момент слова «толерантность» и уважение к чужим религиям особо не практиковались.

Кроме того, в год приезда первосвятителя, окончилась очередная русско-турецкая война с разгромом Турции. Опасаясь полного уничтожения духовных традиций и вероисповедания крымских христиан и их возможного полного физического уничтожения в качестве возмездия из-за военных поражений со стороны подданных крымского хана, святитель обращается к Священному Синоду Русской Православной Церкви, а через год к Всероссийской императрице Екатерине-II с просьбой посодействовать выводу православных греков и монофизитов армян из Крымского полуострова с последующим принятием тех подданства Российского государства. Просьба была услышана.

Начинается выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский подготавливает все к переселению христиан. Понадобилось около шести лет напряженной дипломатической работы дипломатов государыни и самого митрополита Игнатия с крымским ханом, прежде чем началась сама экспедиция. В 1778 году, 23 апреля, в Пасхальный день после Всепраздничного богослужения, митрополит Игнатий в пещерном храме Свято-Успенского монастыря призывает верных приготовиться к исходу из давно обжитых ими земли.

Императрица поручила позаботиться о выходящих христианах князю Потёмкину и … Но основную деятельность в этом процессе сыграл генералиссимус Суворов, войска которого были расквартированы в Симферополе. Хану Шагин Гирею был выслан ларец с подарков в 50 тысяч золотых царских монет, чтобы он не чинил препятствий. Он сдержал свое слово. Кроме того, он даже выделил охрану для уходящих налогоплательщиков. Другие 50 тысяч золотых были потрачены на успешный выход из Крыма всех желающих. Всего казна выделила 100 тысяч монет.

Перед самим уходом, были посланы многочисленный глашатаи в греческие и армянские деревни с призывом покинуть свою земную родину. Увещания были услышаны. Мотивирующим фактором для греков и армян было несколько вещей:

  1. Исключалось возможное физическое уничтожение.
  2. Прекращалось сильнейшее духовное, моральное, светское и экономическое давление со стороны бывших господ.
  3. Освобождались от налогов первые 10 лет
  4. Освобождались от обязательной рекрутской (воинской) повинности, которая на тот момент составляла 25 лет.
  5. Каждый член семьи мужского пола получал 10 десятин земли.

И потянулись толпы людей и вереницы обозов по направлению на север в 1778 году… А впереди шел митрополит Игнатий с явленной нерукотворной иконой Божией Матери «Одигитрия Мариампольская». Ниже изображен выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский во главе:


Выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский

В 1779 году, 21 мая Екатерина II издает грамоту, которая определила положение греческой общины на территории Российской империи. Армянская диаспора осела близь Ростовской крепости на территории современного города Ростов-на-Дону.

Святейший Синод издает Указ в марте того же года, с назначением митрополита Игнатия к списку русских архиереев. За ним был сохранен титул митрополита Готфского и Кафайского. Преосвященный епископ Игнатий активно принимал участие в расселении греков и их дальнейшей жизни.

Вышедшими греками к пятому апреля 1780 года на севере Азовского побережья (на территории современной Украины, Донецкая область) был основан город Мариуполь с более десятком близ лежащих сел. Это поселение и сейчас является важным портовым городом и главным центром морской торговли и путей сообщения на Азовском побережье Украины.

Архипастырь Игнатий почил в феврале 16 числа 1786 года и был похоронен в главной церкви Мариуполя соборе св. Харлампия, соответственно греческому церковному обычаю: сидя в кресле в полном архиерейском облачении.

Выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский. Конец Готфийской епархии

В 1788 году Готфская митрополия была упразднена и присоединена к Славянской епархии (позже Екатеринославская, а ныне Днепропетровская и Павлоградская епархия).

В начале ХХ века большевики взорвали Харлампиевский собор (сейчас там находится местный ДОСААФ), нетленные мощи первосвятителя были поруганы и сожжены, а икона Божией Матери утрачена. Сейчас никто вам не скажет, где она, поскольку никому это не известно.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), 11 июня в 1997 году митрополит Игнатий Мариупольский был причислен к лику святых. День его памяти празднуется 16 февраля по новому стилю (по-старому – 3го числа).

Ныне в Донецке построен храм святителя Игнатия (в 2003 году), а в Мариуполе открыт ему памятник. Свершился выход христиан из Крыма. Митрополит Игнатий Мариупольский сыграл в этом ключевую роль.


памятник митр. Игнатию в Мариуполе

Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.

В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. Который всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего, и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавив от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.

Ещё при жизни своей Митрополит Игнатий говорил: «Через и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия».

Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадино в начале десятых годов восемнадцатого столетия. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский Патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.

Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.

В 1769 году Владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из Татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя. Неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.

Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.

Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией».

По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.

Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, они теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского Митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, – всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.

Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст.ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом Мариупольском храме – в соборе Святого Харалампия.

Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.

Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Свято-Николо-Преображенский портовый храм Мариуполя.

Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них. Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближнего. Ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…»

И мы, ныне радующиеся о прославлении угодника Божия, да сподобимся молитвами его вместе с ним быть наследниками Царствия Небесного и там воспевать в Троице славимого и покланяемого Бога во веки веков.

Родиной будущего святого был остров Фермия в Греции, где он родился в начале XVIII века в знатном роде Гозадини. С юных лет он воспитывался на святой горе Афон, своеобразном «монашеском государстве», где подвизался его близкий родственник. Там же, полюбив иноческую жизнь, он и принимает монашеский постриг. Постепенно он становится священником, а затем и епископом.

В 1769 году владыка возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую епархию. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи и был управляем крымско-татарскими ханами-мусульманами. Православным жителям, преимущественно грекам, приходилось постоянно претерпевать от мусульман притеснения и жить под угрозой расправы.

Владыка Игнатий поселился в скиту возле греческого селения Марианополь, неподалеку от Бахчисарая – резиденции крымских ханов. Много лет продолжалось его полное лишений и опасностей служение по окормлению православных, но, осознав скорую возможность полного духовного порабощения, а возможно и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. Царица Екатерина II дала согласие, и 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу из многовекового пленения. По всему полуострову были разосланы гонцы, но что самое удивительное – не нашлось ни одного предателя, и подготовку удалось сохранить в тайне от властей.

В июне того же года около тридцати тысяч человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход «прикрывал» сам Александр Суворов, хорошо знакомый мусульманам полководец. В нелегком пути на греков обрушились лишения, голод и даже неизвестная страшная эпидемия, но святитель молился священномученику Харалампию, явившемуся ему в видении перед этим, и болезнь удалось перенести.

На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, «город Марии», в честь Царицы Небесной, их Покровительницы на нелегком пути. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру, но, как это обычно бывает, жизнь на новом месте всегда связана с трудностями, тяготами, лишениями, и многие малодушные начали упрекать своего епископа в том, что раньше им жилось проще и сытнее. Эти укоры были для сердца святителя как острые раны, ибо он много лет заботился о своей пастве и всегда учил ее прежде всего сохранять свою веру, а не только материальное благополучие. С тяжелой скорбью и христианской кротостью в ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в шести верстах от него в каменной келии, где и преставился ко Господу 3 февраля (старого стиля) 1786 года, а тело его было погребено в первом Мариупольском храме во имя святого Харалампия.

Постепенно память святителя начала обретать благодарных исследователей, и на его могиле стали служиться панихиды, а о его жизни – проводиться изыскания. Но после революции, конечно, все это было предано забвению, и в 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а гроб с телом святого – вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны. К сожалению, они не сохранились до наших дней целиком. Во время освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков город горел и святые мощи пострадали в огне. Осталась лишь небольшая частица, которая и хранится сейчас в Свято-Николо-Преображенском храме Мариуполя.