Ирина Лакмус: «Концерты играем редко, поэтому всех предупреждаем заранее. Макс Лакмус: Youtube продвигает и хорошую музыку, но плохую — эффективнее Кто играет лакмуса

Состав группы

  • Максим Андрющенко - бас-гитара, программирование, основатель, идеолог группы
  • Ирина Акимцева - вокал, тексты, мелодия, основатель, идеолог группы
  • Андрей Звонков - гитара
  • Сергей Ткаченко - гитара
  • Борис Лифшиц - ударные.

История группы

Группа создана 10 марта 1998 года в Новосибирске Максимом Андрющенко и Ириной Акимцевой. Первый контракт группа заключила с компанией «Снегири» (глава - Олег Нестеров). Первый альбом «Лакмус» был записан в Москве, но в дальнейшем сотрудничество с компанией «Снегири» было прекращено из-за разногласий с её руководством. Первый же сингл «Пузырьки» очень быстро попал в чарты «Радио Максимум» , «Нашего радио ».

Коллектив начал концертную деятельность, значительным событием стало участие в украинском фестивале «Таврийские игры », где «Лакмус» представил свою программу перед 50-тысячной аудиторией.

В 2002 году коллектив выступил на сцене «Лужников» на разогреве у группы Garbage .

В киевской студии «Столица» участники группы знакомятся с известным продюсером Сергеем Товстолужским (Толстый), с которым тесно сотрудничали вплоть до его смерти (18 марта 2007).

Второй альбом сводился на студии Сергея Большакова, до этого был заключен контракт с российским отделением компании Sony , которое позже прекратило существование после его слияния с BMG . Сингл «60-е, 70-е» в течение 14 недель занимал 2-е место в двадцатке лучших песен хит-парада «Радио Максимум», а композиция «Моря по колено» вошла в итоговый хит-парад «Максимума» за 2004 год. Клип на эту песню долгое время находился в ротации на MTV . В клипе на песню «Падаешь вниз» главную роль исполнил российский и американский актёр Олег Тактаров .

2005 - вышел фильм «Зови меня Джинн!» (режиссёр-постановщик Илья Хотиненко), в котором прозвучала одноименная песня группы.

Следующий альбом «Точка необратимости», как вспоминают сами участники группы «хотя в нём есть и светлые пьесы, в целом … все-таки получился задумчиво-мрачным, с нетривиальными аранжировками и сочетаниями, казалось бы, не сочетаемых тембров инструментов.»

В 2008 на студии С.Большакова записан и сведен четвёртый и последний на данный момент альбом «Фантом». Тогда же на экраны вышел фильм «Всё могут короли », в котором снялись участники группы, а песни «Прощаюсь», «Любить, надеяться», «Мы встретимся там» вошли в саундтрек к картине. Ещё одна из песен, «Лезвие» была использована в фильме «С. С. Д. »

В разное время участники группы играли в составе Земфиры , «Би-2 ». На данный момент Макс играет в «Би-2 » на бас-гитаре под псевдонимом Лакмус. В конце марта 2010 в блоге группы было заявлено о прекращении её деятельности.

Известные песни: «Пузырьки», «Кругом одна вода», «Моря по колено».

23 августа 2013 г. - презентация студийной версии песни "Доктор" на Нашем Радио В программе "Чартова дюжина".

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Лакмус

Выпустив в 2000 году свой дебютный альбом "Лакмус", команда мгновенно закрепилась на вершинах всевозможных хит-парадов, а ее первый же сингл "Пузырьки" очень быстро попал в чарты "Радио Максимум", "Нашего радио". Успех на радио был подкреплен клипами на песни "Пузырьки" и "Кругом одна вода". Группа начала активную концертную деятельность, и уже третьим или четвертым выступлением команды стало участие в украинском фестивале "Таврийские игры", где "Лакмус" представил свою программу перед 50-тысячной аудиторией. В 2002 году, поднабравшись концертного опыта, коллектив выступил на сцене "Лужников" на разогреве у группы Garbage. Начав работу над вторым альбомом "Баттерфляй", группа поменяла свое звучание на более концептуальное и агрессивное. Результатом долгого и кропотливого труда стало возвращение "Лакмуса" на радио - сингл "60-е, 70-е" в течение 14 недель занимал 2-е место в 20-ке лучших песен хит-парада "Радио Максимум", а композиция "Моря по колено" вошла в итоговый хит-парад "Максимума" за 2004 год. Клип на эту песню долгое время находится в ротации на MTV.

Выпустив "Баттерфляй", "Лакмус" на какое-то время пропал из музыкальной жизни, но, как выяснилось, группа ушла в тень для того, чтобы в очередной раз вернуться на российскую сцену с новым альбомом и новой концертной программой "Точка необратимости".

"После выхода альбома "Баттерфляй" у нас уже было около 15 новых песен, их и начали записывать не спеша. Альбом писался-сводился два года с небольшим перерывом, связанным с переездом студии на новое место. В принципе, диск был уже практически готов к началу 2006 года, но так как технический прогресс не стоит на месте, а в последнее время буквально несется вскачь и все время появляются какие-то новые технологии и приборы, мы никак не могли остановиться и постоянно переписывали треки с учетом всех новшеств. В какой-то момент сообразили, что этот процесс может быть бесконечен, и потому, стиснув зубы, сказали сами себе: "Хватит, пора остановится", - рассказывают музыканты "Лакмуса".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Первыми слушателями нового материала стали посетители сайта lakmus.biz, на форуме которого и прошли первые премьеры и обсуждения новых песен и тем в духе "куда понесло группу "Лакмус?"

"А понесло ее дальше, - рассказывает бас-гитарист и идеолог коллектива Макс. - Мы не хотели топтаться на месте и писать еще один "Баттерфляй". Альбом "Точка необратимости" получался очень серьезным, тексты Иры становились все более личными, и это диктовало определенный сдвиг в звучании альбома. И хотя в нем есть и светлые пьесы, в целом он все-таки получился задумчиво-мрачным, с нетривиальными аранжировками и сочетаниями, казалось бы, не сочетаемых тембров инструментов. Мы не ориентировались ни на какие мировые и отечественные тенденции. Мы задумывали диск "сырым", с непредсказуемыми шумами или грязью. Нам очень нравятся живые моменты, в которых можно услышать чей-то хохот или фон от вывалившегося джека из разъема гитары. Не сказать, что у нас получилось совсем брутально, но уже не так лощено, как на "Баттерфляе". Мне помнится, после самой первой сессии (а было записано сразу около 10 песен), Большаков зашел послушать, что у нас получается, и вышел с вопросом ко мне: "Ну, я так понял, подход у нас бескомпромиссный, да, Макс?" Для меня это тогда прозвучало как комплимент".Поначалу новый альбом "Лакмуса" фигурировал в прессе под рабочим названием "Лезвия", но в итоге музыканты пришли к названию "Точка необратимости".

Трек-лист

По словам участников группы, новая пластинка получилась более "минорной и насупленной" по сравнению с предыдущими работами коллектива.

Ирина: "Альбом пронизан духом борьбы человека с обстоятельствами, что относится к песням "Тебе", "Лезвия", "По шоссе", "Прощаюсь", "Человек человеку...", "Зомби". Есть динамичный боевичок "Самолеты летят", мажорный калифорнийский поп-панк "Калифорния", песня с одним и тем же повторяющимся мантровым гитарным перебором на протяжении всей песни - "Воздушный змей", романтические "Веснушки" и "Мы встретимся там...", а также тягучая, с индийскими мотивами "Шива".

Несмотря на то, что студийная работа заняла около двух лет, музыканты с улыбкой вспоминают об этом периоде.

Макс: "Сам процесс записи - это очень веселое времяпрепровождение, поэтому мы почти всегда на сессии брали с собой камеру, а впоследствии из отснятого материала собственноручно ваяли видеоролики. На нашем сайте они размещены в разделе "видео". На студии все над нами ржут, когда мы переписываем что-то уже доведенное до конца и даже сведенное. Серега (Большаков) одно время просто "вешался", когда заставал нас ночью в студии с Дэном Юровским за перезаписью - в 10-й раз одной и той же партии бас-гитары, но с новой музыкальной примочкой. Порой все доходило до паранойи".

Группа "Лакмус"

Коротко о группе можно сказать цитатой из БСЭ (Большой Советской Энциклопедии): "состав лакмуса сложен и окончательно не установлен".

Состав группы за время ее существования неоднократно менялся, и, видимо, метаморфозы еще будут продолжаться, за исключением двух констант - основателей и идеологов команды Ирины и Макса.

Лакмус дает два цвета, две реакции, и музыка "Лакмуса" состоит из двух слагаемых - живого и электронного звучания.

Лакмус чувствительно реагирует на изменения во внешней и внутренней среде. Все, что происходит в этом мире, отражается в творчестве "Лакмуса", как в музыке, так и в текстах.

Участники коллектива:

Макс Андрющенко - бас, программинг, аранжировки, (основатель, идеолог группы)

Борис Лифшиц - барабаны (с группой сотрудничает около двух лет)

Андрей Звонков - гитара (сотрудничет с группой в течении трех лет)

Сергей Ткаченко - гитара (работает с коллективом около полугода)

В работе над диском принимали участие

Сергей Большаков - "папа-золотые уши" (звукоинженер, запись, сведение)

Дэн Юровский - "лысая голова" (звукоинженер, запись)

Лезвия - самая последняя написанная песня, которая тем не менее, встала в альбом первой, так как именно она подвела логическую черту всего альбома. Песня-страшилка, придумана и написана очень быстро, аккомпанировала себе на бас-гитаре (обычно на ней все сочиняется) и с ходу придумывались слова. В песне есть строчка про Фрэнка Заппу, назначение оного в песне - быть рифмой к слову "запад", онли. Люди, слышавшие песню, все в один голос говорят, что видят на нее аниме-клип.

Прощаюсь - та же история - быстро, под бас. Показала Максу и остальным - песня решительно не понравилась. "Шансон какой-то", сказали пацаны и песня на некоторое время была положена "на полку". Потом мы о ней вспомнили и послушав, решили, что в ней что-то есть. В студии Борис Лифшиц записал ломаный барабанный рисунок в припев, Звонок намудрил с гитарами и шансонный дух моментально испарился.
Про текст меня часто спрашивают - "почему трудно в раю?". Отвечаю. На мой взгляд, в жизни есть два момента, когда человек проверяется на прочность, первый - когда человек на самом дне, в полном дауне, в безвыходной ситуации, и второй - испытание счастьем, благополучием, "раем", когда человек может расслабиться, потерять бдительность, перестать совершенствоваться.
Любовь - это тоже своего рода работа, испытание, которое надо пройти.

Мы встретимся там - Лирическо-мистическая песня, очень атмосферная получилась. Песня начинается тихо, интимно, постепенно разгоняясь и накаляясь, а в конце песни Борис устраивает яростный барабанный разнос на полминуты. Обычно мы придерживаемся стандартной формы песни - это некая синусоида с подьемом куплету и снижением к припеву, но здесь вся песня плавно идет к пиковой высшей точке в конце. В этой песне мы применили наибольшее кол-во электронных звуков и от души поэкспериментировали.

Самолеты летят - песня создана странным способом. Я приехала на студию с каким-то навязчивым куском мелодии в голове, на студии уже был Звонок, он потащил меня показывать гитарный рифф, который он придумал, и прослушивая его, я вдруг поняла, что моя мелодия и его - это одно целое одной песни, мы даже барабанный рисунок одинаковый придумали. Мы быстро скоммутировали оба куска, а на следующий день я уже написала текст.

По шоссе - на эту песню меня вдохновили две вещи, первая - одная моя очень давняя знакомая, человек неординарный и волевой, постоянно попадающие в какие-то мрачные ситуации и с невероятным образом выкручивающийся из них.. Второе - песня Гражданской Обороны "На хуй". Я не особый фанат ГО, но эта песня почему-то зацепила, и название здесь совсем не причем, альбом "Долгая счастливая жизнь" был прослушан весь внимательно, но остальные песни особо не взволновали, в отличие от этой.

Веснушки - песня придумана в Питере. Все думают, что песня посвящена некому рыжему конопатому парню, но на самом деле на нее вдохновила моя конопатая родственница, с которой я ездила в Питер. Мы с ней говорили что-то об обработке фотографий в компьютере, и в разговоре она обронила фразу, что в фотошопе она обычно вытирает у себя веснушки. Этот факт почему-то намертво застрял у меня в голове. В Москву, на следующий день после этого разговора, я уже приехала с готовой песней про веснушки.

Калифорния - вот эта песня придумывалась довольно долго, "вразвалочку". Тем не менее, очень легко, - я не сидела над ней и не мучилась, сочинила две строчки - и забыла на несколько месяцев. Потом вспоминала о ее существовании, дописывала еще две строчки и опять забывала. Где-то через год, обнаружилось, что есть практически цельная песня, в которой не хватает только одной строчки в припеве, а именно - рифмы к слову "Калифорния". Спросила Макса, он тут же сориентировался - "на телефоне я". И встало как будто там и было всегда. У песни есть любопытный факт - Макс в ноутбуке редактировал ее, сидя в самолете, когда летел в Штатах, как раз над Калифорнией.

Зомби - про эту песню могу сказать, что она более личностная, чем шутливая, чем кажется на первый взгляд. Придумана в не очень легкий период для коллектива...помню, что было ощущение какой-то подавленности и безнадеги. Песня начинается словами "Нас было только двое...", и это полностью соответствует той ситуации, когда казалось, что остались только мы - я и Макс против всего мира и непреодолимых обстоятельств. На репетиции Звонок под вязкий барабанный рисунок играл мрачные гитарные переборы, а я сидела и лихорадочно строила в голове из кубиков песню, записывая слова на каком-то обрывке бумаги, ничего другого под рукой не было.

Тебе - самая концертная, драйвовая наша песня, настоящий плод коллективного сотрудничества. Когда ее записывали, каждый был на каком-то нереальном подъеме и выложился на все 100. Результат всем очень нравится.

Воздушный змей - однажды, уже не помню почему, я пропустила репетицию и парни играли без меня. Макс притащил с этой репетиции запись на диктофоне, жутко фонящую и дребезжащую, но суть была понятна - они со Звонковым придумали очень необычный, мантровый, повторяющийся мелодический рисунок. И я так подвисла, слушая его, что меня просто "засосало" в эту музацию. Быстро придумала мелодию, слова.

Человек человеку - альбом у нас в целом получился пронизанным одной идеей - борьбы человека с обстоятельствами. И предпоследняя (или последняя целая? т.к. впереди еще одна песня, точнее, фрагмент) песня в альбме, завершая эту мысль, ставит жирную точку. "Человек человеку - волк", приготовься к самому худшему", "следи за собой, будь осторожен" и т.д.

Шива - ну да, песня придумалась после поездки в в Индию, Гоа. Банально, но факт. Странно было бы, если бы на почве индийских впечатлений я про Елисейские поля песню написала. Где бываем - тем и впечатляемся, о том и поем. Вот съездил Александр Васильев в Камбоджу - написал " Сиануквиль", все весьма логично.
В в конце песни 20 секунд шумит тот самый, настоящий Индийский океан. Очень красиво.

В далеком 1998-м году Ирина Лакмус, вокалистка группы «Лакмус», впервые спела нам о пузырьках кока-колы. Далее водная тематика продолжилась, и вместе с певицей мы пели о том, что «Кругом одна вода», и что нам «Моря по колено». Группе «Лакмус» удалось странным образом не пропасть из поля зрения слушателей, как это бывало со многими успешными группами, но и баловать нас частными релизами коллектив не стал. В медлительности этой Eatmusic не нашел чего-то плохого, более того, последний альбом группы «Наблюдайте за звездами» стоит ожиданий на него возложенных. В преддверии концерта-презентации 21-го января в клубе «16 Тонн» Ирина Лакмус рассказала нам о кокосах, которые вовсе не орехи, о работе с западными музыкантами и о том, почему группа «Лакмус» словно пальма – «цветет лишь раз в сотню лет».

Ирина Лакмус и Макс Лакмус в период записи альбома. Америка, 2014

ЕМ: Привет, Ирина! Рады, что вы с группой решились сделать презентацию альбома «Наблюдайте за звездами» . Волнительно?

Привет, Eatmusic! Очень. Учитывая, что на сцену я не выходила 6 лет, то вряд ли буду спокойно спать в ночь перед концертом.

ЕМ: Пластинка получилась очень чувственная, местами, в хорошем смысле, робкая и тонкая. Если бы это был живой человек, то каким бы он был?

Ирина: Он был бы интроверт (улыбается).


Запись альбома “Наблюдайте за звездами”. Америка, 2014

ЕМ: Вам довелось поработать над релизом с интернациональной командой. Существуют ли барьеры, которые трудно преодолеть, или процесс наоборот сблизил?

Ирина: Самый главный барьер в процессе работы со специалистами из-за океана, который нам физически не преодолеть (а все остальные преодолимы) – это то, что мы отстали от них в развитии на десятки лет. Я имею в виду отставание ментальное и все его аспекты – человечность, образование, толерантность, духовность ту же, на которую у нас так любят напирать. В этом смысле они находятся совершенно на другом, более высоком уровне. Мы еще эволюционно к нему не подошли.

ЕМ: Клип «Знаешь, если Элвис Пресли» выдержан в стиле поп-арт. Почему именно такое стилистическое решение? И близко ли вам это направление?

Ирина: Мы как-то увидели в сети клип Воплей Видоплясова “Щедрик” и нас заинтересовало, кто его сделал. Нашли компанию “Pistolet Film” и режиссера Владимира Якименко в Киеве, которые сняли этот клип, обратились к ним, полностью доверив им весь креатив. Они выбрали песню и предложили такое решение, а нам очень понравилось, все построилось и срослось на личном обаянии и энтузиазме Вовы Якименко. Все просто.

ЕМ: Что из происходящего за последнее время в музыкальном мире вдохновило и тронуло вас?

Ирина: К сожалению, почти ничего. То ли индустрия в кризисе, то ли мы плохо ищем то новое, что может нас вдохновить. Следим, в основном, за той музыкой, которая нами любима уже давно.

ЕМ: В пресс-релизе к концерту вы иронизируете на тему «один раз в столетие…». Это горькая ирония, или мы ошибаемся?

Ирина: Нет, это чистая правда! Концерты играем очень редко, поэтому всех предупреждаем заранее и, конечно, немного гиперболизируем, чтобы обратить внимание на важное для нас событие.

ЕМ: Кому пришла идея сделать караоке-видео на некоторые песни? И ходите ли вы сами в караоке?

Ирина: Увидели такое у группы Korn когда-то, и еще у Muse, что ли. Это сейчас обычная практика. С караоке-клубами, по-моему, никак не связана, хотя откуда нам знать? Мы же в них ни разу не были, может там все только Korn и Muse распевают.

ЕМ: Своих поклонников вы называете «кокосами». Какими вы их видите? Что у них внутри?

Ирина: Это они себя так назвали, мы у них спрашивали – почему именно кокосы, но они не сознаются. Видим мы их больше в соц.сетях, они пишут на письма, песни, снимают мимимшные ролики, общаются между собой, всячески устраивают движуху (улыбается). Живые, веселые.

ЕМ: Если говорить о творческом ступоре, фан-клуб помогал своими действиями, словами выйти из него?

Ирина: Фан-клубы всегда помогают, это, в общем, то, ради чего они и есть (смеется). Ступором, правда, наши перерывы между альбомами не назовешь, просто мы в таком ритме всегда существовали, он у нас очень замедленный. По отношению к окружающему быстроизменяющемуся миру мы мне напоминаем один фантастический рассказ, который я читала в детстве. Вкратце: однажды, в каком-то месте за ночь появились две громадные гранитные статуи людей – мужчины и женщины в какой-то спецодежде, типа авиационной формы, с неким оружием на бедре. Люди недоумевали – кто мог их высечь и установить за одну ночь? Вызвали даже специалистов, те откололи кусок у женщины на ноге возле щиколотки на исследование – что за камень, но оказалось, действительно, просто гранит. Со временем люди привыкли к этим статуям, приходили туда фотографироваться. Прошло лет 50, и возле этой статуи сфотографировался старик, у которого была его фотография в юности возле этих же статуй 50 лет назад, когда только откололи кусок камня на исследование. Он сравнивает фотографии, и с ужасом видит, что статуи изменились! Лицо женщины исказилось от боли, и она чуть согнулась к щиколотке, а мужчина схватился за неизвестное оружие, чтобы выстрелить, защищая свою спутницу. Гранитные инопланетяне! Вот и мы так же (улыбается).

ЕМ: Что собственно пожелаете вашим «кокосам», а также нашим читателям?

Все на концерт!! Иначе через 50 лет выстрелим!

Состав

Состав группы

История группы

Группа создана 10 марта 1998 года в Новосибирске Максимом Андрющенко и Ириной Акимцевой. Первый контракт группа заключила с компанией «Снегири» (глава - Олег Нестеров). Первый альбом «Лакмус» был записан в Москве, но в дальнейшем сотрудничество с компанией «Снегири» было прекращено из-за разногласий с её руководством. Первый же сингл «Пузырьки» очень быстро попал в чарты «Радио Максимум» , «Нашего радио ».

Коллектив начал концертную деятельность, значительным событием стало участие в украинском фестивале «Таврийские игры », где «Лакмус» представил свою программу перед 50-тысячной аудиторией.

В 2002 году коллектив выступил на сцене «Лужников» на разогреве у группы Garbage .

В киевской студии «Столица» участники группы знакомятся с известным продюсером Сергеем Товстолужским (Толстый), с которым тесно сотрудничали вплоть до его смерти (18 марта 2007).

Второй альбом сводился на студии Сергея Большакова, до этого был заключен контракт с российским отделением компании Sony , которое позже прекратило существование после его слияния с BMG . Сингл «60-е, 70-е» в течение 14 недель занимал 2-е место в двадцатке лучших песен хит-парада «Радио Максимум», а композиция «Моря по колено» вошла в итоговый хит-парад «Максимума» за 2004 год. Клип на эту песню долгое время находился в ротации на MTV . В клипе на песню «Падаешь вниз» главную роль исполнил российский и американский актёр Олег Тактаров .

2005 - вышел фильм «Зови меня Джинн!» (режиссёр-постановщик Илья Хотиненко), в котором прозвучала одноименная песня группы.

Следующий альбом «Точка необратимости», как вспоминают сами участники группы «хотя в нём есть и светлые пьесы, в целом … все-таки получился задумчиво-мрачным, с нетривиальными аранжировками и сочетаниями, казалось бы, не сочетаемых тембров инструментов.»

В 2008 на студии С.Большакова записан и сведен четвёртый и последний на данный момент альбом «Фантом». Тогда же на экраны вышел фильм «Всё могут короли », в котором снялись участники группы, а песни «Прощаюсь», «Любить, надеяться», «Мы встретимся там» вошли в саундтрек к картине. Ещё одна из песен, «Лезвие» была использована в фильме «С. С. Д. »

В разное время участники группы играли в составе Земфиры , «Би-2 ». На данный момент Макс играет в «Би-2 » на бас-гитаре под псевдонимом Лакмус. В конце марта 2010 в блоге группы было заявлено о прекращении её деятельности.

Известные песни: «Пузырьки», «Кругом одна вода», «Моря по колено».

23 августа 2013 г. - презентация студийной версии песни "Доктор" на Нашем Радио В программе "Чартова дюжина".

Дискография

Как рассказала солистка группы Ирина Акимцева, работа над пятым альбомом велась в студии Westlake в Лос-Анжелесе . Студия известна тем, что именно в её стенах записал свои альбом Thriller Майкл Джексон. В записи альбома принимали участие известные американские музыканты:

  • Рей Лузье – ударные
  • Кенни Аронофф - ударные
  • Джим Монти – сведение

Напишите отзыв о статье "Лакмус (группа)"

Примечания

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лакмус (группа)

– Les huzards de Pavlograd? [Павлоградские гусары?] – вопросительно сказал он.
– La reserve, sire! [Резерв, ваше величество!] – отвечал чей то другой голос, столь человеческий после того нечеловеческого голоса, который сказал: Les huzards de Pavlograd?
Государь поровнялся с Ростовым и остановился. Лицо Александра было еще прекраснее, чем на смотру три дня тому назад. Оно сияло такою веселостью и молодостью, такою невинною молодостью, что напоминало ребяческую четырнадцатилетнюю резвость, и вместе с тем это было всё таки лицо величественного императора. Случайно оглядывая эскадрон, глаза государя встретились с глазами Ростова и не более как на две секунды остановились на них. Понял ли государь, что делалось в душе Ростова (Ростову казалось, что он всё понял), но он посмотрел секунды две своими голубыми глазами в лицо Ростова. (Мягко и кротко лился из них свет.) Потом вдруг он приподнял брови, резким движением ударил левой ногой лошадь и галопом поехал вперед.
Молодой император не мог воздержаться от желания присутствовать при сражении и, несмотря на все представления придворных, в 12 часов, отделившись от 3 й колонны, при которой он следовал, поскакал к авангарду. Еще не доезжая до гусар, несколько адъютантов встретили его с известием о счастливом исходе дела.
Сражение, состоявшее только в том, что захвачен эскадрон французов, было представлено как блестящая победа над французами, и потому государь и вся армия, особенно после того, как не разошелся еще пороховой дым на поле сражения, верили, что французы побеждены и отступают против своей воли. Несколько минут после того, как проехал государь, дивизион павлоградцев потребовали вперед. В самом Вишау, маленьком немецком городке, Ростов еще раз увидал государя. На площади города, на которой была до приезда государя довольно сильная перестрелка, лежало несколько человек убитых и раненых, которых не успели подобрать. Государь, окруженный свитою военных и невоенных, был на рыжей, уже другой, чем на смотру, энглизированной кобыле и, склонившись на бок, грациозным жестом держа золотой лорнет у глаза, смотрел в него на лежащего ничком, без кивера, с окровавленною головою солдата. Солдат раненый был так нечист, груб и гадок, что Ростова оскорбила близость его к государю. Ростов видел, как содрогнулись, как бы от пробежавшего мороза, сутуловатые плечи государя, как левая нога его судорожно стала бить шпорой бок лошади, и как приученная лошадь равнодушно оглядывалась и не трогалась с места. Слезший с лошади адъютант взял под руки солдата и стал класть на появившиеся носилки. Солдат застонал.
– Тише, тише, разве нельзя тише? – видимо, более страдая, чем умирающий солдат, проговорил государь и отъехал прочь.
Ростов видел слезы, наполнившие глаза государя, и слышал, как он, отъезжая, по французски сказал Чарторижскому:
– Какая ужасная вещь война, какая ужасная вещь! Quelle terrible chose que la guerre!
Войска авангарда расположились впереди Вишау, в виду цепи неприятельской, уступавшей нам место при малейшей перестрелке в продолжение всего дня. Авангарду объявлена была благодарность государя, обещаны награды, и людям роздана двойная порция водки. Еще веселее, чем в прошлую ночь, трещали бивачные костры и раздавались солдатские песни.
Денисов в эту ночь праздновал производство свое в майоры, и Ростов, уже довольно выпивший в конце пирушки, предложил тост за здоровье государя, но «не государя императора, как говорят на официальных обедах, – сказал он, – а за здоровье государя, доброго, обворожительного и великого человека; пьем за его здоровье и за верную победу над французами!»
– Коли мы прежде дрались, – сказал он, – и не давали спуску французам, как под Шенграбеном, что же теперь будет, когда он впереди? Мы все умрем, с наслаждением умрем за него. Так, господа? Может быть, я не так говорю, я много выпил; да я так чувствую, и вы тоже. За здоровье Александра первого! Урра!
– Урра! – зазвучали воодушевленные голоса офицеров.
И старый ротмистр Кирстен кричал воодушевленно и не менее искренно, чем двадцатилетний Ростов.
Когда офицеры выпили и разбили свои стаканы, Кирстен налил другие и, в одной рубашке и рейтузах, с стаканом в руке подошел к солдатским кострам и в величественной позе взмахнув кверху рукой, с своими длинными седыми усами и белой грудью, видневшейся из за распахнувшейся рубашки, остановился в свете костра.
– Ребята, за здоровье государя императора, за победу над врагами, урра! – крикнул он своим молодецким, старческим, гусарским баритоном.
Гусары столпились и дружно отвечали громким криком.
Поздно ночью, когда все разошлись, Денисов потрепал своей коротенькой рукой по плечу своего любимца Ростова.
– Вот на походе не в кого влюбиться, так он в ца"я влюбился, – сказал он.
– Денисов, ты этим не шути, – крикнул Ростов, – это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое…
– Ве"ю, ве"ю, д"ужок, и "азделяю и одоб"яю…
– Нет, не понимаешь!
И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о том, какое было бы счастие умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия.