Исследовательская работа по литературе. Чехов, Антон Павлович - Врачебное дело в России: материалы к диссертации Чеховские записи к исследованию врачебное

Чехов А. П. <Дневниковые записи>: <Записи Чехова в дневнике П. Е. Чехова> // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982.

Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. - М.: Наука, 1980 . - С. 230-232.

<ЗАПИСИ ЧЕХОВА
В ДНЕВНИКЕ П. Е. ЧЕХОВА>

Март 15 16 . Баран прыгает. Марьюшка радуется.

17. Уехал в Москву П. Г. Чехов. Днем +2. Привезли овес.

18. -1. Идет снег. Слава богу, все уехали и остались только двое: я и M-me Чехова.

19. -5. Приехали Маша и Мизинова. Ясный день.

20. -5. Ясный день. Парники готовы. Мамаше снилась коза на горшке.

21. +5. Приехал Семашко. Ели жареное вымя.

22. +6. Уехал Семашко.

23. +3. Мамаше снился гусь в камилавке. Это к добру. Больна животом Машка. Зарезали свинью.

Октябрь 8-го. Ясное утро; ходили с таксами на охоту, но барсука в норе не нашли. Вечером приезжали Семенковичи и, испугавшись пожара, уехали.

9-го. Пасмурно. П +5. Покрыли навозом спаржу. М. Р. Семашко и Маша уехали в Москву. Приехал Левитан. В [Лешине] Окшене вечером пожар.

10-го. Ут -3; сад и поле белые от изморози. Цветы померзли. Ясный день. П +15. Сажали тюльпаны. На огороде пахали [Лев<итан?>]

11. Пасмурно. П +6. Левитан уехал.

12. У +5. Мороза не было ночью. Возят из леса дрова. Тепло и ясно весь день. Покрыли соломой розы.

13. Ночью и утром было +8. Пасмурно. П +11.

Апрель 8. Послано в сберегательную кассу страховых: за 5 коров и быка 6 рублей и за 5 телков 2 рубля 50 копеек, итого 8 р. 50 к.

Май 10. Вчера вылупились птенцы в скворешнях; скворцы перестали петь. Цветут тюльпаны. Полдень +25. Приехал Миша с женой. Вечером дождь.

11. Утро пасмурно. Полдень тоже, +15. Сеют клевер. Приехал Ваня с семьей.

12. Троицын день. Ночью был сильный дождь. Утром дождь. Погода наводит уныние. +10. Полдень +17. Миша и его жена приготовили к обеду сморчки. После обеда сильный ливень с грозой.

13. Утро ясное, в 8 часов утра +20. Сев.-вост. ветер. П +27. Теплый, хороший день. Высаживали в грядки цветы. Вечером тихо, роса. Луна.

14. Тихое, безоблачное утро, +16 в тени. П +29. Обедал учитель. Звон. Господин Вареников весь день стрелял.

15. Утром тихо, пасмурно, идет дождь, +12. Пересаживали перец, томаты и баклажаны. Сеяли огурцы. П +26, солнечно. Приехал из Москвы П. Е. Чехов.

Август 20 . Утром чудесная погода. После обеда пасмурно, небольшой дождь. Тепло. Н. М. Линтварева и Т. Л. Щепкина-Куперник уехали.

21-го. С утра теплый дождь. П +30°, солнечно. К вечеру пасмурно. Луна.

22. Утром пасмурно, в полдень ясно. Приехал М. О. Меньшиков. Приезжали д-ра Витте и Соснин. Заседание у г. Варэныкова.

23. Утро +8, П +9. С утра дождь. Ездили в Угрюмово за кирпичом для школы.

24. Утро +3, после холодной ночи. Ветер. Солнечно. Уехал М. О. Меньшиков.

25. Утро +5, пасмурно; днем солнечно. Роман уехал хоронить свою жену Олимпиаду.

26. В 6 часов утра +3, холодно, трава была покрыта росой и имела белесоватый вид; к полудню потеплело, +14,

стало солнечно, тихая, ясная погода, в пруде тучами ходят караси. Грибов почти нет. Приехал И. П. Чехов.

27. Ясная, теплая погода; утром +3, но в П +24, на солнце жарко. Приносили образ Саввы Звенигородского. Приходил свящ. Виноградов, пил чай и обедал. Маша уехала в Москву. Приезжал Н. М. Ежов. В 4 часа переменилась погода, пошел дождь.

28. У +7, пасмурно, холодно. П +7. Серая, скучная погода. Уехал И. П. Чехов в 6 ч. веч. в Москву. Приехала мелиховская учительница и В. Н. Ладыженский.

29. У +5. Дождь, холодно, около трактиров грязно. (Освящали мелиховскую) Молебен в Мелиховской школе. Священник обедал у нас. В доме топили печи. П +8. [Вечером]. Был литературный вечер: Ладыженский читал свои стихи, в присутствии дачниц.

30. У +4. Сырая, промзглая погода, дождь. П +8. Опять литературный вечер.

31. У +7. Ясно, но солнце часто прячется за облака. П +17. Уехал В. Н. Ладыженский.

Сентябрь

Сентябрь 1-го. У +4. Прекрасный теплый день. П +26. Обедал свящ. Виноградов. В школе начало учения. Ушел обратно в Москву солдат Александр Кретов. Начали убирать овощи в огороде. Ночью сильный дождь.

2-го. У +11. Дождь. Появились шампиньоны.

Примечания

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

<ЗАПИСИ ЧЕХОВА В ДНЕВНИКЕ П. Е. ЧЕХОВА>

Печатается по автографу (ЦГАЛИ ).

Записи Чехова в Дневнике отца впервые опубликованы Ю. Соболевым в 1930 г. - Чехов и его среда . К ним присоединены также записи П. Е. Чехова, в которых есть имя Чехова. Этими прямыми упоминаниями на самом деле не исчерпывается, конечно, значение подневной хроники событий в Мелихове для биографии Чехова. «Календарь природы» и сельскохозяйственных работ, приезды и отъезды родных и гостей - все это отметки, которые существенно проясняют хронологическую канву жизни Чехова, уточняют датировки его писем и проч.

Сравнение записей отца и сына выявляет чеховские приемы стилизации. Чехов делал отдельные записи в отсутствие отца, сохраняя или лишь слегка утрируя его манеру, обороты речи, прибегая к свойственным Павлу Егоровичу обозначениям: П (полдень); У (утро). Но всего больше имитация летописных приемов отца сказалась у Чехова в подборе фактов, в добросовестно последовательной регистрации событий, в соединении фактов разного рода и ряда. Чеховские приемы стилизации наглядно обнаруживаются при сравнении с записями Павла Егоровича. Приводим некоторые из них (с сохранением орфографии подлинника):

«28. Снег идет. 5°+ Антоша приех.

29. То же самое. Были Потапенко и Мезинова.

30. Воскресенье. Обедню стоял в Васькино. Рыжая корова отелилась дочкою.

31. Гости уехали на 2-х санях. Увезли щенят в Москву» (январь 1894 г.).

«28. Выехал из Москвы в 3 ч. дня, В Лапасне встретили Машу и Мишу. Дорога скверная. Ехали на тройке с Романом в Мелихово приех. в 10 ¼ час. с Мишей. Ругали Земство.

29. Пруд пошел через край, затопило до терасы, вода сильная. Журавли летят на север» (март 1894 г.).

«Пасха 17. Утреня и Обедня кончилась поздно в 4 ч. Погода тихая и теплая. Мужики были давали водку. Князь и Княгиня были у нас и ужинали.

18. Редиски в изобилии. В Сокольниках стоял в обедни. Дождя нет 30 гр. на солнце. Бабы приходили дали 1 руб. Птичка влетела в комнату. Огурцы зацвели» (апрель 1894 г.).

Дневник был начат П. Е. Чеховым в ожидании покупки именья, в 1892 г., и факт этот был отмечен им: «Куплено имение Антоном при С. Мелихове. 1-го Марта вся семья наша переехала из Москвы в деревню жить». Дневник Павла Егоровича оборвался с его смертью (12 октября 1898 г.). 14 октября 1898 г. Чехов писал сестре из Ялты: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

    Сырая, промзглая погода... - Слово «промзглый» встречается и в записных книжках Чехова (см. I, 72, 6 и IV, 4, 1). Оно зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля; употреблялось современниками Чехова - например, в романе А. Пальма «Петербургская саранча» (см. «Новое время», 1883, № 2640, 6 июля).

Задание 50 #4145

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

“Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века” - первая мысль. Основа - “Государственная Третьяковская галерея отражает”.

“коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений ” - вторая мысль. Основа - “коллекция насчитывает”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 4.

Ответ: 14

Задание 51 #4146

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” были опубликованы только после смерти писателя” - первая мысль. Основа - “записи были опубликованы”.

“работа над которым началась в 1884 году ” - вторая мысль. Основа - “работа началась”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 3.

Союзное слово “которым” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 13

Задание 52 #4147

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Из сеней дверь вела прямо на кухню” - первая мысль. Основа - “дверь вела”.

“к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь” - вторая мысль. Основа - “прилепилась печь”.

Союзное слово “которой” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 53 #4148

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“В печати не раз появлялись статьи” - первая мысль. Основа - “появлялись статьи”.

Две мысли = два предложения. Они идут подряд, и поэтому запятая стоит только на месте цифры 1.

Союзное слово “которых” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 54 #4091

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом (1) и с теми же чувствительными интонациями (2) с которыми он обыкновенно диктовал нам (3) его красноречие подействовало сильнее всего на него самого.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Его красноречие подействовало сильнее всего на него самого” - первая мысль. Основа предложения - “красноречие подействовало”.

“Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом и с теми же чувствительными интонациями” - вторая мысль. Основа - “он начал говорить”.

Однако у придаточного предложения с союзом “когда” есть собственное придаточное с союзным словом “который”. Это третья мысль: “с которыми он обыкновенно диктовал нам”. Основа - “он диктовал”.

Три мысли = три предложения. Все они расположены последовательно, поэтому нужно поставить две запятые.

Ответ: 23

Задание 55 #4092

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впечатление (1) которое он произвёл на меня (2) и чувство (3) которое возбудил (4) никогда не умрут (5) в моей памяти.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Впечатление и чувство никогда не умрут в моей памяти” - первая мысль. Основа предложения - “впечатление и чувство не умрут”.

“которое он произвёл на меня” - вторая мысль. Основа - “он произвёл”.

Однако здесь есть и третья мысль: “которое возбудил”, которая выражена усечённой основой “возбудил”.

Три мысли = три предложения.

Вторая и третья мысли находятся внутри первой, относятся к разным членам предложения и разделены отрывком первой мысли, поэтому каждое придаточное должно с обеих сторон быть выделено запятыми.

Ответ: 1234

Задание 56

Три мысли = три предложения. Здесь придаточное предложение с союзом “когда”, имеет собственное придаточное, они расположены последовательно и находятся внутри главного, поэтому запятых должно быть три.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Задание 21

1) В развитых западных странах для получения образования достаточно одного желания.

2) Только выпускники государственных школ являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

3) В негативном, во зле люди более изобретательны, чем в позитивном.

4) Планку требований к себе необходимо поддерживать за счёт духовного роста, игнорируя, к примеру, манеру одеваться.

5) Мы обязаны пересмотреть отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне.

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.



(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой - это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.



(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное - красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос* )

* Лариса Григорьевна Матрос - юрист по профессии, доктор философии,

писатель, литературный критик.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 4−7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 1−3 перечислены последовательные события.

3) Предложения 15−19 объясняют содержание предложения 14.

4) В предложениях 28−29 представлено рассуждение.

5) В предложении 1-3 представлено описание.

Задание 23

Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

Выпишите это слово .

развернулась (предложение 1)

афоризм (предложение 15)

встретишь (предложение 23)

блузка (предложение 27)

Задание 24

Среди предложений 4−9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л. Г. Матрос использует приём - (А)_____ (предложения 2-3), а также синтаксическое средство - (Б)_____ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)_____ (предложения 16-20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём - (Г)_____ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г