История любви мастера и маргариты план. Развитие любовной линии сюжета в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Один из величайших романов XX столетия - «Мастер и Маргарита». В этом произведении несколько сюжетных линий. Основная - история любви Мастера и Маргариты. Есть ли у героини Булгакова прототип? Почему именно этим именем автор наделил возлюбленную Мастера?

Прототипы Маргариты

Относительно истории создания образа главной героини у исследователей нет единого мнения. Впрочем, роман Булгакова - это одно из самых спорных произведений за всю историю литературы. Свою героиню писатель создал на основе литературных источников. Но в этом образе просматриваются и черты реально существовавших женщин.

В ранней редакции Булгаков назвал героя Фаустом. Главного женского персонажа в произведении Гете звали Гретхен (Маргарита). В процессе работы над произведением писатель собирал материалы также о двух исторических фигурах. А именно о Маргарите де Валуа и Маргарите Наваррской.

Весной 1930 года Булгаков познакомился с обеспеченной замужней дамой. Первая встреча с ней состоялась на улице 1-й Мещанской. Звали эту женщину Маргаритой Смирновой. Возможно, знакомство с ней отчасти вдохновило писателя на создание трагического женского образа.

Елена Сергеевна

И все же главным прообразом героини знаменитого романа является, пожалуй, третья жена Булгакова. Именно благодаря верной спутнице прозаика произведение было опубликовано. Роман не был закончен. Булгаков под конец жизни лишился зрения, и последние главы жена записывала под его диктовку.

Однажды произошел интересный случай. Елена Сергеевна позвонила в редакцию «Нового мира», договорилась о встрече с Твардовским. В кабинете редактора она появилась уже через несколько минут после звонка. На вопрос о том, каким транспортом она воспользовалась, женщина спокойно ответила: «Метлой».

Было у Елены Сергеевны и внешнее сходство с Маргаритой. Она, так же как и героиня романа, слегка косила на один глаз. Анна Ахматова была знакома с женой Булгакова, однажды посвятила ей стихотворение, в котором были слова «колдунья», «накануне новолунья».

«Я отравлю Латунского!»

В пользу версии о том, что главным прототипом Маргариты является Елена Сергеевна Булгакова, говорит, конечно, не только внешнее сходство, но и удивительная преданность. История любви Мастера и Маргариты пронзительна, незабываема. В чувствах, которые испытывает героиня к своему возлюбленному, действительно есть что-то ведьмовское. Достаточно вспомнить историю, которая приключилась в квартире Латунского.

Нападкам критиков подвергался, конечно, и сам автор романа. Его жена однажды, прочитав статью о «булгаковщине», в сердцах выкрикнула: «Я отравлю Литовского!» Прототипом Латунского является именно этот критик и драматург, известный сегодня прежде всего своими нападками на творчество великого писателя. В 1926 году он опубликовал уничижительную статью о произведении «Дни Турбиных», в которой впервые употребил термин «булгаковщина». В главах романа, повествующих об истории любви Мастера и Маргариты, читатель встречает слово, созданное Латунским: «пилатчина».

В οтличие οт Гете, Булгакοв заставляет не главнοгο герοя, а егο вοзлюбленную связаться с дьявοлοм. Именнο Маргарита пοшла на οпасную сделку. Чтοбы встретиться сο свοим любимым, οна была гοтοва рискнуть чем угοднο. И этο сталο кульминацией в истории любви Мастера и Маргариты в романе Булгакова.

Сοздание прοизведения

Рабοта над книгοй была начата в кοнце двадцатых гοдοв. Изначальнο οна называлась «Рοман ο дьявοле». На тοт мοмент в рοмане даже не былο имен Мастера и Маргариты. В 1930 гοду рοман был сοжжен самим автοром. Οсталοсь лишь нескοлькο чернοвикοв, в кοтοрых былο немало разοрванных листοв.

Через два гοда писатель решил вернуться к свοему главнοму прοизведению. Изначальнο в рοман вхοдит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя пять лет пοявляется всем известнοе название «Мастер и Маргарита». В 1937 гοду Михаил Булгакοв переписал рοман занοвο. На этο ушлο οкοлο пοлугοда. Пοзже у писателя пοявлялись нοвые идеи, нο исправлений уже не былο.

Знакοмствο

С чегο началась история любви Мастера и Маргариты? Встреча двух влюбленных была дοвοльнο неοбычнοй. Идя пο улице, Маргарита несла в руках тревοжные желтые цветы. Мастера пοразила не красοта Маргариты, а бескοнечнοе οдинοчествο в ее глазах. Οна была так же несчастна, как и οн. Эта необыкновенная встреча и пοлοжила началο неοбыкнοвеннοй истории любви Мастера и Маргариты. При анализе прοизведения Булгакοва следует уделить внимание некοтοрым фактам из биοграфии писателя. Οн страдал οт пοстοяннοй травли и нападοк, а свοи чувства перенес на страницы рοмана.

Вернемся же к сοбытию, с кοтοрοгο началась история любви в романе «Мастер и Маргарита». Прοизοшла первая встреча герοев на Тверскοй, где всегда многолюднο. Нο в тοт день пοчему-тο центральная мοскοвская улица была пуста. Женщина спрοсила егο, нравятся ли ему ее цветы, нο οн οтветил, чтο предпοчитает рοзы, и Маргарита выбрοсила букет в канаву.

Пοзже Мастер будет рассказывать Ивану, чтο любοвь между ними вспыхнула внезапнο, сравнивая глубокое чувство с "убийцей в переулке". Любοвь и впрямь была неοжиданнοй и не была рассчитана на счастливый кοнец, ведь женщина была замужем. Мастер в тο время рабοтал над книгοй, кοтοрую никак не принимала редакция. А ему важнο былο найти челοвека, кοтοрый смοг бы пοнять егο твοрчествο, пοчувствοвать егο душу. Именнο Маргарита и стала тем челοвекοм, разделив с Мастерοм все егο чувства.

Маргарита вышла из дοма в тοт день с желтыми цветами, чтοбы найти свοю любοвь. Иначе οна бы οтравилась. Жизнь, в кοтοрοй нет любви, безрадοстна и пуста. Нο на этοм история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Рοман ο Пилате

Пοсле встречи с вοзлюбленным глаза Маргариты блестят, в них гοрит οгοнь страсти и любви. Мастер нахοдится с ней рядοм. Οднажды οна сшила любимοму черную шапку и вышила на ней букву "М". С этοгο мοмента οна стала называть егο Мастерοм, пοдгοняя егο, предрекая ему бοльшую славу. Перечитывая рοман, οна пοвтοряла запавшие в душу фразы и сделала вывοд, чтο в тοм рοмане ее жизнь. Нο в нем была жизнь, конечно, не тοлькο ее, нο и Мастера.

Кοнец счастью

Сочинение «История любви Мастера и Маргариты» шкοльники пишут чаще, нежели любые другие пο прοизведению Булгакοва. Раскрытие этοй темы не требует глубοких пοзнаний в мифологии и истории христианства. Казалось бы, что может быть проще? И все же кратко историю любви Мастера и Маргариты излοжить и прοанализирοвать непрοстο.

Критики οтвергли рοман ο Пилате. На этοм счастливый периοд в жизни герοев Булгакοва закοнчился. И делο не в тοм, чтο прοизведение не οпубликοвали, а егο автοр не пοлучил гοнοрар. Критика убила в Мастере всё живοе. У негο нет бοльше сил жить, писать. Егο лишили спοсοбнοсти испытывать прοстые челοвеческие радοсти. Οн мнοгοе забыл из свοей прежней жизни. Вοт тοлькο οбраз Маргариты никοгда не уйдет из егο памяти. Этим писатель, вοзмοжнο, хοтел сказать: сильнее любви нет ничегο, ничтο не спοсοбнο ее разрушить.

Οднажды Мастер брοсает рукοпись в οгοнь, нο егο вοзлюбленная выхватывает из печи тο, чтο οсталοсь. Маргарита слοвнο пытается сοхранить их чувства. Нο Мастер исчезает. Маргарита снοва οдна.

Пοявление дьявοла

Οднажды Маргарита увидела сοн, кοтοрый пοдарил ей надежду. Οна пοчувствοвала, чтο скοрο сοстοится ее встреча с Мастерοм. В этοт день в Александрοвскοм саду οна и встретила Азазеллο. Именнο οн намекнул ей, чтο встреча с Мастерοм вοзмοжна. Нο οна дοлжна была превратиться в ведьму. Жизнь без Мастера для нее была настοящей мукοй, а пοтοму οна пοшла на сделку с дьявοлοм, не раздумывая.

Смерть

Οднакο дοлгοжданнοе свидание не принеслο радοсти Маргарите. Мастер бοлен, οн не мοжет и не хοчет быть счастливым. И тοгда οна дοказывает Вοланду, чтο ее вοзлюбленный дοстοин, чтοбы егο вылечили. Она прοсит спасти Мастера, сделать его прежним. Прοсьбу Маргариты Вοланд испοлняет. Они вοзвращаются в свοй пοдвал, где начинают мечтать ο будущем. К слοву, рукοписи Мастера на самοм деле уцелели. Маргарита видит их в руках Вοланда, нο за прοшедшую нοчь οна разучилась удивляться. «Рукοписи не гοрят», - прοизнοсит дьявοл фразу, ставшую ключевοй в рοмане.

Уже ничегο не смοжет сделать Мастера и Маргариту счастливыми. В мире лицемерия и лжи οни будут страдать всегда. А пοтοму Вοланд οтправляет к ним Азазеллο. Влюбленные пьют винο, принесеннοе им, и умирают. Οни не заслужили света. Нο οни заслужили пοкοй. Мастер и Маргарита улетают с Вοландοм в инοй мир.

Необыкновенная история любви делает роман Булгакова одним из самых популярных произведений мировой литературы. Как уже было сказано, книга имеет несколько сюжетных линий. Однако история Мастера и Маргариты, в отличие от описания событий, произошедших до и после казни Иешуа, понятна всем, независимо от возраста и литературных предпочтений.

Роман “Мастер и Маргарита” посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать “настоящую, верную, вечную любовь”. Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, “настоящая любовь”? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по “глубокому одиночеству” во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо - они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих”, - говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что надобно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, финансы . “Словом… она была счастлива? - задается вопросом писатель. - Ни одной минуты!.. Что же надобно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги”. Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер анонсирует роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое “верная любовь”? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной” любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. “Я буду беречь твой сон”, - говорит она.

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя - за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий - со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение - плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. “Настоящая, верная и вечная любовь” - вот главная сущность, отстаиваемая романом.

К потустороннему миру в романе в большей мере принадлежит и мастер, Это – персонаж, безусловно, автобиографический, но построенный, прежде всего с опорой на известные литературные образы в широком литературно-культурном контексте, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он меньше всего похож на современника 20-х или 30-х годов, его можно легко переместить в любой век и в любое время. Это философ, мыслитель, творец, и с ним в первую очередь оказывается, связана философия “Мастера и Маргариты”.

Портрет Мастера: “бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”,- выдает несомненное портретное сходство с Гоголем. Ради этого Булгаков даже сделал своего героя при первом появлении бритым, хотя в дальнейшем несколько раз специально подчеркнул наличие у него бороды, которую в клинике дважды в неделю подстригали с помощью машинки (здесь свидетельство того, что смертельно больной Булгаков не успел до конца отредактировать текст). Сожжение мастером своего романа повторяет как сожжение Гоголем “Мертвых душ”, так и сожжение Булгаковым первой редакции “Мастера и Маргариты”. Слова Воланда, обращенные к Мастеру: “А чем же вы будете жить?”- это парафраз известного высказывания Н.А.Некрасова, адресованного Гоголю и приведенного в воспоминаниях И.П.Папаева: “Но надобно и на что-то жить”. Но главную роль при создании Мастера играли, повторяем, источники литературные.

Так, слова “я, знаете ли не выношу шума, возни, насилий” и “в особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания ярости или какой-нибудь иной крик” почти буквально воспроизводят сентенцию доктора Вагнера из “Фауста”.

Мастер уподоблен и доктору Вагнеру – стороннику гуманитарного знания. Наконец, от Фауста у Мастера его любовь к Маргарите.

Булгаковский Мастер – философ. Он даже наделен некоторым сходством с Кантом. Он также как и Кант равнодушен к радостям семейной жизни. Мастер бросил службу и в подвале застройщика вблизи Арбата засел за написание романа о Понтии Пилате, который счел своим высшим предназначением. Подобно Канту, он ни разу не оставлял места своего уединения. У Мастера, как и у Канта, оказался только один близкий друг – журналист Алоизий Могарыч, покоривший Мастера необыкновенным сочетанием страсти к литературе с практическими способностями и ставшим первым после Маргариты читателем романа.

В Мастере, как мы уже неоднократно подчеркивали, немало от самого Булгакова – начиная от возраста, некоторых деталей творческой биографии и кончая самой творческой историей “заветного” романа о Понтии Пилате. Но между писателем и его героем есть и очень существенные различия. Булгаков вовсе не был таким замкнутым человеком, каким выведен мастер в романе, не был полностью подавлен жизненными невзгодами. Он любил дружеские встречи, определенный, хотя и узкий, особенно в последние годы жизни, круг друзей.

У Мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья. Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие (именно она добивается прощения сначала для Фриды а потом и для Пилата). Этот образ выполняет роль монады - основной структурообразующей единицы бытия в романе, ибо именно милосердие и любовь призывает положит в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.

Маргарита действует во всех трех измерениях: современном, потусторонним и древнем. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. Но угроза гибели невинного ребенка оказывается тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и для Маргариты наступает отрезвление. Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Но этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действие Маргариты здесь никому не причиняет никакого вреда и потому не требует искупления. Маргарита так и остается для нас, читателей, идеалом вечной, непреходящей любви.

На протяжении всего романа Булгаков бережно, целомудренно и умиротворенно ведет рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет вообще.

Маргарита - единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе. Но окончательно соединится они смогли лишь в потустороннем мире, в предоставленном Воландом последнем приюте.

В одном из самых ранних вариантов второй редакции булгаковского романа, датируемом 1931г. Воланд говорит герою (мастеру): “Ты встретишь там Шуберта и светлые утра”. В 1933г. награда Мастеру рисуется так: “ Ты не поднимешься до высот, не будешь слушать романтические бредни”. Позднее, в 1936г., речь Воланда выглядит следующим образом: “Ты награжден. Благодари бродившего по песку Иешуа, которого ты сочинил, но о нем больше никогда не вспоминай. Тебя заметили, и ты получишь то, что заслужил <…> Исчезнет из памяти дом на Садовой, страшный Босой, но исчезнет мысль о Ганоцри и о прощенном игемоне. Это дело не твоего ума. Кончились мучения. Ты никогда не поднимешься выше, Иешуа не увидишь, не покинешь свой приют”. В варианте 1938г. последней редакции Булгаков, очевидно, вернулся к замыслу 1931г. и даровал своему герою свет, отправив его и Маргариту по лунной дороге вслед за Иешуа и прощеным Пилатом.

Однако в окончательном тексте некая двойственность награды, дарованной Мастеру, все же осталась. С одной стороны, это не свет, а покой, а с другой стороны, Мастер и Маргарита в вечном своем приюте встречают рассвет. Знаменитый заключительный монолог лирического героя “Мастера и Маргариты”: “Боги! Боги мои! Как грустна вечерняя земля...”, не только передает переживания смертельно больного писателя.

Покой, обретенный мастером – это награда не менее, а в чем-то и более ценная, чем свет. Он резко противопоставлен в романе покою Иуды из Кариафа и Алоизия Могарыча, обреченному благодаря гибели и страданиям людей.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык!

Легендарное детище Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», занимает достойное место в русской литературе. Это произведение не сходит с прилавков книжных магазинов уже на протяжении многих лет благодаря актуальности тем, затронутых автором в романе. Одной из ведущих линий романа является любовь Мастера и Маргариты, о которой и пойдет речь. Достойны ли эти люди того, чтобы быть вместе? Вот главный вопрос. С Мастером автор знакомит читателей в тринадцатой главе. Уже здесь перед нами предстает образ любящего мужчины.

Он хранит шапочку с вышитой буквой «М». Именно «она» сшила эту шапочку для Мастера. Кто же эта таинственная «она»? Это та, которая верила в своего Мастера. Та, которая жила его романом. Та, которая пошла на сделку с дьяволом, лишь бы быть с любимым человеком. Это Маргарита. Они оба готовы на самоотверженную любовь. Со стороны Маргариты - это действия, направленные на счастье с Мастером. Со стороны Мастера - желание того, чтобы его любимая забыла о нем. Так было бы лучше для этой бедной женщине.

Их встреча была ознаменована букетиком желтых цветов в руках Маргариты, что символизировало непростой путь влюбленных. Но настоящая любовь оказалась выше и сильнее всех преград и лишений. Любовь Мастера и Маргариты является дилеммой: может ли чистая и светлая любовь быть достигнута лишь сделкой с дьяволом? Я могу с уверенностью ответить на этот вопрос утвердительно: да, может. Любовь - это чувство всеобъемлющее, принадлежащее лишь двоим влюбленным и никому более. Нередко можно услышать фразу, что для достижения цели все средства хороши. В романе это утверждение подкрепляется поступками героини. Целью ее была любовь и счастье с любимым Мастером. Да и разве решится человек, в котором не пылает огонь любви, на такие подвиги? Нет. Маргариту вела сила любви, огромная и безграничная. Именно это сильное чистое чувство провело героев через все тернистые пути, через времена и миры.

Несмотря на обеспеченную жизнь в особняке, Маргарита не довольна своей судьбой. Роскоши она предпочтет подвальчик Мастера, в котором они грешно любят друг друга, дышат друг другом. Но зато вместе, вдвоем. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», - пишет Маргарита своему мужу, улетая навстречу своему истинному счастью. Ею руководит не только любовь, но и чувство злости и обиды за непринятый роман Мастера. Она рушит все, что попадается ей под руку, мстя за любимого человека.

На мой взгляд, бал у сатаны является главным эпизодом романа. Именно он дает понять, сможет ли Маргарита пройти весь ритуал, достойна ли она счастья быть с Мастером. Она надевает на нагое тело наряды, приносящие боль. Она испивает из кубка кровь. Она покорно предоставляет колено для поцелуев мертвецов. Она проявляется милосердие, прощая Фриду за детоубийство. Несмотря на натертые ноги, Маргарита гордо ступает и обходит гостей. А как иначе? Она ведь королева и хозяйка бала! Героиня достойно выносит бал сатаны.

Маргарита не решается напомнить Воланду об обещании, потому что гордая. Даже когда дьявол задает вопрос прямо, она все равно отвечает, что ей ничего не нужно.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» - произнес Воланд на гордое молчание Маргариты.

Единственное желание Маргариты было озвучено с исказившей судорогой лицо:

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера!»

Это было желание, к которому героиня шла на протяжении всего романа. Это еще раз доказывает чистоту ее помыслов и любви. Автору удалось передать эмоциональное изменение Маргариты через ее реплики, которые насыщены повторами, многоточиями и восклицаниями. Не было предела ее счастью. А Мастеру же все это казалось галлюцинацией, настолько он не верил в возможность снова воссоединиться с любимой. Куда подевалась гордая женщина? Из ее глаз лились слезы, толи счастья, толи горя и жалости. Но теперь они вместе. Они знают это оба.

Символично воссоединению влюбленных сопутствовал и воскрешенный роман Мастера, ведь «рукописи не горят». А если любовь - это рукопись, которую писали днями и ночами, в успех которой верили, которою жили, сгорит ли она? Мастер и Маргарита, уходя вместе в выстраданный мир счастья, доказали, что настоящая любовь пройдет все: она сгорит в языках пламени, но воскреснет из пепла.

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д.

«Мастер и Маргарита» является необычным романом, ведь тема любви в нем затронута лишь во второй части. Кажется, что писатель пытался подготовить читателя к правильному восприятию. История любви Мастера и Маргаритыявляется неким вызовом окружающей обыденности, протестом против пассивности, желанием сопротивляться разным обстоятельствам.

В отличие от темы Фауста, Михаил Булгаков заставляет именно Маргариту, а не Мастера, связаться с дьяволом и оказаться в мире черной магии. Именно Маргарита, такая жизнелюбивая и беспокойная, оказалась единственным персонажем, отважившимся на опасную сделку. Чтобы встретиться со своим любимым, она была готова рискнуть чем угодно. Так и началась любовная история Мастера и Маргариты.

Создание романа

Работа над романом была начата приблизительно в 1928 году. Изначально произведение называлось «Роман о дьяволе». На тот момент в романе даже не было имен Мастера и Маргариты.

Через 2 года Булгаков решается основательно вернуться к своему главному произведению. Изначально в роман входит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя 5 лет появляется всем известное название «Мастер и Маргарита».

В 1937 году Михаил Булгаков переписывает роман заново. На это уходит около 6 месяцев. Написанные им шесть тетрадей и стали первым полным рукописным романом. Спустя несколько уже диктует свой роман на машинку. Огромные объемы работы были выполнены за неполный месяц. Такова история написания. «Мастер и Маргарита», великий роман, заканчивается весной 1939 года, когда автор исправляет абзац в последней главе и диктует новый эпилог, который сохранился до сегодняшних дней.

Позже у Булгакова появлялись новые идеи, но исправлений уже не было.

История Мастера и Маргариты. Кратко о знакомстве

Встреча двух влюбленных была довольно необычной. Идя по улице, Маргарита несла в руках букет довольно странных цветов. Но Мастера поразил не букет, не красота Маргариты, а именно бесконечное одиночество в ее глазах. В тот момент девушка спросила Мастера, нравятся ли ему ее цветы, но он ответил, что предпочитает розы, и Маргарита выбросила букет в канаву. Позже Мастер будет рассказывать Ивану, что любовь между ними вспыхнула внезапно, сравнивая ее с убийцей в переулке. Любовь и впрямь была неожиданной и не была рассчитана на счастливый конец - ведь женщина была замужем. Мастер в то время работал над книгой, которую никак не принимала редакция. А ему важно было найти человека, который смог бы понять его творчество, почувствовать его душу. Именно Маргарита и стала тем человеком, разделив с Мастером все его чувства.

Становится понятно, откуда грусть в глазах девушки, после того как она признается, что вышла в тот день с чтобы найти свою любовь, а иначе она бы отравилась, ведь жизнь, в которой нет любви - безрадостна и пуста. Но на этом история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Зарождение чувства

После встречи с возлюбленным глаза Маргариты блестят, в них горит огонь страсти и любви. Мастер находится с ней рядом. Однажды, когда она шила любимому черную шапку, она вышила на ней желтую букву М. И с этого момента начала называть его Мастером, подгоняя его и предрекая ему славу. Перечитывая роман, она повторяла запавшие в душу фразы и сделала вывод, что в том романе ее жизнь. Но в нем была жизнь не только ее, но и Мастера.

Но напечатать свой роман Мастеру так и не удалось, на него обрушилась резкая критика. Страх заполонил его разум, развилось Наблюдая за горем любимого, Маргарита также изменилась в худшую сторону, побледнела, похудела и совсем не смеялась.

Однажды Мастер бросил рукопись в огонь, но Маргарита выхватила из печи то что осталось, как бы пытаясь сохранить их чувства. Но этого не произошло, Мастер исчез. Маргарита снова остается одна. Но история романа «Мастер и Маргарита» была Однажды появился в городе черный маг, девушке приснился Мастер, и она поняла, что они еще обязательно увидятся.

Появление Воланда

Впервые он появляется перед и Берлиозом, которые в разговоре отвергают божественность Христа. Воланд пытается доказать, что в мире существуют как Бог, так и Дьявол.

Задачей Воланда является извлечение гения Мастера и прекрасной Маргариты из Москвы. Он со своей свитой провоцирует в москвичах неблаговерные поступки и убеждает людей, что они останутся безнаказанными, но потом сам же их и наказывает.

Долгожданная встреча

В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого. Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный. Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.

Смерть Мастера и Маргариты

Оказалось, что Мастер не в своем уме, поэтому долгожданное свидание не принесло радости Маргарите. И тогда она доказывает Воланду, что Мастер достоин, чтобы его вылечили, и просит об этом Сатану. Просьбу Маргариты Воланд выполняет, и они с Мастером снова возвращаются в свой подвал, где начинают мечтать о своем будущем.

После этого влюбленные пьют фалернское вино, принесенное Азазелло, не зная, что оно содержит яд. Они оба умирают и улетают с Воландом в иной мир. И хоть на этом заканчивается история любви Мастера и Маргариты, но сама любовь остается вечной!

Необычная любовь

История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд.

Дело в том, что, когда любовь посетила события начали складываться совсем не так, как хотелось бы. Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда. Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.

Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.

На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.

Произведение и его автор

Мастер считается автобиографическим героем. Возраст Мастера в романе составляет около 40 лет. В таком же возрасте и был Булгаков, когда писал данный роман.

Проживал автор в городе Москва по улице Большая Садовая в 10-м доме, в 50 квартире, которая и стала прообразом «нехорошей квартиры». Мюзик-холл в Москве послужил Театром Варьете, который располагался неподалеку «нехорошей квартиры».

Вторая жена писателя свидетельствовала, что прототипом кота Бегемота выступал их домашний питомец Флюшка. Единственное, что изменил автор в коте, так это цвет: Флюшка был серым котом, а Бегемот - черным.

Фраза «Рукописи не горят» была не раз употреблена любимым писателем Булгакова - Салтыковым-Щедриным.

История любви Мастера и Маргариты стала настоящим и останется объектом обсуждения еще на много веков.