История полотенца. История русского полотенца уходит корнями в самую древность Виды полотенец на руси нарядные
Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.
Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.
В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.
Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода - будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.
Присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.
Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное - жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.
С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
На большие праздники - Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе - хаты обвешивали более украшенными рушниками - праздничными, а в пост - „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.
История русского полотенца уходит
корнями в самую древность.
Это сейчас полотенце на кухне - совершенно привычный нам предмет обихода или декора. А ведь действительно - раньше все было совсем иначе. В период великого Домостроя девушка с юных лет сама готовила себе приданое: шила, кроила и вышивала куски полотна, мечтая о том какой уютный будет её дом и каким счастливым будет её семейное будущее.
«Полотенце» - вы вслушайтесь в это слово! Оно является уменьшительным от слова «Полотно». По принципу: полотно-полотенце, окно-оконце, дно-донце. Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера, и каждое имело свое значение.
Быть может, именно поэтому подготовленное невестой приданое так ценилось. По искусности, аккуратности и мастерству расшитых полотенец оценивали молодую хозяйку в семье мужа.
Полотенца, изготовленные за период девичества и развешанные в новом доме на следующий день после свадьбы, были для молодой жены посвящением в новую жизнь и вкладом в общее дело создания большой и дружной семьи - той самой счастливой семьи, о которой мечтала каждая девушка.
Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце "БожнИк". Это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. На нем обязательно должны быть вышиты две начальные буквы от имени Б. М. (Богородица Мать) или И. С. (Иисус Христос).
Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.
Вышитые полотенца для крестин обязательно должна была вышить крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка была счастливой и радостной.
Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, народные традиции соблюдались свято. Во время венчания они становились на венчальный белый рушник, по народной традиции. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты
Были и специальные хлебные вышитые полотенца — хлебники. На них клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.
Современные полотенца зачастую выполнены в технике напечатанного на ткань рисунка и не идут ни в какое сравнение с теми пусть грубоватыми, но с любовью обшитыми и вышитыми разноцветным узором полотенцами старины. Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце! Быть может, прогресс, который окружает нас теперь повсеместно, все же не так хорош, как о нем принято думать?!
Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. В фондах Художественно-исторического музея имеется большая коллекция рушников.
Зачастую бытует мнение, что слово «рушник » происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.
Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.
Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.
Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении - на них несли гроб, вешали на могильный крест.
На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.
Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник », венчальный рушник и хлебосольный рушник.
Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.
Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.
Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение . Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.
Особенности традиционной вышивки
При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:
- отсутствие узлов, перекрутов, обрывов нити в рисунке . Согласно верованиям, если узлы и перекруты нитей имели место быть, ритуальное значение орнамента на рушниках пропадало. Стежки должны переходит друг в друга, нить заканчивается после выполнения отдельного фрагмента или в конце вышиваемого участка. Вместо узлов используются закрепки;
- использование только натуральных тканей и нитей . Считается, что максимальное действие, как оберег, дают вручную спряденные нити, сотканное полотно, окрашенные волокна;
- настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.
При выполнении вышивки на свадебном эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи , а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Важно : в одном изделии следует использовать не только сочетающиеся цвета, но и сочетающиеся символы.
Узоры и их символизм
Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.
Основными знаками считаются:
Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы :
Отличия русского, украинского, белорусского рушников
Говорить о базовом различии вышивки свадебных рушников в России, Белоруссии и на Украине с учетом современного осмысления и переделки старинных узоров странно. Теряется значение орнаментов, смысл сочетания мотивов – остается внешняя эстетика и соответствие моде.
Однако базовые отличия существуют:
- в российской и белорусской традиции (особенно северных областей) преобладают знаки земли и воды, солнца, из растительных орнаментов – дуб, васильки, колосья, из животных – лошади и олени, птицы – петухи;
- украинская вышивка радует большим разнообразием растительных мотивов , многоцветными узорами;
- в северных областях предпочитали вышивать счетными швами (настил, плетеный, гладь), в южных – крестиком и художественной гладью .
На фото ниже, представлены традиционные для разных стран рушники:
Белоруссия
Россия
Россия
Украина
Еще примеры орнаментов на рушниках:
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Вышивка на полотенце
Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Макошь
Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Птица
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Солнце
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Макошь
Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Птица
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь
Земля
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Макошь
Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Птица
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь
Птица
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.