История создания мультфильма «Трое из Простоквашино. Юрий Норштейн: «Ежик в тумане» появился после криков и сердечных капель Ступеньки карьеры и перспективы
А начиналась история этого мультфильма в пионерском лагере, где тогда ещё молодой Эдуард Успенский подрабатывал библиотекарем. Интересных книг на всех детей не хватало, и начинающий писатель, чтобы развлечь малышей стал придумывать как бы вечернюю сказку - приключения жителей деревни Простоквашино: славного Дяди Федора, преданного и честного Шарика, потрясающе умного, немного ироничного кота Матроскина и старенького почтальона Печкина.
Интересно, что в начале Дядю Федора Успенский представил детям как лесника, проживающего в деревне, но по совету Бориса Заходера изменил его на мальчика, ровесника потенциальных читателей.
Раскадровка к мультфильму «Трое из Простоквашино»:
Книга была впервые опубликована в 1973 году. Не без проблем. Редакторам очень не нравились двусмысленные фразы, за которые мы теперь и любим этот мультфильм. А через год повесть была экранизирована - на творческом объединение «Экран» вышел трехсерийный мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот». Но этот мультфильм не имел успеха (если честно, я о нём узнал не так давно, лет 7-8 назад).
Раскадровка к мультфильму «Трое из Простоквашино»:
Ну а спустя 4 года историю решили переснять. Эдуард Успенский переписал сценарий. В итоге в него не вошло много моментов из повести. Но возможно это и к лучшему. Ведь популярность нового мультфильма превзошла книгу в сотни раз.
Режиссёром «перезапуска» стал Владимир Попов. Работу по созданию образов героев он разделил между двумя художниками-постановщиками. Левон Хачатрян работал над образами почтальона Печкина, Папы и Мамы дяди Фёдора и самого дяди Фёдора.
Николай Ерыкалов работал над образами животных: кота Матроскина, пса Шарика, коровы Мурки и её телёнка Гаврюши.
Предварительный эскиз к мультфильму «Трое из Простоквашино». Собрание Музея кино:
Ерыкалову долго не давался образ Галчонка - птичка получалась безликой, не такой, как представлял ее режиссер. Отложив человеческих персонажей, к работе над пернатым подключился Хачатрян - но тоже безуспешно. В конце концов, дело дошло до того, что каждого, кто заходил в комнату художников на «Союзмультфильме», просили нарисовать Галчонка. К его созданию приложил руку и Леонид Шварцман - создатель Чебурашки. В итоге птичку слепила дружба: внешность Галчонка вобрала в себя элементы, нарисованные лучшими художниками-мультипликаторами СССР.
С героями-людьми тоже не все было просто. Маму Дяди Федора Левон Хачатрян, недолго думая, срисовал со своей жены - актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», - позже писал Хачатрян. Поговаривают, жена художника возмущалась - мол, ее изобразили в мультике какой-то нервной и вредной, а ведь она совсем не такая. От гнева жены Хачатряна спасла именно форма очков: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной», - смилостивилась Мясникова.
Шер А.С. Эскиз к фильму «Зима в Простоквашино». Собрание Музея кино:
Но наибольший конфликт вызвал Дядя Федор. Предлагаемым художником образом мальчика режиссёр был недоволен.
Предварительные эскизы к мультфильму «Трое из Простоквашино». Собрание Музея кино:
В итоге его эскиз Попов принёс сам. И в итоге Хачатрян нарисовал его вихрастым, румяным, с носом-картошкой.
Однако во время работы над следующей серией - «Каникулы в Простоквашино» - в проект пришел новый художник, Аркадий Шер, которому Владимир Попов разрешил перерисовать персонажей. Изменения затронули всех, но больше всего досталось дяде Федору: с его лица практически исчез румянец, нос уменьшился и заострился, вместо беспорядочной «вихрастой» стрижки на голове образовался уложенный начес.
Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»:
Такие «изменения в лице» глубоко оскорбили Левона Хачатряна. Художник разругался с режиссером и ушел из проекта: третью серию, «Зима в Простоквашино», рисовали уже без него. А бедный Дядя Федор к ней опять изменился: обзавелся покраснением на кончике носа, пухлыми губами и совершенно невнятной стрижкой. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», - разочарованно сокрушался Хачатрян.
Досталось и маме дяди Фёдора.
Но больше всего разочарования мультфильм принес сотруднику киножурнала «Фитиль» Анатолию Тараскину. В свое время он близко дружил с автором историй про Дядю Федора Успенским. Писатель не скрывал, что отчасти списал кота именно с приятеля - с его характера, его повадок… И первоначально Матроскин должен был зваться Тараскиным. Но Тараскин-человек воспротивился: «Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал…»
В итоге Успенский, отправляя произведение в печать, был вынужден заменить кота Тараскина на кота Матроскина. Книга широкого успеха не имела, а вот после выхода мультфильма имя «Матроскин» узнала вся страна. «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел», - по словам Эдуарда Успенского, переживал Тараскин.
Во многом успеху простоквашенцы обязаны артистам, которые их озвучили. Состав действительно подобрался первоклассный - Лев Дуров «в роли» Шарика, Борис Новиков - почтальон Печкин, Мария Виноградова - Дядя Федор, Валентина Талызина - его мама. Ну и, разумеется, щедрую порцию первоклассного шарма привнес в мультфильм Олег Табаков, озвучивший Матроскина. Который и поныне упоминает, что десятилетия прошли, а в его голосе по-прежнему проскальзывают кошачьи интонации, да и без цитат не обходится: «А я еще и вышивать умею… И на машинке тоже!»
Мультфильм стал необычайно популярен. В 1980 году на экранах появилось продолжение мультфильма - «Каникулы в Простоквашино». Третья часть - «Зима В Простоквашино» - появилась в 1984 году. Не многие знают, что есть ещё и четвёртая часть - «Весна в Простоквашино», снятый в наше время, но это уже совсем не то.
«Трое из Простоквашино» (1978) - мультипликационный фильм, первый из серии «Трое из Простоквашино» (продолжения - мультфильмы « Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино»). Создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Создатели:
Режиссер - Владимир Попов
Сценарист - Эдуард Успенский
Художники-постановщики - Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян
Художники-мультипликаторы - Марина Восканьянц, Марина Рогова, Сергей Маракасов, Эльвира Маслова, Д.Анпилов, Галина Зеброва, Рената Миренкова
Оператор - Кабул Расулов
Директор - Любовь Бутырина
Композитор - Евгений Крылатов
Звукооператор - Борис Фильчиков
Редактор - Раиса Фричинская
Роли озвучивали - Лев Дуров (Шарик), Валентина Талызина (мама), Борис Новиков (почтальон Печкин), Мария Виноградова (Дядя Фёдор), Герман Качин (папа), Олег Табаков (кот Матроскин)
Монтажер - Наталия Степанцева
По желанию режиссера Владимира Попова работа над созданием экранных образов была разделена между художниками-постановщиками. Левон Хачатрян работал над образами почтальона Печкина, Папы и Мамы дяди Федора, и самого дяди Федора. Николай Ерыкалов работал над образами животных: кота Матроскина, Шарика, Мурки (Коровы), Гаврюши. Образ Галчонка долго не получался, поэтому каждого, кто заходил в комнату художников на «Союзмультфильме», просили нарисовать Галчонка. К его созданию даже приложил руку Л.Шварцман, создатель Чебурашки.
Маму дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки … Очки, на моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные». (из записей Левона Хачатряна).
До «Простоквашино» Николай Ерыкалов и Левон Хачатрян уже работали вместе над мультфильмом «Бобик в гостях у Барбоса». Внимательный зритель может заметить, что между героями этих двух мультфильмов есть определенное сходство.
Единственный типаж, по которому команда так и не пришла к единому решению - это сам дядя Федор. Поэтому именно его экранный образ сильнее всего меняется от серии к серии.
Цитаты:
Печкин: А чего это вы в сундуке везёте?
Матроскин: А это мы за грибами ходили, ясно вам?
Печкин: Конечно ясно, чего ж тут неясного. Они бы ещё с чемоданом пошли!
Галчонок: Кто там?
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес заметку про вашего мальчика
Печкин: Сейчас я буду вашего мальчика измерять.
Дядя Федор: Я ничей, я сам по себе мальчик - свой, собственный.
Дядя Федор: Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет.
Мама: От этой картины на стене очень большая польза: она дырку на обоях загораживает!
Матроскин: Что это мы всё без молока и без молока? Так и умереть можно.
Шарик: Мясо лучше в магазине покупать.
Матроскин: Это почему?
Шарик: Там костей больше.
Печкин: Его надо в поликлинику сдать, для опытов!
Матроскин: Подумаешь! Я ещё и вышивать могу, и на машинке - тоже…
Дядя Федор пишет письмо маме с папой:
- Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын дядя Шарик.
Трое из Простоквашино и другие приключения Дяди Федора
Началось все с того, что детский писатель Эдуард Успенский написал книжку «Дядя Федор, пес и кот». Все помнят мальчика, которого за взрослость прозвали Дядя Федор. Очаровательного кота Матроскина, подкупающего своей житейской мудростью и особой полосатостью. Простоватого Шарика и почтальона Печкина в лохматой шапке-ушанке. Вся эта компания проживает на лоне природы, в экологически чистом местечке Простоквашино. Занимается фотоохотой, расширяет хозяйство - заводит корову Мурку и борщелюбивый трактор, ссорится, прячется от родителей и вдохновенно бездельничает.
Многое из литературного источника не вошло в мультфильм. Зато популярность экранизации в сотни раз превзошла популярность книги. Первая серия, которая называлась «Трое из Простоквашино» вышла в 1978 году. «Отцом» всех героев мультфильма стал художник Левон Хачатрян.
Однако уже спустя два года у режиссера Владимира Попова с художником-постановщиком случился конфликт. В проект пришел А.Шер, которому разрешили перерисовать персонажей. Герои, что называется, переменились в лице. Особенно досталось Дяде Федору. Тем не менее, следующие две серии были встречены на ура. И «Каникулы в Простоквашино», и «Зима в Простоквашино» по сей день остаются одними из самых популярных советских мультфильмов.
Во многом успеху герои мультфильмов обязаны артистам, которые их озвучили. Состав действительно подобрался первоклассный - Лев Дуров «в роли» Шарика, Борис Новиков - почтальон Печкин, Мария Виноградова - Дядя Федор, Валентина Талызина - его мама. Ну и, разумеется, щедрую порцию первоклассного шарма привнес в мультфильм Олег Табаков, озвучивший Матроскина. Который и поныне упоминает, что десятилетия прошли, а в его голосе по-прежнему проскальзывают кошачьи интонации, да и без цитат не обходится: «А я еще и крестиком вышивать умею.... И на машинке тоже!»
Кот Матроскин под его чутким руководством получился незабываемым. Центром, вдохновителем и руководителем маленькой вселенной. Причем кем-кем, а сказочным персонажем Матроскина не назовешь. Он практичен, бережлив, за словом в карман не полезет и не пропадет ни при каких обстоятельствах. Выдает афоризмы на-гора и оставляет остальных героев в тени своего чувства собственного достоинства. Одним словом, бессмертный персонаж. Кстати, кот первоначально должен был носить имя Тараскин - в честь сотрудника киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. Но тот категорически заскромничал. И, разумеется, вскоре очень пожалел.
Серия мультфильмов о Простоквашино действительно приобрела завидную популярность. Даже в свободной виртуальной энциклопедии Википедия есть вполне научная статья об этом населенном пункте. Например, Википедия предоставляет такие данные в графе «демография»: «Местное население представлено котом Матроскиным, псом Шариком, почтальоном Печкиным, Галчонком, Коровой Муркой и теленком Гаврюшей. В окрестных лесах водятся зайцы и птицы, в реках - бобры и рыбы. По выходным и праздничным дням, а так же в дни школьных каникул население существенно увеличивается за счет городских родственников - дяди Федора, его папы и мамы».
Большая виртуальная энциклопедия также выделяет средства коммуникации: «В деревне ловятся центральные каналы телевидения, телефонов нет. Связь осуществляет Простоквашинское почтовое отделение путем обмена письмами, телеграммами, бандеролями и посылками. Между городом и деревней существует ещё один вид почтовых отправлений, не имеющий аналогов в реальном мире, - живая говорящая почта в виде галчонка, помещенного в посылку». Википедия всячески демонстрирует всю серьезность исследования и прямо-таки дядефедоровскую деловитость. А иначе и нельзя. К полету творческой мысли писатели, а в особенности детского писателя, относиться нужно ответственно и со знанием дела.
«Трое из Простоквашино» (1978)
Первый фильм трилогии о городском мальчике по прозвищу Дядя Фёдор, бездомном коте Матроскине, псе Шарике и прочих, которые в силу различных причин стали жить в деревне Простоквашино.
«Каникулы в Простоквашино» (1980)
Дядя Фёдор решил провести летние каникулы не в Сочи, а в деревне Простоквашино вместе со своими друзьями - котом Матроскиным и псом Шариком. Матроскин не нарадуется своей коровой Муркой и изобилием молока, а также от рождения телёнка Гаврюши. А Шарик в свою очередь самозабвенно увлёкся фото-охотой.
«Зима в Простоквашино» (1984)
Шарик и Матроскин поссорились. Перестали разговаривать друг с другом, живут, как кошка с собакой. И всё из-за того, что Шарик вместо валенок купил себе модные кеды, пробив тем самым брешь в бюджете Матроскина. Связь им помогает осуществлять почтальон Печкин, который передаёт телеграмы из одного конца избы в другой. Неизвестно, чем бы всё это кончилось, если бы на Новый год в Простоквашино не приехали Дядя Фёдор с папой (без мамы, потому что мама должна петь на новогоднем «Голубом Огоньке»). Их старый «запорожец» застрял в снегу, и всем обитателям дома в Простоквашино пришлось вытягивать машину из сугроба на манер ездовых собак. В процессе вытягивания Шарик с Матроскиным помирились. И можно было бы встречать Новый год, да телевизор, главное украшение стола, не работает, и поэтому Печкин решил справлять Новый год дома. Однако папа уговорил его остаться и пообещал, что телевизор будет починен. Телевизор починили, и по нему вскоре должны показать мамино выступление. Но тут выясняется неприятная вещь: звук у телевизора не работает. Разочарованные герои смотрят беззвучное мамино выступление, и вдруг слышат пение, но не из телевизора, а сзади. Оказывается, концерт был записан на видео, а мама сама дошла до Простоквашино на лыжах.
В августе 2009 года
начали работу над продолжение анимационной трилогии Трое из Простоквашино.
"В основу сценария, как было и ранее, положена повесть детского писателя Эдуарда Успенского, с которым мы вместе сейчас работаем. Мы сохранили прежнее место действия, оставили знакомых героев, а также ввели в мультфильм новых персонажей. Это, например, сестра родителей Дяди Федора - полковник в отставке Тамара Ломовая-Бамбина. Эта дама попрощалась с армией и приехала в Простоквашино не только отдохнуть, но и серьезно заняться воспитанием главного героя", - рассказала режиссер Елена Баринова.
Ей принадлежит идея сделать продолжение фильма. "Простоквашино" она считает одной из лучших историй.
"Я попыталась найти всех мультипликаторов, которые работали на картине. И Эльвира Котова, которая рисовала Матроскина, курирует, проверяет, как работают мультипликаторы, - рассказывает Баринова. - Мне очень интересно было сохранить особый дух, который был, как мне рассказывали, в мастерской Попова".
Дух мастерской Елены Бариновой - студенческий. Ее ученики - студенты и вчерашние выпускники ВГИКа - работают под руководством корифеев анимации. Художник Ольга Боголюбова - один из них. Кстати, именно она иллюстрировала все последние книги о Простоквашине, приняв эстафету у Аркадия Шера.
"Задача - чтобы персонажи были узнаваемы. Трудно избавиться от своего почерка, но нужно, чтобы персонажи были самими собой", - рассказывает Боголюбова.
За эти годы герои фильма не очень-то изменились. Дядя Федор стал еще более самостоятельным, Матроскин - еще более домовитым. Кстати, озвучивать кота, как и в прежние времена, станет Олег Табаков. Лев Дуров тоже с радостью согласился вновь встретиться со своим героем Шариком. Дядя Федор будет говорить голосом Ольги Шороховой (до этого она озвучивала галчонка). А почтальоном Печкиным займется даже внешне чем-то похожий на него Александр Панкратов-Черный.
Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.
Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:
- рисованный фильм;
- кукольная мультипликация;
- трёхмерная графика.
В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:
- художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
- художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
- художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
- художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
- художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
- художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
- мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.
Особенности профессии
Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:
3ds Max (3d Studio Max)
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender;
Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:
- создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
- подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
- организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
- На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
- организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
- занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- принимает участие в создании чистовых компоновок.
Не художник — особая разновидность человека,
а каждый человек — особая разновидность художника.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- интересная творческая работа
- возможность реализации таланта
- высокая оплата труда в крупных проектах
- востребованность профессии
- спокойная обстановка.
Минусы
- некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
- работа сидячая.
Место работы
Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.
Важные качества
- пространственное воображение и мышление;
- понимание принципов динамики идвижения;
- глубокая наблюдательность;
- хороший глазомер;
- дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
- художественный вкус;
- чувство стиля;
- актерские способности;
- ответственность;
- позитивное отношение к жизни;
- целеустремленность, одержимость;
- терпение, работоспособность;
- умение находить общий язык стехническим персоналом.
Обучение на художника-мультипликатора (образование)
(Очно, Москва)
Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.
Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:
Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.
Вузы
B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.
Оплата труда
Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.
Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».
Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…
Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился », – говорил Успенский.
На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.
Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка – птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.
У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные », – рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной ».
Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией – «Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю », – сокрушался Левон Хачатрян.
Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.
Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы еще подумал… ». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел ». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.
По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме ». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе ».
Цензуре подвергались многие тексты детского писателя: .