Изобразительное искусство австралийцев. Начатки положительных знаний. Абстрактная живопись: этно-мотивы австралийских аборигенов Произведения художников аборигенов западной и центральной австралии

Аборигены Австралии - самая древняя из живущих на Земле культур. И при этом - одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» - «от начала».

У австралийских аборигенов были самобытные средства самовыражения: среди них - техника резьбы по дереву, нанесение орнамента на деревьях, скалах, земле. Реже встречались рисунки на кожном покрове и лепка из пчелиного воска.

Обычно мы видим сцены повседневной жизни, но самое богатое вдохновение аборигены черпали в мифах, тотемических верованиях. Они наяву переживали события, видимыми средствами связывали себя с миром духов. Такое восприятие максимально приближало их к своим духовным героям, явлениям окружающей природы, на которую они стремились воздействовать.

Искусство аборигенов в большинстве случаев было целенаправленным: оно передавало идеи, а не просто являлось снимком действительности .

Изобразительное искусство было глубоко символичным по своей форме. Оно не передавало полного сходства с оригиналом, поэтому многие узоры и рисунки кажутся людям другой культуры (точнее сказать - цивилизации) лишенными всякого смысла.

Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах.

Однако оно имело скрытое значение, доступное пониманию только посвященных. Линии и рисунки, нанесенные охрой, могли увеличить популяцию растений и животных. Выцветшие, оставленные без должного присмотра рисунки могли вызвать прекращение дождей, неудачи в добывании пищи и даже призвать смерть.

Численность предметов изобразительного искусства различных форм колебалась в разных районах континента. В Тасмании их было, по-видимому, создано очень мало, ибо сохранилось лишь несколько наскальных резных рисунков и изображений на коре. В более сухих областях их число еще скромнее и они не отличались разнообразием, возможно, потому, что местные аборигены постоянно кочевали в поисках пищи. Однако и здесь аборигены вырезали рисунки на земле, скалах и коре, украшали оружие, разрисовывали тела для ритуальных церемоний.

В Восточной Австралии наскальная живопись имела внушительные размеры по площади. Этот район славился также резьбой на деревьях, рисунками на земле, выполненными для обряда посвящения. В Северной Австралии искусство по-настоящему процветало.

Наибольшей выразительностью отличалось изобразительное искусство на полуострове Арнленд. Здесь аборигены тратили много времени для украшения церемониальных предметов, для резьбы и создания цветных рисунков на поверхностях скал и деревьев, создав своего рода шедевры творчества.

Кроме того, были так называемые "рентгеновские картинки", где наряду с внешним видом животных изображались их внутренние органы, а также высокохудожественные декоративные рисунки на коре, часто украшавшие внутреннюю часть хижин, с использованием сюжетов культа данного района.

К огромному сожалению, многое из того, что существовало в обществе аборигенов к началу европейской колонизации, исчезло безвозвратно.

Интересно, что австралийские аборигены (наверное и другие тоже) не могут смотреть обычное кино, так как у них особое зрение: на экране они видят только сменяющие друг друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят все гораздо быстрее остальных людей, которые называют себя "цивилизованными". А картины, которые они рисуют, непонятны нам. Нам обычно видится в них просто авангард. Но для них это - реализм.

Индейцы - очень интересный народ, у них отлично развита мускулатура из-за очень активного образа жизни. Если вы интересуетесь их культурой и любите рисовать, то у вас в голове, скорее всего, возникал вопрос: "Как нарисовать индейца?". Этот народ уникален, но, к сожалению, их культура забывается. В период колонизации многие люди погибли. Эта статья ответит на ваш вопрос о том, как нарисовать индейца.

Несколько фактов

Прежде чем узнать, как нарисовать индейца карандашом, узнайте о них несколько интересных фактов.

Подготовительный этап

Хотите нарисовать индейца? Пошаговая инструкция представлена ниже. Вам понадобятся следующие материалы:

  • Карандаши разной твердости (твердый для наброска и мягкий для заполнения цветом).
  • Лист подходящего формата.
  • Ластик или клячка.

Первый способ

Для данного варианта ответа на вопрос о том, как нарисовать индейца, за основу взят герой мультика «Малютка Гайавата».

Шаг первый. Чуть выше середины листа нарисуйте продолговатую повязку. Под ней изобразите лицо с большими щеками.

Шаг второй. Нарисуйте малышу округлые глаза, рот и нос.

Шаг третий. Над повязкой изобразите объемные волосы, сделайте их торчащими из-под нее. В волосах нарисуйте перо, выглядывающее из-под повязки.

Шаг четвертый. Переходим к рисованию тела. Сначала шея и плечи, потом пухлые ручки. Теперь нарисуйте линию груди и спину.

Шаг пятый. Изобразите ноги, согнутые в коленях. На ногах у него широкие штаны, стопы у него босые.

Шаг шестой. На этом конец, осталось лишь разукрасить полученный рисунок.

Дополнять маленького индейца можете так, как вам захочется. В руке у него можете нарисовать томагавк или лук, тело его можно украсить различными рисунками или повязками.

Маленький индеец готов!

Немного сложнее

Этот вариант того, как нарисовать индейца, немного сложнее и реалистичнее.

Первый этап. Набросайте вспомогательные линии, по которым вы будете рисовать индейца. Сначала нарисуйте круг, который послужит основой для головы, после - два треугольника, один для грудной клетки, другой для тазовой области. Добавьте соединительные линии, обозначьте шею, руки и ноги.

Второй этап. Набросайте форму лица, учтите, что у индейцев заостренный подбородок и вытянутое лицо. Наметьте на лице массивные брови.

Третий этап. Теперь нарисуйте волосы индейца, они должны быть длинными и густыми.

Четвертый этап. Когда готов набросок головы, изобразите немного узкие глаза, нос и рот. На носу должна быть небольшая горбинка.

Пятый этап. Индейцы чаще всего носят головные уборы с перьями. Вы можете нарисовать любой головной убор, какой захотите. В этом мастер-классе на индейце будет повязка с несколькими перьями.

Шестой этап. Теперь пришло время перейти к рисованию тела человека. Начните с наброска плеч, ниже наметьте торс и нарисуйте сильные руки. Левая рука должна быть сжата, так как позже там необходимо изобразить орудие труда, правая рука должна быть расслаблена.

Седьмой этап. Вы отлично справляетесь, если дошли до этого этапа. Наметьте на верхней части руки повязку, которая оборачивает руку, вы можете нарисовать на ней любой узор, который захотите. Доработав повязку, набросайте индийский амулет.

Восьмой этап. Теперь нужно нарисовать штаны. Они должны быть широкими, без сужения к нижней части ноги, по бокам сделайте густую бахрому. Снизу нарисуйте ноги в простой обуви, немного выглядывающие из-под штанин.

Девятый этап. Теперь на штанинах изобразите складки, чтобы рисунок казался реалистичнее. Детализируйте рисунок: нарисуйте морщины и рельеф мышц. Индейцы вели активный образ жизни, не стоит забывать об этом.

Десятый этап. Это почти финальный шаг! Помните сжатую левую руку? В ней нарисуйте лук или копье. Теперь при помощи ластика или клячки сотрите вспомогательные линии из первого шага.

Одиннадцатый этап. Закрасьте рисунок. Не забывайте о светотени, одна сторона должна быть светлее другой. Определите, откуда падает свет, и потом распределяйте оттенки.

Ваш рисунок индейца готов!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В своём блоге о путешествиях я уже успела рассказать о посылке из Австралии, которую получила несколько дней назад.

Сувениры из далёкой загадочной страны были расписаны по мотивам искусства австралийских аборигенов. В Австралии оно в большом почёте, его даже изучают в университетах. Ну и, конечно, наносят на сувенирную продукцию. Ведь что может лучше рассказать о стране, чем её этническое искусство?

Это рисовал австралийский художник Рон Поттер

Я ничего подобного в жизни своей не видела. Мы с дочкой восхитились и, конечно, решили попытаться изобразить нечто подобное.

Нам казалось, что у нас получится красиво – ведь узоры не так уж и сложны. Рисовали мы сперва простым карандашом (контуры), затем – гуашью кисточкой, а потом гуашь наносили ватными палочками (это было самое увлекательное в процессе рисования).

Однако простота изображения оказалась очень обманчивой. Ну и мы, конечно, тоже не такие уж мастера. В общем, сколько мы ни старались, такой же красоты у нас не получилось.

А это – рисовала я…

На этом рисунке изображён кенгуру – тотем береговых кланов аборигенов. Искусство австралийских аборигенов очень символично. И в каждом рисунке – целый рассказ. Кенгуру-тотем совершает путь в центральную часть континента, чтобы продать товары и получить деньги.

Охряные узоры как раз и символизируют деньги (золото). А следами отмечен торговый маршрут. Видите, как всё непросто?

Кстати, художники Австралии занимаются пропагандой искусства аборигенов не просто так, а с благотворительными целями. И проценты с реализации сувениров восторженным туристам уходят на поддержание и сохранение этого искусства, что приносит неплохой доход аборигенам. Прекрасная задумка, правда?

А это – дочка моя старалась…

Австралия – очень богатая страна в плане красот. И абсолютно неизвестная мне и моим детям.

Думаю, наши рисунки – всего лишь начало нашего знакомства с Австралией. И мы с дочкой обязательно почитаем про австралийских животных и ещё нарисуем кого-то из них.

Ну а мой рассказ о посылке из Австралии можете найти здесь — worldroads.ru/posyilka-iz-avstralii. Уверена, Вам будет интересно!

А Вы что-нибудь знаете об искусстве австралийских аборигенов?

Post Views: 7

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-351501-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-351501-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Австралийских аборигенов называют самой древней из живущих на нашей планете культур. Английские колонисты назвали местных жителей «аборигенами», что дословно означает «от начала» (от латинского «aborigene»). Культура австралийских жителей изучена мало, для исследователей остается множество загадок.

Средства для самовыражения у жителей Австралии самобытные и незамысловатые: резьба по дереву, нанесение орнаментов и рисунков на землю, на предметы быта, на оружие, на церемониальные предметы, на скалы и деревья. Также распространены лепка из пчелиного воска и нанесение рисунков на кожные покровы.

Чаще всего в рисунках аборигенов исследователи видят сцены из обыденной жизни, однако австралийские жители черпают вдохновение для своих картин из мифов и преданий. Художник наяву переживает все изображаемое, связывая себя видимыми средствами с миром духов. Столь чуткое восприятие максимально приближает художника к явлениям природы и духовным героям, изображаемым в рисунках.

Искусство австралийских аборигенов имело целью передать идеи, а не только сделать своеобразный снимок происходящего в реальности. По своей форме искусство аборигенов было и остается символично. Оно не преследует цели передачи в изображении полного сходства с объектом, именно поэтому большинство рисунков и замысловатых узоров кажутся людям из других культур бессмысленными. Но для аборигена они понятны и наполнены настроением, переживанием, идеей.

Сохранившийся рисунок автралийских аборигенов

В Австралии можно встретить множество рисунков, выполненных на коре дерева, чаще всего эвкалипта, а также на священных скалах. Не все жители имели возможность оставлять рисунки на скалах и деревьях. Художник обязан был понимать смысл начертаний, а это было доступно только посвященным. К примеру, рисунки или линии, которые наносились охрой, могли способствовать хорошему урожаю и увеличению популяции животных. Оставленные же без присмотра и выцветшие орнаменты могли вызвать засуху, принести неудачу в поиске пищи и других делах.

В разных районах всего континента численность рисунков и предметов искусства варьировалась. Очень мало рисунков осталось в Тасмании - до настоящего времени дошли только несколько изображений, сделанных на коре и высеченных на скалах. Меньшее количество изображений наблюдается в засушливых районах континента, в таких местах рисунки не отличаются сильным разнообразием. Это может быть связано с тем, что местным жителям было сложно находить пищу и выживать в сложившихся условиях. Но даже здесь можно встретить орнаменты на коре деревьев, земле, скалах, аборигены украшали оружие и разрисовывали свои тела.

Восточная Австралия богата живописью австралийских аборигенов, особенно район известен искусством резьбы на деревьях. Северная часть Австралии - кладезь изобразительного искусства аборигенов. А наиболее выразительные шедевры встречаются на полуострове Арнленд, где местные жители довольно много времени посвящали созданию церемониальных предметов, а также разноцветных рисунков на деревьях и скалах.

Необходимо особо отметить так называемые «рентгеновские картинки», распространенные не только в Австралии, но и в искусстве некоторых народностей

Поразительная художественная продукция австралийских аборигенов была неизвестна на Западе вплоть до 1970-х. В течение десятилетия искусство аборигенов преодолело границы этнического или примитивного выражения, чтобы занять достойное место среди современных художественных движений, появилось в престижных музеях и галереях мира. В сообществе аборигенов, живущих в центре западной австралийской пустыни, обнаружилось беспрецедентное возрождение искусства. Возникли разные группы художников-аборигенов, использующих современные техники не только для того, чтобы выразить традиционные и религиозные мотивы их культуры, но также и для интерпретации актуальных современных тем.

Позже всплеск художественного творчества туземцев обнаружили в самых разных регионах Австралии: сообщество аборигенов города Новый Галь на юге, провинция Виктория, Квинсленд, Западная Австралия (кланы коори, миррие, ньонга)… Такая художественная деятельность сыграла важнейшую роль в осознании аборигенами своих прав в их требовании получить политический и социальный голос в решении различных проблем внутри австралийского сообщества. В искусстве аборигенов выдвижение таких требований сочетается с проявлением абсолютной духовности и привязанности к своей земле.

В наши дни аборигены свободно перемещаются по континенту. Даже если отличительные особенности их художественной продукции обусловлены корнями, традициями, связанными с их географическим происхождением и определяются культурой, индивидуальными особенностями конкретного художника, проекты, темы, идеи постоянно смешиваются. Большая часть продукции, определяемой как «традиционное искусство аборигенов», создана в сообществах, удаленных друг от друга на сотни километров.

Австралийские художники-аборигены используют разнообразные средства, включая живопись на коре, листьях, резьбу по дереву, наскальные изображения, живопись с использованием песка, церемониальные одеяния, декорирование разных инструментов. В культуре аборигенов искусство - один из ключевых ритуалов и используется, чтобы пометить территорию, напоминать о прошлом, рассказывать истории про незапамятные времена. Аборигены верили, что их мир возник в результате акта творения. Неаборигенам трудно понять исключительную важность искусства для их жизни.

Исследователь Говард Морфи писал: «Искусство было и остаётся центральным компонентом традиционного способа жизни йёлигу, имеет большое значение и в политической сфере, и в отношениях между кланами. И является действенным компонентом системы жёстко обозначенного знания. А на более метафизическом уровне искусство для аборигенов является главным средством для воссоздания событий прошлого, почитания предков и общения с миром духов».

История искусства аборигенов насчитывает 50 тысяч лет, о чём свидетельствуют древние рисунки на коре, обнаруженные в самых удаленных регионах земли Австралии, созданные ранее появления наскальных рисунков в пещерах Ляско и Альтамиры.

Изначально функция и ценность искусства аборигенов имели священный характер и отражали эмоциальные, политические и даже практические аспекты жизни первых поселенцев на континенте. В наши дни, хотя искусство аборигенов и утратило присущую прошлому периоду сакральную природу и оказалось приспособленным к требованиям международной публики, тем не менее, и современная художественная продукция аборигенов по-прежнему имеет корни в древнем мистическом восприятии мира.

В культуре аборигенов важную роль играет концепция «сновидений», обращающая не только к мифам творения, но также к пейзажу и тесной связи с ним аборигенов. Кроме того, согласно их тотемическим верованиям, духи предков продолжают жить среди людей и сегодня. И от духов предков зависит социальная идентичность и духовная ответственность аборигенов. Поэтому сновидения обеспечивают связь с прошлым, с самим временем, с источником первичного знания.

Вовсе не удивительно, что сновидения образуют контекст и сюжет большинства произведений художников-аборигенов. На многих символических предметах, оружии изображены рисунки, иллюстрирующие эти мифы, подчеркивающие их сакральный характер. Резьба на камне, картина на коре или земле свидетельствуют, что такое творчество само по себе является ритуальным актом.

Живопись на коре дерева - самая распространенная форма искусства у аборигенов. Используемая в древности для строительства жилищ, часто украшенная символами и мотивами, снятая с эвкалиптов кора - гибкий, гладкий материал, в то же время прочный. Стиль рисунков варьируется в разных зонах Австралии. В некоторых регионах рисунки воплощают фигуративную тенденцию, как в окрестностях, недалеко от города Оэнпелли, на западе от Земли Арнхема. А на востоке, как в окрестностях Йиркала, в рисунках появляются более абстрактные и геометрические мотивы. А рисунки на коре на острове Гроот Эйландт, наоборот, отличаются глубиной черного фона, на котором и появляются изображения.

Символы искусства аборигенов, их значение

Культура и традиции австралийских аборигенов развивались на протяжении нескольких тысячелетий. И символы в их искусстве являются продолжением этой традиции и не отличаются от наскальных изображений и росписей в пещерах, созданных аборигенами в последние столетия. Традиционно эти символы использовались в изображениях на песке и татуировках на теле во время церемоний и корроборис, народного танца аборигенов-австралийцев. Причем в каждом регионе Австралии символы имеют свои особенности. В артсимволах Северного Квинсленда доминировали образы речного берега в специфическом стиле «перекрестных линий» или «рентгеновских лучей», исконном для уроженцев этих мест.

Аборигены Центральной Австралии в своем творчестве делали акцент на «песочных» или «точечных» картинах, передающих образ пустыни.

Австралийские аборигены верили в магическую силу «сновидения» или акта творения окружающего мира под названием Тьюкуррпа. Эта культура развивалась, когда предки аборигенов заселили сельскую местность Австралии. Особое значение они придавали источникам, рекам, горам и скальным образованиям. Отношения аборигенов с природой, отождествление с ней, особенно с землей, космосом и морем, было глубоким и исключительно духовным по своей природе.

Современное искусство аборигенов основывается на этих древних и традиционных символах, художники-аборигены создают из них очень простые конфигурации, схемы, но полные значения. Такие символы применяются и в татуировках для церемоний и наносятся на предметы, оружие и другие вещи, используемые аборигенами. Они верили, что художественные символы имеют огромную власть над людьми. Такое ритуальное значение символов прослеживается у нескольких поколений художников и духовных лидеров аборигенов.

Традиционная связь со сновидениями всё еще имеет важное значение в произведениях художников-аборигенов. Хотя основная концепция артсимволов достаточно упрощенная, аборигены активно используют ее, чтобы создавать одухотворенные и прихотливые конфигурации, в которых зашифрованы сложные истории. Знак V - артсимвол, обозначающий мужчину аборигена. Если символ V сопровождается кругом или несколькими концентрическими кругами, это указывает на мужчину, сидящего возле источника. Спиралевидные линии - символическое изображение текущей воды. И рассказывают они про власть мужчины аборигена. Это история про водоноса, использующего свою прирожденную способность вызывать дождь. Каждый дополнительный символ придает еще большую силу и значение картине.

Точка, пятно - один из основных символов у художников Западной пустыни и Центральной Австралии, придающий их картинам такое своеобразие. Точки, пятна могут обозначать звезды, искры от костра, землю. Современные художники-аборигены утверждают, что обычные зрители могут увидеть в картинах лишь внешнюю историю. Только знатоки истинного значения символов способны понять внутреннюю, таинственную историю картин. Но сегодня художники-аборигены используют точечную пунктуацию, пятна, чтобы затемнить или зашифровать смысл символов в их картинах.

Религиозные и культурные аспекты искусства аборигенов

Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический оттенок, связанный с жизнью аборигенов в глубокой древности. Многие современные арт критики Запада полагают, что если в таком искусстве не прослеживается духовность аборигенов, его нельзя считать подлинным туземным искусством, воплощающим их истинную суть. С таким мнением абсолютно не согласен Вентен Рубунтья, художник-абориген, пейзажист, полагающий, что трудно найти какое-либо искусство, лишенное духовного значения. Рассказывание историй и тотемные изображения встречаются во всех формах искусства аборигенов. Причем существует и часто используется и специфическая женская форма искусства аборигенов - в регионе Земля Арнхем.