Известные актрисы разделись на сцене ради спасения больных детей. Голая пионерка. Современник. Пресса о спектакле Эдвард Бонд "Спасенные"

Театр Кирилла Ганина открылся в 1994 году в Москве. Первый же спектакль, в котором участвовали обнаженные актеры, вызвал такой скандал, что режиссера арестовали за рекламу порнографии.

Биография Ганина и творческая деятельность

Сергей Ганин родился 8 марта в 1967 году. Новое имя взял позже, когда увлекся театром. До этого окончил институт МГСУ НИУ (строительный университет, кафедра теории сооружений), но по профессии не работал. Уже после успеха своего проекта пошел учиться на режиссуру в МГИК (институт культуры).

Театр Кирилла Ганина (адрес первой постановки - сцена «ШОЛОМ») открылся показом спектакля «За закрытыми дверями» по одноименной пьесе Сартра 29 мая. Ганин является единственным режиссером, ставит зарубежную и отечественную классику, а также собственные произведения.

На третьем показе Кирилла арестовали по статье 228 УК (распространение порнографии). 4 месяца он просидел в следственном изоляторе, затем был выпущен до суда под В ходе разбирательств был направлен для выяснения вменяемости в НИИ Сербского.

В середине 1995 года был полностью оправдан и признан вменяемым, после чего театр Кирилла Ганина возобновил работу в официальном статусе. Спектакли в основном идут в камерном режиме на малой сцене, что создает атмосферу интима и близкого контакта со зрителем.

Скандальная история театра


Чем же прославился Концептуальный театр Кирилла Ганина? Москва видела многое, но драматические постановки с голыми актерами на сцене - это уникальное явление. Ничего порнографического в самом тексте нет. Режиссер ставит любимых классиков, но обнажает идеи своих произведений в прямом смысле слова.

От «правды жизни» не у всех вызывает восторг. Ганин вынужден судиться с наследниками пьес и депутатами Государственной Думы. В 1997 году режиссер выпустил сказку с эротическим уклоном «Муха-Цокотуха». На театр Кирилла Ганина подала в суд Е. Ц. Чуковскоя (внучка классика). Адвокаты обеих сторон урегулировали скандал без судебного разбирательства. Название спектакля было переименовано в «Муха-Потаскуха».

Проект «Мастер и Маргарита» по повести Булгакова шел в театре в 1999 году. Сергей Шиловский (наследник писателя) подал в суд за нарушение прав, но проиграл. Режиссер сумел доказать, что в тексте нет правок, все взносы за авторство он заплатил, поэтому имеет право ставить произведение в своей концепции. Депутаты Н. Губенко и Е. Драпеко в 2003 году обратились напрямую к министру внутренних дел с требованием закрыть Концептуальный театр Кирилла Ганина и запретить показ постановки «Ленин в сексе». Их просьбу отклонили.

К 2005 году режиссера настолько затравили, что в целях самозащиты (и для рекламы) Ганин сам подает в суд на Дарью Донцову и издательство "Эксмо" за то, что в своем романе «Дантисты тоже плачут» в одной из реплик диалога героев подрывается его профессиональный статус и репутация. Фраза в книге звучала так: «Разве это искусство? Это просто статус, так же как театр Кирилла Ганина. Пошлая порнография, но сделать ничего невозможно».

На этот раз суд отклонил иск Ганина с заключением, что Донцова, как писатель, может создавать тексты по своему усмотрению. В ответ режиссер выпустил спектакль под провокационным названием «Д. Донцова. Эротические фантазии». История закончилась миром. Издатели убрали фразу из романа, а Ганин снял постановку с проката.

Ганин - политик

4 апреля 2012 года Кирилл Ганин со своими друзьями, журналистами И. Дудинским и создал партию «Россия без мракобесия», официально зарегистрированную МЮРФ. Основной тезис - опасение интеллектуалов за общее образование в школах и протест против углубления знаний закона Божьего в ущерб математике и русскому языку.

Кроме возрастающего влияния церкви на государственную власть, партия выдвигает тезисы об общем «оглуплении» народа. В доказательство приводит ослабление школьной программы, низкие зарплаты, нелогичные решения главы государства. Цитата из речи Ганина В. Путину на конференции 25 октября 2012 года: «Патриарх Кирилл - это опасность создать современного Распутина. Если президент позволит церкви захватить власть, он не сможет вернуть ее обратно».

Успех «голого» театра

Несмотря на бурную деятельность в стенах суда и на политической арене, Ганин в первую очередь - режиссер своего театра. Спектакли Кирилла Ганина проходят с успехом, и в зале не бывает свободных мест. Хотя и не все готовы воспринимать «обнаженку» на сцене.

На каждом показе часть зрителей уходит с середины постановки в глубоком шоке и возмущении. Но те, кто остался до конца, навсегда влюбляются в откровенное театр Кирилла Ганина - это попытка подарить людям мощный заряд положительной энергии, ощущения катарсиса (очищения). Вернуть зрителя в детство, к истокам песочницы, где каждый был самим собой.

Поддержка идеи Ганина

Во время первого ареста режиссера и в дальнейшей деятельности Ганина поддерживали такие известные люди, как Р. Быков, Г. Волчек, Р. Виктюк, В. Жириновский, Б. Покровский, В. Новодворская, А. Хинштейн, М. Захаров, В. Лановой, К. Райкин.

  • «Я посетила Концептуальный театр Кирилла Ганина. Москва - отличное место для революции в драматическом искусстве. Вот он - будущий психологический театр.» - А. Демидова
  • «Я не хочу критиковать. Каждый сам выбирает, что смотреть. Если у Ганина есть артисты, значит, им близок стиль работы режиссера и его моральные ценности.» - К. Орбакайте
  • «Театр Ганина похож на зеркало. Кто что хочет, тот то и видит.» - Д. Дибров.
  • «Мы боролись за свободу искусства и творчества. Так получите или создайте свое.» - В. Жириновский

Искренность в обнажении

Самый искренний театр Кирилла Ганина (адрес: Доброслободская, 2 - 38) ждет своих зрителей. Здесь каждый может участвовать в действии наравне с актерами. Выйти на сцену или просто наслаждаться магией Мельпомены.


Театр – один из самых популярных и удивительных видов искусства. И хотя, по общепринятому мнению, Мельпомена должна нести добро, в истории театра существует ряд театральных постановок, во время которых на подмостках проливалась настоящая кровь или происходило насилие.

1. Театр Гран-Гиньоль


Любители пощекотать нервы, приезжая в Париж в начале 20-го века, обычно посещали театр Гран-Гиньоль - крошечное заведение, расположенное в переоборудованной церкви, которое специализировалось на ужасных и кровавых постановках. Основными темами выступлений в Гиньоль были безумие и страх, а в постановках показывались некрофилия, использование наркотиков, серийные убийства и ужасные болезни. На протяжении всего существования (1897-1963) Гран-Гиньоль боролся с цензурой. После Второй мировой войны театр стал больше не актуален для аудитории, которая испытала ужасы войны не понаслышке.

2. Герман Нитч


Герман Нитч - австрийский художник, композитор, актер и драматург, который в 1960-х годах создал труппу под названием "Театр оргий и мистерий". Вдохновением Нитча стало то, что он пережил во время Второй мировой войны. Поэтому его искусство очень кровавое. Во время выступлений часто забивали живых животных, используя их внутренности и кровь. Кишки валялись по всей сцене, а кровь летела даже на публику. Кровь животных выливали в рот голым актерам, которых раскладывали на сцене в форме креста.

3. Объединение "Паника"


Объединение "Паника" (которое было названо в честь греческого бога Пана) - коллектив, организованный Фернандо Аррабалем, Алехандро Ходоровски и Роландом Топором в 1962 году. Ходоровски столкнулся с цензурой в своей родной Мексике и отправился в Париж, где он встретился с двумя другими художниками. Группа посвятила свою работу противостоянии буржуазии, которая стала причиной ввода тотальной цензуры, и ставила самые нелепые спектакли, которые было только возможно представить. По сути, "Паника" старалась максимально шокировать и эпатировать публику. Ходоровски убивал гусей на сцене, обмазывал женщин, которые выступали топлесс, медом, имитировал кастрацию, использовал гигантский крест в качестве фаллоса.

4. Дзяды


Написанная в 19 веке известным польским писателем Адамом Мицкевичем, пьеса "Дзяды" является одним из самых популярных польских представлений. В пьесе идет речь о поляке Густаве, который умирает и реинкарнируется в виде Конрада, революционера, борющегося против царской России за польскую национальную свободу. В 1968 году польский Национальный театр сделал современную постановку "Дзяды", в которой играли известные польские актеры. Несмотря на то, что пьеса была направлена против царской России, а не против советской власти, в Польше решили запретить спектакль, что в итоге привело к студенческим волнениям и политическому кризису в стране.

5. Театр Living Theatre, постановка "Connection" и Франкенштейн


Постановка Джека Гелбера "Connection" установила новые стандарты жестокости и реализма в театре. В постановке, дебют которой состоялся в 1959 году, изображается разговор группы наркоманов, которые ждут своего дилера. Использование свободного диалога дало зрителям нервирующее ощущение, что они не смотрят пьесу, а на самом деле стоят на углу улицы, наблюдая, как наркоманы живут своей повседневной жизнью. Для пущего реализма, актеры ходили по аудитории с просьбой дать деньги на наркотики.

Впервые "Connection" появился на сцене Living Theatre, экспериментальной театральной группы, которая специализировалась на экстремальных, крайне политизированных пьесах. Эти постановки выполнялись в необычных местах, таких как сталелитейные заводы и бразильские тюрьмы. Одной из поздних постановок театра стал римейк "Франкенштейна", в которым на сцене изображались кровавые и страшные убийства.

6. Плейбой западного мира


Джон Миллингтон Синг уже был хорошо известным поэтом и драматургом в своей родной Ирландии, когда в 1907 году он создал пьесу "Плейбой западного мира". Но он никак не ожидал, к чему это приведет. В пьесе молодой психопат убивает своего отца топором, а затем хвастается убийстве перед женщинами. История так потрясла общественность, что в Ирландии вспыхнули массовые беспорядки на улицах. В итоге пьесу запретили в стране, но многие годы спустя "Плейбой западного мира" начали считать одной из величайших ирландских пьес.

7. Гюнтер Брус


В Вене в течение непродолжительного времени существовало такое радикальное движение, как акционизм, которое стремилось соединить искусство с политикой. Гюнтер Брус был одним из наиболее радикальных представителей акционизма. В 1968 году в студенческом центре при австрийском университете Брус со своими товарищами Отто Мулем и Освальдом Винером организовали постановку "Kunst und Revolution", во время которой Брус испражнялся прямо на сцене и занимался самоудовлетворением во время пения австрийского гимна. В итоге всех троих арестовали. Последнее представление художника состоялось в 1970 году.

8. Сара Кейн "Подорванные"


В пьесе "Подорванные" изображены два персонажа (журналист-расист и его молодой любовник), которые находятся в гостиничном номере в то время, как снаружи идет гражданская война. В пьесе присутствует огромное количество ужасных сцен насилия: несколько изнасилований, взрыв смертника, суицид и каннибализм мертвого ребенка. "Подорванные" была первой пьесой Кейна, но ее премьера в Лондоне в 1995 году вызвала сенсацию. Критики сравнили ее с "окунанием головы в помойное ведро". Но трагическое самоубийство Кейн в возрасте 28 лет (она написала всего четыре других пьесы) привело к переоценке ее работы.

9. Эдвард Бонд "Спасенные"


В пресловутой сцене постановки Эдварда Бонда "Спасенные" банда головорезов находит в парке плачущего ребенка в коляске. Вместо того, чтобы утешить ребенка, бандиты мучают его, испражняются на него и в конечном итоге забивает ребенка камнями до смерти. Когда пьеса была впервые поставлена в Лондоне в 1965 году, она вызвала неоднозначную реакцию. Критики начали клеймить драматурга тем, что он создал подобную сцену только для обретения популярности, а некоторые начали упрекать Бонда в садизме. Правительство даже пыталось запретить пьесу, но со временем она стала широко известной. Бонд заявил, что это всего лишь попытка заставить зрителей обратить внимание на многие из проблем, затрагивающие Великобританию и сегодня.

10. Дурное семя


В пьесе-триллере "Дурное семя" нет таких шокирующих сцен и жестокого реализма, как во многих других пьесах в этом списке, но в ней есть ужасный сюжет: мать постепенно понимает, что ее восьмилетняя дочь Рода является серийным убийцей-маньяком. По мере развития сюжета, она также обнаруживает, что ее собственная мать также была серийным убийцей, и что так называемое "дурное семя" может передаваться от одного поколения к другому. Пьеса имела огромный, но скандальный успех на Бродвее в 1954 году. По пьесе впоследствии был снят фильм, который также стал хорошо известен.

Единственный в России фестиваль-школа станет бунтом против лицемерия

Международный фестиваль-школа «Территория» проходит в России 8-й раз. Фестиваль современного театра - это микс культур, жанров и стилей. В этом году покажут музыкальное «Пробуждение весны» Кирилла Серебренникова, Rausch из Дюссельдорфа, бельгийский спектакль-танец в честь Пины Бауш. А самый взрывоопасный спектакль сыграют два грека: один в строгом костюме, другой же - совершенно обнаженным.

Гвоздей в этом году в программе фестиваля несколько. Первым станет дуэт Сиди Ларби Шеркауи и индийской танцовщицы Шанталы Шивалингаппы «Play». Эти мастера contemporary dance покажут мир в его диалогичности и двойственности - движения и слова, игра соприкоснутся в диалоге живой музыки и танца, Востока и Запада, начал Инь и Янь. Спектакль «Игра» станет игрой во всех смыслах - актеры на сцене играют роли, играют в шахматы... В танце сплетаются не только тела - танцуют и их голоса. Сиди Ларби убежден, что пение - это внутренняя хореография. Кроме того, Play - это гимн в честь Пины Бауш. Именно она выступила в роли судьбы свела артистов вместе, и в 2008 они представили на фестивале Бауш свой первый совместный проект.

Следующий именитый гость программы - немецкий спектакль Rausch. Rausch - это дурман, опьянение, шум, упоение. Все человеческие страсти в этом спектакле мутировали, люди живут в постоянной усталости и изоляции друг от друга. Эпоха социальных сетей, которая доводит человека до агонии - вот о чем эта 4-я совместная постановка немецкого режиссера Фалька Рихтера и голландки Анук ван Дайк. По словам Рихтера, Rausch - это потеря контроля. Это крик обо всем - о любви и политике, обществе и одиночестве.


Оригинал фотографий на сайте: territoryfest.ru

А теперь - «Внимание! В спектакле используется обнаженное тело». Самое провокационная постановка - греческая «Первая материя». Нашумевший экспериментальный спектакль вышел в 2012, и теперь раскрывает в России тайну двойственной натуры художника. На сцене двое мужчин - один из которых одет в приличный костюм, а второй совершенно обнажен. Снизу - черный пол, кругом - белые стены. Это личность, внутри которой танцуют и извиваются эти двое - человек и Художник, художник и его творение. Они как вечная жизнь не могут остановиться и не в состоянии найти своего места в этом мире.

Зарубежные спектакли глубокие и громкие - сплошной шик-модерн. Но не отстает и наша сцена: на «Территории» сыграют «Пробуждение весны» Кирилла Серебренникова, которое до сих пор не могут забыть во всем мире. В 2006 этот мюзикл взорвал Бродвей и получил премию Топу. Здесь снова - контраст и диалог. Лицемерие взрослого мира - и режущая яркость жизни героев-подростков. Кроме мэтра русскую часть фестиваля на малой сцене Театра Наций представляют молодые режиссеры. Тут одни новинки: Тимофей Кулябин и «Электра» (премьера прошла в театре Наций в январе) , «Камень» Филиппа Григорьяна, а также удивительный спектакль «Три дня в аду» Дмитрия Волкострелова, где актеры просто выполняют физические действия, а их голоса звучат на аудиозаписи.

Все это безумство избрало основным местом действия Театр Наций, но программа обширная, места не хватает. Поэтому задействовали "Гоголь-центр", "Платформу", Московский музей современного искусства, концертный зал "Москвич", Центральный музей Вооруженных сил и Дом-музей Ермоловой.

Однако «Территория» - не просто буйство современного театра. Это площадка из трех фрагментов - зарубежного, русского и образовательного. Арт-директор фестиваля Роман Должанский на открывающей пресс-конференции заметил, что главное - это вдохновить молодежь на открытие новых форм и нового языка современного искусства.


Оригинал фотографий на сайте: territoryfest.ru

-«Территория» соединяет разные культуры, жанры и стили», - пояснил он. Поэтому единственный фестиваль-школа готов «окультурить» сотню творческих студентов из России и ближнего зарубежья - кроме бесплатного входа не все спектакли фестиваля для них организуют специальные мастер-классы. Ведь совсем не дурно, когда опытом с молодежью делятся такие мэтры, как Кирилл Серебренников, Деклан Донеллан, Ларс Ойно и индийское «дитя востока и запада» Шантала Шивалингаппа.