Как выглядят татары, внешность женщин и мужчин фото, типичные черты татарской национальности. История происхождения татар

Общая характеристика татарского народа и численность населения

Народ татары недаром считают самым подвижным из всех известных народов. Спасаясь от неурожайности на родных землях и в поисках возможностей наладить торговлю, они быстро переселялись в центральные районы России, Сибирь, в дальневосточные регионы, на Кавказ, в Центральную Азию и на Донбасские степи. В советское время эта миграция была особенно активной. На сегодняшний день татары проживают на территории Польши и Румынии, Китая и Финляндии, США и Австралии, а также в Латинской Америке и арабских странах. Несмотря на такую территориальную распространенность, татары в каждой стране стараются объединяться в общины, бережно храня свои культурные ценности, язык и традиции. На сегодняшний день общая численность татарского населения составляет 6 миллионов 790 тысяч человек, из них почти 5,5 миллиона проживает на территории Российской Федерации.

Основной язык этнической группы – татарский. В нем выделяют три основных диалектических направления – восточный (сибирско-татарский), западный (мишарский) и средний (казанско-татарский). Выделяют также следующие субэтносы: , астраханские, сибирские, татары-мишари, ксимовские, кряшены, пермские, польско-литовские, чепецкие, тептяри. Первоначально в основе письменности татарского народа лежала арабская графика. Со временем стала использоваться латиница, а позже – кириллица. Подавляющее большинство татар придерживаются мусульманского вероисповедания, их называют мусульмане-сунниты. Есть еще небольшая численность православных, которые называются кряшен.

Особенности и традиции татарской культуры

У татарского народа, как и у любого другого, существуют свои особенные традиции. Так, например, обряд бракосочетания предполагает, что о свадьбе юноши и девушки имеют право договариваться их родители, а молодых просто ставят в известность. Перед свадьбой обсуждаются размеры калыма, который жених уплачивает семье невесты. Гуляния и застолье в честь новобрачных, как правило, происходит без них самих. По сей день принято, что жениху неприемлемо входить в родительский дом невесты для постоянного проживания.

Культурные традиции и особенно в плане воспитания подрастающего поколения с самого раннего детства у татар очень сильны. Решающее слово и власть в семье принадлежит отцу – главе семейства. Именно поэтому девочек учат быть покорными своим мужьям, а мальчиков – уметь господствовать, но при этом очень внимательно и бережно относиться к супруге. Патриархальные традиции в семьях устойчивы и по сей день. Женщины, в свою очередь, очень любят готовить и почитают татарскую кухню, сладости и всевозможную выпечку. Богато накрытый стол для гостей считается знаком почета и уважения. Татары известны своим почитанием и безмерным уважением к предкам, а также людям, старшим по возрасту.

Известные представители татарского народа

В современной жизни на слуху достаточно много выходцев этого славного народа. Например, Ринат Ахметов – знаменитый бизнесмен Украины, богатейший украинский гражданин. В мире шоу-бизнеса прославились легендарный продюсер Бари Алибасов, российские актеры Рената Литвинова, Чулпан Хаматова и Марат Башаров, певица Алсу. Известная поэтесса Белла Ахмадулина и художественная гимнастка Алина Кабаева тоже имеют татарские корни по отцу и являются заслуженными деятелями Российской Федерации. Нельзя не вспомнить и первую ракетку мира – Марата Сафина.

Татарский народ – это нация со своими традициями, национальным языком и культурными ценностями, которые тесно связаны с историей других и не только. Это нация с особенным характером и толерантностью, которая ни разу не стала инициатором конфликтов ни на этнической, ни на религиозной, ни на политической почве.

Ещё из

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.
Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.
Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).
Сам же Чингисхан категорически запрещал называть монголов татарами.
Кстати, есть версия, что название племени могло произойти и от тунгусского слова «та-та» - тянуть тетиву.

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.
Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар.
Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.

Татары - титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Численность

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:

  • Узбекистан - 320 000;
  • Казахстан - 200 000;
  • Украина - 73 000;
  • Киргизия - 45 000.

Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.

Казань - столица Татарстана

Язык

Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.

Религия

Подавляющее большинство татар - мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Название

Самоназвание нации - татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат , означающий «испытывать», плюс суффикс ар - «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы - «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда - могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Внешность

Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:

  1. Понтийский
  2. Сублапоноидный
  3. Монголоидный
  4. Светлый европейский

В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.


Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.


До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они - продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым - выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.


Одежда

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

  1. Удлиненная рубаха (кулмэк).
  2. Штаны типа шаровар.
  3. Длинная безрукавка.
  4. Широкий пояс.
  5. Тюбетейка.
  6. Ичиги.

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески - турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет - кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.


Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Традиции

Татары - нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан - это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй - праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.


Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз - приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране - священной для мусульман книге.

Имена

Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:

  • Карим - великодушный;
  • Камиль - совершенный;
  • Анвар - лучистый;
  • Арслан - лев;
  • Динар - драгоценный.

Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:

  • Венера - звезда;
  • Гульнара - украшенная цветами;
  • Камалия - совершенная;
  • Люция - светлая;
  • Рамиля - чудодейственная;
  • Фирюза - лучезарная.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа - жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш - печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма - домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак - тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава - угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак - сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия - закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.


Из напитков популярны:

  • айран - кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет - прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова - актриса.
  2. Марат Башаров - актер.
  3. Рудольф Нуреев - танцор балета.
  4. Муса Джалиль - знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев - классик татарской литературы.
  6. Алсу - певица.
  7. Азат Аббасов - оперный певец.
  8. Гата Камский - гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов - олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова - пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость - важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

ТАТА`РЫ , тюркоязычный народ; основное население Республики Татарстан (по данным переписи 2002 года - 2,019 тысяч человек); второй по численности коренной народ РФ (в 2002 году – 5669,9 тысяч человек).

История названия (этнонима). Впервые этноним татары появился у древнетюркских племён Алтая, Забайкалья и Монголии в VI – VIII веках в формах «отуз-татар» («тридцать татар») и «токуз-татар» («девять татар»). В XIII веке в Монгольской империи термин «татары» обозначал аристократию и был социально престижным. В средние века термин использовался на Руси, в Западной Европе и на мусульманском Востоке для обозначения населения Улуса Джучи. В результате присоединения татарских ханств Волго-Уральского региона и Западной Сибири (XVI - начало XVII веков) к Русскому государству была разрушена их этнополитическая система, произошли территориальное разделение их единой культуры, деклассирование сословия военно-служилой знати и христианизация части населения, что способствовало внедрению терминов «татары» и «мусульмане» в среду народных масс. Во 2-ой половине XIX - начале XX веков в ходе буржуазных преобразований и подъёма национального общественно-поли тического движения понятие «татары» стало общим для ряда тюркоязычных групп Волго-Уральского региона и Западной Сибири. Постепенно утрачивались локальные самоназвания: у поволжско-приура льских татар - меселман, казанлы, мишар; у астраханских - нугай, карагаш; у сибирских - тубыллык, туралы, бараба; у польско-литовски х - меслим, липка татарлары. В 1-й четверти XX века этноним «татары» стал общим для значительной части тюркоязычного населения Волго-Уральского региона и Западной Сибири. По данным переписи 1926 года, большинство тюркоязычных мусульман Поволжья, Приуралья (за исключением башкир) и Западной Сибири приняла это название.

Расселение. Ядро татарского народа сформировалось на территории Поволжья и Приуралья. Постоянные миграции, особенно поволжско-приура льских татар, привели к увеличению мест их проживания в России и мире. Массовая миграция началась после завоевания Русским государством татарских ханств, что было связано с резким усилением национального, социального и религиозного гнёта. В конце XIX века в Приуралье проживало свыше 1 миллиона татар. В XIX - начале XX веков поволжско-приура льские татары стали заметной этносоставной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири.

В 1920–30-е годы большая часть татар проживала в РСФСР (95,2% в 1937 году). К 1959 году резко возросла их численность вне РСФСР, особенно в Казахстане и Средней Азии (в 1959 году - 780 тысяч человек, включая насильственно депортированных в 1944 году крымских татар). На рост численности татарского населения в этом регионе в том числе повлияло освоение целинных земель Казахстана. К 1989 году в республиках Средней Азии сформировалась крупнейшая в СССР татарская диаспора (1179,5 тысяч). По данным переписи 2002 года татары компактно проживают в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири, разрозненно - почти во всех областях РФ. Татары проживают также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Урбанизация. Татары являются одним из самых урбанизированных народов РФ. Начало урбанизации относится к периодам Волжской Булгарии и Золотой Орды, в которых существовала довольно развитая сеть городов поселений. Во 2-й половине XVI – начале XVII веков, после присоединения татарских ханств к Русскому государству, городская прослойка среди татар резко сократилась. После реформ 1860-х годов урбанизация татарского населения усилилась. В начале XX века урбанизованность поволжско-приура льских татар составляла 5%, большинство жило в Казани, Уфе, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Астрахани. В 1930–80-е годы в связи с бурным развитием промышленностист и и ростом городов более половины татар в СССР стали горожанами (по данным переписи населения 1989 года, 69% татар).

Основные этнотерриториаль ные группы : поволжско-приура льские, сибирские татары, астраханские татары. Самыми многочисленными являются поволжско-приура льские татары, включающие казанских, касимовских, мишарей, общности крещёных татар и нагайбаков. Среди сибирских татар выделяют этнографические группы тобольских, тюменских, барабинских, томских татар и этносословную бухарскую группу. Астраханских татар делят на юртовских, кундровских и карагашей ногайского происхождения. Самостоятельной группой являются польско-литовски е татары, сформировавшиеся как общность военно-служилых татар, переселявшихся в XIV–XVII веках из Золотой Орды и татарских ханств в Великое княжество Литовское.

Антропология. По антропологическо й типологии татар относят в основном к уральской группе, являющейся переходной между европеоидной и монголоидной расами. Этнически они сформировались путём смешения европеоидного населения с монголоидными компонентами.

Разговорный язык. Народно-разговор ный язык татар, формировавшийся в течение столетий, относится к булгаро-кыпчакск ой группе тюркских языков. Включает мишарский, средний и восточный диалекты. Внутри них выделяют ряд говоров. Народно-разговор ный язык татар, формировавшийся вместе с современный татарским этносом, имеет ряд особенностей, которые объединяют между собой диалекты поволжско-приура льских и сибирских татар и отличают их от других тюркских языков. Язык активно взаимодействовал с языками соседних народов. В период формирования и развития язык татар испытал значительное влияние со стороны арабских и персидских языков, являвшихся в период Золотой Орды литературными языками этого государства наряду с поволжским тюркu. Современный татарский литературный язык сформировался на рубеже XIX–XX века на основе народно-разговор ного говора казанских татар при заметном участии мишарского диалекта. Испытал этнокультурное влияние русского, ногайского, чувашского, башкирского, мордовского, марийского и удмуртского народов.

Письменность. Истоки татарской письменной традиции относятся к древне-тюркским руническим памятникам VII–XI веков, основу которых составляет орхоно-енисейско е письмо, использовавшееся в Волжской Булгарии. С принятием ислама в 922 году в официальном делопроизводстве булгар заметную роль начало играть арабское письмо. Самый ранний из сохранившихся памятников булгарской литературы - поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе» (1233 год). С начала XIV века при составлении официальных документов применялось арабское письмо. Вплоть до 1-й трети XX века использовалась арабская графика. В 1928–29 арабографический алфавит был заменён латиницей, в 1939–40 - русским письмом, созданным на основе русифицированной кириллицы. В 2000 году ГС РТ принял закон о переходе на латинскую графику, но практическая реализация его была остановлена из-за поправки к Федеральному закону «О языках народов РФ» (2002 год) о недопустимости на терр. РФ использования в гос. языках народов России некириллических алфавитов.

Вероисповедание. Верующие татары - в основном последователи суннитского ислама. Религиозными центрами являются муфтиаты в Москве, Казани, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени, руководители которых объединены в Совет муфтиев России и в Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ. В РФ насчитывается около 2,6 тысяч татаро-му­сульма нских приходов (махаллей). В России проживают также небольшие (около 35 тысяч человек в 2002 году) субконфессиональ ные группы татар (крещёные, нагайбаки), предки которых в XVI–XVIII века подверглись христианизации.

Основные концепции происхождения. Наиб. ранняя из них - булгаро-татарска я теория , к-рая основывается на положении о том, что этнич. основой Т. явилась булгар. общность, сложившаяся в Ср. Поволжье и Приуралье в 8 в. (по другим версиям, в 8–7 вв. до н. э. и ранее). Согласно этой концепции, осн. этнокульт. традиции и этнич. особенности совр. татар. (булгаро-татар.) народа сформировались в Волжской Булгарии (10–13 вв.). В периоды Золотой Орды, татар. ханств, Российского гос-ва (16–19 вв.) они претерпели лишь небольшие изменения. Булгар. княжества (эмираты), находясь в составе Золотой Орды, пользовались значит. полит. и культ. автономией. Влияние ордынской этнополит. системы власти, а также культуры (в частности, лит-ры, иск-ва и архитектуры) носило характер чисто внеш. воздействия на булгар. об-во и не было особенно заметным. Важнейшим следствием монг. завоеваний 13 в. стало раздробление Булгарии на ряд эмиратов и султанатов, а также распад единой булгар. народности на 2 этнотерр. группы (булгаро-буртасы Улуса Мухша и булгары эмиратов Волго-Камья). Как полагают сторонники этой теории, в период Казанского ханства булгар. этнос упрочил ранние домонг. этнокульт. особенности и этнически сохранялся (включая и самоназв. «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда татар. бурж. националистами и сов. властью был навязан этноним «Т.». По их мнению, все остальные группы Т. (сиб., астраханские и польско-литов.) сложились на самост. этнокульт. основе, являются фактически отд. этносами и к этнич. истории булгаро-татар Волго-Уральского региона не имеют прямого отношения. Концепция в осн. чертах была разработана в кон. 19 - нач. 20 вв. (труды Х.-Г.Габяши, Г.Ахмарова, Р.Фахретдина и др.). В 1920-е гг., с появлением теории стадиальности развития языка и автохтонного происхождения народов (учение Марра о языке), она получила дальнейшее развитие в работах учёных сов. периода (Н.Н.Фирсова, М.Г.Худякова и др.). В 1920–30-е гг., по мере внедрения «ленинско-сталин ской» идеологии в сов. ист. и лингвистическую науку, булгаро-татар. концепция стала определяющей в отеч. историографии (труды А.П.Смирнова, Х.Г.Гимади, Н.И.Воробьёва, Н.Ф.Ка­линина, Л.Заляя и др.). После принятия пост. ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-по­литич еской и идеологической работы в Татарской партийной организации » от 9 авг. 1944 и проведения Научной сессии АН СССР 25–26 апр. 1946 по вопросу о происхождении казан. Т. эта концепция, получившая офиц. поддержку властей, стала играть первостепенную роль в татар. и сов. историографии. Важнейшим этапом этногенеза татар. народа признавался булгар. период, утвердилась точка зрения о культ.-эволюцион ной преемственности булгар и Т. Вплоть до кон. 1980-х гг. булгаро-татар. концепция активно разрабатывалась историками, археологами и языковедами Г.В.Юсуповым, А.Х.Ха­ликовым, М.З.Закиевым, А.Г.Каримуллиным, С.Х.Алишевым, Р.Х.Ба­риевым, Ф.Ш.Хузиным, Ф.Т.-А.Валеевым, Н.А.То­ми­ловым и др.

Монголо-татарска я теория основывается на гипотезе о переселении в Европу кочевых тюрко-татар и монг. (центр.-азиат.) этнич. групп (по одним предположениям, в домонг., по другим - в золотоордынское время), к-рые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу совр. татар. культуры. Сторонники этой теории отрицают либо преуменьшают роль Волжской Булгарии и её культуры в истории и культуре казан. Т., утверждая, что она была слаборазвитым гос-вом с относительно мусульманизирова нным (полуязыческим) населением. Они считают, что в период Золотой Орды б. ч. булгар. этноса подверглась этнокульт. ассимиляции со стороны пришлого мусульманизирова нного кипчакского населения с высокой гор. культурой, а другая часть (в осн. булгары-язычники) переселилась на окраины Булгарии и в последующем стала основой чувашского народа. Некоторыми авторами выдвигается мысль о «татаризации» населения степей Вост. Европы и Заволжья, в т. ч. Волжской Булгарии, ещё в домонг. время. Концепция возникла в нач. 20 в. в работах рос. учёных (Н.И.Ашмарина, В.Ф.Смолина и др.), нек-рые её аспекты получили дальнейшее развитие в трудах татар. историков-эмигра нтов (А.-З.Валиди, Р. Рахмати и др.). С 1960-х гг. теорию монг.-татар. происхождения татар. народа начали активно развивать чуваш. (В.Ф.Каховский, В.Д.Димитриев, Н.И.Егоров, М.Р.Федотов и др.), башк. (Н.А.Мажитов и др.) и татар. (Р.Г.Фахрутдинов, М.И.Ахметзянов и др.) учёные.

Тюрко-татарская теория происхождения Т. указывает на более широкий, чем Урало-Поволжье, этнокульт. ареал расселения татар. нации и основывается на новой этнологической теории (конструктивизм, структурализм, новая соц. история). Её сторонники подчёркивают тюрко-татар. истоки совр. Т., отмечая при этом важную роль в их этногенезе Волжской Булгарии и кипчакско-кимакс ких этнич. групп степей Евразии. В кач-ве ключевого момента этнич. истории татар. этноса рассматривается период Золотой Орды, когда на основе монг.-татар. и местных булгар. и кипчакских традиций получили дальнейшее развитие государственност ь, культура, лит. язык, сложились новые ист. традиции и этнополит. самосознание в форме этнонима «Т.». В период татар. ханств, возникших после распада Золотой Орды, произошло формирование отд. этнотерр. групп (астраханских, казан., крымских, сиб. и др. групп Т.). Большую роль в этот период, особенно после завоевания татар. ханств, стало играть религ. (мусульм.) самосознание. Во 2-й пол. 19 в., в процессе активного проникновения бурж. соц.-экон. отношений в татар. об-во, подъёма нац. культуры и усиления культ.-интеграци онных связей между различными терр. группами татар. этноса, были актуализированы представления о культ.-ист. единстве татар. этноса и воссозд. ист. традиция в форме татар. идеологии (Ш.Марджани, И.Гаспринский, X.Атласов и др.), произошли формирование совр. «этнополитическо й» нации Т. и утверждение общего само­назв. «Т.». В нач. 20 в. эту теорию развивал Г.Губайдуллин; в ходе репрессий 1930-х гг. её сторонники были физически устранены; в какой-то степени эту линию пытался продолжить писатель Н.Исанбет. В 1940–90-е гг. концепция активно разрабатывалась в трудах заруб. татар. историков (Г.Баттала, А.Н.Курата, Б.Ишболдина, А.-А.Рорлих, Н.Давлета, Ю.Шамильоглу) и иностр. татароведов (А.Каппелера, А. Дж. Франка, М.Кемпера). В СССР в 1960–80-е гг. нек-рые аспекты этой теории развивали татар. историки М.Г.Сафаргалиев, Ш.Ф.Мухамедьяров, Х.Х.Хасанов, М.А.Усманов, Р.У.Амирханов, этнолог Р.Г.Кузеев и филологи Э.Н.Наджип, Н.А.Баскаков, Ф.С.Фасеев.

В 1990–2000-е гг. концепция нашла дальнейшее развитие в трудах А.Г.Мухамадиева, И.Р.Тагирова, Д.М.Исхакова, И.Л.Измайлова, Ф.А.Рашитова и др. Её сторонники напрямую связывают этногенез Т. с тюрко-татар. (др. тюрко-татарами, булгарами, хазарами, кипчаками, кимаками, огузами и др.) и финно-угорскими этнич. группами Поволжско-Приура льского и Западносибирског о регионов. По мнению мн. из них, основу этнокульт. процессов, приведших к формированию совр. татар. нации, составляли обществ.-полит. и религ.-культ. факторы, преломлявшиеся в самосознании народа в форме ист.-генетическо го и культ.-языкового единства (общие мифологические предки, религ. представления, ист. судьба и т. д.), что находило концентрированно е выражение в этнониме «Т.».

Традиции государственност и у Т. имеют более чем тысячелетнюю историю. Первые известия об этнополит. объединениях Т. в Вост. Туркестане и Монголии относятся к 6–8 вв. В Вост. Европе, начиная с 7 в., последовательно возникали тюрко-булгар. гос-ва (Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария). В 1208 в составе Великого Монгольского гос-ва (Еке Монгол Улус) Чингизхана начинает развиваться Улус Джучи, включивший в 1227–43 в свой состав кипчакское, булгар., рус. и ряд других гос-в и этнополит. объединений. Улус Джучи в осн. чертах продолжал тюрко-монг. традиции гос. устройства, а со 2-й пол. 13 в. стал приобретать черты исламского тюрк. гос-ва со своей письменностью, гор. культурой, гос. устройством и единой этнополит. системой (тюрко-монг. система племён, правящие аристократически е кланы, воен.-служилая аристократия, курултаи), правящей династией (Джучиды) и т. д. После распада Золотой Орды на её терр. возникли новые тюр­ко-татар. гос-ва, продолжавшие её традиции: Казанское, Тюменское (Сибирское), Крымское, Астраханское и Касимовское ханства, Большая Орда, Ногайская Орда и др. В период 16–18 вв. все татар. ханства были завоёваны Русским гос-вом, но старые гос. традиции служили одним из важных стимулов к сохранению единства народа.

В нач. 20 в. у Т. усилилась борьба за восстановление своей государственност и, сначала в форме нац.-культ. автономии. В 1918 Миллэт Меджлиси приняло решение о создании Урало-Волжского Штата . Попытка его осуществления 1 марта 1918 (см. «3абулачная республика ») была пресечена сов. пр-вом. В 1918 Наркомат по делам национальностей РСФСР обнародовал положение о Тата­ро-Баш­кирс кой Советской Социалисти­ческо й Республике (осталось нереализованным) . В 1920 в составе РСФСР была образована Татарская АССР. Декларацией ВС республики 30 авг. 1990 ТАССР была преобразована в РТ, после мартовского референдума 1992 объявлена суверенным гос-вом, субъектом междунар. права, связанным с РФ конституциями обеих республик и договорными отношениями о разграничении полномочий между РФ и РТ (1994, 2007).

Этнополитическая история. Предки совр. Т., как и др. тюрк. народов, связаны своим происхождением с прототюрк. населением Центр. Азии (Алтай, Забайкалье, Монголия), где они входили в различные этнополит. объединения. В 6 - нач. 13 вв. др.-татар. этнич. группы создали в Центр. Азии ряд плем. объединений и гос-в. Этнополит. общность «отуз-татар» сформировалась в степях Монголии; в 8 в. в результате воен.-полит. давления китайцев и тюрок она распалась на неск. плем. объединений. Наиб. изв. и сильным из них было объединение «токуз-татар». О языке и культуре др.-татар. племён (6–8 вв.) нет достаточно достоверных сведений; нек-рые языковеды считают их тюрк. народом (франц. востоковед П.Пеллио), другие (М.Ц.Мункуев, Ж. Жэлэ) - монг. Плем. объединение «токуз-татар» в воен.-полит. событиях Центр. Азии часто становилось союзником киргизов, выступая на их стороне против Тюркского каганата (война 723–24). После распада этого каганата др.-татар. племена создали своё этнополит. объединение в Вост. Туркестане, к-рое в союзе с огузами вело войну против Уйгурского каганата. В результате поражения от уйгуров часть из них оказалась в составе Уйгурского каганата, отд. группы переселились в Юж. Сибирь, где вместе с кимако-кипчакски ми племенами образовали Кимакский каганат. Как отмечается в труде «Зайн аль-ахбар» («Украшение известий», 11 в.) Гардизи, правитель этого каганата, согласно кимакской традиции, принадлежал племени Т. В 842 Уйгурский каганат был разгромлен киргизами, земли др.-татар. племён включены в их владения (об этом свидетельствует надпись в долине р.Тес). После изгнания киргизов во 2-й пол. 11 в. др.-татар. племена вошли в состав уйгурских княжеств (Ганьчжоуского, Турфанского и др.), позднее создали свои полунезависимые княжества на границе Вост. Туркестана и кит. провинции Ганьсу. В Вост. Туркестане между гос-вами Караханидов и Тангутов (Си Ся) образовалось неск. княжеств зап. др.-та­тар. племён. Они вели активную внеш. политику в Центр. Азии (посольства в Китай в 958, 996, 1039, 1084, в Ср. Азию в 965, 981 и др.), боролись за контроль над Вел. шёлковым путём, заключали воен.-полит. союзы с Ганьчжоуским и Турфанским княжествами. Правители этих татар. княжеств носили титул «апа-текин» («тегин»). В 11–12 вв. др.-татар. этнополит. плем. объединения занимали значит. терр. Юж. и Вост. Монголии, Сев. Китая, Вост. Туркестана. В нач. 13 в. эти объединения находились в составе Монгольской империи (по данным кит. источников, значит. часть др.-татар. племён была уничтожена Чингизханом , оставшиеся участвовали в его завоевательных походах). Вся эта терр., заселённая др.-татар. народностями, в мусульм. историографии стран Востока получила назв. «Дешт-и татар» («Татарская степь»), а термин «Т.» закрепился за частью населения степей Центр. Азии. В словаре «Дивану лугат ат-тюрк» («Собрание тюркских наречий»), составленном в 1072–74 Махмудом Кашгари , язык др.-татар. племён Вост. Туркестана зафиксирован как тюркский. Предположительно, осн. их часть исповедовала буддизм, другие - манихейство и ислам.

В Волго-Уральском регионе этнич. субстрат Т. составляли полукочевые тюрк. и угорские (венгры , маджары и др.) племена, к-рые в 7–9 вв. активно взаимодействовал и с народами тюрк. гос-в Центр. Азии, Юж. Сибири и Сев. Кавказа (Тюркский каганат , Великая Болгария , Хазарский каганат, Кимакский каганат и др.). В результате тесных межэтнич. взаимоотношений в этнич. субстрат Т. проникали развитые в социальном отношении булгар. племена: булгары , барсилы , баранджары , савиры и др. В кон. 9 - нач. 10 вв. в процессе образования гос-ва наиб. сильной оказалась этнополит. общность булгар, создавших в Ср. Поволжье в 910–70-е гг. Болгарское и Суварское княжества (эмираты). Предположительно, в 980 на базе этих эмиратов и др. земель образовалось гос-во Волжская Булгария . По мере укрепления Булгарского гос-ва и расширения его терр. булгары активно ассимилировали отд. группы огузо-печенежски х (огузов , печенегов ) и кипчакских племён (см. Кипчаки ), а также другие соседние этнич. группы (буртасов , маджар и др.). Огромное значение в консолидации булгар. этноса сыграло принятие в 922 ислама в кач-ве гос. религии. Это способствовало становлению нормативного лит. языка, этнич. историографии («История Булгарии» Якуба ибн Нугмана и др.) и, в конечном итоге, формированию единой надэтничной культуры и этнополит. самосознания булгар, расширению полит., экон. и культ. связей с внеш. мусульм. миром, прежде всего со странами Востока. В 10–13 вв. в степях Евразии сложились др.-татар., кипчако-кимакски е, булгар. и др. тюрк. гос. образования. Внутри них происходила консолидация тюрк. племён, усиливалось влияние мусульм. сознания.

В 1220–40-е гг. все гос-ва и племена Сев. Евразии были завоёваны монг. ханами и вошли в состав Улуса Джучи. Оседлые гос-ва (рус. княжества, расчленённое на эмираты Булгарское гос-во, Хорезм) стали вассальными владениями, причём б. терр. Волжской Булгарии превратились в часть ханского домена, а племенные союзы кимако-кыпчаков оказались раздроблены, их племенная знать частью была истреблена, частью влилась в состав джучидской аристократии, само население Дешт-и Кипчака (степей Евразии) было включено в воен.-адм. и клановую систему Улуса Джучи. Характерно, что в сер. 13 в. стали исчезать домонг. племенные назв. и начала происходить их замена на тюр­ко-монг. (кыйат, найман, кунграт, кереит, катай, мангыт, буркут, джалаир, уйшун и др.), повторяющиеся в различных сочетаниях у ряда терр. групп ср.- век. Т., появились также 4 правящих рода (Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак). Влияние этих татар. (тюрко-монг.) кланов оказалось наиб. сильным в Ниж. Поволжье, Приуралье и Зап. Сибири, где они включили в свою структуру и в осн. ассимилировали угорские и кипчакско-кимакс кие роды. Именно с этого времени в среде различных групп Т. (в т.ч. астраханских, сиб., крымских) и ногайцев вед. положение заняли татар. (тюрко-монг.) кланы: табын, катай, таз, найман, кун­грат/курдак, кереит, карагай, елан, токуз и др. Тюркизированные угорские группы, включённые в их состав, получили назв. иш­тэк/уштэк/ост як, а др. назв. угорского происхождения - б. плем. этнонимы Приуралья (истяк, бикатин, юрма, гайна, уват, супра и др.) - сохранились в осн. лишь в топонимике.

Одновр. в рамках единого гос-ва происходило становление особой тюрко-татар. этнич. идентичности. Важным элементом интеграции золотоордынского населения было распространение в Улусе Джучи ислама, ставшего с нач. 14 в., в период правления хана Узбека (1312–41), гос. религией, а также создание нормативного лит. языка (поволж. тюрки), развитие письменности и лит-ры. Стержнем этих культ.-ист. процессов стало формирование среди воен.-служилой знати имперской надэтничной культуры, включавшей мифологемы и символы джучидской традиции, отчасти мусульм. мировосприятия. Всё это привело к социокульт. консолидации золотоордынской аристократии и к появлению в 14 в. новой этносоциальной общности «Т.», к-рая состояла гл. обр. из мусульм. знати, входившей в кланово-плем. улусную систему Улуса Джучи. Эта аристократия получала во владение земли и улусы в Волго-Ураль­ском регионе, знать местных народов становилась её составной частью. Об этом же свидетельствуют языковые, топонимические и др. материалы, в частности, появление в среде поволж.-приураль ских Т. назв. родовых кланов (иногда в топонимике, родословиях знати и т. д.), таких как кунграт, буркут, минг, токуз, токсоба, кереит, катай, табын, кипчак, алат, бадрак. Сел. и, частично, гор. податное население (кара халык ) использовало для самоназв. тахаллусы, образованные чаще всего от топонимов (аль-Булгари, ас-Сараи, Мюн-Бюляр и др.).

После распада Золотой Орды в сер. 15 в. в составе позднезолотоорды нских полит. образований началось формирование новых этнополит. общностей, имевших свои локальные самоназв., а термин «Т.» становится общим обозначением и самоназв. для сословия их воен.-служилой знати, объединённой в клановую систему и маркированной соционимом «служилые татары». Окончательное оформление этих этнотерр. групп произо­шло в 15–16 вв. в рамках возникших на основе Золотой Орды тюрко-татар. гос-в (Большая Орда, Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и Касимовское ханства), иногда за их пределами (в Великом княжестве Литовском, в Буджакской степи Османской империи). Однако общие гос. и этнокульт. традиции по-прежнему оставались одной из важных причин сохранения идеи единства народа. После присоединения во 2-й пол. 16 в. Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к Русскому гос-ву усилились процессы миграции и взаимодействия между различными этнотерр. группами Т. В Волго-Уральском регионе и Сибири в результате переселения значит. групп служилых татар , состоявших в осн. из мишарей и казан. Т., происходило языковое и культ. сближение различных этнич. групп татар. населения. Наиб. интенсивный характер этот процесс приобрёл в Волго-Уральском регионе, в к-ром к кон. 17 в. сложилась группа поволж.-приураль ских Т. Быстрому формированию этой группы способствовали общие ист., религ., языковые и культ.-бытовые традиции, возникшие в периоды Золотой Орды и татар. ханств, а также объективная необходимость противостояния политике христианизации, русификации и др. формам нац. гнёта. Одной из особенностей этнокульт. развития различных групп Т., условием и следствием их сближения стало осознание принадлежности к единой вере, утверждение общего конфессионима «мусульмане».

Бурное развитие бурж. отношений в России во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. привело к активизации Т. в обществ.-полит. и культ.-просвет. жизни рос. об-ва. В этот период в ходе бурж. преобразований постепенно происходило формирование нового, нац. типа этнич. самосознания на основе этнонима «Т.», а также усилилась консолидация различных европ. и сиб. субэтнич. и этногр. групп Т. Осн. условием для становления татар. бурж. нации стала идеология реформации патриархальных основ татар. об-ва (см. Джадидизм ), приведшая к появлению общетатар. период. печати, новометодной системы татар. конфессиональног о образования, совр. лит. языка, светской лит-ры, нац. книгопечатания.

Одним из свидетельств завершения процесса консолидации татар. нации к нач. 20 в. стало усвоение всеми осн. этнотерр. группами тюрко-татар единого татар. самосознания и утверждение этнонима «Т.». По данным переписи населения СССР 1926, 88% татар. населения европ. части страны записали себя Т. и лишь небольшая его часть в кач-ве этнонима использовала отд. локальные наименования: волж.-приуральск ие Т. - мишар, кряшен (часть из них - нагайбак), тептяр; астраханские - нугай, карагаш; сиб. - бухарлык, тэмэнлик, бараба, тубыллык. Это свидетельствовал о о сохранении отд. форм патриархальных и этнотерр. традиций среди части Т.

Одновр. с этим происходило формирование новой татар. идеологии. Осн. её положения сформулировал Ш.Марджани. Ключевым элементом в процессе становления татар. этноса, по его мнению, стали золотоордынские традиции, сохранившиеся в татар. ханствах. Идеи Марджани были развиты в работах И.Гаспринского, Р.Фахретдина, X.Атласова, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки и др. Эта идеология получила широкое распространение в среде мусульм. тюрко-татар. населения России. В местах компактного проживания Т. повсеместно учреждались различные мусульм. благотворит. орг-ции, гл. целью к-рых было развитие единого этнокульт. и этнополит. самосознания. Высш. формой реализации общетатар. идеологии стали создание в 1906 полит. партии «Иттифак аль-муслимин » и пост. присутствие её лидеров в Гос. думе России всех созывов (С.Алкин, А.Ахтямов, Ибн. Ахтямов, С.Максудов и др.). В программе этой партии выдвигались гл. требования татар. населения: предоставление широкой нац.-культ. автономии, в т.ч. в образовательной и религ. областях.

В период Революции 1905–07 получила развитие идея «татарской государственност и», первонач. в форме нац.-культ. автономии, прототипами к-рой служили местные бюро «Иттифака аль-муслимин». После свержения царя и прихода к власти Временного пр-ва (1917) это полит. движение последовательно добивалось создания широкой нац.-культ. автономии Т. В 1918 Нац. собранием мусульман Внутр. России и Сибири (Миллэт Меджлиси) было принято решение об образовании Урало-Волжского Штата. Однако попытка татар. нац.-демокр. сил реализовать его 1 марта 1918 была пресечена сов. пр-вом (см. «Забулачная республика »). В 1918 Наркоматом по делам национальностей РСФСР в кач-ве альтернативы Ура­ло-Волжскому Штату под давлением национал-большев иков (М.Вахитова, М.Султан-Га­лиев а, Г.Ибрагимова и др.) был предложен проект создания Татаро-Башкирско й Советской Республики (остался нереализованным) . В 1920 в составе РСФСР была образована Татарская АССР, этот процесс был связан с широкой поддержкой татар. движения населением и его готовностью полит. методами защищать свои нац. интересы. В состав авт. республики было включено чуть более половины татар. населения Сов. России (1459,6 тыс. из 3,3 млн. чел.). В результате произвольного установления границ ТАССР и искусств. расчленения татар. народа в её состав не вошли даже те уезды с компактным проживанием Т., терр. к-рых непосредственно примыкали к вновь образованной республике: Белебейский у. с населением 671 тыс. чел. (62% татар и 4,5% башкир) и Бирский у. - 626 тыс. чел. (55% татар и 4,4% башкир). В Татарской республике лишь ок. 50% населения составляли Т.

С созданием ТАССР значит. часть Т. получила возможность развивать нац. систему образования и культуры на родном языке. Впервые после падения Казанского ханства в 1552 татар. язык, наряду с рус., стал гос. В республике был созд. Академический центр для орг-ции науч. иссл. в области гуманитарных наук. Быстрому развитию нац. культуры и массовому образованию населения способствовали политика коренизации гос. аппарата и широкое введение в делопроиз-во татар. языка. В республике проводились работы по подготовке нац. кадров и замещению ими должностей в гос., парт., проф., суд. и др. органах власти, по реализации программы внедрения татар. языка в органах гос. и обществ. управления, учреждениях культ.-массовой работы.

В 1920–30-е гг. шёл активный процесс формирования нового поколения татар. интеллигенции, создавались новые отрасли нац. культуры (изобразительное иск-во, опера, балет и др.), гуманитарной науки, проводилась также политика по укреплению позиции татар. языка в ТАССР и в других регионах страны. В 1926–29 был осуществлён перевод татар. алфавита на лат. графику. По данным переписи 1939, грамотность татар. населения СССР оказалась достаточно высокой: в возрастной группе 50 лет и старше доля гра­мотных составляла 48,3%, 20–49 лет - 78%, 9–19 лет - 96%. В сер. 1930-х гг. из 3339 общеобразователь ных школ ТАССР 1738 (св. 50%) были татарскими. К 1939 из всех уч-ся школ республики 48,7% обучались на татар. языке. Среди студентов вузов доля Т. к 1939–40 достигла 17,2%, среди уч-ся ср.-техн. уч. заведений - 49,5% (данные по ТАССР).

Вместе с тем после образования СССР (1922) нац.-гос. политика руководства страны начала смещаться в сторону ограничения этнополит., нац.-самобытного развития Т. и стала оказывать целенаправленное воздействие на нац.-мировоззрен ческие сферы самосознания народов. Сов. функционеры, опираясь на традиционные дорев. постулаты имперской политики и определ. черты традиционных нац. обрядов Т. и манипулируя ими, начали создавать новые формы этнокультуры, отличные от татар. этнич. ментальности и социально-семейн ых устоев (см. Культурная революция ).

«Большой террор» 1937–38 стал новым трагичным периодом в жизни Т.: по фальсифицированн ым делам о принадлежности к бурж.-националис тической, султангалиевской, троцкистской, бухаринской и др. орг-циям, по обвинениям во вредительстве и т. п. преследованиям и арестам были подвергнуты тысячи предст. полит., науч. и творческой интеллигенции Т. Массовые репрессии привели к тому, что вся дееспособная часть татар. полит. и интеллектуальной элиты была физически уничтожена или оказалась в тюрьмах и концлагерях (на 1 янв. 1942 в системе ГУЛАГа находилось 29,1 тыс. заключённых-Т.). Одновр. с введением рус. алфавита (1939) в значит. степени была нарушена ист.-культ. преемственность в культ. жизни народа.

В годы Вел. Отеч. войны, в период депортации мусульм. населения Сев. Кавказа и Крыма, усилилось идейно-полит. и этнокульт. давление на Т. Огромный урон развитию татар. нац. культуры и науки нанесло пост. ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политиче ской и идеологической работы в Татарской партийной организации» (1944). Одним из спец. мероприятий такого рода стала сессия Отд-ния истории и философии АН СССР, организованная совм. с Ин-том языка, лит-ры и истории КФАН СССР в Москве (25–26 апр. 1946), фактически канонизировавшая тенденциозное изучение этногенеза Т. в рамках одной лишь булгар. теории (см. Научная сессия АН СССР ). Дальнейшим шагом на пути ограничения интересов Т. стало разделение в 1952–53 ТАССР на Бугульминскую, Казанскую и Чистопольскую области (после смерти И.В.Сталина в апреле 1953 они были ликвидированы).

В годы «хрущёвской оттепели» наиб. ак­тивные предст. творческой и науч. интеллигенции Татарстана начали идейную борьбу за нац. возрождение. В 1954 ими было отправлено письмо в ЦК КПСС, в к-ром указывалось на искусств. сдерживание развития нац. культуры, сокращение числа татар. школ, искажение истории татар.-рус. отношений, принижение роли татар. народа в истории Российского гос-ва, а также поднимались проблемы нац. топонимики, ставился вопрос о предоставлении Татарстану статуса союз­ной республики. Во 2-й пол. 1950-х гг. активность нац. интеллигенции заметно усилилась и сов. руководство было вынуждено пойти на ряд мер, способствовавших разрядке обстановки в татар. об-ве. В результате в 1957 возоб­­новили работу орфографическая и терминологическа я комиссии по совершенствовани ю татар. языка, в 1958 Пленум Татар. обкома КПСС принял пост. «О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразователь ных школ», в октябре 1958 состоялся 1-й съезд работников культуры, 24 мая - 2 июня 1957 в Москве прошла Декада татарского искусства и литературы и т.д.

В 1950–80-е гг. произошёл заметный подъём в области татар. культуры и нар. образования, значительно возросла числ. татар. науч., техн. и творческой интеллигенции. В 1970 уд. в. Т. в СССР среди специалистов с высш. и ср.-спец. образованием достиг 1,5% (показатель был выше, чем аналогичный показатель по азербайджанцам, казахам и литовцам). В 1956–57 среди студентов вузов СССР было 25,3 тыс., в 1974–75 - 99,8 тыс. Т. К 1965/66 уч. г. их доля среди студе