Какую религию исповедуют во франции. Религия французов. Имя или должность

Несмотря на доминировании римско-католической церкви в истории, место в стране нашли многие религии. Сегодня есть общины, исповедующие буддизм и индуизм, иудаизм, ислам, а также другие ветви христианства – православие и протестантизм. К католической церкви, несмотря на не религиозность французского общества, формально относят 2/3 французов, которая на земли галлов начала проникать во 2-ом веке, а широкое распространение получила после 481 года, когда веру принял король Хлодвиг.

Францию иногда называли дочерью Ватикана, именно католичество сыграло главную роль в становлении и развитии страны. Важно отметить, что в XIV в. В городе Авиньон непродолжительное время находилась резиденция Папы римского.начиная с 1905 г. в государстве Франция религия не имеет никакого значения — страна является светским государством и толерантная ко всем вероисповеданиям.

Сегодня большинство религиозных сообществ Франции живут мирно, но исторически это было далеко не так. Франция известна своими религиозными войнами. Большинство из них началось после процесса Реформации в Европе. Обновленная католическая церковь во главе консервативной группы с принцем Гизав Васси устроило убийство гугенотов в 1562 году, таким образом, разделив французский народ и начав первые религиозные войны, через которые Англия, Германия и Испания помогали как католикам, так и протестантам.

Во время самого известного инцидента, названного ночью св. Варфоломея, в 1572 году, были убиты тысячи гугенотов. Религиозные войны достигли кульминации войны при трёх Генрихах, в которой Генрих III убил Генриха, принца Гизы, лидера испанской католической лиги, после чего в отместку был убит король. Генрих IV, который после этого стал королем, подписал указ Нанта (1598).

Варфоломеевская ночь

Религиозные конфликты восстановились во время царствования Людовика XIII, когда кардинал Ришелье, чья биография тесно связана с религиозными конфликтами, заставил протестантов разоружить армию и отдать свои крепости. Конфликт закончился убийством Ла-Рошель (1627-1628), в ходе которого протестанты и их сторонники англичане потерпели поражение. Алеосский мир подтвердил свободу религии, но при этом протестанты не имели права на ношение оружия.

Дополнительная информация! Это было также время развития философии. Р. Декарт искал ответы на философские вопросы, используя логику и разум, и в 1641 году сформулировал так называемую теорию дуализма.

Религиозные конфликты опустошали не только Францию, но и Святую Римскую империю. Тридцатилетняя война разрушила власть католической Святой Римской империи. Кардинал Ришелье, несмотря на то, что сражался с французскими протестантами, во время этой войны был на их стороне, этого, как он говорил, требовали национальные интересы.

Габсбургские войска вторглись во Францию, разорили Шампань, угрожали Парижу. В это время, в 1642 году, умер Ришелье и его заменил Юлий Мазарин, а через год умер Людовик XIII и королём стал Людовик XIV.

Через полтора столетия во Франции начнётся время Французских революций, которое упразднит как власть короля, так и католической церкви, которая после тех событий так и не обретёт своего былого величия.

Современность (какие религиозные течения преобладают во Франции сегодня, процессы, связанные с секуляризацией общества)

Сегодня у государства Франция вероисповедание не имеет значительного значения. Кроме католической церкви в стране присутствует целый ряд других вероисповеданий. Далее рассмотрим краткий обзор религиозных общин страны.

СоборПарижской Богоматери

Примерно 750 000 человек исповедуют православие. Несмотря на то, что православие уходит корнями в 1054 г., во Франции общины стали появляться, главным образом, только в XIX в. В основном это представители восточных христианских церквей (греческой, армянской, коптской, русской). Главным образом верующие сосредоточены в столице Париже и на берегах Средиземного моря. Из восточных католических церквей присутствует Украинская греко-католическая церковь, которая имеет там целую епархию и насчитывает около 20 тыс. верующих, их национальность — украинцы.

К иудаизму принадлежит примерно 500 000 верующих, представленных как автохтонами (ашкенази) так и новыми эмигрантами. Известно, что первые евреи осели во Франции при Карле Великом в Х ст.

Ислам исповедует около 4-ёх миллионов человек, хотя данные разнятся, процент верующих в различных источниках колеблется от 2 до 8 % населения страны. Главным образом это новые эмигранты. Но есть и традиционные общины, которые поселились во Франции в средние века.

Интересно. Где-то около 400 000 человек принадлежит к буддизму. Это довольно новое течение, первые переселенцы начали появляться только в 1960 гг. Тем не менее, много французов интересуется этим новым философским течением.

Приверженцев индуизма насчитывается около 150 000 человек. Также эти общины нетрадиционные для Франции, начали переселяться в 1950-ые гг.

Протестантизм исповедует около 1,2 миллиона верующих. Состав их разный, в основном они представлены лютеранской, баптистской, евангелистической, пятидесятнической церквями.

Дополнительная информация! История протестантизма во Франции весьма трагична, об этом свидетельствует Варфоломеевская ночь и другие конфликты.

В разное время существовали и другие христианские течения, которые не признавала официальная римско-католическая церковь. Это катары, вальденсы и другие христианские течения, учение которых отличалось от главных христианских церквей. Например, некоторые отрицали существование Святого Духа, т.е. Святую Троицу и прочее.

Влияние религий и вероисповедания французов на развитие науки, культуры и общества

Один из главных следов в развитии французской науки, культуры, искусства оставила римско-католическая церковь. Первыми очагами знаний в средневековой Европе были монастыри. Там появились первые университеты, первые переписчики книг. К тому всё искусство было на службе у церкви. Необходимо было строить величественные храмы и их украшать. Вера требовала величия и роскоши.

Амьенский собор

К тому же церковь претендовала на господство над человеком и государством. Считалось, что именно у неё особенная миссия, вести человечество к спасению. Поэтому она имела права решать всё, создать нормы, по которым общество будет жить и развиваться. Человек спасётся только тогда, когда будет жить по законам, которые ему она предписала.

Церковь знала всё, и почему всходит и заходит солнце, откуда возникла жизнь и что будет с ней в будущем. И только с окончанием средневековья, церковь и наука, теология и философия разойдутся и начнут самостоятельную жизнь. Поэтому средневековую Францию невозможно представить без церкви. Кроме того, что она оставила после себя великолепнейшие храмы и произведения искусства, она ещё оставила и кодекс моральных норм, на основе которых и сформировалось современное французское общество.

Обратите внимание! Не следует забывать и то, что католическая церковь оказала влияние и на французский язык, который сформировался из латинского (официального языка церкви, науки, медицины в средневековье) и галльского.

Какие экскурсии во Франции, связанные с религией, можно посетить (подробная информация)

Желая посетить Францию, можно отправиться в тур по религиозным местам. Это прежде всего посетить величественные храмы. Из огромного списка можно предложить несколько.

Авиньонский собор или Нотр-Дам-де-Дом. Был построен в ХІІ в. В истории католической церкви имеет важное значение.

Интересно знать! Именно там в 1309-1378 г. располагался Святой Престол, т.е. оттуда шло управление всей католической церковью.

Амьенский собор – это самый большой католический храм Франции, его объём 200 000 м3. Высота шпица – 112,7 м. Его строительство было начато в 1220 г. Шпиц был построен в 1528 г.

Собор Людвика – храм находится в г. Версаль, его строил архитектор Жак Ардуэн-Мансар Младший, внук архитектора Версальского дворца.

Лионский собор – включён в реестр ЮНЕСКО, основан в ХІІ в.

Важно! Туристы могут его посещать с 8 до 12, и с 14 до 19.30. А в выходные и праздничные дни до 17.00.

Реймский собор, построенный в ХІІІ в. В нём короновалось большинство французских монархов.включён в реестр ЮНЕСКО. Высота храма – 81 м.

Базилика Сакре Керв Париже. Снаружи базилика имеет длину 100 м, ширину 50 м, высоту 83 м; внутреннее пространство: длина 85 м, ширина 35 м, купол высотой 55 м и длиной 16 м; высота колокола — 94 м. Основополагающий камень церкви был заложен в 1875 году, строительство было начато в 1878 году. В 1900-1922 гг. была создана великая мозаика, витражи в 1903 — 1920 г. Уже в 1914 году собор готов к освящению, но был прерван начавшейся Первой мировой войной, из-за чего церковь была освящена только в 1919 году. Храм находится в одном из прекраснейших районов – на Монмартре. Посетив этот храм, вы также насладитесь великолепием Парижа.

Обратите внимание! Посещая этот храм туристам важно знать, что фотографировать внутри нельзя, можно только снаружи. Вход в саму базилику для туристов бесплатный. Но если захотите подняться на башню, придётся заплатить 5 евро. Поэтому надо быть к этому готовым.

Одним из самых посещаемых религиозных мест Франции является Лурд. Согласно легенде, в 1858 г.Бернадетте Субиру явилась Богоматерь. На том месте основан санктуарий. Ежегодно приезжает больше 5 миллионов паломников и туристов. Место считается святым, и люди верят в то, что там до сих пор происходят чудеса, тяжелобольные люди исцеляются. Поэтому там можно увидеть большое количество инвалидов.

Религия во Франции сыграла значительную роль в формировании государства, языка, культуры. Сегодня она не отыгрывает важной роли в жизни французов и представлена многочисленными конфессиями.Традиционная католическая церковь теряет количество верующих. Тем не менее, остаются важные центры не только для церкви Франции, но и всего католичества, такие как Лувр, куда каждый год едут миллионы паломников.

Посещая Францию и изучая историю религии страны, мы не только насладимся величием храмов, но и увидим ещё места, связанные с активным практикованием католической веры и сохранением её многовековых традиций.

Французы общаются весьма раскрепощенно, легко и изящно. Мнение общественности здесь не имеет такого веса, как у нас, особенно если мадам или месье чувствует себя правым на все 100. Здесь не в чести авторитеты и формальности. Зато приветствуются бурные эмоции и темперамент, проявляемые в жестах и мимике именно поэтому важно учитывать французский речевой этикет, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Во Франции обращаются: «месье» к мужчинам, «мадам» к женщинам и к девушкам или молодым незамужним женщинам («мадемуазель» отменили).

Деловое общение и переписка

Деловое общение, а также переписка должны вестись на французском языке. Французы болезненно реагируют на использование английского или любо другого языка. Стараются быть пунктуальными, однако не очень сердятся, когда партнер, извиняясь, появляется с опозданием на 15 минут.

Договоры, заключаемые французами, всегда конкретны, точны и лаконичны.

Французы не любят, когда их партнеры вносят какие-либо изменения в ходе переговоров.

Мужчины предпочитают деловую одежду, однако не редко появляются в легких куртках, но обязательно в элегантной рубашке.


Среди французских предпринимателей принято перебивать собеседника, высказывать критические замечания или контраргументы во время обсуждения. Многие важные решения принимаются на деловых приемах. О делах говорят только после кофе, но не сразу, а после разговоров о достопримечательностях, налогах, а также после разговоров на житейские темы.

Не стоит затрагивать в разговоре вопросы вероисповедания, семейного положения, политических пристрастий, проблем, связанных с положением на службе.
Французы любят посещать рестораны, кафе, где подают хорошие вина. Если вас пригласили на ужин, лучше прийти на 15 минут позже назначенного времени, взяв с собой в качестве подарков цветы, шампанское, конфете, бутылку дорогого вина.
Во время обеда вы обязательно должны похвалить качество блюд и напитков. Не принято оставлять еду на тарелке, пользоваться пряностями, подсаливать еду.

Не принято к собеседникам обращаться по имени, если только они сами об этом не попросили. Считается невежливым, если к традиционным приветствиям типа «бонжур» (здравствуйте) не добавить «мсье» или «мадам».

В деловых сферах к женщинам обращаются со словом «мадам» независимо от их семейного положения.

На деловой встрече необходимо представить свою визитную карточку. Во Франции придают большое значение образованию. Поэтому на карточке рекомендуется указать оконченное высшее учебное заведение, особенно если оно пользуется хорошей репутацией.

Во время переговоров французы любят, когда собеседник показывает свой профессионализм. Не одобряют употребление иностранных слов. Особым авторитетом пользуется деловой партнер, свободно говорящий по-французски.

Что категорически запрещено в общении с французами

  1. Здесь не хвастаются своими доходами. На оценку личности влияют уровень вежливости, обаяния, элегантности и вкуса.
  2. Традиционное обращение – «мадам» или «мсье». Обращаться по имени вы можете только, если вас прямо попросят об этом. К приветствию «бон жур» обязательно добавляют «мсье / мадам!». Иначе вас посчитают невежливым.
  3. Чаевые в ресторане обычно включают в счет с пометкой в меню. При ее отсутствии добавьте к счету 10 процентов от суммы. Отдельно дают чаевые гардеробщику и швейцару. Традиционное обращение к официантке – «мадемуазель», официанту – «гарсон».

Согласно опросу католическими мировыми новостями в январе 2007 года: 51% опрошенных являются католиками , 31 % являются агностами или атеистами . (Другой опрос дает пропорцию атеистов, равную 27%), 10% исповедуют другие религии или не высказали своего мнения, 4% идентифицированы как мусульмане, 3% идентифицированы как протестанты, 1% идентифицированы как евреи.

Согласно последнему опросу "Эвобарометра" 2005 года, 34% французских граждан ответили, что "верят в то, что Бог существует", тогда, как 27% ответили, что "верят в своего рода силу духа, или живую силу" и 33% "не верят ни в существование любого вида духа, Бога, ни в живую силу".

Другое исследование указывает на то, что 32% людей во Франции причислили себя к атеистам, а другие 32% причислили себя к "скептически настроенным по поводу существования Бога, но не атеистам".

Существующее еврейское сообщество во Франции насчитывает приблизительно 600 тыс. человек по словам Мирового еврейского Конгресса и является самым большим в Европе. Оценки числа мусульман во Франции широко изменяются.

Согласно французский переписи в 1999 году, было только 3,7 миллиона человек "возможной мусульманской веры" во Франции (6,3% общего числа населения). В 2003 году французское Министерство Внутренних Дел оценило общее количество мусульман в 5-6 миллионов.

Предположительно 200 тыс. человек из 1 миллиона незаконных иммигрантов проживают во Франции.

Понятие светский характер существует во Франции с 1905 года, французскому правительству юридически запрещено признавать любую религию (за исключением уставов наследства военных священников и Эльзаса-Мозеля).

Вместо этого оно просто признает религиозные организации , согласно формальным юридическим критериям, которые не обращаются к религиозной доктрине. И наоборот, религиозные организации должны воздержаться от вмешательства в выработку тактики.

Напряженные отношения иногда прорываются о предполагаемой дискриминации против меньшинств, особенно против мусульман.

Католичество во Франции

Франция традиционно была католической страной, и сегодня приблизительно 80% населения Франции приписывают, по крайней мере, формально, к католической религии.

В действительности, однако, Франция - очень светская страна, которая играет роль организованной религии в жизни людей во Франции начиная с революций в 1780-х и 1804-х годах.

Многие французы, которые считались католиками на самом деле ими не являлись. Большинство католиков во Франции не ходят в церковь регулярно или не ходят вообще.

Католическая церковь во Франции рассматривается как весьма прогрессивная и идет в ногу с изменениями современного общества. Бывший Архиепископ Парижа с 1981 года, Жан Мэри Люстигер, родился в еврейской семье в Париже в 1926 году и преобразовал католическую религию в возрасте 14 лет.

Ислам во Франции

Ислам - это вторая по величине религия в Европе. В настоящее время приблизительно пять миллионов мусульман во Франции исповедуют ислам, многие из которых выходцы из Северной Африки.

Мусульмане впервые начали иммигрировать во Францию в большом количестве в течение 1950-х и 1960-х годов, когда Франция нуждалась в трудовых ресурсах, чтобы выдержать экономический бум.

Мусульманское сообщество во Франции было в центре центральных споров, включая различные нападения от правого крыла политических групп в течение 1980-х годов, а позже столкнулись с запретом исповедовать ислам во французских общественных школах.

Многие французские мусульмане из Северной Африки жалуются на преследование и дискриминацию со стороны полиции и работодателей.

Протестантство во Франции

Протестантство исповедуют примерно около одного миллиона французов во Франции. Названные гугенотами, протестанты во Франции строго преследовались католическим Правительством во Франции в течение XVI и XVII столетий.

Протестанты Франции проживают главным образом в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции.

Джон Калвин , известный реформатор из Протестантской религии родился в Северной Франции в 1509 году и обучался в Париже; однако, он потратил большую часть своей взрослой жизни живя и работая в Женеве.

Иудаизм во Франции

Еврейское сообщество во Франции существовало, начиная с римских времен, однако оно в значительной степени было стерто в Средние века, когда его преследовали и, в конечном счете, от него отказались.

Французские евреи впервые получили полное гражданство в 1790 году, и, начиная с 1808 года, еврейское сообщество организовало группу, называемую "Consistoire", чтобы служить их интересам.

Сегодня в этой группе приблизительно 650 тыс.евреев во Франции, многие из которых являются недавними иммигрантами, которые приехали из Марокко, Алжира и Туниса в течение 1960-х годов.

В сегодняшней Франции религия, как и французская церковь, с 1905 года публично отщеплена от органов государственной власти. Исключением являются только территории Эльзаса и Мозель, которые были присоединены уже после разделения сфер влияния.

Французы и религия

Обсуждать свои религиозные взгляды или навязывать их кому-либо во Франции не принято: тема вероисповедания не поднимается ни в учебных заведениях, ни в офисах, ни в министерствах. С 2004 года религиозным французам официально запрещено носить церковную символику, а с 2011-го - молиться на улице.

Молельные места посещают считанные единицы (хотя большинство граждан симпатизируют католикам), а многочисленные храмы, аббатства, соборы и монастыри официально признаны народным достоянием. Однако французов трудно назвать нацией атеистов - здесь мирно сосуществуют представители различных религиозных ассоциаций (мусульмане, протестанты, иудеи). Основная религия Франции - католицизм.

О верующих во Франции (религия в процентах) подробно

По результатам социологических исследований, проведенных в 2015 году, представители различных религий Франции распределились следующим образом:

  • 84% религиозных французов являлись католиками. В 2009 году католицизм исповедовало 64% верующих, а в 1972-м - 87%. Согласно сведениям, обнародованным в Интернете, начало нового столетия во Франции ознаменовалось уничтожением культовых христианских построек, находящихся в аварийном состоянии. В настоящее время действующими являются около сорока тысяч французских католических храмов.
  • 4,5% верующих, живущих во Франции, согласно сведениям, собранным в 2015 году, исповедуют ислам. По состоянию на 2007 год количество мусульман исчислялось 4%, а к 2007 году 7,5%. Известно, что к 2000 году во Франции было построено более полутора тысяч мечетей, а к 2012-му их количество увеличилось до двух с половиной тысяч.
  • 1,5% набожных французов - протестанты (гугеноты).
  • 1,3% набожных жителей страны являются иудеями.

Станет ли Франция мусульманской страной?

Этим вопросом серьезно озабочены некоторые пользователи Глобальной сети. Их опасения, касающиеся основной религии Франции (большинство французов, как уже говорилось выше, исповедуют католицизм) подкреплены неопровержимыми фактами.

Так, например, согласно статистическим данным за 2011 год, количество возведенных и отреставрированных к тому времени католических храмов исчислялось 20 строениями, что почти в восемь раз меньше числа мечетей, возведенных или находящихся в стадии проектирования по состоянию на сегодняшний день (всего - около 150 культовых построек).

Также известно, что многие французские мусульмане возмущены малым количеством религиозных зданий. Об этом в 2011 году оповестил общественность исламист Далил Бубакер, обратившийся к французским властям с призывом довести количество мечетей, имеющихся на территории Франции, до четырех тысяч.

Зарождение христианства

В эпоху Средневековья христианство являлось основной и единственной религией Франции. В Средние Века, когда первые французские короли нуждались в постоянной защите от своих же вассалов, представители духовенства, земли которых были лакомым куском для местных феодалов, встали на сторону правителей, назначенных «милостью Бога», а основы христианства (в частности, отказ от материальных благ) были их основным орудием.

Поиск союзников «завел» французских королей даже в далекий Киев: как известно, женой одного из отпрысков династии Капетингов - Генриха Первого, стала киевская княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого.

Религия Франции в 16-17 веках (эпоха идей Реформации)

Когда во Францию только начали проникать реформационные идеи Лютера (это произошло в начале 16 столетия), все набожные французы исповедовали католицизм, жестоко преследуя всех без исключения инакомыслящих соотечественников. Предвзятое отношение к чужестранным религиям подогревалось неприязнью французского короля Франциска Первого к императору Германии Карлу: два могущественных государства долгое время находились в состоянии войны.

Отцом Реформации во Франции ученые-историки называют математика и философа из Этапля Жака Лефевра, который 1523-м перевел на родной язык и издал Новый Завет. Французы, прочитав переведенное издание, отмечали наличие явных расхождений между Библейскими истинами и основами католицизма, а представители духовенства не могли объяснить причин, заставляющих их поступать именно так, а не иначе.

Французские гугеноты были не единственными протестантами: в Германии их протест разделяли лютеране, в Англии - пуритане, а в Шотландии - ковенантеры.

Французские гугеноты в полной мере испытали на себе жестокосердие представителей религиозного большинства: множество семей, примкнувших к протестантам, были лишены крова, сожжены или отправлены на каторгу.

Французское религиозное искусство 20 столетия

В 20 веке религия Франции, воспетая в произведениях художников, скульпторов, публицистов и поэтов, становится связующим звеном между представителями духовенства и социума.

Первые значительные выставки христианского искусства состоялись в 1915 (место проведения - терраса "Пайан"), 1921 (павильон "Марсан") и в 1932 году (парижский музей "Гальера").

Католическая вера на правах основной религии Франции активно «продвигалась» посредством полотен известных художников (Шагала, Дени, Дерена и других), а также произведений французского философа Жака Маритена - автора «Антимодерна» (год издания - 1922) и «Интегрального гуманизма» (1936 год издания), - прославившегося благодаря своим тщетным попыткам примирить науку и религию.

Темой католического мистицизма, облаченного в поэзию, «пропитаны» сочинения некоторых писателей, творивших в конце 19 - начале 20 веков: например, драматурга Поля Клоделя и романиста Жоржа Бернаноса.

20-30 годы прошлого столетия некоторые историки называют периодом расцвета церковного искусства: религиозная тема с полотен и книг «перекочевала» на стенные ковры и витражи.

Ни для кого не секрет, что Францию принято считать одной из «классических стран этикета». Термин etiquette действительно имеет французское происхождение, однако назвать данную страну его родиной никак нельзя. Если обратиться к истории европейских стран, то можно обнаружить, что еще в во многих из них, в том числе и во Франции, в обществе преобладало невежество, грубость нравов, господство грубой силы и насилия. Об этикете в то время в современном понимании этого слова не могло быть и речи. К тому же, на протяжении многих столетий страна была вовлечена в многочисленные междоусобицы (в данный момент можно говорить как о фронде, так и о революции 1789 года), когда главным считались его воинские заслуги. Однако сегодня мы говорим о Франции как о стране, обладающей неповторимым жизненным укладом и стилем, нашедшим свое отражение во всех сферах человеческой жизни.

В настоящее время этикет является неотъемлемым спутником культурной жизни Согласно ему, одними из самых важных качеств личности являются умение проявлять индивидуальность и демонстрировать безразличие к мнению окружающих. Культура Франции породила весьма раскрепощенную в общении, славящуюся изяществом и легкостью манер нацию, одним из главных жизненных приоритетов которой считается свободомыслие. Настоящий француз не руководствуется в своей жизни инструкциями, формальностями и образцами поведения других людей.

Французы весьма эмоциональны и темпераментны, а потому этикет страны позволяет выражать им свои эмоции и мысли не только словами, но и посредством жестов и мимики. Традиционным знаком приветствия в стране считается дружеский поцелуй в щеку и рукопожатие. Этикет и культура Франциитакже допускают похлопывание собеседника по плечу во время разговора. Как известно, каждый человек имеет интимную зону общения - то расстояние, на котором ему комфортно находиться при общении с посторонними людьми. Если в России эта зона ограничивается расстоянием вытянутой руки, то культура Франции позволяет во время разговора подходить намного ближе. При этом французский этикет ни приемлет панибратства, которое считается в стране плохим тоном. Французы, как правило, не рассказывают о своих внутренних переживаниях и чувствах малознакомым людям, особенно иностранцам.

Умению правильно и красиво говорить в стране придается особое значение, этому учат, как правило, с ранних лет. Французы в совершенстве владеют искусством красноречия, являются отличными психологами и не терпят иронии в свой адрес. В стране не принято обращаться по именам к незнакомым людям. Обычно для подобных целей используются безличные обращения «месье», «мадам», «мадмуазель». Называть малознакомого человека по имени следует только в том случае, если он сам об этом попросит. Здороваясь или прощаясь, также следует прибавлять к концу фразы безличное обращение.

Как известно, Франция относится к ряду стран с самым высоким уровнем жизни населения, это обусловлено в первую очередь ее экономическим и политическим положением в мире. Франции также обладает определенным этикетом и характеризуется высоким интересом простых граждан к страны. Большинство ее жителей с любовью относятся к истории своей страны, языку своего народа, имеют активную жизненную позицию.

Любая страна идет по пути развития, со временем меняются взгляды людей, их мировоззрение, а значит, и Этикет и культура Франции 20 века, конечно же, существенно отличаются от культурных традиций более ранних веков. Однако и сегодня культура Франции у многих иностранцев ассоциируется, в первую очередь, с дружелюбностью, галантностью, изяществом, высоким этикетом.