Картина битва негров в темной пещере. История «Битвы негров в темной пещере глубокой ночью

Есть произведения искусства, которые делят историю на «до» и «после». К их числу, без сомнений, относится знаменитый, скандальный «Черный квадрат» Казимира Малевича. Уже 100 лет прошло с момента создания полотна, а споры и бурные дискуссии вокруг него не прекращаются до сих пор. Любопытно, что вопросами мучился и сам автор. Вот его слова: «Я не мог ни спать, ни есть, и пытался понять, что же я сделал - но не мог». И вот - ответ Третьяковской галереи.

Третьяковская галерея обнародовала данные самых последних исследований. Выяснилось, что под «Черным квадратом» скрывается цветное изображение. И не одно, а два. Это открытие было сделано чуть больше месяца назад.

«Было известно, что под изображением "Черного квадрата" было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение - это кубофутуристическая композиция, а лежащая под "Черным квадратом", цвет которого вы видите в кракелюре, - это протосупрематическая композиция», - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

В рентгеновских лучах на «Черном квадрате» хорошо видны очертания другой картины Казимира Малевича. Под микроскопом хорошо видно, как сквозь кракелюр, то есть трещины «Черного квадрата», просвечивает другой красочный слой. Авторы исследования - сотрудники Третьяковской галереи Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар - рассказали и о другом своем открытии. Они расшифровали надпись на «Черном квадрате», которую считают авторской. Точнее, почти расшифровали: не хватает трех букв. В слове, начинающемся на «н», и заканчивающемся на «ов». Вся фраза, по мнению музейщиков, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом, картину Малевича можно считать чем-то вроде заочного диалога художника с автором полотна, написанного в 1882 году французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле. Его картина называется «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: "н", "п", и даже "и" в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово "Битва", вы все можете увидеть, убедившись в этом в экспозиции», - прокомментировала Екатерина Воронина.

Было видно, что мало кто из присутствующих ожидал услышать нечто подобное. На международную конференцию, посвященную 100-летию «Черного квадрата», съехались гости из разных стран.

«Наша семья очень рада, что память об очень важном художнике для мира жива, и не только здесь в Москве», - призналась внучатая племянница Казимира Малевича Ивона Малевич.

Искусствоведам еще предстоит осмыслить сделанное открытие. А художники это уже сделали. В стенах Академии художеств открылась выставка, посвященная «Черному квадрату». Авторы - самые именитые современные художники.

«Нам показалось, что было бы уместно в год 100-летия «Черного квадрата» подвести черту под его прессингом, давлением, обаянием и тем магнетизмом, которым он обладает, и, наконец, освободиться, чтобы двинуться дальше. Короче говоря, мы захотели избавиться от его влияния», - пояснил куратор выставки Иван Колесников.

«Битва негров в темной пещере глубокой ночью» - картина Альфонса Алле, которая абсолютно схожа с «Черным квадратом» Малевича и написана за 30 лет до него. Однако, по мнению российских экспертов, картина является шуточной и сравниться с шедевром Малевича не может, так как тот является манифестом супрематизма. В чем эта картина точно не может сравниться с «Черным квадратом», так это в цене.

Альфонс Алле

Эксцентричный писатель и журналист, Альфонс Алле родился в городе Онфлер в 1854 году. Он считается родоначальником концептуализма и минимализма практически во всех основных направления искусства: в музыке, живописи и даже литературе. Больше всего он прославился своими абсурдистскими выходками и черным юмором.

Картина «Битвы негров в темной пещере глубокой ночью»

Его пьеса «Месть Магнума» на 50 лет обогнала введение минимализма в театре. А в 1882-1884 он начал рисовать картины, которые относятся к так называемой монохромной живописи. Такие картины представляли собой прямоугольники белого, зеленого, красного цвета и носили названия наподобие «Первого причастия бледных девушек в снежную пору».

Однако первая картина в виде четырехугольника черного цвета принадлежит не ему, а его близкому другу Бийо. Бийо стал автором картины «Битва негров в подземелье», которую он нарисовал в 1882 году. Картина положила начало серии шуточных монохромных полотен в которую в последующие годы и входили картины Алле и Бийо, и, по мнению некоторых экспертов, тот же «Черный квадрат».

Минималистское произведение Джона Кейджа «4"33», которое являет собой четыре с половиной минуты молчания, также не первое в своем роде. Тут первенство принадлежит Алле и его «Похоронному маршу на смерть Великого Глухого».

Юмористом Алле был не по должности, а по жизни и получал от этого массу удовольствия. Шуткой сопровождалась вся жизнь Алле, шуткой она и закончилась. В последний вечер перед смертью врач ему велел оставаться в постели еще полгода, иначе долго бы Альфонс не прожил, однако он не следовал рекомендациям врача.

Он пригласил своих друзей в ресторан и провел там последний вечер. Альфонс утверждал, что лучше смерть, чем полгода в постели. Другу, который его сопровождал, он сказал, что не доживет до завтра и это будет своего рода шуткой, над которой смеяться он уже не будет. На следующий день он действительно скончался.

Битва негров в глубокой пещере

Так как из предшественниц картины Малевича эта картина обладает наибольшей известностью, именно она чаще всего и сравнивается с «Квадратом». Некоторые эксперты склонны считать «Черный квадрат» плагиатом. Некоторые - продолжением серии шуток, но основная часть отечественных экспертов, в том числе и племянник Малевича категорически настаивают, что картина Алле вовсе никакого отношения к Малевичу не имеет. Но так ли это на самом деле?

Недавнее открытие показало, что под основным слоем первого «Черного Квадрата» Малевича имеются также два дополнительных, отличающихся от квадрата, цветных, но тоже абстрактных. Кроме того, на картине обнаружена надпись «Битва негров в темной пещере», что, по всей видимости, относит шедевр к серии шуточных картин. Но дата нанесения надписи не указана, хотя больше все-таки похоже на то, что ее сделал автор, просто, возможно, несколько позже, чем картина была нарисована. Большинство современников сразу же начали негодовать. По их мнению, такое обстоятельство может незаслуженно удешевить картину.

Кроме того, до Малевича, как оказывается, существовали не только эти две картины с черными фигурами в виде прямоугольника, но и полотно Роберта Фладда «Великая тьма», датируемое XVII веком, и «Сумеречная Россия» Гюстава Доре. Отметая их «шедевральность», заявляется, что квадрат Малевича уникален именно тем, какой эффект он произвел, а не своей оригинальностью или художественными особенностями. Существует еще одно мнение, которое объясняет такую высокую популярность квадрата элементарной раскрученностью.

Картина занимает свою нишу в мировом искусстве. И хотя она не имеет столь высокой ценности, как шедевр Малевича, она имеет право на справедливую оценку. Альфонса Алле уж точно нельзя упрекнуть в плагиате.

Интересная статья. Я её полностью процитирую со своими комментариями. Там по ссылке и фотографии есть. А вот для убедительности и ссылка на Википедию …

Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью

Перед Вами картина, которая имеет название «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» (1893). Она создана за двадцать лет до рождения «шедевра» Малевича (1915). Автор – француз с берегов la Manche , весьма эксцентричный человек, такой же писатель-юморист и художник Alphonse Allais (Альфонс Алле ).

Также Альфонс Алле почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4’33"» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания» – у Алле произведение называлось даже более концептуально «Похоронный марш для похорон глухих» (Funeral March for the Obsequies of a Deaf Man) .

Как видим, этот Альфонс Алле был по жизни, а не по должности, юмористом. И делал свои «шедевры» по приколу. Одни названия чего стоят. А более поздние плагиаторы копировали их на полном серьёзе.

Он умер в одной из комнат отеля «Британия» (фр. Britannia ), что на рю , неподалёку от кафе «Остен-Фокс» (фр. Austin-Fox ), где Альфонс Алле провёл много свободного времени. Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае – смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»!

Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот: «Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться – без меня. Итак, завтра я буду мёртв!»

В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года. Как говорила вдова человека, умершего после консилиума трёх лучших врачей Парижа: «Но что же он мог сделать один, больной, против троих – здоровых?»

Кстати, он и другие цветные квадраты создал раньше Малевича. Но последний почему-то лучше продаётся на соответствующих аукционах. «Раскрученней» он, что ли... А может, просто не знают? Этот вопрос распадается на два:

1. Почему раскручивали Малевича, а не Альфонса Алле?

2. И почему вообще раскручивали эти «шедевры»?

Почему раскрутили не Альфонса Алле? Видимо, потому, что у него был один, но большой недостаток: он не был евреем . А кто же будет создавать мировую славу гою? Запрещено-с! (Религией). А о причине, почему надо было хоть кого раскрутить по этому поводу, я писал в статье: « О злобных жидах и их роли в мировом экономическом кризисе » :

«Был проведён целый ряд экспериментов с целью определить пределы влияния СМИ на массовое сознание. Пределов не оказалось. Для чистоты эксперимента брались, казалось, совершенно абсурдные и невыполнимые задачи. Например, убедить мир, что нелепый мазила, да ещё с говорящей фамилией Малевич, да и ещё из варварской России, который закрашивал холсты широкой кистью однотонной краской, есть гений всех времён и народов. А его «произведения» – нетленные ценности высшего разряда. (А ещё сей гений рисовал одноцветные круги и треугольники. Но они не получили статуса шедевров, возможно, потому, что для них трудно было купить подходящую раму). Эксперимент удался. Чёрные и красные квадраты и сейчас стоят огромных

Перед Вами картина, которая имеет название "Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью" (1893). Она создана за двадцать лет до рождения "шедевра" Малевича (1915). Автор - француз с берегов la Manche, весьма эксцентричный человек, такой же писатель-юморист и художник Alphonse Allais (Альфонс Алле).

Кстати, он и другие цветные квадраты создал раньше Малевича. Но последний, почему-то, лучше продаётся на соответствующих аукционах. "Раскрученней" он, что ли... А может, просто не знают?

Также Альфонс Алле почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4’33"» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания» - у Алле произведение называлось даже более концептуально "Похоронный марш для похорон глухих" (Funeral March for the Obsequies of a Deaf Man) .

Он умер в одной из комнат отеля «Британия» (фр. Britannia), что на рю Амстердам, неподалёку от кафе «Остен-Фокс» (фр. Austin-Fox), где Альфонс Алле провёл много свободного времени. Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае - смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот:

«Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться - без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.

Как говорила вдова человека, умершего после консилиума трёх лучших врачей Парижа: „Но что же он мог сделать один, больной, против троих - здоровых?“

Никакой зависти, я художник и живопись, (живое письмо) от работы маляра отличаю. Вот мнение еврея по этому поводу.

Гордон-Кихот.

Попробую, насколько это в моих слабых силах, объяснить данный парадокс - да простят меня искусствоведы!

Примеры ремесленников, обычных серых бездарей, которые прокоптили бы небо отмеренный срок и сгинули без следа, если бы не озарение, которое подвигло их на исключительный по наглости поступок - для своего времени, конечно - у всех на слуху. Малевич с этим его несчастным закрашенным холстом (вполне, кстати, шаблонным для данного представителя гениев. Отчего-то все забыли про синий и желтый квадраты, про красный треугольник и так далее. Таких шедевров у него было очень много. Действительно ведь - талантище!!) Пикассо с двумя глазами на схематичном профиле, местечковая мазня Шагала - кем бы он был, не догадайся повесить жителей черты оседлости в воздух?

То есть все дело в поступке - а объяснить его, самый глупый, самый наглый, самый бессмысленный - дело других, тех, кто будет греться в свете известности. Причем забавно, что практически забыли безобидного сумасшедшего, председателя Земшара Велимира Хлебникова с его заумным бормотанием и слововерчением. Как будто не было+ но про эту свору - Малевич, Шагал - слышали все.

Хлебникова вынесла та же самая страшная волна развала - но не хватило ему агрессии, чтобы громко о себе заявить. Мало было слюны, чтобы хорошенько харкнуть в рожу обществу - даже строящему новый мир.

Сначала я думал, что в эту игру - полностью разрушить старое, в пепел разнести все накопленные интеллектуальные ценности ребята- художники играли искренне. Ну да, ну да+Хлебников в самом деле считал себя председателем Земного шара. Этому есть свидетельства. Да и Малевич был откровенным, масштабным, неистовым разрушителем. Всего и вся.

Но при этом в письмах к своим соратникам он неукоснительно придерживался традиции - называл их исключительно на Вы. Именно так, с большой буквы. И знаки препинания стояли именно там, где надо, и безукоризненным был слог. Разрушать можно все - тем более живопись - все, кроме отношения к личности гения. Эту - не тронь. Не замай.

То есть - не было безумного, фанатичного горения, как у Хлебникова (который, кстати, долго так и не протянул .) Был трезвый расчет. Было много разговоров. Были ученики, с молодой прытью готовые разрушать старое, каким бы хорошим оно не было, и создавать новое, каким бы не было оно примитивным и глупым. Было множество экспериментов - с плоскостью, с цветом, благо тогда разрешали все. До поры, как известно, и времени. Но не было главного - не было тайны искусства. Того необъяснимого воздействия, которое заставляет помногу раз перечитывать простые на первый взгляд строки; того, что неожиданно сжимает горло перед картиной и не дает отойти, поражая, как шоком - что в ней такого? Что произошло? Почему мне вновь и вновь хочется вернуться?

Бесспорно, что эксперименты двадцатых годов имеют право на жизнь. Должно быть, кто-то действительно открывает для себя неведомые горизонты в закрашенной трауром холстине. Отчего нет? Но не надо путать божий дар с яичницей. Не надо смешивать искусство в самом его высоком смысле - и Малевича. Назовите его супрематистом, модернистом, авангардистом, сумоистом, адвентистом - да как угодно. Выделите для него отдельное направление - и пусть властвует там, покойник, безраздельно. Даже я, может быть, заинтересуюсь его выкрутасами - если он не будет называть себя художником. И будет скромно - или наоборот, гордо - стоять в стороне от живописи.

Возможно - я тупой, глупый, примитивный мещанин с ограниченным интеллектом. Я согласен, если уровень развития определяется способностью послушно восхищаться бездарностью , умело вклинившейся в ряды великих.

Иногда приходит занятная мысль - этот черный квадратик не пнул только ленивый из тех, кто не входит в круги живописцев и искусствоведов. И так же те, кто в них входит, считают своим святым долгом поклониться и отметиться - ах, ах, высокий класс!! Какой он великий! Взял и закрасил тряпку, как здорово! Ну почему мы не догадались? Были бы сейчас в анналах на его месте.

Понятно, отчего людям не нравиться черный квадрат. И синий, и зеленый, и красный. "Так и я умею+. Ты Мурку давай!!"