Китай – эпоха династии Мин. Китайская династия Мин: основатель, годы правления, падение

Взойдя на престол, Чжу Юань‑чжан немало сделал для укрепления центральной власти. Сущность его аграрной политики, в частности, сводилась к увеличению доли крестьянских дворов в клине земель минь‑тянь и к усилению строгого контроля за распределением казенных земель гуань‑тянь. Раздача земли безземельным и малоземельным, переселение крестьян на пустующие земли, создание различного рода специализированных, т. е. опекаемых казной, поселений, как военных, так и гражданских, наконец, создание всекитайских налогово‑земельных реестров, Желтого и Рыбьечешуйчатого, – все это означало, что вся система аграрных отношений в империи вновь берется под строгий контроль центральной администрации.

Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще от налогов освобождались, как то бывало и прежде. Система повинностей была всеобщей, но реализовывалась поочередно, по мере надобности, по разверстке. Поочередным было и выполнение функций старост, отвечавших перед властями за соблюдение порядка и выполнение государственных указов. Что касается частных владений, т. е. тех случаев, когда земли категории минь‑тянь в сравнительно большом количестве скапливались в руках богатых и реализовывались в форме сдачи их в аренду, то таких земель в начале Мин было, видимо, немного, да и арендная плата должна была быть умеренной хотя бы потому, что любой арендатор имел альтернативу: государство активно предлагало всем безземельным и малоземельным наделы на весьма необременительных условиях.

Аграрная политика Чжу Юань‑чжана имела успех и способствовала созданию сильной централизованной империи. Правда, наделение родственников императора уделами, в которых они чувствовали себя почти независимыми владыками, – дань традиционной норме, последняя в этом роде в истории Китая, – привело было после смерти основателя империи к смуте, но она была сравнительно быстро ликвидирована одним из сыновей Чжу Юань‑чжана, Чжу Ди, правившим под девизом Юнлэ (1403–1424). Чжу Ди восстановил пришедший в некоторый упадок аппарат центральной власти, построенный его отцом по классической конфуцианско‑танской модели (высшие палаты; шесть центральных ведомств в системе исполнительной власти; провинциальные управления с разделением власти на гражданскую и военную; система экзаменов и др.), после чего около столетия эта система действовала достаточно эффективно, что сказалось, в частности, и в сфере внешней политики.

Успешно изгнав монголов с территории империи (они были оттеснены на север, где и стали после этого активно осваивать степи современной Монголии), минская армия провела несколько успешных военных операций и на юге, в районе Вьетнама. Кроме того, китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 по 1433 г. совершил несколько престижных морских экспедиций в страны Юго‑Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки. Экспедиции были весьма внушительными: они состояли из нескольких десятков многопалубных фрегатов с командой из сотен человек на каждом из них. Впрочем, эти пышные и дорогостоящие вояжи легли очень тяжелым бременем на казну и не принесли стране никакой экономической выгоды, вследствие чего в конечном счете они были прекращены (корабли были демонтированы). Для сравнения стоит вспомнить о почти одновременных с ними экспедициях Колумба, Васко да Гамы или Магеллана, куда более скромно оснащенных, но положивших начало тем Великим географическим открытиям, которые ознаменовали собой начало новой эпохи для всего человечества. Впечатляющая разница. Она лучше многих теоретических рассуждений свидетельствует о принципиальных структурных различиях между европейским рыночно‑частнособственническим методом хозяйства с его индивидуально‑личным интересом, энергией, предприимчивостью и т. п. и азиатским государственным командно‑административным строем, для которого значение имели прежде всего престиж, демонстрация величия и всесилия власти.

Аналогичной была ситуация и в сухопутных внешних связях, особенно торговых. Эти связи в императорском Китае издревле организовывались в форме так называемой даннической торговли и официально воспринимались в Китае как приезд варваров с дарами для принесения дани китайским императорам. Официальные дары 31 принимались торжественно и согласно древним нормам реципрокно‑престижного обмена требовали от императора ответных даров, причем объем и ценность императорских наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж китайского императора ценился самими китайцами выше престижа любого из тех правителей, кто присылал упомянутую дань. Отсюда и результаты: торговля была крайне выгодной для иноземцев, перед которыми стояла легко разрешимая задача представить караван в виде официальной миссии. Это вело к тому, что китайские власти были вынуждены вводить официальные лимиты на подобного рода караваны для каждой из стран. Однако даннические связи подобного типа не прекращались, ибо они способствовали самоутверждению китайцев в их представлениях о том, что весь мир состоит из потенциальных данников и вассалов императора Поднебесной империи.

В минское время, когда торговля расцветала, такого рода соображения доминировали и одно время чуть было не привели Китай к драматическим событиям. На рубеже XIV–XV вв. было послано официальное послание самому великому завоевателю Тамерлану с предложением и ему засвидетельствовать свое почтение китайскому императору. Получив подобное предложение и негодуя на наглость его авторов, владыка полмира начал было готовиться к карательному походу на Китай, и только неожиданная смерть Тимура в 1405 г. спасла только что оправившуюся от мятежа удельных князей империю от планировавшегося нашествия.

В целом на протяжении первого века своего существования династия Мин проводила успешную политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Случались, конечно, и накладки. Так, в 1449 г. один из монгольских ханов, предводитель племени ойратов Эсен, сумел совершить удачную экспедицию в глубь Китая вплоть до стен Пекина. Но это было лишь эпизодом; практически столице минского Китая ничто не угрожало, как и империи в целом. Однако с конца XV в. положение страны стало гораздо хуже: Китай, как это было характерно для второй половины династийного цикла, начал медленно, но верно вступать в полосу затяжного кризиса. Кризис был всеобщим и всесторонним, причем начался он, как и обычно, с изменений в экономике и социальной структуре страны, хотя наиболее наглядно проявил себя в области внутренней политики.

Все началось, как не раз случалось, с усложнения аграрных проблем. Росло количество населения, увеличивалось число крестьян, не имеющих земли либо имеющих ее в недостаточном количестве. Параллельно с этим шел обычный процесс поглощения крестьянских земель минь‑тянь: богатые понемногу скупали или отбирали за долги земли разорявшихся крестьян, которые после этого либо уходили с насиженных мест, либо оставались на них в новом социальном качестве арендаторов. Те, кто менял местожительство, нередко приходили к тому же итогу. Все это вело к уменьшению доходов казны по уже упомянутой причине: взять равный утерянному налог с богача было практически невозможно, ибо немалая часть богатых имела льготы, подчас налоговый иммунитет, а другие нередко были в числе шэньши, которые играли важную роль в местном самоуправлении, имели влияние при канцелярии уездного начальника и достигли виртуозного искусства в деле уменьшения своих налогов. Правда, при этом формально налоговый груз перекладывался на плечи остальных, но этот выход тоже был невыгодным для казны, ибо ухудшал положение земледельцев и постепенно приводил экономику страны в критическое состояние. Недобор же налогов, бывший следствием описанного процесса, вынуждал казну прибегать к различным дополнительным мелким, местным, чрезвычайным и иным поборам и пошлинам, что в совокупности опять‑таки ложилось тяжелой ношей на налогоплательщиков и тоже вело к кризису.

Создавался своего рода заколдованный круг. В годы предшествовавших династий (Тан, Сун) этот круг разрывался посредством решительных реформ. Династия Мин этого сделать не смогла, ибо требование реформ встретило жесткую оппозицию со стороны двора. В этом, собственно, и заключался тот затяжной кризис, который доминировал в минском Китае на протяжении почти полутора веков и привел в конечном счете династию к гибели.

Минские императоры после Чжу Ди, за редкими исключениями вроде реставрировавшего Великую стену Вань Ли, были в основном слабыми правителями. Делами при их дворах обычно заправляли временщики из числа родни императриц и евнухи – картина, очень похожая на ту, что была полутора тысячелетиями ранее в конце Хань. Неудивительно, что на рубеже XV–XVI вв. в стране сформировалось мощное оппозиционное движение во главе с наиболее влиятельными конфуцианцами, среди которых едва ли не самое видное место занимали члены палаты цензоров‑прокуроров, обличавшие в своих докладах императору произвол временщиков и административные упущения в стране, а также требовавшие реформ. Послания такого рода встречали суровый отпор, сопровождавшийся репрессиями, но оппозиция не прекращала своих обличений, скорее даже наращивала усилия в этом направлении. В конце XVI в. она официально организовалась вокруг академии Дунлинь в Уси, возникшей на базе местного училища, которое готовило кадры знатоков конфуцианства, будущих чиновников. К этому времени движение за реформы и выступления за добродетельное правление уже получили всеобщее признание в стране. А такие видные чиновники, как знаменитый Хай Жуй, не только демонсгративно, в пределах их власти, шли на обострение отношений со ставленниками двора, с протеже временщиков, не останавливаясь перед суровыми наказаниями казнокрадов и иных провинившихся, но и были готовы, снискав популярность в народе, буквально требовать от императора реформ.

С начала XVII в. сторонники реформ значительно усилили свои позиции. В отдельные моменты им даже удавалось одержать верх, заполучив влияние на того или иного очередного императора. Правда, этот склонный к реформам император вскоре быстро устранялся дворцовой кликой, а на дунлиньцев обрушивались гонения. К их чести следует заметить, что гонения их не страшили и не заставляли предавать убеждения. Не раз и не два очередной влиятельный чиновник подавал на имя императора доклад с обличениями и требованиями реформ и одновременно готовился к смерти, ожидая от императора приказа удавиться (символом такового обычно являлась присылка виновному шелкового шнурка). Власть евнухов и временщиков была свергнута лишь в 1628 г. Но было уже поздно. Страна в это время была охвачена пламенем очередного мощного крестьянского восстания, возглавлявшегося крестьянином Ли Цзы‑чэном.

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны из Китая. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин. Китай вновь стал независимым государством. Империя Мин подчинила себе часть чжурчжэньских племен, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.

Чжу Юаньчжан был образованным человеком, сведущ в китайской истории и философских традициях. У него были свои представления об идеальном общественном устройстве, которые он черпал в китайских традициях. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общину, освобожденную от гнета имущественного неравенства. Став правителем, Чжу Юаньчжан предпринял небезуспешную попытку реализовать эти планы.

В период правления Чжу была восстановлена надельная система. Был создан фонд гос. земель из казенных земель эпохи Сун и Юань и из владений приверженцев юаньской династии и тех, кто был репрессирован (а учитывая склонность императора видеть в среде чиновников заговоры, репрессированных было до 40 тысяч). В ходе этих мер в бассейне Янцзы и в северных провинциях Китая были ликвидированы арендные отношения, и основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин-землевладелец. Был проведен учет земли и подданных. Так, на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров.

В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями так, что их размер зависел от количества земли, работников, имущества в отдельном хозяйстве.

В 1381 г. в эту систему были внесены изменения, позволившие упорядочить процедуру сбора налогов и отбывания повинностей. Дворы объединялись в группы по 10 единиц (цзя), а каждые 10 цзя составляли Ли. Эти дворы были связаны круговой порукой в уплате налогов и общественных повинностей. Таким образом, Ли составляло 110 дворов: 100 — крестьянских и 10 — старост.

Особые надежды правитель возлагал на институт деревенских старейшин. Их следовало выбирать из лиц, достигших 50 лет и имевших безупречное в нравственном отношении поведение. Старейшины должны были сообщать верховному правителю обо всех случаях предосудительного поведения старост лицзя и местного чиновничества, которому под страхом смерти запрещалось появляться в деревне для сбора налогов. После смерти Чжу институт деревенских старейшин постепенно пришел в упадок, а круговая порука сохранилась.

Сведения об экономическом положении отдельных дворов собирали от Ли, потом от волости (Сян) и о квартале (Фан) и складывали, их следовало обернуть в желтую бумагу («желтые реестры»), а сведения обо всех провинциях – в голубую бумагу («голубые реестры»). Эти сведения служили для определения поземельного налога. Помимо него каждый подданный империи был обязан нести трудовую повинность в пользу государства.

Затем Чжу начал создавать уделы (го). Уделы раздавались членам императорского клана, в первую очередь сыновьям. Целью их создания было укрепление власти императора путем контроля со стороны владельцев уделов над официальной администрацией, то бишь местными чиновниками. Однако, как показала история, ничего хорошего такое нововведение не принесло: его внук благодаря удельным ванам лишился трона.

Чжу Юаньчжан провел также военную реформу. Ранее армия формировалась путем созыва всенародного ополчения. С середины VIII века в Китае перешли к системе наемничества. Чжу Юаньчжан разделил население на «народ» (минь) и «армию» (цзюнь). Это означало, что какая-то часть населения Китая включалась в постоянные территориальные войска, имела приписанные к ним участки, которые и обрабатывала.

Господствующей религией в стране было признано несколько реформированное конфуцианство – чжусианство, основу которого составляло учение о беспрекословном подчинении монарху. Однако населению разрешалось также исповедовать буддийскую, даосскую и мусульманскую религию.

По указам о престолонаследии трон должен был переходить к старшему сыну от старшей жены, а в случае его смерти – к внуку правителя. 16-летний внук императора, вступивший на престол после смерти Чжу Юаньчжана, смог удержать власть лишь в течение 3-х лет, столкнувшись с владельцами уделов из числа сыновей покойного правителя. В 1402 он был свергнут с престола своим дядей Чжу Ди (Чэнцзу, 1403-1424), удел которого был расположен в Северном Китае. По одним сведениям, юный император погиб во время пожара, охватившего дворец, по другим, — остриг волосы, надел рясу и пошел странствовать по Китаю.

Император Юн Лэ (правление Чжу Ди получило наименование Юн Лэ («Вечная радость») – второй и последний после основателя династии сильный правитель. При нем Китай достиг процветания – расширились международные связи, и выросло международное влияние Китая в Индокитае, Юго-Восточной Азии.

Юн Лэ отказался от удельной системы, но отмена ее произошла не сразу. Клан наследников Чжу Юань чжана по-прежнему был привилегированной группой. Их политическое влияние заменили тем, что им передали крупную земельную собственность, т.е. это был своего рода откуп правящего дома от родни. Именно владения аристократов, оказались объектом ударов мощного народного движения, приведшего к падению Минов.

За период правления Минов земледелие в Китае переживало расцвет, благодаря методам ирригации, заимствованным во Вьетнаме; появились новые с/х культуры – сладкий картофель, арахис. В XV в. было установлено разделение земель на «казенные» (гуаньтянь) и «гражданские» (миньтянь). Казенные земли – поместья императоров, членов императорской семьи, титулованной знати должностных лиц, военных поселенцев (до 1/6 от всей площади обрабатываемой земли). Чиновники, получавшие казенное жалование, не несли налоговой повинности.

Развивались города. В Пекине проживало около 1 млн. человек, в Нанкине – более млн. человек. Городское население облагалось налогами и повинностями в пользу казны, а сами ремесленники могли привлекаться к отработкам на казенных предприятиях. Процветали – шелкоткачество, хлопкоткачество, красильное дело, производство керамики, фарфора, бумаги, книгопечатание, кораблестроение, строительство. Крупным центром производства фарфора стал г. Цзиндэчжэнь (пров. Цзянси). Подъем экономики длился до второй половины XV в., после чего начался упадок. Причины – рост народонаселения, обгонявший введение в оборот новых с/х земель, высокие налоги (на содержание гос. аппарата и финансировавшие военные действия).

Особенностью политической жизни этого периода – участие в ней евнухов, обслуживавших императорский гарем. Правитель считал, что евнухи – наиболее лояльная группа приближенных к императорскому двору. В 1420 г. была создана спецшкола, где евнухов обучали гос.управлению. Но евнухов стало слишком много – в XVI в. – 100.000, в XIV в. – 10.000, они стремились к личному обогащению, не профессионалы, склонны к коррупции.

В XVI в. была проведена реформа в налогообложении. Суть реформы, получившей название «единого кнута», состояла в объединении налогов и повинностей в единый налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в основу чего была положено серебро. Однако полностью заменить натуральный налог денежным не удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась прежняя система (особенно в рисопроизводящих провинциях). Это было проведено во времена канцлерства Чжан Цзюйчжэна. При нем также проводились регулярно проверки деятельности чиновничества. Усилили войско, пограничную стражу, более тщательно стали подбирать офицерские кадры. После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили канцлера в гос. преступлении, а члены его семьи были перебиты.

В конце XVI в. реформы пытался продолжить Гу Сяньчэн, опираясь на академиков Дуньлинь, расположенной в Цси (провинция Цзяннань). Эта группировка выражала интересы торгово-предпринимательских кругов, требуя поощрения ремесла, торговли и предпринимательской деятельности, ограждения интересов собственников мануфактур, использующих наемный труд; одновременно выступала за ограничение крупного феодального землевладения, требовала снижения налогов, отмены монополии на разработку полезных ископаемых и др. В 1620 г. реформаторы добились прихода к власти молодого императора, поддерживавшего их планы. Но он был отравлен, и реформы закончились. Дунлиньцы были разгромлены.

Внешняя политика.

Первая половина правления Минов характеризуется активной внешней политикой. Сложилась внешнеполитическая доктрина – весь окружающий мир рассматривался как варварская периферия, с которой возможны лишь вассальные отношения. Задачи – полное изгнание из страны монголов и укрепление сухопутных и морских рубежей страны. К концу XIV в. китайские войска нанесли новые крупные поражения монголам и присоединили Ляодун. У северо-западных границ Китая создавались военные поселения и располагались военные гарнизоны. Достраивалась Великая китайская стена.

В 1398 г. была подтверждена вассальная зависимость Кореи от Китая, которая в значительной степени оставалась номинальной. Чжу Юаньчжан активизировал дипломатические и торговые связи со странами Юго-Восточной Азии, посылая дип. миссии на Яву, в Камбоджу, Японию и другие страны. В первые десятилетия XV в. ведутся наступательные операции против кочевников, были отправлены экспедиции к Индостанскому п-ву, в Персидский залив и к берегам Восточной Африки. В начале XV в. Китай пережил угрозу вторжения Тимура. В XV в. Китай совершил 7 экспедиций (1405-1433 гг.) в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Этими экспедициями руководил Чжэн Хэ.

К середине XV в. Китай снизил свою внешнеполитическую активность. К этому времени относятся лишь походы в Северную Бирму (1441-1446 гг.), завершившиеся формальным признанием вассалитета. Но были и неудачи. Так, в 1449 г. китайская армия была разгромлена, а император попал в руки предводителя западных монголов-ойратов Эссена.

К первой половине XVI в. относится первая попытка проникновения европейцев в Китай (1516-1517), когда португальские торговые корабли с товарами подошли к китайским берегам у Кантона. Однако они были изгнаны китайцами с побережья. Попытка португальских купцов обосноваться близ Нинбо (40-е гг. XVI в.) тоже закончилась безуспешно. Только в 1557 г. был захвачен Макао. В 20-х гг.XVII в. появились голландские и английские корабли. В 1624 г. был захвачен юг Тайваня. К концу XVI – началу XVII вв. относится появление в китайских городах монахов – иезуитов (итальянцев, немцев, португальцев), которые были не только миссионерами, но и шпионами, собирая сведения о стране, торговали оружием. В XVII в. появились маньчжуры.

Падение династии Мин

В начале XVII в. в Китае сложилась сложная обстановка. Повышение налогов, коррупция чиновников, обнищание основной части мелких землевладельцев и рост крупного землевладения привели в 1628-1644 годах к народному восстанию. Восставшие, объединившись с маньчжурами захватили Пекин. Династия Мин закончила свое существование.

В результате крестьянского восстания власть монголов была свергнута. На смену (иноземной) пришла династия Мин (1368 - 1644 гг.). С конца XIV в. Китай процветает экономически и культурно. Старые города начинают развиваться, появляются и новые, в которых преобладают торговля и ремесло. Процесс эволюции страны подкрепляется возникновением мануфактур, где внедряется разделение труда. К императорскому двору привлекают лучших ученых, зодчих, художников. Основной упор делается на городское строительство.

Китайская династия Мин: преобразования в сфере экономики

Практически сразу после пришествия этой династии начали внедряться меры для улучшения существующего положения крестьян, так как именно они помогли произвести смену власти. Династия Мин возродила на Севере надельную систему, которая ликвидировала экономическое могущество землевладельческой верхушки (северокитайской), союзнючавшей ранее с Юанямм. А на Юге все обстояло ровно наоборот - помещичье землевладение было сохранено. Модернизация существующей учетно-налоговой системы, а также особое внимание со стороны властей к ирригации - все это поспособствовало быстрому экономическому росту.

Прослеживался рост городской экономики, причина которого - областная специализация (в Цзянси располагалось фарфоровое производство, а в Гуандуне - преимущественно железнодорожное), возникновение новых направлений, особое место среди которых занимало строительство 4-палубных кораблей.

Постепенно развиваются и товарно-денежные взаимосвязи. На основе купеческого капитала появляются частные мануфактуры. Центральный и Южный Китай стал местом появления ремесленных посадов. Впоследствии сформировались предпосылки к созданию общекитайского рынка (количество официальных ярмарок было приближено уже к 38).

Обратная сторона медали

Одновременно с вышеуказанными прогрессивными явлениями присутствовал ряд помех, сдерживающих развитие предпринимательства (это было характерно для всего Востока). К таковым можно отнести госмонополии, казенные мануфактуры, в которых трудилось более 300 тыс. ремесленников, госпоборы с торговой и Именно они не давали экономике возможность перейти на качественно иное производство.

династии Мин

В период экономического подъема и укрепления госвласти проводится преимущественно наступательная политика (вплоть до 1450 г. она называлась «лицом к морю», а после перешла в «лицом к варварам»).

Самое значимое событие данного времени - экспансия Китая, затронувшая государства Южных морей.

Династия Мин, ввиду нарастающей потребности решения проблемы японского, китайского, корейского пиратства, была вынуждена создать флот, который насчитывал 3500 кораблей. Дальнейший экономический подъем способствовал совершению целых семи экспедиций обособленного флота, которым руководил главный евнух Чжен Хэ, до Восточной Африки. У этого флотоводца было в распоряжении 60 крупных 4-палубных кораблей, длина которых достигала 47 метров, они имели такие претенциозные названия, как «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание». На каждом находилось по 600 человек экипажа, включая группу дипломатов.

Выдержка из бортовых журналов

Согласно им, по ходу путешествия к побережью Чжен, изъясняясь современным языком, в море действовал спокойно и смиренно. Однако изредка мелкие иноземцы не подчинялись благим намерениям императора.

Правление династии Мин: история

Основной упор Чжу Юаньчжан (первый в период 70-80 гг. сделал на окончательное изгнание монголов из своей страны, пресечение попыток социального протеста среди китайских крестьян посредством процедуры оздоровления экономики и укрепления личной власти. Такого рода задачи решались при помощи увеличения армии, усиления централизации, применения наиболее жестких методов, которые вызвали недовольство во всех слоях населения.

Одновременно с ограничением полномочий местной власти император понадеялся на многочисленных родственников, впоследствии ставших правителями - ванами (титул) удельных княжеств из-за того, что, по его мнению, самыми надежными являются дети и внуки.

Ванства были по всей стране: около периферии они выполняли оборонительную функцию против угрозы с внешней стороны, а в центре выступали в качестве противовеса сепаратизму, мятежам.

В 1398 г. скончался император Чжу Юаньчжан, после чего придворная камарилья, обойдя его прямых наследников, возвела на трон Чжу Юнвэня - одного из его внуков.

Правление Чжу Юнвэня

Он в первую очередь положил глаз на систему уделов, созданную дедом. Это послужило причиной возникновения войны с Цзиннань (1398 - 1402 гг.). Противостояние окончилось захватом столицы империи Нанкин правителем Пекина - старшим сыном Чжу Юаньчжана, Чжу Ди. Она сгорела в пожаре вместе с его противником.

Третий император династии Мин

Чжу-Ди продолжил политику своего отца по централизации государства, при этом отказавшись от существующей системы ванств (в 1426 г. был подавлен мятеж недовольных ванов). Он осадил титульную знать и усилил значимость дворцовых секретных служб в процессе управления государством.

При нем окончательно решился вопрос относительно что существенно влияло на политический вес Юга и Севера. Так, последний, выступающий в качестве колыбели китайской цивилизации, теряет свою весомость в III - V вв. в пользу первого по причине постоянной угрозы кочевников. Эти части страны - носители принципиально разных традиций, менталитетов: южане - благодушные, беспечные, а северяне - решительные, жесткие, имеющие более высокий социальный статус - «хань-жень». Все это подкреплялось существующими языковыми (диалектическими) различиями.

Юани и Суны выбрали политической базой Север, а вот династия Мин, напротив, Юг. Именно это и дало им возможность победить.

В 1403 г. новый император существующий Бейпин (переводится как «Усмиренный Север») переименовал в Бейцзин («Северная столица»). Так вплоть до 1421 г. в Китае было две столицы - императорская на севере и правительственно-бюрократическая на юге. Чжу Ди тем самым избавился от влияния и опеки южан, одновременно лишив излишней самостоятельности южную бюрократию (нанкинскую).

В 1421 г. произошло окончательное закрепление столицы на Севере. В связи с Мин обеспечила себя поддержкой северокитайского населения и укрепила обороноспособность страны.

Императоры Мин

Как уже упоминалось ранее, эта династия правила в Китае с 1368 по 1644 гг. Мин пришла на смену монгольской Юань в ходе народного восстания. Всего шестнадцать императоров этой династии правили в течение 276 лет. Для удобства восприятия императоры династии Мин перечислены в таблице ниже.

Годы правления

Девиз

1. Чжу Юаньчжан

1368 - 1398 гг.

Хунъу («Разлив Воинственности»)

2. Чжу Юньвэнь

1398 - 1402 гг.

Цзяньвэнь («Установление гражданского Порядка»)

1402 - 1424 гг.

Юнлэ («Вечная Радость»)

4. Чжу Гаочи

1424 - 1425 гг.

Хунси («Великое Сияние»)

5. Чжу Чжаньцзи

1425 - 1435 гг.

Сюаньдэ («Распространение Добродетели»)

6. Чжу Цичжэнь

1435 - 1449 гг.

Чжэнтун («Законное Наследие»)

7. Чжу Циюй

1449 - 1457 гг.

Цзинтай («Сверкающее Благоденствие»)

8. Чжу Цичжэнь

1457 - 1464 гг.

Тяньшунь («Небесная Благосклонность»)

9. Чжу Цзяньшэнь

1464 - 1487 гг.

Чэнхуа («Совершенное Процветание»)

10. Чжу Ютан

1487 - 1505 гг.

Хунчжи («Великодушное Правление»)

11. Чжу Хоучжао

1505 -1521 гг.

Чжэндэ («Истинная Добродетель»)

12. Чжу Хоуцун

1521 - 1567 гг.

Цзяцзин («Чудесное Умиротворение»)

13. Чжу Цзайхоу

1567 - 1572 гг.

Лунцин («Возвышнное Счастье»)

14. Чжу Ицзюнь

1572 - 1620 гг.

Ваньли («Бесчисленные Годы»)

15. Чжу Юцзяо

1620 -1627 гг.

Тяньци («Небесное Руководство»)

16. Чжу Юцзянь

1627 - 1644 гг.

Чунчжэнь («Возвышенное Счастье»)

Исход крестьянской войны

Именно она вызвала падение династии Мин. Известно, что в отличие от восстания, не только многочисленна, но и затрагивает разные слои населения. Она более масштабная, длительная, хорошо организованная, дисциплинированная из-за присутствия руководящего центра и наличия идеологии.

Стоит более подробно разобрать это событие, чтобы понять то, как же произошло падение династии Мин.

Первый этап крестьянского движения начался в 1628 г. и продолжался на протяжении 11 лет. Свыше 100 очагов не сумели объединиться, ввиду чего были подавлены. Второй этап пришелся на 1641 г. и длился всего 3 года. Возглавлял объединившиеся силы восставших способный главнокомандующий Ли Цзычен. Он сумел из существующих многочисленных хаотично возникших отрядов сформировать крестьянскую армию, которая отличалась дисциплинированностью, имела четкую тактику и стратегию.

Ли стремительно наступал под популярными в массах лозунгами касательно свержения династии Мин. Он пропагандировал всеобщее равенство, давал обещание относительно невзимания налогов по окончании войны.

Как стало известно, ранним утром 26.04.1644 г. на звон колокола, который призывал министров прибыть к императору Чун Чженю на аудиенцию, совершенно никто не пришел. Тогда он сказал, что это конец, его приближенные стали рыдать. Императрица в последний раз обратилась к своему мужу и сказала ему о том, что на протяжении 18 лет она была предана ему, однако он ни разу не удосужился ее выслушать, что и привело к подобному. После этого императрица повесилась на своем поясе.

Императору ничего не оставалось, как неумело убить дочь и наложницу мечом и повеситься самому на поясе на ясене. Вслед за императором, по обычаям того времени, ушли из жизни все 80 тыс. чиновников. Согласно одной из версий, Великий Государь оставил записку на кусочке шелка, которая адресовалась Ли Цзычену. В ней он говорил, что все чиновники - изменники, ввиду чего заслуживают смерти, их необходимо казнить. Император обосновал свой уход из жизни нежеланием быть обязанным самому последнему, презренному из подданных. По истечении нескольких часов посланцы захватчика сняли тело императора с дерева, а затем поместили его в гроб, который предназначался нищим.

Гробница великой династии Мин

Точнее сказать, гробницы, так как на территории знаменитого мемориала расположены могилы тринадцати императоров этой династии. Гробница династии Мин простирается на 40 кв. км. Она находится приблизительно в 50 км от Пекина (к северу) у подножия великой Горы Небесного Долголетия. Гробница династии Мин внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие приезжают в Пекин именно для того, чтобы увидеть ее.

Заключение

Маньчжурское иго новоиспеченной династии Цин, можно сказать, было навязано стране во времена европейских что обрекло Китай на целых 268 лет политического и социально-экономического застоя перед нарастающей колониальной экспансией со стороны Европы.

Две самые могущественные династии - Мин и Цин. Но отличия между ними колоссальные: первая показала народу возможность выйти на новый, прогрессивный путь, позволила ему почувствовать себя свободным, значимым. Вторая же разрушила все то, что было создано многолетним трудом, сделала государство затворническим.

После завершения эпохи территориальной и государственной раздробленности, в конце VI века в Китае возродился имперский порядок. Первые китайский государства . В период правления династии Тан (VII X вв.), Китайская империя представляла собой государство с централизованным управлением и мощным бюрократическим аппаратом.

В это время в стране происходило множество крестьянских восстаний направленных против политики тиранического правления. Представители династии Тан не имели хорошей материальной базы для ведения войн.

Однако, повышая налогообложение крестьянства, с завидным постоянством организовывали военные походы на соседние территории.

Длительные военные противостояния с тибетцами, а также с южным государством Наньчжао не увенчались успехом. Истощенный голодом и нищетой народ смог свергнуть Танов. Вместе с падением правящей династии начался новый период территориальной раздробленности государства.

Китай накануне монгольского нашествия

К концу XIII века Китай представлял собой две империи Цзинь и Южная Сун. К этому периоду дошел до своего завершения процесс консолидации китайской нации. Несмотря на раздробленность, население двух империй воспринимает себя как единую нацию.

Система управления, которая сложилась в двух империях вошла в классику государственного управления, и в дальнейшим будет перениматься многими странами. Хозяйство Китая было представлено мощнейшим аграрным производством, а также мелкими, но достаточно хорошо организованными мануфактурами ремесленников, в чем государство смогло опередить страны Западной Европы.

Значительную роль в развитии экономики играла внешняя торговля со странами Азии и Японии. Общество, как было характерно для всех государств средневекового периода, было разделено на сословия. Однако низшими классами были отнюдь не крестьяне.

Во многих городах впервые появляется слой так называемых люмпенов обедневшего городского населения, которые часто не имели даже собственного дома. Именно они чаще всего организовывали антиправительственные восстания.

Монгольское владычество в Китае

В течение 70 лет беспрерывной борьбы за независимость собственной государственности, население Китая в 1215 году оказалось под властью монголов. Монгольское господство продержалось в Китае приблизительно столетие. Это было самое трудное для страны время, когда в упадок пришли все раннее процветающие отрасли хозяйства.

Китай был объявлен частью монгольской империи Юань. Монгольские правители эксплуатировали китайское хозяйство тяжелыми работами и взимали налог в 40% от общего количества производимой продукции.

Однако внутреннее междоусобицы не дали возможности монголам долгосрочно закрепить свое господство. Вследствие масштабного крестьянского ополчения, они были свергнуты с престола.

Империя Мин

В 1368 году народ Китая фактически полностью освободился от монгольских захватчиков. К власти пришли представители династии Мин. Первый период их правления ознаменовался глубоким государственным кризисом, который в точности повторится в конце правления монархического рода.

Первый император инициировал масштабные реформы, которые касались государственного строя и экономической жизни страны. Однако все, на первый взгляд лояльные меры императора, сопровождались жестким полицейским режимом: создавались специальные комитеты, главной функцией которых были доносы и политические преследования оппозиционного населения.

Рассвет империи Мин датируется началом XV века, когда значительно расширилась государственная территория, подъем переживала торговля и хозяйство государства. Китайцы под руководством талантливых полководцев смогли пресечь новые попытки завоевания империи монголами.

Основной предпосылкой крушения империи Мин стала попытка ввести демократию как государственную форму правления. Верховная власть сосредоточилась в первую очередь в руках чиновников, которые усилили гнет над крестьянами и ремесленниками. Акции протеста и военные восстания уже в 1644 году спровоцировали падение некогда процветающей империи.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многоликая Индия: кастовое деление, завоевания
Следующая тема:   В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура

Шестнадцать императоров династии Мин правили Китаем с 1368 года по 1644 год на протяжении 276 лет. Новая империя пришла на смену в результате народного восстания и была свергнута в ходе Крестьянской войны армией Ли Цзычэна и вторгшимися в Китай маньчжурами, ранее создавшими в Маньчжурии .

Человек, под предводительством которого пала династия Юань, был родом из бедной крестьянской семьи, добывавшей себе средства на существование сельским хозяйством и промыванием золотого песка. Чжу Юань-чжану было 40 лет, когда он в результате продолжительного восстания «Красных повязок» сверг монгольскую династию Юань и стал императором под тронным именем Тай Цзу. Своей столицей новый правитель сделал город , окружив его тридцатимильной стеной.

Тридцатилетнее правление императора Тай Цзу было отмечено жестокими репрессиями, когда любой, даже самый незначительный проступок наказывался смертной казнью. Не забыв свое происхождение, император старался защитить крестьян: чиновников, использовавших свою власть для притеснения простого народа, ждала суровая кара от клеймения до конфискации имущества, каторги и казни.

Несмотря на жестокое правление Тай Цзу, внутри страны было установлено относительное спокойствие, экономическая ситуация в стране также улучшилась. Империи удалось укрепить свои позиции в Маньчжурии, освободить провинции Юньнань и Сычуань от монголов и даже сжечь Каракорум. Однако более серьезной проблемой в эту эпоху стали набеги японских пиратов.

После смерти императора в 1398 году у власти недолго продержался законный наследник Цзянь Вэнь, мягкий и образованный человек, убитый в 1402 году высокомерным и властолюбивым князем Чжу Ди, средним сыном первого минского императора. В 1403 году князь провозгласил себя императором. Чтобы доказать свою легитимность как Сына Неба, Чжу Ди приказал ученым переписать историю правящих династий Китая.

В целом, несмотря на узурпацию трона и жестокий террор в самом начале правления, историки оценивают Чжу Ди как блистательного правителя.

Чтобы успокоить настроения населения и бунты, император поощрял буддийские обряды и , придерживался традиционных конфуцианских норм, пересмотрел административную структуру империи, устранив таким образом противоречия между отдельными племенами.

Император уделял особое внимание борьбе против коррупции и тайных обществ. Благодаря вновь восстановленной системе экзаменов в правительство было привлечено новое поколение офицеров и чиновников.

Новый правитель также предпринял меры для восстановления экономики: было увеличено производство продуктов и тканей, освоены новые земли в дельте Янцзы, русла рек были прочищены, а Великий китайский канал перестроен и расширен, что способствовало развитию торговли и мореплавания.

Что касается внешней политики, то правление императора Чжу Ди было более удачным на море, нежели на суше. На верфях Нанкина строили огромные океанские суда - девятимачтовые джонки, достигающие 133 м в длину и 20 м в ширину. Китайский флот, насчитывающий 300 подобных суден, под предводительством адмирала Чжэн Хэ (один из придворных евнухов) совершал походы в Юго-Восточную Азию, Цейлон, Индию и даже Персидский залив, в результате которых многие правители были взяты в плен, и к минскому двору стала поступать дань из далеких государств. Эти экспедиции значительно расширили влияние империи и стали величайшими в истории человечества морскими исследованиями, на несколько десятилетий опередившие европейскую эпоху великих географических открытий.

Именно Чжу Ди перенес столицу минской империи в и приказал построить , работы над которым были завершены в 1420 году. Однако судьба отвела императору лишь несколько лет, чтобы насладиться новым дворцом: в 1424 году правитель умер, возвращаясь из похода против монголов.

Ненадолго трон отошел во власть его старшего сына, умершего меньше чем через год от сердечного приступа. Тогда власть перешла внуку Чжу Ди по имени Сюань Цзун. В стране вновь наступил мир, на границах также стало спокойно. Стали развиваться дипломатические связи с Японией и Кореей. После смерти императора в 1435 году китайские историки назовут его образцом конфуцианского монарха, сведущего в искусствах и склонного к благожелательному управлению.

Наследником императора стал один из двух его сыновей, малолетний Ин Цзун, которому едва минуло 6 лет, поэтому реальная власть находилась в руках регентского совета, состоящего из трех евнухов, среди которых главным был Ван Цзинь. Обстановка в стране стала неспокойной: засухи, наводнения, эпидемии, тяжелый принудительный труд, вновь обрушившийся на крестьян, вынужденных участвовать в масштабных строительных работах, послужили причиной для нескольких восстаний, среди которых два последних были подавлены с трудом.

Одновременно с этим на северные земли Китая стали наступать монгольские войска. Император, которому к тому времени исполнилось 22 года, под руководством Ван Цзиня, не сведущего в военном деле, собрал полумиллионное войско и двинулся на врага. Неподготовленная армия была полностью разбита противником, а Ин Цзун попал в плен. Это стало одним из величайших военных поражений в истории .

Следующим императором стал сводный брат плененного правителя, взявший себе тронное имя Цзин Цзун. Он успешно отразил атаку монголов, в том числе спас Пекин, реформировал армию, провел масштабные восстановительные работы. Однако вскоре из плена был отпущен его брат и в ходе дворцового переворота Ин Цзун вновь был объявлен императором. Цзин Цзун умер через несколько месяцев - по некоторым источникам, он был задушен одним из дворцовых евнухов.

После смерти Ин Цзуна на трон вступил его сын Сянь Цзун (Чжу Цзяншэнь). В период его правления была восстановлена и окончательно достроена . По некоторым оценкам, воплощение в реальность этого величайшего на земле фортификационного сооружения стоило жизни 8 млн. человек. Правление Сянь Цзуна было также примечательно 10-летней войной против монголов, в результате которой ситуация с набегами была стабилизирована.

У императора помимо бездетной официальной супруги была старшая жена - госпожа Вэн, его бывшая нянька, которая была в два раза старше императора. После того как умер единственный ребенок Вэн, она делала все возможное, чтобы предотвратить появление наследника от других наложниц, не останавливаясь даже перед убийствами, но просчиталась. От случайной связи с девушкой из племени яо у императора родился сын, появление которого скрыли от госпожи Вэн. Сянь Цзуну показали мальчика, когда ему уже исполнилось 5 лет. Именно этот ребенок и стал следующим императором.

Как обычно с приходом нового правителя последовали казни и ссылки: новый император избавлялся от алчных евнухов, чиновников, получивших свои должности при помощи денег или интриг, нечестных священнослужителей и развратных любимцев предыдущей императорской четы.

Сяо Цзун (тронное имя императора) строго следовал конфуцианским принципам, заботился о благополучии народа, выполнял все необходимые ритуалы, назначал на высокие должности конфуцианцев и был предан своей единственной жене - госпоже Чань. Собственно, эта госпожа и была его единственной слабостью, нанесшей государственной казне ощутимый урон, т.к. императрица отличалась расточительностью, а титулы и земли доставались ее родственникам и друзьям.

При дворе вновь возросло число евнухов, количество которых превысило 10 тыс. человек. Фактически, этот огромный аппарат стал действовать параллельно с гражданской администрацией, постоянно конкурируя между собой за должности и влияние на императора. Ситуация только ухудшилась вместе после смерти Сяо Цзуна, когда императором стал его 13-летний сын У Цзун.

У Цзуну не досталось положительных качеств его отца: мало того, что он предпочел обществу своей законной супруги компанию евнухов, так он еще и стал настоящим алкоголиком, наводивший ужас на всю страну. Говорят, что, путешествуя по стране, император похищал женщин из домов, и это была лишь одна из немногих его забав. В конце концов У Цзин умер в возрасте 21 года в 1522 г. бездетным, не оставив после себя законного наследника.

После очередных дворцовых интриг на трон взошел 15-летний двоюродный брат императора Ши Цзун. Этот человек отличался мстительностью и крутым нравом: его боялись даже наложницы, а несколько из них даже отважились на покушение, однако, император был спасен, а женщины подвержены мучительной казни.

Император правил на протяжении 44 лет, но никаких особых достижений в этот период не произошло. Ши Цзун вел затворническую жизнь во Дворце Вечной Жизни в западной части Запретного города и продолжал изоляционную политику, опасаясь шпионов и опасных союзов из-за рубежа. Поэтому торговля, которая могла бы поправить экономическую ситуацию в стране, оставалась под запретом, в результате чего восточное побережье страны страдало от набегов японских пиратов и жило контрабандой.

Император Ши Цзун, все больше отдаляясь от дел, стал интересоваться гаданиями и поисками эликсира бессмертия. Главный даосский советник императора прописал ему пилюли, включающие в себя красный свинец и белый мышьяк, которые сильно подорвали здоровье правителя. В 1567 году император, чей разум уже совсем ослаб, умер в Запретном городе.

Наследником стал его старший сын Лун-цин, но его правление продлилось лишь 5 лет и император практически не вмешивался в дела управления страной.

В 1573 году трон занял его сын Шэнь Цзун (Вань-ли), отличавшийся разумностью и трезвым подходом к управлению. Однако с каждым годом его интерес к политике угасал, между монархом и чиновниками увеличивались противоречия. Рассказывают, что во второй половине своего правления император и вовсе стал игнорировать чиновников, которые, пытаясь привлечь его внимание, толпами собирались возле Запретного города и, встав на колени, выкрикивая имя Вань-ли.

Но, помимо плохо слаженной работы правительства, на Китай стала надвигаться угроза с Запада, тогда еще неясная, но впоследствии принесшая Поднебесной непоправимые беды. В конце 60-х годов XVI века в Макао обосновались португальцы, которые с 1578 года стали заниматься торговлей, получив разрешение Китая закупать товары в Кантоне. Это привлекло внимание испанцев к Азии, отправивших экспедицию для колонизации Манилы, где уже было установлено господство китайцев. В 1603 году в Филиппинах разгорелся военный конфликт, и китайцы были изгнаны с архипелага.

Помимо этой войны, унесший жизни 20 тыс. человек, в Китае периодически возникали внутренние восстания, власти предпринимали карательные походы против непокорного племени мяо, а также против японцев, вторгшихся на территорию Кореи. Но решающую роль в падении династии Мин сыграла военная кампания против чжурчжэней, племенного союза монголов и тунгусов, возникшего в XII веке и вытесненного на северо-восточные земли. Смешавшись с мигрантами из Кореи и другими народами, они стали называться маньчжурами.

В конце XVI века один из маньчжурских вождей, 24-летний Нурхаци, объединил под своей властью множество маньчжурских аймаков, создав империю и объявив себя императором. Чтобы избавить Маньчжурию от вассальной зависимости, Нурхаци предпринял ряд удачных военных походов на Китай, что снова повлекло за собой экономический кризис в империи, повышение налогов и народные восстания. Кроме того, неудачи подорвали здоровье императора: Шэнь Цзун умер в 1620 году.

После смерти императора ситуация в стране только ухудшилась. Население к тому времени превысило 150 млн. человек. Постоянное сокращение поступающего в казну серебра, инфляция, перегруженность городов, разрыв между бедными и богатыми, пиратство, стихийные бедствия вновь стали причиной народных восстаний. Особенно тяжело переживали экономический кризис крестьяне: на протяжении нескольких лет на севере Китая бушевали суровые зимы, ставшие причиной жестокого голода, во время которого отмечались случаи каннибализма. Многие семьи были вынуждены продавать в рабство своих детей, молодое поколение искало любые средства к существованию - многие из них хлынули в города, другие стали пополнять ряды разбойников, женщины становились служанками или проститутками.

Кроме внутренних восстаний в Китае оставалась и внешняя угроза: в 1642 году маньчжуры возобновили свои набеги, захватив в итоге 94 города. Власть правящего дома была в конец ослаблена: маньчжуры и мятежники со всех сторон осаждали императора. В 1644 крестьянские повстанцы под предводительством Ли Цзычэна подошли к Пекину. Последний минский император Чунчжэнь отказался бежать и повесился в домике на холме в императорском дворцовом комплексе, чтобы, согласно китайским верованиям, вознестись на небо верхом на драконе. Еще 20 лет спустя маньчжурами был казнен минский князь Юн-ли, бежавший в Бирму. Так закончилась 300-летняя эпоха правления династии Мин.