Компьютерная графика как искусство. Что необходимо художнику, специализирующемуся на цифровой живописи? Трёхмерные графические редакторы

Визуальные эффекты и компьютерная графика плотно вошли в нашу жизнь. Сегодня любой желающий способен изучить загадочный и волшебный мир постпродакшена и стать экспертом в этой области. Приведенные ниже советы помогут поднять уровень знаний в сфере VFX и CGI.

Это достаточно очевидный совет, но начинающие специалисты очень часто игнорируют его. Привычка смотреть и анализировать должна стать частью рабочего процесса или обучения. Посмотрев фильм с крутыми визуальными эффектами, пересмотрите его еще раз, но уже не как зритель, а как специалист. Попробуйте найти ошибки и партаки, их на самом деле бывает много. Анализируйте, как создавался кадр, как освещался, и почему это сделано так.

Копируйте

Пробуйте повторить кадры из любимых фильмов или видео-роликов. Конечно, над созданием одного крутого кадра сидела крутая команда артистов. Но я уверен, что большинство кадров реально воссоздать и с минимальным бюджетом. Задача – создать нечто похожее с минимальным бюджетом и максимальным качеством. Помните, вы делаете это в интересах своего профессионального развития. В итоге, эти работы отлично впишутся в портфолио, и их можно будет публиковать на behance.

Кто Я?

Когда вы смотрите Голливудский нашумевший CGI блокбастер, помните, что над каждым кадром работала команда профессионалов. Каждый член команды делал одну узкоспециализированую работу. Одна группа моделировала, в то время как другая занималась освещением этих моделей, кто-то рисовал окружение, кто-то анимировал персонажей, а кто-то это все композил, стирая грань между реальностью и миром CG. Если бы все занимались всем, то результат был бы плачевным.

Поэтому важно определиться, к чему лежит душа. Чем вы готовы заниматься по 10-12 часов в день, не сожалея ни об одной потраченной на работу секундочке? Вы можете выбрать себе несколько направлений, но важно выделить первостепенные, а остальное по возможности подтягивать.

Изучайте основы

Быть узкоспециализированым экспертом важно, но нужно понимать весь процесс создания визуального произведения. Если ваша работа заключается в риггинге персонажей, то вы должны понимать и знать, как эти самые персонажи моделировались, как лучше их освещать и как они будут компоноваться с отснятым видеоматериалом. Базовые знания в каждой из этих сфер дадут вам огромный толчок к развитию.

Общайтесь и знакомьтесь со специалистами

Ходите на мероприятия, связанные с CG и кино. Конечно, на просторах СНГ их очень мало, но когда они проходят, там собираются настоящие акулы визуальных эффектов.

Учиться никогда не поздно или как сэкономить несколько лет

Несколько лет назад считалось, что стать VFX артистом могут лишь избранные. По сути, так оно и было. Лишь самые усердные и настойчивые могли находить нужную ценную информацию и часами изучать программы путем проб и ошибок. Сейчас все с точностью до наоборот. Информации так много, что можно всю жизнь смотреть одни лишь туториалы. Но так далеко не уедешь.

Единственным правильным способом будет обучение у профессионалов. Только под контролем мастера ученик покорит высоты CGI индустрии.

Вопрос лишь в том, куда пойти учиться?

Ответ здесь один – к лучшим мастерам своего дела. Например, пройти курсы студии TerminalFX , достаточно взглянуть на их портфолио , чтобы понять, насколько крутые преподаватели там работают.
Потраченные деньги на обучение окупятся в десятки, если не тысячи раз. Сфера компьютерной графики только набирает обороты и здесь всегда нужны специалисты.

Документалка о невыгодности CG-графики в кино, как бизнеса. Компания, которая нарисовала Life of PI обанкротилась за две недели до того, как получила ОСКАР за него. За последние 10 лет закрылась 21 известная студия, занимавшаяся эффектами в Голливуде. При том, что CG традиционно индустрия, где люди работают днями и ночами без выходных (как и видео продакшн, к слову) и без гарантий — почти все нанимаются индивидуально на срок проекта и постоянно меняют работу, зачастую уезжая от своих семей на месяцы и годы. Практически вся американская CG-индустрия умирает из-за того, что в Канаде сделали налоговые льготы (как и игровикам, кстати — поэтому Ubisoft почти все там делает). Художники в результате постоянно качуют из страны в страну, где есть льготы и индустрия идет на подъем.

В целом, фильм о том, что пора менять бизнес-модель — CG-артисты такие же создатели фильма, как и все остальные и должны получать процент с дохода от фильма или почасовую оплату (как операторы и т.д.), потому что, как и любая творческая деятельность, ее сложно просчитать заранее. Большинство студий заставляют работать подрядчиков по фиксированной цене — мол, мы вам платим 10 миллионов и давайте все наши капризы исполняйте. Ну, а дальше понеслось — передумал режиссер, сцену решили переснять, переделать, вообще выкинуть и заменить другой — CG’шники делают эту работу бесплатно. Потери несет студия и ничего с этим сделать не может.
В 2013 году герои фильма сделали работу в двух фильмах, номинированных на ОСКАР, выиграла Жизнь Пи. Бывшие сотрудники собрались на демонстрацию возле церемонии. Когда со сцены сотрудники уже закрытой студии попытались рассказать о том, что у компании сделавшей эту работу проблема — их заглушили музыкой из «Челюстей». Вдобавок Энг Ли, когда благодарил всех со сцены, за участие в фильме, перечислил всех, кроме CG-художников, которые в данном случае сделали 70% фильма.
В результате все CG-сообщество было просто вне себя. В протест художники стали ставить на своих facebook-аватарках зеленые экраны и публиковать настоящие кадры из фильмов без CG. Сейчас вся VFX-индустрия пытается выработать общую политику по работе с голливудом.



В принципе, нам в FXA все эти проблемы очень и очень знакомы, хоть мы и не про CG. Описание проблем с заказчиками и изменениями планов — 100%.

3 марта в Голливуде состоится массовая демонстрация VFX-художников против крупнейших студий. Одновременно создается лобби по изменению законодательства. В целом, большие компании обвиняют в том, что они стравливают правительства, заставляя их бороться между собой все больше увиличивая льготы для кино за счет налогоплательщиков, а сами при этом наживаются, ставя рекорды проката.

Творчество и Хобби

Стать профессиональным CG-художником

Мир CG я люблю с детства, а с недавних пор рисование стало моей жизнью.

Мне уже 24 года, есть высшее нехудожественное образование и несколько лет работы офисным хомячком за плечами. В один прекрасный момент я решила, что такая жизнь меня не устраивает и нужно что-то менять. Собрала всю волю в кулак и поступила в колледж на художника-аниматора. Сейчас прошел год. Пока шло обучение, я начала изучать какие вообще есть профессии в мире художников. Поняла, что профессия аниматор меня не очень привлекает, как и сами мультфильмы. Мне больше нравится рисовать и рассматривать статичные картинки. Предпочтение отдаю sci-fi, military, нравится и мультяшный стиль в рисунке.

Хочу развиваться, заниматься самообразованием и набивать скилл. Хотелось бы придумывать концепты и разные объекты для игр.

Критерий завершения

Рисовать так, что не будет стыдно за рисунки. Получать заказы на рисунки.

Личные ресурсы

Два года в запасе, огромное желание, личный комп, видеоуроки, книги, начальный уровень рисования и поддержка мужа.

Экологичность цели

Я хочу зарабатывать рисованием, потому что это единственное, что мне действительно приносит удовольствие. Кроме того, я хочу видеть как развивается игровая индустрия в стране, хочу видеть этот процесс изнутри.

Компьютерный (CG) художник, создающий свои произведения исключительно на компьютере, является всесторонне развитой личностью, ведь для создания цифровых изображений необходимо иметь немало технических знаний. Это отличает его от обычных живописцев, не нуждающихся в излишних инструментах, помимо холста, кистей и красок.

1. Считается, что для любого художника необходимо иметь талант. Однако, все известные графики и живописцы утверждают, что успех состоит всего из одного процента таланта, оставшиеся же 99% составляют усердие и труд . Так что, взяв один процент за изначальное значение, можно понять, что для художника требуется немало усилий, чтобы иметь возможность творить, преодолевая все возникающие трудности, лень и многие другие отвлекающие факторы.

Только постоянные тренировки дают возможность для реализации своего таланта.

2. Компьютерный художник, как и любой другой живописец, должен обладать основами академического рисунка и живописи. У него должны быть твердая набитая рука, отлично развитое чувство композиции и глазомер, а также правильное цветовосприятие. Только благодаря усердным тренировкам становится возможным достижение профессионального мастерства в рисовании.

3. Для грамотного исполнения цифровых изображений помимо классических основ рисунка и живописи, требуются и дополнительные знания, такие как иностранный язык и мастерское владение специальными графическими программами. Без этих умений и навыков рисование не будет приносить удовольствие, а станет лишь «тяжелым грузом» .

4. Естественно, для создания компьютерной графики, в особенности для трехмерных и анимационных изображений, потребуется довольно мощный компьютер.

5. Обязательным условием является наличие идеально откалиброванного монитора, имеющего отличную цветопередачу и высокое разрешение.

6. Для реализации своего творческого потенциала CG-художника потребуются дополнительные устройства, такие как компьютерная мышь, графические планшеты, сканер и цифровой фотоаппарат.

При работе в векторных программах достаточно оптической мыши .

Для более точных и сложных рисунков понадобится планшет , или его еще называют . Графические планшеты обладают теми же форматами, что и бумага – от А6 до А3. Для профессиональной компьютерной графики используется наибольший формат.

Для работы с дигитайзером требуется специальное перо, имеющее форму самой обычной ручки. Данный курсор называют еще стилусом. Графический планшет позволяет создать рисунок максимально приближенный к нарисованному изображению на обычной бумаге, мастерски выполненное произведение бывает невозможно отличить от рукотворного творения.

Принцип работы с помощью дигитайзера такой же, как и на простом листе бумаги, однако « » в данном случае служит графическое устройство, а создаваемый рисунок появляется в файле и отображается на мониторе.

Сам дигитайзер для художника зачастую представляет большую ценность, чем сам компьютер.

Вспомогающими устройствами ввода являются сканер и фотоаппарат . Зачастую легче и уместнее нарисовать эскиз на бумаге, затем перенести его в электронный формат. Для создания необходимых снимков с натуры (референсов) приходит на выручку незаменимый помощник – фотоаппарат.

Существуют уже более усовершенствованные и дорогостоящие устройства, такие как , на котором создание изображения осуществляется на экране, а перо имеет чернила. Для профессионального занятия цифровой живописью, такое устройство намного удобнее обычного планшета.

7. Также компьютерному художнику в своей работе бывает необходим принтер . Для распечатывания же больших форматов потребуется плоттер . Данные устройства имеют достаточно высокую стоимость и большие габариты. Для работы дома единицы художников могут себе их позволить.

8. Немаловажным условием является отличное владение графическими программами, без которых не обойтись в цифровой живописи. Существует множество графических редакторов, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.

Любая программа имеет свое назначение.

Adobe Photoshop является самым распространенным редактором, дает возможность создания как растровых, так и векторных изображений. Данная программа позволяет работать в технике фотоарта, создавать анимационные изображения.

Photoshop предоставляет широкий ассортимент различных эффектов. Помимо всего, этот графический редактор имеет немало удобных способов сохранения и редактирования файлов. Возможности программы очень велики, что найдется совсем немного людей, изучившего все из них.

Corel Painter также относится к не менее востребованным программам среди CG-художников. Данный графический редактор насчитывает более четырехсот разновидностей кистей. Corel предназначен по большей части для создания векторных изображений, потому огромное многообразие эффектов и функций в нем не требуются.

Adobe Illustrator – схожая по своему назначению и функциям с Corel Draw векторная программа.

3D Max , Maya , ZBrush – редакторы для 3D-моделирования, для работы с которыми необходим мощный, минимум 4-ядерный, компьютер. Существует еще множество графических редакторов, каждая из которых имеет свое назначение.

Лицензионные программы стоят немало, но для компьютерных художников для профессиональной работы рекомендуется все же приобрести данную версию во избежание неприятностей с органами проверки. Фирмы, выпускающие данные графические программы, все больше уделяют внимания соблюдению авторских прав.

Имеются альтернативные бесплатные программы, самой распространенной из которых является GIMP . CG-художник чаще всего отдает предпочтение какому-либо одному полюбившемуся редактору, однако использование и других программ зачастую бывает необходимо.

9. Для художника, специализирующегося на цифровой живописи, наличие необходимых навыков, оборудования, инструментов и владения графическими редакторами позволит плодотворно творить. Но он, как и любой творческий человек, нуждается в одобрении созерцателей. Причем, чем больше признания, тем лучше для развития его творческого потенциала.

10. Результатом немалых трудов и усердия является востребованность на рынке услуг.

Соблюдение всех этих условий необходимо компьютерному художнику для полного успеха! Любой CG-художник с этим согласится. Однако не следует забывать о существовании самого главного условия : для полноценного раскрытия творческого потенциала необходимо максимально отдаться этому занятию!

Онлайн-школы цифрового рисования Смирнова Ивана: возможность бесплатного обучения на курсе по основам CG-рисунка!

Удивительный факт: у половины художников в геймдев-индустрии нет специального художественного образования. В то же время огромное число людей с художественными навыками не могут попасть в индустрию годами. Хотите узнать, что есть у одних, чего не хватает другим... и сделать первый шаг навстречу профессии? Тогда курс «Основы CG рисунка» - для вас.

CG - с 0!

Курс по Основам CG рисунка позволит вам освоить основные приемы и принципы рисования CG и придаст большую уверенность в собственных возможностях. Вы научитесь работать с объёмом, силуэтами, цветом и текстурами и разовьете ваше художественное восприятие для эффективного решения настоящих профессиональных задач. При должной желании студента, курс позволяет отработать и закрепить знания и навыки, необходимые для начала работы младшим 2D- художником. Вас ждут подробные лекции, большие домашние задания, индивидуальный разбор работ с преподавателем и море практики.

Для кого предназначен курс:

· Для начинающих художников. Вы научитесь самым основам CG, освоите различные техники и приемы рисунка, научитесь рисовать объекты и предметы, эффективно пользоваться графическим редактором Photoshop. Также мы обсудим с вами варианты вашего дальнейшего развития и применения полученных знаний.

· Для художников, которые хотят подтянуть основы CG и рисования в Photoshop, а также перейти с традиционных материалов на цифровую живопись. Курс поможет добиться более высоких результатов и научит работать в Photoshop не менее эффективно, чем на бумаге.

· Для людей, которые только начинают осваивать рисование и хотят научиться использовать графический планшет и инструменты Photoshop. Вы узнаете много нового, преодолеете страх «чистого листа» и сможете дальше развивать свои CG-навыки.

Работа Надежды Полыгаловой - ученицы курса "Основы CG рисунка"

Программа курса «Основы CG рисунка»

Лекция 1: Основы основ

Учимся работать в Photoshop и рисовать объемные фигуры.

Изучаем основные этапы работы в Photoshop:

· Основные инструменты работы в Photoshop.

· Рассмотрим основные горячие клавиши, необходимые для упрощения и ускорения процесса рисования в Photoshop.

· Учимся работать со слоями.

· Учимся настраивать базовую кисть.

· Изучаем режимы наложений.

Учимся рисовать простой объект:

· Осваиваем принципы смешения цвета и рисования градиентов (цветовых растяжек).

· Учимся рисовать объемную фигуру в чёрно-белом цвете.

· Раскладываем фигуру по тону в зависимости от освещения.

· Изучаем основные ошибки при работе с освещением.

· Красим фигуру в любимый цвет.

· Прорисовка: уделяем внимание деталям.

· Постобработка: учимся делать идеальную финальную картину.

Лекция 2: Дизайн решает всё!

Учимся придумывать дизайн объектов и воплощать этот дизайн в рисунке.

Учимся рисовать интересный предмет:

· Основа построения объекта в перспективе.

· Учимся придумывать объект.

· Работа с референсами.

· Учимся создавать лайн арт (линейный рисунок) в несколько стадий.

· Учимся правильно выбирать ракурс.

· Учимся работать с дизайном, придумываем крутой дизайн предмета.

· Учимся работать с формой объекта.

· Учимся построению объектов в пространстве.

· Лайфхак: перспективная сетка.

· Учимся трансформировать объекты.

· Осваиваем навык аккуратной прорисовки лайнарта.

Лекция 3: Из 2D в 3D

Изучаем принципы работы со светом, тенью и рассеянным светом и рисуем 2D объект с эффектом 3D.

Изучаем оклюжен, свет и тень:

· Учимся рисовать оклюжен (тень от рассеянного света): теория и принципы работы.

· Изучаем самые эффективные способы отрисовки оклюжена.

· Подробно изучаем принципы построения света.

· Учимся строить собственные и падающие тени.

· Рисуем предмет с эффектом 3D.

Лекция 4: It`s render time!

Учимся грамотно составлять цветовую композицию, рисовать и детально прорабатывать различные материалы, и правильно сочетать их в дизайне.

Рендер: Цвет и Материалы:

· Учимся работать с цветом с точки зрения дизайна.

· Создаем грамотную цветовую композицию: учимся выбирать хорошее сочетание цветов и оттенков.

· Продолжаем работу с референсами.

· Изучаем рендер материалов - учимся рисовать различные материалы:

· Разберем подходы, при которых любой художник сможет самостоятельно научиться рисовать любой материал: металл, стекло, дерево, камень, пластик, и прочие.

· Учимся прорисовывать детали.

· Учимся создавать композиции на основе сочетания материалов (железо и дерево, и т.д).

Лекция 5: Бонус для выживших!

Переворачиваем сознание! Как сделать все то же, но значительно быстрее?

Рендер всему голова:

· Альтернативные техники рендера.

· Эффективное читерство и упрощение процесса.

· Лайфхаки для быстрого достижения нужного результата.

Для занятий необходимы: компьютер, графический планшет, интернет, графический редактор Photoshop.