Конспект урока на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Людочка". Анализ: Астафьев, "Людочка". Проблематика произведения Зачем людочка переезжает в город

В журнале "Новый мир", в сентябрьском номере за 1989 год, опубликовал свой рассказ Астафьев ("Людочка"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Фото автора представлено ниже.

Проблематика рассказа

Рассказ этот - о молодежи, однако в героях, которых создал Астафьев, молодости нет. Все они - страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по свету. Эти изношенные тени бросают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности в героях Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменное и жуткое. Из этого круга стремится вырваться главная героиня рассказа "Людочка" (Астафьев). Проблематика произведения заключается в столкновении между внутренним и внешним миром. Можно заметить, что уже первые строчки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с примороженной вялой травой, наводят на мысль о том, что она, подобно этой траве, к жизни не способна.

Отношение родителей к Людочке

Отношение родителей к Людочке - важный момент, на котором следует остановиться, проводя анализ. Астафьев ("Людочка") рисует взаимоотношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка уезжает из дома, в котором прошло ее детство. В нем остаются тоже одинокие, чужие ей люди. Мать девушки уже давно свыклась с устройством собственной жизни. А отчим относился к главной героине равнодушно. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только. Девушка ощущала себя чужой среди людей.

Проблема душевного одиночества

Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев ("Людочка") поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ "Людочка" (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора - умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге "дом-работа-дом" живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев ("Людочка") изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города. Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев ("Людочка") смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Почему Людочка покончила с собой?

Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой - ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.

Взаимосвязанность судеб

Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева "Людочка", необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее - сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться - искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки - трагедия девушки. Ее смерть - это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.

Трагедия "маленького человека"

Трагедия "маленького человека" раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное - не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Языковые особенности в рассказе

Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка". Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов ("касаточка", "ласточка", "голубонька сизокрылая", "золотко мое"). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь - это не просто говор. Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона ("кореши", "рвем когти", "пахан", "отвали"). Русские поговорки, пословицы и другие и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место. И это неслучайно - в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение. Читая произведение "Людочка" Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты ("работала как конь", "гнуть спину", "втемяшилось в голову"). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора. Кроме простых олицетворений (например, "деревня задохнулась в дикоросте") он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.

Прием контраста

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев ("Людочка"). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

Чем притягателен рассказ "Людочка" Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ "Людочка". Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.

Этот рассказ – об истинном происшествии где-то в середине 70-х годов. Но, прочтя, нельзя не ощутить, сколько душевной силы и сколько художественного ви дения вложено им самим. А по широте жизненного знания, сгущённого в этом тексте, и по напряжённости нравственного чувства как в гневе на зло, так и в тяготеньи к добру мы, пожалуй, могли бы угадать и имя автора, не напиши он его сам. И каково же многополное знание и советской городской жизни в её гоможеньи, и необратимости деревенской гибели, и, вдобавок, блатного уголовного типажа! Этим содержанием рассказ богат, плотен и вместе целен.

Людочка – колхозная девушка, слабенькая от рождения, росла вялая, скромная, в деревенской средней школе «не выходила из троечниц, но и до сплошных двоек не опускалась. Домаяла десять классов» – и мать указала ей ехать в город, в деревне делать нечего. Скромная, «с припрятанной застенчивой улыбкой», девушка пыталась стать ученицей у парикмахерши, но не одолела мастерства и больше служила у неё уборщицей. Людочка покорно терпела и насмешки более успешных подружек, и своё городское бесприютство.

А главное место действия рассказа – погибающий Парк вагонно-паровозного депо, типично советское создание – «насаженный в 30-х годах и погубленный в 50-х». Через весь парк надумали класть трубу с горячей водой, канаву проложили и часть трубы – да не закрыли. Потекла горячая речка с радужными кольцами мазута, с мыльной слизью, потом зловонной тиной, оттого стали облупляться и сникать соседние деревья. Через канаву перебросили мосток, да перила к нему всё не стояли, отваливались. В канаву стали бросать разные отбросы, устоялась вонь, да рядом пошли поросли дурнейшего бурьяна. – А само собой стояли по парку бетонные скамьи для отдыха граждан, «в парке было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности». – На железной эстакаде раньше вешались портреты вождей и лозунги, потом не стало их. Ещё были забытые столбы для волейбола, ещё – решётчатый загон для танцев молодёжи. Там по вечерам «трещала, гудела, грохотала музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости».

Через этот Парк Людочке приходилось ходить, она не боялась; однажды затащили её на танцы, с испугом вырвалась. А однажды зацепил её освобождённый из лагеря гнилозубый уркаган Стрекач – и дальше ни вид его, ни наружность, ни поведение, ни окружённость блатной мелкотой – уже не поддаётся нашему цитированию – это зримая, ощутимая, красочная, даже несравненная картина, отчётливо переданная Астафьевым, в чём и центр рассказа. Стрекач поймал за поясок плаща проходившую Людочку, пытался усадить к себе на колени, девушка не садилась, Стрекач перекинул её через скамейку в бурьян – и сам за ней на четвереньках, и лицом её в землю и битое там стекло, чтоб не кричала. Но она нашла в себе силы вырваться и кричать на бегу. О помощи нечего было и думать. Добежала до парикмахерской хозяйки, очнулась уже у неё. Та успокаивала: «И родится баба не под нож, а под совсем другое. Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Но упредила – не жаловаться на Стрекача, а то «мою избу спалят». Тогда Людочка: «Я к маме хочу». Хозяйка отпустила на день, на два – та деревня близко, электричкой.

…А от деревни родной осталось всего два целых дома, один – материн, а с ней отчим. «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, – в закрещенных окнах, с разваленными оградами дворов и огородных плетней, с угасающими садовыми деревьями, с дико разросшимися меж изб тополями, осинами». (Соседка, сама при смерти, пророчит: «Этак вот, однова, середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…»)

Мать, сама беременная, хотя уже за сорок, сразу увидела, что с дочерью беда: бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась, руки висят. А за догадкой – и материно суждение: «Через ту беду не беду все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба сама же с бедой и совладать обязана, потому как от первого ветру берёза клонится, да не ломается». – Людочка пошла корову подоила, помогла матери к возврату отчима обед собирать. Отчима она мало знала: он недавно появился в их деревне. Он не обижал Людочку, но и доброты не проявлял. Мать о нём: «С малолетства в ссылках да в лагерях, под охранским доглядом. Жизнь его была ох-хо-хо. Но человек он порядочный».

А на следующее утро Людочка опять уехала в город. Хозяйке парикмахерской сказала: «Хорошо, я в общежитие пойду жить».

Дальше Астафьев проводит Людочку через страдательное воспоминание: когда-то, сама больная, она в больничном коридоре сидела ночью около умирающего парня-дровосека. Сочувствовала ему, но, как ей теперь казалось, не в полной полноте. Так вот и к ней теперь – городские на танцплощадке. И её хозяйка. Да и её мать.

Но через Парк продолжала ходить, не боялась. И присмотрела близ тропинки – тополь с большим корявым суком.

И повесилась на нём.

Хоронить её в родной деревне не решились: «сотрётся с земли пристанище, объединённый колхоз запашет кладбище под одно поле». Похоронили на городском, со стандартными знаками.

Сколько бы ни подлинен был рассказ досюда – окончание к нему, я полагаю, Астафьев приложил от себя, давая волю своей жажде справедливости: что отчим Людочки нашёл Стрекача в Парке (его и искать не надо, он себя выставляет), обезоружил и швырнул в зловонную канаву. Блатная свора Стрекача не решилась отстоять своего пахана и не сумела захлебнувшегося – вернуть к жизни.

В отчёте областного УВД для уменьшения процента преступности смерть Стрекача отнесена к самоубийствам.

Очень достойный рассказ – и какое свидетельство о позднесоветском времени. Не велик – а сколькое вместилось.

Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции», написанной А. И. Солженицыным . А. С. читал рассказ «Людочка» в журнале «Новый мир» (1989. № 9). (Библиотека А. И. Солженицына; с пометами в тексте и на полях.) В письме Астафьеву Солженицын пишет: «Страшна – глубина падения народного состояния, которую трудно определить и измерить (да у Вас она и в «Печальном детективе», и в последней «Людочке», этот «парк ВПРЗ»!). Если Бог пошлёт нам выздороветь, то ведь в лучшем случае нам надо на то 100 лет, а то 150» (А. И. Солженицын – В. П. Астафьеву, 28 ноября 1989. Архив А. И. Солженицына).

Проблема одиночества

Проблема равнодушия, утраты веры в людей

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее –предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознзала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

Проблема преступления и наказания

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.

4.Проблема милосердия

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.



5.Проблема отцов и детей, непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

Проблема загрязнения окружающей среды

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочкедома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.



Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ РАССКАЗА В.АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»

Проблема одиночества

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

Вот так мы с 10 классом поработали с текстом В.Астафьева «Людочка», такие аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку на перечисленные проблемы увидели. К сочинению же по литературе аргументы необходимо расширить и соотнести с доминирующими темами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне … За нее отомстил отчим.

4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

8.Проблема исчезновения деревень

Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .

9.Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

10.Падение общественной нравственности

Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.

13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.

14. Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

15 . О Боге.

Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…

16.Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии

Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.



В.П. Астафьев - один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека - история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не понравилась, но вернуться в деревню она не решалась - не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей своё счастье. А в городе её подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась - старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась». Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на неё внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Её трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою. Она массировала Гавриловне её больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у неё защитника от Стрекача и ему подобных. Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела».

Читаешь шёпотом произнесённые, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости её смерти и всё в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живёт в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже. Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал всё отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога – она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артёмка - мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества. Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек – отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке – не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию.

Произведение Астафьева простое по композиции (спокойное последовательное повествование о детстве, юности героини, о её жизни в городе и смерти) и по языку. Но в этой простоте и сила. Мы оглядываемся на свою жизнь и видим зло, которое стало привычным, с которым смирились. У нормальных людей появляется желание противостоять ему, не допустить вырождения нации. Это главное.

Обновлено: 2015-04-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.