Краткое описание картины микеланджело страшный суд. Страшный суд (Микеланджело)

Работа Микеланджело «Страшный суд» , ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. Она была названа росписью откровенно непристойной, послужившей предательству истины в Евангелие. Папский двор не принял результата в виде огромной фрески, занявшей всю стену за Сикстинской капеллой. Основу «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Над своей грандиозной работой трудился более пяти лет.

«Страшный суд» выступал в качестве одной из главных идей, реализовываемых в качестве огромных церковных фресок. Традиционно такие фрески находили свое место над главным входом в , с тыльной их стороны. То, что роспись была размещена над алтарем, сделало ее еще более необычной. Это и не удивительно, ведь таким образом игнорировались традиционные каноны, в связи с чем это стало поводом для возмущения, не говоря уже об уничтожительной критике в адрес картины «Страшный суд».

Картина Микеланджело была написана под вдохновением от Библии, где в частности и нашел свое отражение будущий Апокалипсис. Свою роль сыграла «Божественная комедия», известное произведение Данте. Однако, несмотря на такие влияющие на суть результата факторы, «Страшный суд» все же отображает собственное видение той судьбы, которая ожидает человечество.

Персонажи фрески Микеланджело «Страшный суд», кстати, оказались на ней более чем узнаваемыми. Так, фоном для нее служит синее небо, в центре находится Дева Мария. В качестве судьи, как понятно, Христос, вершащий людские судьбы жестом руки. По мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске «Страшный суд» – это портрет любимого ученика Микеланджело. Им был Томаззо Кавальери.

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Художник впервые изобразил неузнаваемым Христа. Не понятно, как подобное могло случиться, еще и практически возле церкви? Ведь именно в ней поклонялись истинно существовавшему образу. По всей видимости готовая работа больше похожа на Аполлона Бельведерского, чей бюст часто воссоздавался во времена язычества.

Возле Христа, как было отмечено, находится Дева Мария. Его мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет не видеть того, как сын вершит правосудие. К тому же, в противном случае любое ее заступничество не возымеет силы. Принято считать, что мастер Микеланджело на этой своей фреске «Страшный суд» изобразил собственную почитательницу и близкую подругу, Витторию Колонна. Последняя была дочерью одной из самых благородных семей в Италии, четы Агнессы ди Монтефельтро и Фабрицио Колонна.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При рассмотрении фрески Микеланджело «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у него в руках находится содранная шкура, на которой, в свою очередь, можно увидеть автопортрет Микеланджело. Вероятно, что мастер подобным образом указал на то, как он видит клевету Аретино в свой адрес. Причиной тому стало неприятие Микеланджело тех советов, которые дал ему писатель относительно его работы «Страшный суд».

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.


Трубящие ангелы на фреске “Страшный суд”

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.


Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Реакция мастера Микеланджело не заставила себя ждать, потому, в качестве намека на особые умственные способности, им были дорисованы уши осла у церемониймейстера в его образе на фреске «Страшный суд». Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе. Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние

Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию, и теми, кто считал художника гением. Микеланджело был обвинен в том, что он не следует истине, продиктованной Библией, и, к тому же, наделил христианскую тематику мифологией язычников. Кардинал Караффа крайне негативно отреагировал на наличие в часовне при главном христианском храме обнаженных персонажей. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. По этой причине скандальную роспись, красующуюся над алтарем, исправлять никто не посмел, пока мастер был жив.

Скрытая нагота

В 1564 году, а это более 20 лет с момента смерти Микеланджело, Конгрегацией Трентийского Совета было принято решение скрыть все же наготу фигур, изображенных на фреске. Закрашиванием гениталий было поручено заняться Даниеле да Вольтерра, яростному и искреннему поклоннику великого мастера Микеланджело. Учитывая то, кем был исполнитель, изменения получилось свести к минимуму при максимальном сохранении оригинальной росписи. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. Смерть Пия IV, тогдашнего папы, случившаяся в 1565 году в декабре, стала причиной необходимости освобождения часовни от строительных лесов. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава.

Фреска Микеланджело нередко становилась темой обсуждения при папе Пие V. В частности идеи по ней сводились к новой росписи, то есть «Страшный суд» следовало заменить. Эта же идея возникала при Григории XIII, а также при Клименте VIII. Так или иначе, полностью уничтожить фреску не решился никто. Корректировке подлежали лишь некоторые фрагменты в ней. В целом перекрашиванию подлежало сорок фигур, для чего применялась техника fresco secco, предполагающая нанесение изменений по сухой штукатурке.

Благодаря такому воздействию на поверхность картины, получилось восстановить «Страшный суд» в оригинале, что произошло в ходе начавшейся в 1990 году реставрации капеллы. Было решено удалить те правки, которые были внесены в картину «Страшный суд» после 1600 г. Оставлены были только те изменения, которые внес да Вольтерра.

Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела

Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Тем самым, им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел, изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе

Микеланджело

Страшный суд, 1537-1541

Il Giudizio universale

Сикстинская капелла, Музеи Ватикана, Ватикан

Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

История создания

Климент VII

В 1533 году Микеланджело работал во Флоренции над различными проектами в Сан Лоренцо для папы Климента VII. 22 сентября этого года художник отправился в Сан-Миниато, чтобы встретить папу. Возможно, именно тогда папа римский высказал желание, чтобы Микеланджело расписал стену за алтарём Сикстинской капеллы на тему «Страшного суда». Таким образом было бы достигнуто тематическое завершение циклов росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, украшавших капеллу.

Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508-1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. 1514-1519). Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников.

Неизвестно, когда художник заключил официальный контракт, но в сентябре 1534 года он прибыл из Флоренции в Рим, чтобы заняться новым произведением (и продолжить работу над гробницей Юлия II). Несколько дней спустя папа умер. Микеланджело, считая, что заказ потерял актуальность, оставил папский двор и занялся другими проектами.

Павел III

Подготовительный рисунок к фреске. Британский музей, карандаш, 38,5x25,3 см Подготовительный рисунок. Музей Бонна, Байонна, карандаш, 17,9x23,9 см

Однако новый папа, Павел III, не отказался от идеи украсить алтарную стену новой фреской. Микеланджело же, от которого наследники Юлия II требовали продолжения работ над его гробницей, пытался отодвинуть сроки начала работ над росписью.

По указанию папы фрески, выполненные в XV веке и начале XVI века, должны были быть скрыты новой росписью. Это было первое в истории капеллы «вмешательство» в комплекс изображений, тематически связанных между собой :Нахождение Моисея, Вознесение Девы Марии с коленопреклоненным Сикстом IV и Рождество Христово, а также портреты некоторых пап между окнами и два люнета из цикла фресок потолка капеллы с предками Иисуса, расписанные Микеланджело более двадцати лет назад.

При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один - в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия.

Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Дель Пьомбо, нашедший поддержку в этом вопросе у папы, утверждал, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике чистой фрески будет физически трудна, и предложил подготовить поверхность для росписи масляной краской. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года. Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником.

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере, издал motu proprio, который давал художнику время завершить «Суд», не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов, для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц.

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос - Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет назад были представлены фрески потолка капеллы.

Критика

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой - жёсткую критику. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.

Цензурные записи. Реставрация фрески

Марчелло Венусти, фрагмент копии Страшного суда. Святой Власий и святая Екатерина (1549), Неаполь, Музей ди Каподимонте

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935-1936 годах. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

Кажется, Микеланджело выразил своё собственное понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого» (Бытие 2:25). Сикстинская капелла - это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела.

Композиция

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

    Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых. Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными. Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части.

Люнеты

Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, левый люнет

В двух люнетах представлены группы ангелов, которые несут символы Страстей, знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества. Это точка начала чтения фрески, предваряющая чувства, которыми охвачены персонажи «Страшного суда».

Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».

Христос-Судия и Дева Мария со святыми

Христос и Мария

Центр всей композиции - фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.

В традиционных версиях Страшного суда Христос-Судия изображался на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно у Христа правая рука поднята в благословляющем жесте, левая же - опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы.

Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии - его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».

Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, десять дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой.

Подле Христа - Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии, в отличие от Христа, направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменившись триумфом божественной вечности.

Окружение Христа

Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии Святой Варфоломей

Микеланджело отказался от традиции, согласно которой художники в Страшном суде окружали Христа восседавшими на тронах апостолами и представителями Колен Израилевых. Он также сократил Деисус, оставив единственной (и пассивной) посредницей между Судиёй и человеческими душами Марию без Иоанна Крестителя.

Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов - всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль. Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».

Некоторые персонажи на дальнем плане, не предусмотренные в подготовительном картоне, были нарисованы а секко, без детализации, свободным рисунком, с подчёркнутым пространственным разделением фигур: в отличие от ближайших к зрителю, они кажутся более тёмными, с размытыми, нечёткими контурами.

У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея, возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением.

Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть. Слева от Христа - святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.

Справа стоит святой Пётр, с ключами, которые уже не понадобятся для открытия Царствия Небесного. Рядом с ним, в красной накидке, возможно святой Павел и обнажённый молодой человек, почти рядом с Иисусом, вероятно, Иоанн Богослов. Персонаж, стоящий на коленях за Петром обычно считается святым Марком.

Второе кольцо персонажей. Левая сторона

Левая сторона

Эта группа состоит из мучеников, духовных отцов Церкви, девственниц и блаженных (около пятидесяти фигур).

С левой стороны почти все персонажи - женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Некоторые блаженные из числа воскресших устремляются наверх, вовлечённые в общее мощное вращательное движение. Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом.

Второе кольцо персонажей. Правая сторона

Правая группа - мученики, исповедники и другие блаженные, преобладают мужские фигуры (приблизительно восемьдесят персонажей). Крайний справа - атлетически сложённый мужчина, держащий крест. Предполагается, что это - Симон Киринеянин, помогавший нести Иисусу крест по пути на Голгофу. Другой вариант идентификации - Дисмас, благоразумный разбойник.

Под ним поднимается на облако святой Себастьян, сжимающий в левой руке стрелы, знак своего мученичества. Фигура Себастьяна рассматривается как дань уважения художника античному эротизму.

Немного левее изображены Власий Севастийский и святая Екатерина Александрийская, эта часть фрески была переписана Даниэле да Вольтеррой. За ними следуют святой Филипп с крестом, Симон Кананит с пилой, и Лонгин.

Конец времён

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.

Тема смерти в творчестве глубоко верующего Микеланджело занимала огромное место: разрыв оболочки бренного тела и прорыв в Вечность интересовали художника. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.

Краткая история создания алтарного образа

В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13,7 м, а высота - 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.

Церемония открытия фрески

Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III (Фарнезе) и приглашенные миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. «Страшный суд» Микеланджело не имел аналогов. Потрясение было столь велико и витавшее напряжение столь сильно, что Павел III пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

Современники воспринимали фреску со страхом и восхищением, поражаясь мастерством и силой Микеланджело и грандиозной картиной конца времен. На этом следует поставить акцент, потому что второе пришествие Христа - вселенская катастрофа, при которой земля обретет ее первоначальное состояние. Человечество как исторически существующее переходит в новое качество из жизни временной и бренной к жизни вечной. Одни обретут спасение и вечную жизнь на небесах, а другие окажутся за свои грехи в аду.

Ватикан. Сикстинская капелла

«Страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. На своде - сотворение мира и человека и его грехопадение, начало цивилизации, на стенах - Моисей и Христос как жизнь под законами, жизнь под благодатью, и, наконец, на торцевой алтарной стене изображается Страшный суд.

Это было исключительным для иконографии того времени, потому что Страшный суд изображался на западной стене. При выходе из церкви верующий видел предупреждение о том, что его ждет в конце времен. Расположение Страшного суда на алтаре еще больше усиливает его значение. Теперь мы приступаем к рассмотрению фрески Микеланджело «Страшный суд». Описание начинается.

Карающий и милосердный Бог

В центре композиции находится Христос-Гелиос, то есть Христос как свет, как Аполлон. Изначально это раннехристианская идея. Вокруг него кругами расположены святые и мученики, находящиеся на небесах. Ближайшие к нему: Мария, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Лаврентий и св. Варфоломей. Христос на небесах в совершенно непривычном образе без бороды как дарующий свет и этим светом окруженный. Это совсем новый образ Спасителя.

Его поза одновременно выражает милосердие и гнев. Потому что одной рукой он благословляет. Она направлена налево в сторону праведников. Другой, указующей в правую сторону, - на грешников, он карает. Фигура Спасителя проникнута мощью и неземной красотой. Надо помнить, что Микеланджело был неоплатоником. Потому у него были едины тело, ум и душа. Жест правой поднятой руки усмиряет волнение и позволяет начать медлительное вращательное движение всех персонажей фрески.

Автопортрет

Самый удивительный во фреске - образ Варфоломея, сидящего у ног Христа. Он держит свою кожу, содранную с него язычниками. Так Микеланджело изображает свой автопортрет.

То есть он делает себя сопричастным к концу времен, становится участником этого вселенского катаклизма. Он таким способом молит Бога о прощении, представая пред ним в странном облике. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело.

Взятие праведников на небо

Воскрешение мертвых и обретение телес решено необычно. Ничего похожего в истории искусства не существует. Праведники, утратив материальную тяжесть, преодолевают земное притяжение и медленно воспаряют ввысь.

Им помогают святые и мученики, поддерживая их на этом пути. Здесь есть даже четки, за которые они хватаются: то есть спасемся только молитвой и аскезой. Этот образ предлагает задуматься, насколько страшно предстать перед судом и не отдавать отчета о правых и неправых своих делах. Перед нами возникает неумолимое бесстрастное колесо сансары, когда только за земные деяния человек получит по заслугам. Так видел Микеланджело Буонарроти Страшный суд.

Люнеты

Наверху в двух люнетах Микеланджело изображает ангелов, несущих орудия страстей. Это крест в одном, который является символом мученичества и унижения, и столб бичевания в другом. Он означает преходящую земную власть. Ангелы без крыльев на фоне ультрамарина написаны в очень сложных позах и напоминают о страшных жертвах Христа. Так выглядит верхняя часть созданного мрачным гением произведения Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». Описание творения продолжается.

Первоначальный вариант

Следует иметь в виду, что изначально Микеланджело изобразил всех святых, Христа и Богоматерь обнаженными. Он исходил из текста св. Павла о том, что когда все воскреснут, то они обретут новые небесные тела, предназначенные для вечной жизни.

Поэтому для Микеланджело было не важно конкретное лицо, конкретный мученик или святой, которого он изображает. Все человечество объединилось вместе в этот момент конца времен. Человечество едино в своей обнаженности. Это никак не связано с понятием наготы земной, а наоборот, обнаженность выравнивает всех перед лицом Бога. Мы различны лишь одеждами, а когда их нет, то мы все равны. Эта идея для Микеланджело была важна.

Папа Павел IV потребовал, чтобы всех персонажей, а их более четырех сотен, «одели». Работу выполнил Даниеле да Вольтерра.

Погружение в Ад

Внизу ангелы трубят о начале Страшного суда. Они держат две книги.

Маленькую книгу жизни, которая направлена в сторону праведников, и большую книгу смерти, которая смотрит в сторону грешников. Их гораздо больше: много званных, но мало призванных. И с одной стороны мы видим низвергаемых вниз грешников, идет круговорот, потом воскрешающиеся праведники медленно поднимаются вверх. Всей композиции придается эпический пафос.

Для грешников «Страшный суд» Микеланджело (описание картины продолжаем представлять вашему вниманию) воистину ужасен. Их тащат черти к лодке Харона, который переправит их навеки в Ад. Из него выглядывают злорадные лица, которые будут доставлять людям муки в наказание за прегрешения. «Страшный суд» Микеланджело - вечное напоминание о том, что жить надо по десяти заповедям, которые провозгласил Христос, спустившись с горы Фавор.

Один из многих

Достаточно взглянуть на фигуру грешника, закрывающего скорбное лицо рукой. Выражение страха и безнадежности написано на его лице: тоску и отчаяние показывает застывшая на лице маска. Черти крепко схватили его за ноги и, радостно улыбаясь, тащат за собой. Его мощное атлетическое тело не делает попыток освободиться. Только теперь он осознал, что в его грешное существование вошел Страшный суд. Микеланджело фиксирует неотвратимость наказания.

  • Сикстинская капелла получила свое название в честь понтифика Сикста IV. Именно он заказал ее строительство, чтобы уберечься от посягательств Медичи и турецких султанов.
  • Для росписи капеллы из Флоренции от бывших врагов прибыли лучшие живописцы.
  • Потолок капеллы Микеланджело расписывал за двадцать пять лет до работы над «Страшным судом». Он быстро закончил работу за четыре года.
  • За написание обнаженных тел некоторые называли живописца еретиком. В ответ на это едкий художник изобразил кардинала Чезена в Аду в виде царя Миноса с длинными ушами осла. Его наготу скрывает обвивающаяся змея. Очень непростой характер был у Микеланджело.

  • «Страшный суд» (фреска Сикстинской капеллы) мог бы не дожить до наших времен, так как один из понтификов в 1596 году хотел уничтожить художественное творение.

Анализ художественного языка произведения искусства. На примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

"Страшный суд" - это, прежде всего, колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А во время посещения Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания последней росписи, художник переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет и не могло быть образов жизнеутверждающей силы, характерных для художников Возрождения. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем.

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. микеланджело суд фреска сикстинский

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).

Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят.

Справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.

Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру):

  • 1. Андрей с крестом.
  • 2. Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники.
  • 3. Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет
  • 4. Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи

У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета.

Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.

Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.

Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками.

Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.

Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния и ужаса, смотрит на происходящее вокруг.

В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников. В глубине зияет адская бездна.

Низ фрески справа занят изображением ада.

Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей.

В "Страшном суде" Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

  • n Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.
  • n Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • n Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей "Страшного суда" - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания.

Сразу же после освящения фрески "Страшный суд" в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. "И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость" (Вазари).


Сикстинская капелла. 7. Микеланжело. Часть 3

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

"СТРАШНЫЙ СУД "

В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, Микеланджело приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

* * *

Папа Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы, и 1534 году он остановился на теме Страшного суда. Микеланджело был призван завершить живописное украшение Сикстинской капеллы изображением на ее алтарной стене «Страшного Суда», а на противоположной «Падения Люцифера». Из этих двух колоссальных фресок была исполнена только первая, в 1534 — 1541 гг., уже при папе Павле III. Микеланджело работал над самой большой фреской Эпохи Возрождения, опять-таки один, без участия помощников.

Как тема росписи «Страшный суд», так и характер ее решения свидетельствуют о тех сдвигах, которые произошли в творческой эволюции мастера, особенно наглядной при сравнении росписи алтарной стены и свода. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния.

Эта фреска - одно из самых зрелых и известных произведений мастера. Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную.

Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. В телесном, в бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души, через человека и посредством человека изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Но изображать нагими Бога и апостолов - для этого в те времена нужна была великая смелость.

Святые мученики и обретшие спасение теснятся вокруг Христа. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести.

Шесть лет напряженнейшего труда вновь связывают Микеланджело с Сикстинской капеллой. На этот раз он покрывает росписью около 200 кв. метров алтарной стены капеллы. Причем Микеланджело решал сложнейшую задачу — сочетать роспись алтарной стены с исполненной ранее фреской свода таким образом, чтобы не помешать восприятию каждой из них и вместе с тем объединить их в одном ансамбле. И художник блестяще справился с этой задачей.

Если роспись свода представляет собой сложную систему с архитектонически ясными членениями и многочисленностью сменяющих одна другую композиций и образов, то алтарная стена занята одной гигантской композицией. Ритмически объединены в ней между собой множество групп и фигур. Пространство в этой фреске — неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, что способствует увеличению масштабности, монументальности изображения.

Несмотря на односторонность, с какой художник отнесся в этой картине к ее сюжету, отступив от всех христианских традиций и представив Второе пришествие Христа как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния, несмотря на удручающее впечатление, она поражает смелостью замысла, своеобразным величием композиции, удивительным мастерством рисунка, особенно в ракурсах, и вообще принадлежит к самым дивным памятникам живописи, хотя и уступает в достоинстве плафону той же капеллы.

Апокалипсис и Данте - вот источники «Страшного суда»:

* * *

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи. ...
Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.... Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. ...
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.

(Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) 8-11)

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.

Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц.

Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. Она отказывается от своей традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному приговору.

Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей. Несмотря на покровительство Папы, и быть может, именно, вследствие этого, непонимание, зависть и злоба преследовали художника. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное... Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро...» Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.

Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.
Примечание: Самый тяжкий грех - «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, - показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от лютаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние - злейший грех между всеми грехами. (СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)

Неслучайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).

В последний октябрьский день 1541 года высшее духовенство и приглашенные миряне собрались в Сикстинской капелле, чтобы присутствовать при открытии новой фрески алтарной стены. Напряженное ожидание и потрясение увиденным были столь велики, а всеобщее нервное возбуждение так накалило атмосферу, что папа (уже Павел III Фарнезе) с благоговейным ужасом упал перед фреской на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

Оригинал записи и комментарии на