Краткое описание романа доктор живаго. Анализ «Доктор Живаго» Пастернак. Завершение «Доктора Живаго»

Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нём, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники - Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди, и где атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов.

Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны (урожденной Крюгер) Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон - близким другом, так что он не страдал от одиночества.

Как-то во время домашнего концерта Александру Александровичу пришлось сопровождать одного из приглашенных музыкантов по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадавшей о том, что на такой шаг её толкали ужасные подозрения, по счастью оказавшиеся только плодом её расстроенного воображения, - из-за перегородки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

На взгляды мужчины она отвечала подмигиванием сообщницы, довольной, что всё обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был кукольником, а она марионеткой. У Юры сжалось сердце от созерцания этого порабощения. На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.

Увиденная Юрой девушка оказалась дочерью мадам Гишар. Лариса была гимназисткой. В шестнадцать лет она выглядела восемнадцатилетней и несколько тяготилась положением ребёнка - такого же, как её подруги. Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям Виктора Ипполитовича Комаровского, роль которого при её маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома. Он стал её кошмаром, он закабалил её.

Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.

Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на елку к Свентицким по Камергерскому переулку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком. Вот и в эту минуту она уловила его настроение и не мешала любоваться заиндевелыми, светящимися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил чёрную проталину, сквозь которую виден был огонь свечи, обращённый на улицу почти с сознательностью взгляда. В этот момент и родились строки ещё не оформившихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела...»

Он и не подозревал, что за окном Лара Гишар говорила в этот момент Паше Антипову, не скрывавшему с детских лет своего обожания, что, если он любит её и хочет удержать от гибели, они должны немедленно обвенчаться. После этого Лара отправилась к Свентицким, где Юра с Тоней веселились в зале, и где за картами сидел Комаровский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Комаровского, промахнулась, но пуля задела товарища прокурора московской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел - та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отношение к гибели его отца! В довершение всего, вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Кологривов, принёс «наградные». Больше трёх лет назад Лара, чтобы избавиться от Комаровского, стала воспитательницей его младшей дочери. Все складывалось благополучно, но тут проиграл общественные деньги её пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось. Лара тайно от Паши посылала деньги его сосланному отцу и приплачивала хозяевам комнаты в Камергерском. Девушка считала своё положение у Кологривовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попросить деньги у Комаровского. Жизнь опротивела ей. На балу у Свентицких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обратился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо понимала...

Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поженились и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые проговорили до утра. Его догадки чередовались с Лариными признаниями, после которых у него падало сердце... На новом месте Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, хотя на ней был дом и трехлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю. Справили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андреевич оказался на фронте, не успев толком повидать родившегося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

С женой отношения были непростые. Он сомневался в её любви к нему. Чтобы освободить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицерские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Фёдоровна поступила сестрой в санитарный поезд и отправилась искать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Пашу с детства, утверждал, что видел, как он погиб.

Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархиствующих дезертиров, а вернувшись в Москву, застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своем отношении к революции.

Чтобы выжить, семья двинулась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Варыкино, неподалёку от города Юрятина. Путь пролегал через заснеженные пространства, на которых хозяйничали вооружённые банды, через области недавно усмирённых восстаний, с ужасом повторявших имя Стрельникова, теснившего белых под командованием полковника Галиуллина.

В Варыкине они остановились сначала у бывшего управляющего Крюгеров Микулицына, а потом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приводили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энергичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их положение. Антонина Александровна, похоже, ожидала ребенка.

С течением времени Юрий Андреевич получил возможность бывать в Юрятине в библиотеке, где увидел Ларису Федоровну Антипову. Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников - это её муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьей. Когда он брал Юрятин, забрасывал город снарядами и ни разу не осведомился, живы ли жена и дочь.

Через два месяца Юрий Андреевич в очередной раз возвращался из города в Варыкино, Он обманывал Тоню, продолжая любить её, и мучился этим. В тот день он ехал домой с намерением признаться жене во всем и больше не встречаться с Ларой.

Вдруг трое вооружённых людей преградили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Ливерия Микулицына. Работы у доктора было по горло: зимой - сыпняк, летом - дизентерия и во все времена года - раненые. Перед Ливерием Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, что они ещё так далеки от осуществления, а за одни лишь толки об этом заплачено морями крови, так что цель не оправдывает средства. Да и сама идея переделки жизни рождена людьми, не почувствовавшими её духа. Два года неволи, разлуки с семьей, лишений и опасности завершились все же побегом.

В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и ослабевшим. Ларисы Федоровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обнаружил записку. Лариса с дочерью отправилась в Варыкино, надеясь застать его там. Мысли его путались, усталость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не раздеваясь, крепко заснул. Очнувшись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправляется благодаря заботам Лары, хотя до полного выздоровления нечего и думать о возвращении в Москву. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федоровна - в губоно. Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. В городе свирепствовала чрезвычайка.

В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профессора Громеко, а с ним её и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высылают за границу. Горе ещё в том, что она любит его, а он её - нет. Пусть строит жизнь по своему разумению.

Неожиданно объявился Комаровский. Он приглашен правительством Дальневосточной Республики и готов взять их с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение. Лара уже давно поведала ему о той роковой роли, что сыграл в её жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Ипполитович был виновником самоубийства его отца. Решено было укрыться в Варыкине. Село было давно покинуто жителями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский. Он привез весть, что Стрельников приговорён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским.

В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвященные Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщенные мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.

В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях показался человек. Юрий Андреевич не сразу узнал Стрельникова. Выходило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.

О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Улеглись под утро, но, проснувшись и выйдя за водой, доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.

В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исхудавшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утрачивал писательские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Любители их ценили.

По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них родились две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андреевич вдруг исчез. Марина получила от него письмо, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неизвестно откуда появившийся брат Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил деньгами, начал хлопотать о хорошем месте работы.

Однако душным августовским днем Юрий Андреевич умер от сердечного приступа. Попрощаться с ним пришло в Камергерский неожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса Фёдоровна. Она зашла в эту квартиру по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась. Видимо, её арестовали.

Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андреевич Живаго, расспрашивая бельевщицу Таньку Безочередову о её героической подруге разведчице Христине Орлецовой, поинтересовался и её, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные подходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме. Потом беспризорщина, скитания...

Между прочим, Евграф Андреевич не только позаботился о Татьяне, но и собрал все написанное братом. Среди стихов его было и стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела...»

— роман Пастернака, который строился на описании восприятия неспокойного времени главным героем. Работа, где писатель показывает обобщенную жизнь интеллигенции в годы революции и Гражданской войны. Все произведение пронизано философией, где автор через систему образов романа Доктор Живаго поднимает темы жизни и смерти, любви, раскрывает тайны человеческой души. Все персонажи произведения это не второстепенные участники, и каждый из них играет важную роль. Здесь нам встретятся образы Лары и Тони, Антипова, Стрельникова, образ Комаровского. Писатель покажет и образ революции в работе Доктор Живаго. Однако на первый план автор выдвигает образ доктора Живаго, который и является главным героем произведения.

Образ доктора Живаго

Судьба доктора Живаго сложилась не лучшим образом. Юрий рано осиротел, жил у дальних родственников, где у него появились друзья. На дочке своих благодетелей, с которой они провели бок о бок все детство, Юра и женился. Это была Тоня, с которой у них были дети, однако настоящую любовь наш герой испытал, увидев Лару Гишар. Постоянные любовные терзания не дают теперь покоя Юрию Живаго, и лишь попав в партизанский отряд, избавляется он от терзаний. Жена с детьми уезжает во Францию, но несмотря на похождения мужа, продолжает его любить. Юру и Лару судьба сведет ни один раз. Они признаются в чувствах, но вместе так и не будут. Их разлучит обманным путем Комаровский — отрицательный герой романа, и Живаго уедет в Москву, где умрет от сердечного приступа в трамвайном вагоне.

В образе Юры Живаго писатель показал героя своего времени. Это умный, творческий человек, образованный и интеллигентный. Ему пришлось жить в неспокойное время, и захваченный водоворотом событий, он не может примкнуть ни к одной стороне. Он просто не вмешивается в ход событий. Плывет по течению. Не может определить, что для него важнее. При этом не может определится не только в политических взглядах, но и в любви. Прочитав роман, мы замечаем что несмотря на события, несмотря на действительность и те ужасы, что окружали героя, он остался чист душой. Свидетельством этого являются стихотворения Живаго, что пронизаны умиротворением и счастьем и дополняют его образ.

В произведении Пастернака мы встречаем и женские образы. Лара, Тоня, Марина это те женщины, что встретились на жизненном пути главного героя.

Тоня — первая жена Юрия. В ее лице писатель создал образ простой, надежной, доброй и искренней женщиной. Она была опорой для Живаго и Юрий по-своему ее любил. Это была читая, скажем даже, благодарная любовь к женщине, которая разделила с Юрой часть его жизни. Вот только в его жизни появляется еще одна женщина — Лара. Образ Лары в романе совершенно иной. Для героя она была светом, стихией любви, творчества и всей жизни. Лара была воплощением природы, женственности, она была идеалом для Живаго. Это была не только прекрасная женщина, но и хорошая мать, которая, чувствуя приближение беды, позаботилась о дочери. Финал жизни этой женщины не из лучших. Как-то выйдя из дома, она больше не вернулась.

Третья жена Живаго — это Марина. В ее образе нашел для Живаго некое компромиссное решение. С Мариной Живаго пусть и не приобрел настоящую любовь, однако получил уютное существование, которое порой нужнее всего в жизни человека. Сама женщина была покорной и во всем поддерживала Живаго, прощая все его странности.

Три женщины и три женских образа. По характеру это были разные героини, однако каждая из них подарила Живаго любовь, дала поддержку, став спутницей в определенный период его жизни.

Христианские образы в романе

Для писателя революция была важным событием, ведь он верил, что после обязательно настанет духовное пробуждение народа. Как раз его роман Доктор Живаго и стал неким шагом к этому пробуждению, где писатель прибегает к христианским образам и мотивам. Работа писателя стала его откровением, где он ставит оценку человеческой жизни, где его волнует тема Бога и веры, тема христианства и ее мотивов. С помощью своего романа Пастернак пытается донести до читателя видение веры и религии, где автор говорит о вечности, о том что смерти нет. Как говорит писатель, воскрешение уже в нашем рождении. При этом автор ничего не навязывает, лишь делится новым видением жизни и смерти, новым восприятием Христа, а читатель уже сам делает свои выводы и заключения.

Система образов в романе «Доктор Живаго»

А какую оценку поставите вы?


Система образов Романа «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Анализ произведения Доктор Живаго, План

После смерти матери Марии Николаевны судьбой десятилетнего Юры Живаго занимается его дядя, Николай Николаевич Веденяпин. Отец мальчика, промотав миллионное состояние семьи, бросил их еще до смерти матери, а впоследствии свел счеты с жизнью, спрыгнув с поезда. Очевидцем его самоубийства становится 11-летний Миша Гордон, ехавший с отцом тем же поездом. Юра чрезвычайно остро переживает смерть мамы; дядя, расстриженный по собственному желанию священник, утешает его беседами о Боге.

Первое время Юра проводит в имении Кологривова. Здесь он знакомится с 14-летним Никой (Иннокентием) Дудоровым, сыном террориста-каторжанина и взбалмошной красавицы-грузинки.

В Москве поселяется приехавшая с Урала вдова бельгийского инженера Амалия Карловна Гишар. У нее двое детей – старшая дочь Лариса и сын Родион, Родя. Амалия становится любовницей адвоката Комаровского, друга ее покойного мужа. Вскоре юрист начинает оказывать недвусмысленные знаки внимания хорошенькой Ларе, позднее совращает ее. Неожиданно для себя он обнаруживает, что испытывает к девушке настоящее чувство и стремится устроить ее жизнь. За Ларой ухаживает и Ника Дудоров, приятель ее одноклассницы Нади Кологривовой, однако он не вызывает у нее интереса из-за схожести характеров.

На Брестской железной дороге, проходящей недалеко от дома Гишар, начинается забастовка, организованная рабочим комитетом. Одного из организаторов, дорожного мастера Павла Ферапонтовича Антипова арестовывают. Его сына Пашу, учащегося реального училища, забирает к себе семья машиниста Киприяна Тиверзина. Паша через свою соседку Ольгу Демину знакомится с Ларой, влюбляется в нее и буквально боготворит девушку. Лара же ощущает себя гораздо старше него в психологическом плане и не питает к нему ответных чувств.

Благодаря дяде Юра Живаго поселяется в Москве, в семье дядиного друга, профессора Александра Александровича Громеко. Юра очень тесно подружился с дочерью профессора, Тоней и одноклассником Мишей Гордоном. Любители музыки, Громеко часто устраивали вечера с приглашенными музыкантами. В один из таких вечеров виолончелиста Тышкевича срочно вызывают в гостиницу «Черногория», куда на время перебралась напуганная беспорядками в городе семья Гишар. Поехавшие вместе с ним Александр Александрович, Юра и Миша застают там пытавшуюся отравиться Амалию Карловну и оказывающего ей помощь Комаровского. В номере Юра впервые видит Лару - его с первого взгляда поражает красота шестнадцатилетней девушки. Миша рассказывает другу, что Комаровский – тот самый человек, который подтолкнул его отца к самоубийству.

Лара, стремясь покончить с зависимостью от Комаровского, поселяется у Кологривовых, став воспитательницей их младшей дочери Липы. Она погашает благодаря занятым у хозяев деньгам карточный долг младшего брата, однако мучается из-за невозможности отдать им деньги. Девушка решается попросить денег у Комаровского, но на всякий случай берет с собой отобранный у Роди револьвер.

Осенью 1911 года тяжело заболевает Анна Ивановна Громеко, мать Тони. Повзрослевший триумвират друзей заканчивает университет: Тоня – юридический факультет, Миша – филологический, а Юра – медицинский. Юрий Живаго увлекается написанием стихов, хотя и не воспринимает писательство как профессию. Он также узнает о существовании живущего в Омске сводного брата Евграфа и отказывается от части наследства в его пользу.

Юра экспромтом читает все хуже себя чувствующей Анне Ивановне речь о воскресении души. Под его спокойный рассказ женщина засыпает, а после пробуждения ей становится лучше. Она убеждает Юру и Тоню поехать на елку к Свентицким, а перед их отъездом неожиданно благословляет их, говоря, что они предназначены судьбой друг для друга и должны пожениться в случае ее смерти. Отправляясь на елку, молодые люди проезжают по Камергерскому переулку. При взгляде на одно из окон, в котором виднеется огонек свечи, у Юрия рождаются строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». За этим окном напряженно беседуют в это время Лариса Гишар и Павел Антипов – девушка говорит Паше, что, если он ее любит, им надо немедленно обвенчаться.

После разговора Лара отправляется к Свентицким, где стреляет в игравшего в карты Комаровского, но, промахнувшись, попадает в другого человека. Вернувшиеся домой Юра и Тоня узнают о смерти Анны Ивановны. Стараниями Комаровского Лара избегает суда, но на почве пережитого потрясения девушка слегла с нервной горячкой. После выздоровления Лара, обвенчавшись с Павлом, уезжает с ним на Урал, в Юрятин. Сразу после свадьбы молодые люди проговорили до рассвета, и Лара рассказала мужу о своих непростых взаимоотношениях с Комаровским. В Юрятине Лариса учительствует в гимназии и радуется трехлетней дочурке Катеньке, а Павел преподает историю и латынь. Однако, сомневаясь в любви жены, Павел после окончания офицерских курсов отправляется на фронт, где попадает в плен в одном из боев. Лариса оставляет маленькую дочь на попечение Липы, а сама, устроившись сестрой в санитарный поезд, едет на фронт в поисках мужа.

Юра и Тоня играют свадьбу, у них рождается сын Александр. Осенью 1915 года Юрия в качестве врача мобилизируют на фронт. Там доктор становится свидетелем ужасающей картины разложения армии, массового дезертирства, анархии. В госпитале Мелюзеева судьба сталкивает раненого Юрия с работающей там сестрой милосердия Ларой. Он признается ей в своих чувствах.

Вернувшись в Москву летом 1917 года, Живаго застает разруху и здесь; он чувствует одиночество, а увиденное заставляет его изменить отношение к окружающей действительности. Он работает в больнице, пишет дневник, но внезапно заболевает тифом. Нищета и разруха заставляют Юрия и Тоню уехать на Урал, где неподалеку от Юрятина располагалось бывшее имение фабриканта Крюгера, Тониного деда. В Варыкино они потихоньку осваиваются на новом месте, обустраивают быт в ожидании второго ребенка. Бывая по работе в Юрятине, Живаго случайно встречает Лару, Ларису Федоровну Антипову. От нее он узнает, что наводящий ужас на все окрестности красный командир Стрельников – ее муж, Павел Антипов. Он сумел убежать из плена, сменил фамилию, но с семьей никаких отношений не поддерживает. В течение нескольких месяцев Юрий тайно встречается с Ларой, разрываясь между любовью к Тоне и страстью к Ларе. Он решает признаться жене в обмане и не встречаться больше с Ларой. Однако по пути домой его захватили в плен партизаны из отряда Ливерия Микулицына. Не разделяя их взгляды, доктор оказывает медицинскую помощь раненым и больным. Спустя два года Юрию удалось бежать.

Добравшись до захваченного красными Юрятина, голодный и ослабевший Юрий свалился от перенесенных тягот. Всю болезнь за ним ухаживает Лариса. После поправки Живаго устраивается на работу по специальности, но его положение было весьма шатким: его критиковали за интуитивизм при диагностике болезней и считали социально чуждым элементом. Юрий получает письмо от Тони, которое попало к нему спустя пять месяцев после отправки. Жена сообщает ему, что ее отца, профессора Громеко, и ее вместе с двумя детьми (она родила дочь Машу) высылают за границу.

Неожиданно появившийся в городе Комаровский обещает свое покровительство Ларе и Юрию, предлагая вместе с ним поехать на Дальний Восток. Однако Живаго решительно отвергает это предложение. Лара и Юрий укрываются в брошенном жителями Варыкино. В один из дней к ним приезжает Комаровский с тревожными вестями, что Стрельников расстрелян, а им грозит смертельная опасность. Живаго отправляет беременную Лару и Катю с Комаровским, а сам остается в Варыкино.

Оставшись один в совершенно безлюдном селе, Юрий Андреевич просто сходил с ума, пил, выплескивал на бумагу свои чувства к Ларе. В один из вечеров на пороге своего дома он увидел человека. Им был Стрельников. Мужчины проговорили всю ночь напролет – о революции и о Ларе. Утром, пока доктор еще спал, Стрельников застрелился.
Похоронив его, Живаго направляется в Москву, большую часть пути преодолевая пешком. Худой, одичавший и заросший Живаго поселяется в отгороженном уголке в квартире Свентицких. Ему помогает по хозяйству дочь бывшего дворника Маркела Марина. Со временем у них рождается две дочери – Капа и Клава, иногда им присылает письма Тоня.

Доктор постепенно утрачивает профессиональные навыки, но иногда пишет тоненькие книжки. Неожиданно в один из летних вечеров Юрий Андреевич не появляется дома - он присылает Марине письмо, в котором сообщает, что хочет пожить какое-то время один и просит не искать его.

Сам того не зная, Юрий Андреевич снимает ту самую комнату в Камергерском переулке, в окне которой много лет назад видел горящую свечу. Снова неизвестно откуда возникший брат Евграф помогает Юрию деньгами, устраивает его на работу в Боткинскую больницу.

По дороге на работу в душный августовский день 1929 года у Юрия Андреевича начинается сердечный приступ. Выйдя из вагона трамвая, он умирает. На прощание с ним собирается много людей. Среди них была и Лариса Федоровна, случайно зашедшая в квартиру ее первого мужа. Через несколько дней женщина бесследно исчезла: вышла из дому, и больше никто ее не видел. Возможно, она была арестована.

Спустя много лет, в 1943 году, генерал-майор Евграф Живаго узнает в бельевщице Тане Безочередовой дочь Юрия и Ларисы. Оказалось, что перед бегством в Монголию Лара оставила малышку на одном из железнодорожных разъездов. Девочка жила сначала с Марфой, сторожившей разъезд, а после скиталась по стране. Евграф собирает все стихи брата.

Стал одним из самых важных произведений XX века, написанных на русском языке. Анализ "Доктора Живаго" помогает лучше понять этот труд, разобраться в том, что стремился донести до читателя сам автор. Он работал над ним на протяжении целых 10 лет - с 1945 по 1955 год. В нем представлено обширное описание судьбы отечественной интеллигенции на фоне драматических событий в России в начале 20 столетия. Через судьбу главного героя рассматривается тема жизни и смерти, проблемы отечественной истории, революции и роли в ней интеллигенции, основных мировых религий.

При этом роман был негативно встречен провластной литературной средой в СССР. Он находился под запретом, в Советском Союзе его не печатали из-за противоречивого отношения автора к Октябрьской революции и последующим событиям советской истории.

История публикации романа

Возможность анализа "Доктора Живаго" у отечественного читателя появилась только после распада Советского Союза. Тогда роман был напечатан полностью и без купюр. В СССР он публиковался только частично.

В 1954 году в литературном журнале "Знамя" вышел цикл стихотворений под общим заголовком "Стихи из романа в прозе "Доктор Живаго". В предисловии Пастернак отметил, что эти стихи были найдены среди документов, оставшихся после смерти персонажа романа врача Юрия Андреевича Живаго. В журнале были напечатаны десять текстов - это "Разлука", "Ветер", "Весенняя распутица", "Март", "Свидание", "Лето в городе", "Свадьба", "Хмель", "Объяснение" и "Белая ночь".

В декабре 1955 года Пастернак в письме Варламу Шаламову сообщил, что роман окончен, но он сомневается в его прижизненной публикации. Дописать этот текст означало для него исполнить долг, завещанный богом.

При этом писатель предпринимал попытки издать на родине свой труд. Уже весной следующего года он предложил текст двум ведущим советским литературным журналам - "Знамя" и "Новый мир". А также популярному альманаху "Литературная Москва". В то же время, не надеясь на скорую публикацию своего произведения, передал "Доктора Живаго" на Запад.

Осенью подтвердились худшие опасения Пастернака. Из журналов пришел ответ, что их создатели считают публикацию невозможной, так как стоят на позициях прямо противоположных авторской.

Впервые анализ "Доктора Живаго" стал возможен после выхода романа в Италии в конце 1957 году. Примечательно, что он был напечатан на итальянском языке.

Впервые на языке оригинала прочитать "Доктора Живаго" можно было в Голландии. Тираж всего в 500 экземпляров вышел летом 1958-го. Большое внимание выходу этого романа уделяли даже западные спецслужбы. Например, анализ "Доктора Живаго" могли провести советские туристы, которые бесплатно получали книгу на Всемирной выставке в Брюсселе, международном форуме студентов в Австрии. В ЦРУ даже отмечали, что книга имеет колоссальное пропагандистское значение, так как может заставить советских людей задуматься о том, что в их стране многое не в порядке, если один из главных литературных шедевров последних лет нельзя прочитать в оригинале у себя на родине.

Параллельно ЦРУ участвовало в распространении "Доктора Живаго" в странах, относившихся к социалистическому блоку.

Сюжет романа

Сюжет романа Пастернака "Доктор Живаго", анализ которого приведен в этой статье, позволяет наглядно убедиться, каким масштабным является это произведение. Труд Пастернака начинается с того, что главный герой появляется перед читателями маленьким ребенком. Все начинается с грустного описания похорон его матери.

Сам Юра Живаго потомок богатого рода, который построил свое состояние на банковских операциях и промышленных сделках. Однако финансовый успех не гарантировал счастье в личной жизни. Родители мальчика расстались.

Оставшегося одного Юру, берет на воспитание его дядя, который постоянно живет на самом юге России. Когда Живаго становится подростком, его отправляют в Москву в семью Громеко.

Одаренный ребенок

Анализ романа "Доктор Живаго" часто начинается с того, что описывается одаренность Юрия, которая проявилась еще в детстве. На него обращают внимание, как на талантливого поэта. Однако он выбирает для себя более прозаичный путь - идти по стопам отца. Становится студентом медицинского университета. Свои таланты он проявляет и на этом поприще. Вскоре встречает свою первую любовь - дочь его новых благодетелей - Тоню Громеко.

Они стали мужем и женой, родили двоих детей. Но вскоре они вновь оказались разлучены. На этот раз навсегда. А свою дочь, которая родилась после того, как главный герой уехал, Живаго так никогда и не увидел.

Особенность романа, которая проявляется в самом начале, состоит в том, что читателю постоянно приходится сталкиваться с новыми персонажами, запутаться в них несложно. Однако со временем все они сплетаются в один клубок, их жизненные пути начинают пересекаться.

Лариса

Один из ключевых персонажей "Доктора Живаго", анализ произведения без которого будет неполным, это Лариса. Читатель знакомится с юной девушкой, которой покровительствует престарелый адвокат Комаровский. Сама же Лариса стремится вырваться из этого плена.

У нее есть друг детства. Верный, влюбленный в нее Паша Антипов. В будущем он станет ее мужем, именно в нем Лара найдет свое настоящее спасение. Но сразу после свадьбы они не могут отыскать счастья в личной жизни. Павел в результате бросает семью и отправляется добровольцем на фронт. Принимает участие в Первой мировой войне. Там с ним происходит удивительная метаморфоза. Из мягкого человека он превращается в грозного революционного комиссара. Меняет свою фамилию. Его новый псевдоним - Стрельников. После того как заканчивается Гражданская война, он стремится воссоединиться со своей семьей, но этому так и не суждено сбыться.

Между тем судьба сводит между собой Юрия и Ларису. Их отношения являются ключевыми для анализа романа "Доктор Живаго" Пастернака. На фронтах Первой Мировой они встречаются в небольшой деревеньке с неказистым названием Мелюзеево. Живаго там работает военным медиком, а Лариса сестрой милосердия, которая мечтает отыскать пропавшего мужа.

В следующий раз их пути пересекаются в вымышленном уральском городке Юрятине. Его прообразом служит Пермь. Туда они бегут от тягот революции. Герои влюбляются друг в друга. Начавшаяся Гражданская война накладывает отпечаток на жизнь героев. Голод, репрессии и нищета разлучают не только семью Лары, но и Юрия. Супруга Живаго остается в Москве и пишет своему мужу на Урал о вероятной принудительной высылке за пределы страны в ближайшее время. Тем временем бушует власть революционных советов, Живаго с Ларой укрываются на зиму в усадьбе Варыкино. Внезапно туда к ним заявляется Комаровский, который получил пост в министерстве юстиции в едва образовавшейся Дальневосточной республике. Комаровскому удается убедить Живаго отпустить с ним Лару, чтобы она бежала на восток, а дальше спасалась за границей. Юрий Андреевич соглашается на это, ясно понимая, что больше никогда не встретит свою любовь.

Жизнь в одиночестве

Оставшись один в Варыкино, Живаго постепенно начинает терять рассудок от одиночества. К нему приезжает Стрельников, которого разжаловали, и теперь ему приходится скитаться по всей Сибири. Он честно рассказывает Юрию Андреевичу о своей роли в революции, а также свои представления об идеалах советской власти, вожде революции Ленине.

Живаго признается ему, что на самом деле Лара любила его все эти годы. А он заблуждался, подозревая ее в неискренности.

Возвращение в Москву

Ночью после откровенной беседы Стрельников кончает жизнь самоубийством. Живаго, став свидетелем очередной трагедии, возвращается в Москву. Там он встречает свою последнюю любовь - Марину, дочь дворника Маркела, который работал на семью Живаго еще до революции. Они живут в гражданском браке. У них рождаются две дочери.

Роман "Доктор Живаго", анализ (кратко) которого представлен в этой статье, приводит читателя к тому, что в конце жизни главный герой откровенно опускается, но ничего не может с этим поделать. Он забрасывает литературу, больше не занимается наукой. Со своим падением он ничего не может поделать.

Как-то утром по дороге на работу ему становится плохо в трамвае. Живаго поражает сердечный приступ в самом центре Москвы. Проститься с его телом приходят его единокровный брат Евграф, который не раз помогает ему по ходу роману, и Лара, случайно оказавшаяся поблизости.

Финал романа

Битва на Курской дуге разворачивается в финале романа Пастернака "Доктор Живаго". Анализ произведения основан на восприятии героями событий произведения.

Перед читателями появляется прачка Таня, которая рассказывает свою историю друзьям детства Живаго, Михаилу Гордону и Иннокентию Дудорову. Они пережили ГУЛАГ, сталинские репрессии и аресты.

Оказывается, что она внебрачная дочь Лары и Юрия Живаго. Под свою опеку ее берет брат главного героя Евграф, который в годы Великой Отечественной войны стал генерал-майором.

Важную роль в тексте играют стихотворения Живаго, которыми завершается роман.

Стихи Живаго

Анализ стихотворений доктора Живаго помогает лучше понять саму суть этого романа. Центральным в этом цикле является текст "Зимняя ночь".

Исследователи предлагают его рассматривать в контексте борьбы за выживание. При этим февральская метель ассоциируется со смертью, а пламя свечи с будущей жизнью. В это время доктор Живаго уже достаточно опытен и зрел, чтобы принять окружающую его действительность. При этом он продолжает верить в прекрасное, в его душе теплится надежда на лучшее.

Анализ романа

Роман Пастернака "Доктор Живаго", анализ которого необходимо провести любому почитателю творчества этого писателя, является масштабным обобщением жизни русской интеллигенции во время революции и Гражданской войны.

Книга проникнута глубокой философией, затрагивает темы жизни и смерти, хода всемирной истории, тайн, которые кроются в человеческой душе.

С ее помощью автору удается показать действительность внутреннего мира своих героев, приоткрыть дверь к важному пониманию эмоциональной сущности человека. Решать такую сложную задачу писателю удается, выстроив многогранную систему образов. В полной мере эта задумка находит отражение в жизненном пути и характере главного героя.

Нобелевская премия по литературе

Роман "Доктор Живаго" (анализ краткий знаком любому человеку, увлекающемуся литературой) в 1958 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. С формулировкой "за продолжение традиций великого русского эпического романа".

Советские власти восприняли этот факт в штыки, так как считали роман антисоветским. Против Пастернака в СССР развернулась настоящая травля. Его вынудили отказаться от премии. Только в 1989 году диплом и медаль шведской академии получил его сын Евгений.

Идея романа

Пожалуй, главная отличительная особенность романа - его поэтичность. Ею проникнуты все страницы произведения, даже те, на которых текст излагается в прозе.

Ключом к восприятию человеческой души как раз является лирика. Через нее удается понять, ради чего живет и что чувствует человек.

Роман Б. Пастернака, посвященный трагической судьбе интеллигенции в революционном вихре, был высоко оценен международными жюри и удостоен Нобелевской премии. Это очень сложное и витиевато написанное произведение, которое не всем удается понять с первого раза. Чтобы осмыслить текст, наполненный символами и образами, нужно обращаться к нему снова и снова. Для удобства восприятия книги команда «Литерагуру» составила краткий пересказ романа по частям и главам. Также мы предлагаем вам подробный , с его помощью вам удастся глубже проникнуть в мысли гениального писателя.

Часть первая: Пятичасовой скорый

  1. Маленький Юрий Живаго (вот его ) шел в составе большой процессии, сообщавшей о далеко не счастливом событии — смерти его матери (Марьи Николаевны). Уже на могиле мальчик, который казался слишком тихим и спокойным, сел на голую землю и зарыдал истомным воем «маленького волчонка», и лишь один человек во всем черном смог его успокоить — дядя Юрия и родной брат Марьи Николаевны (священник Николай Николаевич Веденяпин).
  2. Всю ночь в монастырских покоях, где сирота ночевал с дядей, мальчику казалось, что холодный ветер и сквозняки — предвестники чего-то страшного и пугающего, и только разговоры проснувшегося дяди о Христе как-то помогали справиться с, казалось, нависшей опасностью.
  3. Маленький Юра толком ничего не знал о беспутствах отца, кутежах, который тот устраивал, теряя своё миллионное состояние на различных ярмарках в то время, когда покинутая мать заболела чахоткой. Лечение на юге Франции ничего не дало, женщина слабела. Но он ещё помнил, когда заводы, банки и мануфактуры, даже ромовые бабы, назывались в честь их фамилии — Живаго. Теперь же — остался только едва видимый след, «они обеднели» — пишет автор.
  4. Летом 1903 года Юрий с дядей отправились в Дуплянку, в имении шелкопрядильного фабриката Кологривого и к педагогу Ивану Ивановичу Воскобойникову. Юре нравилась Дуплянка, потому что у Воскобойникова жил Ника Дудорев — гимназист (старше на 2 года), с которым тот имел, можно сказать, дружественные отношения. Пока они ехали, взрослые говорили о том, как народ распустился в последнее время: убили купца, сожгли конный завод и т.д. Собеседники склоняются к тому, что необходимо закрутить гайки, иначе простой люд перебьет и разрушит все, что есть.
  5. Пока дядя Юрия обсуждал «христианский вопрос» с Воскобойниковым (священник доказывал, что Христос – основа культуры и прогресса, а евангелие дает всему живому стимул идти вперед), а дети занимались своими «детскими делался», вдали послышался свист поезда, которому по словам Воскобойникова, «не было причин останавливаться». Странность и только.
  6. Слоняясь вокруг дома, Юра скатился в овраг и долго плакал о маме, звал ее с неба, молился. Потом он потерял сознание, но проснулся и вспомнил, что не помолился об отце, пропавшем без вести. Он отложил это занятие, так как совсем его не помнил.
  7. В купе второго класса в поезде ехал 11-летний Миша Гордон — гимназист из Оренбурга. Кто-то сказал о том, что мужчина выпрыгнул из вагона на рельсы и насмерть разбился, поэтому-то и произошла экстренная остановка. Миша знал этого человека, который часто заходил к ним в купе и дарил ему всяческие подарки, чтобы загладить какую-то упомянутую им «вину». Он так же знал адвоката — человека со странным выражением лица, который практически всегда был подле этого мужчины. Этот самоубийца и был отцом Юрия Живаго. Перед трагедией он три месяца пил и все говорил, что терпит нечеловеческие муки.
  8. Ника, к которому приехал Юра, сбежал из дома. Этот мальчик – потомок политического террориста, который пребывает на каторге за убийство. Ему тоже не терпится заняться настоящим делом, но пока он играет с соседской девочкой Надей и мечтает повзрослеть.
  9. Часть вторая: Девочка из другого круга

    1. Пока война с Японией ещё не закончилась, а революции только начинались, в Москву с Урала приехала жена инженера Амалия Карловна Гишар с двумя детьми: Ларой и Родионом. У неё были некоторые накопления, поэтому она купила небольшую швейную мастерскую по совету своего адвоката — Комаровского, который так же посоветовал ей отдать мальчика в «кадеты», а девочку — в женскую гимназию.
    2. Амалия Карловна, женщина легкомысленная и любвеобильная, «принимала» у себя Комаровского достаточно часто, что всячески провоцировало ее работниц на такие выкрики ему в след как: «буйвол» и «бабья порча». Он, мягко говоря, внушал недоверие и отторжение. Эта вдова все боялась потерять наследство от погибшего мужа, поэтому нещадно экономила бюджет: она и дети жили в грязных меблированных комнатах.
    3. Лара подружилась с работницей Олей Деминой. В мастерской царила атмосфера честности и порядочности. Только вот Амалия Карловна не чувствовала себя владычицей этого дела, он вечно нервничала, боясь прогореть.
    4. Ларе было чуть больше шестнадцати лет, но красотой и «формами» она походила на взрослую даму. О взаимоотношениях Комаровского и Лары можно судить не только по его частным выходам с ней в «свет», но и «закрытой ненависти», которую Лара испытывала к своему «покровителю».
    5. Около Брестской железной дороги, где и находится жильё семьи Гишар, так же живет Павел Антипов — дорожный мастер, которого заразили «революционные настроения». В данной главе описывается, как он жалуется начальству на плохие материалы для дороги. Его слова игнорируют, ведь на этом деле начальники неплохо наживаются, ведь на Фуфлыгине дорогая одежда, у него свой выезд и т.д..
    6. Антипов и Тиверзин идут с подпольного заседания революционеров, там шел разговор о забастовке. Тиверзин идет в город, где ввязывается в драку, спасая мальчика, которого бьет мастер Худолеев.
    7. Тиверзин приходит домой и узнает, что Антипова арестовывают за организованную им забастовку. Ему тоже рекомендуют прятаться, его уже ищут.
    8. Сын Антипова, Пашка теперь поселился у Тиверзиных. Видя «восстание» казаков в 1905 году, он решает выбрать свой собственный путь, созвучный отцовскому.
    9. Юра, по настоянию своего дяди, определен в «московскую семью» Громеко — образованных людей, настоящих ценителей музыки и хороший друзей Николая Николаевича.
    10. К дяде Юры приходит его знакомый Выволочнов, они спорят, что спасет человечество: красота и вера, или же школы и больницы? Николай Николаевич раздражен, ему не удалось ни в чем убедить собеседника.
    11. Здесь описывается роскошная жизнь адвоката Комаровского в холостяцкой квартире.
    12. После близости с Комаровским, которая все-таки произошла, Лара чувствует себя безнравственной и падшей женщиной, тогда как адвокат начинает испытывать к ней новое чувство, именуемое «любовью». Лара пытается найти утешение в чем-то, что поможет ей избавиться от ненависти к самой себе.
    13. Комаровский осознает, что серьезно влюблен в девушку, он злится на себя и избивает своего пса.
    14. Лара осознает, что ей льстит внимание взрослого мужчины, поэтому она разрывается между желанием прекратить их отношения и стремлением продолжать их.
    15. Героиня понимает, как любовник зависит от нее. Впрочем, ее семья тоже от него зависит, ведь мать ничего не смыслит в делах без его помощи.
    16. Лара видит, как Комаровский обманывает ее, обещая жениться на ней и открыться ее матери.
    17. Девушка идет в церковь и переживает мучительное осознание своего грехопадения.
    18. После знакомства с Ларой, он понимает, что она — смысл всей его жизни…Лара не отвечает взаимностью, так как считает, что она уже куда взрослее всех сверстников. Амалия Карловна решает на время уехать в Черногорию, пока «не утихнет стрельба», вокруг дома участились беспорядки.
    19. Забастовка затянулась, семья Лары отрезана от всего внешнего мира баррикадами. Она радуется, что пока не увидит своего мучителя. Весь персонал мастерской бастует. Амалия Карповна плачет и ругает неблагодарных слуг.
    20. У семьи Громыко, куда отправили Юру, растает дочь Тоня, которая становится «третьим» в крепкой компании Юрия Живаго и Миши Гордона. Во время визита веолончелиста Тышкевича, он настоятельно просит семью приехать к нему в гости в «Черногорию». Так и происходит, но во время визита Юры, Миши и Александра Александровича случается непредвиденное обстоятельство, которое Юра ещё долго не сможет забыть.
    21. Амалия Карловна, лёжа у себя в номере попыталась отправиться, но не удачно: на вызов приезжает Александр Александрович с Юрой и Мишей, в комнате стоит красавица Лара и Комаровский — их манера общения наталкивает Юру на странные мысли. Лара поражает сердце Юры. Как только Амалия Карловна приходит в себя, Миша и Юра выходят на улицу, там-то Юра и узнает от Миши, что Комаровский — это тот самый адвокат из поезда, который был при отце-Живаго.
    22. Часть третья: Елка у Свентицких

      В данной части главы очень меленькие, поэтому мы воспроизводим их кратчайшее содержание без разделения.

      Анне Ивановне (матери Тони) Александр Александрович дарит большой шкаф, но радость омрачается скорой грустью: во время его «сборки», шкаф разбивается, а Анна Ивановна падает — в результате чего получает предрасположенность организма к лёгочными болезням.

      В 1911 году Юра, Миша и Тоня заканчивают свои учебные заведения и становятся врачами, филологами и юристами. В то же время Юра начинается увлекаться стихами, прочитанное Мишей становится для него «даром», которым обладает Живаго. Юра же считает, что зарабатывать этим не нужно, так как поэзия — не профессия, а «дело души».

      Воспаление легких Анны Ивановны доставляет все большие боли, вследствие чего Юра сам старается лечить больную. Он лечит не только тело, но и душу матери Тони: говорит о бессмертии души и бесстрашии перед смертью. После этой беседы Анне Ивановне становится куда лучше, и она идёт на поправку.

      Анна Ивановна посылает Юру и Тоню на елку к Свентицким, так как считает, что молодым людям стоит развеяться и даёт им пророческое наставление. Если Анне Ивановне станет хуже, и она умрет, то Юра с Тоней должны пожениться, так как они «сознаны друг для друга».

      В то время, как Юра с Тоней учатся (учились) в институте, Лара после того страшного случая с ее матерью, все время находилась на попечении у Комаровского, а потому — решает найти самостоятельное «поприще». Она устроилась работать воспитательницей у младшей сестры Нади Кологривовой — Липы, благодаря этому она скопила не малую сумму денег, чтобы найти наконец что-то «своё». Но этому не суждено было сбыться, так ее брат — Родион, вернувшись в Москву, просит у Лары денег, которые он проиграл в карты, объясняя это тем, что без них он застрелится. Лара отдаёт ему все сбережения, одалживая при этом некоторую сумму денег у Комаровского. Револьвер Родиона Лара берет себе, упражняясь в стрельбе.

      Липа — девочка, которую воспитывала Лара, уже выросла, поэтому Лара считает, что она стала лишней для этой семьи, но уйти, пока, не смеет — ее держит долг перед Комаровским. Единственное спасение для молодой Лары — уехать жить в деревню, уединённо и спокойно. Она снова решает занять денег у ненавистного ей адвоката Комаровского, он тем временем находится на елке у Светницких. Лара решает взять с собой револьвер в случае оскорблений в ее сторону. Дабы окончательно «покончить» с прошлой жизнью, она решает пойти к своему давнему обожателю Пашке Антипову и просить его поскорее обвенчаться, чтобы «не тянуть» из-за ее проблем. Паша Антипов соглашается и ставит свечку на стол — именно в этот момент в санях едут Юра с Тоней на елку, вот тут и зарождается стихотворение «Свеча горела» в сознании начинающего поэта.

      На елке Юра с Тоней заново открывают для себя друг друга: Тоня для Юры становится не просто другом, а очаровательной девушкой, которая по-особенному стала ему дорога. Однако его счастье от «нового чувства» прерывается выстрелом — это Лара пыталась застрелить Комаровского. Оказалось, безуспешно. Юра бежит в комнату, откуда слышны выстрелы, на месте видит Лару, лежащую почти без сознания на софе, Комаровского и товарища прокурора — Корнакова, в которого Лара попала, целясь в адвоката. Он легко ранен, поэтому Живаго становится его лечащим врачом на этот момент. Комаровский тем временем уводит Лару, пытаясь «замять» это дело.

      Юру и Тоню срочно вызывают домой. Умирает Анна Ивановна, ее хоронят на том же кладбище, что Марью Николаевну.

      Часть четвёртая: Назревшие неизбежности

      Данная часть тоже приводится с сокращении, без разделения на главы, так как все они очень малы по объему.

      Лара лежит почти что в «беспамятстве», тяжело переживая случившееся. Она говорит Паше, что «недостойна его любви», поэтому они должны расстаться. Паша же пытается отнести эти слова к «бреду», в котором она находится.

      Паша и Лара венчаются и решают уехать жить в Юрятин, где Паше предложили работу, Лара же тоже не собирается оставаться там «без дела». Комаровский всячески пытается найти девушку и приехать к ней в новый дом, чтобы «повидаться», она решительно отказывает. Под напором Паши Лара решает рассказать о своих «особых отношениях» с адвокатом, чтобы между возлюбленными не было ни единого секрета, но реакция Архмпова замедляет ход Лариных мыслей. Он думает, что стал другим человеком, а прежним никогда уже не будет.

      Идёт второй год войны. У Юрия и Тони рождается сын – Александр, названный в честь отца жены. Юрий разрывайся между хорошей практикой врача и опекой над новым членом семьи, поэтому заботу о ребёнке полностью взяла на себя Тоня. Живаго отправляют в армию, где он встречает Мишу Гордона.

      Дочери Пашы и Лары — Кате уже 3 года. Мать занята французским, которым обучает детей в младших классах, отец же — преподаёт древнюю историю и латынь. Но, несмотря на внешнее благополучие, внутри семьи есть разлад: Паша считает, что Лара вышла за него не из-за любви (она, по его мнению, вообще его не любит), а из-за чувства самопожертвования для избавления самой себя от свершившихся «ужасов» ее судьбы. Поздно ночью Антипов уезжает от дочери и жены в военное училище, откуда попадает на фронт, чтобы «не быть им в тягость».

      Паша, находясь внутри военных действий, понимает, что его отъезд — глупость, а потому — решает вернуться обратно, но пропадает под обстрелом своей роты. Лара, узнав об этом, отдаёт Катю на попечение Липы, а сама отправляется в то место, где служил муж, чтобы найти его. Она чувствует глубочайшую вину перед этим добродетельным человеком.

      Юсупка — сын дворника во дворе, в котором жила Амалия Карловна с детьми — воевал вместе с Антиповым. Именно он должен был написать Ларе письмо о том, что тот умер, но не смог — шли ожесточенные бои. Лара, приехав в госпиталь, становится сестрой милосердия и видит Юсупку. Он не может сказать бедной женщине о судьбе ее мужа, поэтому говорит ей о том, что тот находится в плену, но супруга знает, что это ложь. Живаго, видя Лару, не решается ей рассказать о том, что узнал в ней девушку на елке. Завязывается общение. В Петербурге произошла первая революция.

      Часть пятая: Прощание со старым

      Внутри деревни, где «работают» Лара и Юрий, начинают происходить некоторые изменения: их определяют в новое место, где те должны будут выполнять некоторые функции. Они приезжают в большой дом, некогда жилье богатой помещицы, которая сейчас отдала его для «прибежища» солдатов. Лара и Юра живут практически вместе, но все равно сохраняют официальные отношения, несмотря на их внешний характер. Тоня написала Юрию письмо, в котором говорит о том, чтобы муж оставался на Урале с «сестрой», всячески подчёркивая, что она его «все равно любит». Живаго должен был уехать в Москву, но постоянные хлопоты с больными не дают ему совершить намеренное, поэтому в последний день своего пребывания в доме, он решает объяснить Ларе, что между ними не может быть ничего, кроме тёплых, дружеских отношений. Однако его речь заканчивается признанием Ларисе в любви.

      Часть шестая: Московское становище

      Юрий приезжает домой в Москву, Тоня с порога целует мужа и говорит о том, чтобы тот забыл все то, что она ему написала. Маленький Саша не узнает отца, оба родителя делают вид, что все в порядке, но ребёнок начинает плакать при виде Юрия, который пытается его обнять — Тоня понимает, что это далеко не хороший знак.

      Общение с Мишей Гордоном не приносит Юрию никакой радости, он считает, что тот ведёт себя слишком жизнерадостно, точнее делает вид. Дядя Живаго — Николай Николаевич — тоже не помогает мужчине влиться в обстановку, он то и дело ведёт себя слишком «странно». Герой понимает, что от его «старого» дядюшки не осталось ничего — теперь его преследуют «незаконченные книги, незаконченный роман и незаконченное пребывание в России». Живаго собирают у себя гостей, где Юрий произносит тост о том, что все то, что они пережили за 5 лет соразмерно тому, что пережили другие народы за целые столетия.

      Юрий пытается прокормить семью и начинает работать в Крестовоздвиженской больнице, чтобы собрать деньги хотя бы на дрова, необходимые для дома. Часть здания Живаго отдали сельскохозяйственной академии, другая часть — едва отапливается. Юрий узнает из купленной газеты, что в России сменилась власть — с царской на советскую.

      Герой пытается найти деньги, чтобы прокормить семью, поэтому берётся за любую работу. Однажды, он начинает лечить женщину, которая больна тифом, но для ее госпитализации необходима роспись и направление домкома — ей оказалась Оля Демина, Ларина подруга. Демина рассказывает Живаго о том, что Лара не захотела приехать в Москву, несмотря на всяческие уговоры и помощь со стороны.

      Юрий заболевает тифом. В дом приезжает Евграф — сводный брат Юрия, который привозит семье продукты и настоятельно пытается отправить их в село Варыкино, где находится дом деда Тони. Рядом находится Юрятин.

      Часть седьмая: В дороге

      Живаго едут в поезде на Урал, в село Варыкино. Вагоны перестали напоминать «классы», стали общим «домом» для всех скитающихся. Среди них был шестнадцати летний Вася Брыкин, которого «продали» в армию, чего он сам не смог понять, пока не оказался здесь. Проезжая через Урал, семья Юрия узнает, что в округе есть некий Стрельников, которого боятся все живущие.

      Он неподкупен, зол и безумен. Стрельников не из белых. Во время остановки поезда Живаго решает выйти из поезда, но замечает, как Васька и другие люди бегут от железной дороги в спешке, в них стреляют часовые. Герой ещё долго будет обращаться к увиденному. В то же время, его замечают и, принимая за шпиона, приводят к Стрельникову в отдельный поезд, стоящий на рельсах. Оказалось, что мертвый Антипов – это живой Стрельников. Он говорит Живаго о том, что им ещё суждено встретиться, а потому — отпускает его.

      Книга вторая

      В данной книге все части невелики, их мы перескажем полностью, без разделения по главам.

      Часть восьмая: Приезд

      Новые хозяева Варыкино — люди злые и недоверчивее, так как считают, что Тоня приехала отбирать их земли, как и её дед.

      Холодный приём завершатся вполне оптимистично: Микулицыны дают Живаго землю и дом. Тоня и Юрий пытаются вести хозяйство, чтобы прокормить семью.

      Часть девятая: Варыкино

      Юрий Живаго пишет свой дневник, в котором размышляет о смысле жизни и своём месте в ней, приходит к выводу о том, что его цель — «служить, лечить, писать». Они с супругой живут дружно, мирно и уединённо, рассказывая друг другу своё мнение о доме, искусстве и природе — эти размышления заполняют фактически все их вечера. Но сложённая идиллия разваливается тогда, когда к ним приезжает Евграф — сводный брат Юрия, которому тот отдал все оставшееся наследство, когда Юрию было всего шестнадцать лет.

      Живаго, находясь в Юрятине, захотел зайти в местную библиотеку, где он увидел Лару, но не сумел к ней подойти. Каждый день он ездил в город в надежде, что она увидит его и заговорит…

      Юрий узнает адрес Ларисы и решает пойти к ней домой, но, видя ее около дома с полными ведрами воды, понимает, что Лара — человек с сильной закалкой, и решает ей помочь. Она знакомит его с дочкой – Катенькой, и объясняет, что Стрельников — её муж, попутно расспрашивая Живаго об его с ним встрече.

      Лара и Юрий становятся любовниками и совершают адюльтер — супружескую измену. Терзаясь, Юрий решат рассказать Тоне о предательстве и закончить отношения с Ларой, но по пути в Вырыкино он разворачивает повозку и едет обратно, чтобы ещё раз увидеть Лару. Около ее дома его хватают партизаны и уводят с собой…

      Часть десятая: На большой дороге

      Два долгих года Юрий провёл в плену, наблюдая за тяготами жизни воющих, понимая своё место в жизни и разговаривая на философские темы о бытие. Однажды он наблюдает страшную картину: больного коня беспощадно режут, несмотря на его здоровый дух и силу – это зрелище становится для Живаго предвестником судьбы.

      Гражданская война разделяет все на своих и чужих, а доктор помогает всем нуждающимся.

      Часть одиннадцатая: Лесное воинство

      В лесах начинается перестрелка. Юрий, всю жизнь клявшийся самому себе в том, что он не колесит жизни, а спасает их, берет в руки ружьё и убивает трёх человек, целясь в дерево. Он замечает, что один человек остаётся жить, но сильно ранен. Живаго решает взять его под своё наблюдение и выхаживает его, постоянно подвергая самого себя опасности. После выздоровления, Юрий отпускает его.

      Жестокий убийца Памфил Палых — человек, который находится в отряде, убивает собственных детей для того, чтобы их не убили враги, когда придут за ними. Он был не единственным, кто помешался на своём горе и пороке.

      Часть двенадцатая: Рябина в сахаре

      Юрий сдержал от партизан. Он направился к Ларе домой, где нашёл записку, в которой говорится о том, что теперь у Юрия есть дочь, рождённая от Тони. Юрий поглощен мыслями о семье.

      Проходя мимо улиц, которые были ему знакомы, он не узнает этот город, в котором висят новые указы от новой власти. Живаго не понимает, как он мог считать их язык красивым и прямым.

      Юрий добирается до Лары, но падает без сознания, просыпаясь лишь тогда, когда видит перед собой Ларису. Все время, когда Живаго лежал в бреду, она ухаживала за ним, как жена, рассказывая о судьбе Тони, которая находится в Москве. Юрий признаётся женщине в любви.

      Юра, Лара и Катя становятся настоящей семьей. Живаго работает в госпитале, в котором его ценят за остроту ума и умение быстро принимать решение тогда, когда этого «требует медицина». Вскоре, он замечает, что за его мыслями люди — начальство госпиталя — видят позывы к революционным убеждениям. У Лары так же есть свои проблемы: в Юрятино возвращаются Антипов-старший и Тиверзин, которые были определены в коллегию ревтрибунала. Она боится за жизнь дочери. Юрий предлагает уехать в Варыкино.

      Приходит письмо от Тони, в котором говорится о том, что Александр скучает по отцу, а дочь зовут Марией (в честь матери Юрия). Супруга доктора знает о взаимоотношениях Лары и Юрия, но говорит лишь, что Лара «сбивает его с пути», тогда как сама считает ее хорошей девушкой. Тоня признаётся, что воспитает детей с любовью к отцу в Париже, куда их высылают из Москвы.

      Юрий падает без сознания после прочтения письма.

      Часть четырнадцатая: Опять Варыкино

      В Варыкино Юрий снова берётся за стихи, тогда как Лара забоится не только об убранстве дома, но и о самом хозяине.

      Приходят известия о том, что Стрельников пойман и его собираются расстрелять — об этом сообщает приехавший Комаровский, который предлагает Ларе и Юрию уехать вместе с ним на поезде на Дальний Восток. Чтобы обезопасить любимую, Юрий соглашается, обманывая при этом Лару. Он отправляет семью с Комаровским, обещая догнать их.

      В Варыкино Юрию слышатся голоса Катеньки и Лары, но их заглушает вой волков. Герой решает выйти на улицу, чтобы отогнать их от дома, но замечает впереди идущего человека — это Стрельников. Юрий впускает его к себе, они разговаривают о Ларе. Гость говорит о том, что любил Лару, но пытался постоять за свободу народа, поэтому их отношения не сложились. Утром он застрелился.

      Часть пятнадцатая: Окончание

      Юрий пешком идёт из Варыкино в Москву, но там не находит ничего дорогого его сердцу. Он решает переехать в Мучной городок, где вскоре у него рождаются две девочки от дочери дворника — Марины. Живаго поддерживает общение с Тоней и Мишей Гордоном. Внезапно, он исчезает, переведя на имя Марины большую сумму денег. Оказывается, он живет очень близко к своей новой семье, а деньги являются собственностью его брата Евграфа. Он платит за сводного брата, обещая отвести его к семье и уладить все его «важные вопросы», тогда как Юрий пишет стихи и ничего не может сделать со своей судьбой.

      Юрий едет в душном трамвае, ему становится плохо, он решает выйти и замертво падает на голый асфальт. Проститься с ним приехала Лариса, которая признаётся Евграфу в том, что родила Юрию дочь — Татьяну.

      Эпилог

      Летом 1943 года Евграф-генерал отыскал Татьяну, которая работала бельевщицей в Советской Армии. Оказалось, что Миша Гордон и Дудорев ещё давно знали Татьяну, когда сидели в лагерях в тридцатые годы. Сводный брат Живаго предлагает девушке утроить ее в институт.

      Спустя десять лет Гордон и Дудорев решают перечитать тетрадь Живаго, где написано о том, что

      Предвестие свободы носилось в воздухе, несмотря на отсутствие освобождения после победы.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!