Крушение танкера. Нефть. Крупнейшие катастрофы в истории

Трагедия в Керченском проливе пополнила скорбный перечень крупнейших морских катастроф.

1967 год. Гибель танкера «Torrey Canyon» у берегов Англии
Танкер направлялся в Милфорд Хэйвен (Англия) со 120000 галлонами кувейтской нефти на борту. 19 марта 1967 года танкер выскочил на скалу Севен Стоунс Риф в районе о-вов Сцилли. Танкер получил пробоину, и практически сразу нефть начала выливаться в воду. Чуть позже подошла помощь - шлюпки, катера, вертолеты, корабли ВМФ Англии и датский спасатель.
Нефтяное пятно длиной 22 миль накрыло побережье, начали умирать птицы.


Спасатель начал закачивать воздух в пустые танки, предполагая, что таким образом удастся снять судно с рифа. Внезапно на борту спасателя раздался взрыв, двое человек выбросило за борт. Один из экипажа прыгнул в воду им на выручку, вытащил их обоих, но сам погиб в толстом слое нефти, покрывавшем поверхность.


Тем временем танкер стал новостью номер один в мире, люди предлагали идеи и проекты по борьбе с разлившейся нефтью. Катастрофа танкера переросла в экологическую катастрофу - гибли птицы, рыба и устричные поля побережья.


Танкер окончательно разломился, и в море хлынули новые потоки нефти. Правительство приняло решение разбомбить остатки судна и бомбежкой воспламенить нефтяное пятно.


В течении последующих нескольких дней, остатки судна были разбомблены, вся нефть оказалась в воде. Пятно подожгли. Тем не менее, остатки пятна продолжали покрывать побережье. Некоторое время спустя пришло облегчение - переменился ветер, и пятно понесло в сторону Франции, которой тоже досталось, хотя и не так, как Англии.


Эта катастрофа вызвала к жизни Конвенцию гражданской ответственности (CLC) от 1969 года и Конвенцию Фонда защиты от разлива нефти в море от 1992 года. Впервые в истории судовладельцы стали нести ответственность за последствия в любом случае, а не только тогда, когда бывает доказанной преступная халатность.


16 марта 1978 года гибель танкера Amoco Cadiz
Бретань, Атлантическое побережье Франции
48 35 N Latitude 004 43 W Longitude
на борту нефть сырая арабская легкая, иранская легкая и бункер-мазут С


16 марта 1978 года танкер Amoco Cadiz выскочил на скалы Portsall Rocks, в трех милях от побережья Бретани, вследствии отказа рулевого устройства. Танкер следовал из Персидского залива на Гавр и попал в шторм, что также способствовало катастрофе. Весь груз - 1619048 баррелей нефти вылился в море. Пятно 180 миль шириной и 80 миль длиной накрыло приблизительно 200 миль побережья Бретани.


Отдаленность места катастрофы от портов, а также продолжающийся шторм, явились причинами, затруднявшими спасательные работы. Судно, из-за шторма, раскололось надвое прежде, чем спасатели смогли начать откачку груза. ВМФ Франции отвечали за морскую часть спасательных работ, Служба гражданской безопасности - за зачистку побережья. Было собрано порядка 100000 тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, не превысило 20000 тонн.
На 1978 год катастрофа Amoco Cadiz стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.


19 июля 1979 года столкновение танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain
19 июля 1979 года - Тринидад и Тобаго - порядка 314285 тонн сырой нефти вытекло в море после столкновения вблизи Тобаго танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain.

1989 год катастрофа «Exxon Valdez», Аляска, США
В порту Valdez находится конечный выход трансаляскинского нефтепровода. Танкеры, загруженные нефтью Аляски, развозят ее по всем 48 штатам США. В 9.26 вечера танкер Exxon Valdez отошел от терминала порта и начал свой 28 рейс с момента входа в строй в 1986 году, назначением на Лонг Бич, Калифорния.


Танкер был одним из крупнейших на этих линиях, почти 1000 футов (около 300 метров) длины, при скорости 15 узлов танкеру требовалось 3 мили дистанции до полной остановки. На мостике были капитан Джозеф Хэйзелвуд, лоцман и третий помощник Грегори Казинс. После прохода узкостей Valdez и мыса Rocky лоцман покинул борт судна.


Погода была хорошей, но в районе отмечалось наличие небольших айсбергов. Капитан связался с Береговой охраной и сообщил о изменении курса, чтобы уйти с пути айсбергов. Было дано разрешение следовать северным рекомендованным путем. Приказав 3-му помощнику вернуться на южный рекомендованный путь после прохода острова Busby, капитан спустился в каюту, и дальнейшее судовождение осуществлял 3-й помощник. Около полуночи Казинс отдал приказ рулевому ворочать вправо, однако судно начало поворот слишком медленно - так и не установлено, почему именно - или рулевой неправильно понял команду, или что-то было не в порядке с рулевым устройством.



После катастрофы судно было переименовано и стало называться SeaRiver Mediterranean, затем его увели в Средиземноморье, где и отправили на слом в 2002 году.
1996 год - катастрофа «Sea Empress», Милфорд Хэйвен, Англия
15 февраля 1996 года, 8.07 утра
Танкер "Sea Empress", имея на борту 131000 тонн сырой нефти с нефтеплатформ Северного моря, выскочил на мель у входа в Милфорд Хэйвен, Англия. Сразу после посадки на мель в море вылились 2500 тонн нефти. Погода была хорошей, и во время прилива танкер всплыл.
16 февраля
Судно удерживается на месте в районе входа в порт 4-мя буксирами. Планировалось разгрузить танкер на другие суда, однако в дело вмешалась погода. Первое пятно размером 10 миль захлестнуло побережье.
17 февраля
Танкер начали отводить от места, где он сел на мель. Порвались буксиры. Машинное отделение затопило, судно снова село на мель.
18 февраля
Экипаж сняли с борта судна, налетел шторм силой до 9 баллов. Китайский спасатель смог подать буксир, буксиры с остальных спасателей полопались. Судно прочно село на скалы. Экологическая катастрофа стала реальностью.
19 февраля
Еще 20000 тонн нефти вытекло в море.
20 февраля
Несмотря на то, что уже около 50000 тонн груза вытекло, и высокие приливы, судно остается на скалах.
21 февраля
В конце-концов судно сняли с мели 12-тью буксирами после того, как по меньшей мере 71800 тонн груза вытекло в море. Судно отвели в порт Милфорд Хэйвен и ошвартовали. Остатки груза продолжали вытекать в море.
22 февраля
Подготовка к откачке оставшейся нефти.
23 февраля
Начали откачивать остатки.
Итого в море вытекло порядка 71800 тонн сырой нефти.



1994 год трагедия в проливе Босфор
Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью.


Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море.
Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время.

2 января 1997 года гибель танкера «Находка» Японское море
2 января 1997 года, «Находка», танкер Приморского морского пароходства, Находка, Россия, разломился надвое во время шторма в Японском море в 80-ти милях от побережья префектуры Шимане, Япония. На борту танкера находилось 17100 тонн дизтоплива, перевозимого из Китая на Дальний Восток России.
Через пять дней после того, как танкер разломился, носовую часть вынесло на прибрежные скалы префектуры Фукуи. Кормовая часть затонула на глубине 2500 метров. Приблизительно 5000 тонн груза вытекло в море - это превратилось в крупнейшую для Японии экокатастрофу, вызванную разливом нефти.
Серьезно пострадали традиционные места промысла морепродуктов, то есть практически весь годовой урожай морского ушка, крабов, морской капусты и пр. погиб, как впрочем и последующие урожаи на несколько лет вперед.
Серьезный ущерб причинен морским птицам - так, пострадала гагарка, которая и так-то числится в Красной книге. Ученые подсчитали, что последствия загрязнения будут сказываться в течении 20 лет.
Серьезно пострадал туризм - пятно накрыло одну из туристических достопримечательностей - полуостров Ното.

12 декабря 1999 года гибель танкера Erika
Танкер Erika раскололся надвое во время шторма 12 декабря 1999 года вблизи атлантического побережья Франции. 15000 тонн мазута - часть груза, вытекла в море. Экипаж сняли вертолетами. На борту в танках остались еще 15000 тонн груза. Танкер затонул на глубине 120 метров в 100 км от устья Луары.

С помощью подводных роботов удалось заделать трещины в бортах, через которые наблюдалась утечка.
К 25 декабря первые пятна мазута накрыли побережье. К началу января пятнами были покрыты 400 км побережья. Погибли тысячи птиц.
Согласно предварительному расследованию, катастрофа произошла вследствии слабости корпусной конструкции из-за коррозии.
На момент катастрофы судну было 24 года. Танкер построили в середине 70-х в Японии на верфях Kasada, в числе других семи одной серии.
Танкер подвергался осмотру дважды в 1999 году - в Порто-Торрес, дефектов не обнаружено, и в порту Новороссийск - отмечены некоторые дефекты корпуса.


14 ноября 2002 года гибель танкера «Prestige»
Танкер под панамским флагом M/T Prestige, 27 человек экипаж, 77000 тонн груз мазут, гибнет в 50 км к северо-западу от мыса Tourinan, Испания. Шторм, большой крен, утечка груза. Буксиры пытаются вывести танкер за пределы территориальных вод Испании.
15 ноября
Танкер взят на буксир спасателями международной спасательной компании SMT - куда следуют, неизвестно.
16 ноября
Экипаж снят и доставлен в испанский порт Ла Коруна. Капитан Apostolos Mangouras арестован властями Испании «за неподчинение властям и причинение ущерба окружающей среде». Неподчинение выразилось в том, что капитан отказывался от буксировки его судна за пределы территориальных вод Испании.
19 ноября
судно переломилось надвое и затонуло в 150 милях от северного побережья Испании, вблизи Португалии. В море вытекло около 800000галлонов топлива.


Август 2003 года Пакистан. Гибель танкера «Tasman Spirit»

Пятница 15 августа 2003 года
Портовые власти Пакистана официально заявили, что существует угроза экологической катастрофы у побережья Пакистана. Греческий танкер Tasman Spirit, выскочивший на мель вблизи Карачи, под ударами волн муссонных штормов уже практически раскололся.


Нефтяное пятно вдоль побережья растет, гибнут рыба, птицы и черепахы. Токсичные испарения угрожают людям.
Свыше 1000 полицейских в респираторах привлечены к охране побережья от посетителей. Более 10 миль берега, обычно заполненные отдыхающими, закрыты для посещения.
Однокорпусный танкер Tasman Spirit выскочил на мель во время сильного муссонного шторма две недели тому назад. Спасатели смогли выгрузить некоторое количество иранской сырой нефти, однако на борту осталось порядка 40000 тонн нефти из общего количества 67000 тонн. Если оставшиеся 40000 тонн выльются в море, это станет одним из самых крупных разливов нефти в мире и одной из самых крупных экологических катастроф.

Когда на мель выскочил злополучный танкер Exxon Valdez - Аляска, 1989 год - разразилась экологическая катастрофа, превзошедшая все связанное с разливами нефти ранее. Вытекло 38800 тонн - эквивалент 125 олимпийских плавательных бассейнов.

Попытки разгрузить танкер, сидящий на мели на расстоянии 800 метров от входа в порт Карачи, прекратились в среду 13 августа после того, как корпус танкера треснул. Опасаясь возможного взрыва или пожара из-за возникшего разлома корпуса, экипаж эвакуировали.
Разлом корпуса увеличился, особенную опасность представляют три танка. Из этих танков большая часть груза была выгружена, но все-таки осталось порядка 5000 тонн. Остальные танки удалось худо-бедно загерметизировать.

Даже Индия - враг и соперник Пакистана, предложила помощь - редкий случай в истории сосуществования двух стран.
Если танкер полностью разломается, остатки груза разольются - это станет экологической катастрофой с особенно тяжелыми последствиями для мангровых зарослей побережья.
Иранская сырая нефть является легкой нефтью, т.е. более токсичной. Собственно топливо на борту танкера также представляет угрозу, будучи высокотоксичным. Танкер был зафрахтован компанией Pakistan National Shipping Corp. и перевозил нефть для государственной компании Pakistan Refinery Ltd.
Финал - спасательные работы длились более двух недель

Пакистан требует от греческих судовладельцев 1 миллиард долларов в озмещение ущерба от гибели танкера Tasman Spirit.
Кроме того, правительство Пакистана собирается возложить на греческую компанию все расходы, связанные с очисткой побережья. В итоге в результате гибели танкера в море вытекло 28000 тонн сырой нефти. Загрязнены порт, внешняя акватория порта и пляжи Карачи. На танкере было 67000 тонн сырой нефти. В результате операции, длившейся 15 дней, удалось выгрузить 37500 тонн. Угроза дальнейшего разлива миновала. Во время операции погода была неблагоприятной и все время шла утечка груза. Загрязненной оказалась 15-ти мильная полоса побережья, по заявлению министра окружающей среды Файсала Малика на полную зачистку и устранение последствий потребуется не менее трех лет.


Многие местные жители получили отравления от испарений вытекшей нефти с характерными признаками - тошнота, головная боль и другие симптомы отравления.Огромный ущерб нанесен морской флоре и фауне - погибли сотни и тысячи птиц, моллюсков, морских змей и прочих представителей морской фауны.
Шторм в воскресенье 12.11.2007 стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, ещё четыре судна сели на мель.
Вызывает серьезные опасения экологические последствия чрезвыйного проишествия. При крушении танкера «Волгонефть-139» в воду вылилось более двух тысяч тонн мазута. Остановить разлив нефти из разломившегося пополам танкера пока не удается. Полные мазута танки перевозил также потерпевший крушение «Вольногорск». Что касается загрязнения серой, то спасатели надеются, что затонувшие контейнеры удастся поднять на поверхность раньше, чем сера начнет вступать в соединения, опасные для человека,не говоря уже об обитателях
моря.



В ближайшие дни суд в США должен вынести вердикт бывшему инженеру нефтяной компании BP, который пытался уничтожить переписку с руководством компании, которая проливала свет на причины, повлекшие трагедию.

Нефть является одним из самых продаваемых продуктов в мире, это накладывает и свои особенности. Рост глобального рынка нефти в середине XX века вынудил компании использовать супертанкеры для ее перевозки и нарастить добычу в открытом море, игнорируя все возможные риски. В результате катастроф не удалось избежать. Многокилометровые пятна нефти, которые уничтожали тысячи птиц и рыб, оказавшихся на их пути, наносили ущерб дикой природе в течение десятилетий даже после своей локализации.

Крушение танкера "Торри Каньон" (Великобритания)

"Торри Каньон" был одним из первых построенных супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного розлива нефти в современной истории.

Изначально танкер был построен для перевозки 60 тыс. тонн нефти, однако компания, которая владела судном, в обход всех норм, увеличило объем перевозимой нефти до 120 тыс. тонн, что и стало основной причиной катастрофы в 1967 г.

В результате столкновения с рифом у архипелага Силли на юге Британии около 110 тыс. тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 270 квадратных миль. Было загрязнено нефтью около 180 миль береговой линии. Около 15 тыс. птиц и огромное количество животных погибли, прежде чем нефтяное пятно было ликвидировано.

Столь значительный ущерб окружающей среде объясняется тем, что для устранения нефтяного пятна использовались токсичные растворители, которые в результате оказались не эффективными.

Крушение танкера Sea Star

Южнокорейский супертанкер Sea Star столкнулся с бразильским танкером Horta Barbosa вблизи берегов Омана утром 19 декабря 1972 г.

В результате столкновения на борту танкеров начался пожар, который вынудил экипаж в срочном порядке покинуть судна. Пожар на Horta Barbosa удалось потушить в течение дня, однако пожар на южнокорейском танкере так и не удалось потушить. Sea Star затонул 24 декабря после серии взрывов.

Крушение либерийского танкера Odyssey (Канада)

10 ноября 1988 г. либерийский танкер Odyssey в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение.

В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.

Крушение танкера M/T Haven (Генуя)

Принадлежащий семье миллиардера Стелиосу Хаджи-Иоанну танкер M/T Haven неожиданно взорвался неподалеку от Генуи. В пламени погибли пять членов экипажа, а в прибрежные воды вылились 126 тонн нефти. Одной из причин трагедии стало ужасное состояние танкера, который был плохо отремонтирован после попадания в него ракеты во время ирано-иракской войны.

Крушения танкера ABT Summer (Ангола)

28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Крушение танкера Amoco Cadiz (Франция)

В 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось.

В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы.

Крушение танкера Castillo de Bellver (ЮАР)

Танкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР).

В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти.

Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало.

Авария на платформе Nowruz (Персидский залив)

Во время войны между Ираном и Ираком в 1983 г. нефтяной танкер столкнулся в Персидском заливе с платформой Nowruz, повредив расположенную под ней скважину. Возникшую в результате этого утечку нефти не удавалось остановить в течение нескольких месяцев. Общий объем нефти, попавшей в море, составил 250 тыс. тонн.

Сброс нефти в реку Колва (Россия)

Плохое состояние нефтепровода привело к тому, что в течение восьми месяцев нефть протекала в реку Колва (Россия). Однако обильные осадки 29 сентября 1994 г. спровоцировали разрушение гидрозатворов, созданных на ручьях для сдерживания разлившейся нефти. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, в результате чего загрязнение протянулось на 30-40 км по всей ширине реки. В реку попало 265 тыс. тонн сырой нефти.

Столкновение Atlantic Empress и Aegean Captain (Тринидад и Тобаго)

Два танкера Atlantic Empress и Aegean Captain столкнулись около побережья Тринидад и Тобаго. В результате столкновения оба судна загорелись, и 290 тыс. тонн нефти оказались в море. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье островов не пострадало.

Взрыв на платформе Ixtoc I (Мексика)

В 1979 г. на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I из-за резкого скачка давления произошел мощный взрыв, в результате которого в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти.

Ликвидировать последствия этой аварии удалось лишь год спустя, поскольку остановить утечку нефти смогли лишь за несколько месяцев. За это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

Авария на Deepwater Horizon (США)

Платформа Deepwater Horizon, которая принадлежала компании British Petrolium, затонула рядом с побережьем штата Луизиана 22 апреля 2010 г. после 36-часового пожара, который последовал за взрывом.

Жертвами трагедии стали 11 человек. Нефть продолжала вытекать в океан еще в течение 85 дней. К августу 2010 г. из скважины BP в залив попало 4,9 млн баррелей сырья. Утечка стала одним из крупнейших бедствий в истории.

Отступление армии Ирака (Кувейт)

В 1990 г. поверженные иракские войска, для затруднения высадки десанта антииракской коалиции в Кувейте, открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров.

В результате в воды Персидского залива вылилось от 1,5 – 4 млн тонн нефти. Пока велись военные действия, локализовать катастрофу не пытались.

Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнила около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

Каждое из этих событий связано с выбросом десятков миллионов галлонов нефти, что зачастую приводило к уничтожению экосистемы.

10. Атлантический океан, Канада, 1988 (43 млн галлонов)


10 ноября 1988 года посреди Атлантического моря, а точнее в северной его части, у побережья Канады взорвался нефтяной танкер «Одиссея». 43 миллиона галлонов нефти было выброшено в океан. Нефтяной танкер, действующий с 1977 года, принадлежал лондонской компании и направлялся в город Ком-бай-Чанс (Сome-by-Chance) в Ньюфаундленде и Лабрадоре, Канада.

Взрыв был настолько мощным, что судно разорвало на две части, начался сильный пожар, и в результате ни один член экипажа не выжил. Хотя большие объемы нефти, перевозимой танкером, были потеряны из-за сгорания, значительное её количество попало в океан. К счастью, выпущенная жидкость не достигла берегов Канады, но вместо этого океаническими течениями она была перенесена прямо к Европе. Этот разлив имел весомое влияние на морскую популяцию криля, однако, попав в океан, нефть разбавилась большим количеством воды, по причине чего необходимости запуска операции по очистке не ощущалось.

9. Ла-Манш, Франция, 1978 год (69 млн галлонов)


16 марта 1978 года крупный танкер с сырой нефтью «Amoco Cadiz», принадлежащий американской компании Amoco, затонул в водах Ла-Манша. Причиной катастрофы стал тяжелый удар волны, вызванной штормом. Танкер раскололся на три части и затонул, 69 миллионов галлонов нефти смешались с морской водой.

Последствия катастрофы ужасны: гибель более 20 000 морских птиц и 9 000 тонн устриц, вымирание огромных популяций рыб, иглокожих и ракообразных. Рыбаки еще долго вылавливали рыбу покрытую язвами и опухолями. В следствие катастрофы особенно пострадали рыболовство и . Ущерб оценен в $250 млн.

8. Залив Салданха, Южная Африка, 1983 год (79 млн галлонов)


6 августа 1983 года в Салданха у побережья Южной Африки загорелся и затонул испанский нефтяной танкер «MT Castillo de Bellver», перевозивший почти 250 000 тонн сырой нефти. Все, находящиеся на борту, остались в живых, так как спасатели успели спасти их до того, как корабль пошёл ко дну. Чем был вызван пожар, так и не выяснили. Большие объемы нефти попали в океан, но, к счастью, течение несло жидкость в направлении моря, и ущерб, нанесенный пляжам, был совсем незначительным. Потери среди животных также не высоки, худшая участь постигла 1500 бакланов.

7. Атлантический океан, Ангола, 1991 год (80 млн галлонов)


28 мая 1991 года нефтяной танкер «ABT Summer», перевозивший 260 000 тонн нефти из Ирана в Роттердам, постигла катастрофа, которая привела к массовой утечке нефти в Атлантический океан (около 80 миллионов галлонов нефти). Нефтяной танкер внезапно загорелся, вследствие чего произошел взрыв, он догорал еще три дня, прежде чем погрузиться в океан.

Инцидент произошел в 1300 километрах от побережья Анголы. Поскольку катастрофа произошла далеко от побережья, было решено, что океанские воды вскоре полностью разбавят нефть, и нет острой необходимости в полномасштабной очистке воды от загрязнений.

6. Персидский залив, 1983 (80 млн галлонов)


Ирано-иракская война 1980-х годов связана с несколькими разливами нефти в Персидском заливе. Один из худших разливов произошел в 1983 году: танкер врезался в морскую нефтяную платформу в Персидском заливе, дестабилизировав её, что привело к выбросу около 80 миллионов галлонов нефти в море.

Бурные столкновения между боевыми группировками помешали принять меры по очищению воды, и только через семь месяцев после разлива нефтяная скважина была перекрыта, во избежание дальнейшего выпуска нефти в Персидский залив. Сама операция по перекрытию скважины привела к гибели 11 человек.

5. Ферганская долина, Узбекистан, 1992 (88 млн галлонов)


Разлив нефти в Ферганской долине (Узбекистан), также известный как разлив нефти в Мингбулаке, стал одним из крупнейших когда-либо известных миру. Нефть, распространившаяся по долине, горела в течение двух месяцев. Ежедневные потери составляли 35 000 - 150 000 баррелей нефти, а после подсчета общего убытка была оглашена цифра 88 миллионов галлонов.

Разлив остановился сам по себе, однако были предприняты усилия для предотвращения распространения пролитой нефти на большие площади – место катастрофы было окружено дамбами.

4. Карибское море, Тринидад и Тобаго, 1979 год (88 млн галлонов)


19 июля 1979 года произошел один из страшнейших нефтяных разливов в истории – два танкера, «Атлантическая императрица» и «Эгейский капитан», столкнулись друг с другом выпустив около 88 миллионов галлонов нефти в Карибское море. Корабли столкнулись недалеко от острова Литл Тобаго (Little Tobago), и вскоре после катастрофы «Атлантическая Императрица» загорелась.

Хотя огонь успел задеть и второй корабль, однако его сумели отбуксировать в безопасное место. Экипаж погиб в катастрофе, а Атлантическая Императрица, горевшая около двух недель, 3 августа ушла на дно.

3. Залив Кампече, Мексика, 1979 год (140 млн галлонов)


Еще один крупный разлив произошел 3 июня 1979 года. Разрыв исследуемой нефтяной скважины в бухте Кампече (Мексика) привел к выбросу около 140 млн галлонов нефти в море, что несколько негативно повлияло на экосистему региона. Погибло большое количество морских черепах Кемпа, рыб, крабов, моллюсков и других водных и полуводных видов.

Из-за сильных течений в океане, нефтяное загрязнение затронуло береговую линию Мексики и даже достигло Техаса. Мексиканское и американское правительства начали широкомасштабные операции по борьбе со стихийными бедствиями, чтобы сдержать разлив нефти, закрыть нефтяную скважину и уберечь от катастрофы тех, кого она до сих пор не затронула.

2. Мексиканский залив, 2010 (210 млн галлонов)


20 апреля 2010 года произошла авария на нефтяной вышке (Deepwater Horizon Rig), расположенной в Мексиканском заливе и эксплуатируемой Би-Пи (BP – British Petroleum). В катастрофе пострадало 17 человек, а 11 ушли из жизни. Нефть вскоре начала загрязнять обширные районы океана, ставя под угрозу жизнь морского пространства: для многих представителей водного мира и птиц удар закончился смертельным исходом, многие из них сейчас на грани исчезновения.

Более 210 миллионов галлонов нефти попали в море в течение 87 дней, и появились сообщения о том, что даже после закрытия скважины в июле 2010 года нефть продолжала проливаться в океан. Катастрофа затронула 26000 км прибрежных земель. Множество людей приняло участие в операции по спасению животных, пострадавших в ходе катастрофы и очистке нефтяного разлива.

1. Персидский залив, 1991 год (~ 300 миллионов галлонов)


Ужаснейший нефтяной разлив в мировой истории, к сожалению, был вызван умышленным актом человека, а не случайными обстоятельствами. Катастрофа произошла в 1991 году в Персидском заливе. Авария была искусственно вызвана иракскими солдатами, отступавшими от Кувейта, в качестве мстительной военной операции.

Солдаты приступили к обстрелу нескольких нефтяных вышек в пустынях Кувейта и открыли клапаны нефтяных скважин и колодцы, принадлежащие Кувейту, в результате огромные объемы нефти, до 300 галлонов, попало в Персидский залив.

Это бездумное действие загрязнило обширные участки прибрежной среды в Кувейте и Саудовской Аравии и оказало катастрофическое воздействие на морские популяции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

Это видео расскажет о страшных последствиях утечек нефти и их влиянии на окружающую среду:

28.12.2011 - 17:18

Самые жесткие законы в Америке в отношении охраны окружающей среды существуют в штате Аляска. Благодаря им сам штат и окружающие его воды Мирового океана долгое время считались одними из самых чистых на земле. Пока не наступил тот роковой день…

«Заправка»

24 марта 1989 года через четыре минуты после полуночи супертанкер «Эксон Вальдез» налетел на риф в проливе Принца Уильяма, что возле Аляски. В результате катастрофы в чистейшие прибрежные воды вылилось более 10 миллионов галлонов сырой нефти.

О возможной катастрофе ученые начали предупреждать буквально чуть ли не наследующий день после того, как на Аляске обнаружили нефть, а случилось это, кстати, не так давно, в 1968 году. Сначала шли долгие споры о том, как перебрасывать «черное золото в другие штаты, на нефтеперерабатывающие заводы. Предлагались разные варианты, в том числе и постройка нефтепровода через Канаду вплоть до Калифорнии. Однако пересилило вполне понятное нежелание прокладывать «свой» нефтепровод через территорию пусть дружественной, но все же чужой страны, и в результате остановились на супертанкерах.

В короткие сроки был проложен небольшой нефтепровод от мест добычи до порта Вальдез, куда и подходили заливаться танкеры. В этом порту 23 марта к концу дня супертанкер, принадлежащий компании «Эксон» с соответствующим названием «Эксон Вальдез», принял в свои танки 1 миллион 260 тысяч баррелей нефти. А незадолго до отправки капитан танкера Хэзлвуд, его третий помощник Грегори Казен и рулевой Роберт Каган посетили береговой кабачок и, вопреки всем правилам, «приняли» вовнутрь некоторое количество горячительных напитков…

Позже свидетели сообщили, что капитан и раньше был не против «заправиться» и делал это как на берегу, так и на борту судна во время плавания. Хэзлвуд даже лечился одно время от алкоголизма, правда, безрезультатно, но, несмотря на этот порок, компания его ценила, как очень хорошего капитана, выплачивала 150 тысяч долларов в год и увольнять не собиралась.

Железом по камню

В 9 часов 10 минут вечера капитан появился на мостике своего танкера, который поднимал якоря, чтобы направиться в Лонг-Бич (штат Калифорния). Лоцман Уильям Мерфи, по правилам, обязан был вести корабль два часа, пока не обогнет мелководье и подводные камни. Когда лоцман, сделав свое дело, покинул борт «Эксон Вальдез» капитан Хэзлвуд связался по радио с местной береговой охраной и сообщил, что он изменил курс корабля и направил его во входной канал, так как предназначенный для выхода судов канал был забит льдом. Без десяти полночь капитан сдал вахту третьему помощнику Казену. Второй помощник капитана Ллойд Кейн в это время спал в своей каюте.

В предпринятом капитаном маневре не было ничего особенного, и береговая охрана с легкостью дала бы танкеру разрешение, если бы не потеряла в тот момент радарную связь с судном.

Итак, капитан Хэзлвуд приказал Казену войти во входной канал и отправился к себе в каюту заполнять необходимые документы. В следующий момент «Эксон Вальдез» по непонятным причинам отклонился от курса, по которому ему следовало идти, более чем на милю и опасно приблизился к подводным скалам. Одна из причин отклонения, возможно, заключалась в том, что рулевой Роберт Каган, слишком резко повернув корабль к входному каналу, совершил обратный маневр, чтобы снизить ход и вернуться на положенный курс.

Этот маневр был внесен в судовой журнал. Что еще проделал рулевой Каган на мостике - неизвестно, но через 15 минут все услышали и ощутили мощный удар корпуса супертанкера о скалы…

Текучая смерть

Капитан Хэзлвуд бросился на мостик и, по плавному раскачиванию трехсотметровой махины тут же понял, что корабль центром корпуса сел на риф. Как потом выяснилось, в стальном днище судна образовались огромные пробоины, некоторые из них достигали пяти метров в длину. Восемь из пятнадцати танков были разорваны, и нефть вытекала из них губительными языками.

Несмотря на порочную страсть, Хэзлвуд действительно был хорошим капитаном. Прежде всего, он убедился, что самостоятельно с рифа не сойти, так как «Эксон Вальдез» может либо перевернуться, либо развалиться пополам. И капитан принял единственное в этом случае правильное решение: используя мощность машин, он удерживал корабль в стабильном положении, крепко прижав его к рифу и ограничив, таким образом, выброс нефти в море.

Вскоре восстановилась радарная связь с береговой охраной. Но, по невыясненным причинам работники этой службы появились на борту корабля только через три часа после катастрофы.

Когда рассвело, люди были потрясены последствиями этой аварии. На огромных участках моря, покрытых тонкой, мертвой пленкой нефти, плавали трупы морских птиц и выдр…

Первые команды по уборке нефтяного пятна появились только через десять часов, вопреки положенным пяти. За это время из разорванных танков в воды пролива вылилось 40 миллионов литров нефти. Прибывшие на место катастрофы рабочие с помощью своей техники не смогли справиться с таким гигантским нефтяным выбросом. Стоял штиль, и химические очистители нельзя было использовать.

Береговая охрана, которая по закону должна иметь всегда под рукой суда, способные справиться с подобной катастрофой, держала все свои корабли в Сан-Франциско, за две тысячи миль от места трагедии.
В воскресенье, 26 марта, подул ветер. Он взбивал пену на покрытой нефтью поверхности моря и сводил на нет все попытки снять ее. Пятно, покрывшее 900 квадратных миль, попытались поджечь, но безуспешно.

Кто виноват?

Итоги катастрофы для природы оказались ужасными. По самым скромным подсчетам погибли 86 тысяч птиц, в том числе 139 редчайших белоголовых орлов, 984 морские выдры, 25 тысяч рыб, 200 тюленей и несколько дюжин бобров. Были уничтожены миллионы мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. Не исключено, что тысячи умерших морских выдр утонули в море и остались «неучтенными». Некоторые участки побережья необходимо было промывать моющими химическими средствами по нескольку раз.

Ученый-эколог Пол Уиллард сказал по этому поводу: «Выброс нефти произошел в самом худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Уильяма изрезаны бесчисленными пещерами и бухтами, где собралась вытекшая нефть и оставалась там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье».

Несмотря на то, что «Эксон» спешно выделила миллиард долларов на очистку берегов, а так же выплатила компенсации рыбакам и другим людям, которые понесли прямой урон в результате выброса нефти, на компанию обрушился шквал критики. Газеты призывали людей не покупать продукцию компании, и игнорировать ее автозаправочные станции, что американцы с охотой и сделали. Нужно было срочно найти и наказать виновных.

Разумеется, виновным оказался капитан Хэзлвуд и не только потому, что капитан полностью отвечает за все судно, но и за его пристрастие к выпивке. Однако последующее, более подробное исследование показало, что Хэзлвуд в этой критической обстановке действовал достойно и с большим умением.

Судьи пришли к выводу, что большую роль в катастрофе сыграли такие факторы как общая усталость команды. Дело в том, что в эту ночь на борту огромного танкера работали только двадцать моряков, то есть, меньше половины положенного экипажа. К тому времени, когда командование кораблем принял капитан Хэзлвуд, двадцать четыре человека были уволены.

Часть вины понесла береговая охрана, которая в самый серьезный момент умудрилась потерять связь с кораблем. Если бы этого не случилось, она имела бы возможность предупредить команду, что корабль отклонился от курса и зашел в опасные воды. После катастрофы компания ввела на своих судах новые, более строгие антиалкогольные правила. Однокорпусные танкеры, действующие в проливе, заменены на двухкорпусные. Но для загубленной природы это очень слабое утешение.

  • 4772 просмотра

5 октября 2011 огромный либерийский танкер «Рена» длиной 235 метров столкнулся с рифом у берегов . На борту судна находились 2 100 контейнеров, 1 700 тонн мазута и 200 тонн дизельного топлива. Около 300 тонн нефти вылилось в Тихий океан, уже погибло более 1 000 птиц.

В стране, которая отличается исключительной экологической чистотой, произошла крупнейшая за последние десятилетия экологическая катастрофа .

Это случилось 5 октября в 14 км от Тауранга - города на Острове Северный в Новой Зеландии. 14 октября нефть продолжала разливаться из танкера «Рена», течь не удавалось ликвидировать. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Судно «Рена», 13 октября 2011. Капитану предъявлено обвинение, по которому ему грозит штраф в $8000 или тюремное заключение на 12 месяцев. (Фото Mark Alen | Getty Images):

Нефтепродукты продолжают вытекать из судна. Нефтяное пятно достигло побережья, пострадали одни из самых популярных в стране пляжей и дикая природа, 13 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Танкер столкнулся с рифом в 14 километрах от Тауранга. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Вид с воздуха на побережье города Тауранга, частично залитое мазутом, 13 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

(Фото Natacha Pisarenko | AP):

Из-за разлива нефти уже погибло около 1 000 различных птиц, 12 октября 2011. (Фото Mike Hutchings | AP):

Климат и географическое расположение города Тауранга делают туризм и сельское хозяйство основными источниками дохода. Этот город является одним из наиболее популярных мест отдыха в Новой Зеландии. Сейчас у берегов Тауранга закрыты все пляжи, 14 октября 2011 года. (Фото Mike Hutchings | AP):

Для очистки побережья были задействованы 400 военнослужащих,Тауранга, Новая Зеландия, 13 октября 2011 года.

А тем временем, нефть продолжала выливаться в океан у берегов одной из самых чистых стран в мире, 13 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Трещина в корпусе танкера «Рена» после столкновения с рифом. (Фото Maritime New Zealand | Getty Images):

И с этим ничего не могли сделать. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Прибитый к берегам контейнер. (Фото Alan Gibson | AP):



В некоторых контейнерах были продукты. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

Побережье курортного Тауранга, Новая Зеландия, 14 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

На побережье развернут реабилитационный центр для спасения пострадавших животных. Первыми пациентами стала группа пингвинов, которых отмывали от нефти. (Фото Bradley Ambrose | Getty Images):

За последнее время одной из самых крупных экологических катастроф в Новой Зеландии был разлив 400 тонн нефти в 1998 году, когда корейское рыболовное судно «Дон Вон 529» село на мель около острова Стюарт. Тауранга, Новая Зеландия, 14 октября 2011. (Фото Mike Hewitt | Getty Images):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

А спасательная операция продолжается. Делается все возможное, чтобы взять ситуацию под контроль. (Фото Nicole Munro | AP):

«Мазутные берега» Тауранга. Название города может быть переведено с языка коренного населения страны как «защищённая бухта», 14 октября 2011. (Фото Natacha Pisarenko | AP):

(Фото Mike Hewitt | Getty Images):

Спасенный пингвинчик, Тауранга, Новая Зеландия. (Фото Bradley Ambrose | Getty Images):