Кто и зачем создавал мифы. Как создаются исторические мифы, полезные государству: объясняет Андрей Зорин. Восстановление картины мира древних народов в современности

Мифология принадлежит прошлому. Мы привыкли думать, что мифологические сюжеты были нужны человеку в донаучную эпоху - с их помощью он объяснял себе мир. А современный человек, получивший хотя бы школьное образование, представляет мир, пользуясь рациональными концепциями, и в мифе не нуждается. Сегодня не осталось места, где бы миф мог развернуться.

Это, конечно, не так. Научные знания мешают мифотворчеству, но человек пользуется ими далеко не всегда. Каждый из нас применяет научные методы специально, то есть переходя в особое состояние - состояние исследователя. Есть задача - её надо решить. Такие задачи обычно формулируются в сфере профессиональной деятельности. Некоторые рациональные натуры иногда действуют подобным образом и в быту. Но, чтобы приступить к поиску решения, сначала необходимо поставить задачу. Между тем, жизнь не сводится к постановке и решению задач. Жизнь имеет множество планов, и, даже решая задачу, мы одновременно вовлечены и в другие процессы. Держать всё под рациональным контролем невозможно; в конце концов, рациональное мышление - тяжёлый труд, к которому мы должны себя понуждать, а по большей части мы от этого труда отлыниваем. Большинство наших суждений высказываются за пределами научного метода. А, стало быть, у мифа достаточно места.

Наше сознание в значительной степени мифологизировано. Мы активно создаём персональные мифы и живём среди них. Но это всё же - наше личное дело. Миф как социальное явление - нечто большее. Он возникает, когда мифологическое суждение кого-то из нас оказывается интерперсонализировано, попадает в публичное пространство и начинает обращаться в нём, проникая в умы всё новых людей.

Таких мифов тоже достаточно. Мы узнаём об их существовании, когда их удаётся разоблачить. Можно ли сказать, что разоблачение убивает миф? Вряд ли. Миф отступает на периферию общественного сознания, но, как правило, обязательно находятся люди, которые верят в миф, несмотря ни на что. А главное, нет никаких оснований считать, что разоблачение неизбежно. Весьма вероятно, что какие-то популярные суждения, которые мы легко озвучиваем, - не более, чем мифы. Стоит быть бдительными, не отключать критическое мышление и подвергать проверке любую информацию, в надёжности источника которой мы не уверены.

Попробуем проанализировать возникновение мифа на конкретном примере.

Содержание мифов различно. Есть мифы откровенно деструктивные, направленные на разрушение существующих структур, девальвирующие ценности. Возникая постоянно, такие мифы представляют собой явную угрозу для сложившейся социальной системы. И если общество хочет выжить, оно должно бороться с этой угрозой. Срабатывает социальный иммунитет. Вредоносные мифы довольно успешно выявляются и разоблачаются. Эта работа составляет значительную часть содержания аналитической публицистики.

Но есть и другие мифы, скажем так, благонамеренные. Люди, транслирующие их в публичном пространстве, хотят добра и явно стараются послужить ему, как могут. Такие мифы, даже будучи обнаруженными, редко подвергаются анализу и публичному разоблачению. Видя устремлённость к добру, мы снисходительно прощаем им уклонение от истины. Благонамеренность служит этим мифам неплохим прикрытием, повышая их шансы на выживание. Это означает, что число людей, принявших мифологическую коррекцию реальности, не становится меньше, а, возможно, даже растёт. Давление со стороны мифа становится больше, искажения в общественном сознании накапливаются, и мы рискуем со временем утратить ту меру истины, которой сейчас обладаем.

Поэтому благонамеренные мифы также необходимо подвергать критическому разбору. Рассмотрим именно такой миф.

ТЕЛО МИФА

Передо мной флаер - раздаточный материал размером в 1/3 стандартного листа бумаги. Бумага, кстати, отличная - плотная, мелованная, глянцевая. Цветная двусторонняя печать. Сделано не на принтере -качественная полиграфическая продукция.

С двух сторон флаера - текст. С одной стороны стихи. Вот они:

Ты знал, что Я Творец, но Мне не покорился,
Ты знал, что Я есть Свет, но ты Меня не зрил,
Ты знал, что Я есть Путь, но ты с дороги сбился,
Ты знал, что Я есть Жизнь, но Мною ты не жил.

Ты знал, что мудрость Я - не чтил Моих законов,
Ты знал, что Я всеблаг, но не любил Меня,
Ты знал, что Я богат, но не просил с поклоном,
Ты знал, что вечен Я, но ни искал ни дня.

Я милостив - ты знал, но Мне судьбу не вверил,
Ты знал, что Я велик, но Мне ты не служил,
Что Я могу все дать, определить, измерить,
Что Всемогущ -ты знал, но ты Меня не чтил.

Так знай же, человек, пылинка во Вселенной:
Пустые дни прожив, не веря, не любя,
Придя к концу земной, короткой жизни тленной,
В погибели своей вини теперь себя!

С другой стороны флаера напечатано пояснение. Вот оно:

"Этот текст, слово Божие - выговор Бога человеку с предупреждением - был найден более 30 лет назад войнами-десантниками Витебской воздушной дивизии в болоте, в которое они по ошибке были высажены на парашютах во время войсковых учений в той местности.

Слова этого текста были написаны (высечены) Самим Богом на церковно-славянском языке на камне, который не смогли сдвинуть с места 75 воинов. Сейчас этот камень находится возле храма в Полоцком районе Белоруссии."

Эта история растиражирована интернетом, откуда она, скорее всего, и попала на флаер. Стихи также встречаются очень часто. Они действительно находятся у церковных ворот. Например, на этой фотографии они запечатлены у центральных врат Свято-Боголюбского женского монастыря.

Однако перед нами миф.

ПРИЗНАКИ МИФА

Моё сознание, конечно, тоже мифологизировано. И если миф, существующий в публичном пространстве, совпадёт по контурам с каким-то из моих внутренних мифов, меня ничто не насторожит. Я приму внешний миф как данность и включу его в свою систему восприятия мира. Но в тех случаях, когда подходящего мифа внутри не находится, набредя на новую информацию, порою ловишь себя на ощущении, что здесь что-то не так. И в этом случае, принудив себя к анализу, практически всегда можно выделить очевидные признаки мифа.

Такие признаки несложно найти и в нашем примере.

1. Текст с флаера говорит о том, что приведённые слова написаны Самим Богом. Мы знаем, что Бог Сам, Своим перстом начертал заповеди на каменных скрижалях, которые дал Моисею (Исх. 31:18). Это стало поворотным пунктом в истории еврейского народа (а через него - и всего мира), обретшего таким образом Закон Божий. Ещё из Писания нам известно о руке, во время пира у царя Валтасара сверхъестественным и страшным образом начертавшей на стене таинственную надпись "Мене, мене, текел, упарсин", которую смог истолковать только пророк Даниил. Так Бог перед лицом элиты мира того времени явил своё могущество и показал, что Он - Господь господствующих и Царь царствующих. Валтасар посмел пить вино на пиру из священных сосудов, поклонялся ложным богам и не воздал хвалу истинному Богу, и вот устами пророка Даниила ему возвещается: "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам" (Дан. 5:26-28). Далее Писание говорит: "В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство..." (Дан. 5:30-31). Долго ждать исполнения пророчества не пришлось.

Текст из нашего примера, с одной стороны, должен оказаться в этом ряду: надпись сделана, как утверждается, Самим Богом. С другой стороны, он явно в этот ряд не встаёт. Кому адресованы слова с камня из мифа? Кто свидетель чудесного их появления? Зачем Бог придал такую форму посланию к людям? Как это повлияло на судьбы людей? Ответов нет. Если бы действительно существовал камень со словами, высеченными Самим Богом, об этом бы говорилось совсем не так. Все бы знали, как выглядит этот камень. Фотографии его вошли бы в энциклопедии, книги, путеводители и календари. Надпись бы цитировалась в проповедях с амвона, на неё бы ссылались. Из всех уголков мира к камню бы тянулись паломники и любопытные. Поскольку ничего подобного не происходит, разумно предположить, что божественное происхождение надписи - вымысел.

2. Послание от имени Бога на флаере изложено стихами. Писание содержит книги, язык которых представляет собой высокую поэзию (Псалтирь, Книга Иова). Но соблюдение одинаковой длины строк, рифмы и ритма - словесная игра, придуманная человеком. Богу не нужно связывать себя этими правилами. Слова Бога воздействуют на наши души не за счёт технических приёмов, а благодаря смыслу и силе Святого Духа, вложенной в эти слова. Стало быть, авторство текста принадлежит не Богу.

3. На флаере сказано, что надпись на камне высечена на церковнославянском языке, но текст стихотворения написан по-русски. Стихотворение не оставляет ощущения перевода, в нём нет и следов церковнославянском языка. В лучшем случае перед нами - переложение.

Но если есть церковнославянский оригинал, почему он не приведён? Тем более, что утверждается, что Бог начертал своё послание по-церковнославянски. Сегодня церковнославянский текст не повергнет читателя в шок, а наоборот повысит достоверность рассказываемой истории. Отсутствие оригинала позволяет думать, что церковнославянского варианта стихотворения не существует.

4. Слова, вложенные автором-человеком в уста Бога, плохо сочетаются с православной традицией. Православному легко вспомнить слова Псалтири, он их часто слышит: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогревается, ниже во век враждует" (Пс. 102:8-9). Текст же со флаера говорит, что терпение Господне истощилось, и Бог прогневался на нас "до конца" (т.е. окончательно). В стихе человек назван "пылинкой во Вселенной". Но у нас есть и на это цитата из Псалтири. Вот слова псалмопевца царя Давида: " Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его" (Пс. 8:4-7). Человек именно таким был сотворён Богом, и в Боговоплощении Господь восстановил славу человеческого естества. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "И подлинно, что может сравниться с такою славою, когда мы составляем хоры вместе с ангелами, когда получаем усыновление Богом, когда Он не щадит за нас Единородного Сына?" (Беседы на псалмы, псалом 8).

Очевидно, что стих с флаера имеет отнюдь не православный источник вдохновения.

Эти признаки указывают на несомненно мифологический характер рассказанной нам истории, и, чтобы разоблачить миф, больше ничего и не требуется. Однако интересно разобрать в деталях, как возникают подобные мифы.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ МИФА

Рассматриваемый здесь миф возник совсем недавно, это облегчает поиск его корней.

Начнём с камня. Чудесный камень, как утверждается, находится в Полоцком районе Белоруссии. Раз уж камень добыли из болота и вывезли к людям, вряд ли его решили установить в каком-нибудь глухом месте. Поэтому искать его надо не где-то ещё, а в самом Полоцке.

Самым известным храмом Полоцка является Софийский собор. Полоцкая София стала четвёртой в ряду тезоименитых храмов. Первой появилась Константинопольская, потом - в Киеве, в Новгороде, и вот -Полоцк. Собор был построен в XI-м веке. Судьба его была непростой. Какое-то время храм принадлежал униатской церкви. Во время Северной войны, когда российская армия действовала на территории Речи Посполитой (в состав которой тогда входили белорусские земли), по приказу Петра I в соборе был устроен пороховой склад. В 1710 году, когда русская армия покидала Полоцк, порох взорвался. От взрыва храм сильно пострадал, но потом был восстановлен. Наполеоновские войска использовали собор как конюшню. В 1924 году храм был опять закрыт. Теперь в нём разместился краеведческий музей.


Рядом с Софийским собором действительно есть камень, который доставили сюда специально (видимо, как в музей). Что это за камень? Не маленький. Весит 70 тонн. В поперечнике - 3 метра, а если замерить окружность, получится 8 метров. Минерал -полевой шпат. На камне высечены крест и надпись на церковнославянском языке. Крест - четырёхконечный, стоящий на ступенчатом основании; это символизирует Голгофу. Надпись же следующая: вверху -"ХС НIКА", что читается как "Христос победитель", ниже - "ГИ (Господи) ПОМОЗИ РАБЮ СВОЕМУ БОРIСУ". Считается, что надпись сделана при Полоцком князе Борисе Всеволодовичем (это XII-й век). Современные историки насчитали шесть камней с подобными надписями. По надписям эти камни называются Борисовыми.

Итак, камень у храма в Полоцке есть, надпись на нём на церковнославянском языке есть. Только содержание её отличается от того, что сообщает нам миф. Кстати, на фотографиях камня надписи не видно - она плохо сохранилась, что оставляет место фантазии.

Миф утверждает, что камень вытащили из болота. Полоцкий Борисов камень извлекли из реки (Западной Двины, на которой стоит Полоцк). Основная масса камней с похожими надписями (и в том числе четыре из шести Борисовых камней) располагалась по руслу Западной Двины, являвшейся в то время основной транспортной артерией региона.

Если смотреть глазами истории или краеведения, можно сказать, что камни были однажды открыты, но на самом деле они всегда были на виду. Полоцкий камень сидел в реке в пяти верстах от Полоцка напротив деревни Подкостельцы. Показывался он из воды летом, когда Двина мелела, к празднику Бориса и Глеба (24 июля). Поэтому местные жители прозвали его Борис-Хлебник - то ли потому, что Глеб произносили, смягчая звук "г" (как "Хлеб"), то ли потому, что на Бориса и Глеба обычно начиналась уборка хлебов ("На Глеба Бориса до хлеба берися").

В 1889 году Бориса-Хлебника пытались вытащить из реки, но не получилось. Ворочать такие глыбы -дело непростое. В конце XX-го века техническая мощь оказалась достаточной, чтобы справиться с камнем. Но сиди камень в болоте (как повествует миф), доставать его, скорее всего, просто бы не стали- слишком сложной и затратной вышла бы работа.

В мифе камень находят десантники. В этом повороте сюжета явственно слышны фольклорные (сказочные) интонации. Десантники промахиваются, и попадают неизвестно куда. Потерявшись сами, они находят чудо. Но почему героями истории оказываются именно десантники? Камень доставили к Софийском собору в 1981 году. В этом же году проводились самые масштабные военные учения советского периода "Запад-81". Однако десантный компонент учений отрабатывался не в Белоруссии, а в Польше. В районе Полоцка высадка десанта отрабатывалась тремя годами раньше в рамках учений "Березина". Мифологическое сознание довольно часто совмещает близкие по времени и содержанию исторические события. Возможно, это произошло и в этот раз. Терялись ли какие-то группы десантников во время учений, совершали ли они какие-то неожиданные находки, мне установить не удалось. Впрочем, для мифа более плотного пересечения с реальной историей и не требуется.

Стихотворение, ставшее основой мифа, принадлежит к совсем другой цепочке семантических связей. Очевидно, что это - не подстрочник, а полноценное произведение, написанное на современном русском языке. Его автора найти не очень сложно. Это - украинский поэт Юрий Викула. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале "Вера и жизнь" в 1996 году. Но автор сочинил его не на пустом месте. В одном из журналов ему попался текст надписи со стены старинной церкви города Любека, который, как говорится, "запал в душу". В интернете можно отыскать этот текст. Вот он:

Вы знаете, что Я Творец, но Мне не покоряетесь
Вы знаете, что Я Свет, но Меня не зрите
Вы знаете, что Я Путь, но Мною не ходите.
Вы знаете, что Я Жизнь, но Меня не принимаете.
Вы знаете, что Я Мудрость, но Мне не следуете.
Вы знаете, что Я всеблаг, но Меня не любите
Вы знаете, что Я богат, но Меня не просите.
Вы знаете, что Я вечен, но Меня не ищете.
Вы знаете, что Я милостив, но Мне не вверяетесь.
Вы знаете, что Я велик, но Мне не служите.
Вы знаете, что Я всемогущ, но Меня не чтите.

Вы будете обречены на погибель, но вините в этом себя!

Любек - это город в Германии, некогда бывший центром Ганзейского союза. На сохранившихся средневековых Голштинских воротах Любека золотыми буквами сияет надпись «Concordia Domi Foris Pax» - «Согласие внутри, снаружи мир». Эта надпись была сделана в 1871 году, во время востановительно-реставрационных работ. Изначально (а ворота были построены в 1477) надпись была длиннее и полностью звучала как «Concordia domi et pax foris sane res est omnium pulcherrima» - «Согласие внутри и мир снаружи есть, несомненно, наивысшее благо». Значимые надписи было принято делать на латыни. Можно ожидать, что и слова, вложенные кем-то из жителей древнего Любека в уста Бога, были написаны латынью. Текст, выдаваемый за аутентичный, - не более, чем перевод.

Церковь, о которой говорит Юрий Викула, это, скорее всего, Мариенкирхе - Церковь Святой Марии. Мариенкирхе - самая известная церковь Любека. Именно в ней окормлялись городские власти и наиболее почётные (и богатые) горожане. Мариенкирхе считается «матерью северогерманской кирпичной готики»; построенная в XVIII-XIV веках, она стала образцом для 70 церквей в этом регионе. Но Мариенкихре, такая, какая она есть сейчас, - в значительной степени новодел. В ночь с 28 на 29 марта 1942 года Королевские ВВС Великобритании произвели воздушный налёт на Любек -первый из серии массовых налётов на немецкие города. Бомбардировка и вызванный ею пожар разрушили приблизительно пятую часть города. Мариенкихре полностью выгорела. Восстановление церкви было начато в 1947 году и продлилось 12 лет. Современный интерьер церкви не содержит надписи, перевод которой вдохновил Викулу.

Была ли такая надпись раньше? С одной стороны, мы видим, как работает мифологизированное сознание: ему ничего не стоит привязать надпись к некоему объекту на основании одного представления об уместности этого. Викула почерпнул информацию из журнала, но что это за журнал и можно ли ему доверять? С другой стороны, весьма вероятно, что надпись существовала и погибла в огне. Повесили же у нас стих Викулы у ворот Свято-Боголюбского монастыря, что мешало сделать нечто подобное гражданам Любека? К тому же в прежнее время текстов было меньше, и надписи имели иной статус, к ним относились с большим вниманием. Рассматриваемый текст по духу -откровенно протестантский, а Мариенкихре - лютеранская церковь. Так что семантического противоречия здесь не возникает.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы увидели, как разнородные элементы собираются в единое тело мифа: камень с древней надписью, поднятый из реки, известная воздушно-десантная часть, текст популярного стихотворения, написанного по мотивам надписи на стене немецкой церкви. История мифа не придумывается как литературное произведение. Миф не возникает на пустом месте. Совмещаются контексты, изменяется восприятие: реальные взаимосвязи замещаются придуманными, созданными в соответствии с представлениями мифологического сознания о том, как должно было бы быть.

Миф начинается там, где гипотеза (предположение о возможном) сменяется уверенностью, что так оно и есть. Гипотеза ищет фактов и корректируется в зависимости от того, какие факты обнаруживаются. Миф в фактах не нуждается, он их игнорирует и даже боится. Подлинное познание - всегда труд, миф же избавляет от этого труда. Он комфортен: человек быстро получает картину мира, которая соответствует его ожиданиям. Тому, кто живёт внутри мифа, не надо меняться: он всегда адекватен мирозданию, поскольку то здание, которое он наблюдает через мифологические очки, создано как раз под него. Поэтому мы так цепко держимся за свои мифы: расстаться с ними значит обречь себя на интеллектуальный и духовный труд.

Но миф не только культивирует нашу лень и самодовольство. Главная его опасность в другом. За мифом мы не видим истинного положения вещей. Можно сказать, что мы теряем истину, утрачиваем контакт с ней. Когда-то человечество так потеряло Бога, утонув в языческой мифологии. Миф разрушает все структуры, обеспечивающие соотнесение с истиной. Пусть это соотнесение несовершенно (в силу падшего состояния человека), но оно существует, и благодаря ему процесс познания имеет реальное содержание. Миф не только обесценивает познание, подменяя знание мифологией, он размывает критерии, по которым мы отличаем одно от другого: подлинное от ложного, естественное от примысленного, наконец, просто отдельные понятия, события и предметы. В мифологическом сознании они путаются, накладываются друг на друга, утрачивают чёткие границы. Всё может оказаться всем. Твёрдая почва под ногами не прощупывается. А если ты не можешь установить истину, то её для тебя как бы и нет. Человек оказывается в мире, где истины как таковой не существует.

Но самое страшное - даже не это. Страшнее всего, что, усвоив привычку обрабатывать поступающую информацию с помощью конструирования мифов, человек теряет потребность в достоверном знании. Истина ему уже не нужна; более того - она мешает, раздражает, поскольку столкновение с ней неизбежно оборачивается необходимостью изменить что-то в своём поведении или привычном укладе.

Диалог с мифологизированным сознанием крайне затруднён. Не стоит ожидать, что рациональные аргументы, доводы логики и даже прямое указание на ошибку сразу же исправят ситуацию. Наоборот, если мифологизация зашла достаточно далеко и человек ни разу не пытался сознательно выявлять и преодолевать свои мифы, то высока вероятность того, что он не будет делать этого и впредь. Мифы не отпускают своих жертв.

Язычество было побеждено кровью христиан. Люди отдавали жизни за истину. Это аргумент, который сильнее любых рассуждений. Сегодня (скажем так - пока) убеждения не требуется подтверждать смертью, поэтому люди относятся к ним легко. Предполагается, что они могут быть любыми. Если от тебя не требуется умереть за свои идеи, ты можешь объявить себя приверженцем самой экстравагантной из них. Человечество уже достаточно долго находится в таком состоянии, и последствия могут оказаться необратимыми. Когда (а по некоторым признакам этого ждать недолго) быть христианином снова станет опасным, готовность умереть за истину уже не будет восприниматься как аргумент. Для современного (постмодернистского) человека истина больше не представляет ценности, он не захочет её искать. Его персональная мифология окажется неуязвимой.

Поэтому, пока у нас ещё есть время, давайте всё же обнаруживать мифы, как в своём, так и в общественном сознании, разоблачать и расставаться с ними.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам.


Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

С древних времен человек о многом задумывался. Как устроен мир, который его окружает? Когда и из чего была сотворена Земля? Почему на ней существуют горы и реки, болота и леса? Почему светит солнце, горят звезды, идет дождь, гремит гром? Что такое человек и откуда он произошел? Почему люди умирают, и что с ними происходит после смерти?

Кто мог дать ответ на эти вопросы? Наверное, сам человек, а вернее мифы, созданные им. Итак, обратимся к мифам. Познакомимся с китайским мифом «Рождение Паньгу».

** «В Китае считали: когда земля еще не отделилась от неба, вся Вселенная была яйцом, заполненным хаосом. В этом яйце сам собою зародился и вырос Паньгу. Он, свернувшись клубочком, заснул на восемнадцать тысяч лет, потому что не знал, что делать дальше. Пока спал Паньгу, рядом с ним сами собой появились долото и большой топор, которые стали давить его в бок. Паньгу проснулся, но ничего, кроме липкого мрака, не ощутил. Сердце его наполнилось тоской. Он взял топор, изо всех сил ударил по долоту. Раздался оглушительный грохот, который бывает, когда трескаются горы, и... яйцо раскололось! Все легкое и чистое - ян - тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное - инь - опустилось и стало землею. Так небо и земля благодаря удару топора отделились друг от друга. А у Паньгу тоска прошла, потому что он хорошо поработал.

Но место тоски тотчас занял страх: а вдруг небо и земля снова соединятся! Паньгу уперся ногами в землю и подпер головою небо. Каждый день он подрастал на один чжан. А чжан - это три метра. На такое же расстояние отдалялось небо от земли. Рядом с Паньгу так же быстро росло дерево, корни которого прочно сидели в земле, а ветви не хотели отрываться от неба.

Прошло еще восемнадцать тысяч лет. Небо поднялось очень высоко. Земля стала толстой. Тело Паньгу тоже выросло необычайно. И дерево стало такой же высоты, как великан. Это очень волновало Паньгу. Ведь он не хотел, чтобы земля и небо были соединены. Он стал бить долотом и топором по стволу до тех пор, пока не перерубил дерево.

«Вот я и закончил работу, теперь отдохну», - подумал Паньгу.

Но силы его иссякли совсем. Он упал на землю и умер, отдав всю жизнь работе.

Последний вздох сделался ветром и облаками, вскрик - громом, левый глаз его стал солнцем, а правый - луной. Туловище Паньгу превратилось в пять священных гор, руки и ноги - в четыре страны света, кровь - в реки, жилы - в дороги, кожа и волосы стали лесами и травами, зубы и кости преобразились в драгоценные камни и металлы, а спинной мозг стал священным камнем нефритом. И даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершенно бесполезный, превратился в капли дождя и росу».



Вот как китайцы объясняли появление гор, рек, подземных богатств, небесных светил.

Таким образом, при помощи мифов человек ненаучно наивно объяснял картину мироустройства. Каждый народ имеет свою систему мифов. До нас дошли древнегреческие мифы об олимпийских богах, скандинавские мифы об асах, древнеиндийская мифология, изложенная в «Ведах», и мифы других народов.

Что же такое мифология? Это слово, если буквально перевести его с греческого языка, означает «изложение преданий». С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, «выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на разных стадиях развития». Мифы – это древние рассказы, в которых люди пытались объяснить различные явления жизни. Первая и главная причина возникновения мифа– это вера в то, что все объекты в природе наделены душой. Одушевление природы учёные называют анимизмом. Солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся одушевленными существами, которые живут наподобие людей, общаются между собой, выполняют определенные функции, обладают своим характером. Происходит олицетворение природы, то есть наделение объектов природы своим лицом.

Эти идеи опираются на очеловечивание окружающего мира. Первые существа, доступные пониманию ребенка, бывают существа человеческие (мама, папа, он сам), обладающие личной волей. Поэтому ребенок наделяет этой волей и окружающие его предметы. Таким образом, ребенок делает первый шаг по пути мифотворчества, стараясь представить себе, что «нечто есть некто», все предметы оживают и действуют самостоятельно. Пережитки первобытнообщинного сознания сохранились и по сей день, например, мы можем ударить предмет, причинивший нам боль; или в Древней Греции суду подвергались предметы (камень или сук дерева), причинивший человеку смерть, если было доказано, что в этом не участвовал человек. Осужденные предметы выбрасывали за пределы города.

Значение мифологии велико. Мифы стали колыбелью, из которой выросли литература, искусство, религия, наука. По пути мифотворчества пошли и ваши, ребята, сверстники - ученики пятых классов. Познакомьтесь с некоторыми мифами, придуманными пятиклассниками. Быть может, вам тоже захочется создать миф. Дерзайте!

У каждого народа есть свои истории, в которых рассказывается о происхождении Вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных героях, совершавших подвиги во имя добра и справедливости. Подобные легенды возникли в глубокой древности. В них отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным и непонятным.

Во всем окружавшем его — в смене дня и ночи, раскатах грома, бурях на море — человеку виделись проявления каких-то неведомых и страшных сил – добрых или злых, в зависимости от того, какое влияние они оказывали на его повседневную жизнь и деятельность.

Постепенно неясные представления о явлениях природы оформились в четкую систему верований. Пытаясь объяснить то, что было непонятно, человек одушевлял окружавшую его природу, наделив ее конкретными человеческими чертами. Так был создан невидимый мир богов, где взаимоотношения были такими же, как и между людьми на земле. С каждым конкретным богом связывалось то или иное явление природы, например гром или буря.

Человеческая фантазия олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли представления о богах любви, войны, справедливости, раздора и обмана.

Произведения, придуманные в Древней Греции, отличались особым богатством художественной фантазии. Они и были названы мифами (греческое слово «миф» означает рассказ), а от них это название распространилось на такие же произведения других народов.

В разных странах безымянные народные певцы составляли рассказы о знаменательных событиях, о подвигах и деяниях вождей и придуманных ими героев. Произведения передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Проходили века, воспоминания о прошлом становились все более смутными, и реальность все больше уступала место фантазии.

Долгое время считалось, что подобные произведения — фантастический вымысел, но оказалось, что это не совсем так. В результате археологических раскопок была найдена Троя, причем именно в том месте, о котором говорилось в мифах. Раскопки подтвердили, что город несколько раз разрушали враги. Несколько лет спустя были раскопаны развалины огромного дворца на острове Крит, о котором также рассказывалось в мифах.

Так соединились вместе истории о явлениях природы и богах, управляющих этими силами, и рассказы о реальных героях, живших в далекие времена. Древние легенды стали мифами. Их образы продолжают жить и сегодня, в произведениях живописи, литературы и музыки. Хотя образы мифических героев и пришли из далекого прошлого, их истории продолжают волновать людей и в наше время.

Мифологические образы встречаются и в языке. Так, из греческой мифологии пришли выражения: «танталовы муки», «сизифов труд», «нить Ариадны» и многие другие. Об их происхождении ты сможешь узнать из справочников и словарей.

Любой миф начинается с полуправды и заканчивается абсолютной неправдой - ошибкой, заблуждением или же прямой ложью, иногда спланированной. Классический механизм возникновения околонаучного (читай "лже-" или "псевдонаучного") мифа таков:


1. выдвигается вполне научная гипотеза, дающая возможное объяснение какому-либо явлению;
2. гипотеза проверяется научным сообществом и отбраковывается, как неподтверждённая никаким из исследований, коих проводится множество в случае, если вопрос имеет высокую степень значимости для человечества в целом и науки в частности;
3. проходит время, и материалы по проверке этой гипотезы обнаруживает на пыльных полках научных архивов какой-нибудь не совсем добросовестный учёный (лжеучёный) или же другое заинтересованное в создании сенсации лицо;
4. лжеучёный выдаёт гипотезу за теорию, зачастую внося коррективы: в частности, очень подробно и красочно расписывая потенциальные области применения своего "открытия";
5. далее слухи начинают распространятся и мутировать, подобно вирусам (часто их называют "медиавирусами" или "мемами" в терминологии Р. Докинза).

Рассмотренная схема, конечно, не является единственной и единственно верной, но вполне наглядно поясняет дальнейшее изложение.

Как, кем и зачем распространяются мифы?

О процессе распространения слухов (мемов, медиавирусов) есть достаточно информации в Интернете, поэтому здесь давайте подробнее остановимся на том, кто распространяет слухи.

Слухи распространяются прежде всего людьми с некритическим мышлением и просто любителями сенсаций. Иногда слухи распространяются намеренно теми людьми, которые заинтересованы в этом - речь идёт о получении прибыли от продажи товаров и услуг, эксплуатирующих распространяемый слух, идею.

Такая дезинформация становится возможной отнюдь не благодаря виртуозности "заговорщиков", а по причине банальной доверчивости большинства людей, склонности принимать любые красиво или интересно (наукоёмко, перспективно, оптимистично, а иногда и наоборот) звучащие слова за правду, без попыток их критического осмысления, проверки фактов.

Слухи являются столь привлекательными по следующим причинам:

* несут сильный эмоциональный заряд - дело в том, что эмоционально неуравновешенные люди (в частности те, кто страдает зависимостями) зачастую ищут эмоциональных встрясок - такие поиски приводят их в Интернет и на ТВ, где в обилии присутствует шокирующие материалы (шок-контент);
* в слухе содержится обещание "счастья" без больших затрат времени, сил и средств (а чаще - за умеренную плату), или же предостережение о несчастье (например, конце света), которого можно избежать благодаря преподносимой слухом идее;
* слух играет на человеческих чувствах, обычно на честолюбии и жажде власти, контроля - именно поэтому мошенники часто обещают, что благодаря их учению, средству или прибору вы станете хозяином своей жизни и сможете управлять чужими;

Целью же распространение любого слуха так или иначе является некая тактическая выгода, будь то эмоциональная встряска или доход от продажи "чудо-средства".

Почему эта выгода "тактическая"? Потому что в итоге, для человечества в целом или отдельных сообществ, она приводит к значимому ущербу. Эмоционально нестабильный человек, получая свою встряску, становится ещё менее стабильным, а тот же мошенник, благодаря своим активным вредоносным действиям, разрушает общество - среду, в которой сам живёт. В один прекрасный день продавец "чудо-лекарства" может заболеть и, придя к врачу за помощью, получить рецепт на свой же поддельный (и неэффективный) препарат.

Как зарабатывают на мифах?

Спрос рождает предложение и, наоборот, предложение рождает спрос - это две взаимодополняющих тенденции в рыночной экономике. Как только появляется потребность, начинают возникать и способы её удовлетворения, а появление каждого нового (более простого или эффективного) способа порождает дополнительный интерес к удовлетворению потребности, какой бы низкой или нездоровой она ни была.

Существует также и множество законов (социальных, психологических и т.д.), благодаря которым продавать обещание простого решения становится выгоднее и проще, чем продавать настоящее решение, которое связано с преодолением трудностей.

В эпохи социальных потрясении создаются чрезвычайно благоприятные условия для процветания мошенничества всех видов, от колдовства и борьбы с ним до околонаучных обманов, которые уже не раз существенно подтачивали бюджеты разных стран (Россия - наглядный пример, но речь не об этом).

Люди, обладающие хоть сколько-нибудь развитыми навыками обмана и манипуляций, находят в трудные времена своё "призвание" в обмане других, чуть более наивных людей. Кстати, убедительная просьба не пугаться слова "манипуляции" - это одна из весьма распространённых форм социального взаимодействия, которая весьма часто встречается в быту, например в дисфункциональных семьях