Кто отравил моцарта. Как на самом деле умер моцарт. Хофдемель. Убийство из ревности

Имя Моцарта, творца бессмертных симфоний и опер, дорого миллионам людей. Преждевременный уход из жизни гениального композитора поразил современников и вызвал различные толки. Потомки привнесли в рассказы о Моцарте много фантастических выдумок, поэтических вольностей, искаженных представлений. До сих пор еще в популярной литературе о Моцарте легенда заслоняет правду и не находят надлежащего отражения действительные обстоятельства трагического финала жизни великого композитора. В этой статье сообщаются новейшие данные о болезни, причине смерти и похоронах Моцарта.

ДИАГНОЗЫ, ГИПОТЕЗЫ, ТОЛКИ

Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта оборвалась на тридцать шестом году… Что привело к гибели гениального композитора?

В протоколе медицинского осмотра отмечено, что Моцарт умер от острой просовидной лихорадки. Современная нам наука не пользуется таким термином. Да и в XVIII столетии этот термин был уже пережитком. В трудах венской медицинской школы нет описания болезни под таким названием. Очевидно, в протокол осмотра диагноз «просовидная лихорадка» попал потому, что название это бытовало и было понятнее, чем латинское наименование болезни.

Сразу же после смерти Моцарта распространились различные противоречивые слухи о характере его заболевания. Говорили о водянке, сердечной водянке, нервной горячке, нервной чахотке, спинной сухотке, туберкулезе и об отравлении. Известно, что легенда об отравлении увековечена в «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноименной опере Римского-Корсакова.

Моцартоведы - историки музыки, занимающиеся изучением жизни Моцарта,- единодушно отрицают версию об отравлении. Несостоятельность слуха о насильственной смерти творца «Волшебной флейты» подтвердила научная сессия Центрального института моцартоведения в Зальцбурге (1964 год), заслушавшая специальный доклад на тему «Легенда об отравлении Моцарта». Как же протекала болезнь Моцарта? Кто его лечил и можно ли с доверием отнестись к диагнозу?

ВРАЧИ МОЦАРТА

Последние два года Вольфганг находился под наблюдением доктора медицины Томаса Франца Клоссета. Ученик, ассистент и преемник прославленного клинициста Максимилиана Штолля, Клоссет руководил кафедрой в венской Всеобщей больнице. Среди его трудов - книга о гнилой лихорадке. В венском медицинском ежегоднике 1814 года сказано о нем: «От природы зоркий наблюдатель и глубокий мыслитель, он обладал редким практическим мастерством».

На консилиум к Моцарту был приглашен Матиас фон Саллаба, также ученик Штолля, врач Всеобщей больницы, пользовавшийся популярностью в австрийской столице как практикующий врач и завоевавший уже в молодые годы признание как ученый. Книга Саллабы «Естественная история болезней», где много внимания уделено различного рода лихорадкам и особенно ревматически-воспалительной лихорадке, вышла в свет в год смерти Моцарта.

Известный венский патолог Эдуард Гульденер фон Лобес в письмах 1824 года сообщал, что оба эти врача, с которыми он лично встречался, установили у Моцарта ревматически-воспалительную лихорадку. Гульденер находился в Вене в те скорбные дни (Моцарт умер в декабре 1791 года). В литературе была сделана попытка опорочить важные показания патолога ссылкой на то, что он приехал в Вену якобы через одиннадцать лет после смерти Моцарта. Однако документально установлено, что это не так.

В одной из книг, вышедших в 1794 году, описан консилиум, происходивший в начале 1790 года в Вене. В числе участников этого консилиума упоминается Гульденер. Документы свидетельствуют также, что в июне 1793 года Гульденер подписывался как «практикующий врач Вены». С 1800 года Гульденер - главный врач столицы Австрии. Нет никаких оснований сомневаться в правдивости и значимости показаний этого высококвалифицированного специалиста.

Продолжение следует.

Загадочные обстоятельства смерти великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и сегодня, по прошествии двух столетий, заставляют многих исследователей возвращаться к документам, вести поиск и выдвигать свои версии случившегося в надежде добраться до истины.
Одну из этих версий мы рассмотрим в публикуемой ниже статье.
На аукционе «Штаргардт» в Марбурге (ФРГ) в декабре 1970 года за 28 тысяч немецких марок было продано письмо, написанное Моцартом 2 апреля 1789 года. Это письмо, в котором содержалась просьба о денежной ссуде в размере 100 гульденов для поездки в Берлин, было адресовано члену масонской ложи, юристу Францу Хофдемелю.
Просьба Моцарта о ссуде была удовлетворена.
Кто же такой Хофдемель?
Почему он покончил с собой 6 декабря 1791 года, то есть на следующий день после смерти Моцарта?
И почему об этом самоубийстве не сообщается даже в очень полной биографии Моцарта, которая была написана Вольфгангом Хильдесхаймером?
История Хофдемеля произвела настоящую сенсацию, шокировавшую даже кайзеровский дом, была предметом обсуждения в среде венской интеллигенции всякий раз, когда речь заходила о смерти Моцарта, а также нашла свое отражение в новелле Леопольда Шефера «Моцарт и его подруга».
В ХХ веке британец Фрэнсис Карр посвятил супругам Хофдемель специальное исследование, в результате которого появилась книга, имевшая успех «боевика». Все события данной книги были достоверно подкреплены документами.

Но перед тем, как издать свою книгу, Карр устроил нечто вроде спектакля, инсценировав «дело», о котором она рассказывает. Зрители должны были выступить в роли «присяжных»: им предлагалось проанализировать новые и старые факты и слухи, касающиеся смерти Моцарта, особенно версию об отравлении, и сделать свои выводы.
В результате обсуждения большинство «присяжных» пришли к выводу, что все-таки имело место убийство: 60 из них назвали убийцей Хофдемеля, 39 - ученика Моцарта Зюсмайра, 28 - Сальери.
Конечно же, решение «присяжных» в большой мере было основано под влиянием и на выводах Фрэнсиса Карра...
Так что же произошло?
6 декабря 1791 года жена Хофдемеля, пианистка Магдалена Хофдемель, известная как «любимая ученица» Моцарта, которой он посвятил свой «самый интимный» фортепьянный концерт, возвратилась домой из собора св. Стефана, где состоялась панихида по умершему днем раньше Моцарту.
Внезапно, ее муж бросился на нее с бритвой в руке с намерением убить ее. Она была на пятом месяце... Ее крик и крик годовалого ребенка, которые привлекли внимание соседей, спасли ей жизнь.
Прибежавшим на крики соседям никак не удавалось открыть дверь и она была просто снята с петель. 36-летнего хозяина дома нашли только взломав вторую дверь: Хофдемель лежал на своей кровати с перерезанным горлом, все еще сжимая в руке бритву - он покончил с собой после того, как ему не удалось убить жену...
Магдалену Хофдемель нашли в бессознательном состоянии, с многочисленными кровоточащими ранами на шее, лице, груди, руках.
Усилиями двух врачей Магдалена была спасена, но осталась обезображенной...
Фрэнсис Карр приходит к следующему выводу: вместо того, чтобы испытать облегчение от смерти любовника своей жены, Хофдемель пытается убить ее. Он боится, что Магдалена заявит, что это он отравил Моцарта ядом Aqua Tofana, который проявлял свое действие лишь спустя месяцы после попадания в организм и поэтому считался в XVIII веке необнаружимым.
Этот яд представлял собой «не привлекавшую внимания смесь из бледно-серого мышьяка, серебристой сурьмы и окиси свинца» - так описывает этот яд Клаус Умбах, цитируя врачей Дитера Кернера из Майнца и Алойза Грайтера из Дюссельдорфа, которые в 1956 и 1962 годах дали новое обоснование версии об отравлении, но еще не связывали ее с личностью Хофдемеля. 2

Моцарт был частым гостем в доме № 10 по Грюнангергассе, первый этаж которого занимала богатая чета Хофдемель. Здесь он музицировал и, конечно же, обедал.
Однако главной целью его посещений были занятия музыкой с Магдаленой - он имел обыкновение давать уроки своим очень немногочисленным ученицам на дому.

Современники и, в частности, старшая сестра Моцарта Мария Анна, рассказывали, что Моцарт никогда не брал девушку в ученицы, если не был в нее влюблен. Хофдемель, несомненно, часто оставлял свою 23-летнюю супругу, знаменитую на весь город красавицу, с Моцартом наедине.
Одна из газет от 21 декабря 1791 года писала, что сама ее величество императрица взяла под свое покровительство вдову самоубийцы, которая теперь направлялась к отцу в Брюнн, чтобы произвести на свет второго ребенка. По-видимому, Магдалена покинула Вену, спасаясь от назойливых репортеров, ведь даже император был разгневан происшедшей трагедией.
Он, бесспорно, был убежден, что в случившемся виновны Магдалена и Моцарт, а не Хофдемель, в противном случае вдове ни за что не удалось бы добиться разрешения похоронить самоубийцу как «нормального» усопшего и получить для него могилу. Ведь в соответствии с существовавшим тогда порядком палач бросал в безвестную яму труп самоубийцы, зашитый в коровью шкуру.
Учитывая состоятельность Магдалены, ее творческую натуру и красоту, трудно представить себе, чтобы она хоть однажды не позировала художнику, как это было принято в те времена. Поскольку ни одного ее портрета обнаружить все же не удалось, Карр полагает, что они (или он) были впоследствии уничтожены...
Свои выводы о том, что Моцарт был отравлен, Фрэнсис Карр основывает, конечно же, не только на трагическом происшествии в доме на Грюнангергассе. В доказательство он приводит такие факты, от которых нельзя отмахнуться, как от болтовни и слухов, и которые являются как минимум косвенными доказательствами.
В самом деле, очень красноречивым кажется возможное лишь по предварительному сговору упорное молчание такого большого количества людей относительно фактов, которые в общем-то обычно бывает невозможно скрыть. Смерть Моцарта, еще такого молодого человека, самого знаменитого композитора в стране, да и во всей Европе, чья «Волшебная флейта» только что шла в Вене с неизменным аншлагом и было таким событием...
Почему эту смерть скрыли, словно позор, вместо того чтобы обставить торжественно. как кончину великого мастера или вельможи?
Ведь обычно, как говорилось, «венцы умеют хоронить с помпой».
Еще два несомненно достоверных высказывания заслуживают самого пристального внимания.
Во-первых, Моцарт дважды сказал своей жене Констанце о том, что скоро умрет, потому что ему дали яд. Констанца, до самой своей смерти, которая случилась 6 марта 1842 года, не проронившая ни слова по поводу смерти и похорон мужа (кстати, как и оба знаменитых врача, приходивших лечить его), тем не менее передала эти слова Моцарта своему второму мужу датчанину Ниссену, который составлял биографию великого композитора.
Эти же сведения она сообщила в 1829 году двум англичанам - музыкальному издателю и его жене,- которые пробыли у нее три дня, не узнав ничего другого, хотя целью их поездки в Зальцбург и Вену было написание книги о Моцарте.
Во-вторых, Констанца повинилась, что супруг ей был неверен. Не исключено, что она рассказала об этом с целью самооправдания, поскольку сама месяцами жила в Бадене с учеником и другом Моцарта Зюсмайром, который, как считают, и был отцом ее второго сына.
Учитывая, что Констанца позднее затушевала в письмах имя Зюсмайра и сперва отказывалась выполнить последнее желание Моцарта, в соответствии с которым Зюсмайр должен был закончить его «Реквием», Карр делает предположение, что Зюсмайр обещал жениться на Констанце, но после смерти Моцарта об этом обещании «забыл».


Зюсмайр, который присутствовал при кончине Моцарта, тоже хранил полное молчание о причинах его смерти.
31 декабря 1791 года «Берлинский музыкальный еженедельник» писал: «Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен» 2 ...
Что если и врачи, которые находились у его смертного одра, видели это и договорились молчать, что и соблюдалось всеми неукоснительно?
Ведь обычно болезнь столь знаменитого человека, которая приводит к его смерти, не обходится молчанием...
На следующий день Хофдемель попытался убить Магдалену. Так не хотели ли посвященные предотвратить слухи, которые увязали бы эту кровавую резню с именем Моцарта?
Настораживают непонятная торопливость похорон, странное решение хоронить великого композитора, чей гений признавался многими при его жизни, «по третьему разряду», то есть в общей могиле, где укладывалось по 3–4 трупа в 3 ряда без гробов.
В последний путь его провожали очень немногочисленные лица, даже жены не было в процессии, а до кладбища практически вообще никто не дошел, якобы из-за сильной непогоды.
Остается также загадкой, почему жена Моцарта, Констанца, впервые посетила кладбище только через много лет, к тому времени место погребения заросло травой, и она не нашла никаких следов могилы мужа...
Карр доказывает: жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после того, как его тело уже было зарыто в общей могиле.
Почему?

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Хоххут Р. «Кто отравил Моцарта?»

Смерть Моцарта

Смертельная болезнь Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь - композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.
Среди откликов на его кончину в берлинской газете "Музикалишес Вохенблатт" 12 декабря пражским корреспондентом было написано: "Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор все время хворал: предполагали, что у него водянка... После смерти его тело настолько вздулось, что считали, что он отравлен". В XVIII веке было принято каждую непредвиденную смерть выдающейся личности непременно связывать с неестественной причиной, и легенда об отравлении Моцарта начала все больше будоражить умы.

Повод для этого дала и его вдова Констанца, неоднократно повторявшая слова Моцарта, сказанные им во время прогулки в Пратере: "Конечно, мне дали яд!" Спустя 30 лет после смерти Моцарта эта тема возникла снова, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя - Сальери. Старый композитор в состоянии психического помрачения пытался перерезать себе горло, и это приписывали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Их отношения действительно были не самыми лучшими, и "коварство" Сальери заключалось в его интригах при дворе. Тем не менее, они общались, Сальери по достоинству ценил оперы Моцарта. Иоганн Непомук Гуммель, бывший ученик Моцарта, писал; "... Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в самом отдаленном смысле не могло прийти в голову что-либо подобное". Сам Сальери перед смертью сказал посетившему его известному музыканту Игнацу Мошелесу: "... я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет... скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам". Невиновность Сальери подтверждает медицинское заключение, сделанное главным врачом Вены Гульденером фон Лобес, в котором говорилось, что Моцарт заболел осенью ревматическо-воспалительной лихорадкой, от которой в то время страдали и умирали многие жители Вены, и что во время детального обследования трупа ничего необычного обнаружено не было. В то время закон гласил: "Любой труп должен быть обследован перед погребением, чтобы было ясно, что не произошло насильственное умерщвление... О выявленных случаях необходимо немедленно сообщать властям для дальнейшего официального расследования".


Но, как известно, люди подчас склонны верить легендам больше, чем исторической правде. Классическим примером является трагедия "Моцарт и Сальери", написанная в 1830 году нашим гениальным соотечественником Александром Сергеевичем Пушкиным. Гибель Моцарта от руки Сальери доказана не была и является историческим вымыслом, построенном на слухах. Но если изложение Пушкина можно считать поэтической вольностью, то сообщение о мнимом признании Сальери в убийстве Моцарта, о котором написал биограф Эдвард Хомс в 1845 году, претендует на глубокое расследование факта смерти великого композитора.

Позднее, в 1861 году, ответственность за мнимое убийство возложили на масонов, о чем писали и в 1910 году, а потом и в 1928 году. Невропотолог Матильда Людендорф в 1936 году в книге "Жизнь и насильственная смерть Моцарта" писала о захоронении композитора по еврейскому ритуалу, который одновременно имел характерные признаки типичного масонского убийства. В опровержении этих утверждений необходимо заметить, что Моцарт, зная о неприязни к евреям императрицы Марии Терезии, не боялся дружить с ними, и также лояльно он относился к масонам. Так что ни тем, ни другим композитор не дал ни малейшего повода к ненависти.

Уже в 1953 году Игорь Белза опубликовал книгу, в которой ссылался на то, что в Венском духовном архиве Гвидо Адлером было найдено письменное покаяние Сальери со всеми подробностями отравления, о чем он сообщил русскому знакомому Борису Асафьеву. Эта публикация Белзы была опровергнута в московском музыкальном журнале.

В 1963 году в популярной книге немецких врачей Дуда и Кернера "Болезни великих музыкантов" авторы утверждали, что Вольфганг Амадей Моцарт "пал жертвой ртутной интоксикации с сублиматом", то есть медленного и постепенного отравления растворенного в спирте сублимата ртути. Но вершиной предположений является гипотеза о том, что Моцарт случайно сам отравился ртутью, пытаясь вылечиться от сифилиса.


В 1983 году два британских эксперта Карр и Фицпатрик представили новую версию смерти Моцарта - отравление его советником Францем Гофдемелем на почве ревности к супруге Марии Магдалине. Зная симптомы отравления, невозможно серьезно утверждать о насильственной смерти Моцарта. Он умер от ревматической лихорадки, усугубленной сильной потерей крови в результате кровопусканий, предписанных ему медиками.

Дни между смертью Моцарта и его погребением покрыты завесой неизвестности, даже дата погребения указана неточно: в регистре умерших при соборе Св. Стефана внесено 6 декабря 1791 года, а исследования свидетельствуют о том, что Моцарт был отпет и похоронен на кладбище Св. Марка 7 декабря. Во-первых, должен был строго соблюдаться установленный срок карантина - 48 часов после кончины (смерть наступила 5 декабря), во-вторых, именно 7 декабря, а не 6-го, была сильная буря, о которой вспоминали современники композитора, а по по данным Венской обсерватории 6 декабря 1791 года погода была тихая и безветренная. Именно поэтому, дойдя до Штубентор, сопровождающие катафалк люди решили вернуться, так и не добравшись до кладбища. В этом не было ничего предосудительного, так как, согласно предписаниям, по обычаям того времени похороны должны были проходить без траурного шествия и без священника - для близких прощание с умершим заканчивалось при отпевании в соборе. Можно предположить, что тело композитора было оставлено на ночь в "хижине усопших", а захоронено на следующий день. Для этих действий при Иосифе II также был издан соответствующий указ, в котором говорится: "Так как при похоронах ничего другого не предусматривается, как только быстрее отвезти тело, и чтобы не препятствовать этому, следует зашить его без всякой одежды в полотняный мешок и потом положить в гроб и отвезти на погост... там привезенный труп вынуть из гроба и так, как он есть, зашитым в мешок, опустить в могилу, засыпать гашеной известью и сейчас же закрыть землей". Правда, этот ритуал захоронения в мешках был под давлением общественного мнения отменен еще в 1785 году, и было разрешено использовать гробы.

Захоронение нескольких трупов в одной могиле было в те времена нормальным явлением и по предписанию в могилы разрешалось класть четыре взрослых и два детских трупа, или пять взрослых покойников при отсутствии детей. Так что говорить о нищенском погребении Моцарта было бы не корректно, так как оно полностью соответствовало обычному для того времени погребению венских граждан. Правда, уже в эти времена для особо знаменитых личностей предусматривались отдельные могилы и траурные шествия. Так, например, был похоронен композитор Глюк. Говорить о том, что Моцарт ко времени его смерти был полностью забыт в Вене, - неправильно. Его оперы часто ставились за рубежом, за что ему выделялись значительные денежные суммы, после успеха "Волшебной флейты" ему был сделан почетный заказ на сочинение праздничной оперы по случаю коронации Леопольда II. Но, тем не менее, Моцарт не был особенно любим среди музыкантов за свою гениальность и прямоту, и в венском дворе в целом не очень жаловали его искусство, поэтому никто не стал добиваться для него исключительного погребения. Готфрид ван Свитен, друг Моцарта, долгие годы оплачивавший воспитание обоих сыновей композитора, был занят своими проблемами - в день смерти Моцарта он как раз был отстранен от всех постов. Михаэль Пухберг, которому семья Моцартов была должна большую сумму денег, не счел возможным устраивать пышные похороны. Семья, которой Моцарт итак оставил большие долги, этого сделать не могла.


Где же на кладбище Св. Марка находится могила Моцарта? В его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Спустя 8 лет можно было хоронить в старых могилах. Захоронение Моцарта также осталось безымянным - Констанца там даже креста не поставила и только спустя 17 лет посетила кладбище. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера. В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в "музыкальный уголок" Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Св. Марка Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник.

В 1902 году музею Моцарта в Зальцбурге был передан "череп Моцарта" из наследия анатома Гирта, и дискуссия о его подлинности не утихает до сих пор. Известно, что череп принадлежит человеку небольшого роста, хрупкого телосложения, соответствующего Моцарту возраста. Маленькие глазницы - свидетельство выпуклых глаз - и совпадение линии черепа с изображениями головы - все это подтверждает его аутентичность. Но по крайней мере два аргумента свидетельствуют об обратном: кариес на первом боковом зубе слева сверху, не соответствующий педантичному и точному описанию Леопольда Моцарта больного зуба его сына, а также следы кровоизлияния на внутренней стороне левой височной кости, от которого, вероятнее всего, и умер человек. Таким образом, тайна о земных останках Вольфганга Амадея Моцарта так и осталась до конца не раскрытой.

По книге А. Ноймайра
Новый венский журнал апрель, 2003

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать концерты для европейской знати и сочинять первые произведения в шесть лет. Через тридцать лет, в зените славы, он умер после недолгой болезни.

Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, прекрасно помнила зловещее предзнаменование. В первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для матери. Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше. Теперь, ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже Констанцы. Внезапно пламя погасло, «полностью, словно лампа никогда не горела», позже написала она. «На фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка — за это я могу поручиться». Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом Моцарта.

Смерть Моцарта

Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную ночь, и попросила ее остаться. «Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла, — сказал композитор. — Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти». С Моцартом был его ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения — заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавщему лбу больного холодные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание; он умер 5 декабря 1791 года в 0.55. Бывший вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего 36-летия.

Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть года лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не менее, когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что эта болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссе перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованно в 1828 году: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полна невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены.

Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто. За несколько недель до смерти он сказал Констанце, что его травят ядом: «Мне дали „аква-тофану“ и рассчитали точное время моей смерти». «Аква-тофана», медленно действующий яд без запаха на основе мышьяка, назван по имени Джулии Тофины, итальянской колдуньи XVII века, которая изобрела этот состав. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон.

31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора, выдвинув предположения относительно ее причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записи без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

Моцарт и Сальери

Но кому понадобилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала. Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на пять лeт был назначен придворным композитором императора Иосифа II в 1774 году. Ему было 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом австрийской столицы, высоко ценившимся apистократами, и фаворитом требовательных венских поклонников музыки. Сальери писал много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховея, Шуберт и Ференц Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника и гения, с талантом которого ему никогда не удастся сравниться. В музыкальных кругах Вены мало кто сомневался, что Сальери завидовал Моцарту, а Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.

Сальери дожил до того дня, когда в 1824 году вся Вена праздновав пятидесятую годовщину его назначения придворным композитором. Однако за год до этого он сделал поразительное заявление. В октябре 1823 года один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник.

Отравил ли Сальери Моцарта

Сальери, который мог говорить только отрывочными предложениями и был занят мыслью о грядущей смерти, поклялся честью в том, что «в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта». Это гнусная клевета, заявил он потрясенному Москелесу, «передайте миру… старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Через месяц Сальери попытался покончить жизнь самоубийством. Посещавшие его люди сообщали, что у него галлюцинации, связанные с виной в смерти Моцарта, и он хочет признаться в своем грехе. Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.

Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани постарался спасти честь своего соотечественника. Он нашел врача, к которому обращались во время последней болезни Моцарта, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. Если Моцарт был отравлен, где доказательство? — задавал вопрос Карпани. «Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно».

После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта, «но поистине отравил ему жизнь интригами». Сам Сальери якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему: проживи он подольше, «ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу».

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Через несколько дней после смерти Моцарта Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.

Старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен. А щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, потому что «между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость». Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что она вряд ли сделала бы если бы в историях об отцовстве младенца содержалась хоть капля правды.

Вскоре после смерти Моцарта появился и еще один слух: композитор заслужил кару за то, что раскрыл секреты франкмасонов в опере «Волшебная флейта». Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Дирижировал сам Моцарт , и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников бы Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил — о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, — что oн никогда не видел «более прекрасной постановки».

Несмотря на то что «Волшебная флейта» могла поразить некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн-Эмануэл Шиканедер использовали оперу для распространения идей тайного общества о мужестве, любви и братстве среди широкой публики. Эта тема трактовалась с симпатией, уважением и толикой доброго юмора.

Венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату, которую он набросал за несколько дней между премьерой «Волшебной флейты» и своей смертельной болезнью. Через несколько дней после смерти Моцарта великий магистр его ложи воздал ему должное как «наиболее любимому и достойному» из ее членов и назвал кончину композитора «невосполнимой потерей». В 1792 году венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.

Похороны моцарта

Поскольку Констанца в момент смерти мужа испытывала денежные затруднения, она выбрала наиболее дешевые похороны, стоимость которых можно оценить в 30 долларов. 7 декабря 1791 года в 14.30 тело перевезли в собор Святого Стефана, где несколько провожавших — включая как полагают, Сальери — выслушали в боковом приделе благословение священника. Считается, что дождь со снегом помешал присутствующим проводить катафалк на кладбище Святого Марка, находившееся примерно в часе ходьбы от собора. Вот почему никто не отметил места, где тело было захоронено в общей могиле. В действительности один из современников записал в дневнике, что 7 декабря было теплым, хотя и туманный днем. Позднее, ссылаясь на то, что церковь должна была поставить на могиле ее мужа крест или плиту, Констанца не стала ставить памятник Моцарту. Только в 1859 году на кладбище Святого Марка был воздвигнут мраморный монумент, о точности местоположения которого можно было только догадываться.

История болезни Моцарта

Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны Моцарта служили объектом острых споров и спекуляций в течение двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «острой сыпной лихорадки» любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что у него был суставный ревматизм, острое неинфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов. В 1984 году другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга.

В 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или гепатитом А. В 1784 году, через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм.

Медицинское заключение о смерти Моцарта

Доктор Девис закончил анализ болезней Моцарта выводом о том, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Доктор Девис отметил, что признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию, изменение личности и бредовые состояния. Этим может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и что незаконченный «Реквием» предназначен для его похорон.

Когда речь заходит о классической музыке, большинство людей сразу же вспоминают Моцарта. И это не случайно, ведь он добился феноменальных успехов во всех музыкальных направлениях своего времени.

Сегодня произведения этого гения пользуются огромной популярностью во всем мире. Ученые неоднократно проводили исследования, связанные с положительным влиянием музыки Моцарта на психику человека.

При всем этом, если спросить у любого встречного, может ли он рассказать хотя бы один интересный факт из биографии Моцарта , – вряд ли он даст утвердительный ответ. А ведь – это кладезь человеческой мудрости!

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Вольфганга Моцарта ().

Самый известный портрет Моцарта

Краткая биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе . Его отец Леопольд был композитором и скрипачом в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать Анна Мария приходилась дочерью комиссара попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Анна Мария родила 7 детей, но лишь двоим из них удалось выжить: дочери Марии Анне, которую также называли Наннерль, и Вольфгангу.

При родах Моцарта его мать едва не погибла. Врачи приложили максимум усилий для того, чтобы она выжила, и будущий гений не остался сиротой.

У обоих детей в семье Моцартов проявлялись прекрасные музыкальные способности, так как их биографии с детства были напрямую связаны с музыкой.

Когда отец решил обучить маленькую Марию Анну играть на клавесине, Моцарту исполнилось только 3 года.

Но в те моменты, когда мальчик слышал доносящиеся звуки музыки, он зачастую подходил к клавесину и пытался что-то играть. В скором времени у него получалось проигрывать некоторые отрывки музыкальных произведений, услышанные им ранее.

Отец сразу же заметил необыкновенный талант сына и тоже стал его учить игре на клавесине. Юный гений схватывал все на лету и уже в пятилетнем возрасте сочинял пьесы. Спустя год он овладел игрой на скрипке.

Никто из детей Моцартов не посещал школу, поскольку отец решил сам обучать их разным . Гениальность маленького Вольфганга Амадея проявлялась не только в музыке.

Он ревностно познавал любые науки. Так, например, когда начиналось изучение , он настолько увлекался предметом, что исписывал весь пол разными числами и примерами.

Гастроли по Европе

Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он так великолепно играл, что мог без труда выступать перед публикой. Это сыграло решающую роль в его биографии. Дополнением безупречной игры было пение старшей сестры Наннерль, обладавшей великолепным голосом.

Отец Леопольд был чрезвычайно счастлив тем, насколько способными и одаренными оказались его дети. Видя их возможности, он решает ехать с ними на гастроли в крупнейшие города Европы.

Вольфганг Моцарт в детстве

Глава семейства питал большие надежды на то, что это путешествие сделает его детей известными и поможет улучшить финансовое положение семьи.

И действительно, в скором времени мечтам Леопольда Моцарта было суждено сбыться.

Моцартам удалось выступить в самых крупных городах и столицах европейских государств.

В каком бы месте не появлялись Вольфганг с Наннерль, их ожидал ошеломительный успех. Зрители были обескуражены талантливой игрой и пением детей.

Первые 4 сонаты Вольфганга Моцарта, были изданы в в 1764 г. Будучи в , он познакомился с сыном великого Баха – Иоганом Христианом, от которого получил много полезных советов.

Композитор был потрясен способностями ребенка. Эта встреча пошла юному Вольфгангу на пользу и сделала его еще более искусным мастером своего дела.

Вообще надо сказать, что на протяжении всей своей биографии Моцарт постоянно учился и совершенствовался, даже тогда, когда казалось, что он достиг пределов мастерства.

В 1766 г. Леопольд серьезно заболел, поэтому они решили возвратиться с гастролей обратно домой. Тем более что постоянные переезды чрезмерно утомляли и детей.

Творческая биография Моцарта

Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.

Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.

В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.

Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.

Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.

В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.

Семейные трудности

Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.

Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.

В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.

Однако эта поездка не увенчалась успехом. Сочинения Моцарта, отличавшиеся от музыки того времени, уже не вызывали особого восторга у публики. Ведь Вольфганг был уже не тем маленьким «чудо-мальчиком», способным восхищать одним лишь своим видом.

Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.

Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.

Расцвет карьеры

Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.

Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.


Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле , чтобы разнообразить репертуар.

В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.

1780-е годы стали в биографии Моцарта самыми радужными. Именно тогда им были написаны такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан».

Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.

Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца, а затем заболела его жена Констанция Вебер, на лечение которой ушло много денег.

После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.

Личная жизнь Моцарта

Единственной супругой Моцарта была Констанция Вебер, которую он повстречал в столице . Однако отцу не хотелось, чтобы его сын женился на этой девушке.

Ему казалось, что близкие родственники Констанции просто пытаются найти для нее выгодного мужа. Тем не менее, Вольфганг принял твердое решение, и в 1782 году они поженились.


Вольфганг Моцарт и его жена Констанция

В их семье родилось 6 детей, из которых выжило только трое.

Смерть Моцарта

В 1790 г. супруге Моцарта потребовалось дорогостоящее лечение, из-за чего он решил выступить с концертами во Франкфурте. Он был прекрасно принят публикой, но сборы от концертов оказались весьма скромны.

В 1791г., в последний год своей жизни, им была написана известная практически всем «Симфония 40», а также незаконченный «Реквием».

В это время он серьезно заболел: его руки и ноги сильно распухли и чувствовалась постоянная слабость. Одновременно с этим композитора мучили внезапные приступы рвоты.


«Последние часы жизни Моцарта», картина работы О’Нила, 1860 г.

Он был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Именно поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Официальной причиной его кончины считается ревматическая воспалительная лихорадка, хотя споры по данному вопросу ведутся биографами и сегодня.

Существует распространенное мнение о том, будто Моцарта отравил Антонио Сальери, который также был композитором. Но никаких достоверных подтверждений у этой версии нет.

Если вам понравилась краткая биография Моцарта – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Если же вы вообще любите биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.