Кто такие копты и куда делись древние египтянe? Древний Египет: почему вы об этом не знали

Египтяне или Арабы? Начнем с наиболее резкого поворота в истории страны. Период арабского завоевания разделил судьбу египетского народа на две якобы не похожие друг на друга части.

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Египтяне или арабы жили на одной территории?

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян: Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Египтизация арабов и арабизация египтян.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

По мотивам книги Войтеха Замаровского "Их величества пирамиды". Религия Древнего Египта. Обычай приносить в жертву царя. Первая в мировой истории забастовка. Революции (Великие Смуты) Египта. Этапы гибели египетской цивилизации. Древнеегипетские надписи.

20 тысяч лет назад начали таять громадные ледники, и таяли они 10 тысяч лет, и стало на Земле заметно теплее. Легче стало жить всем племенам и народам. Человечество стало расправлять плечи, освобождённые от жестокого ледяного обруча. И чем мягче и теплее становился климат, тем больше становилось людей на Земле. Особенно теплым и добрым стал климат 7 тысяч лет тому назад и на Земле появилось столько людей, что им стало тесно и они стали мешать друг другу.

В то время было на Земле место, где людям жилось лучше всего. Самая большая в мире пустыня создаёт здесь уникальный сухой климат. Щедро снабжает это место энергией Солнце и щедро одаривает его водой и плодородным илом самая длинная в мире река. Вот почему уже много тысячелетий в долине Нила сохраняется самая высокая плотность населения на Земле.

А в те давние времена эта долина была единственной дорогой жизни, которая связывала зелёную Центральную Африку и тёплое внутриконтинентальное море с райскими берегами. Вот почему здесь появился первый в истории социальный организм - Египетское Государство.

Уникальность этого места и неповторимое сочетание сил Природы определило и уникальную неповторимость идеи, котораясвязаламножество разных племён и народов в единый гигантский народ - египетской религии. Такой религии больше не было ни укого и нигде. именно поэтому мы многое у египтян не можем понять до сих пор.

В этом месте Земли природа была очень добра к людям, а люди отвечали ей восторженной любовью и фанатичным обожествлением. Не только Солнце, но и быки, крокодилы, кошки и даже жуки были у египтян богами. Сделали они богами и своих царей. Правда это произошло не так быстро, как того хотелось царям. Сначала была демократия. Вождь племени или начальник маленького царства по прошествии двух десятков лет своего правления обязан был отчитаться о свое работе перед народом, и, если эта работа народу не нравилась, то царя, по традиции, аккуратно приносили в жертву богам. А потом эта традиция превратилась в формальный красивый ритуал, потому что Фараон Египта сам был богом, т.е. всегда и всё делал правильно и всегда был прав. Фараонов оскверняли только после их смерти - и это тоже стало традицией у египтян. Вот почему современным археологам досталась для изучения только одна случайно уцелевшая гробница фараона Тутанхамона.

В этом месте Земли природа была очень добра и к трупам люлюдей. Много раз находили египтяне в сухих песчанных дюнах пустыни хорошо сохранившиеся тела своих далёких предков. Вот и стали египтяне верить, что человека после смерти ожидает иной, более хороший, прекрасный мир, в котором можно будет мало работать, много и хорошо отдыхать, и быть вечным. Только для того, чтобы человек мог жить в такой нематериальной сущности надо было сделать одно немаловажное дело - сохранить его материальную сущность - тело. Вот почему большинство трудов и забот египтян было посвящено приготовлениям к смерти.

В этом самом райском месте Земли лучше всего жилось фараонам. Жили они долго и сладко и никто ни до, ни после них так не жил. Например, мировой рекорд пребывания у власти поставил египетский фараон Пиопи II. Он правил Египтом с шестилетнего возраста, а прожил до ста лет. Но фараонам хотелось большего, им хотелось жить так вечно. Вот почему основным экономическим законом развития египетского общества стало удовлетворение главного желания фараонов - сохранение их тела после смерти.

Зная это египтологи определяют экономические параметры Египта в тот или иной период его истории по количеству труда, ушедшего на оформление могилы Фараона. И это превосходит человеческое воображение.

По расчётам учёных если бы хиросимскую атомную бомбу сбросили прямо на пирамиду Хеопса, то гробница всё-равно осталась бы целой.

Велик вклад египтян в человеческую цивилизацию. При возникновении Египта произошёл небывалый расцвет науки и искусств. Была изобретена письменность.

Таинственна и трагична история Египта. В Египте были Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. каждое существовало несколько сотен лет, а между ними было каждый раз 100-200 лет Великих Смут: "Воистину страна перевернулась, как на гончарном круге... Воистину богатые жалуются. а бедные радуются. В каждом городе раздаётся: "Прогоните могущественных из своей среды!" воистину уже не узнаешь сына из знатного рода. Дитя супруги высокородного мужаа находится не в лучшем положении, чем сын бывшей рабыни. Воистину высородные госпожи ныне стоят на коленях, как служанки, и дробят зерно мельничным камнем. Те, что прежде одевались в тонкое полотно, сегодня за каждый пустяк получают побои... Сейчас не сыщешь служанки. зато высокородные госпожи предлагают себя в рабыни... Воистину судебные акты выброшены, тайные архивы открыты... Воистину служебные палаты открыты и списки украдены; поэтому рабы ныне могут стать господами. Воистину сановники перебиты и их списки разгромлены. Воистину книги законов выброшены, и люди топчут их на окраине города, и взбунтовавшаяся беднота разрывает их на улицах, как тряпки... Воистину беднота возвысилась... Смотрите, произошли события, каких прежде, в древнейшие времена не бывало: властительсвергнут простыми людьми! Смотрите, кто был погребён, как властитель, выброшен из гроба! Смотрите, что было укрыто в пирамиде, ныне лежит под открытым небом... Покои царя разрушены в одночасье" (из древнеегипетской надписи).

Но какждый раз Египет возвращался к своему основному экономическому закону. и опять царствовали фараоны, а в науке и искусствах царил застой, тысячелетиями повторялись застывшие формы. Только одно изменялось - способ сокрытия тела Фараона.

В Древнем Царстве строили Великие пирамиды. Но их разграбили. В Среднем Царстве строили небольшие ложные пирамиды и гигантские разветвлённые Лабиринты. Но и их разграбили.

В Позднем Царстве была таинственная Долина Царей, где в скалах вырубались смертниками-строителями хорошоупрятанные Лабиринты, но и эту долину разграбили, только Тутанхамон уцелел.

Кстати, первая в истории забастовка была тоже в Египте на 29 году правления Рамзеса III: "Ремесленники, трудившиеся в Фиванском некрополе, сговорившись, бросили работу, преодолели пять каменных оград, отделявших их от господ, расположились перед храмом, в котором укрылись перепуганные чиновники и потребовали у царя справедливости: "... Мы не ели уже восемнадцать дней... Нас привели сюда голод и жажда. У нас нет одежды, нет рыбы, нет овощей... Воистину в сих святых местах творится злое дело!" (древнеегипетская надпись).

Ужасен конец Египта...

Сначала страну начали кратковременно завоёвывать иностранцы; нубийский царь Пианхи, ассирийцы, персидский царь Камбиз, в 343 г. до н.э. Египет окончательно завоевали персы. После этого Египтом уже не управляли египтяне.

В 322 г. до н.э. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 г. до н.э. после смерти Клеопатры Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство.

В 293 г. н.э. после административной реформы римского императора Диоклетиана Египет был разделён на 6 провинций. Само слово "Египет" исчезло с карт.

В 383 г. Феодосий I запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной.

394 г. н.э. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла письменность египтян, как средство информации.

В 642 г. Египет завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне - язычники смешались с арабами.

После покорения Египта турками в 1517 году вообще исчез живой язык египтян-христиан (коптов)

Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы.

Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.

3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала - Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.

4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.

5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.

6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.

7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.

8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.

9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.

10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.

11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.

12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.

13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.

14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.

15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.

16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.

17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.

18. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.

19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.

20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.

21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.

22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.

24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.

25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.

26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.

27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.

28. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.

29.Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.

30. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

Откровения…
Все, кто побывал хоть раз в Египте, наверняка заметили огромное количество русского населения, - тех, кто приехал в страну пирамид на длительный срок. Причины у всех разные, одни могут позволить себе 2-3 месяца жить в Египте, каждый день загорая на пляже, другие желают поработать в туристической сфере, третьи находят здесь свою любовь и женятся (или выходят замуж).

Давайте поговорим о последнем – как русские девушки выходят замуж в Египте: как быстро они решились переехать в другую страну и выйти замуж, и за что именно они ценят своих любимых мужчин. Поинтересуемся у разных девушек их Love story, а затем с тем же вопросом обратимся к их мужьям (и попытаемся выяснить, что же их так привлекает в наших красавицах).

НАТАША и МОХАМЕД

Евгения Макрам: "Наташ, расскажите, когда произошла ваша первая встреча, и как всё началось?"
Наташа: "Наша первая встреча с Мохамедом произошла 2 года назад - я ездила отдыхать вместе с мамой на морскую экскурсию на остров Утопия. Когда мы сели в автобус я сразу увидела ЕГО глаза и не могла устоять от его обаяния. Я долго смотрела на него, а он - на меня. Он мне показался очень красивым!!! Целый день на корабле мы были вместе, плавали, и он показывал мне разноцветные кораллы и экзотических рыбок. На острове мы разговорились, и он сказал, что хочет жениться на мне, и, если станешь моей женой, то будешь жить как КОРОЛЕВА… (В будущем так все и произошло). Когда мы возвращались с экскурсии, он поинтересовался, смогу ли я пойти с ним вечером в кафе, и попросил разрешения у мамы. Чему я была приятно удивлена. Я согласилась (и мама тоже). Вечером мы встретились с Мохамедом вдвоем, разговаривали о жизни, общение проходило легко и непринужденно. Он говорил, какие у него планы на будущее, рассуждал очень грамотно и интересно, сказал, что если я буду с ним, то никого кроме меня существовать в его жизни не будет. И тут ко мне пришло чувство, что у нас с ним любовь с первого взгляда. К сожалению, посидели в кафе мало, он уезжал на экскурсию в Каир. Договорились, что он будет ждать моего возвращения из России... И он дождался... Как он сказал, так и сделал.
За спиной 4 месяца разлуки и переписывания смс, и вот, долгожданная встреча вновь произошла!!! Он меня встретил в аэропорту и спросил - согласна ли я стать его женой. Ответ очевиден, конечно же я согласилась!!!
«Ради тебя я и приехала сюда, бросила все, только чтобы быть с тобой!!!»
Он снял для нас прекрасную новую квартиру, оформил договор о браке, так как в Египте жить не расписанными нельзя. Очень сильно ревновал. Но день за днем мы привыкали, наслаждались жизнью в объятиях друг друга. Все было прекрасно, хотя были и ссоры иногда, но это мелочи, главное что мы – вместе!!!
Евгения Макрам: Почему твой выбор все-таки пал на мужчину –египтянина? Какие именно черты его характера тебе нравятся? Что ты в нем ценишь?
Наташа: Почему я выбрала египтянина? Потому что он - настоящий мужчина, и для жены готов сделать все, что она хочет!!! Жена - это святое, он никогда не даст её в обиду и всегда защитит. Пусть он меня сильно ревновал, первое время ругался и думал, что я всегда с другими мужчинами, так как видел каждый день, как русские туристки «гуляют» направо и налево... Зато я ощущала, как он заботится, волнуется, ведь я в чужой пока ещё стране и никого здесь не знаю, вдруг меня обманут? Я ощущала, как сильно он меня любит, что я – только его женщина!!! И одевалась первое время я открыто, все египтяне на улице меня обсматривали, да и его друзья, что и говорить.
Евгения Макрам: Согласна, Наташ, а какому мужчине будет приятно, что его любимую девушку открыто обглядывают другие мужчины? Наверное только тому, который не ценит и не любит свою жену.
Наташа: Мохамед хотел, чтобы смотрел только он и никто больше. Ну, честно говоря, мужчины-египтяне все такие, считают, что его женщина должна принадлежать только ему, и никто на неё не должен даже смотреть, не то, чтобы уж говорить с ней (имею ввиду других мужчин).
Евгения Макрам: А русские мужчины иногда наоборот считают, что это круто, если на твою женщину все глазеют, значит, она у меня красавица. Обратите внимание, сколько девушек на пляже загорают топлесс, а их мужья лежат рядом и ухмыляются, мол, посмотрите, какая у меня женщина красивая…
Наташа: За что я его ценю? Он всегда делает все, как я хочу. Ну а на самом деле - он ДОБРЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, когда он рядом, я чувствую себя, как за каменной стеной, он ВЕРНЫЙ и ПРЕДАННЫЙ. Он НЕЖНЫЙ и ЛАСКОВЫЙ – и слово приятное умеет сказать, успокоит и поддержит, если у меня проблемы. Он – ЩЕДРЫЙ, никогда не жалеет денег для меня, покупает одежду, делает регулярно подарки.
Евгения Макрам: Наташ, а что говорит муж по-поводу ваших русско-египетских отношений?
Мохамед: Прежде всего я нашел в Наташе то, что необходимо каждому мужчине - доброту, ласку, нежность, верность и любовь. Она очень покорная, всегда выслушает и постарается сделать так, как я попросил, так, чтобы мне было хорошо. А во-вторых, она помогает мне во всем, говорит, что если у меня будут проблемы с деньгами, то она будет работать вместе со мной, поддерживать. Она успевает и дом держать в порядке и следить за своей внешностью и красотой. Любому мужчине это будет приятно. А большинство девушек-египтянок - ленивые, привыкли сидеть дома и ничем не заниматься, кушать и долго спать. Они хотят только деньги, золото, дорогие подарки… И им не важно, что ты зарабатываешь каждую копейку с трудом. Они мало чем увлекаются, из-за чего с ними скучно и не интересно. (Не все, но большинство именно такие). С русскими девушками интересно, они (в большинстве) активны, имеют много увлечений, с ними всегда есть о чем поговорить. Наташа всегда интересуется моей жизнью, внимательно выслушает, спросит: «Как работа? Как друзья? Как мама с папой?» Она поддерживает меня во всем, всегда даст нужный совет.
Евгения Макрам: Наташ, а есть ли ревность к его работе в туризме?
Наташа: Я его не ревную к работе в туризме, как ни странно это звучит. Почему-то очень спокойна, знаю, что пока я делаю все как он хочет, ему не нужна будет другая. Ведь от чего мужчина смотрит на сторону? Когда ему чего-то не хватает в отношениях. Или жена не внимательна к нему, уделяет мало времени. Или любви нет и взаимопонимания. А если мужчине дать все, что он просит, быть покорной, слушать его, понимать, уважать, то зачем ему другая? Да, у египтян есть особенность - он всегда командир, он - мужчина и главный в доме. Я всегда должна слушать его, например пошла в магазин, должна позвонить и сказать. И вообще в любом вопросе, тоже спрашивать первым его, всегда нужно его разрешение. Возможно со-стороны это покажется, как ущемление свободы, но если вы любите человека, он для вас всегда на первом месте!!!
Мужчина-египтянин хочет, чтобы жена была прекрасна и красива, но только для него, а не для других. (Поэтому египтяне любят, когда женщина носит закрытую одежду, чтоб её (жену) никто не видел в общественных местах, а дома Он один уже наслаждается её красотой). Мохамед настойчивый во всех вопросах и переубедить его невозможно, даже не стоит этого делать, бесполезно, лучше и проще согласиться. Он, как и большинство египтян, не хочет, чтоб жена работала и уставала, хочет чтоб сидела дома и отдыхала, и всегда встречала мужа с работы в хорошем настроении, всегда была как королева.
Евгения Макрам: Но сейчас ты работаешь, как он согласился?
Наташа: Да, сейчас я работаю, он сначала был не доволен, но потом привык. Хотя ревность всегда с ним.
К чему пришлось привыкнуть? - Готовить еду по-египетски. Но это даже мне на пользу. Еда у египтян готовится легко, все блюда полезные и вкусные!!! Теперь мне всегда есть чем удивить моих родителей и русских подруг, когда они приезжают в гости!!!
А что по-поводу одежды могу сказать? Длинную одежду я одела год назад, когда был месяц рамадан. Он попросил, и отказать я просто не могла, обещал, что только на месяц, но все оказалось не так. Но меня это не напрягает, а наоборот, вызывает уважение со стороны других египтян, никто не может прикоснуться ко мне и говорить, как с туристкой, даже в маршрутке садятся осторожно. После рамадана Мохамед подарил мне золотое обручальное кольцо и цепочку. И я совсем стала чувствовать себя русской египтянкой. Что мне приятно. Меня стали больше уважать его семья и друзья.
За время нашей семейной жизни мы не изменились, какие были, такими и остались, просто привыкли друг к другу, любовь стала сильней!!! Заботимся и переживаем друг за друга, постоянно скучаем, когда он на 2х дневных экскурсиях Каир-Александрия, без него дома пусто и одиноко, а когда я на работе, ему тоже не хватает меня. Он сам с удовольствием приготовит вкусный ужин и встретит меня с работы…

НАДЯ И АХМЕД

Евгения Макрам: Надь, расскажите, когда произошла ваша первая встреча, и как всё началось?
Надя: Первая встреча произошла ровно год назад, когда я приехала в Хургаду работать в турфирме. Первое впечатление было - что он (Ахмед) как-то отличается от других египтян, и внешностью и рассуждениями во время разговора. Но чем он был не похож на остальных, было не понятно. Мне было ужасно интересно узнать его получше. Он взял мой номер телефона и чуть позже позвонил. Я решила, что если уж приложил усилия и не забыл мой номер, то можно пообщаться с этим человеком, тем более, мне хотелось узнать, что же в нем не так, как в других.
Общались долго… Каждый день встречались после работы, гуляли, разговаривали обо всем на свете, и конечно же узнавали друг-друга, находили много общего. Нам вдвоем всегда было весело и интересно!!! Мы становились ближе друг к другу, дружба перерастала в настоящие чувства. Мы жили в Египте (в Хургаде), какое-то время просто встречались, потом стали жить вместе. Весь год «не разлей вода», каждый день вместе, расставались только один раз на время моего отпуска на родину (две недели). Вот так прошел год, и сейчас мы подаем документы на оформление официального брака.
Евгения Макрам: Поздравляю, Надь!!! Расскажите теперь поподробнее о ваших отношениях? Что особенно тебе нравится в твоем муже?
Надя: Он добрый, ласковый, и самое главное – заботиться обо мне, защищает, я чувствую себя, как за каменной стеной!!! Чувствую его любовь ко мне!!! Я верю в его верность мне, потому что я очень хорошо знаю своего мужа, из-за одного влечения, он не никогда не захочет потерять то, что у него есть сейчас - спокойная и размеренная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Мой муж очень любит детей, у нас есть соседка по площадке, она совсем маленькая, приходит к нам в гости часто, муж ей подарил уже половину игрушек из нашего дома и постоянно скучает по ней. Очень хочет семью и детей, первую дочку…
Евгения Макрам: Я вообще заметила, что мужчины-египтяне очень любят детей, они заботятся о них с такими же усилиями, как и матери. Они укачивают своих грудных малюток, кормят, играют с ними, а жены тем временем могут отдыхать. Когда я работала гидом на корабле на Райский остров, то миллион раз наблюдала, как папа укачивает малыша, поет ему песенки, меняет памперсы, а мама купается, отдыхает. Муж берет на себя половину обязанностей, это точно!!! В России я часто слышала от мужчин, что только после 40 лет, они понимают по-настоящему, что такое дети. И как правило мужчины не любят возиться с грудными детьми. А в Египте – мужья обожают своё будущее чадо, когда он только успел появиться в мамином животике!!! Да, и ещё очень любят девочек. (а многие думаю наоборот, что египтяне любят только мальчиков, но это не так. Любят одинаково!!!)
А что можете сказать о русско-египетских отношениях?
Надя: Особенности русско-египетских отношений в том, что кто-то из пары в любом случае будет жить не в своей стране, если конечно же не рассматривается другой вариант, выбор третьей страны, так сказать, нейтральная территория.
Евгения Макрам: А значит, тому из пары, кто переехал, придется знакомиться с новой культурой, традициями. И привыкать к ним, принимать их, меняться самому. Тем более если рассматриваем Россию и Египет. Мы совсем разные, имею ввиду нацию в целом. Парни-египтяне, переезжающие в Россию, европеизируются, становятся более современными. А девушки, переезжающие в Египет... по-разному. Некоторые не меняются, просто соблюдают местные правила. Другие становятся более спокойными, «семейными» так сказать. Уважают местные традиции, немного меняют стиль одежды (менее открытый). А третьи – начинаю перенимать египетские обычаи, принимают мусульманство, меняют стиль одежды, могут одеть хиджаб (платок), да и характер в корне могут изменить. Вообщем, у всех смешанных пар привыкание друг к другу происходит по-разному. Каждая семья устанавливает свои правила.
Для меня муж - это мой муж, и люблю я его за отношения ко мне, а не за его национальность или вероисповедание. Если бы я встретила такого человека, как он, у себя на родине, то жила бы с ним в своей стране, но получилось так, что я встретила свою вторую половинку в Египте, а значит так хочет Бог. И ценю я его за мягкий характер, спокойствие и проявленное уважения.
Ахмед: Я ценю Надю за доброе, честное и открытое сердце, за то, что она всегда улыбается и заряжает меня хорошим настроением!!! И за то, что она мне во всем помогает, поддерживает. Мы ведь оба молодые и учимся друг на друге, как строить семью, формировать хорошие отношения, взаимоуважение и понимание. Помогаем друг другу становиться лучше…А ещё мне очень приятно, что она принимает меня таким, какой я есть, и гордится мной.
Евгения Макрам: Вы оба работаете в туризме. Есть ли ревность к работе друг друга?
Надя: Работа - есть работа. Я довольно спокойно отношусь к его деятельности, считаю, что не важно, где человек работает, главное что он думает. Не ревную абсолютно.
Ахмед: Нормально отношусь к работе Нади, но не хочу, чтобы она работала с таким непостоянным графиком (то утро, то вечер), надо что-то более спокойнее.
Надя: Я поменялась живя с мужем, стала более спокойной и рассудительной и менее вспыльчивой и обидчивой. Стала мудрее.
Жизнь в Хургаде конечно же отличается от той, которой я жила раньше, но человек привыкает ко всему, главное, чтобы жизнь была достойной. Чтобы вы были довольны своей работой, чтобы вы нашли новых настоящих друзей, и, главное, чтобы отношения с мужем были искренними, в семье царила любовь и взаимопонимание!!!

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.