Леонид пастернак художник. Забытый пастернак. Выпускник мюнхенской Академии изящных искусств

Регулярная исправленная статья
Пастернак, Леонид Осипович
до 1916 г.
до 1916 г.
Имя при рождении:

Ицхок-Лейб Пастернак

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак , также Постернак ; 1862, Одесса -1945, Оксфорд) - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака .

Биография

Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе , в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.

С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.

После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву , где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).

В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).

Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».

В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).

Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом , Г. Штруком , А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана , Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон , Х. Н. Бялик, С. Ан-ский , Д. Фришман , И. Энгель , Я. Мазе , а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке - издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит - «Явне») - своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.

А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. - альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы - по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».

В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» - «Детские песни», 1925, Иерусалим).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak Dressing.jpg

    В гримёрной 1893

    Pasternak the Night.jpg

    Ночь накануне экзамена

    Pasternakportretvsuka.jpg

    Дирижёр В. И. Сук 1898

    Pasternaknaplyage.jpg

    Остров Rügen 1906

    Pasternak podlampoj.jpg

    Л. Н. Толстой с семьей 1902

    Pasternak Tolstoy 1908.jpg

    Лев Толстой 1908

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternaksosnyimore.jpg

    Сосны и море 1910

    Pasternakrazgruzkavagona.jpg

    Разгрузка вагона (Одесский порт) 1911

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Аврум Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 года в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша ).

    Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С по гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе , однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883-1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок По стернак ).

    Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств , где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина .

    После приобретения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи Пастернак решает переехать в Москву , где в г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев По стернак ).

    Участвует в ежегодных выставках передвижников . Член объединения «Мир искусства ». В конце 1880-х - начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста . В г. Пастернак получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии - ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.

    Семья

    Книги

    • Л. Пастернак . Рембрандт и еврейство в его творчестве. Берлин: Издательство С. Д. Зальцмана, 1923 (на русском языке); Берлин: Явне, 1923 (на иврите).

    Работы

    • За работой. Этюд. Масло
    • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
    • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
    • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
    • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
    • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
    • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
    • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
    • «Вести с родины»,
    • Портрет С. С. Шайкевича
    • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
    • Портрет М.Горького (1906),
    • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
    • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
    • Портрет Вяч. Иванова (1915)
    • Уроки музыки. 1909. Пастель

      Pasternak leo tolstoy.jpg

      Лев Толстой

      Pasternakluchsolnzaint.jpg

      Солнечный луч

      Pasternak VyachIvanov Berdyaev Bely.jpg

      Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев и Андрей Белый

      Pasternakvorobyovygory.jpg

      Золотая осень. Воробьевы горы.

      Pasternak boris alex.jpg

      Сыновья Борис и Александр

      Pasternak Apples.jpg

      Сбор яблок (1918)

      Pasternak-rilke.jpeg

      Райнер-Мария Рильке

      Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

      Он будет ждать (Старый еврей)

    Внешние изображения
    иллюстрации к роману "Воскресенье "
    (Л.Н. Толстой)
    img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396279_06Utro_Nehludova.jpg
    img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396383_08V_teatre.jpg
    img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396457_10V_koridore_suda.jpg

    Напишите отзыв о статье "Пастернак, Леонид Осипович"

    Примечания

    Ссылки

    • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
    • на сайте Руниверс
    • «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей.» Книга Дм. Быкова содержит много интересных сведений про отца поэта.

    Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

    – Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
    – Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
    И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
    – Да ты не видела?
    – Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
    И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
    Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
    – Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
    – Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
    С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
    – Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
    – Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
    – Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
    – Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
    – Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
    – Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
    Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
    Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
    – Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
    Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
    Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
    – Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
    Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
    Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
    Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
    Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
    Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
    Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
    Он улыбнулся и протянул ей руку.

    Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
    Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
    – Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
    – Я здесь, ваше сиятельство.
    – Как рана?
    – Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
    – Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
    – Какую книгу?
    – Евангелие! У меня нет.
    Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.

    Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

    Леонид Пастернак К родным 1891 г.

    Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен - Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, - установить не удалось).



    Леонид Пастернак (фото 1880 г.)
    Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.

    Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

    Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого "мецената": это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.

    Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

    После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.

    Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной

    Розалия в 13 лет

    Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.

    Л.О.Пастернак. Муки творчества

    Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Вести с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

    Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

    Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными.
    В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэ т. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.

    Л.О.Пастернак с женой и сыновьями

    Л.Пастернак. Сыновья Борис и Александр

    Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения".

    Л.Пастернак Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

    Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

    Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.

    На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.

    .
    Портрет Льва Толстого

    Л.Пастернак.Под лампой ,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.

    Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

    Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". За чтением. Нехлюдов читает Катюше.
    Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". В зале суда

    Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.
    Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

    Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).


    В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

    В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

    В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

    Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.

    Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

    Л.Пастернак Автопортрет в желтом халате
    Лорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.

    В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".
    В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
    Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
    Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

    Вот несколько наиболее известных его работ:


    Л.Пастернак За работой. Этюд

    Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.

    Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж

    Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.

    На берегу, 1906 г.

    В интерьере. 1907г.

    У окна.Осень.1913 г.

    Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.
    Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928

    Портрет Е.Левиной.1917 г.

    Л.Пастернак. Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г .

    Золотая осень.Воровьёвы горы

    Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

    Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени - ушедшего из жизни:

    «Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство»

    Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца - живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали (blog.i.ua)

    Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

    Детство

    Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

    Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

    Жизнь за границей

    Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

    Первые публикации

    Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

    На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

    Личная жизнь

    В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

    Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

    Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

    Признание

    В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

    После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

    Работа в журнале

    С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

    Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

    Создание портретов

    Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

    Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

    Международный успех

    Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, и Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

    Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

    После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

    Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

    Жизнь вне Родины

    Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

    С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

    В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.

    Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

    Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

    На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.


    Автопортрет

    Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

    Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств (1882—1885). Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О. Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
    Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П.М.Третьяковым.
    Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
    В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).
    В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.
    Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.
    Надо отметить, что он общался с большинством ведущих российских деятелей культуры того времени. Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, П.А. Кропоткин, С.П. Дягилев — его близкие знакомые. Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
    В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

    Иного характера заслуга Л.О. Пастернака перед отечественной культурой лежит, наверное, в родственной художественному творчеству сфере — он отец известного советского поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

    Автопортрет

    За работой. Этюд.

    Портрет А. Б. Высоцкой. 1912г.

    Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899г.

    Уроки музыки. 1909г.

    К родным. 1891

    Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902

    Портрет историка В.О.Ключевского. 1909

    Письмо с родины

    Сбор яблок. 1918.

    Эскиз к картине "Поздравление". 1914.

    Оркестр

    Р.И. Пастернак у моря. Меррекюль. 1910.

    Борис и Александр Пастернак

    Автопортрет с женой

    Луч света

    Борис и Александр в матросских костюмах. 1902.

    Маруська.

    Зимний вид Кремля. 1917.

    Новолуние

    Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина. 1924.

    Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке. 1927.

    Обнаженная в бане (ванной).

    Арбуз.