Левитан художник над вечным покоем. Над вечным покоем. Противопоставление двух миров

Над вечным покоем, 1894

Над вечным покоем - одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

Над вечным покоем, 1894. Картина Левитана. Шедевры русского пейзажа, фото - Исаак Левитан. Официальный сайт. Жизнь и творчество. Живопись, графика, старые фото. - Над вечным покоем. Высокий мыс, вода, серое озеро, берег, часовня, земля, тоска, мрак, одиночество. Исаак Левитан, картина, шедевр, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левитан. Исаак Левитан … Википедия

- (1860 1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873 1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884; с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала Мир … Художественная энциклопедия

Исаак Ильич (1860, Кибартай, Литва – 1900, Москва), русский живописец и график; выдающийся пейзажист. Родился в семье железнодорожного служащего. В 1870 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у… … Художественная энциклопедия

- (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894).… … Энциклопедический словарь

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Исаак Левитан И. Левитан, Автопортрет (1880) Дата рождения: 1860 Место рождения: Кибарты, Ковенская губерния Дата смерти … Википедия

Книги

  • Исаак Левитан , . С творчеством наших великих живописцев мы знакомимся, как правило, в раннем детстве. Будь то репродукции картин, висящие на стенах детских садов и школ, или уменьшенные их варианты в…
  • Шедевры от А до Я: Выпуск 4 , . С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полные тематические подборки…

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Написал прекрасное полотно "Над вечным покоем" Левитан. Картина, над которой он начал работать летом 1893 года, теперь хранится в Третьяковской галерее. Исаак Ильич жил тогда на Тверской земле среди лесов, рек и озер.

Во время одной из прогулок по окрестностям художник увидел озеро Удомле. На берегу бедный сельский погост, над водой - большая Сильный ветер раскачивал вершины кладбищенской рощи. Именно этот вид рождает у Левитана замысел новой большой картины.

Произведение, говорящее со зрителем

Кисть художника заставляет заговорить пространство пейзажа "Над вечным покоем". Левитан, картина которого была представлена широкому кругу зрителей, надеялся поведать им о самых важных для человека вещах. И когда это произведение появится в 1894 году на выставке передвижников, проницательные критики увидят, что это даже не пейзаж - это картина души человека.

Картину "Над вечным покоем" зрители ценят прежде всего за то, как светятся ее краски. Надо прямо сказать о том, что Исаак Ильич Левитан - художник, сделавший величайшее открытие в русском искусстве. Он заново открыл то, что впоследствии замечательный исследователь академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал пейзажным мышлением.

Противопоставление двух миров

Оказывается, на Руси издавна существовала древняя традиция созерцания пространственных образов. Наблюдение за природой, как говорили в старину, "умными очами", то есть умозрением. Или иначе - духовным размышлением о таинственных вещах, окружающих человека. О Боге и душе, о жизни и смерти, о быстротечности земного существования.

При помощи противопоставления торжественной высоты неба и пустынного, почти безжизненного пространства озера создается трагический строй картины, которую написал Исаак Левитан, - "Над вечным покоем". Потому что зритель чувствует здесь присутствие двух миров: времени и вечности. Противостояние простых человеческих забот божественному совершенству.

"Над вечным покоем". Левитан. Описание особенного духовного восприятия

Озеро на полотне выглядит бескрайним, практически как море. А венчающая косогор церковь с крестом на луковичной главке словно уподоблена кораблю. По давней Евангелической традиции глава церкви - Христос, и только он может спасти человека, жизнь которого не что иное, как трудное и опасное путешествие по морю житейскому.

Сентиментальность или уникальный дар

Исаак Ильич Левитан - художник, обладающий уникальным даром духовного восприятия мира. И картина "Над вечным покоем" неоспоримо свидетельствует об этом. Но есть еще одно очень драгоценное свидетельство, которое содержится в мемуарах близко знавшего Исаака Ильича художника Константина Алексеевича Коровина.

В его воспоминаниях описывается, как Левитан мог летом целыми часами лежать на траве и вглядываться в бескрайние небесные просторы. Небо восхищало и вдохновляло его. Это удивительные вспоминания. Потому что на российскую природу, в самом деле, можно смотреть разными глазами, и каждый воспринимает ее по-своему.

Глядя сентиментально, многие люди ощущают на сердце сладкую грусть, и у некоторых это вызывает даже слезы. Также и Константин Алексеевич Коровин, увидев их в глазах Левитана, решил, что Исаак Ильич чересчур сентиментален. Но создатель картины "Над вечным покоем" совершенно иначе смотрел на окружающую природу. Он созерцал российский пейзаж как Божье творение. И не сладкая грусть, а глубокая тоска по чему-то высшему и недостижимому наполняла его. Так смотрят глубоко верующие люди на икону.

Завещание потомкам

Это безгранично талантливый шедевр - "Над вечным покоем"! Левитан, картина которого сегодня занимает одно из почетнейших мест в залах знаменитой Третьяковской галереи, был настоящим великим человеком, гением и Божьим избранником. Все, что он создал, безумно прекрасно, ново и необыкновенно. Зрители, созерцающие его творения, переполняются самыми разными чувствами. Кто-то задумывается о несбывшихся надеждах, другие - о смысле или ничтожности человеческой жизни.

Но самой замечательной вещью, написанной Исааком Ильичом, безусловно, является творение "Над вечным покоем". Самая светлая и радостная картина, которая осталась как завещание для потомков, чтобы они как можно чаще смотрели на небо и восхищались его бескрайними просторами, не забывая о смысле собственного существования.