Левша. Сказ о тульском косом левше и стальной блохе. Н.С. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения Блоху подковать произведение

Блоху подковать

Блоху подковать
Первоисточник - русская народная присказка-прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) положил в основу своего рассказа «Левша» (1881). После этого выражение стало популярным.
Иносказательно: высшая степень изобретательности, таланта, мастерства.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блоху подковать

Выражение это в значении: Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство – получило крылатость после появления рассказа Н.С. Лескова "Левша" (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блоху подковать" в других словарях:

    Блоху подковать - крыл. сл. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком нибудь деле, уменье, тонкое мастерство получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    блоху подковать - Виртуозно справиться с очень тонкой и сложной работой … Словарь многих выражений

    Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /i> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. БМС 1998, 49 … Большой словарь русских поговорок

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    Герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в … Литературные герои

Книги

  • Левша , Н. С. Лесков. Рассказ "Левша" является одним из наиболее известных и ярких произведений писателя. Это история о тульском оружейнике Левше, сумевшем подковать стальную блоху работы английских мастеров.…

Левша — русское чудо, великий мастер, герой одноименного рассказа писателя 19 века Николая Лескова. Этот сюжет использовался во многих произведениях искусства: художниками, композиторами, другими писателями. В конце 20 века в Мариинском театре была поставлена опера композитора Родиона Щедрина «Блоха» на этот же сюжет.

Вымысел и правда

Повесть Лескова, изданная в 1881 году, имеет полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Главное событие повести — тульский мастер по прозвищу Левша подковывает блоху-игрушку, сованную английскими мастерами. Англия присылает в подарок русскому царю «робота», крохотную металлическую блоху, которая умеет танцевать, когда ее заводят. А Левша делает работу еще миниатюрнее, подковывая эту самую блоху. Теперь блоха больше не танцует… зато первенство русских мастеров миниатюры перед иноземными доказано.

В реальности такого исторического факта, как подарок игрушки Англией и ее подковывание, не существовало, точнее, он документально не зафиксирован. Однако с течением веков в России действительно появились мастера-подражатели литературного героя.


Прототип Левши — тульский мастер

Интересно, однако, что существовал русских мастер-оружейник из Тулы по фамилии Сурнин. Он ездил в Англию «на обучение», как и Левша, но, как и герой, быстро показал свои собственные умения. Сурнина взяли помощником владельца завода — Генри Нока. Сурнин был в Англии за сто лет до создания «Левши», то что многие лесковеды считают именно его прототипом Левши. К счастью, хотя судьба Сурнина была счастливее участи Левши. А. М. Сурнин вернулся в родную Тулу, имел высокую должность на местном оружейном заводе и скончался в 1811 году в почете и уважении, сделав много хорошего для оружейного производства России, и внедрив ряд английских разработок, сыгравших большую роль в победе России в Отечественной войне 1812 года.


Николай Алдунин — современный русский Левша

Однако лишь в 20 веке появился человек, реально сумевший подковать блоху. Это наш современник Николай Сергеевич Алдунин, скончавшийся в 2009 году и сумевший создать целый музей «Русский Левша». Он подковал настоящую усыпленную блоху, подрезав ее коготки на крохотных лапках (ведь блоха очень неудобна и, скажет так, не предназначена для подковывания). Подковки были золотыми, гвоздики на подковах тоже, однако все это было микроскопическим! Из грамма золота можно сделать 20 миллионов таких подковок, поделился как-то мастер в интервью.


Музей микроминиатюр

Алдунин создал и еще множество миниатюр. Сегодня у него есть и последователи. Конечно, работал он, в отличие от литературного персонажа, и использованием микроскопа (лесковский Левша говорил, что у него «глаз пристрелянный»). Но сколь велико разнообразное наследие мастера! Это и танк Т-34 на яблочном семейке, и караван верблюдов в игольном ушке, и роза в волосе… Все они выставляются в передвижном музее микроминиатюр «Русский Левша».
Последователи Алдунина — миниатюристы А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их труды объехали полмира, победили на международных конкурсах.
Сегодня подкованные блохи есть и в коллекции Президента России, и в ряде музеев мира, и в главном музее Тулы — «Старой тульской аптеке».


Кто такой мастер

Сегодня рукоделие, мастер-классы, обучение творчеству очень распространены. Умение делать что-то своими руками — это один из путей к себе! Также быстрее познать себя поможет ряд тренингов. Рекомендуют их делать раз в неделю.

Можно полагать, что творчество даже на простейшем уровне способствует познанию себя. Но и на профессиональном уровне — мастером становится тот, кто, зная себя и любя сиво дело, развивается в нем.

Первое упражнение: «Ваша сумка»

  • Возьмите лист, карандаш и любую вашу сумку. Выложите ее содержимое на стол.
  • Теперь отберите три вещи, которые могут раскрыть вас как человека: те, что отражают ваш характер, человеческие качества — и в письменном виде изложите, что эти вещи о вас говорят (если чего-то не хватает — возьмите другую вещь из офиса, из квартиры). Теперь прочтите текст и обдумайте, что вы узнали только что, а что знали и раньше. Постарайтесь уложиться в ходе упражнения за 15 минут, а затем размышляйте над ним после, в течение дня

Второе упражнение: «Вымышленный герой»

Это также небольшое пятнадцатиминутное упражнение.

  • Придумайте или вспомните героя кинематографа, книжного, мультяшного персонажа, который будет похож на вас сегодня.
  • Теперь напишите, что вас роднит с этим героем. Это черты характера, внешность, жизненные ситуации, а может быть, профессия, личная жизнь, семья. Дополните их различиями.
  • Хотели бы вы в реальности познакомиться с таким героем — и почему? Запишите.
  • Теперь представьте такого героя, которому вам хотелось бы подражать. Так же запишите сходства и различия.
  • Теперь подумайте, как вы сможете использовать черты вашего образца? Можете ли вы подобраться к ним, меняя себя к лучшему?

Третье упражнение: «Ваши чувства»

  • Останьтесь в тишине и одиночестве. Прислушайтесь к себе и попытайтесь записать свои чувства.
  • Постарайтесь тремя предложениями описать свое эмоциональное состояние. Еще тремя — физические ощущения, возможно, напряжение, боль или усталость. Может ли это быть связано с вашими чувствами? Или психологическим состоянием?
  • Хотите ли вы сами начать действовать сейчас? Совершить некий поступок, например, обнять или ударить кого-то?
  • Вашей задачей в ходе выполнения этой методики будет научиться детально описывать состояние на эмоциональном, психологическом и физическом уровне — то есть, на уровне тела, души и духа.

Так вы сможете лучше разбираться со своими чувствами, сумеете самовыразиться, разовьете творческое мышление.
Зачастую люди понимают в ходе подобных тренингов, что они боятся смерти, напряжены перед лицом тревоги, не могут обрести ориентиры.


Как найти свою профессию, став мастером своего дела

Работа занимает около трети нашей жизни и, соответственно, играет в ней большую роль. Неважно, для чего и где вы работаете — только ради денег, для самореализации или опыта. Устроиться на работу, которая бы нравилась и при этом приносила доход, — настоящее счастье. И здесь необходима помощь Божия.

Святитель Николай Чудотворец — пожалуй, наиболее почитаемый во всем Православном мире святой. Будучи неграмотными, многие крестьяне даже называли его в составе Святой Троицы. В жизни своей святитель был истинным отцом для всех жителей города Миры Ликийские, архиепископом которого он был. И при жизни, и после смерти он прославился многими дивными делами, показывая силу Божией благодати: по его молитвам исцелялись больные, восстанавливалась справедливость, бедняки-праведники получали награду — богатство.

Святителю Николаю Чудотворцу молятся обо всех трудностях, связанных с работой:

  • в трудоустройстве, поиске вакансий,
  • перед собеседованием,
  • перед важными делами и принятием решений,
  • при трудностях в работе,
  • об избавлении от рисков,
  • о развитии бизнеса,
  • о своевременной зарплате,
  • при необходимости принятия решения об увольнении или дальнейшей трудовой деятельности в фирме.

Трудно поверить в силу молитвы, но множество людей со всего мира свидетельствуют о знамениях Божиих по просьбе к Николаю Чудотворцу: люди, стоящие перед серьезным выбором, делают его верно; желающие поменять работу и профессию чудесно связывают ее с Церковью и обретают счастье любимой работы среди хороших людей.

Молитва святителю Николаю, совершившему еще при жизни чудеса спасения оклеветанных и разоряющихся людей — важное средство поддержки, в том числе и психологической. Молиться можно не только об обретении работы, которая даст вам материальную обеспеченность, но и о поиске своего профессионального пути.


Молитва о поиске работы

Сильную молитву о работе Матроне Московской можно читать во всех сложностях, связанных с профессиональной деятельностью:

  • трудности в поиске работы,
  • ссоры и проблемы в коллективе,
  • невозможность справиться с работой,
  • давление со стороны начальства или коллег,
  • интригах и грозящем увольнении,
  • проблемами с выплатой зарплаты или низкой оплатой вашего труда.

Молитвы о благополучии в работе и деньгах читаются только о делах честных. Дело не в том, что о неправедном заработке — мошенничестве, разврате, деятельности казино и прочем — нельзя молиться. Просто эти дела греховны, заниматься ими в принципе не стоит: не умножайте зло на земле, не готовьте себе наказания несчастьем. Господь благословит вас на доброе, наверняка у вас есть талант, которым можно зарабатывать на хорошей работе. Молитесь и просите Бога и святую Матронушку указать вам его.

Молитва Матроне Московской — обращение за помощью к ней, как к живой. Ведь святые — наши заступники перед Богом. Каждый человек нуждается в поддержке близких, но известно, что в состоянии стресса люди своей раздражительностью создают конфликты и в семье. Самое время обратиться за помощью к Семье небесной — к Богу Вседержителю, доброму Отцу всем нам, Матери Божией, усыновившей род человеческий, и нашим духовным братьям и сестрам — святым.

Да хранит вас Бог!

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
- Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь - заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, - подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа - «...у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем... У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша - ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются... А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи... Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
- Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, - сам бы так поступил, - и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных... Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия. Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов на глаз.

Существующую «технологию металлов» Николай считает несовершенной. Несколько лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Считает, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Караван верблюдов. В игольном ушке. Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы.

Автомат АКМ-47. Расположен поперек спички. Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал – золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления – 6 месяцев.

Танк Т34/85. Расположен на продольном срезе яблочного зерна. Длина корпуса – 2 мм. Количество деталей – 257. Материал – золото 999,9 пробы.



Тульский самовар. На игле. Рядом песчинка сахара. Высота – 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей.



Подкованная блоха. С седлом и стременами.

Велосипед. Расположен на швейной игле. Длина – 2 мм.

Останкинская телебашня. Расположена на яблочном зерне. Высота – 6,3 мм. Материал – золото 999,9 пробы.

Российский рубль. Диаметр – 0,88 мм. Материал – золото 999,9 пробы.

А.С.Пушкин. Портрет на рисовом зерне.

Л.Н.Толстой, тоже на рисовом зерне

Н.В.Гоголь там же

Сегодня у нас 28 января 2018 года, а значит пришло время дать ответ на очередной вопрос викторины клуба mnogo.ru под названием «Внимание, вопрос!». За верный ответ на вопрос мы получим сразу 10 бонусов клуба. Сегодня в викторине был задан вопрос о том, кого подковал Левша, коня, блоху или корову.

Кого подковал Левша в повести Лескова?

Давайте взглянем на варианты ответа и выберем правильный из них.

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») - повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники».

События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Потом уже при Николае I эту блоху подковал Левша и её выслали в Англию обратно, чтобы показать англичанам, что и русские мастера умеют делать чудеса, да ещё и получше.

  • корову
  • блоху

Думаю всем и так понятно, что Левша подковал именно блоху. Верный ответ: блоху .