Маргарет митчелл библиография. Маргарет Митчелл: биография и библиография. Ну а теперь ваша очередь, мистер Ретт Батлер

Роман "Унесенные ветром" является самым любимым произведением для миллионов. Он был написан около 70 лет назад талантливой писательницей Маргарет Манерлин Митчелл, жизнь которой, по сути, делится на "до" и "после" публикации романа "Унесённые ветром". В этой статье мы вам расскажем о жизни и творчестве писательницы, а также о некоторых интересных фактах из ее жизни.

Маргарет Митчелл: биография

Будущая писательница, как и ее героиня Скарлетт, родилась на Юге США, в столице штата Джорджия Атланте в самом начале 20-го века. Ее родительская семья была состоятельной. В девушке были смешаны французская (по матери) и ирландская (по отцу) кровь. Деды Маргарет Митчелл участвовали в войне Севера и Юга и были на стороне южан. Один из них чуть ли не умер, получив пулю в висок, но чудом спасся. А другой дед после победы янки долго скрывался.

Отец писательницы - Юджин Митчелл - был известнейшим в Атланте юристом и экспертом по недвижимости. Кстати, он в годы своей юности мечтал о карьере писателя. Он также являлся председателем исторического общества Атланты, изучал историю страны, особенно период гражданской войны. Именно благодаря нему его дети - Стивен и Маргарет Митчелл (фото смотрите в статье) - с самого раннего детства росли в интересной и увлекательной атмосфере различных захватывающих историй о прошлом и настоящем. Мама же их была светской львицей, которая все вечера проводила на балах и вечеринках. У них в доме было много слуг, которыми она ловко управляла. Ее образ тоже можно встретить в романе.

Образование

В школе Пегги (так кратко называли Маргаретт в подростковом возрасте) делала большие успехи именно в гуманитарных науках. Ее мама была сторонницей классического образования и заставлала детей читать произведения классиков мировой литературы: Шекспира, Диккенса, Байрона и т. д. Пегги всегда писала интересные сочинения, а также сценарии и пьесы для школьных постановок. Особенно ей нравилось сочинять истории про далекие экзотические страны, к которым она причисляла и Россию. Ее фантазии удивляли и восхищали творческим даром талантливой девочки. К тому же юная Маргарет Митчелл любила рисовать, танцевать, а также ездить верхом.

Она была прекрасно воспитана, но была девушкой с характером, немного упрямой и имеющей собственное мнение по поводу всего в своем окружении. В подростковом возрасте она увлекалась чтением дешевых любовных романов, однако также продолжала читать классику. Наверное, этот микс и способствовал рождению гениального романа, который стал одним из самых востребованных в 20-м веке. Окончив среднюю школу, она поступила в семинарию им. Вашингтона, а после этого еще год училась в колледже Смита (Нортгемптон, Массачусетс). Она мечтала отправиться в Австрию на стажировку к великому психоаналитику Зигмунду Фрейду.

Взросление

Однако этой ее мечте не суждено было сбыться. Когда ей было 18 лет, ее мама умерла от испанской пандемии, и тогда ей пришлось вернуться в Атланту, чтобы взять на себя заботу о доме и родных. Эта важная сцена из ее жизни в дальнейшем легла в основу трагедии Скарлетт, узнавшей о смерти своей мамы от тифа. В этот период Маргарет Митчелл стала под другим углом смотреть на многие, на первый взгляд обычные вещи. Этот период ее жизни во многом способствовал написанию романа.

Журналистская деятельность и первое замужество

В 1922 году Маргарет начала свою деятельность в качестве журналистки в журнале "Атланта Джорнал". Она подписывалась своим школьным прозвищем - Пегги. Как и у Скарлетт, у нее было множество поклонников, ведь природа одарила ее и внешностью, и шармом, и состоянием, что было также немаловажно в те далекие времена. Говорят, что до того, как она приняла предложение руки и сердца от своего первого мужа Беррьена Киннарда Апшоу, ей было сделано около 40 предложений. Однако ее первый брак был недолговечным, более того, молодые развелись спустя всего лишь несколько месяцев после свадьбы.

Беррьен был настоящим красавцем, и между ними вспыхнула непреодолимая страсть, однако вскоре на почве все той же страсти у них стали возникать страшные ссоры, и жить в такой тяжкой атмосфере было обоим невмоготу, поэтому-то им и пришлось пройти через унизительную процедуру развода. В те времена американки старались не доводить дело до развода, однако Маргарет была другого поля ягодка, она шла впереди своего времени и не желала идти на поводу у общественного мнения. Ее поступки порой шокировали консервативное местное общество, однако ее это мало волновало. Ну чем не Скарлетт?

Второй брак

Во второй раз Маргарет выходит замуж за Джона Марша - страхового агента. А спустя год после этого она травмирует ногу и уходит из редакции журнала. Вместе с мужем они селятся в красивом доме неподалеку от знаменитой Персиковой улицы. После этого она превращается в настоящую провинциальную леди-домохозяйку. Ее второй муж не так красив и привлекателен, как Ашпоу, зато он окутывает ее любовью, вниманием и покоем. Все свободное время она посвящает написанию историй про двух смелых девушек, про войну, про выживание, ну и, конечно же, про любовь. С каждым днем она придумывает все новые истории, а исписанных страниц становится все больше и больше. В тот период Маргарет стала постоянной посетительницей библиотек, где изучала историю времен гражданской воны, сверяла даты событий и т. д. Так продолжалось целых 10 лет - с 1926 по 1936 гг.

Роман "Унесенные ветром"

Согласно легенде, Маргарет Митчелл, американская писательница, создавала книгу с конца. Первая написанная ею страничка стала заключительной частью романа. А вот самым трудным для нее было написание первой главы. Она переделывала ее целых 60 раз. И только после этого отправила книгу в издательство. Кроме того, до последнего ее героиню звали иначе. А имя Скарлетт пришло ей на ум уже в издательстве. Те читатели, которые знали ее лично, после прочтения книги говорили, что видят в Скарлетт многие черты самой писательницы. Данные предположения приводили писательницу в бешенство; она говорила, что Скарлетт - проститутка, продажная женщина, а она - уважаемая всеми леди.

Некоторые читатели также предполагали, что Ретта Батлера она списала со своего первого мужа Бьеррена Апшоу. Это также вызывало у Маргарет нервный смех. Она просила, чтобы знакомые не пытались находить сходство там, где его нет. К тому же она любила повторять, что главной темой романа является не любовь, а выживание.

Признание

Когда книга вышла в свет, клан «литературных профессионалов», состоящий из авторитетных критиков, не пожелал признавать до этого времени не известную писательницу Маргарет Митчелл, произведения которой публиковались разве только в газете. Совершенно другого мнения о романе были читатели. Его слава передавалась из уст в уста, и люди спешили купить книгу, чтобы насладиться чтением и узнать подробности истории героев. С первых же дней продаж роман стала бестселлером, а ровно через год никому не известная писательница получила авторитетную премию Пулицера.

В США книгу перепечатывали семьдесят раз. Она также была переведена на многие языки мира. Конечно же, многих интересовало, кто такая Маргарет Митчелл, книги, список написанных ею произведений. Они даже не могли предположить, что автор этого великолепного романа - новичок, и "Унесенные ветром" - это первое ее серьезное произведение, на которое она потратила 10 лет.

Популярность

Маргарет Митчелл очень тяготилась внезапно нахлынувшей на нее известностью. Она почти не давала интервью. Отказалась от предложения снять фильм о ее жизни. Она также не соглашалась писать продолжение так полюбившегося всем романа. Писательница не позволяла, чтобы имена героев ее романа использовались в рекламной индустрии. Было даже предложение создать по мотивам произведения "Унесенные ветром" мюзикл. Она и на это не дала согласия. Она всегда была замкнутым человеком, вела довольно тихую жизнь, поэтому обрушившаяся на нее популярность вывела ее из привычного для нее и ее семьи равновесия.

Тем не менее, многие поклонники ее творчества искали с ней встречи, и ей время от времени все же приходилось посещать творческие вечера, где собирались любители ее романа и желали познакомиться с автором - Маргарет Митчелл. Книги, которые они покупали, сразу же подписывались автором. На этих встречах часто задавался вопрос о том, будет ли она продолжать свою творческую карьеру. Маргарет не знала, что отвечать на это. Однако роман "Унесенные ветром" был единственным в ее жизни.

Экранизация

И все же госпожа Митчелл позволила снять по мотивам ее книги художественный фильм. Это произошло в 1939 году, через 3 года после выхода книги в свет. Режиссером картины был Виктор Флеминг. Премьера картины состоялась на родине писательницы, в Атланте. Этот день в штате Джорджия был объявлен губернатором нерабочим. На роль главной героини после долгих поисков (в кастинге участвовали 1400 девушек) была выбрана британская актриса Вивьен Ли, которая была очень похожа на Маргаретт в молодости, а вот на роль авантюриста и сердцееда Ретта Батлера был приглашен великолепный актер Кларк Гейбл. Считается, что выбор главных героев в фильме был просто идеальным и что более подходящих кандидатур невозможно было отыскать. В картине сыграли 54 актера и около 2500 человек массовки. Фильм "Унесенные ветром" был удостоен 8 статуэток "Оскар". Это был рекорд, который продержался целых 20 лет, вплоть до 1958 года.

Маргарет Митчелл: интересные факты о романе "Унесенные ветром"

  • Изначално роман назывался - "Завтра будет другой день". Однако издатель попросил ее изменить заголовок, и тогда она выбрала слова из стихотворения Горация: "...унесенный ветром, в толпе затерялся аромат этих роз..."
  • В первый день продажи книги было реализовано 50 000 экземпляров. За первый год пришлось ее переиздавать 31 раз. За этот промежуток времени она заработала 3 млн долларов.
  • Написав одну главу, Маргарет прятала рукопись под мебель, где та лежала недельки две. Потом вытаскивала листы, перечитывала, делала исправления и только потом писала дальше.
  • Когда было решено сделать экранизацию романа, продюсер Д. Селзник выкупил у нее права на экранизацию за 50 000 долларов.
  • Главную героиню Маргарет назвала вначале Пэнси, затем разом решила все изменить, однако для того, чтобы не оставить по ошибке в рукописи старое имя, ей пришлось несколько раз перечитывать роман от корки до корки.
  • Маргарет по своей сути была интровертом, просто ненавидела путешествовать, однако после выхода книги ей приходилось много разъезжать по стране и встречаться с читателями.
  • Фраза "Я не буду думать об этом сегодня, я об этом подумаю завтра" стала девизом для многих людей во всем мире.

Эпилог

Маргарет Манерлин Митчелл - известная американская писательница, автор единственной, но легендарной книги "Унесенные ветром", ушла из жизни самым нелепым образом. Теплым августовским вечером она шла по улице родной Атланты и внезапно была сбита автомобилем, за рулем которого сидел пьяный водитель, в прошлом таксист. Смерть не наступила мгновенно, она некоторое время страдала от тяжелых травм, полученных в автокатастрофе, однако не смогла оправиться от них и скончалась в больнице. 16 августа 1949 считается днем ее смерти. Ей было всего лишь 49 лет.

Родилась 9 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия, в семье адвоката Юджина Митчелла и Марии Изабеллы, часто упоминаемой, как Май Белль, одной из первых леди Атланты, участницей всевозможных благотворительных обществ и активной суфражисткой - приверженкой ранней разновидности феминизма. Именно мать стала прототипом образа настоящей леди, именно она дала представление о тех качествах, которыми должны обладать настоящая женщина того времени.
Начав учёбу, Маргарет сначала посещает Вашингтонскую Семинарию, затем в 1918 году поступает в престижный женский Смитский колледж (штат Массачусетс). Она возвращается в Атланту, чтобы взять управление над хозяйством на себя, после смерти матери от великой испанской пандемии гриппа в 1918.
В 1921 году Пегги (так звали Маргарет все близкие ей люди) познакомилась в Атланте, в чайной «Заячья нора», где собирались начинающие писатели, студенты, журналисты, с молодым человеком по имени Джон Марш. Мужчина, которому исполнилось к тому времени 26 лет, был настроен весьма серьёзно, да и характер его располагал к этому. Сдержанный, внутренне очень дисциплинированный, с невероятно развитым чувством ответственности, Джон как нельзя лучше подходил на роль мужа. К тому же «красотка с Юга» быстро завоевала его сердце. Девушка была не только привлекательна внешне, но обладала прекрасным даром рассказчика, искромётным остроумием и мечтала о журналистике.
Окончив университет в Кентукки, Джон перебрался в Атланту, чтобы быть поближе к Пегги. Но сумасбродной красавице такая быстрая победа казалась пресноватой, да и от внимания других поклонников отказываться не было желания. «Я хотела бы полюбить мужчину, — писала юная Маргарет, — и чтобы он любил меня больше всех других женщин. Я хочу выйти замуж, помогать мужу, растить здоровых детей. Но беда в том, что я не умею любить достаточно сильно…» Не бог весть какие высокие запросы для девушки — кому ума не доставало отдаться всецело семье и потомству, но у Маргарет сквозь пуританскую покорность судьбе проглядывает этакий «зубастый дьяволёнок», так хорошо знакомый читателю «Унесённых ветром».


Друзья были убеждены, что Джон и Пегги поженятся. Действительно, уже будущая невеста понравилась матери жениха, уже Маргарет читает по вечерам Джону свои рассказы, уже делится с ним заветными мечтами, уже… И тут происходит то, что привело в изумление всех, знавших их отношения. Пегги 2 сентября 1922 года выходит замуж за Реда Апшоу — неудачника, алкоголика, человека никчёмного, неспособного содержать семью, недалёкого и скучного (в этом же году начинает работу журналистки, становясь ведущим репортёром газеты Атланта Джорнал). Эксперименты на себе не всегда кончаются удачно Совместная жизнь с Апшоу становится сущим адом: Пегги приходится терпеть оскорбления, унижения и даже побои, что приводит её к тяжёлой депрессии. Неизвестно, что бы с ней сталось, если бы не верность и неизменная поддержка Джона. Он самоотверженно заглушил ревность, отбросил мелкие обиды для спасения любимой и помог ей прежде всего состояться как личности. Это с помощью Джона Маргарет начинает публиковаться в местном журнале, берет интервью (одно из самых удачных — у Рудольфо Валентино), учится облекать мысли в слова.
Сила настоящей любви открывается для Маргарет в преданности Джона. Эксцентрика и неординарность оказались хороши разве что для дешёвых «повестушек», а в жизни ничего не ценится так высоко, как истинное понимание и прощение. «Могу только сказать, — писала Маргарет матери Джона, — что я искренне люблю Джона, верного и сильного друга, которому я безгранично доверяю, и нежного, внимательного возлюбленного».
Наконец Маргарет развелась с Редом, и в 1925 году вышла замуж за Джона Марша. Постоянное напряжение и нервный стресс, сопутствовавший драматическим отношениям с возлюбленной, привели Джона к тяжёлой болезни. Её приступы — внезапная потеря сознания — мучили его на протяжении всей жизни, из за чего он вынужден был отказаться от вождения автомобиля. Легкомысленность поступков не прошла даром и для самой Маргарет. На память об ошибках молодости у неё остались сильные головные боли, неприятности с глазами и приступы жесточайшей депрессии. Однако причинённые обиды не омрачили совместного существования, наоборот, наши герои чувствовали себя бесконечно счастливыми, обретя, наконец, друг друга. Первые годы супружества — безденежные и беззаботные — сопровождались весёлыми дружескими пирушками, вечерами в кинематографе, недалёкими путешествиями и музыкой Дюка Эллингтона. Всё было пронизано безоблачной радостью, лёгкостью отношения к жизни, антивикторианской жизнелюбивой моралью. Потом пришло нечто большее, неразрывное, превосходящее страсть и бурные порывы. «По природе своей мы во многом не совпадаем, — писал годы спустя Марш, — потому можно удивляться, как нам удалось справиться друг с другом, ведь, как это ни странно, мы успешно ладим вот уже много лет. Возможно, секрет в том, что она прощает мне мои качества, а я ей — её».
Но возможно, секрет их счастливого супружества был ещё проще — Джон всегда думал не о собственном самоутверждении, а прежде всего о том, чтобы помочь жене реализоваться, найти себя. Для него она была не собственной, хоть и драгоценной, вещью, а человеком, имевшим право на духовные радости. Это Джон убедил Маргарет после очередной депрессии взяться за дело, в котором жена может забыться, которое может её увлечь. Пегги выросла в атмосфере рассказов о гражданской войне, она досконально знала историю родной страны, и обидно было и дальше хранить эти знания «мёртвым капиталом». Маргарет начинала писать не для публики, не для успеха, а чтобы выжить, чтобы обрести внутреннее равновесие, понять саму себя.
Поворотным моментом в творческой судьбе Маргарет Митчелл можно считать её разговор с Джоном осенью 1926 года, после которого он подарил ей пишущую машинку «Ремингтон», шутливо поздравив её с началом карьеры. И теперь вся жизнь нашей героини закрутилась вокруг этого стрекочущего аппарата. История о войне Севера и Юга становится ядром их совместного существования, их единственным детищем, их Ноевым ковчегом. Участие Джона в создании романа трудно переоценить: он хотел любить и быть любимым, в результате — придумал идею, прославившую его «Галатею».
Каждый вечер, возвращаясь с работы (Джон служил до конца жизни в «Электрокомпании» в отделе рекламы), муж садился читать страницы, написанные за день Пегги. Далеко за полночь обсуждались новые повороты сюжета, вносились поправки, дорабатывались трудные куски романа. Джон оказался блестящим редактором и деликатным советчиком — он не только помогал жене оттачивать писательское мастерство, но и искал нужную литературу, придирчиво занимался каждой деталью быта, костюма, описываемой эпохи.
В основном роман был написан к концу 1932 года, но дорабатывался до 1935 го. Казалось, игра, затеянная Джоном, успешно пришла к победному концу, однако произведённое на свет детище проявило строптивость и захотело освободиться от родительских пелёнок. Редактор американского отделения английского «Макмиллана» профессиональным чутьём уловил незаурядность замысла и убедил Митчелл в необходимости опубликовать её произведение.
После заключения договора супружеская чета поняла, за какое нешуточное дело взялась. Одно дело тешить друг друга по вечерам придуманной историей, другое — подготовить роман к публикации. Работа писалась не в строгой последовательности, с огромным количеством вариантов (одних только первых глав у Митчелл было шестьдесят). А какими напряжёнными были поиски названия! Чего только не предлагалось! Наконец, Маргарет остановилась на «Унесённых ветром» — строке из стихотворения Эрнста Доусона.
Мало сказать, что роман стал событием в американской литературе: в 1936 году он получил самую престижную с США Пулитцеровскую премию. Главное, Митчелл сумела воссоздать «американскую мечту», она подарила отечественному читателю некий образец поведения, некий символ «настоящего гражданина». Её героев можно сравнить с мифологическими персонажами древних легенд — именно такой смысл имели для американцев образы «Унесённых ветром». Мужчины воспитывали в себе предприимчивость и демократичный индивидуализм Рэтта. Женщины подражали одежде и причёске Скарлетт. Гибкая американская промышленность оперативно отреагировала на популярность книги: в продаже появились платья, шляпы, перчатки «в стиле» Скарлетт. Известный кинопродюсер Дэвид Селзник в поте лица четыре года трудился над сценарием фильма «Унесённые ветром».
Премьера, состоявшаяся в Атланте — городе, в котором Митчелл провела большую часть своей жизни — 15 декабря 1939 года стала небывалым триумфом и фильма, и романа, и его автора. На вопрос: «Ну как, гордитесь вы женой, Джон?» — Марш ответил: «Я гордился ею уже задолго до того, как она написала книгу».
Испытание славой обрушилось на Митчелл неожиданно, и она не выдержала бы его, не будь с ней рядом верного друга. В одночасье Маргарет стала невероятно популярной: её приглашают на лекции, берут интервью, мучают фотографы. «Долгие годы мы с Джоном жили тихой, уединённой жизнью, которая была нам так по душе. И вот теперь мы оказались на виду…» Муж взял на себя часть тяжёлого бремени: он всячески старался оградить Маргарет от докучливых посетителей, помогал с перепиской, вёл переговоры с издательствами, наживал финансовые дела.
На один из часто задаваемых вопросов о том, не списала ли она главную героиню с себя, Маргарет резко отвечала: «Скарлетт - проститутка, я - нет!». И поясняла: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации - если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом». Со временем, видя нарастающий энтузиазм, писательница постепенно потеплела к своему созданию…
Оглядываясь на историю создания этой уникальной книги, можно с полным правом сказать, что перед нами редчайший пример, когда мужчина отдал приоритет личностного утверждения в семье женщине, когда он создал идеальные условия для успеха супруге ценой собственной карьеры и… не просчитался.

16 августа 1949 года погибла, попав под машину. Джон пережил её на три года. Один из журналистов, друг семьи, сказал: «"Унесённые ветром" могли быть и не написаны, если бы не постоянная поддержка со стороны того, кому посвящён роман: „Дж.Р.М.“. Это самое короткое и простое посвящение, какое только может быть…»

«Нет, мэм, не могу сказать вам, получит мисс Скарлетт назад капитана или нет. Нет, мэм, мисс Маргарет тоже не в курсе. Да, мэм, я сто раз слышала, как она говорит, что понятия не имеет, что сталось с мисс Скарлетт, когда та уехала домой в Тару…» — в сотый раз терпеливо говорит в телефонную трубку экономка Маргарет Митчелл. Звонками дело не ограничивается: любопытные поклонники осаждают порог дома писательницы, заваливают ее письмами, не дают прохода на улице. Митчелл пишет в одном из писем: «Я мечтаю дожить до момента, когда мою книгу перестанут продавать», - и не кокетничает.

Обаятельная эмансипе

Маргарет (Пегги) Митчелл родилась 8 ноября 1900 года в Атланте в семье успешного адвоката. В детстве писательской карьеры ничто не предвещало: она и читать-то не слишком любила. «Мама платила мне пять центов за каждую прочитанную пьесу Шекспира, по гривеннику за романы Диккенса, а за книги Ницше, Канта и Дарвина я получала по 15 центов… Но даже когда тариф поднялся до 25 центов, я не смогла читать ни Толстого, ни Гарди, ни Теккерея», - признается она позже. Впрочем, уже в подростковом возрасте девочка начала писать рассказы, а в 1922 году потрясла свое окружение, устроившись репортером в газету «Атланта Джорнал»: это занятие в то время считалось сугубо мужским. Редактор довольно неохотно принял на работу изнеженную, как ему казалось, девицу, но выяснилось, что она способна писать на любые темы от моды до истории и политики и брать отличные интервью у Рудольфа Валентино и других знаменитостей.

Хотя Митчелл всю жизнь будут возмущать попытки провести параллели между ней и Скарлетт О’Хара, одна аналогия неизбежна: в умении шокировать общественность Пегги, пожалуй, могла бы дать своей героине фору. В консервативной Атланте, до которой еще не докатились вольности «эпохи джаза», она могла исполнить танец апашей на чинном балу дебютанток, сфотографироваться в мужской одежде, а поклонников меняла так часто, что в какой-то момент обнаружила себя обрученной сразу с пятью мужчинами. Красивая, рыжеволосая, она была, по собственному определению, «одной из тех крутых женщин с короткими стрижками и в коротких юбках, про которых священники говорят, что к 30 годам они попадут либо на виселицу, либо в ад».

Митчелл могла исполнить танец апашей на чинном балу дебютанток, сфотографироваться в мужской одежде, а поклонников меняла так часто, что в какой-то момент обнаружила себя обрученной сразу с пятью мужчинами.

К 1922 году в колонках светских сплетен писали, что Пегги получила больше предложений руки и сердца, чем любая другая девушка в Атланте. Увы, она выбрала неподходящее. Муж, обаятельный бутлегер с вызывающими манерами, оказался склонен к пьянству и агрессии да вдобавок путался с горничными. Так что всего десять месяцев спустя Митчелл подала на развод - что для консервативной Атланты стало еще одним неслыханным скандалом.

Второй брак, заключенный три года спустя, оказался гораздо прочнее. Со страховым агентом Джоном Маршем, который был шафером на прошлой ее свадьбе, Маргарет прожила до конца жизни - возможно, потому, что он был полной противоположностью первому супругу. Выйдя за него, Маргарет кардинально изменила образ жизни: бросила работу, полюбила затворничество и, как показалось вздохнувшей с облегчением семье, наконец-то стала вести жизнь нормальной американской домохозяйки.

«Как они собираются продать хоть что-то?»

На самом деле последующие семь лет - с 1926-го по 1933-й - ушли на создание романа. И на постоянную самокритику: написанное казалось ей жалкими любительскими опытами, которые неловко показать даже мужу (он, впрочем, ее скепсиса не разделял и поддерживал как мог).

Маргарет Митчелл (в центре). Фото: ASSOCIATED PRESS / FOTOLINK / East News

Уже законченный роман два года пролежал в столе, прежде чем она рискнула отдать рукопись литературному агенту издательства «Макмиллан». Отдала - и тут же в панике прислала телеграмму с просьбой вернуть назад; к счастью, агент уже начал читать. «Не могу понять, как они собираются распродать хоть что-то», - недоумевала она в разговоре с мужем, когда издательство предложило ей контракт. «Не волнуйся: у нас с тобой столько родственников, что мы продадим минимум 5 тысяч экземпляров в одной только Джорджии», - отвечал тот.

Название романа и имя главной героини появились уже перед самой публикацией. Скарлетт в процессе написания звали Пэнси, а роман был озаглавлен «Завтра будет новый день». Издателям название не понравилось, и писательница предложила взамен 24 варианта: «Унесенные ветром» шли под № 17, но с пометкой, что самой Митчелл он нравится больше всего.

Название «Завтра будет новый день» издателям не понравилось, и писательница предложила взамен 24 варианта: «Унесенные ветром» шли под № 17.

Еще одна просьба издателей касалась концовки романа: рецензенты всерьез уговаривали Митчелл изменить финальную главу, чтобы не расстраивать чувствительных читательниц грустной развязкой. Но Маргарет, которая начала писать книгу с конца и построила на этом всю сюжетную линию, не сдавалась: «Я изменю все, что хотите, только не конец». И оказалась права: открытый финал романа будут обсуждать следующие 80 лет.

Медные трубы

Успех «Унесенных ветром» на родине даже не с чем сравнить: в первые три недели - 176 тысяч проданных экземпляров, в первый год - 1 млн 200 тысяч, Пулитцеровская премия, комплименты Герберта Уэллса, не говоря о бесконечных коммерческих предложениях.

Но Митчелл свалившийся успех скорее раздражает, чем радует. Она ненавидит вынужденную публичность, не выносит речи и автограф-сессии, а больше всего - сумасшедших визитеров, с утра до вечера осаждающих дом. Так что когда доходит до съемок фильма, разрешение она дает с условием: «Я не хочу взваливать на себя работу сценариста, не желаю быть консультантом на съемках. Я хочу совершенно противоположного: чтобы никто ни под каким предлогом не беспокоил меня и мою семью. Меня не волнует подбор актеров, съемки, продвижение картины. Дайте мне тишины. Забудьте обо мне».

Маргарет Митчелл, 1937 год. Фото: AP Photo / East News

Я не хочу взваливать на себя работу сценариста, не желаю быть консультантом на съемках. Меня не волнует подбор актеров, съемки, продвижение картины. Дайте мне тишины. Забудьте обо мне.

Тем не менее в газетах немедленно появляются слухи, что именно Митчелл подбирает весь актерский состав, и к экзальтированным поклонникам романа прибавляются молодые дарования, требующие устроить их в кино. «Вы будете смеяться, но несколько дам уже прислали мне фотографии своих маленьких дочерей, которые элегантно делают шпагат. Дамы признаются, что ни разу не читали „Унесенных ветром“, но просят задействовать их дочерей в главной роли киноверсии романа. Люди подсовывают своих мясников и поваров, чтобы я дала им путевку в Голливуд - играть Мамушку и дядюшку Питера. Если мне когда-нибудь удастся отдохнуть, я, возможно, посмеюсь над этим, но не сейчас».

Оскорбленная общественность принимает такую реакцию за позу и высокомерие. Местью за отказ выставлять свою жизнь напоказ становятся фантастические слухи, распространяющиеся со скоростью вируса. И если некоторые из них оказываются не заслуживающим внимания бредом (у нее деревянная нога, и она писала роман в постели в гипсовом корсете; ее спас от слепоты хирург, который оперировал сиамского короля), то другие глубоко ранят писательницу. Они касаются авторства «Унесенных ветром».

Вероятно, подозрения в плагиате - участь всех авторов одной книги. В случае с Митчелл основных «версий» три: согласно первой, она списала роман с дневника своей бабушки, вторая приписывает авторство ее мужу, а третья - недавнему нобелевскому лауреату Синклеру Льюису, которому Маргарет якобы заплатила за написание романа. Не выдерживающие серьезной критики слухи не прекратятся даже после смерти писательницы (в августе 1949 года ее собьет пьяный водитель, когда она вместе с мужем будет идти в кино): завещание, согласно которому почти все ее архивы будут сожжены, только раззадорит сплетников.

Тем временем другие, гораздо более реальные факты из биографии Митчелл остаются без внимания общественности. Так, почти никто не узнает, что во время Второй мировой войны Маргарет не только была волонтером Красного Креста и делала крупные пожертвования в пользу американской армии, но и лично писала солдатам десятки писем со словами поддержки.

Удивительные приключения Скарлетт в России

Митчелл наотрез отказывалась писать продолжение книги и запрещала это делать другим. Однако после смерти писательницы и ее мужа останавливать алчных издателей стало некому, и в свет вышло продолжение авторства Александры Рипли, где Скарлетт внезапно оказывается в центре борьбы за независимость Ирландии.

Еще интереснее жизнь Скарлетт и ее друзей сложилась на постсоветском пространстве. Советские читатели прочли «Унесенных ветром» довольно поздно (первое издание вышло только в 1986-м) и жаждали новых историй про любимых героев, а для наступившей следом эпохи «дикого капитализма» не было ничего невозможного. Поэтому в 90-х книжные прилавки наводнили немыслимое количество сиквелов, приквелов и прочих книг «по мотивам», о которых на родине Скарлетт (равно как и где-либо еще, кроме бывшего СССР) никто не слышал. Самые ранние по хронологии охватывали жизнь предков Скарлетт и Ретта до пятого колена; в самых поздних героям было уже хорошо за сотню, но они продолжали так же драматично выяснять отношения.

Маргарет Митчелл – писательница, всемирную известность которой принес роман «Унесенные ветром». Книгу впервые опубликовали в 1936 году. Ее перевели на разные языки и переиздавали более 100 раз. Произведение часто называли «книгой века», так как по популярности роман даже в 2014 году превосходил прочие самые продаваемые сочинения.

Детство и юность

Маргарет Митчелл родилась 8 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия, в обеспеченной и благополучной семье. Она была Скорпионом по знаку зодиака и ирландкой по национальности. Предки Митчелл по отцовской линии переехали в США из Ирландии, а родственники со стороны матери перебрались на новое место жительства из Франции. И те, и другие выступали за южан во время Гражданской войны 1861-1865 годов.

У девочки был старший брат по имени Стивен (Стефен). Отец работал адвокатом и занимался разбирательствами, связанными с объектами недвижимости. Юджин Митчелл сделал семью вхожей в высшее общество. Он имел отличное образование, был председателем городского исторического общества и в молодости мечтал стать писателем. Детей он воспитывал в уважении к предкам и прошлому, часто рассказывая о событиях Гражданской войны.

Нельзя недооценить и старания матери. Воспитанная и целеустремленная, она слыла незаурядной дамой, опережавшей эпоху. Мария Изабелла входила в число основательниц кампании за избирательные права женщин и состояла в католической ассоциации. Женщина привила дочери хороший вкус и наставляла на верный путь. Маргарет же нравился кинематограф, приключенческие романы, езда верхом и лазание по деревьям. Хотя девушка превосходно вела себя в обществе и отлично танцевала.


Маргарет Митчелл в юности

В школьные годы Митчелл писала пьесы для ученического театрального кружка. Затем, будучи ученицей Вашингтонской семинарии, посещала филармонию в Атланте. Там она стала создателем и руководителем драматического клуба. Помимо театрального дела, Маргарет интересовала журналистика. Она была редактором школьного ежегодника «Факты и фантазии» и занимала пост президента Вашингтонского литературного общества.

В 18 лет Маргарет Митчелл познакомилась с Генри Клиффордом, уроженцем Нью-Йорка 22-х лет. Знакомство состоялось на танцах и дало надежду на развитие отношений, но Генри вынужден был уехать на фронт, чтобы участвовать в сражениях Первой мировой во Франции. Маргарет поступила в колледж Смит в Нортгемптоне, в Массачусетсе. В этом учебном заведении она изучала психологию и философию.


В 1918-м Маргарет узнала о гибели жениха. Ее печаль удвоилась, когда пришло известие о том, что от эпидемии гриппа погибла мать. Девушка вернулась в Атланту помогать отцу, стала хозяйкой поместья и погрузилась в управление им. В биографии Митчелл просматривается история . Маргарет была дерзкой, смелой и умной женщиной. В 1922 году она стала репортером издания «Атланта Джорнэл», для которого писала очерки.

Книги

«Унесенные ветром» - роман, принесший Маргарет Митчелл славу. В 1926 году писательница сломала лодыжку и перестала сотрудничать с журналом, в котором работала. Она была вдохновлена на самостоятельное произведение, хотя и писала его нелинейно. Будучи южанкой, Маргарет создавала роман о событиях Гражданской войны, оценивая их с собственной, субъективной точки зрения.


Но Митчелл была внимательна к историческим фактам и основывалась в описаниях на множестве источников. Она даже брала интервью у бывших участников военных действий. Впоследствии автор говорила, что персонажи романа не имеют реальных прототипов. Но, зная особенности взглядов суфражисток, понимая нравы и особенности эпохи Великой депрессии, популяризацию психоанализа, Митчелл дала главной героине необычные качества и характеристики. Символом Америки стала женщина не самых добрых нравов.

Маргарет тщательно прорабатывала каждую главу. По легенде, первая имела 60 вариаций и черновиков. Интересный факт: изначально главную героиню автор назвала Панси и только перед тем, как отдать рукопись в издательство, передумала, исправив имя на Скарлетт.


Книгу выпустило издательство «Макмиллан» в 1936 году. Спустя год Маргарет Митчелл стала обладательницей Пулитцеровской премии. С первых дней статистика продаж романа зашкаливала. За первые 6 месяцев разошелся тираж свыше 1 млн. Сегодня книга продается по 250 тыс. экземпляров в год. Произведение переведено на 27 языков и только в США переиздавалось более 70 раз.

Права на экранизацию продали за $50 тыс., и эта сумма была рекордной. В 1939 году на экраны вышел фильм Виктора Флеминга по роману Митчелл. Он получил 8 статуэток «Оскар». Роль исполнил , а Скарлетт сыграла .


Актрису на главную роль искали в течение 2 лет и одобрили только ту исполнительницу, которая напомнила режиссеру молодую Маргарет. Популярность Скарлетт возросла после премьеры ленты. На прилавках магазинов появились дамские наряды в стиле героини.

Маргарет Митчелл наотрез отказалась от создания продолжения романа. Более того, она завещала после смерти уничтожить иные ее произведения, поэтому составить полную библиографию писательницы сегодня невозможно. Если продолжение истории Скарлетт и существовало, читатель не узнает об этом. Другие сочинения под именем автора не публиковались.

Личная жизнь

Маргарет Митчелл была замужем дважды. Ее первым мужем стал незаконный поставщик алкоголя, человек буйного нрава Берриен Киннард Апшоу. Побои и издевательства супруга дали девушке понять, что она сделала неверный выбор.

В 1925 году Митчелл развелась с ним и вышла замуж за Джона Марша, страхового агента. Любопытно, что молодые люди были знакомы с 1921 года и планировали помолвку. Их родные уже были знакомы, а день свадьбы определен. Но необдуманный поступок Маргарет едва не сломал ее личную жизнь.


Свадьба Маргарет Митчелл и ее первого мужа Берриена Апшоу. Слева - будущий муж Джон Марш

Джон настоял на том, чтобы Маргарет оставила работу репортера, и семья поселилась на Персиковой улице. Там бывшая журналистка и принялась за написание книги. Муж проявил чудеса лояльности и терпения. Он забыл о своей ревности и всецело разделил интересы супруги. Марш уговорил Маргарет взяться за перо не для публики, а для собственного удовлетворения, ведь став домохозяйкой, Митчелл часто переживала депрессию из-за отсутствия важного занятия.

Простого чтения ее пытливому уму не хватало. В 1926 году Митчелл получила от супруга в подарок пишущую машинку. Джон во всем поддерживал жену. Возвращаясь с работы, он читал написанный ею материал, помогал продумывать сюжетные перипетии и коллизии, вносил правки и подыскивал первоисточники для описания эпохи.


Издание романа принесло автору мировую известность, но свалившаяся на Митчелл слава стала тяжким бременем. Она не хотела повышенного внимания и даже не поехала на премьеру кинокартины по своей книге. Маргарет приглашали в университеты для чтения лекций, повсюду появлялись ее фото, а журналисты докучали просьбами об интервью.

Ответственность в этот период взял на себя Джон Марш. Муж писательницы поддерживал переписку с издательствами и контролировал финансовые вопросы. Он посвятил себя самореализации жены. Супруга оценила подвиг, поэтому роман «Унесенные ветром» был посвящен любимому мужчине Маргарет Митчелл.

Смерть

Маргарет скончалась 16 августа 1949 года. Причиной смерти стало дорожно-транспортное происшествие. Ее сбила машина, за рулем которой находился нетрезвый водитель. В результате аварии писательница так и не пришла в сознание. Женщину похоронили в Атланте, на Оклендском кладбище. Супруг Маргарет Митчелл прожил после ее смерти 3 года.


В память о писательнице осталось несколько цитат, фильм «Сжигающая страсть: История Маргарет Митчелл», описывающий биографию женщины, фото, интервью и бессмертный роман.

В 1991 году Александра Рипли выпустила книгу под названием «Скарлетт», ставшую своеобразным продолжением «Унесенных ветром». Презентация романа всколыхнула новую волну интереса к творчеству Маргарет Митчелл.

Цитаты

«Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра»
«Когда женщина не может плакать, это страшно»
«Тяготы либо обтесывают людей, либо ломают»

Убежденная феминистка и сторонница рабовладельческого Юга, Маргарет Митчелл прожила неоднозначную жизнь. Она научилась управлять собственной жизнью и мужем, не имела проблем с финансами, а главное - стала литературным классиком еще при жизни. Ее роман «Унесенные ветром» продается миллионными тиражами, а кинорежиссеры считают за честь снять фильм по этому произведению, так и оставшемуся у Маргарет единственным.

Но десятки вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы, заставляют более внимательно изучить биографию самой Маргарет Митчелл и ее скромнейшего мужа Джона Марша , сознательно сжегшего архив писательницы после ее смерти.

Южанка, феминистка и просто красивая девушка

Маргарет Митчелл родилась в 1900 году в Атланте, штат Джорджия – на американском Юге, который всего за несколько десятилетий до этого потерпел унизительное поражение в Гражданской войне.


Дочь адвоката и суфражистки с упоением слушала рассказы своих дедушек о подвигах и победах этой войны, а также о честной и спокойной жизни, точку в которой поставили завоеватели из Вашингтона.

Девушка поступила в Массачусетский колледж, но завершить образование так и не смогла. Пандемия испанского гриппа отобрала в 1918-1919 годах жизни более чем у миллиона жителей Земли, включая мать Маргарет и ее жениха Генри Клиффорда . Маргарет вынуждена была вернуться в Атланту, где взвалила на свои плечи управление домашним хозяйством. Параллельно начала работу репортером газеты «Атланта Джорнэл».

В 1922 году она вышла замуж за красавца Беррьена Киннарда Апшоу , который любил выпить и нещадно избивал жену за малейшие проступки. Ей даже пришлось купить себе пистолет, который она пообещала использовать в первый же подходящий момент.


В 1925 году Маргарет успела не только развестись с Апшоу, но и стать женой страхового агента Джона Марша, который на предыдущей свадьбе был единственным свидетелем со стороны жениха. Отличный поворот!

Загадки семейной жизни

Девушка незамедлительно уволилась из газеты и стала не совсем обычной домохозяйкой: в свободное время она занялась написанием главного романа своей жизни.

Семья Джона и Маргарет Марш вела тихую и обеспеченную жизнь. Супруги почти никогда не ссорились, но Маргарет носила с собой пистолет еще несколько лет. До тех пор, пока тело ее первого мужа с простреленной головой не нашли где-то на Среднем Западе США.

То ли из-за склада характера, то ли по другим причинам, но Джон Марш старался не перечить жене, которая стала настоящей главой семьи. Много позднее станет ясно, что он просто сильно любил свою Пегги , как часто называл Маргарет.


Как-то неожиданно дом Маршей стал литературным салоном, который с удовольствием посещали работники пера Атланты. Здесь выпивали и беседовали, а молодая и красивая хозяйка была всеобщей любимицей.

И вдруг к середине 1930-х годов Маргарет Митчелл (в литературе она решила не менять свою девичью фамилию) заканчивает написание романа о сложной и многолетней любви Скарлетт О’Хары и Ретта Батлера . Как это удалось девушке с не самым выдающимся образованием? Серьезный вопрос, ставящий в тупик большинство критиков.

Книга из ниоткуда

По официальной версии, Маргарет писала свое сочинение в течение нескольких лет, читая отдельные главы только своему мужу, который должен был дать им читательскую оценку. Сначала это была история любви белой женщины и мулата, но кто бы на Юге читал о подобной ерунде?

Отдельные источники утверждают, что окончательной стала лишь 60-я версия первой главы, которая далась писательнице с огромным трудом.

В начале 1935 года Маргарет показала свои рукописи одному из редакторов издательства «Макмиллан», который был хорошим другом их семьи. После нескольких дней чтения редактор заявил, что перед ним будущий бестселлер, который нужно только доработать.

В течение полугода Маргарет вместе со своим покровителем дорабатывала роман, который изначально не имел ни названия, ни даже имени главной героини.


Издание книги «Унесенные ветром» готовилось долго, а интерес потенциальных читателей умело подогревался грамотной рекламной кампанией. Первый же тираж 1936 года произвел настоящий фурор среди обывателей американского Юга. Люди увидели собственную жизнь без прикрас и мгновенно влюбились в автора – милую женщину, живущую рядом с ними.

К концу 1936 года удалось продать более одного миллиона экземпляров этого романа, а на следующий год не имеющая специального образования Маргарет Митчелл стала обладательницей престижной Пулитцеровской премии в области литературы.

Грандиозный успех или выдающаяся афера?

Маргарет Митчелл продала права на экранизацию «Унесенных ветром» за немыслимые для кинематографа того времени 50 тысяч долларов, а вышедший в 1939 году одноименный художественный фильм получил сразу 8 кинопремий «Оскар».

Все ждали новых шедевров от молодой писательницы. Но она неожиданно исчерпала свой творческий потенциал, сосредоточив усилия на спорах с издателями, с которыми она была готова грызться за каждый цент.

Роман «Унесенные ветром» начали переводить на иностранные языки (на сегодня число таких переводов достигло 37). Читательская любовь зашкаливала, деньги потекли рекой, и необходимость в дальнейшей работе отпала.

Именно такова официальная версия критиков, изучавших творчество Маргарет Митчелл. А что еще они могут сказать, если по завещанию Маргарет ее муж Джон Марш сжег весь архив писательницы, оставив в неприкосновенности лишь образцы рукописей и подготовительный материал «Унесенных ветром»? А может быть, других рукописей попросту не существовало и читатели стали жертвой грандиозной аферы?

Вопросы без ответов

Многие литературные критики утверждают, что настоящим автором «Унесенных ветром» является Джон Марш, а Маргарет Митчелл лишь умело использовала свои чары для продвижения этого произведения.

Другие считают, что супруги писали роман вместе, но доминировавшая в семье Маргарет потребовала указать автором именно ее. Есть версия, что настоящим автором книги является Стивенс – старший брат писательницы.

Но самая невероятная версия предполагает, что Маргарет Митчелл попросту заказала написание романа нобелевскому лауреату Синклеру Льюису , который не хотел «марать свое имя» подобной литературой.


Умерла Маргарет самым нелепым образом: ее сбил некий Хью Грэвитт , когда писательница с мужем шла смотреть кино. Синематограф, автомобили – все это было из нового мира, так не похожего на мир героев Маргарет Митчелл.