Маршруты по Стамбулу (полная версия). Экскурсии в стамбуле самостоятельно

Стамбул: особенности туризма и отдыха. Полезная путешественнику информация о Стамбуле.

• Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Гульшат Закирова

Ни один из способов открывать для себя новые места не вызывает столько эмоций, как прогулка в сопровождении местного жителя, способного показать самые сокровенные уголки своего города. Мою недавнюю поездку в Стамбул на свадьбу близкой подруги можно сравнить с перечитыванием любимой книги - сюжет и герои давно знакомы, но стоило взглянуть свежим взглядом, как история зазвучала совсем по-другому.

Накануне свадьбы меня и родственников невесты пригласили на ужин в семью Туркера - жениха. Будущие родственники моей подруги приветливо нас встретили и усадили за стол с угощениями. Блюда сменялись одно за другим в ускоренном режиме, и пока я налегала на береки, традиционную выпечку из слоеного теста с начинкой из сыра и мяса, вкуснейший сладкий перец, запеченный в духовке и залитый йогуртом, который я оставила на закуску, уже унесли. Минут через сорок мы наелись досыта, и нас пригласили присесть на диван и выпить чаю с пахлавой собственного приготовления. Только тогда нас принялись расспрашивать, бывали ли мы в Турции раньше, чем занимаемся, что успели увидеть в Стамбуле.

Как выяснилось позже, в Турции разговаривать за столом не принято: ешь, пока не остыло. А беседы ведутся за чаем, которого, по традиции, выпивается по несколько стаканчиков за вечер. Как это не похоже на наши застолья с неспешными беседами под бокальчик - другой и вовсе не чая.

На следующий день мы очень волновались, пока моя подруга и ее избранник сочетались браком по мусульманским законам, то есть проходили обряд «никах». Брак заключается муллой, на церемонию допускаются лишь двое свидетелей - обязательно мужчин. Небольшой праздничный обед, на котором женщины сидели отдельно от мужчин, завершил официальную часть дня, и уже через пару часов после обретения нового статуса моя подруга с мужем спешили показать нам город. Здесь стоит заметить, что настоящая свадьба, на которую собралось более 350 гостей, состоялась через пару месяцев. Официальная же регистрация брака в ЗАГСе была за несколько дней до «никаха» и значение для брачующихся имела гораздо меньшее, чем религиозный обряд.

Времени на знакомство с роскошным имперским Стамбулом у нас было не очень много, поэтому мы сразу отправились в центр города на площадь Султанахмет. Поднимаясь на крутую горку по одной из мощеных стамбульских улочек, мы были озадачены, когда Туркер пригласил нас войти в деревянную, местами дырявую дверь, на которую указывала вывеска «Painting exhibition». Каково же было наше удивление, когда за этим неказистым входом оказалась мастерская и выставка работ знаменитого турецкого художника Илхами Аталая! Познакомившись с самим мастером, вышедшим к нам в перепачканном краской халате, согревшись у буржуйки, рассмотрев по-восточному пестрые, полные сочных красок картины, мы отправились дальше.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Еще в этот день мы поднимались на фуникулере на смотровую площадку над заливом Золотой Рог, ужинали в рыбном ресторане с весьма демократичными ценами (в то время как менее осведомленные туристы поедали ту же самую рыбу по заоблачным ценам в соседнем заведении), катались по Босфору и любовались роскошным закатом над Мраморным морем. И на протяжении всего этого долгого дня нас не покидало ощущение, что наш провожатый повсюду встречает своих знакомых. Не понимая разговоров по-турецки, мы были уверены, что берут плату за парковку, указывают, как лучше пройти к достопримечательностям, и отвешивают «с горкой» лукум на рынке добрые друзья Туркера. Изумлению нашему не было предела, когда выяснилось, что все это были незнакомые ему люди. Такой уж здесь менталитет: соотечественник - почти что брат, и это в равной степени относится и к жителям небольшой деревушки, и к обитателям почти европейского мегаполиса - Стамбула.

Побывать в Стамбуле мне хотелось уже давно. И вот такой шанс мне выпал, пусть и всего на один день. Достопримечательностей в Стамбуле немало, и за один день все не посмотришь. Поэтому пришлось выбирать. Очень хотелось посмотреть океанариум, но для первого раза было принято решение в пользу прогулки по исторической части города.

Я всегда думала, что прогулка по Стамбулу в ноябре — это шанс посмотреть город без толп туристов, все-таки не сезон. Но я ошиблась. Туристов там очень много. В 7 утра, выйдя на остановке трамвая Султанахмет, нам удалось часик побродить по почти пустому городу. Потом начал прибывать народ, автобусы привозили группы китайцев и пожилых немцев. К обеду просто яблоку негде было упасть. Ко всем достопримечательностям выстраивались огромные очереди.

Погода в Стамбуле в ноябре обманчивая. Утром холодно, я даже одела шарф, шапку и перчатки. А в полдень хоть в одной футболке ходи. Температура утром градусов 11, днем выше 20. Зеленого и цветущего города в ноябре вы не увидите. За этим в Стамбул надо ехать в апреле — мае, когда проходит фестиваль тюльпанов. Вот тогда город утопает в цветах. Тем не менее Стамбул колоритен в любое время года.

Итак, Стамбул расположен на берегах пролива Босфор, мосты через который здесь разделяют Европу и Азию. До 1930 город назывался Константинополем. Подавляющее большинство жителей — мусульмане, поэтому на каждом шагу можно встретить мечети и услышать пение муллы, призывающее к молитве. Если не ошибаюсь, в Стамбуле всего аж около 3х тысяч мечетей!

Наша прогулка началась с площади ипподрома рядом с Голубой мечетью и Собором Айя-София, на которой стоят три известных памятника:

Рядом с обелисками вход в Голубую мечеть — один из главных символов города. Эту огромную мечеть в шестью минаретами построили за 7 лет (1609-1616) на деньги из казны 19-летнего султана Ахмета. Юный султан хотел умилостивить Аллаха и подчеркнуть свою принадлежность к мусульманству. Однако он умер через год после постройки мечети в 27 лет от тифа. Его склеп находится рядом с Голубой мечетью. Свое название мечеть получила за украшение интерьера голубыми плитками. Вход в мечеть бесплатный.

Выходим из мечети и попадаем на площадь Султанахмет. Самое большое количество туристов скапливается именно здесь. Но ранним утром народу еще не так много. Зато уличные торговцы и зазывалы на экскурсии уже здесь.

Площадь Султанахмет. Торговец турецкими бубликами — симитами.

Площадь Султанахмет очень красива. С одной стороны ее украшает Голубая мечеть, а с другой знаменитая Айя-София — музей Святой Софии . Это бывший православный собор, заложенный еще императором Александром Великим, который после захвата города превратили в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, а христианские фрески замазали штукатуркой. И только в 1935 году мудрый Аттатюрк сделал из нее музей. Фрески и мозаики восстановили. Сегодня в музее соседствуют христианские и мусульманские изображения. К сожалению, попасть внутрь в этот раз нам не удалось из-за огромнейших очередей. Полюбовались только снаружи:

Двигаемся дальше. Еще одна достопримечательность в непосредственной близости — . Это древнее подземное водохранилище Константинополя. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай осады города. Вода в цистерне есть до сих пор, хотя и не так много. Зато в ней плавают пресноводные рыбки, есть довольно крупные экземпляры.

Многие туристы сюда приходят к плачущей колонне за исполнением желаний и к голове Медузы Горгоны, окутанной множеством легенд.

Направляемся в сторону Галатского моста.

Галатский мост перекинут через бухту Золотой Рог и соединяет старую и новую европейские части Стамбула. Здесь всегда многолюдно и отсюда отправляются паромы и кораблики на прогулку по Босфору.

На набережной у Галатского моста неповторимая и запоминающая атмосфера. Что-то жарят, продают, жонглируют, рыбачат, куда-то зазывают.

На самом Галатском мосту огромное количество рыбаков, ловящих маленьких рыбешек. Мост двухуровневый. На верхнем уровне — проезжая часть и рыбаки, на нижней — ресторанчики. Прогуливаясь по нижней части моста, наблюдаешь перед собой множество лесок рыбаков с верхнего уровня. На другой стороне моста можно прогуляться по небольшому рыбному рынку и подняться на Галатскую башню. В районе Галатского моста везде продают известное турецкое блюдо — балык экмек. Это обжаренная рыба в половинке батона с овощами, луком и лимонным соусом. Если честно, то балык экмек не впечатлил, но, наверное, это зависит от повара.

Вернувшись в старый город и двигаясь в направлении от моста, мы попали на Египетский рынок. Прошлись по рядам с турецкими сладостями, сухофруктами, специями, чаями и орехами. Это могла бы быть веселая прогулка, если бы не главный недостаток — очень много народу.

Парк Гюльхане — это исторический городской парк рядом с дворцом Топкапы. Когда-то им могли любоваться только султан, его жены и приближенные. В те времена здесь выращивали множество красивых роз. Сейчас здесь множество, скамеек, фонтаны, беседки и мостики. Но особо красив парк все-таки весной, когда все зацветает и сюда высаживают множество цветов.

К сожалению, у нас не было возможности встретить здесь закат и провести вечер в одном из ресторанчиков у Галатского моста. Поэтому мы сели в стамбульский трамвайчик и двинулись в сторону аэропорта. В следующий раз, а я уверена он еще будет, обязательно добавлю в список мест к посещению стамбульский океанариум.

Все описанные мной места я отметила на карте:

Первоочередным нашим делом в Турции был осмотр Стамбула и его достопримечательностей. Ну а как обойти вниманием этот город, полный древнейшей истории, от которой захватывает дух?

Турция была первой по-настоящему (как мне казалось) мусульманской страной, в которой мне предстояло побывать. Поэтому с собой были взяты многочисленные закрытые кофты, длинные штаны и платки — чтобы соответствовать.

Однако уже в Стамбуле мы поняли, что на самом деле Турция — это страна, которая каким-то невероятным образом держится на тонкой грани между Европой и Азией. Она стремится в Европу, но не думает отказываться от вещей, которые можно встретить только в Азии.

Эта статья — про то, каким за один день прогулок мы увидели Стамбул, самый большой город Турции, столицу нескольких империй, знаменитый город на семи холмах.

Стамбул за один день

В Стамбуле мы гостили у турецкого друга Гювена, который за пару лет до этого останавливался у меня по каучсёрфингу. Гювен живёт вместе с мамой в красивой квартире в азиатской части города, говорит по-русски, играет на нескольких национальных турецких инструментах и хорошо поёт.

Практически первое, что мы увидели в Стамбуле после аэропорта — это завтрак.

Финики, два вида оливок, несколько видов мёда, варенье, свежий хлеб, помидоры свежие, помидоры вяленые, несколько видов сыров… и конечно же, традиционный чай. Мы сразу полюбили Турцию!

Только мы вышли на прогулку, как поняли, что Стамбул — это воистину город котов.

У банкомата

Котов здесь любят.

Залезай, кот!

Чтобы попасть в европейскую часть города, где находятся все основные достопримечательности, нам нужно было переплыть Босфор. Мы сели на паром, заплатили, кажется, по 2 лиры и взошли на борт.

Мы приближались к заливу Золотой Рог, и не знаю у кого как, а у меня перехватывало дыхание при мысли о том, сколько значимых исторических событий здесь произошло и что повидали на своём веку эти воды и холмы.

Девичья башня

По дороге увидели Девьчью (или Леандровую) башню — одну и достопримечательностей города.

С башней связана легенда. Она гласит, что жил-был султан, и была у него любимая дочь, которой предсказали смерть от укуса змеи. Отец заключил дочь в башню посредине Босфора, чтобы оградить её от такой неприятности. Но ничего не получилось — девушку укусила змея, которая пряталась в корзине цветов, подаренной ей отцом на 18-летие!

Башню можно посетить: внутри есть бары, рестораны и смотровая площадка.

Галатская башня

Когда паром причаливает к европейской части города рядом с Галатским мостом, вы оказываетесь в самом центре стамбульских достопримечательностей.

Ещё с моря видно возвышающуюся над городом Галатскую башню, построенную в 14 веке.

Султанахмет

Конечно, первым делом мы отправились в самый исторический район — Султанахмет. Наверное, именно здесь можно прочувствовать всю историю Византии, Нового Рима, Константинополя, Царьграда… в общем, Стамбула.

Единственное, что может помешать погружению в атмосферу, — толпы туристов!

Голубая мечеть

Голубая мечеть или мечеть Султанахмет — одна из самых известных достопримечательностей Стамбула.

Сложно сфотографировать её так, чтобы в кадр не попали люди.

Напротив Голубой Мечети находится ещё одно не менее внушительное по размерам религиозное строение — Собор Святой Софии или Айя-Софья. Непросто припомнить здание с более сложной и насыщенной судьбой, чем у этого собора.

Собор был построен во времена расцвета Византийской империи — в 537 году (подумать только!). Я на такие древности не могу спокойно смотреть — сразу чувствую ничтожность своей жизни в масштабе истории.

Именно Собор Святой Софии принято считать местом, где произошёл официальный раскол христианской церкви на римско-католическую и православную. Здесь же приняла крещение (ещё до всеобщего крещения князем Владимиром) княгиня Ольга, правившая на Руси с 945 до 962 года. Кстати, по запросу «месть древлянам» можно найти информацию о четырёх «подвигах» Ольги — волосы дыбом встают.

После османского завоевания в 1453 году собор был переделан в мечеть, а сейчас там находится музей. Внутрь мы не пошли — слишком длинной была очередь.

В районе Султанахмет есть большой парк Gülhane. Там странный мужчина просил нас сфотографировать его с белочкой.

Совсем недалеко от этих важных достопримечательностей находится набережная Кеннеди , где местные отдыхают, стреляют по бутылкам и воздушным шарикам (чей-то импровизированный бизнес), ловят рыбу, купаются и вообще расслабляются как могут.

Коты, конечно, тоже здесь.

Пока готовила пост, случайно наткнулась на фото этого бородатого мужика в ЖЖ у одного путешественника, и вот что тот пишет: «Этот человек живет здесь постоянно. Морской бомж. Друзья-турки привозят ему пресную воду, выпивку и еду. Очень общительный человек. Дойдя до кондиции, берет бубен и исполняет протяжные турецкие песни».

Вдоль набережной Кеннеди тянутся древние стены Константинополя.

Если свернуть вглубь квартала, то перед глазами предстаёт «другой» Стамбул — без туристов, со странными личностями и бельём на верёвках.

А вот если пойти от Айя Софии и Голубой мечети в другую сторону, через полтора километра наткнётесь на Гранд Базар — действительно огромный базар, где продают всякую всячину. Он представляет собой крытый лабиринт торговых рядов, в который легко попасть и из которого трудно выбраться.

На каждом углу здесь продаётся что-то интересное.

К сожалению, всё на Гранд Базаре ориентировано на туристов. Некоторые товары не отличаются от тех, что мы видели на рынках в Индии и Непале, и снова преподносятся как местный хендмейд.

Однако, немало и чисто турецких вещиц, которые хочется купить.

Из-за маленьких рюкзачков и предстоящих 10 дней путешествия мы не купили ничего. Даже сладостей — слишком уж подозрительной кажется их цена в столь туристическом месте.

Но стоит выйти за пределы крытого базара, как перед глазами появляется настоящая Турция. По торговым рядам, где продаётся невероятно яркая и блестящая одежда, ходит нарядный мужичок. За спиной у него — ёмкость с клубничным напитком, который он ловко через плечо наливает в стакан.

Посетителей в магазины завлекают симпатичные бородатые дети:

Немолодые дядьки тащат на спинах огромные мешки:

Выглядит не очень «по-европейски»:

Постепенно мы вышли с территории Гранд базара и оказались рядом с Галатским мостом и около одной из многочисленных мечетей — Yeni Сami (что значит «Новая мечеть»).

Новая мечеть (Yeni Cami)

Мужчины у входа в мечеть моют ноги — с грязными ногами молиться нельзя!

Мы же молиться не собирались, но хотели зайти в мечеть просто посмотреть. Решились не сразу: всегда кажется, что мечеть — это такая территория, куда только избранных пускают (до сих пор помню, как нашу школьную экскурсию не пустили в петербургскую мечеть).

Однако наш друг Гювен уверил, что всё в порядке: можно зайти внутрь и просто тихо посидеть в сторонке, не забыв предварительно снять обувь.

В мечети оказалось красиво — расписные стены и потолок.

Мужчины молятся в основном пространстве, женщины — за загородкой.

Хотя один из мужчин почему-то предпочёл молиться около стены с часами. Возможно, просто очень спешил.

Вообще, мечетей в Стамбуле великое множество, и в определённый час звучащие ото всюду призывы к молитве с минаретов создают очень особенную атмосферу.

Уличная еда в Стамбуле — Balik Ekmek

Вдоволь насидевшись в мечети, мы решили отправиться на другой берег через Галатский мост. Как только мы вступили на мост, со всех сторон на нас посыпались настойчивые предложения зайти в один из ресторанов (в основном, рыбных), расположенных прямо на нижнем уровне моста.

Но мы же не дурачки — попадаться на такую явную туристическую удочку, тем более когда вместе с нами — коренной житель Стамбула. Гювен рассказал, что прямо за мостом находится рыбный рынок, а рядом с ним, на берегу залива, — под открытым небом готовят прекрасные рыбные «бутерброды» — Balik Ekmek. Туда мы и направились.

Туристов здесь почти нет, а цены радуют — 5 лир за один балык экмек .

Все, кто попробовал, остались очень довольны.

Рядом с прилавками — скромные пластиковые столики у воды.

И, естественно, кошки! Иначе это был бы не Стамбул.

Улица Истикляль (İstiklâl Caddesi)

А потом мы оказались на одной из самых популярных туристических улиц Стамбула — Истикляль, ведущей к площади Таксим . По улице ходит исторический трамвай, но помимо трамвая в тот день мы увидели вот такое страшное транспортное средство:

Причина была проста:

На плакате написано: «Нет полицейскому государству! Долой диктатуру ПСР». (ПСР — правящая партия исламистской направленности).

Противостояние

Кстати, примерно через 20 дней спустя в Стамбуле начались массовые протесты .

Туристическая улица Истикляль нас особенно ничем не привлекла, и мы свернули куда-то влево. Как оказалось, не просто так: Гювен вёл нас в секретный андерграундный бар.

«Секретный» бар

Стоит свернуть с шумной туристической улицы, пройти несколько десятков шагов, открыть секретную дверь, подняться на секретный этаж, и вы в баре, о котором многие прохожие, наверное, и не догадываются.

Место непафосное, с приятной атмосферой. Ранним вечером выглядит как кафе, а с наступлением темноты музыка становится громче.

Бар называется Papillon и делит здание ещё с одним баром-ночным клубом. Впрочем, кажется, в этом районе увеселительных заведений достаточно.

Адрес: Balo Sokak 31 Istanbul 34300 Beyoğlu Турция.

Маршрут по Стамбулу на один день

Наш маршрут на карте (по клику откроется в полном размере):

Причал в азиатской части города → Султанахмет (Айя-София и Голубая мечеть) → Набережная Кеннеди → Гранд базар → Новая мечеть (Yeni Cami) → Рыбный рынок и уличная еда «балык экмек» → Туристическая улица Истикляль → «Секретный» бар.

Несмотря на свои огромные размеры, имеет несколько компактных исторических районов, поэтому самостоятельно ходить с экскурсиями по городу вполне реально. Надо только хорошо спланировать свой маршрут.

Основные достопримечательности Стамбула сосредоточены в районе Султанахмет (и рядом с ним). Поэтому, если Вы ограничены во времени, идите только в этот район. Здесь Вы увидите , подземное водохранилище « » и . А на берегу залива Золотой Рог, расположен старинный железнодорожный , конечная станция «Восточного экспресса». Все эти достопримечательности Стамбула можно увидеть самостоятельно за одни сутки. Подробнее смотрите наш маршрут Экскурсии « » — он посвящен именно району Султанахмет.

Наш маршрут по району Бейоглу обозначен красным маркером. Пунктиром указаны поездки на фуникулерах.

Если Вы можете для экскурсий по Стамбулу выделить больше времени, то после района Султанахмет на следующий день лучше всего пойти и самостоятельно ознакомится с районом Бейоглу . Эта часть города находится по другую сторону залива Золотой рог от района Султанахмет. Туда можно попасть, перейдя залив пешком по Галатскому мосту или проехав это же расстояние на скоростном трамвае-метро.

Что можно увидеть в районе Бейоглу? Здесь на Галатском холме находится «Тунель» — один из старейших подземных фуникулеров в мире, который подымет Вас к вершине этого холма, пешеходная и главная городская площадь города Таксим. Немного в стороне, у подножия холма на берегу Босфорского залива, расположен второй главный дворец Стамбула — Долмабахче. Пешком к нему идти долго, поэтому лучше сюда подъехать на трамвае-метро. Так же к дворцу можно спустится с площади Таксим на еще одном подземном фуникулере (он так и называется — фуникулер). Осмотреть все основные достопримечательностями района Бейоглу и его окрестностей можно так же за 1 день.

— это не просто огромный крытый рынок, это целый город, со своими улицами и площадями.

Наш маршрут по району Бейазит отмечен красным маркером. Пунктиром обозначена дорога к акведуку, мы к нему не ходили, но посмотреть его стоит.

Если у Вы сможете выкроить еще один день на самостоятельные экскурсии по Стамбулу, то на третьи сутки можно посетить район Бейазит , расположенный рядом с Султанахметом. Из интересного здесь есть центральный большой , площадь Бейазит (на ней расположена мечеть, мавзолей и главный старый комплекс университета Стамбула, на территории которого находится много интересных сооружений, вход бесплатный). От Стамбульского университета можно пешком пройти к мечети Сулеймание (одна из самых больших и красивых мечетей города, внутрь заходить надо обязательно). Рядом с мечетью расположена другая интересная достопримечательность — античный акведук. Сохранился он, кстати, довольно неплохо. Вернувшись обратно к мечети Сулеймание можно дальше пешком пройтись в сторону площади Эминёню, где находится новая мечеть Йени-джами, «Египетский базар» специй, пристань и вокзал Сиркеджи.

Естественно, в оставшееся свободное время можно покататься на кораблике по проливу Босфор (на прогулочное судно можно сесть у пристани Эминёню) или посетить один из торговых центров города (мы рекомендуем посетить ТЦ Форум, к нему можно проехать на метро).

Продолжаю свой рассказ о самостоятельном путешествии по Турции.
Второй день в Стамбуле я решила провести более спокойно. Наметила для себя посещение Галатской башни, Гранд базара и прогулку на пароме до района Эйюп. Далее по программе — подъем на фуникулере на холм, с которого открывается живописный вид на залив Золотой рог.

Итого, сегодня у меня будет как минимум две обзорные площадки, которые я обожаю и стараюсь в каждом городе найти возможность взобраться повыше.
Если вы еще не читали мои отчеты о первом дне проведенном в Стамбуле, то welcome — и .

Галатская башня.

Башню построили в 14 веке, чтобы наблюдать за входом Босфор.

Ну что же, пойдемте понаблюдаем 🙂 .
До башни можно доехать на трамвае, но я решила снова прогуляться по Галатскому мосту, чтобы еще раз увидеть помешанных на своем увлечении рыбаков. Удивительные люди!

К башне ведут узкие, петляющие улочки.

Временами башня теряется между домами, но я ориентируюсь по и какими-то «огородами» пробираюсь к ней.

Вход стоит 25 лир. За эти деньги вам не придется пешком подниматься наверх. Заходите в лифт, пара секунд и вы уже на самой верхней точке.

На верхнем этаже Галатской башни функционирует кафе. Самые любимые столики посетителей, конечно же, у окна.

Вот он, Стамбул, с обзором на 360 градусов. На фото плохо видно, но там, на горизонте уже просматривается Мраморное море.

Стамбул разделен не только Босфором. Залив Золотой Рог тоже привносит свою толику пробок. Он на фото ниже. Почему у залива такое название, расскажу чуть позже.

Слева — Босфор, справа — Золотой рог. А там вдалеке — Мраморное море и вход в Босфор.

Специально перевернула Гугл-карты, чтобы показать точку обзора.

Утром я еще даже не подозревала, что вечером снова окажусь около Галатской башни. Но об этом чуть позже.

Район Эйюп. Смотровая площадка.

Поскольку в Стамбуле причалов великое множество, с паромами не так то просто разобраться. Я очень долго не могла сообразить откуда отправляются паромы на Эйюп. Для таких же первооткрывателей прикладываю карту.
Две красных точки на карте это места посадки на паром, следующий до Эйюп. Если вы находитесь на причале Еминеню, то нужно идти далеко за Галатский мост. Причал будет около автостоянки.

Если вы находитесь на другой стороне залива Золотой Рог, то есть на причале Кадикой, нужная пристань будет слева от моста.

Жетономатиков рядом нет, так что покупкой жетона нужно озаботиться заранее. Расписание на причале есть всегда. Таким образом можно вычислить, что время в пути от Кадикой до Эйюп — 40 минут.

Паром выполняет роль маршрутного такси, курсируя от берега к берегу, постоянно пересекая залив Золотой Рог. Такой трансфер вполне можно использовать в качестве водной прогулки. Стоимость поездки стандартная — 4 лиры.

Паром гораздо меньше вчерашнего прогулочного, но здесь тоже есть кафетерий с вкусным чаем.

Немного фотозарисовок.

Самая настоящая подводная лодка, только старенькая.

На причале фотографирую на память расписание паромов и отправляюсь к фуникулеру. Есть такое мнение, что Эйюп один из самых религиозных районов Стамбула. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть данное мнение. Здесь я чувствовала себя также комфортно, как и в туристическом Султанахмете.

Телеферик ничто иное как фуникулер. Он располагается у подножия холма чуть дальше от пристани.

Угадайте стоимость подъема на фуникулере? Правильно — 4 лиры.
Забыла сказать, что склон холма представляет из себя мусульманское кладбище. Лично меня данный факт нисколько не смущал. Я потом даже потихоньку присоединилась к французской туристической группе и прошлась вместе с ними по кладбищу.

Наверху холма находится знаменитая кофейня Пьер Лоти с очень живописной террасой. Смотровая площадка располагается рядом.
Залив Золотой рог назван так из-за своего крутого изгиба.

В Стамбуле прохладно, туристический сезон еще не начался, поэтому практически все столики в кафе свободны.

А вот и большая группа французских товарищей, с которыми я спустилась вниз к причалу.

Разумеется, можно было снова воспользоваться фуникулером, но прогуляться гораздо интереснее.

Гранд базар.

Неважно планируете ли вы делать покупки на Гранд базаре или нет, заглянуть сюда стоит. Большой рынок привлекателен в первую очередь своим колоритом. Ассортимент товара довольно разнообразен: кожаные изделия, ковры, посуда, одежда, ювелирные украшения.

Строить рынок начали в 1453 году, одно время он даже был центром работорговли.

А я все ходила, приглядывалась к красивому потолку, абсолютно не обращая внимания на местных зазывал.

Кстати, в районе Гранд Базара самый выгодный обмен валюты.

После посещения Гранд Базара у меня не осталось никаких спец.планов, но световой день еще даже не собирался клониться к вечеру и надо было что-то придумать.
Вот тут то мне и пришла в голову «гениальная» идея — увидеть Мраморное море. На карте расстояния казались вполне вменяемыми. Мне предстояло пересечь район Султанахмет и выйти к Kennedy Cadesi.
На деле оказалось, что весь проспект закрыт какой-то стройкой. Мраморное море я увидела только издалека.

Пока шла к морю, глазела по сторонам. Мне показалось, что уровень цен в этой части Султанахмет несколько ниже.
Не знаю, что это за домики, но очень симпатичные.

Прогулка по набережной у меня не получилась и я решила вернуться к Голубой Мечети. Вчера я не все успела осмотреть. Прямо за мечетью находится площадь Ипподром. Другое название — площадь Султанахмет.

В древности на площади проводились конные бега, по обе стороны стояли трибуны для зрителей. В наши дни беговые дорожки находятся под пятиметровым слоем земли.

На площади есть два обелиска. Один из обелисков я узнала, он из Карнакского храма. Когда мы были в , экскурсовод рассказывал группе про этот обелиск.

У входа на площадь находится Немецкий фонтан. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть позолоченную мозаику.

К этому времени я изрядно проголодалась и решила двигаться в сторону Галатского моста, чтобы покушать в одном из рыбных ресторанов.

Проходя мимо парка Гюльхане решила заглянуть туда ненадолго. Около входа расположился фонтан-книга.

Думаю, что летом здесь должно быть замечательно. Ранней весной зелени все таки маловато.

В Стамбуле никуда не спрятаться от каштанов, вареной кукурузы и бубликов. Даже в парке.

Специальный ресторан на Галатском мосту я не стала выбирать. Зашла в тот, который показался мне более симпатичным.
В хорошую погоду приятно посидеть на улице. Я же выбрала внутреннее помещение, так как было довольно прохладно и ветрено.

В турецких кафе и ресторанах все официанты и повара мужчины. Возможно, такая работа считается исключительно мужской в Турции. Девушки работают кассирами в магазинах, а вот взрослых работающих женщин я вообще не видела.

После обедо-ужина я некоторое время раздумывала чем себя занять. Ноги просились в отель, а душа требовала зрелищ (с хлебом вообще никаких проблем не было). Развернув карту Стамбула и изучив еще раз достопримечательности, я решила посмотреть на старинный акведук.

Акведук Валента.

Все бы ничего, только город начал стремительно погружаться в сумерки. К акведуку я пробиралась какими-то турецкими трущобами, долго плутала и наконец-то увидела его.

Акведук Валента — часть водопроводной системы Стамбула. Мост как бы соединяет два холма, а по верху раньше были проложены трубы для воды. Сооружение было построено в III веке. Только вдумайтесь сколько ему лет!
Специальная подсветка придает древнему строению какой-то особенный шарм и я даже обрадовалась, что решила посмотреть на акведук именно вечером.