Методические рекомендации для школ «Об организации образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Театрализованная деятельность в школе Задания и игры

Резеда ЮСУПОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 125

Зухра ХАБИБУЛЛИНА, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории гимназии № 125

Велика и неисчерпаемая сила воздействия художественных и декоративных произведений на человека. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, этнокультурный колорит, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу маленького слушателя, читателя, актера, сказывается на формировании его взглядов, привычек и поведения.

Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Они и слушают их с наслаждением, и с удовольствием рассказывают их сами, и даже инсценируют. Прививая любовь к чтению, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, необходимо прививать любовь и к народному творчеству, а работая со сказкой, этого легко добиться. Необходимо настроить детей на эмоциональный лад, объяснить, что нет одинаковых русских и татарский сказок. Каждая из них интересна по-своему.

В нашей гимназии на протяжении многих лет создан и работает театральный кружок « Оле Лукойе». За это время в тесном сотрудничестве на базе нашего класса мы подготовили и провели ряд кукольных спектаклей по русским и татарским сказкам: «Теремок», «Колобок», «Аленький цветочек», «Заячьи слёзы», «Болтливая утка». На занятиях декоративного искусства дети знакомятся с росписью народных мастеров, изготавливают своими руками, используя национальный колорит, театральные куклы и декорации к спектаклям.

Театральная деятельность в начальной школе помогает нам быстро и успешно сплотить детский коллектив, объединяя общим делом, психологически помогая скованным, замкнутым детям; развивает речь, память, воображение; даёт широкий спектр для развития творческих способностей школьников, знакомит их с особенностями росписи в декоративном искусстве; содействует формированию патриотизма, прививает любовь к родному краю.

Театр – искусство коллективное. Дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс обучения в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость. Театральная деятельность объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Занятия в театральном кружке помогают решить многие задачи: это работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Кроме того, ощутимо развивается личность ребенка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии мировой и отечественной литературы.

Таким образом, театральное искусство содействует:

Формированию личности как носителя языка с ее этническими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность языка;

Развитию способности восприятия, понимания, интерпретации духовного содержания этнокультуроведческого текста как условие формирования национального самосознания и декоративного искусства;

Изучению системы родного языка как средство развития этнокультуроведческой компетенции школьников;

Совместной работе детей и родителей;

Приобщает учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в образцовых текстах устной и письменной речи, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства;

Воспитывает детей на традиционной культуре русского и татарского народа.

Кукольный театр дает большую возможность развития творческих способностей детей, развивает речь, навыки коллективной работы и приобщает к культуре народа.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1» реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа дополнительного образования

«Театральная деятельность в школе»

5- 9 классов

2016-2017

Рабочую программу

составила:

Красикова Елизавета Александровна

Каменск-Уральский

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) В качестве основных нормативных правовых оснований, обеспечивающих программу, выступают следующие документы:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897

(ред. от 31.12.2015)

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015)

Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1».

Учебный план ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1» на 2016 – 2017 учебный год.

Методологической основой разработки программы выступают:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Данная программа разработана для реализации в ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» в целях обучения обучающихся 5-9 классов.

Отличительной особенностью данной программы является ее оригинальное использование театральных технологий в социализации подростков и молодежи. Кроме того программа дает широкий спектр импровизации в выборе темы, средств и сотрудничества. Программа позволяет привлекать к реализации проектов не только подростков, но и младших школьников, родителей, членов педагогического сообщества, что делает программу разновозрастной.

Социальный театр в подростковой среде – комплекс исследовательских и проектных событий, направленных на выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Конфликт поколений принял глобальные масштабы. И дело не в том, что взрослые, преодолевая стереотипы социалистического прошлого, освобождаются от социальной апатии, вовлекая страну в правовой и гражданский ликбез. А в том, что наши дети успели создать свой иллюзорный мир, своё только им понятное пространство, очень далекое от реальности. Отсюда массовый всплеск субкультур, антисоциальные пробы и подростковые бунты, напоминающие театр военных действий. Вчерашние дети хотят автономии и суверенитета, и в то же время нуждаются в поддержке, любви и понимании. Это главное противоречие, конфликт порождающий цикл проблем современных подростков:

Современные дети принимают сотрудничество как форму общения если:

а) тематика затрагивает круг их интересов;

б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;

в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.

Уже первичный анализ опроса учащихся показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.

Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.

Срок реализации программы составляет 1 год и рассчитан на 34 часа , еженедельно 1 час. Соотношение теории к практике составляет 9% к 91%. Программа носит ярко выраженный образовательно-деятельностный характер.

Полученные знания при изучении курса помогут обучающимся не только овладеть новыми навыками и знаниями, но и сформирует их сферу интересов вокруг творчества, открывая перспективы для творческой самореализации, создающей ситуацию успеха и помогающей обычному человеку сделать свою жизнь содержательней и интересней.

Цель программы:

создать условия направленные на выявление остросоциальных проблем, волнующих учащуюся молодежь, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Задачи:

    Создать условия для развития личностных качеств учащихся: исследовательские, аналитические, креативные.

    Способствовать приобретению творческого опыта через социальные пробы исследований и проектов;

    Научить основным приемам проведения социологических опросов, создания драматического материала для сценического показа;

    Дать возможность приобрести опыт публичных выступлений перед аудиторией различного уровня;

    Развивать коммуникативные навыки, мастерство актера и режиссера.

Театральный коллектив организовывает свою деятельность на принципах:

принцип активной гражданской позиции и любви к Родине;

принцип освоения систематизированных знаний в области гуманитарных наук;

принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

принцип использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

принцип воспитания стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию; ● принцип воспитания любви к искусству театра и уважения к творческим профессиям.

Межпредметные связи.

Программа для обучающихся основной школы « Социальный театр» носит общеразвивающий характер с элементами профильной ориентации учащихся и является межпредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала. Программа направлена на создание условий для социальной и творческой практики обучающихся. Программа представляет собой надпредметный курс социально-педагогического характера через художественно-эстетическую деятельность.

Реализация программы.

Работу «Социального театра» условно можно разделить на три этапа:

    Проектно-исследовательский.

На этом этапе проводятся анкеты среди учащихся, учителей, родителей. Создается банк проблем субъектов конкретного учебного учреждения. Обнародованные сведения предлагаются для изучения через исследовательскую деятельность, для создания драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

    Постановочно-подготовительный.

На этом этапе создается план реализации творческих работ отдельно для учащихся конкретной возрастной категории, родителей, учителей. Предлагается обучение азам актерского мастерства, мастерства художника костюмера, режиссера. Идет подбор желающих участников среди подростков, учителей и родителей. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители.

    Этап реализации.

Важно не только проиграть спектакль на зрителя, но и подвигнуть его к диалогу после просмотра.

Анкетирование

Создание банка проблем

Обнародование банка проблем

Изучение проблем методом исследования с подключением учителей-предметников, социально-психологической службы учебного заведения

Обучение основам исследовательской деятельности через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита исследовательских работ

Обучение основам сценарного мастерства через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита творческих проектов

Постановочно-подготовительный этап

Создание плана реализации творческих работ.

Обучение азам театральных профессий

Определение участников творческих проектов

Создание или подбор театральных костюмов, декораций, реквизита, музыки и шумов

Проводятся репетиции спектаклей

Приглашаются зрители на показ.

Этап реализации

Творческий показ спектакля «социальной драмы»

Конструктивный диалог со зрителем

Рефлексия реализации проекта

    Участники проектов приобретают творческий и социальный опыт;

    Повышается уровень гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;

    Снижается статистика правонарушений;

    Заметно улучшается микроклимат в школе;

    Повышается интерес к учебе и самообучению.

Условия реализации программы.

Для успешной работы на занятиях необходима высокая степень творческой свободы. А для этого необходимы особые условия: светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс, чистый пол, удобная (спортивная) форма одежды, наличие материально-технической базы (маты, кубы, видео и музыкальная аппаратура, костюмная и реквизиторская база), небольшая мобильная группа участников образовательного процесса не более 15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Педагог для повышения эффективности обучения может использовать единые тетради разработанные по его схемам, содержащие основной учебно-практический материал (теорию, алгоритмы основных действий, схемы практических занятий); создать электронные учебники и тетради; вести раздел «сценарное мастерство» с применением выполнения практической работы на компьютере, ее проверки, обработки и т.п Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике мастерство анализа и исполнения. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основным видом учебной работы в актерском мастерстве является творческая учебная игра на развитие пластических, голосовых, дыхательных, интеллектуальных задатков школьников, действенный анализ и исполнительская практика, в процессе выполнения которой учащиеся получает комплекс специальных навыков.

Обучение проводится как на основе выполнения творческих заданий, так и выполняя учебно-тренировочный комплекс необходимых упражнений. Задания учебного тренинга воспитывают аналитическое и творческое мышление, позволяют учащемуся развить наблюдательность и последовательность. Основой курса остается индивидуальная творческая практика.

Задание любой сложности проходит под руководством педагога. Ему необходимо следить за развитием творческой мысли учащихся, воспитывать наблюдательность, научить претворять действительность в художественные образы.

В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе чтецкого материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью отведенные программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в процессе работы - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное жанровое и стилистическое направление, убедиться в гармоническом соотношении композиции произведения, помочь учащемуся в анализе выбранного сюжета, характеристики предлагаемых обстоятельств и т.д. Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами.

Основной принцип обучения – постоянные тренинговые упражнения, неразрывность процесса работы над формой и содержанием драматургии, согласно законам построения. Красной нитью в формировании навыков проходят два ключевых мотива театра: «правда жизни», «добро побеждает зло».

Материально - техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете театра. Реквизитная база, костюмы, технические средства кабинета и актового зала. В период исследовательской практики широко используются возможности обмена информации онлайн.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, рабочие столы, стулья, ширмы.

Методы и формы работы.

Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогают приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике актерское, режиссерское и сценарное мастерство, навыки работы журналиста и репортера. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

. Педагогические методы и формы работы:

Тематический принцип планирования учебного материала;

Единство воспитания и образования;

Личностно-ориентированный подход к учащимся;

Словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями (творческим показом);

Наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);

Внеурочная деятельность, связанная с просмотром спектаклей, киноматериалов с дальнейшим обсуждением и анализом материала;

Творческая практика (тестирование, упражнения на закрепление материала, упражнение на развитие художественно-образного мышления, этюды, спектакли и т.п.),

Игровые технологии;

Метод творческого проекта.

При создании программы были использованы следующие принципы и методы обучения.

1. Принцип научности – раскрытие законов зрелищных искусств, сценической речи, пластики, сценографии, композиции драмы, стилей и направлений в искусстве. Изучение истории, психологии, литературы и географии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.

2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания при подготовке сценического материала, знакомство с лучшими примерами актерского, режиссерского, драматического мастерства.

3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.

5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

Творческое задание;

Упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;

Презентация опыта;

Проблемные ситуации;

Игра;

Психологические тренинги;

Занятие-эксперимент;

Творческое проектирование;

Технология коллективных творческих дел.

Результативность программы отслеживается по творческим показам воспитанников, индивидуальной и коллективной результативности деятельности

Критерии оценивания.

Оценивание результатов проходит по основным направлениям деятельности:

Исследование и проектирование;

Создание художественного продукта;

Реализация художественного продукта.

Для определения и оценивания художественного продукта воспитанников при работе над творческим показом можно выделить три основных ее уровня:

1 уровень.

Репродуктивный (низкий) – в работе преобладает воспроизводящая деятельность; уровень начальной творческой свободы, через который проходят все воспитанники.

2 уровень.

Продуктивный (средний) – в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность ведется самостоятельный поиск художественного образа; уровень осознанного творчества.

3 уровень.

Творческий (высокий) – работа выполнена на продуктивно-творческом уровне;

Уровень творческой активности и индивидуального видения. Речь идет об одаренности и заслуживает повышенного внимания.

Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие творческого мышления, ощущения свободы на исполнительском уровне;

формирование восприятия мира и общества с точки зрения эстетики.

Требования к метапредметным результатам:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты -посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты.

Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:

Способность выпускников ориентироваться в классических и современных направлениях журналистики и театральной деятельности;

Владение элементами проектно- исследовательского метода;

Умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Ученик по окончанию курса должен:

Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;

Обладать знаниями актерской и журналистской этики и пользоваться ими в коллективном творческом труде, работать с партнером;

Свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;

Уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические

импровизации;

Уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

Уметь сочинять драматургию малых форм;

Уметь организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

Проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;

Участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем;

Уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Уметь составлять анкету для опроса, проводить и анализировать опрос, пользоваться данными опроса для исследования;

В процессе освоения учащимися курса дополнительного образования социального театра формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные , информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, здоровьесберегающие, а так же предметные компетенции: культурологические, эстетикообразующия, креативная, художественно-речевая, художественно-пластическая. исполнительская:

1. учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на занятиях театральным искусством знания в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.

2. информационно-аналитическая : формирует умение получать информацию об искусстве театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, Интернет, видеоматериалы), анализировать и применить полученные знания на практике.

3. коммуникативная : способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».

4. социально-бытовая : формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).

    здоровьесберегающая : способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье, формирует правильный тип дыхания (диафрагмно-брюшное), знакомит с психологическими особенностями разных типов темперамента и характера человека, учит выбирать оптимальные формы труда для достижения поставленной цели без ущерба для здоровья;

    культурологическая ; способствует формированию мироощущения построенного на принципах психологии развития искусства в его историческом развитии, учит выявлять причинно-следственную связь возникновения духовных ценностей на основе материальной культуры, развивает художественно-образное мышление.

    эстетикообразующая : способствует формированию этического и эстетического понимания искусства в различных социальных, исторических, этнических проявлениях.

    креативная : формирует способность преобразовывать полученную информацию в художественный сценический образ.

    художественно-речевая : формирует правильное дыхание, дикцию, произношение, выразительность речи, способствует развитию речевого аппарата, голоса, речи, воспитывает любовь к художественному чтению.

    художественно - пластическая: формирует умение владеть телом и выражать им все оттенки настроения, музыкально исполнять движения танца, четко строить графический рисунок мизансцен, владеть приемами сценических трюков и пантомимы.

    исполнительская : формирует умение донести до зрителя сформированный на репетициях художественный образ во время публичных выступлений;

Программное содержание

Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.

Разделы программы:

    « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

    Сценические действия и театральные игры.

    Основы театральной культуры.

    «Мы – актёры» - постановка спектаклей

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 12 детей два раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год для учащихся 5-9 классов.

1

0,5

Виды говорения: диалог и монолог.

Беседа

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Познакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями.

Чтение стих-я

0,5

Понятие «общение», говорить и слушать.

Рассказ, беседа.

0,5

Речевой этикет в различных ситуациях.

Дискуссия

Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

0,5

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Рассказ, беседа

Отработка длительного плавного выдоха.

Дополнительные цели: развитие внимания, выдержки.

Игры: «Листья», «лодка» «Кораблик»

0,5

Логика речи. Составление коротких рассказов.

Работа с текстом

Обучающие: дать представление о речевой культуре и логике речи, определить логику как основу культуры речи, перечислить основные законы логики и требования логики к устному выступлению;

Развивающие: формировать логическое и образное мышление, умение последовательно и логично выражать свои мысли в процессе говорения;

Прививать любовь к родному языку, воспитывать нравственную культуру, эстетический вкус.

0,5

Стихи. Подбор простейших рифм.

Литературная гостиная

Написание мини-стиха

0,5

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Круглый стол

Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;

Организовать деятельность по определению типа рифм;

Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;

Развивать потребность в реализации собственного творческого начала

Воспитывать навыки коллективной работы, чувство партнерства.

Составление сказки в группе

0,5

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

актёрский тренинг

Развивать дикцию на материале скороговорок;

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Воспитывать речевую культуру.

0,5

Игры со словами.

Тренинг

приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в составлении целого предмета из его частей. Развивать логику мышления.

Чтение стихов на выбор

Раздел: «Сценические действия и театральные игры.»

0.5

Групповые сюжетно-ролевые игры.

Актерский тренинг

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание скороговорок

0,5

Элементы сценического действия.

Тренинг

Театральный этюд

0,5

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

Театральные зарисовки

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.

согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений,

Этюд

0.5

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

Театральные этюды

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Театральные этюды, зарисовки.

0,5

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

Обучающая игра

пробудить у ребенка интерес к импровизации как возможности самовыражения в хореографической деятельности, способствующей раскрытию творческого потенциала ребенка.

Танцевальный этюд

0.5

Построение диалога с напарником по заданной теме.

Круглый стол

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Совместный диалог

0.5

Как заучить роль своего героя.

развивать образное, логическое мышление, пространственное представление, конструкторские и творческие способности, память, воображение, внимание и речь.

Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.

0.5

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;

развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

Работа в группах

оформление по текстам, деление на группы

0.5

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

Игровой тренинг

Развитие музыкальности.

Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Упражнение на темп и ритм

0.5

Создание образов с помощью выразительных движений.

Театральный этюд

повторить понятие «этюд» и виды театральных этюдов;

формировать способности к импровизации;

совершенствовать умения выстраивать последовательность и логику поступков.

Этюды: вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Раздел «Основы театральной культуры»

0.5

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

Беседа, рассказ

Дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;

подготовить детей к посещению театра;

познакомить с понятием «театральный ритуал»;

познакомить с театрами города;

воспитывать культуру поведения в театре;

развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Беседа с детьми. Имитационные этюды.

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

0.5

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

Просмотр фильма

Формировать у детей представление о видах театра.

Развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь.

Воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать, отражать свои впечатления в сюжетно-ролевой игре.

Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я

«Пойми меня»

«Игры с бабушкой Забавушкой»

0.5

Театральные профессии. Игра актёров.

Беседа, рассказ

Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета).

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка»

Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова

0.5

Театральная афиша, театральная программка.

Презентация

Учить использовать при драматизации образные художественные средства,

Закреплять знания правил поведения в театре;

Воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду;

Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

Развивать артистизм и эмоциональные движения;

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

0.5

Виды театрального искусства.

Демонстрируют умения различать произведения писателя от произведения драматурга. Демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Называют лица, которые участвуют в спектакле.

Раздел: «Мы –актёры» - постановка спектаклей.

0.5

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

беседа

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

0.5

Работа над отдельными эпизодами.

Дисскусия

0.5

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Театральный этюд

Уметь выделять и запоминать заданные режиссером мизансцены.

28

0.5

Выбор и распределение ролей.

беседа

29

0.5

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

репетиция

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

30

0.5

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Мастер класс

репетиция

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

31-32

1

Генеральные репетиции всей пьесы.

репетиция

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

33-34

1

Показ спектакля зрителям.

выступление

воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у учащихся.

Литература для педагогов:

Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1986.

Васильева Т.И. Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие. - М-: 1998.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. -М.: 1986.

Голубовский Б.Т. наблюдение, этюд, образ. -М-: 1990.

Ершов П.М- Режиссура как практическая психология. - М.: 1972.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание,- М.: 1992.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М-: 1973. Кох И. Основы сценического движения- - Л., 1970.

Станиславский К-С. Об искусстве театра. Избранное. - М.: 1982.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - М.,1954.

Чечетин А.И.«Основы драматургии театрализованных представлений» - М.: , 1981 г.

Юнаковский В.С. «Сценарное мастерство» - М.: , 1974 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Литература для обучающихся:

Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.:1954.

Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие. - М.: 2001.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение.

М..1989.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся 1-4 классов начальной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

«Театр - ничуть не безделица и вовсе

не пустая вещь... Это такая кафедра,

с которой можно много сказать миру

добра». Н.В.Гоголь

Как сделать жизнь школьников увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Как помочь раскрыться каждому ученику, проявить себя в общении, а затем и в творчестве?

Таким средством является школьный театр.

Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.

Приложение:

1)Игры по актёрскому мастерству

Инсценировка пословиц . Группам (по 3 - 5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Много знай, да мало бай! Много баить не подобает», «Каков строитель, такова и обитель» и др.

Десять масок . Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

Гладим животное. Все учащиеся получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:
· Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
· Кошку
· Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
· Слона
· Жирафа
Задача всей группы – угадать животное.

1. “Маляр”. Представьте, что красите раму окна, сопровождая движение руки (движения по вертикали) словами “и вверх, и вниз, и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…” Кисть руки должна быть свободна, движения легкие, мягкие. Сначала маленькие мазки только кистью руки. За нею идут слова – такие же короткие. Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки. Следующий взмах – от плеча, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже.

2. “Этажи” (развитие диапазона голоса). Представьте, что шагаете по лестнице. Считайте этажи, повышая голос (от 1 до 10): и третий этаж и т. д. и второй этаж и первый этаж Затем спускайтесь, опуская голос (от 10 этажа до подвала). 3. “Зов” (развитие полетности голоса). Представьте себе, что идут уроки. Вы стоите в коридоре и, не желая мешать учителям, должны позвать ученика, стоящего у окна на другом конце помещения. Допустим, его зовут Сережа. А теперь начался перерыв, Вы не боитесь, что помешаете, и зовете громче.

3)Артикуляционные упражнения
Упражнение «Лягушечка» - «Хоботок» Артикуляционная гимнастика - упражнение Лягушечка-ХоботокРастянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Упражнение «Лопаточка» - «Иголочка» Артикуляционная гимнастика - упражнение Лопаточка-ИголочкаОткрыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Упражнение «Качели» Артикуляционная гимнастика - упражнение КачелиОткрыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели. Упражнение «Часики» Артикуляционная гимнастика - упражнение ЧасикиПриоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял первое место. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования.

С 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли:

  • по стихам Б. Заходера,
  • по сказке А. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»,
  • русская народная сказка «Лубяная избушка»,
  • по стихам Д. Хармса «Цирк Принтипрам»,
  • спектакль по рассказам Е. Клюева «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров.

Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актерской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети, занимающиеся театром, стали лучше читать, говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили создать школьную театральную студию. В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики как младшей школы, так и основной, и старшей.

Интересным был опыт работы с 9 «А» классом. Ко мне пришла группа учащихся и попросила принять всех их в студию. Они были готовы участвовать в любой постановке, все равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Пришлось объяснить, что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов. Я задаю предлагаемые обстоятельства, и прошу ребят существовать в них, ничего не выдумывая, вести себя так, как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится. В сжатые сроки пришлось ознакомить их с театральной лексикой, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссером. А тем временем я присматривалась к ним и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре «на его индивидуальность».

К сожалению, театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав труппы, и я их уговорила на постановку сказки А. Усачева «Страсти по Насте», где каждому нашлась подходящая роль. Жанр мы определили как «балаган с Петрушкой», и началась работа.

Нужно было сохранить жанр и стиль существования на сцене в костюмах. Кое-что ребята шили сами, что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», Ребята знакомились с книгами по истории костюма, слушали народную музыку, научились понимать, что соответствует нашему спектаклю, а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюбленных, для поддержки комичности смешных персонажей, долго и мучительно искали трагическую музыкальную тему.

Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актеры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз. К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скованными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи, и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то, что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актера, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ.

С этой группой были поставлен спектакль «Играем классику» включавший сцены из пьес А. Грибоедова «Горе от ума», Н. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», инсценировка рассказа А. Чехова «Хористка». К слову сказать, и этот спектакль был дан 10 раз. В этом году с этой группой выпускается 3-ий спектакль по пьесам А.П. Чехова. Ребята признавались мне, что после работы над спектаклями им стало интересней читать программные произведения, и они стали их лучше понимать. «Мы как будто выросли», — говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением дети не читали заданного по литературе.

Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа — это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримерами, звукорежиссерами, рабочими сцены.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности. Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект. Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта.

Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью.

Основным условием набора в студию является мотивация ребенка — «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении в студию нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актеров. Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать.

Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходиться никто не хочет, всех объединяет теплая дружеская атмосфера внутри студии и радость.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость

При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей — маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел и, которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьезного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи, и наконец, представляем спектакль жителям нашего района

Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ; содействует самореализации личности ребенка и педагога. Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе. Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.

Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.

Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.

За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Внеурочная половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор не осознаются педагогами в достаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Ноябрь 2009 г.

Об авторе: Кольчугина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №648 САО г. Москва закончила ГИТИС им. А.В. Луначарского, Режиссёрский факультет, курс А.В. Эфроса и А.А. Васильева.