Методы психологии. Методы исследования в психологии Система методов психологического исследования включает

Психология для накопления научных данных использует целый комплекс Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования - это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений. Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.

Организационные - включают (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические - это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты - методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические - тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические - приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования : ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. Наблюдение

1.1 Внешнее наблюдение

1.2 Внутреннее наблюдение (самонаблюдение)

2. Метод эксперимента

2.1 Лабораторный эксперимент

2.2 Естественный эксперимент

3. Метод исследования продуктов деятельности

4. Биографический метод исследования

4.1 Психологическое моделирование

4.2 Сравнительно-генетический метод

5. Методы опроса

5.1 Беседа

5.2 Интервью

5.3 Анкетирование

5.4 Тестирование

5.5 Социометрия

Заключение

Список литературы

Введение

Психологическая наука использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

для психологического анализа профессиональной деятельности;

для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т.д.);

для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психологии, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии, которая включает две больших категории методов: группу не экспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Методы психологии -- это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используя их для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным помощником. Они направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Методы исследования в психологии изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Например, нельзя понять свойства личности ученика, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Существует различные методы, используемые в психологии:

· наблюдение

· эксперименты

· исследования продуктов деятельности

· тестирование

· биографический метод и другие.

Они подразделяются на научные и непосредственно применяемые в практике. При изучении психических явлений обычно используются различные методы, дополняющие друг друга.

Например, проявление несобранности работника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять экспериментом, использовать тестирование .

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки. Использовать методы работы в психологии нужно системно и под каждую задачу конкретно. Сначала, уточняются возникший вопрос, задача, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

1. Наблюдение

Метод наблюдения в психологии предполагает объяснение психического явления в процессе специально организованного восприятия. Научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе. Оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко отмечаются. Наблюдение направлено на внешние проявления психической деятельности - действия, мимику, жесты, высказывания, поведение и деятельность человека. По объективным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, о чертах личности и т. п.

Сущность наблюдения состоит не только в регистрации фактов, но и в научном объяснении их причин, в открытии закономерностей, понимания их зависимости от окружающей среды, воспитания, от особенностей функционирования нервной системы .

Требования к наблюдению:

1) целенаправленность

Наблюдатель должен отчетливо представлять, что он собирается наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов

2) систематичность

Означает, что наблюдение должно проводиться не от случая к случаю, а систематически, что требует определенного более или менее продолжительного времени.

3) естественность

Диктует необходимость изучения внешних проявлений психики человека в естественных условиях - обычных, привычных для него; при этом испытуемый не должен знать, что за ним специально и внимательно наблюдают.

4) обязательная фиксация результатов

Факты должны быть зарегистрированы в дневнике или протоколе.

Для полноценного наблюдения необходимо:

а) принимать во внимание многообразие проявлений психики человека и наблюдать их в различных условиях (дома, на улице, на работе)

б) фиксировать факты со всей возможной точностью (неправильно произнесенные слова, фразы, ход мысли)

в) учитывать условия, влияющие на протекание психических явлений (состояние человека, обстановка)

1.1 Внешнее наблюдение

Это способ сбора данных о другом человеке, его поведении и психологии путем наблюдения со стороны.

Виды внешнего наблюдения:

* сплошное, когда фиксируются все проявления психики в течение определенного времени (в течение дня, во время игры)

* выборочное, направленное на те факты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу

* длительное, систематическое, в течение ряда лет

* кратковременное наблюдение

* включенное, когда психолог на время становится активным участником процесса, за которым ведется наблюдение, и фиксирует его изнутри

* не включенное, когда наблюдение ведется извне

* непосредственное - его проводит сам исследователь, наблюдая за психическим явлением во время его протекания;

* опосредованное - в этом случае используются результаты наблюдений, проведенных другими людьми (аудио- и видеозаписи)

1.2 Внутреннее наблюдение (самонаблюдение)

Это получение данных при наблюдении субъекта за своими собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания (интроспекция) или вслед за ними (ретроспекция). Такие самонаблюдения имеют вспомогательный характер, но в ряде случаев обойтись без них невозможно.

Плюсы наблюдения:

1) исследуемое явление протекает в естественных условиях

2) возможность применения точных приемов фиксации фактов

Минусы наблюдения :

1) главный недостаток -- пассивная позиция наблюдателя

2) невозможность исключить случайные факторы, влияющие на протекание изучаемого явления

3) невозможность повторного наблюдения тождественных фактов

4) субъективность в интерпретации фактов

5) наблюдение чаще всего отвечает на вопрос «что?», а вопрос «почему?» остается открытым

Наблюдение входит составной частью в два других метода - эксперимент и беседу.

2. Метод эксперимента

Является основным методом психологии. Его отличительная особенность: исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

2.1 Лабораторный эксперимент

Характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При таком эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (фигур, букв, слов, фраз и т. д.) и ставится задача -- обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

Требования к лабораторному эксперименту:

1) положительное и ответственное отношение к нему испытуемых

2) равенство условий участия в эксперименте всех испытуемых

3) доступная, понятная инструкция для испытуемых

4) достаточное количество испытуемых и число опытов

Достоинствами лабораторного эксперимента:

1) возможность создания условий для возникновения необходимого психического явления

2) большая точность и чистота

3) возможность строгого учета его результатов

4) многократное повторение

5) возможность математической обработки полученных данных

Недостатки лабораторного эксперимента :

1) искусственность обстановки влияет на естественное течение психических процессов у некоторых испытуемых (страх, стресс, волнение у одних, и подъем, высокая производительность, хорошие успехи - у других

2) вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого неизбежно оказывается средством воздействия (полезного или вредного) на изучаемую личность.

2.2 Естественный эксперимент

Сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

3. Метод исследования продуктов деятельности

Он позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков. Изучая материальные продукты предшествующей деятельности человека, можно косвенно судить об особенностях как о деятельности, так и о действиях субъекта. Поэтому данный метод иногда называют «методом косвенного наблюдения ».

1) Продукты деятельности, созданные в процессе игры

Являются различные постройки из кубиков, песка, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками детей.

2) Трудовой деятельности

3) Продуктивной деятельности

К ним относятся рисунки, аппликации, различные поделки, рукоделие, художественное произведение, заметку в стенгазету.

4) Продукты учебной деятельности

Относятся контрольные работы, сочинения, чертежи, черновики, домашние задания.

К методу изучения продуктов деятельности предъявляются определенные требования:

1) наличие программы

2) изучение продуктов, созданных не случайно, а в ходе типичной деятельности

3) знание условий протекания деятельности

4) анализ не единичных, а многих продуктов деятельности испытуемого

4 . Биографический метод исследования

Он состоит в выявлении главных факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, его адаптацию в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Этот метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, ослабления возрастных кризисов.

4.1 Психологическое моделирование

В настоящее время широко применяемый метод, который выражается в знаковой имитации психических явлений. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, а также логического мышления.

4.2 Сравнительно-генетический метод

Суть этого способа в изучении психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

5. Методы опроса

Это методы получения информации на основе вербальной коммуникации. В рамках этих методов можно выделить беседу, интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).

5.1 Беседа

Представляет собой метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Ее можно рассматривать как направленное наблюдение, сконцентрированное вокруг ограниченного количества вопросов, имеющих большое значение в данном исследовании. Особенностями беседы является непосредственность общения с изучаемым лицом и вопросно-ответная форма.

Беседа обычно используется: для получения данных о прошлом испытуемых, более глубокого изучения их индивидуальных и возрастных особенностей (склонностей, интересов, убеждений, вкусов), изучения отношения к собственным поступкам, поступкам других людей, к коллективу и так далее. психологический анкета тестирование способность

Беседа либо предшествует объективному изучению явления (при первоначальном знакомстве перед проведением исследования), либо следует за ним, но может использоваться как до, так и после наблюдения и эксперимента (для подтверждения или уточнения того, что было выявлено). В любом случае беседа обязательно должна сочетаться с другими объективными методами.

Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности со стороны исследователя и от искренности ответов, даваемых испытуемым.

Требования, предъявляемые к беседе:

1) необходимо определить цель и задачи изучения

2) следует составить план (но, будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда индивидуализирована)

3) для успешного проведения беседы необходимы создание благоприятной обстановки

4) следует заранее тщательно продумать и наметить вопросы, которые будут заданы испытуемому

5) каждый следующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос

6) в ходе беседы обследуемый также может задать вопросы психологу, проводящему беседу

7) после беседы все ответы испытуемого тщательно фиксируются

В ходе беседы исследователь наблюдает за поведением, выражением лица испытуемого, характером речевых высказываний - степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, особенностью грамматического построения фраз и т. п.

Вопросы, используемые в беседе, должны быть понятны испытуемому, недвусмысленны и соответствовать возрасту, опыту, знаниям изучаемых людей. Ни по тону, ни по содержанию они не должны внушать испытуемому определенных ответов, в них не должна содержаться оценка его личности, поведения или какого-либо качества.

Вопросы могут дополнять друг друга, изменяться, варьировать в зависимости от хода исследования и индивидуальных особенностей испытуемых. Данные об интересующем явлении могут быть получены как в виде ответов на прямые, так и на косвенные вопросы. Прямые вопросы иногда смущают собеседника, и ответ может быть неискренним («Нравится ли вам ваш начальник?»). В подобных случаях лучше использовать косвенные вопросы, когда истинные цели для собеседника замаскированы («Как вы думаете, что значит „хороший преподаватель“?»).

При необходимости уточнения ответа испытуемого не следует задавать наводящие вопросы, подсказывать, намекать, качать головой и т. п. Лучше сформулировать вопрос нейтрально: «Как это следует понимать?», «Поясните, пожалуйста, свою мысль», или задать проективный вопрос: «Как, по-вашему, должен поступить человек, если его незаслуженно обидели?», или описать ситуацию с вымышленной личностью. Тогда при ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение к ситуации.

Беседа может быть:

1) стандартизированной, с точно сформулированными вопросами, которые задаются всем опрашиваемым

2) не стандартизированной, когда вопросы ставятся в свободной форме

Достоинства этого метода:

1) индивидуализированный характер

2) максимальная адаптация к испытуемому и непосредственный контакт с ним, что позволяет учитывать его ответные реакции и поведение

3) гибкость

Недостатки этого метода :

1) выводы о психических особенностях испытуемого делаются на основе его собственных ответов.

Но о людях принято судить не по словам, а по делам, конкретным поступкам, поэтому данные, полученные в ходе беседы, должны быть обязательно соотнесены с данными объективных методов и мнением компетентных лиц об опрашиваемом.

5.2 Интервью

Это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в социальной психологии.

Виды интервью:

1) свободное, не регламентированное темой и формой беседы

2) стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.

5.3 Анкетирование

Суть этого метода заключается в сборе данных, основанных на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают испытуемым для письменного ответа.

Главный компонент анкеты - не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования.

По своей функции вопросы могут быть:

1) основными или наводящими

2) контрольными или уточняющими

Любая грамотно составленная анкета имеет строго определенную структуру:

1) во вступлении излагаются тема, задачи и цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты

В начале анкеты помещаются простые, нейтральные по смыслу вопросы (так называемые контактные), цель которых - заинтересовать опрашиваемого

2) в середине находятся наиболее сложные вопросы, требующие анализа, размышления

3) в конце анкеты приводятся простые, «разгрузочные» вопросы;

4) в заключении (при необходимости) содержатся вопросы о паспортных данных опрашиваемого - пол, возраст, гражданское состояние, род занятий и так далее.

После составления анкета обязательно должна быть подвергнута логическому контролю. Достаточно ли ясно оговорена техника заполнения анкеты? Все ли вопросы составлены стилистически грамотно? Все ли термины понятны опрашиваемым лицам? Не следует ли добавить к некоторым вопросам позицию «Другие ответы»? Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемых?

Затем следует проверить композицию всей анкеты. Соблюден ли принцип расположения вопросов (от наиболее простых в начале анкеты к особо значимым, целевым в середине и простым в конце? Не прослеживается ли влияние предыдущих вопросов на последующие? Нет ли скопления однотипных вопросов?

После логического контроля анкета проверяется на практике в ходе предварительного исследования.

Виды анкет достаточно многообразны:

1) индивидуальная анкета, если анкета заполняется одним человеком

2) групповая, если она выражает мнение какой-то общности людей

Анонимность анкеты заключается не только и не столько в том, что испытуемый может не подписывать свою анкету, а по большому счету в том, что исследователь не имеет права распространять информацию о содержании анкет.

1) открытая анкета

С использованием прямых вопросов, направленных на выявление осознаваемых качеств испытуемых и позволяющих им строить ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме. На этот счет исследователь не дает никаких указаний. В открытой анкете обязательно должны содержаться так называемые контрольные вопросы, которые используются для обеспечения достоверности показателей. Вопросы дублируются скрыто-аналогичными - при расхождении ответы на них не принимаются во внимание, потому что не могут быть признаны достоверными.

2) закрытая анкета

Предполагает ряд вариативных ответов. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего из них. Закрытые анкеты легко обрабатывать, но они ограничивают самостоятельность отвечающего.

3) анкета-шкала

В ней испытуемый не просто должен выбрать наиболее правильный ответ из готовых, но и прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов.

Достоинства всех видов анкет:

1) массовость обследования

2) быстрота получения большого количества материала

3) применение математических методов его обработки

Недостатки всех видов анкет :

1) трудность качественного анализа и субъективность.

2) при анализе всех видов анкет вскрывается только верхний слой материала.

5.4 Тестирование

Метод тестирования--диагностика психических возможностей, способностей, склонностей и навыков индивида .

Психологический тест -- краткое и ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, памяти, способности к профессиональной деятельности, диагностики личностных качеств , клинические тесты и другие.

Ценность тестов зависит от их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла) и тесты личности (MMPI), тесты, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Г. Роршаха, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида -- почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики позволяет исследовать каждую личности в отдельности и сделать относительно нее достоверный прогноз. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека»

5.5 Социометрия

Является специфическим вариантом анкетирования, разработанная американским социальным психологом и психотерапевтом Дж. Морено. Этот метод используют для изучения коллективов и групп - их направленности, внутригрупповых отношений, положения в коллективе отдельных его членов.

Процедура несложна: каждый член изучаемого коллектива письменно отвечает на ряд вопросов, которые называются социометрическими критериями. Критерием выбора является желание человека совместно с кем-либо что-то делать.

Выделяют:

1) сильные критерии (если осуществляется выбор партнера по совместной деятельности - трудовой, учебной, общественной)

2) слабые (в случае выбора партнера по совместному времяпрепровождению).

Опрашиваемых размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, и дают им возможность сделать несколько выборов. Если количество выборов ограничено (как правило, тремя), то методика называется параметрической, если нет - непараметрической.

Правила проведения социометрии предусматривают:

1) установление доверительных отношений с группой

2) объяснение цели проведения социометрии

3) гарантирование сохранения тайны ответов

4) подчеркивание важности и значения самостоятельности и секретности при ответах

5) проверка правильности и однозначности понимания вопросов, включенных в исследование

6) точный и ясный показ техники записей ответов

По итогам социометрии составляется социометрическая матрица (таблица выборов) - неупорядоченная и упорядоченная, и социограмма - графическое выражение математической обработки полученных результатов, или карта групповой дифференциации, которая изображается в виде либо специального графика, либо рисунка, диаграммы в нескольких вариантах.

При анализе полученных результатов членов группы относят к социометрическому статусу:

1) в центре - социометрическая звезда (те, кто получил 8--10 выборов в группе из 35-40 чел.)

2) во внутренней промежуточной зоне находятся предпочитаемые (те, кто получил больше половины максимального количества выборов)

3) во внешней промежуточной зоне располагаются принятые (имеющие 1-3 выбора)

4) во внешней - изолированные (парии, «робинзоны»), не получившие ни одного выбора.

При помощи данного метода можно выявить и антипатии, но в этом случае критерии будут другими («С кем бы ты не хотел..?», «Кого бы ты не пригласил..?»). Те, кого сознательно не выбирают члены группы, являются отверженными (отвергаемыми).

Другими вариантами социограммы являются:

* «группировка» - плоскостное изображение, на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы, и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов;

* «индивидуальная», где вокруг испытуемого располагаются члены группы, с которыми он связан. Характер связей обозначается условными знаками:? - взаимный выбор (взаимная симпатия), ? - односторонний выбор (симпатия без взаимности).

Социометрия отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы, позволяет наглядно представить структуру этих отношений и сделать предположение о стиле лидерства и о мере организованности группы в целом.

Заключение

Прикладные отрасли психологии, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и даже жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования:

1) использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т.п.;

2) каждый метод должен быть объективным методом, т.е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье "Об объективном методе в психологии" Б.М. Теплов;

3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т.е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот.

Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

2. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.

3. Дмитриева МА., Крылов АА., Нафтулъев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979 - 142с.

4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. “ПИТЕР”,

г. Санкт-Петербург, 2001 - 129с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б.«Введение в общую психологию».М. “ЧеРо”, 1998 - 90с

6. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». “ПИТЕР”, Санкт-Петербург, 2002 - 157с

7. Слободчиков В.И. « Психология человека», М.“ШКОЛА_ПРЕСС”,1995/98с.

8. Кольцова, В. А., Олейник, Ю. Н. Психологи в годы Великой Отечественной войны: подвиг на века // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -№ 2. -С. 40-51.

9. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. -- Академия, Смысл, 2009. - 512 с.- 3000 экз.

10. Маклаков, А. Г. Общая психология. -- СПб: Питер, 2002. -- 592 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История научно-психологического изучения способностей, исследования феномена способностей в отечественной психологии. Высокие достижения способного человека как результат соответствия комплекса его нервно-психических свойств к требованиям деятельности.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Основы взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Методы психологического исследования по Б.Г. Ананьеву, классификация и их практическая направленность.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Предмет исследования в возрастной психологии, а также сущность, классификация и особенности применения основных методов ее исследования. История становления и развития возрастной и педагогической психологии в России, анализ ее современного состояния.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

    реферат , добавлен 20.11.2014

    Рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации. Группирование методов психологического исследования: не экспериментальные психологические методы; диагностические методы; экспериментальные методы; формирующие методы.

    реферат , добавлен 01.04.2008

    Предмет, характеристика, теоретические и практические задачи возрастной психологии как науки. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, наблюдение и эксперимент как методы эмпирического исследования психики ребенка.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

Методы психологии - это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию - пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной - для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его. Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека. Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид - формирующий - специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп. Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить. Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.


Введение

1. Понятие методов психологического исследования

2.Классификация методов психологического исследования

2.1 Организационные методы

2.2 Эмпирические методы

2.3 Методы обработки данных

2.4 Интерпретационные методы

Заключение

Литература


Введение

Психология - это наука, а наука - это, прежде всего, исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Методы психологических исследований ориентированы на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.

В психологии существует большое разнообразие методов психологических исследований, которые можно классифицировать, при этом каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Использование одного из них или сразу нескольких, как правило, определяется конкретными задачами, поставленными перед исследованием.

Целью данной работы является изучение сущности методов психологических исследований.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

дать понятие методов научных исследований;

дать понятие методов психологических исследований;

рассмотреть вопросы, касающиеся выбора методов психологических исследований;

изучить основные классификации методов психологических исследований;

рассмотреть отдельные методы психологических исследований.


1. Понятие методов психологического исследования

Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей. Метод - это основной способ сбора, обработки или анализа данных. Метод является: совокупностью приемов или операций практического познания; совокупностью приемов или операций теоретического познания; способом решения теоретической проблемы.

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни.

При построении методов научного исследования необходимо в первую очередь опираться на следующие из этих законов:

а) все явления окружающей нас действительности находятся во взаимной связи и обусловленности;

б) все явления окружающей нас действительности находятся всегда в процессе развития, изменения, поэтому правильные методы должны исследовать изучаемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее в своей неподвижности

Эти положения справедливы в отношении любой науки, в том числе и в отношении психологии. Рассмотрим, что же представляют собой методы психологии.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Методы психологического исследования - это те приёмы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.

Сила науки во многом зависит от методов психологического исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, наблюдается прорыв в познании.

Вплоть до второй половины XIX века психологические знания получали в основном путём непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они привели к построению первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и поведения человека.

В конце 80-х гг. XIX века в психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие исследователю ставить научный эксперимент и контролировать его условия, в частности дозировать воздействие физических стимулов, на которые человек должен реагировать.

Необходимо отметить, что общая тенденция, которая отчетливо проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее столетие, заключается в их математизации и технизации. Эта тенденция проявилась и в психологии, придав ей статус достаточно точной экспериментальной науки. Сейчас в психологии используется радио и видеотехника, электронная техника.

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили своего значения и до сих пор принимаются общие, традиционные методы сбора информации, такие как наблюдение и опрос. Причин их сохранения много: явления, изучаемые в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Несмотря на то, что современная математики и техника сами по себе чрезвычайно сложны, они по сравнению с явлениями, которые изучает психология, остаются достаточно простыми. Для исследования тонких явлений и психологических категорий, которыми занимается психология, во многих случаях они попросту не подходят.

Важное значение для успешного психологического исследования имеет выбор того или иного метода. Выбор метода психологического исследования происходит с учетом специфики задач, поставленных при выполнении исследования, а не путем простого перебора большого арсенала известных методов психологического исследования. Психолог должен хорошо представлять достоинства и недостатки каждого из методов, возможности их совместного применения, их приемлемость для разрешения поставленной проблемы.

В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования, на каждом из которых должны быть применены своеобразные сочетания научных методов.

1) Одним из первых этапов решения задач исследования является общая характеристика основных понятий предмета исследования, т.е. определение этих понятий, выявление их основных компонентов, обоснование признаков, по которым можно судить о понятиях. На этом этапе естественным является превалирование теоретических методов психологического исследования.

2) На втором этапе исследования возникает необходимость дать анализ типичного состояния практики решения подобных задач, и поэтому здесь должны быть использованы такие методы как наблюдение, моделирование.

3) На следующем этапе исследования осуществляется проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие методы эксперимента и опытной проверки, которые позволят выбрать наиболее удачные варианты решения соответствующих психологических задач.

4) Наконец, исследователь определяет, какие методы будут применены на заключительном этапе исследования, когда осуществляется обобщение результатов исследования и формулируются психологические рекомендации. Чаще всего здесь требуется сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования психических процессов, состояний, образований и свойств личности.

Таким образом, выбор методов исследования не является произвольным актом психолога. Он определяется особенностями решаемых задач, спецификой содержания проблем и возможностями самого исследователя.


2. Классификация методов психологического исследования

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько классификаций методов психологических исследований, так например, болгарский психолог Г.Д. Пирьов разделил методы психологии на:

1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);

2) методические приемы;

3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное - непосредственное и опосредованное, субъективное - непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.

С.Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.

Ананьев Б. Г. подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные. Именно его классификация методов психологического исследования получила более широкую распространенность в отечественной психологии.

В атласе по психологии, изданном в Германии, методы психологии группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют три следующие группы методов:

1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;

2) опросные: беседа, описание, интервью, стандартизированный опрос, демоскопия и коакцион;

3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.

Отсутствие строгой научной классификации объясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психологии.

Рассмотрим подробнее виды методов психологического исследования.


2.1 Организационные методы

В группу организационных методов входят:

сравнительный;

лонгитюдный;

комплексный.

Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора той или иной организации исследования зависит подбор конкретных методик, процедура исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Сравнительный метод организации исследования заключается в получении одного или нескольких срезов текущего состояния (уровня развития качества, отношений и т.п.) и сравнении результатов с аналогичным срезом, который был проведен в другое время, с другими испытуемыми, в других условиях и т.д. Для сравнения могут использоваться идеальные или модельные характеристики, нормативные значения и другие показатели.

Преимуществом сравнительного метода организации исследования является быстрота получения результатов и наглядность интерпретации. К недостаткам следует отнести необходимость учитывать многие факторы для объективности сравнения, низкую точность прогнозирования и необходимость критерия для сравнения. Этот метод эффективно используется в профотборе, когда по результатам тестирования делается вывод о пригодности испытуемого к конкретной работе - полученные данные сравниваются с профессионально важными в данной деятельности качествами.

Лонгитюдный метод (от англ. «long-time» - продолжительный во времени) заключается в наблюдении за объектом исследования в течение определенного времени и систематических срезах за этот период. По результатам исследования анализируется динамика изменения изучаемых особенностей. Преимуществом этого метода является возможность прогноза дальнейшего развития, самодостаточность и высокая надежность результатов, а недостатками - длительность исследования и большой объем данных, часто дублирующих друг друга. Лонгитюдный метод используется для изучения продолжительных по времени воздействий, например, педагогических или психотерапевтических.

Комплексный метод объединяет возможности сравнительного и лонгитюдного, когда типичные показатели серии срезов рассматриваются как показатель для сравнения, а результаты начального и конечного среза выступают различными данными для анализа. Данный метод часто используется для оценки эффективности программ обучения, когда изучается и динамика освоения материала, и прочность его усвоения, и объем приобретенных знаний и умений.

2.2 Эмпирические методы

Эмпирические методы служат для непосредственного сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов, а именно:

1) наблюдение (самонаблюдение) - здесь требуются план, критерии, способность к дифференциации наблюдаемых признаков, группа экспертов для снижения субъективности итогового результата;

2) эксперимент (лабораторный и естественный): процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен;

3) тестирование (опросники, бланковые, манипуляционные, двигательные, проективные): стандартная процедура, когда варианты результата определены, но не известно, какой именно вариант характерен для данного испытуемого;

4) опрос (анкетирование, интервью, беседа): получение ответов на задаваемые вопросы - письменно, устно и зависимости от ответов на предыдущие вопросы;

5) моделирование (математическое, кибернетическое, имитационное и т.д.): изучение объекта путем создания и анализа его модели;

6) анализ продуктов деятельности: главное достоинство этого метода состоит в том, что исследование может проводиться опосредованно, то есть без присутствия испытуемого.

Рассмотрим некоторые из них поподробнее.

Наблюдение - задачей метода объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей.

Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:

1. Подлежащие изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.

2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.

3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачей исследования.

4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов.

5. Изучаемое явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях.

Эксперимент - эксперимент отличается от метода простого наблюдения прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их.

Эксперимент, как метод исследования, характеризуется следующими особенностями:

1. Исследователь преднамеренно создает, вызывает к жизни интересующее его явление.

2. Создается специальная экспериментальная обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями.

3. Изучаемое явление повторяется столько раз, сколько необходимо исследователю.

4. Условия, при которых протекает изучаемое явление, изменяются закономерно.

5. Как правило, экспериментальный метод оснащается специальной точной измерительной аппаратурой, позволяющей получить количественную характеристику изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической обработке, что часто необходимо для характеристики изучаемых закономерностей.

Беседа - при проведении психологических исследований часто представляется необходимым собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых (их убеждения, интересы, стремления, отношение к коллективу, понимание ими своих обязанностей), а также условия их жизни и т. д. В подобных исследованиях метод простого наблюдения оказывается малопригодным, так как он требует очень большого времени для получения сколько-нибудь обстоятельных материалов по этим вопросам.

В таких случаях с успехом применяется метод беседы, являющийся по своей сущности направленным наблюдением, концентрированным вокруг ограниченного количества вопросов, представляющих важность в данном исследовании. Этот метод состоит в непринужденной беседе с опрашиваемыми людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Объективный материал, который при этом собирается, естественно, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседников.

Правильное применение метода беседы предполагает:

наличие у исследователя личного контакта с испытуемыми лицами, установленного задолго до беседы;

наличие тщательно продуманного плана беседы;

умение исследователя применять не прямые вопросы, а косвенные пути для получения интересующих его материалов;

умение исследователя уточнять интересующие его факты во время живой беседы, вносить в них ясность, не прибегая к протоколированию или стенографированию;

выяснение достоверности полученных данных путем последующих наблюдений, с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц, и т. д.


2.3 Методы обработки данных

Методы обработки экспериментальных данных разделяют на количественные и качественные.

К первым относится математико-статистическая обработка, ко вторым - описание типичных проявлений или исключений из общего правила.

К математико-статистической обработке следует отнести все процедуры перевода качественных данных в количественные показатели: экспертная оценка по шкале, рейтинг, нормирование, а также все формы статистического анализа - корреляционный, регрессионный, факторный, дисперсионный, кластерный и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Метод экспертных оценок - формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений достаточного количества экспертов о степени выраженности каждого из подлежащих оценке психологических качеств или явлений. Его широко применяют в психологии личности. При этом, экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения.

Факторный метод - он представляет собой систему моделей и методов для преобразования исходного набора признаков к более простой и содержательной форме. Он базируется на предположении, что наблюдаемое поведение испытуемого может быть объяснено с помощью небольшого числа скрытых характеристик, называемых факторами.

При использовании этого метода обобщение данных представляет собой группировку испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков, то есть выделяются группы похожих испытуемых.

Существуют два основных варианта постановки задачи:

группировка испытуемых на незаданные группы;

группировка испытуемых на заданные группы.

Задача группировки испытуемых на незаданные группы. Этот вариант задачи формулируется следующим образом: имеется многомерное психологическое описание выборки испытуемых и требуется осуществить их разделение на однородные группы, то есть такое разделение, при котором в составе выделенных групп оказались бы испытуемые, похожие по психологическим характеристикам. Такая постановка задачи группировки испытуемых соответствует интуитивным представлениям о типе личности.

Для решения этой задачи используется кластерный анализ, который разработан в рамках математической теории распознавания образов.

Задача группировки испытуемых на заданные группы. При решении этой задачи предполагается, что имеются результаты многомерного психологического обследования нескольких групп испытуемых и о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит. Задача заключается в том, чтобы найти правило разбиения испытуемых на заданные группы по психологическим характеристикам.

Кластерный метод - метод автоматической классификации, предназначенный для анализа структуры взаимного расположения испытуемых в S пространстве измеряемых признаков. Он позволяет производить объективную классификацию испытуемых по большому набору признаков и основывается на гипотезе «компактности». Если представить каждого испытуемого в виде точки в многомерном пространстве признаков, то естественно предположить, что геометрическая близость точек в этом пространстве указывает на схожесть соответствующих испытуемых. Методы кластерного анализа (автоматической классификации) дают возможность получать сокращенное описание распределения испытуемых путем выделения их скоплений в пространстве исследуемых признаков.


2.4 Интерпретационные методы

Наименее разработанными и исключительно важными являются интерпретационные методы, которые включают в себя различные варианты генетического и структурного методов.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого.

Взаимосвязи между частями и целым, то есть функциями и индивидом, субъектом деятельности и личностью определяют структурными методами (психография, типологическая классификация, психологический профиль). Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Структурный метод интерпретирует весь материал в характеристиках систем и типов связей между ними. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография, как целостное синтетическое описание индивидуальности. Психография является специфичным методом для изучения индивидуально-психологических различий между людьми. Она позволяет выявить связи между потенциальными возможностями, способностями и тенденциями, направленностью индивидуальности, выявить основные противоречия и сформулировать прогноз развития.

Для анализа данных полученных с помощью генетического и структурного методов используют компьютерную диагностику. В компьютерной диагностике при анализе форм интерпретации данных исследования важно рассмотреть еще и формы представления результатов, которые можно разделить на: числовые показатели; текстовое описание; графическое представление. Современные компьютерные программы, например, MS Office или пакеты статистической обработки, предоставляют широкие возможности для выбора формы компьютерной диагностики анализа данных психологического исследования, и всегда есть возможность быстро создать разные варианты в поиске наиболее удачного.


Заключение

Таким образом, рассмотрев методы психологических исследований можно сделать следующие выводы:

1. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология и применяет определенные методы исследования.

2. К методам психологических исследований предъявляются определенные требования: методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъектного толкования и скорости выводов. Ведь методы позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.

3. На сегодняшний день не существует строгой научной классификации методов психологических исследований, что объясняется наличием довольно широкого спектра различных методов. Среди наиболее распространенных методов психологического исследования можно назвать: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты и многие другие. Причем наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии эти традиционные методы сбора научной информации, до сих пор не утратили своего значения.

4. В процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, и становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование новых комплексов исследовательских методов.

Литература

1. Введение в психологию. Учебник / под ред. петровского А.В. - М.: НОРМА, ИНФРА - М, 1996. - 496с.

2. Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 352с.

3. Дубровина И.В. Психология. Учебник для вузов. - М.: Кнорус, 2003. - 464с.

4. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология. Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 416с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 592с.

6. Немов Р. С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. С. 23.

7. Общая психология. Учебник / под ред. Тугушева Р.Х. - М.: КНОРУС, 2006. - 560с.

8. Психология. Учебник / под ред. В.Н. Дружинина - М.: ЮНИТИ, 2009. - 656с.

9. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини. - СПб.: Питер, 2003. - 1064с.

10. Сорокун П.А. Основы психологии. Учебник. - М.: Спарк, 2005. - 312с.

11. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 592с.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Методы научных исследований − это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. (С.Л. Рубинштейн). В переводе с греческого «methodos» означает «путь».

При организации исследования важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. При этом, для того чтобы грамотно использовать психологические методы исследователь должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии. Отметим, что методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям :

1. Объективность . Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Объективность метода заключается в совокупности общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.

2. Валидность . Валидность теста – адекватность и действенность теста − важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

3. Надежность . Надежность теста – постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью; качество метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

В психологии существуют различные классификации методов исследования психики. В классификации, предложенной Б.Г. Ананьевым выделяются четыре группы методов :

I группа − организационные методы . Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа − эмпирические методы (см. рис. 4), включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.


III группа − методы обработки данных , включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа интерпретационные методы , включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Рис. 4. Классификация методов психологического исследования

Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности. В этом проявляется один из основных принципов психологии − единство личности и деятельности.

Эмпирические методы исследования делятся на основные и вспомогательные .

1. Основные методы. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное − является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Описание явлений на основе наблюдения считается научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Невключенное (стороннее) в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Наблюдение разделяют также на внешнее и внутреннее. . Внешнее наблюдение − это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Перечислим его достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный . Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент − психологический эксперимент, организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Обычно он включен в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов, т.е. данный вид эксперимента предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на: констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и обучающий (формирующий) , который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

2. Вспомогательные методы. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос разделяют насвободный и стандартизированный, устный и письменный.Свободный опрос − разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Стандартизированный опрос , при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Может осуществляться в форме беседы и интервью. Интервьюирование – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма − анкетный опрос . Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Использование в исследовании анкет позволяет собрать большой фактический материал − в этом ценность метода. Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.

Тестирование – сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов − тестов. Тест − стандартизированная методика психологического измерения, состоящая из серии кратких заданий и предназначенная для диагностики выраженности у индивида и психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение при этом нормируется в величинах межиндивидуальных различий.С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых. Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.

Тесты делятся на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений . Тесты достижений − тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Они конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.); широко используются при отборе в высшие учебные заведения.

Также выделяют: проективные тесты; тесты интеллекта, тесты способностей, личностные и социально-психологические тесты; тесты готовности к школе, клинические, тесты профотбора и т.д.; индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратные и компьютерные, вербальные и невербальные .

В вербальных тестах деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической форме, в невербальных − материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений.

Тесты способностей − методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Широко распространены тесты интеллекта и креативности, которые используются для определения общей одаренности человека. Существуют тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т.д. имеются также тесты общих профессиональных способностей.

Тесты интеллекта − психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.

Тесты личности − психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности − отношений (в т.ч. межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных описываемых в заданных социальных ситуациях. Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные) .

Проективные тесты − группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную ситуацию), напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных ситуаций (чернильных пятен Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление о себе.

Личностные опросники − одна из разновидностей психологических тестов. Они предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественных выражением которых служит суммарное число ответов на пункты личностного опросника. Разработаны и применяются различные личностные опросники для диагностики устойчивых черт личности; отдельных видов мотивации (например, мотивации достижения); психических и эмоциональных достижений (например, тревожности); профессиональных и других интересов, склонностей.

Профессиональный отбор − специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

В последние десятилетия в психологии широкое распространение получил метод моделирования , воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. Модели строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д. Анализ процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т.п.). В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков.

Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).

Близнецовый метод помогает выявить роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сопоставление внутрипарного сходства у близнецов дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных монозиготных близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары.

Социометрический метод (социометрия) − прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. Недостаток метода в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений.