Молодежные субкультуры. Список. Новые субкультуры: ванильки, тамлер-гёрл, «корейская волна Новые молодежные субкультуры 21 века

Ведущую роль в формировании, распространении и разнообразии молодежных субкультур играет медиа-культура. Кроме того, медиа-культура сама по себе, непосредственно порождает новые, ранее неизвестные и даже невозможные разновидности молодежных субкультур. И современные субкультуры молодежи 21 века уже не такие деспотичные. Речь идет о так называемых геймерах, хакерах, блоггерах и подонках. На первый взгляд, названные группы трудно назвать субкультурами: они не имеют таких выразительных внешних признаков и поведения как хиппи, панки, готы, эмо или скинхеды и др. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» - М: Профиздат, 1990г. Но отсутствие внешних проявлений в кибер-субкультурах не мешает увидеть в этих социальных слоях именно современные, новые молодежные субкультуры. Представители кибер-субкультур не имеют такой идейной направленности, как скинхеды, готы, но поведенческая ориентация на виртуальность, опосредованная мультимедийными технологиями, в большей или меньшей степени означает уход от реальной жизни, тенденцию к самореализации не в традиционной форме, а с помощью языка-сленга, специфических интересов, обособления себя, группы единомышленников от общественности, определенных статусных отношении и т.д., указывающих на них именно как на субкультуру. Кибер-субкультуры, соответственно, имеют и характерные признаки. Прежде всего, это мультимедийная компетентность. Эти группировки - именно субкультуры досуга. Вспомним хотя бы рокеров и байкеров, представители которых в жизни могут заниматься обычной для общества деятельностью, но в свободное время, на досуге. Они исповедуют другие ценности, реализуют отличные от традиционных интересы и идеи.

Так же, например, и блогеры или хакеры: в реальной жизни могут выполнять обычные дела, а самоутверждаться, декларировать и реализовать свои идеи через интернет-технологии - в виртуальной реальности. И здесь уместно вспомнить следующий признак кибер-субкультур - противоречивость их проявления. Можно констатировать, что субкультуры молодежи в начале третьего тысячелетия значительно отличаются от субкультур второй половины XX века. И не только по форме, функциям, идеям и целям, но и по способу образования, детерминированным средствами массовой коммуникации, которые в разные времена влияли на их появление разными путями.

Обобщая все сказанное, можно сказать, что медиа-культура - как закономерный результат развития общей культуры человечества, опосредованный техническим развитием средств массовой коммуникации, в широком смысле охватывает производство и потребление медиа-продукции и тесно связано с массовой культурой через ее систему ценностей - формирует, поддерживает существование и порождает новые субкультуры, и молодежные в частности. Наряду с социальными, психологическими причинами, которые обусловливают возникновение и распространение молодежных мини-обществ, медиа-культура играет очень важную роль, которая заключается в распространении информации о возникновении неформальных молодежных течений. Подытоживая, можно сказать, что медиа-культура, как общественный феномен производства и потребления информации, существенно влияет на формирование молодежных субкультур.

На сегодняшний день в мировом обществе существует множество различных субкультур. Представителей той или иной субкультуры называют неформалами — они отличаются незаурядностью, необычностью, яркостью. Неформальный человек пытается продемонстрировать свою индивидуальность. Представляем список основных субкультур, а затем расскажем о некоторых из них подробнее.

  • Альтернативщики
  • Анимешники
  • Байкеры
  • Ванильки
  • Гламур
  • Гопники
  • Гранжеры
  • Граффитеры
  • Кибер Готы
  • Металлисты
  • Нью-Эйдж (New Age)
  • Панки
  • Педовки
  • Растаманы
  • Рейверы
  • Рокеры
  • Рэперы
  • Скинхеды
  • Стиляги
  • Cтрэйт-эйдж
  • Толкиенисты
  • Треш Модели
  • Фрики
  • Футбольные болельщики
  • Хакеры
  • Хиппи
  • Хипстеры

Альтернативщики

В начале 90-х годов образовалась субкультура альтернативщиков, в которую входили рэперы, металлисты и панки. Представители этой субкультуры отличаются дружелюбием по отношению к представителям других направлений. Считается, что субкультура сформировалось благодаря группе Rage Against The Machine.

Внешний вид у альтернативщиков броский, их достаточно легко отличить от представителей других субкультур. Как правило, они ходят в пирсинге и носят широкую одежду. Какой-то особой идеологии у представителей этой субкультуры нет.

Байкеры

Субкультура байкеров зародилась примерно в 60-70-е года. Представители течения — бородатые длинноволосые мужчины — не представляют свою жизнь без мотоцикла, пива и рок музыки. Эти атрибуты являются отличительными чертами байкеров.

Как правило, они ездят группами и каждый из байкеров состоит в клубе. По нашивкам на одежде определяют, участником какого клуба он является. Это отличительный знак, благодаря которому байкеры отличаются друг от друга.

Субкультура байкеров придерживается своей системы ценностей, которая разительно отличается от общепринятых норм «цивилизованного общества».

Гопники

Субкультура гопников начала свое существование в последние годы перед распадом СССР. Идеология и поведение представителей этого направления схожи с поведением хулиганов. Отличительной чертой гопников является склонность к насилию, низкий уровень интеллекта и тюремный сленг, который по сложности понимания иногда может сравниться со сложными языками мира .

Гопники, как правило, любят слушать музыку в стиле тюремного шансона. К другим субкультурам они зачастую агрессивно настроены. В частности, такие движения, как эмо, готы, рэперы, гопники не признают и конфликтуют с их представителями.

Гопники коротко стригутся и носят спортивные костюмы. Это основные отличительные черты приверженцев этой субкультуры.

Готы

Формирование субкультуры готов берет свое начало из музыки. Отличительными чертами готов является преобладание черного цвета одежды, девушки ходят с темным макияжем. Представители субкультуры носят на себе аксессуары, символизирующие смерть – зубы, кресты, пентаграммы и т.д. Собственной идеологии у готов нет.

В настроении приверженцев этого течения преобладают декаданс и мрачный вид. Готическое движение породило отдельную субкультуру — сатанисты.

Металлисты

Субкультура металлистов зародилась в 1960-е годы и распространилась практически по всему миру. Толчком к возникновению субкультуры стала музыка в стиле Heavy Metal. Металлистами, как правило, называют фанатов тяжелой рок-музыки и всех разновидностей металла.

В образе представителя субкультуры присутствует кожаная одежда, изображения черепов, множество украшений из металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), тяжелые ботинки, пирсинг в ухе, банданы. Идеологии и философии, как таковой, у них нет, все убеждения и взгляды сосредоточены полностью на музыке.

Панки

Субкультура панков начала формироваться еще в 1930 году в Англии. Первыми панками были люди из бедных районов Уэльса. Они занимались грабежами, драками, дебошами. Идеология и мировоззрение панков сводится к анархии.

Отличительными чертами панков являются «ирокез» – символ панк-движения, а также кожаные куртки, надетые на голое тело, рваные майки, большое количество пирсинга на лице.

Стиляги

Субкультура стиляг сформировалась во второй половине 40х – 50х годов. В это время на улицах городов появились молодые люди, одетые в вызывающую одежду. Представители движения отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения.

Стиляги тех времен выразили протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде. Субкультура несомненно наложила яркий отпечаток на советскую эпоху.

Мужчины-стиляги носили узкие брюки («дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки.

Девушки украшали одежду нашитыми бантами и большим количеством украшений. Стилягами, как правило, были дети высокопоставленных чиновников или профессоров.

Фрики

Субкультура фриков сформировалась в 20 веке на территории Северной Америки. Представители течения придерживаются основной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этих целей используется не только одежда, но и поведение и философия. Термин «фрик» произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек. Каждый последователь субкультуры стремится создать свой собственный неповторимый образ.

Фрики ярые приверженцы пирсинга — они массово прокалывают себе всевозможные места, а также покрывают свои тела татуировками с изображениями, надписями и узорами.

Хиппи

Субкультура хиппи возникла в Америке в 1960-е годы. За короткий промежуток времени она быстро распространилась по всему миру, но как отдельное течение, перестало существовать ближе к 1980-м годам. Представители субкультуры отличались своей миротворческой позицией (пацифисты), они выступали против ядерного оружия и любого насилия.

Хиппи занимались распространением наркотиков среди молодежи, якобы для расширения сознания.

Представители хиппи носили свободную одежду, большое количество фенечек на руках и длинные волосы.

Предпосылки к появлению субкультур 21 века

Многие помнят о существовании таких субкультур, как готы, эмо, панки – многие также и сами пробовали себя в этой стихии, были не только активными участниками субкультур, но и их организаторами. Основная цель субкультур – заявить о себе, показать свои отличия от традиционной культуры, желание предложить совершенно новые ценности, которые будут полностью отличаться от общепринятых и устаревших.

Но и субкультурные течения не стоят на месте: те неформальные объединения, которые были некогда популярны, сегодня отходят на второй план. Им на смену приходят совершенно новые, которые задают тон всему поколению 2010-х. Немного об истории: большая часть молодежных субкультур возникли после Второй Мировой Войны. Тогда они существовали не в том виде, в котором сейчас (если, конечно, пережили такой огромный промежуток времени). Именно после Второй Мировой Войны подростки стали обзаводиться деньгами, у них появились возможности для реализации своего внутреннего потенциала, доступ к продуктам массового производства.

В 50-е и 60-е годы произошел настоящий бум в неформальной сфере. Многие из субкультур в том или ином виде существуют и по сей день (например, субкультура байкеров или хиппи). Но все изменилось, когда в жизни подростков появился Интернет. если раньше настоящие рокеры были рокерами независимо от обстоятельств, то сейчас эта субкультура в некотором смысле стала маской, которую можно или снять, или надеть, если это будет удобно самому человеку. Так, в кругу семьи человек может быть одним, обсуждать одни интересы и вещи, а в кругу своих друзей он является настоящим рокером, обсуждает тонкости субкультуры, надевает на себя характерную одежду, использует аксессуары.

Замечание 1

Сейчас, в отличие от того, что было 50-60 лет назад, фрагментарное вхождение в субкультуру является нормой. Человек может просто разделять интересы, но при этом также принадлежать к ряду других субкультур. Он также искренне заинтересован в писателях, различных музыкальных исполнителях – от классики до рока и металла. Но когда-то это было практически непозволительно и осуждалось, ведь быть членом субкультуры – значит полностью отдаваться ей, не разделяя при этом интересов других неформальных объединений.

К тому же, Интернет размывает возрастные границы. Раньше субкультурам и их интересам были подвержены в основном подростки, но теперь даже маленький ребенок имеет неограниченный доступ к информации о неформальных объединениях, и может с раннего возраста идентифицировать себя с одним или со сразу несколькими из них. Взрослые также не ограничивают себя в выборе субкультур. Таким образом, в субкультуру входят не только лица подросткового возраста, но и дети, и совсем зрелые люди. В одной семье могут быть представители сразу нескольких противоположных неформальных объединений.

Современные субкультуры 21 века: характеристика

Новые субкультуры, которые возникли в 21 веке, совершенно не соответствуют тому набору признаков, которые определяли субкультуры несколько десятков лет назад. Некоторые исследователи даже утверждают, что их нельзя назвать истинными субкультурами, и дают им название «культурных миксов». Но, тем не менее, следует сделать акцент на некоторых современных субкультурах и понять их сущность:

  1. «Ванильки» - данная субкультура довольно специфична. Появилась в 2010-е годы и распространилась в основном среди девушек подросткового возраста. Название произошло, согласно исследователям, от того, что девушки любят одежду «ванильных» оттенков. Мировоззрение данной субкультуры сводится к трем ключевым идеям: подчеркнутая женственность и слабость, любовь к депрессивности и скрытому трагизму, что выражается в их отношении ко всему происходящему. Третья черта – особый стиль в одежде (принты с британским флагом, большие очки, неаккуратный пучок). Сегодня «ванилька» носит скорее отрицательное значение и означает что-то очень приторное и чересчур нежное;
  2. «Тамблер-герл» - иными словами веб-панк. Также подвержены в основном девушки, которые получили такое название потому, что копируют стиль, которые распространен на известном сайте Tumblr. Характерные черты – черные кресты на фоне космоса, тонкие черные ошейники (чокеры), туфли на очень высокой плоской подошве, короткие юбки, шляпы с широкими полями. Субкультура поддерживается массовым производителем – одежду и аксессуары тамблер-герл может найти в специальных тематических интернет-магазинах. В отличие от ванилек, для тамблер-герл депрессия – это обычная состояние, поскольку в мире каждый может ранить девушку. Над депрессией также можно шутить, чтобы победить ее;
  3. Корейская волна – еще одна субкультура, которая в основном состоит из фанатов южнокорейских музыкальных групп. Название «корейская волна» было придумано вовсе не в Корее, а в Китае. Именно туда эта волна докатилась гораздо раньше, чем в другие страны. Популярность корейских музыкальных групп выше, поскольку они многочисленнее по составу (обычно в группу может входить от 5 до 10 участников!). Между участниками существуют очень сложные отношения, которые приковывают взгляды фанатом, наблюдающих будто за реалити-шоу, а не за реальной жизнью участников. Представители данной субкультуры также используют слово «ольджан», чтобы называть моделей с большими глазами, маленьким носом и губами. Фанатки корейской волны стремятся достичь кукольной внешности благодаря пластической хирургии, а также умелому макияжу и, конечно же, фотошопу.

Таким образом, сегодня большая часть субкультур в основном ориентируется не на идеологию и философские идеи, а на внешнюю составляющую. В этом они сильно отличаются от субкультур, которые существовали ранее, где весь упор делался на основные ценности и нормы. Именно поэтому сегодня субкультуры принято называть «культурными миксами», а приверженцы к ним ориентируются на то, подойдет им тот или иной стиль или нет, а не на продвижение каких-либо норм и идей в жизнь.

Мероприятие к Дню Знания по теме:

« Молодежные субкультуры 21 века». 10 класс

Цель : убедить учащихся в том, что деятельность группировок отрицательно сказывается на окружающих.

Ход мероприятия.

Слайд №1. название

Учитель : Нередко мы сейчас слышим такие слова: скинхеды, хиппи, панки и так далее. Некоторые задумываются, некоторые нет: «Ведь меня это не касается». Но все мы встречаем на улице странно одетых молодых людей, со странными прическами и манерой поведения. Они всегда вызывают чувство опасения и дискомфорта, от них ожидаешь чего - то нехорошего. Наверно, неспроста.

Исторически сложилось, что в русско – европейской культуре черный цвет символизирует зло, смерть, пугающий потусторонний мир, вспомните цвета траурных одеяний, одежды черных магов, цвет формы солдат группы «СС» - элитного подразделения фашистской армии.

Например, бритая голова с давних времён была признаком профессионального воина, так как длинные волосы – опасная помеха в рукопашном бою, и потому не удивительно, что до сих пор она воспринимается большинством людей как признак потенциальной агрессии.

Многие подростки сами не понимают смысла тех символов, которыми пользуются. Видят перед собой человека с гребнем на голове или бритым затылком, и у них возникают противоречивые мысли.

Субкультуры хиппи, скинхедов и другие создавались в знак протеста молодежи против каких – то явлений в обществе и государстве. Представители этих субкультур демонстрировали их уникальность не только через свою философию и поведение, но и через внешние атрибуты, как бы говоря: «Мы не такие, как все, мы особенные».

Я считаю, что каждый человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями. Разбираясь в субкультурах, поймете, кого нужно бояться и обходить стороной, к кому не надо попадать во влияние, а с кем наоборот, очень интересно общаться. В каждой субкультуре бывают разные люди. Кто-то плохой, кто-то хороший, кого-то заставила жизнь стать частью андерграунда, а кто-то пошел туда намеренно. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…

Давайте рассмотрим историю каждой группировки, и узнаем, что несет каждая группировка, положительное или отрицательное для юного поколения.

Слайд №2 -3 схемы

На слайде я представила некоторые, наиболее популярные среди молодежи вашего возраста субкультуры.

1. Музыкальная субкультура.

Она представлена 3 видами: транс – культура, металлисты и рокеры.

(выступление учащихся)

Транс – культура. Слайд №4 транс

Есть музыкальное направление, которое не распоростаняется на TV и только последнее время выходит на радио, но при этом не является андеграундом в чистом виде. Оно не анонсируется, но при этом легко собирает по нескольку тысяч человек на свои мероприятия. Эту музыку слушают и играют во всем мире от Японии до Англии, но при этом она остается «terra incognita». Это транс-музыка.. Основы транс-музыки закладывались тогда, когда у совершенно разных народов появились очень схожие между собой обряды. Все они сопровождались громкой, ритмичной музыкой и огненными всполохами костра или факелов. Цели у этого процесса были разные: задобрить богов, отметить событие в жизни племени и прочее. Но неизменным было одно: под влиянием всех вышеописанных действий все присутствовавшие впадали в транс (отсюда и название), становились одним целым, танцуя у костра, и это еще больше объединяло племя. Причем подобные ритуалы встречаются у всех без исключения народов и рас: и у древних индейцев, и у африканских племен, и у северных народностей.

Первые транс-вечеринки проводились, естественно, в Гоа, и именно оттуда пошли некоторые характерные особенности этой субкультуры – индийские мотивы в оформлении и дизайне, флуоресцентные краски, ароматические благовония.

Круг почитателей транс-музыки весьма широк. В среднем это люди от 15 до 30 лет.

Отрицательная сторона транс-движения, это то, что часто его последователи употребляют наркотические вещества для более полного «транса» или на полном серьезе увлекаются шаманизмом и язычеством.

Металлисты.

Слайд №5

Металлисты - это одна из самых больших «неформальных» субкультур.

Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением интеллигенции... и даже минутным увлечением гопников. Сегодня тяжелую музыку слушают почти все.

История тяжелой музыки - это в первую очередь история «грязного» звука. То, что современную гитарную музыку породил рок-н-ролл, знают все, но менее известно, что примерно до начала 60-х годов перегруженный звук в роке гитаристами не употреблялся. Считалось, что электрогитара должна звучать как гитара обычная - просто громче, сочнее и ярче. Любой фон или искажение воспринимался как брак при настройке звучания.

Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники, гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками громкости и частоты своих инструментов и «усилков». А это, в свою очередь, повлекло изменение приемов игры.

Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под новое звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на первый план и из не самого заметного аккомпанирующего инструмента превратилась в королеву бала, задвигая порой даже вокалиста.

Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», - металл - пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavy metal применил в романе «Naked Lunch» (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду.

Их внешней вид вызывающий, агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки.

Рокеры. Слайд №5

Движение рокеров появилось впервые в середине 1960-х годов в США и Англии. Среда рокеров - в основном молодежь от 13 до 30 лет, недовольная устоями общества и желающая «изменить мир». Чаще всего, это были выходцы из неблагополучных семей, обделенных государством. Одежда рокеров имела нетипичный вид (для того времени): кожаная куртка со всевозможными значками и надписями, торба (рюкзак из грубой ткани, затягивающийся, как мешок, веревкой сверху), поношенные тертые джинсы.
В среде рокеров как тогда, так и теперь подчеркивается мужественность, которая тогда ассоциировалась с громким голосом, нецензурной речью и грубой манерой поведения. Особое значение рокеры придавали мотоциклам и вождению. Крутейшими считались те, у кого подороже мотоцикл и у кого больше стаж вождения. Отсюда следует еще одна субкультура - байкеры.
Клубы, бары и пивные - считались излюбленными местами отдыха рокеров. Рокеры весьма предвзято относились к тем субкультурам, которые не принимали подобный образ жизни.

Металлисты и рокеры – это, по сути, одна субкультура. Просто рокеры слушают менее «тяжелую» музыку, и в их внешнем виде меньше металла и кожи. Рокер может выглядеть, например, так: джинсы, заправленные в высокие сапоги, черная рубашка и цепь, подвешенная на черном ремне.
Но в остальном у музыки
металла и рока одни корни, так что я посчитала возможным объединить эти две субкультуры .

2. Антикварные субкультуры.

Моды слайд №6

Мо́ды (англ. Mods от Modernism, Modism ) - британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг.

В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры, при этом нередки были столкновения с рокерами и байкерами (обладателями мотоциклов). Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах, таких как Брайтон, где в 1964 году проходили скандально известные уличные столкновения между рокерами и модами.

Во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически. В конце 70-х гг. стиль модов был взят на вооружение некоторыми панк-группами.
Что они носят.
Быть Модом - значит иметь пару тяжелых ботинок. Наиболее распространенной формой Модов являются отбеленные джинсы с красными подтяжками, тяжелые красные ботинки со стальными носками. Они также носят одежду Levis коричневого вельвета или защитного цвета.
Старшее поколение Модов предпочитает мохеровый голубой костюм и часто поэтому зовутся "Костюмами". Это более опасная порода.
Особенно пугающими являются Костюмы, носящие очки в роговой оправе, так как дают ложное представление о принадлежности их к интеллигенции.
Обязательно коротко остриженные волосы. Это дает представление об их обладателе как об "интеллектуале" - искусство поражать своим выдающимся черепом.
Язык крайне ограничен. Употребляют наркотики - таблетки и темное пиво.
Музыкальные вкусы: блу-бит, рэгги, рокстеди и ска - важно, чтобы было видно, как топаешь ботинками под эти ритмы.

Рокабильщики. Слайд №6

У каждого свои кумиры. Но, например, толпа, которая косит под Элвиса Пресли – это уже отдельная субкультура. Живут рокабилльщики в Москве и других городах, по стандартам 1957 года, действительность воспринимают через призму той эпохи. Носят одежду тех лет, танцуют танцы, появившиеся в то время, держат связь с подобными сообществами во всех странах мира...

Их одежда, соответсственно, такая же, как и у музыкантов, которым они подражают, поэтому нельзя выделить один стиль.

3. Уход в другую реальность. Слайд №7

Геймеры.

Субкультура геймеров зародилась недавно. С появление компьютерных игр, а позже и Интернета молодежь стала активно общаться в сети. Компьютерные сетевые игры для них – это возможность общаться в действии: вместе с другими, зачастую иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов. Но существуют так же и не сетевые игры, у которых чисто развлекательная функция, есть такие игроки, которые буквально живут в этой «виртуальной реальности». Иногда игры негативно действуют на психику подростков, но большинство все же знает меру. Геймер ничем внешне не отличается от обычного человека. Понять что твой собеседник геймер можно только когда речь зайдет о компьютерных играх, да и не только компьютерных – сейчас очень много разновидностей игровых консолей: «приставок сони», «геймбоев» и т.д. Геймер сразу же осыпет вас незнакомыми словами, смысл которых можно попытаться понять, зная английский. Но все же у геймеров свой язык, мало кому понятный. Игры действуют отнюдь не только негативно на геймеров – они развивают быстроту реакции и скорость мысли, настойчивость и целеустремленность, даже ловкость. Игры через Интернет помогают подучить английский и расширить круг своих знакомых. Недавние американские исследования показывают, что геймеры, пришедшие в бизнес(соответственно довольно юные ребята) показывают невиданные результаты, поскольку бизнес для них – та же игра.

Гопники. Слайд №7

Говоря о криминально настроенных молодежных субкультурах или скорее контркультурах в первую очередь необходимо упомянуть «гопников», «группировочников». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени.

Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию

Ролевики. Слайд №7

Все ролевики – разные люди и объединяет их только одно: ребята очень уважают определенную эпоху (иногда - историческую, но чаще - выдуманную, описанную в бесконечных книгах фэнтэзи). Называть всех ролевиков толкиенистами неправильно, это движение имеет много направлений

Все началось с книг. Первым ошеломляюще популярным писателем фентези был Толкиен. Позже стали в большом количестве появляться книги других авторов, создававших красивые сказочные миры. Сами ролевые игры придумали Гэри Гигакс и Дейв Арнесон. Они начали разрабатывать игровую систему на базе фентези в 1970 году.

Схема игры такова: игроки выбирают себе персонажей (роли, по сути) и занимаются ими на протяжении игры, а DM управляет и объявляет, как на данный момент обстоят дела в игровой ситуации. Длительность игры зависит от модуля - какие-то сюжеты предусмотрены на несколько часов, другие - бывает, и на пару лет. Каждый игрок может преследовать свои цели - кому-то нравится просто постепенно развивать своего персонажа, кому-то хочется победить любой ценой, а кому-то - убить все, что движется.

Внешне ролевики выглядят абсолютно нормально, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези и, далеко не у всех, проблемы со способностью отличать реальность от нереальности, но даже у геймеров они, порой, больше.

4. Мировозренческие субкультуры. Слайд №8

Растаманы (растафари).

Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.

2 ноября 1930 г. принц Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

5. Контркультуры.

Слайд №9

Скинхэды.

Произошло от англ. скин хэд - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии - идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет. Любят слушать военные гимны и марши, "металл" середины 80-х годов.

6. Спортивные и околоспортивные субкультуры. Райдеры. Слайд№10

Сноубордисты.

История сноуборда - это классический пример реализации американской мечты. Разумеется, обо всем этом совершенно не задумывался Шерман Поппен, инженер-конструктор газового оборудования, когда на Рождество 1965 года решил порадовать своих детишек новой забавой. Он соединил деревянными перемычками пару детских лыж, переставив на них ремешки креплений. Так впервые был а реализована простая идея - дать человеку возможность скользить по снегу боком, как это делали серферы на волнах и скейтбордисты на асфальте. Жена Поппена даже придумала снаряду название - снёрф, от слов снег и сёрф. Игрушка имела успех у местной детворы, и Шерману пришлось повторить манипуляции с лыжами для соседских ребятишек. Глядя на игры детей, он подумал и о родителях. И отправился в Гудвилл, где купил старое оборудование, и заснеженные песчаные дюны побережья стали первым местом катания на водной монолыже по снегу. Идея была запатентована. Управление снарядом было весьма проблематичным, падения - скорее нормой, чем исключением, но число поклонников росло. В 1968 году, 18 февраля, на горнолыжном курорте Блокхаус Хилл в Маскегоне, Мичиган, прошли первые в истории соревнования в новом виде спорта - тогда еще снёрфе. Спортсмены спускались по прямой, соревнуясь на скорость.

Паркуры. Слайд №10

Паркур - искусство эффективного передвижения и преодоления препятствий - был основан во Франции Дэвидом Беллем и Себастьяном Фука. Сочетает в себе особую философию (мировосприятие), легкую атлетику, боевые искусства и билдеринг (лазание по стенам).

Люди, которые занимаются паркуром, называются tracers (русск. трейсеры). Паркур стал популярным благодаря фильмам "Ямакаси" и "13 район". Как самостоятельное движение паркур зародился во Франции в 90-х годах. Паркур - дисциплина, представляющая из себя совокупность навыков владения своим телом, которые в нужный момент могут найти применение в любой из ситуаций нашей жизни. Умение быстрее других оказаться там, где ты необходим является показателем твоих способностей и уровня.

Скейтборд. Слайд №11

Зародился скейтбординг в Калифорнии, США в пятидесятых годах прошлого века. А уже в 1959 году в продаже появился первый скейтборд Roller Derby. Он отдаленно напоминал то, что в наше время мы привыкли называть доской. Сходство было лишь в наличии колес и деки, которая в то время представляла собой обычную доску без загибов.. В 1963 году компанией Makaha был сконструирован первый профессиональный скейтборд. Именно это послужило толчком для проведения соревнований по скейтбордингу среди подростков. Середина шестидесятых - это пик популярности скейтбординга. За три года компанией Makaha было продано более 50 миллионов досок. Компании Bennet и Tracker сконструировали новый тип подвесок, позволяющих заниматься скейтбордингом более профессионально. Стали использоваться полиуретановые колеса. В 1976 году во Флориде был построен первый профессиональный скейтпарк, что дало возможность кататься на доске в любую погоду. В конце семидесятых в США грянул кризис недвижимости, и сотни домов и бассейнов оказались заброшенными. Для катания на доске эти бассейны были очень удобны, потому что имели округлые стенки. Так зародился новый стиль Pool Skating, т.е. катание в бассейне, чуть позже начали строить рампы, которые дали начало верт-скейтбордингу (катание в рампе).

Байкеры. Слайд№11

История байкеров началась в 1901 году, когда компания двадцатилетних изобретателей из американского штата Милуоки начала работать над моторизацией велосипеда. Над созданием первенца трудились Вильям Харлей и Артур Дэвидсон,. В результате получилось конструктивно новое явление. К 1903 году в США уже существовали другие компании по производству мотоциклов. И одна из них, “Indian motorcycle company”, основанная в 1901 году, стала главным конкурентом для «Harley-Davidson» на многие годы. Но все же можно утверждать, что байкеры начались именно с “Харлеев”.

Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному. Байкеры - одна из самых “суровых” группировок и у нас, и на Западе. Для их идеологии характерно слияние человека и созданной им техники в единый организм. Мотоцикл в глазах байкеров - друг, защитник, символ силы, мощности и уверенности, одновременно он средство, повод и форма объединения единомышленников в единый кулак, способный противостоять опасностям мегаполиса, отстаивать коллективные, групповые и индивидуальные интересы байкеров. Большое значение в их среде имеют символика, ритуалы, способствующие сплочению членов сообщества, позволяющие находить друг друга в толпе. Помимо самой езды, байкеру, естественно, по душе обсудить ее с "себе подобными". Поэтому и собираются везде байкерские тусовки. Конечно, не все люди, даже увлеченные одним и тем же, могут найти общий язык.

Носят длинные волосы, зачесанные назад, платок на голове (бандана), татуировки, кожаные штаны, ковбойские сапоги на высоких каблуках.

Футбольные фанаты. Слайд №11

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова, и футболисты работали в среде своих болельщиков.

Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультуры в том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их действия, носят прямо криминальный характер.

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. Основное средство отличия фанатов - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи.

Учитель : Ребята, подскажите мне, как ведут себя фанаты?

ВМХ – еры. Слайд№11

Как и большинство современных видов спорта, BMX был создан в Америке. Сначала это был просто маленький велосипед, не предназначенный ни для каких трюков. Вскоре отвязные парни, которым надоело просто ездить, начали прыгать, и носиться по улицам. И производители стали разрабатывать и предлагать новые конструкции таких велосипедов.

В 1988 появились первые байки на которых можно было нормально кататься, не боясь за свою жизнь, и делать трюки. Руль спокойно проворачивался на 360 градусов, тормоза работали почти безотказно.. В России BMX начал развиваться только несколько лет назад. Сейчас bmx"еров можно встретить на улицах крупных городов, таких как Москва, Питер и города поменьше. Стиль Flatland развили московские циркачи, которые делают просто невероятные трюки. Есть несколько парков с трамплинами для DirtJumping"a. Но все же мы отстали от Америки лет на 6-8…то вы могли ожидать от своей рамы.

7. Музыкально – Мировозренческие субкультуры. Слайд№12

Готы.

В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти.

Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, 2 аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или просто веселиться с друзьями.

Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж.

Эмо. Слайд №12

Странные девушки с черными волосами, блестящими заколками на голове и колечком в нижней губе, худые парни с челкой, закрывающей половину лица, в черно-белых кедах и "почтальонской" сумкой через плечо с россыпью разноцветных значков и импровизированных заплаток – это дети эмо.

Движение Emo - сокращение от emotion (эмоциональный) начало свое существование в 80-ых годах на западе. Характерные особенности музыкального стиля - Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик... тексты о несчастной любви, несправедливости, о жестоком и полном насилия мире. Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов (emo-kids - те, кто относит себя к субкультуре эмо). Эмо-кид часто ранимый и депрессивный подросток. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет сообщников и мечтает о счастливой любви.

В культуре эмо размыты рамки между полами, мальчики похожи на девочек, девочки похожи на мальчиков, которые похожи на девочек... порой и не отличишь.

Худые, высокие подростки с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны), у девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи. Их лица выглядят бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может и розовый с героями мультиков.

Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-маус, губка Боб), черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, на шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица... Часто эмо-киды делают в ушах тоннели - большие дырки (в среднем 12-16 мм), в которые вставляют плаги (круглые сережки) или тоннели (бублики с дыркой внутри). Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. Некоторые эмо-киды носят квадратные очки с прозрачными стеклами в черной оправе и полосатые гетры на руках (наиболее распространенные - черно-розовые), на ногтях - черный лак. Эмо-киды не брезгуют одеждою из стоков и секонд-хендов.

Хиппи. Слайд№13

Культура хиппи - одна из самых древних и прочных в андеграунде. Хиппи славятся мягкостью и не агрессивностью. Как известно, хиппи появились на свет в бурные 60-е. Они призывали человечество любить друг друга, а не воевать. Называли себя "детьми цветов", ловили кайф от Денис Джоплин и The Doors и первыми принялись "расширять сознание" всеми способами - от медитации до ЛСД. Хипповские идеи живы до сих пор. Всегда находятся личности, которым "цветочная" философия ближе, чем агрессия панков или рэпперские понты. У хиппи за все время сложились настоящие традиции.

Панки. Слайд№14

Слово «панк» вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы".Отличить панка от обычного человека довольно легко. Он слушает панк- музыку: Sex Pistols, Exploited, NOFX, Offspring, Iggy Pop, «Король и Шут», «Наив» и пр.

Основой для панковской одежды могут быть следующие вещи: балахоны и майки, рваные джинсы, кожаные куртки, лоскутные куртки, кеды, полуботинки и высокие ботинки, ремни и ошейники

Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

Постепенно панки тех лет превратились в людей, которые слушают "панк"" и "панк-рок". Условно можно выделить две возрастные группы панков.

Идеология панков - философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас.

Рэперы. Слайд№15

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный футбол) и т. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с "молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Носят широкую на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле "рэп", но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению "Гангста".

8. Арт – культура. Слайд №16

Граффиттеры.

(райтеры).

Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры.

Граффити - это все-таки искусство. Некоторые исследователи официально считают его вполне состоявшимся направлением современного авангардизма. Впервые граффити появилось в Америке в конце 60-х, как часть уличной культуры. Все началось с простых тэгов (tag – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие. Сегодня то же самое происходит и Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Дальше тэггеры перешли с маркеров «вандалайзеров» на баллончики с краской, и надписи стали больше, ярче и более впечатляющими. Появилась мода, дело набрало обороты, и команды «бомбил» стали по ночам раскрашивать вагоны подземки не только изнутри, но и снаружи. Этот вид уличного искусства получил название subway art. Райтер одет как обыкновенный человек...Но только не тогда, когда он работает. Важно носить то, что не жалко испачкать. Перчатки помогут защитить руки, а распиратор или повязка - не надышаться краской. Часто граффитеры одеваются в рэпперском стиле и многие из них действительно являются репперами.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему же молодые люди попадают в такие группировки? Каковы причины?

Последствия действий антиобщественных группировок.

Слайд №17

Для её членов.

Нарушение закона

Заключение под стражу

Отбывание срока наказания в тюрьме

Учеба в спецшколах

Заболевания нервно – психической сферы

Физические увечья

Тяжелые последствия употребления алкоголя и наркотиков.

Для окружающих людей. Слайд№18

Страх

Насилие

Нанесение морального ущерба

Нанесение материального ущерба

Избиение

Убийства

Похищение людей

Угон автотранспорта

Для территории, где находится группировка. Слайд№19

Зона особого риска

Испорченные телефоны – автоматы

Постоянные кражи и ограбления

Неспокойная обстановка на улице

Разломанные скамейки

Надписи на стенах

Разгромленные детские площадки

Учитель: Возникает вопрос: неужели это кому – то нужно?

Учитель: Что объединяет все группировки?

Мы не можем нести вред другим и себе в том числе. Мы все должны нести пользу.

Как вы думаете, нужны ли вообще какие – то субкультуры?

Делаем совместно вывод.


Социологическое исследование «Особенности функционирования молодежных субкультур в России XXI века (на примере г. Москвы)»

Актуальность. Молодежные субкультуры не являются «абсолютно новыми культурными моделями для России» Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 238.. Они существовали и в рамках советской культуры. Однако в тот период молодежные субкультуры воспринимались как «социальная патология» Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. N° 10. С. 79.: молодежные объединения назывались неформальными, что определяло их неофициальный статус, немногочисленные исследования молодежных субкультур носили латентный характер, а проявления субкультурной активности молодежи подавлялись.

Новое восприятие молодежных субкультур в условиях современного российского общества связано с переоценкой их сущности. Происходит переход от отождествления молодежных субкультур с контркультурой в советское время к пониманию молодежной субкультуры как структурного элемента культуры современного российского общества, в котором формируются новые жизненные стили и стереотипы мышления молодого поколения россиян. Однако такое понимание сущности молодежных субкультур не снимает проблему значительного роста контркультурных объединений молодежи, часть из которых носит откровенно экстремистский характер.

Такое состояние рождает потребность в глубоком анализе процессов развития культуры в целом и ее молодежного сегмента, направленности и динамики ее изменений, истоков и факторов появления новых культурных форм. Между тем, с точки зрения социальнофилософской предметности, феномен молодежных субкультур, за редким исключением, не стал еще предметом специального, целостного исследования и осуществляется достаточно эклектично.

С этих позиций актуальность данного исследования заключается в том, что теоретическая рефлексия проблемы особенностей функционирования молодежных субкультур, столь необходимая для оптимизации социокультурной политики, не только обеспечивающей интеграцию молодежи в пространство культуры, но и созидающей необходимый культурный потенциал динамичного преобразования российского общества.

Изучение тенденций развития, характерных особенностей молодежных субкультур, а также их места и роли в социокультурном пространстве российского общества позволит преодолеть одностороннюю негативную оценку данного феномена и будет способствовать его восприятию в значительной мере как транслятора ценностей постиндустриального общества.

Объектом исследования выступает молодежная субкультура в современной России.

Предмет исследования особенности функционирования молодежных субкультур в г. Москве.

Целью исследования является изучение особенностей феномена молодежной субкультуры, анализ структуры ценностей неформальных молодежных объединений и выявление тенденций функционирования молодежных субкультур в современной России (на примере г. Москвы).

Задачи исследования:

1) выявить причины создания неформальных молодежных объединений;

2) изучить уровень информированности респондентов о неформальных молодежных субкультурах;

3) изучить структуру ценностей неформальной молодежи;

4) выявить причины вхождения молодых людей в молодежные неформальные объединения;

5) изучить мнение респондентов о просоциальных и антисоциальных субкультурах;

6) изучить основные тенденции в функционировании современных молодежных субкультур;

7) определить отношение москвичей к молодежным субкультурам в общем;

8) определить место и роль молодежных субкультур в современном обществе.

Исходная гипотеза исследования заключается в следующем: в настоящее время в России происходит трансформация молодежных субкультур, суть которой заключается в изменении содержания, форм проявления, характера деятельности, вектора направленности развития субкультурных практик молодого поколения россиян. Границы современных молодежных субкультур прозрачны, текучи. Смещение границ между культурным и контркультурным, социальным и асоциальным в молодежных субкультурных практиках определяет актуальная социокультурная ситуация.

Основным количественным методом выступает опрос (анкетирование), качественным - метод визуальной социологии.

Метод опроса широко применяется для исследования сферы общественного сознания, поэтому его необходимо использовать в изучении проблематики особенности функционирования молодежных субкультур в современной России, так как он дает информацию о субъективном представлении людей о субкультуре, позволяет проанализировать влияние субкультур на формирование личности подростков и их социализацию, определить основные особенности и тенденции функционирования молодежных субкультур на современном этапе развития общества. В данном случае для практического применения наиболее целесообразным представляется метод группового опроса, как одного из самых оперативных технических разновидностей анкетирования.

Цель группового опроса: получить представительную массовую информацию, отображающую основные особенности функционирования субкультур в г. Москве, определить степень влияния субкультуры на социализацию молодых людей и выявить факторы, влияющие на роль субкультуры в современном обществе.

Метод визуальной социологии позволяет наглядно показать специфику, особенности и различия молодежных субкультур (Приложение 2).

В качестве генеральной совокупности выступает общая численность молодых людей, входящих в неформальные молодежные объединения, в возрасте от 14 до 25 лет, проживающих в г. Москве. Нижняя возрастная граница позволяет отсеять молодых людей младшего возраста, так как основной возраст вхождения в субкультуру составляет 14 лет. В качестве верхней возрастной границы отмечается возраст 25 лет, так как обычно в этом возрасте или ранее молодые люди перестают относить себя к представителям молодежных субкультур.

В качестве выборочной совокупности выступает группа лиц, в возрасте от 14 до 25 лет, проживающая в г. Москве, в количестве 100 (ста) человек, отобранных методом стихийной выборки «снежного кома». Выборка для массового опроса (анкетирования) двухступенчатая. На первом этапе она стратификационная: среди всего населения г. Москвы выбирается молодежь как отдельная подгруппа, по заданным возрастным и специфическим критериям. На второй ступени выборка предполагается квотная. Квоты составлены по критериям пол и возраст.

Сбор данных методом анкетирования проводился в сети Интернет, для чего была создана вебанкета с помощью сервиса Google Apps (Spreadsheets).

Анкета для массового опроса состоит из трех основных блоков. Первый блок оценка уровня информации о проблеме молодежных субкультур на современном этапе. Второй блок блок анализа социальных ожиданий и ценностной ориентации индивида. Оценки ценности вступления в молодежную субкультуру, мотивация. Третий блок адаптация неформалов в обществе, влияние субкультур на социализацию личности. Взаимодействие с окружающими. Тенденции функционирования субкультур на сегодняшний день.


В исследовании приняли участие 49% респондентов мужчин и 51% женщин. (рис.4)

Рис.4.

По возрастным рамкам респондентов в возрасте 1518 лет было наибольшее количество 66%, также 27% опрошенных в возрасте 1925 лет и совсем небольшой процент 14 лет 7%.

По роду занятий наибольшее количество респондентов оказалось среди учащихся и студентов - 71%. Временно не работающих оказалось 14%,специалистов всего 9% и совсем мало рабочих 6%. (рис.5)

Рис.5.

Опрос выявил большое разнообразие и широту спектра существующих молодежных субкультурных течений. На просьбу назвать известные респондентам молодежные субкультуры и движения были представлены более двух десятков вариантов ответов. Среди наиболее известных субкультур первые места занимают: «эмо» - их назвали 64% от всех опрошенных; на втором месте «готы» - 41%, третье место поделили «панки» (36%) и «скинхеды» (35%). Далее по известности идут «рокеры» - 11%; «байкеры» - 10%; «сатанисты» - 10%; «реперы» - 9%; «хиппи» - 9%; «гопники» - 6%; «металлисты» - 6%; «нацисты» («неонацисты», «наци») - 6%; «ска» - 5%; спортивные (футбольные) фанаты - 3%; «аниме» - 3%; «хипхоп» - 3%; «антифашисты» («антифа») - 2%. (рис. 6).

Рис. 6.

На основе анализа ответов на вопрос, направленный на выявление информированности молодежи о различных субкультурах, можно выделить 5 основных групп «субкультур», выделенных молодыми людьми.

1 группа - субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды: «эмо» 64%; «готы» 41%; «панки» 36%; «рокеры» 11%; «реперы» 9%; «хиппи» 9%; «металлисты» 6%; «ска» 5%; «хипхоп» 3%; «растаманы» 0,3 %.

2 группа - субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов: «скинхеды» 35%; «нацисты» 6%; «антифашисты» 2%; «зеленые» 0,3 %.

3 группа - субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени/трудно идентифицируемые: «байкеры» 10%; «сатанисты» 10%; «анимэ» 3%; «фрики» 1%; «графитчики» 1%; «ролевики» 0,6%; «геймеры» 0,6%; «хакеры» 0,5%; «клабберы» 0,5%.

4 группа - субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта: «спортивные фанаты» 3%; «роллеры» 1%; «скейтеры» 0,6%; «велосипедисты» 0,3%.

В 5 группу субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и делинквентного/ криминального поведения, вошла группа так называемых «гопников» с 6% известности.

Анализ соотношения известности выделенных «субкультурных групп» в молодежной среде показывает, что главными, «системообразующими» факторами, на основе которых формируются и дифференцируются субкультуры, остаются «музыкальные пристрастия и соответствующая мода». Среди названных респондентами субкультур эта группа доминирует, составляя более 2/3 среди известных опрошенным. Показательно, что вторая по величине группа субкультур, сформированная на основе признака «социальная активность, политические взгляды», имеет удельный вес в 4 раза меньше первой группы и составляет 1/6 среди известных респондентам.

Исследование выявило, что ведущая роль в информировании о молодежных субкультурах принадлежит СМИ. Результат опроса показал роль интернета в распространении информации о жизни субкультур (33% опрошенных). На втором месте - теле/ радиовещание (27%). 25% опрошенных получают информацию от друзей и знакомых. Из газет и журналов получают информацию 10% опрошенных. Другие источники получения информации составили 5%. (рис. 7).

Рис.7.

Опрос выявил мотивы, под влиянием которых молодые люди становятся участниками определенной субкультуры. Ведущими мотивами участия в молодежной субкультуре, по мнению опрошенных, являются: на первом месте - реализация интересов молодых людей (47% респондентов); на втором месте - желание найти друзей и единомышленников, попытка победить внутреннее одиночество (34%); на третьем месте - потребность в эмоционально насыщенном общении (17%). Группа мотивов, обусловленных проблемами в отношениях со взрослыми, конфликтами в семье и учебном заведении, чувством незащищенности в сумме составляют 35%: конфликты на учебе и дома считают главным мотивом 17% опрошенных; потребность в защите и независимости - 10%; протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры - 8%.

Таким образом, субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, удовлетворяющие потребности молодых людей в насыщенном эмоциональном общении, поиске единомышленников и друзей, становясь механизмами самоидентификации и социализации (рис.8).

Рис.8.

При исследовании установок интолерантности молодых людей, выяснилось, что 54% респондентов испытывают неприязнь к некоторым субкультурам. Выявлены интолерантные установки респондентов, относящиеся в большей степени к следующим субкультурам и течениям: наибольшую неприязнь вызывает радикальная субкультура «скинхедов», «нацистов» - в сумме их назвали 43% респондентов; «сатанисты» вызывают неприязнь у 19% респондентов; «панки» - у 14%; «эмо» - у 12%; «гопники» - у 7%; «готы» - у 5%. (рис.9).

Рис.9.

Проблему существования радикальных и экстремистских молодежных субкультур считают актуальной 36% опрошенных; 33% считают эту проблему актуальной, но не в своем районе проживания; 24% составляют те, кто считает эту проблему мало актуальной и только 7% - совсем не актуальной. (Рис.10).

Рис.10.

По мнению участников опроса, среди причин, побуждающих молодых людей участвовать в жизни радикальных и экстремистских группировок, на 1 месте - желание почувствовать свою власть над людьми, самоутвердиться - так считают 30% респондентов; на 2 месте - негативное влияние СМИ и моды -так считают 28% респондентов; на 3 месте, по мнению опрошенных, психологические особенности молодых людей, желание быть частью какоголибо «коллектива» - 23%; на 4 месте - отсутствие структурированного досуга («от нечего делать, за компанию») - 21% ответов; на 5 месте -недостаточный уровень личностного развития молодых людей, дефекты нравственного воспитания - 20%; на последних по значимости местах такие факторы как влияние социальнополитической ситуации в стране - 10%; потребность в защите со стороны радикальной группировки -10% ответов (Рис.11).

Рис.11.

Для изучения социального аспекта проблемы молодежных субкультур молодым людям был задан вопрос, как, по их мнению, обществу нужно относиться к различным молодежным субкультурам: 35% считают, что обществу нужно спокойное понимание этого явления; 22% считают, что общество должно относиться к молодежным субкультурам, прежде всего как своеобразным социальным «датчикам» эпохи, характеризующим время; 21% предлагают поощрять позитивные начинания представителей молодежных субкультур, направляя их деятельность в полезное для общества русло; 22% молодых респондентов выступают за меры запретительного характера, считая, что молодежные субкультуры должны подавляться обществом. (Рис.12).

Рис.12.

Выводы по исследованию

С помощью группового опроса, исследование выявило широкий спектр молодежных субкультур, функционирующих в Москве. Из них актуально представлены молодежные субкультуры «эмо», «готов», «скинхедов», «панков», «реперов», «рокеров», «металлистов», спортивных (футбольных) фанатов, «сатанистов» и «гопников». Главными, «системообразующими» факторами, на основе которых формируются и дифференцируются молодежные субкультуры, являются «музыкальные пристрастия и соответствующая мода».

Возрастной фактор напрямую влияет на включение молодых людей в жизнь субкультур: в младших возрастных группах доля активных представителей субкультур значительно выше, чем в старших.

Субкультуры в большей степени выступают как молодежные объединения по интересам, удовлетворяющие потребность молодых людей в насыщенном эмоциональном общении, помогающие найти друзей и единомышленников, становясь механизмами самоидентификации и социализации. Группа мотивов, обусловленных проблемами в отношениях со взрослыми, конфликтами в семье и учебном заведении, чувством незащищенности в сумме составляют третью часть.

Наиболее значимую и актуальную информацию о жизни субкультур молодым людям предоставляют интернет и телевидение. Результаты опроса показывают возрастающую роль интернета в распространении информацию о жизни субкультур. В целом отмечается падение значимости традиционных источников информации о жизни субкультур, таких, как телевидение, газеты, журналы, радио и возрастание значения интернета по мере уменьшения возраста респондентов. Для половины молодых людей источником информации является сама молодежная среда, сверстники.

Установки по отношению к экстремистским группам в целом негативные. В рейтинге интолерантности у молодежи на первом месте субкультура «скинхедов (нацистов)».

Причины участия в жизни радикально настроенных субкультур, по мнению респондентов, связаны с психологическими особенностями молодых людей (желание почувствовать свою власть над людьми, самоутвердиться, недостаточный уровень развития, нравственного воспитания, желание быть частью коллектива, потребность в защите) и с социальными особенностями среды (социальнополитическая ситуация в стране, влияние СМИ). В большей степени отмечается личностный аспект проблемы участия молодых людей в экстремистских группировках.

В целом молодежная аудитория ждет позитивных сигналов со стороны общества по отношению к молодежным субкультурам. Большинство молодых респондентов считает, что обществу необходимо понимание этих явлений и поощрение позитивных начинаний представителей молодежных субкультур.

В дополнение к групповому опросу используется метод визуальной социологии -- направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.). Объектом визуальной социологии в данном исследовании выбраны фотографии, комиксы и демотиваторы. Фотографии дают визуальное представление об образе жизни представителей неформальных молодежных объединений, их внешнем виде и образах. Комиксы и демотиваторы отражают типичное поведение в той или иной ситуации, актуальные проблемы.

Эмпирической базой для визуального анализа выбраны фотографии представителей различных субкультур и неформальных молодежных объединений в их повседневной жизни. Также выбраны «комиксы о Неми» Комикс «о Неми» [Электронный ресурс] URL: http://nemi-comics.ru/ (которые изначально были мрачными комиксами о субкультуре готов, но со временем они стали более жизнерадостными, хотя в то же время, все еще довольно часто их выпускают о серьезных проблемах) и несколько других комиксов.

1. Субкультура «Панки»

1. Идеология панка сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, а также жизненный уклад, на который не осуществляется давление. Этика этого движения признает великую роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы.

2. Разорванная одежда, скрепленная булавкам или скотчем, разрисованные маркерами или краской. Кожа, резина и винил также популярны. Иногда панки носят узкие джинсы трубами, рокерские куртки, футболки с нестандартными изображениями и разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками. Волосы панки укладывают, а точнее ставят в виде ирокеза или других «архитектурных» форм, либо же бреются налысо. Татурировки обычно произвольные, но могут быть и символы, такие как свастика (причем может быть и перечеркнутая) или железный крест.

2. Субкультура «Готы»


1. Преобладание чёрного либо яркокислотного цвета в одежде, одежда из винила, кожи, мужские юбки, использование грима, ботинки на платформах, авангардные стрижки, пирсинг и модификации тела. Символика различных оккультных и религиозных практик, индустриальная символика ("радиация", "биологическая опасность" и пр.)

2. Музыка: Gothic rock, gothic metal, darkwave, electrometal, industrial, dark ambient, dark electro, EBM, Jrock, Jelectro

3. Коммуникативная инфраструктура: Журналы: "Gothland", "R.I.P.", "Gothica", "Dark City". Вечеринки в клубах г. Москвы: "Точка", "Релакс", "Plan В", "ХО", "Третий путь", "Театральная биржа" и др.

3. Субкультура «Эмо»


1. Одежда ярких цветов (штаны или джинсы, футболки, толстовки), кеды, пирсинг, гипертрофированные проколы мочек ушей т.н. "тоннели", полудлинные волосы с косой чёлкой либо дреды, проклепанные ремни

2. Музыка: Metalcore, hardcore, emocore, alt fokl, numetal, rapcore, postrock

3. Коммуникативная инфраструктура: Телеканал: "AONE". Журналы: "DFMO.NET", "1Rock" Вечеринки в клубах г. Москвы: "Plan В", "Точка", "Релакс", "ХО" и др.

4. Субкультура «Металлисты»

1. Длинные волосы ("хаер"), футболки с фотографиями и логотипами любимых групп, грубые ботинки на протекторной подошве, одежда из чёрной кожи, заклёпки, цепи, напульсники, татуировки. Символика включает в себя узнаваемую стилистику логотипов музыкальных групп, возможно использование простых некросимволов ("череп и кости" и т.п.)

2. Музыка жанров "metal" или "hard rock"

3. Коммуникативная инфраструктура: Журналы: "Rock Oracle", "Dark City", "Metal Hammer", "Metal Art", "1Rock". Вечеринки в клубах г. Москвы: "Точка", "Релакс", "Рокнролл паб", "Plan В", "ХО", "В1 Maximum" и др.

5. Субкультура «Сатанисты»


1. Длинные волосы, одежды из кожи с многочисленными цепями и заклёпками, наручи с шипами и гвоздями, обилие сатанинской символики - перевёрнутые кресты и пентаграммы, вымазанные кровью. Часто путают с представителями готической субкультуры.

2. Музыка: «Black Metal». Тематика песен наполнена антихристианским, сатанинским, оккультным значением.

6. Субкультура «Байкеры»


1. Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или чёрная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы, но иногда предпочитают носить настоящие или стилизованные каски вермахта (с рогами или без).

2. Символика: Флаг Конфедерации, изображение черепа, эмблема, татуировка, железный крест, свастика.

7. Субкультура «Аниме» («Отаку»)


1. Интересы - аниме, манга, культура и история Японии. Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

2. Свой язык - сленг. «Аниме», «Манга», «Отаку» и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют.

3. Одежда и внешний вид. Сумки и футболки с соответствующей. Прически как у любимого персонажа. Косплей.

4. наличие неформальных групп и сообществ клубы и другие объединения.

8. Субкультура «Футбольные фанаты»


1. Основное средство отличия фанатов шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни.

2. Выездов фанатов для поддержки команды на играх в другие города, которые зачастую оканчиваются драками, разборками среди болельщиков и погромами.

9. Субкультура «Скинхеды»

В этой одежде все строго функционально, приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь, тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке, короткие куртки - «бомберы» без воротника, бритая или стриженая под ноль голова. Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.

10. Субкультура «Антифа»


Цель - борьба с фашистами. Борются со всеми проявлениями дискриминации, к которой относят расизм, шовинизм, национализм, неонацизм и многое другое. Организуют акции в поддержку больных, наркоманов, людей без определённого места жительства, всех, кому необходимы лечение и поддержка.

11. Субкультура «Скейтеры»/ «Роллеры»


1. Катание на скейтборде, роликах либо иные воздействия с применением скейтборда.

2. Спортивная одежда, удобная и свободная одежда. Музыка разных жанров.

12. Субкультура «Гопники»


13. Субкультура «Рэперы»

1. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду, предпочитают спортивную обувь. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению «Гангста».

2. Музыка: Rap, HipHop, R"n"B

3. Приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. Д.

14. Субкультура «Паркурщики»

1. В основу данного спортивноэкстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание. Основной принцип - «Границ нет - есть лишь препятствия».

2. Свобода в паркуре (его основное ядро) -- означает свободу во всем - в том, как трейсер одевается, что слушает, как думает, как перемещается, где и с кем дружит и т. д. В паркур может прийти любой, независимо от возраста и пола.

Комикс о Неми №1


Маленький мальчик насмехается над образом и внешним видом представителя готической субкультуры. В то время как сам «гот» испытывает чувство удивления и неожиданности.

Комикс о Неми №2


Разговор между учительницей и бывшей ученицей девочкой-готом. Очевидно, в младшем возрасте, эта учительница негативно отзывалась о внешнем виде девочки и о ее увлечении, опираясь на возраст. Но повзрослев, девушка все так же готом.

Комикс о Неми №3


На комиксе представлены группа «неформалов» и бывший представитель неформального движения старшего возраста. Можно сделать вывод о том, что взрослея, интересы людей не всегда меняются, а уходят на второй план, ввиду, к примеру, своего рода занятий, смены приоритетов в жизни и т.п.

Комикс о Неми №4


Здесь представлена аналогичная, как на комиксе №1, насмешка над представителем неформальной субкультуры.

Комикс №4

На этом комиксе изображен «неформал» и несколько ситуаций, где он встречается с разными людьми, которые негативно относятся и высказываются по поводу его внешнего вида. Принято считать одним из факторов вступления в субкультуру - это попытка обратить на себя внимание окружающих, выделиться из «серой массы». «Неформал», изображенный на комиксе наоборот пытается скрыться от недоброжелательных взглядов и комментариев в его сторону.

Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какойто стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.