На чем играют якуты. Музыкальный инструмент варган: история и фото

Цели урока:

  1. Познакомить с якутским народным инструментом Хомус.
  2. Расширить знания учащихся, развивать эмоциональные чувства
  3. проявить уважение к народной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой.

Оборудование: Компьютер, проектор, слайды, хомус, музыкальный центр, запись импровизации игры на хомусе,

  1. Организационный момент. Мотивационная начало урока. Постановка цели, Распевание.
  2. Вступительная беседа “Распространенный по всему свету музыкальный инструмент”.
  3. Основная часть: Музыкальный инструмент - Хомус
  4. Техника игры на хомусе.
  5. Заключительная часть

Ход урока

1. Добрый день (музыкальное приветствие)

Мы знаем виды музыкальных инструментов и их истории.

Скажите, какой инструмент у меня в руках?

Сегодня мы познакомимся и постараемся научиться играть на народном инструменте Якутии “Хомус”

2. Беседа “Распространенный по всему свету музыкальный инструмент”

Хомус – широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь. Превращая его в любимый всеми инструмент.

У якутского народа, наряду с другими видами музыкальных инструментов, с глубокой древности сохранился Хомус. Какие бывают хомусы в разных странах посмотрим в слайдах. (Слайд №4)

3. Основная часть урока: музыкальный инструмент – Хомус

Известны три разновидности хомуса:

  • деревянный;
  • железный;
  • двухязычный.

Традиционный классический железный хомус, широко распространенный в республике, состоит из подковообразного ободка в виде лиры с суживающимися двумя “щеками”. К середине ободка прикрепляется упругая стальная пластинка-язычок, находящийся между “Щеками”. Загнутая на конце на прямой угол часть вибрирующей пластинки называется чыычаах “птичка”, на кончике которой имеется эминньэх “круглое ушко”. (Слайд №2)

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Северяне делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы. Бывают деревянные корпусом и металлическим языком. Существуют разновидности хомуса с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

4. Техника игры на хомусе.

Хотите слушать волшебные звуки хомуса? (запись импровизации игры на хомусе)

Когда мастер-импровизатор играет на хомусе, звуки сливаются в настоящую музыку, очаровывающую любого человека, в каком бы ни уголка планеты он жил. Какие ассоциации у вас появились?

Веками обрабатывались исполнительские приемы. Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести основные навыки:

  1. Научиться правильно, держать хомус
  2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок
  3. Правильно дышать
  4. Научиться видоизменять звук.

1. Научиться правильно, держать хомус

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы, освобождая место для колебания языка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам. Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались, а чтобы язычок колебался надо бить по нему согнутым указательным пальцем. (показываю) Надо соблюдать гигиену в игре на хомусе. Так как хомус сделан из железа, может дать негативную реакцию в полости рта. Поэтому перед игрой надо хорошенько его чистить салфеткой.

2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки, локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.

3. Правильно дышать

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки, не останавливаясь нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.

При быстрой игре необходимо использовать дыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.

4. Научиться видоизменять звук.

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый, без помощи органов речи называется основным тоном Хомус. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов.

Приемы игры на хомусе (слайд №3)

5. Заключительная часть.

Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?

  • Какие виды бывают хомуса?
  • Можно ли научиться играть на хомусе.
  • Кому понравился музыкальный инструмент?

Прощание с учителем.

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Хомус — музыкальный инструмент

Существует несколько разновидностей хомуса — якутского музыкального инструмента. В древние времена якутский варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.

Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.

Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.

Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.

Не секрет, что многие из вас хотели бы узнать, как играть на хомусе. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

Держать правильно якутский хомус не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Одной рукой его нужно взять за кольцо, плотно прижать наружные щечки к зубам. Язычок должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки извлекаются колебаниями язычка: для этого по его загнутому кончику бьют указательным пальцем.

Базовые приемы ударов о язычок

Для этого нужно вращать расслабленной кистью, задевая согнутым указательным пальцем язычок спереди. Необходимо контролировать силу и темп удара в зависимости от ритма. Можно ударять пальцем о язычок и при обратном движении кисти – получится обратный удар.

Дыхательная техника при игре на хомусе

Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание варгана удлинится. Выдох не влияет на звук, но, в сочетании с правильным вдохом, увеличивает силу колебания язычка. Дополнительные возможности дает использование диафрагмы. Если с ее помощью «качать» воздух, можно получить более сильный и глубокий звук.

Управление музыкой

Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Так, если обхватить губами корпус, звук усилится.

Игра на якутском хомусе доступна всем. Главное — это понять, как играть на хомусе, систематически тренироваться, проявлять упорство и иметь огромное желание овладеть варганом.

Звук якутского хомуса по тембру и звучанию во многом созвучна с национальной манерой пения. Ведь горловое пение, часто встречаемое среди народов Сибири, имеет много общего с игрой на якутском хомусе. Особого внимания заслуживает вплетение в музыку речи, когда хомусист как бы поет сквозь варган. Слившийся с варганом хомусист сам становится на время музыкальным инструментом.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Музей хомуса

Находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Видео о хомусе

Посмотрите видео и убедитесь, как красиво звучит якутский хомус в современном исполнении мастера хомуса — Ольги Подлужной. Ритмичная игра на якутском хомусе просто завораживает человека:

Фотографии якутских хомусов

Анна Саввинова
Презентация «Якутские музыкальные инструменты»

У древних якутов было развито музыкальное искусство , доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д. Кырыымпа (кырыыппа) Кыллаах кырыымпа (или кылыах) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент . Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью . Дьа5а

Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент . Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР

Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент ,

подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой. БЫЛААЙАХ

Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех. АЙААН

Айаан – музыкальный инструмент подобный трубе и горну. Изготавливают из осины. Вдыхая воздух издают звуки, например голоса животных.

Публикации по теме:

Всем известно, что дети любят все новое и яркое. Яркие и звонкие инструменты необходимы в работе музыкального руководителя. Руководствуясь.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Мастер-класс по созданию лэпбука "Музыкальные инструменты". Итак, начинаем наш мастер-класс по созданию лепбука "Музыкальные инструменты".

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 - 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган.

Варган – является самым древним язычковым музыкальным инструментом. Он встречается в культурах большинства народов мира. Играют на нем прижимая к зубам или к губам и изменяя артикуляцию рта и дыхания. Ротовая полос служит в таком случае резонатором, и даёт возможность менять тембр инструмента. Новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, глоточные, гортанные, языковые, губные способы извлечения звука. Обычно варган делается из металла, дерева или кости. В России варганы широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

Варганы бывают двух типов:

  1. Пластинчатый. Представляет собой тонкую, узкую пластину. Язычок вырезывается в её середине.
  2. Дугообразный. Обычно выковывается из железа. Представляет собой прут, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. На территории России наиболее распространены именно дугообразные варганы.

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 — 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган. Тем не менее, несмотря на эти попытки, нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов древнего русского инструмента. В летописях конечно упоминается о варгане как о военном музыкальном инструменте. Но быть может это несколько иной по конструкции варган, более пригодный для военной музыки, нежели тот, о котором говорится выше.

Стоит отметить, что практически во всех странах варган изобретался независимо, благодаря чему в каждой стране инструмент обладает набором неповторимых характеристик. Неизменным же остаётся только принцип извлечения звука. Варган имеет необычное, металлическое звучание, приятное уху. Оно успокаивает и настраивает на размышления. Конечно, Важно тембр и оттенки звука зависят не только от самого инструмента, но и от исполнителя. В руках разных людей варган всегда звучит по-разному. В России на Алтае под звуки варгана сочетают с горловое пение. Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Именно это его свойство используют в шаманских трансовых практиках.

Потенциал инструмента до сих пор не перестает удивлять своим многообразием и красочностью. Чтобы играть на варгане не требуется специального музыкального образования. Научиться извлекать из него звук просто, а совершенствоваться в навыке можно всю жизнь. В России игру на варгане возрождают как в кругу профессионалов, так и в кругу любителей.