Народ италии ретороманцы. Горные подкаблучники: традиции альпийского народа Отрывок, характеризующий Ладины

Под названием «ретороманцы» объединяются несколько народов. Это - руманши, ладины и фриулы. По языку и культуре все три ретороманских народа близки друг другу, но общей письменности не существует.

Руманши и часть ладинов живут в Швейцарии^ долине реки Инн в кантоне Граубюнден (о них см. главу «Народы Швейцарии», стр. 305).

В Италии ладины (14 тыс. человек) населяют несколько долин Доломитовых Альп вокруг массива Селла (итальянская область Трентино-Аль- то-Адидже). Они постепенно ассимилируются окружающим итальянским и тирольским населением. В наши дни чисто ладинскими остались лишь районы, расположенные по долинам рек Гадеры, Гардены, Авизио, Боите и в верхней долине реки Кордеволе, но еще несколько десятилетий назад ладины сохраняли свой диалект также в долинах Соль и Нон по реке Ноче, в верхней долине реки Пьяве и в некоторых других районах. Подавляющая масса итальянских ладинов двуязычна и говорит на своем языке только дома. В их диалекте имеется несколько говоров.

Предками итальянских ладинов считают древние альпийские племена ретов. По немногочисленным свидетельствам об этом народе античных авторов, а также по эпиграфическим материалам, многие ученые пришли к выводу, что язык ретов был близок к этрусскому. Ретские племена занимали несколько изолированных альпийских долин. Реты были воинственным и свободолюбивым народом и оказали упорное сопротивление римской экспансии. Риму удалось подчинить их лишь в 15 г. до н. э., после чего здесь была основана провинция Реция, однако реты долгое время сохраняли свой язык и нравы. Романизация районов, населенных ретами, произошла лишь к V в. н. э.

В конце V в. Реция была завоевана остготами, в VI в.- баварами и лангобардами. Германизация области продолжалась и в последующие века, но население по-прежнему сохраняло в своем языке многие ретские элементы. В XVI в. была создана ретская письменность.

До наших дней сохранили ладины свои сказки и саги, действующими лицами которых выступают древние реты.

Большинство итальянских ладинов живет в сельских местностях.

Горные ладины занимаются главным образом пастбищным животноводством. Земледелие развито меньше. Немалую роль в экономике населения играют промыслы, связанные с обслуживанием туристов, которых привлекают красоты Доломитовых Альп: многие ладины работают альпийскими проводниками, содержат небольшие гостиницы, сдают туристам комнаты и пр.

Вековые традиции имеет художественная обработка дерева. Резчики из долины реки Гардены используют для работы альпийскую сосну чембро, стволы которой достигают высоты 15 м. Из них со времен средневековья изготовляют кр1упные скульптуры, чаще всего статуи святых, мелкие статуэтки и игрушки в виде человеческих фигурок и животных.

У ладинов распространен вариант альпийского дома, который состоит из каменного жилого здания и вплотную пристроенной к нему срубной постройки для хозяйственных нужд. Над ними возведена общая крыша.

Наиболее многочисленный ретороманский народ- фриулы (около 400 тыс. человек в 1960 г.). Они живут на северо-востоке Италии в провинции Удине (область Фриули-Венеция-Джулия). Эта провинция охватывает пространство между рекой Ливенцой и верхним течением реки Пьяве на западе, Карнийскими и северо-западной частью Юлийских Альп на севере, восточными частями бассейна реки Изонцо на востоке и Адриатическим морем на юге.

Этническая история фриулов сложна. Первыми обитателями их области, упоминаемыми в истории, были племена эвганеев, этническая принадлежность которых неясна; вероятно, они жили здесь с эпохи неолита. С этим народом связывают одну из культур бронзового века, известную под названием культуры кастельер. Кастельеры - это укрепленные стоянки, расположенные чаще всего на вершинах холмов. Эвганеи окружали свои поселения дву- мя-тремя каменными стенами, сложенными всухую из эрратических камней. В начале I тыс. до н. э. на северном берегу Адриатического моря появились венеты, по языку близкие к иллирийцам. Они завоевали и ассимилировали часть эвганеев. Другая часть этого народа была вытеснена венетами с Фриульской равнины в Альпы, где они смешались с ретскими племенами. В начале IV в. до н. э. на территорию современной области Фриули вторглось кельтское племя карнов. Они несколькими волнами перешли через Альпы и оттеснили венетов к морю. В 183 г. до н. э. римляне основали здесь Аквилею, ставшую впоследствии не только их военным оплотом, но и очагом римской культуры. К I в. до н. э. вся эта область была завоевана римлянами. Романизация ее населения (IV-V вв. н. э.) явилась важной вехой в формировании фриулов.

В раннем средневековье область Фриули подверглась нашествиям германских и других племен (вестготов, гуннов, остготов, лангобардов), в VII- VIII вв. сюда проникли славяне, которые частично смешались с фриулами. В дальнейшем, особенно в новое время, фриулы подверглись сильному итальянскому влиянию. Сейчас у них почти нет национальной литературы на своем языке. Литературный язык и язык школы - итальянский.

По типу хозяйства фриулы близки к итальянцам соседних областей Северной Италии. Как в горах, так и на равнине разводят крупный рогатый скот; отходы от переработки молока и кукурузу используют для выращивания свиней. Но главные занятия фриулов на равнинной части - земледелие (пшеница, кукуруза, овощи, лен, конопля), а также виноградарство, садоводство и шелководство.

Крестьянки сами обрабатывают лен и овечью шерсть Из шерсти вяжут чулки, свитеры и головные уборы. Главная тяжесть крестьянского труда ложится на плечи женщин. Многие мужчины уходят на заработки в другие районы Италии или за границу - на строительные и дорожные работы каменотесами, каменщиками.

Типы застройки усадьбы и жилища фриулов довольно разнообразны. Наиболее древний тип представлен так называемыми casoni . Это хижины из соломы и болотного камыша. В плане они составляют прямоугольник размером 3 X 4 кв. м. Иногда встречаются круглые казоны. Стены их, сплетенные из тростника и камыша, достигают высоты 2 м. Крыша четырехскатная, очень крутая. Дым выходит сквозь отверстие в крыше или через дверь. Окон в ка- зонах нет. Сейчас казоны служат жилищем рыбаков лагуны Градо, где они живут значительную часть года и круглый год хранят принадлежности для рыбной ловли.

В некоторых равнинных районах Фриули распространен тип застройки усадьбы, напоминающий corte других областей Италии (см. стр. 560). С улицей двор сообщается обычно длинным закрытым коридором, проходящим через одну из построек. Из-за частых дождей ток для молотьбы помещается не в середине двора (как, например, в Средней Италии), а в особом закрытом помещении. Одна из стен ограды является, как правило, общей для двух соседних дворов.

В некоторых горных и предгорных районах области (Карнийские Альпы) распространен так называемый карнийский дом ( casa carnica ). Это один из вариантов альпийского дома, имеющий, однако, ряд особенностей. Этот дом (обычно двух- или трехэтажный), имеет обширные галереи и дугообразные портики, что делает его похожим на городские дома некоторых северных областей Италии. Лестница чаще внутренняя. К одной из стен кухни примыкает особая пристройка, в которой находится очаг. Из кухни в пристройку попадают через широкий проем. Огонь разводят на низком каменном помосте посредине этого помещения. Вдоль трех стен здесь стоят высокие скамейки. Над очагом в потолок вмурован огромный вытяжной колпак (паре). Остов его представляет собой проволочную решетку, на которую наслаивается гипсовая штукатурка. Зимой в этих очажных пристройках семьи фриульских крестьян проводят большую часть дня. Здесь устраивают посиделки, сопровождаемые пением народных песен и пр. Слово «паре» стало символом традиционной жизни фриулов. В Фриули издается даже журнал «Sot la паре» («Под дымоходом»).

Неотъемлемая принадлежность фриульской кухни - так называемый очажный таган. Он представляет собой П-образную железную раму, в середине верхнего бруска которой прикреплена толстая цепь, оканчивающаяся крюком. На него подвешивают медный котел для приготовления поленты. Близ очага на пристенных полках расставляют остальную кухонную утварь - бронзовые сосуды различной емкости, керамические блюда и пр. Очень архаичен каменный сосуд для хранения топленого масла, называемый piere da ont . В прошлом такие сосуды широко бытовали во многих альпийских районах Италии, а также в пограничном с ней швейцарском кантоне Тичино.

До конца XIX в. фриульское жилище сохраняло традиционный интерьер. В середине столовой обычно стоял обеденный стол, нередко украшенный тонкой резьбой, а вокруг него изящные стулья из орехового дерева. Непременной принадлежностью столовой был большой ларь для хранения зерна и фасоли, форма и мотивы резьбы которого менялись от местности к местности, и буфет. В столовых состоятельных фриулов имелся письменный стол и стенные часы с деревянными колесами. В спальне стояла широкая деревянная кровать, отделанная резьбой или интарсией. Тюфяк обычно набивали обертками от кукурузных початков. Наволочки и простыни принято было украшать вышивкой ришелье красными нитками. Подле кровати ставили детскую колыбель-качалку. В спальне же стоял свадебный ларь, украшенный резьбой.

Орнаментальные мотивы резьбы, украшающей фриульскую мебель, имели много общего как с резьбой Каринтии и Тироля, так и с резьбой венецианских районов. В наше время от традиционной обстановки фриульского жилища сохраняются лишь отдельные элементы, например буфет, свадебный ларь, деревянные кровати. Остальная мебель заменена современной, общепринятой в Италии.

Как и жители других районов Италии, фриулы употребляют главным образом растительную пищу. Она отличается большим разнообразием и тщательностью приготовления. Есть и блюда, неизвестные в других областях, в частности из репы. Характерное для фриулов блюдо - brovade : репу, выдержанную в виноградных выжимках, протирают на специальной терке, после чего она превращается в нити, подобные тонким макаронам. Из репы, перебродившей в виноградных выжимках, варят суп. Излюбленное блюдо - пельмени, начиненные творогом и изюмом и приправленные коровьим маслом.

Фриулы перестали носить традиционный праздничный костюм уже в начале нашего века.

В настоящее время в фриульских деревнях бытует лишь будничный женский костюм, состоящий из грубой полотняной рубашки (camicia ), корсажа (corpetto ) и длинной широкой юбки, сшитой так, что ее можно подворачивать и связывать узлом во время работы. Фриулки продолжают носить головной платок и местную традиционную обувь. Мужской традиционный будничный костюм не носят даже старики. Из обуви наиболее типичны деревянные башмаки с приподнятым носом, выдолбленные из кленового дерева ( dalminis ). В горных фриульских деревнях, как и в других горных районах Италии, Франции и Швейцарии, подошвы таких ботинок имеют 6-9 стальных шипов, чтобы они не скользили по камням.

Особенности горных местностей повлияли на своеобразие многих фриульских орудий труда и утвари, которые сделаны так, чтобы при переносе их оставались свободными руки. Например, имеется несколько видов спинных носилок для сена и других тяжестей, деревянные наспинные сосуды для молока и пр.

Фриули богата лесом, и поэтому многие предметы быта и орудия труда крестьяне изготовляют из дерева (бочки, ступы, ведра, скалки, льномялки). Из камыша и дерева ремесленники делают корзины, мебель, повозки, на которых зимой перевозят сено с гор; телеги с двумя самоопрокидываю- щимися корзинами и четырехколесные ручные тележки, которые тянут обычно несколько женщин.

Народное искусство фриулов представлено главным образом художественной обработкой дерева. Богатейшие коллекции фриульской утвари, предметов быта и произведений народного искусства собраны в этнографических музеях в городах Удине и Тольмеццо.

Из семейных обрядов лучше всего сохранились свадебные обряды, во многом сходные с итальянскими.

В некоторых фриульских деревнях девушки, собирающиеся выйти замуж, гадают в рождественскую ночь, чтобы узнать, кто будет их женихом. Распространено поверье, что девушка, которая встанет на рождество раньше всех в доме и причешется на заре, в этом году выйдет замуж. Фриулы непременно совершают торжественную церемонию транспортировки приданого из дома невесты в дом жениха с точным соблюдением установленных правил: перенос всегда происходит за два дня до свадьбы, в вечернее время; на равнине погружают на повозку, запряженную волами и погоняемую младшим братом или младшим кузеном жениха, сундук. В горах приданое переносят в корзинах. В момент выезда повозки невеста разламывает прут и бросает его обломки через плечо, чтобы разрушить таким образом любое колдовство, которым могли ее околдовать. После прибытия приданого жениху стелют брачное ложе, на котором в канун свадьбы он должен спать в обществе своего ближайшего друга.

В некоторых местах во время венчания жених становится на колени на край юбки невесты, признавая этим ее власть над собой, невеста старается надеть обручальное кольцо без помощи жениха, чтобы подчеркнуть свою независимость от воли будущего мужа. В Карнии по выходе из церкви после венчания жених платит «выкуп» молодежи той деревни, откуда невеста.

Многие церемонии сопровождаются у фриулов исполнением традиционных песен - виллот.

По официальной религии фриулы - католики. Но среди крестьян очень устойчивы народные верования, отразившиеся в легендах и преданиях, восходящих к дохристианскому времени.

В самом сердце Доломитовых Альп, в потаенных долинах, где древние скалы на рассвете и на закате расцвечиваются отблесками нежно-розового цвета, есть удивительная страна. Зимой там буйные ветры гуляют между могучими вершинами, укутанными ослепительно-белым снегом, а незамерзающие ручьи словно наполнены звенящим жидким хрусталем. Летом изумрудные склоны, как разноцветными всполохами, покрываются полянами горных цветов, а воздух наполняется запахами травы, прелой хвои и раскаленного жарким солнцем камня.

Эту страну вы не найдете ни на одной карте мира, а название ее не упоминается ни в одном учебнике географии. Эта страна - Ладиния. Страна высоких зазубренных пиков и бездонных зияющих ущелий, бурных горных рек и тихих таинственных озер, дремучих лесов, полных диких зверей и сказочных существ, и сочных лугов, на которых так хорошо пасти коров и овец.

Здесь живет народ ладинов - древний, не похожий ни на один другой и большей части людей за пределами Ладинии до сих пор совершенно не знакомый. Даже сам факт существования ладинов для большинства приезжающих сюда становится новостью.

А между тем, история ладинов начинается в глубокой, запорошенной пылью веков древности, когда и солнце было жарче, и горы моложе. Тогда Апеннинский полуостров, простирающийся своими благословенными горами и долами прямо посередине Средиземного моря, был в значительной части заселен этрусками - народом загадочным, небывало развитым в культурно-техническом плане и щедро делившимся своими достижениями с соседями. Хотя исконным местом проживания этрусков в Италии считается Тоскана, тем не менее контролируемые ими территории простирались до Неаполя на юге и до предгорий Альп на севере.

Но где-то в середине I тысячеления до н. э. на территорию Апеннинского полуострова из-за Альп стали все активнее проникать кельтские племена - те самые грозные галлы, которые дошли до самого Рима и чуть было не захватили его. Римлянам удалось отбросить их далеко на север, а впоследствии и вовсе покорить и ассимилировать их, но перед этим кельты успели колонизировать практически всю северную Италию. Они неудержимым потоком прошли по равнинам, на которых возвышались тогда этрусские города. Древний гордый народ оказался разделен на две части. Большая часть этрусков продолжала обживать просторы центральной и южной Италии, торговать, воевать и заключать союзы с населявшими эти земли племенами. Другая же, менее многочисленная группа, оказавшись в изоляции от своих соплеменников на берегах Адриатики, была вынуждена уйти с насиженных мест на север и укрыться в предгорьях и альпийских долинах. Там этруски постепенно смешались с дикими горными племенами и сами в какой-то степени одичали, подрастеряли свою высокую культуру, положив при этом начало совершенно новому народу, который заселил восточную часть альпийской гряды и прилегающие к ней равнины и который древнеримские историки и географы назвали народом ретов. Кочуя по горам в поисках пригодных для проживания мест, реты разнесли оставшиеся у них крохи этрусской культуры, включая письменность, по всей обширной области Норикум.

По мере того как римские легионеры и колонисты продвигались дальше на север, все более частыми становились контакты между ними и встречавшимися на их пути ретами. К сожалению, встречи эти не всегда были дружественными. Чаще всего как раз наоборот. Ведь римляне занимали те немногие клочки горной территории, что были пригодны для ведения хозяйства. Со своей стороны, реты, вынужденные использовать любые средства для выживания в тех суровых условиях, не брезговали грабежом и разбоем. Одним словом, добрососедские отношения между ними как-то сразу не заладились.

Последнюю точку в истории усмирения, в числе многих прочих, народов альпийского региона поставил решительной рукой первый император Рима Октавиан Август в 15 году до н. э. Следуя своему грандиозному плану по установлению «римского мира» на всей территории своего государства, Август поручил командование северным походом двум из одареннейших полководцев Рима, своим приемным сыновьям Друзу и Тиберию. Те, вполне сообразно канонам римской стратегии и характеру их повелителя, постарались уложиться в один летний сезон, понимая, помимо прочего, что зимой воевать в горах с горцами по меньшей мере неразумно. Альпийская кампания была молниеносной и кровавой. Не имевшие привычки к дипломатическим хитростям реты были почти полностью уничтожены, а те из них, кто уцелел, были ассимилированы римскими поселенцами, пришедшими в обезлюдевшие альпийские долины, и стали частью населения бескрайней Римской Империи.

От слияния ретского и римского элементов появилась новая группа народов, говоривших на смешанных рето-романских наречиях. К сожалению, активное освоение альпийских территорий австрийцами, немцами, французами и итальянцами привело к тому, что на данный момент из носителей этих языков осталось лишь три немногочисленных народа - швейцарские романши, фриуланцы, живущие в самой северо-восточной области Италии, и ладины, компактно проживающие в центральной части итальянских Доломитовых Альп. Своим названием ладины изначально стремились показать свое родство с древними носителями классической латинской культуры.

До середины XIX века мало кто интересовался этим небольшим чудным народцем, несмотря на то, что ладины порой принимали активное участие в жизни Австрии, которой тогда принадлежали их земли. До сих пор на стенах некоторых домов в ладинских городках можно видеть росписи с изображением сцен победного возвращения ладинов в родные долины после разгрома наполеоновской армии, вторгшейся в австрийский Тироль. И все же по большей части они - народ мирный. Это народ крестьян и ремесленников, пастухов и скалолазов, дровосеков и художников. Они не привыкли к богатству и роскоши - и сейчас, как много лет назад, большинство из них не гонится за большими деньгами, и ладинские коммерсанты и владельцы гостиниц уступают в ухватистости и оборотистости своим коллегам - итальянцам и австрийцам, проигрывая им даже на своей территории.

Зато они прекрасно знают, как выживать в суровых условиях гор, как жить в постоянной борьбе с непреклонными силами природы. И в постоянном с нею единении. Как и многие другие народы, вынужденные вести подобный образ жизни, они создали чудесный, небывалый по красоте фольклор, населив альпийские леса, луга, реки и озера фантастическими персонажами и наполнив свою тяжелую жизнь красочными сказками и преданиями. Несмотря на заметный отток молодежи, уезжающей учиться и работать в крупные города, большинство ладинов продолжает жить на родной земле так, как жили поколениями их предки, возделывать ее, как это делали они, заготавливать дрова, квасить капусту, расписывать стены домов и церквей яркими картинами. А долгими зимними вечерами ладинские мастера вырезают из дерева различные статуэтки, украшения, иногда даже целые картины. На территории Ладинии есть несколько специальных институтов, занимающихся сохранением ладинской культуры, традиций, языка. Потому что ладины понимают, что никто кроме них самих не сохранит для их потомков то, что досталось им от их предков. В конце концов, их корни и их прошлое - это самое ценное, что у них есть.


Италия 22x20px Италия Вымер Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык Религия Расовый тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Входит в

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Родственные народы Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лади́ны - народ , входящий в группу ретороманцев . Общая численность - 30-35 тысяч человек.

Живут в восточной части Швейцарии и в Тироле . Говорят на ладинском языке , включаемом в рето-романские языки ; в Швейцарии пользуются также немецким языком , в Италии - итальянским и немецким. Верующие ладины - кальвинисты - в Швейцарии и католики - в Италии . По происхождению ладины - потомки ретов , романизированных в первых веках н. э.

Напишите отзыв о статье "Ладины"

Литература

  • Новиков М. Н. Ладины // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ладины

– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.

Значит так, - сказал Че-Че обращаясь к публике - вот это называется палка.
- Вау! - сказала изумленная публика.
- На одном конце палки - лямка, на другом - пипка. Она из победитового сплава, вся такая твердая, так что будете ей друг в друга тыкать, получиться отличный пирсинг.
Далее последовал нудный монолог о том, как правильно ходить, размахивая палками, и как при этом следует дышать.
- Лямки у нордик-волкинговых палок застегиваются на руке словно перчатки, это для того, чтобы ее можно было бы отпускать, разжимая ладони. Так лучше качается кровь и активнее циркулирует в органах.
- А чем отличаются палки для треккинга от палок для нордик-волкинга? - спросил некто из публики.
- Философией. Треккинг - занятие для досуга пенсионеров. Они могут с такими палками ходить целый день. А реальный нордик-волкер ходит в агрессивном стиле час.
- Потом целый день лежит, балдеет...
На голени у Че-Че красовалась изящная татуировка, изображающая аллегории безмятежной жизни эпикурейца - полуголую девку, вино, карты, игральные кости. И дивные, чарующие пейзажи альпийской пасторали настраивали сознание на полный гедонизм. В спортивном стиле, что примечательно.
Двигаясь в спортивно стиле, под шелест ветра, благоухание альпийских лугов и саундтрек Ливио, мы прибыли в уютную горную долину в амфитеатре Доломитов, представляющую собой, на самом деле, нечто большее, чем место для прогулок нордик-вокеров. Здесь пересекаются миры традиционного хозяйства народа ладинов, аборигенного населения провинции Трентино, и современный экологический туризм. В медитативном состоянии гармонии глобальных трендов по лугам перемещаются коровы, им перпендикулярным траверсом стремятся нордик-вокеры, контролируя степень слияния своих кроссовок с живой природой высокими прыжками через экскременты крупного рогатого скота. На эту суету сует из норок своих взирают сурки. Каждый из них похож на будду.
- Вот так и живем, - разговорился Че-Че. - Современный спорт, традиционное хозяйство, здоровая жизнь, здоровая природа, здоровая история... Мы вообще все очень гордимся тем, что мы - ладины.
На горизонте появился человек с деревянными граблями. Он перемещался по пересеченной местности со скоростью и грацией альпийского животного, и Че-Че, врубив палкой «пятую передачу», умчался к нему навстречу, сделав нам жест, дескать, «догоняйте». Некоторое время парни бежали почти синхронно, символизируя своим сочетанием союз двух пост-исторических гармоний - Консервации и Модернизации: наш прикольный Че-Че со своими высокотехнологичными палками и таинственный Аполлон с глубокоаутентичными граблями. В конце поляны они застыли в композиции «инь-ян традиции и инновации», достойной скульптуры Мухиной. И грабли с палками скрестились, обнялось дерево с карбоном... Подойдя поближе, все присутствующие в деталях разглядели ладинского Апполона, - простого сельского парня Альберто парня, и наши девушки испытали катарсис. Альберто был прекрасен, словно сам Дионис вышел из леса к возбуждению вакханок. На самом деле он просто бежал за своими коровами.
- Альбе-е-ерто, а-а-а ты жена-а-ат? - игриво заблеял хор ма-а-асковских вакханок.
- Нет, он не женат, - перевел безмолвную улыбку с ладинского на английский Че-Че, наш Вергилий нордик-волкинг-Валь-ди-Фассы.
- Альбе-е-ерто! Возьми меня! - не выдержала Люба.
- Он тебя не возьмет, о, Люба, - ответил ей хор вакханок. - Ты не умеешь ходить за коровами.
- Мне не нужно ходить за коровами! Я буду просто любить тебя, о, Альберто!
- Просто любить я и сам себя могу, а кто будет ходить за коровами, - перевел безмолвную улыбку пастуха с ладинского на русский некто из мужской части хора.
Альберто явно не втыкался, что здесь происходит, но он чувствовал, что здесь все его любят, и ему за хотелось сделать в ответ нам что-то приятное, и он пригласил пробежать с ним еще десяток километров по горе, чтобы посмотреть коров. Девушки были готовы бежать с ним целую вечность, но Че-Че имел вид человека, который предпочел бы уже чего-то выпить и закусить вот в этом милом ресторанчике, потому что коров Альберто он уже видел. Поэтому ладинский то ли Апполон, то ли Дионис попрощался, и скрылся из виду стремительней лани, и правильно сделал. Дионисийские мистерии с заезжими вакханками мужчин обычно до добра не доводят.

Праздник сена

Хорошо проснуться на стрелке двух горных ручьев на рассвете, смотреть, как потихоньку угасают звезды, и новый день опускается на землю с уже светлого неба, переливаясь до материальности бледным светом по лапам огромных елей под которыми я поставил свою палатку. А в створе просвета вдоль русла ручью уже вспыхнули в первом луче восхода пламенеющие Доломиты. Это не с чем сравнить.
На самом деле не было необходимости ставить палатку в лесу. На выезде из городка Поцца-Фасса имеется кемпинг Vidor, известный далеко за пределами Италии, как лучший кемпинг в мире. В нем сосредоточены все блага цивилизации, нескромные для кемпинга, одно из которых - wi-fi, вчера юзал до вечера. Однако, кемпинги Фассы могут показаться слишком цивилизованными, эдакие полноценный мини-ресорты со всякими там джакузями да ресторанами.

Желающий проникнут в лоно природы так сказать с погружением может выпить в «Видоре» свой каппучино и отправиться дальше, крутой, словно уходящей в небо дорогой, с подходящим для такого рельефа названием «Дорога Христа». На подступах к перевалу обочину дороги сопровождают через каждые сто метров микро-часовеньки с репродукциями на тему страстей Христовых, дабы треккер под своим столитровым рюкзаком нескромно ассоциировал бы себя с кем-то из восходящих на Голгофу... Вот Гефсиманский сад... Вот сцена ареста... Вот суд Пилата... Вот, собственно говоря, пришли...
Перевал венчает небольшой Храм Христа Долины Св.Николая с интересной алтарной частью, рядом симпатичный ресторанчик. Далее дорога переходит в живописный на все четыре стороны спуск в долину Святого Николая, в которой сегодня, второго августа, ладины Валь-ди-Фассы празднуют свой народный праздник, в честь благополучного сенокоса. Долина Святого Николая - традиционное место альпажа, где и в наши дни отличный покос, соседствует нынче с народным праздником, который, впрочем, обставлен без лишнего фольклорного напряжения. Людей, наряженных в национальные костюмы почти не было, праздничные забавы также были в основном «космополитные», за исключением традиционных прыжков в копну свежего сена, напоминающих о поводе для праздника. И это был настоящий народный праздник - праздник для самих себя. Да, основная масса ладинов пришла не в национальной одежде, но все эти люди собрались здесь не для того, чтобы выглядеть ладинами, а потому, что они ими являются. Вот и пришли в том, в чем им удобнее прыгать в сено, или скатиться по скошенной траве на таких сносящих крышу приспособлениях, как горные лыжи на гусеничном ходу. Ну, не древние ладины их изобрели, так что из того, если современным от них так весело? Тем и отличается живой этнос от музейного, что и одетый в джинсы не перестает радоваться жизни. Впрочем, национальные костюмы у них имеются, да еще какие!..

Карнавальное время

Кто сомневается в том, что суровые горцы могут устраивать карнавалы, не хуже бразильских, тот может приехать на праздник к ладинам. Народ ладины - коренные обитатели итальянской провинции Трентино, долины Фасса, - веселые люди. Впрочем, дело не только в веселье. Карнавал наряду с Рождеством, является важным ритуальным событием, отмечающим сезонные циклы года.
16-ого января, канун праздника St. Anthony Abbot, групп молодых людей наряженные в костюмы с прикрепленными к ним коровьими колокольчиками устраивают шествия от дома к дому, танцуя и играя на музыкальных инструментах. В отдельных элемантах праздника прослеживаются отголоски древних ритуалов примерения после ссор, древние свадебные обряды, или даже такие таинственные процедуры, напоминающие о жертвоприношениях, как "Мельница старухи" - "черти" затягивают на веревке ряженую "бабку", как бы в знак воздаяния за грехи.
В маскарадных процессиях карнавала представлены маски двух типо, часто парных - мужских и женских персонажей: bel, "красивые" маски представляет идеалы красоты и burt "уродливые" маски, высмеивающие чертей и им подобных "товарищей".
Некоторые маски олицетворяют демоническое начало: это Арлекин, Лонк и Пизон, неумиротворенные души мертвых.
Процессию-маскарад открывает Laché, действующий как гид, проводник. Его сопровождают Marascons, "большие маски" и Bufon, персонифицирующие человеческое безумие. «Марраконы» держат свои маски в левых руках, а «буффоны» носят их на лицах. Когда-то похожим образом отмечались обряды перехода подростка во взрослую жизнь, в которой им должна сопутствовать удача. Поэтому шляпы «лахов» и «марраконов» украшены перьями из хвоста черного тетерева - символ охотничей удачи и мужественности.
Вот маскарад пошел от дома к дому по деревне, и в ночное небо взметнулись языки пламени костра. Нужно жечь костры, чтобы в эти зимние дни, когда уже все мысли о будущей весне, поддержать Солнце в его вечном противостоянии света и тьмы, тепла и мороза, из которого и состоит, в общем-то жизнь.
Стало быть летний праздник на кануне осени - симметричен зимнему на кануне весны. В городке Поцца Фасса есть замечательных музей ладинской культуры, в обширных коллекциях которого собраны предметы и труда, и веселья этого древнего народа со старыми фотографиями, манекенами, аудиозаписями. Но, его лучше посетить завтра, так как сегодня вечером нас ждет ладинский театр. Народ, вдоволь наевшись всяких гастрономических изысков традиционной кухни, и напившись великолепных вин Трентино постепенно возвращается из долины Святого Николая к уже знакомому нам перевалу, и рассаживается прямо на траве просторной поляны. Кто не хочет рассаживаться - тот разваливается под небом, на котором уже высыпали первые звезды. Быстро стемнело, как это бывает в горах в августе, и тогда началось представление на сюжет традиционных ладинских сказаний, на ладинском языке, не понятном даже местным итальянцам, под аккомпанемент каких-то чудных, до сих пор не виданных музыкальных инструментов. Никакой сцены - только дощатый настил. «Декорациями» в этом спектакле было все живое - живой лес, тревожно шумящий в тон драматическому сюжету, живая река, журчащая в унисон речам сказителей, звезды, падающие с небосвода в кульминации действа. Август в Доломитах... Все небо в звездах.

В Горные подкаблучники: традиции альпийского народа

У них никогда не было своего государства — границей их мира служат скалистые Альпы. От чужеземного влияния ладинов защищает языковой барьер, от всего остального — их женщины

Герой
Диего Клара

Журналист, телеведущий. Родился в 1971 году в деревне Мареббе (автономная провинция Больцано — Южный Тироль). В 1985-1990 годах учился на бухгалтера в Коммерческом техническом институте Брунико. С 1991 по 1999 год изучал экономику в Инсбрукском университете Леопольда и Франца, где получил докторскую степень. После окончания университета вернулся в родную деревню. Ведет авторские программы о спорте, туризме и экономике на общественном телевидении Италии. Женат, двое детей. Говорит на ладинском, итальянском, немецком и французском языках.
Коренные жители
Ладины
Ретороманский народ общей численностью около 35 000 человек, проживающий на северо- востоке Италии, преимущественно в провинции Больцано — Южный Тироль (около 20 000 человек), а также в Тренто и Беллуно. Говорят на ладинском языке, возникшем в результате трансформации народной латыни под влиянием ретского (римляне завоевали регион Доломитовых Альп — Рецию — в 15 году до н. э.). Основными занятиями ладинов до сих пор являются скотоводство, земледелие, резьба по дереву и плетение кружев.

Мы маленький народ. Сохранилось всего 18 деревень, раскиданных в Альпах на десятки километров друг от друга. И почти в каждой деревне свой диалект. Я говорю на марео. В долине Альта-Бадия общаются на наречии бадьот, в Валь-ди-Фассе — на фашане. Но все это один язык — ладинский. Несмотря на исторические перипетии, мы по-прежнему говорим, пишем и обучаем детей на нашем языке. И гордимся этим.

Красные жилет и сюртук с отделкой из зеленой парчи, широкополая шляпа, косынка на шее — костюм ладинского мужчины прекрасен во всем

Муссолини пытался уничтожить наш язык, для этого он даже разработал целую государственную программу. В 1927 году нас расселили по трем провинциям вдали друг от друга. Когда тут правили фашисты, не только ладинские топонимы были заменены на итальянские и немецкие, но даже имена были германизированы. Так, традиционное ладинское мужское имя Коста превратилось в немецкого Костнера, Мурада — в Мородера, Раугаудия — в Рунгальдира. Сегодня мы добились того, что нашим деревням и городам вернули их исторические имена.
Своих дочерей я назвал в честь принцесс из нашего древнего эпоса — Луянта и Доласилла. У меня пока всего двое детей, а вот в семье моей мамы было шестеро, в бабушкиной — 15. У ладинов исторически были большие семьи. Чтобы прокормить их, мужчины зимой часто уезжали на заработки в соседние провинции, а летом уходили с коровами высоко в горы. Хозяйство и община держались целиком на женщинах. Именно благодаря женщинам наш народ до сих пор и жив.

Женщины даже на праздник одеваются куда скромнее

Общиной ладинов всегда управляли мужчины, но дома за закрытыми дверями слово женщины — закон. Мое мнение в семье спрашивают в четвертую очередь — после матери, жены и дочерей. Так было и в семье моих родителей: решающее слово за мамой. Мама управляла таверной и пекарней, где кондитером трудился мой отец. Таковы устои в нашей общине.
Замужние ладинки всегда носят на поясе кованый серебряный кошелек, в котором спрятаны символы женской власти — нож и вилка. Одежда замужних дам темная. Украшение — корону из кружева — может позволить себе только маленькая девочка. Ярко и привлекательно у нас одеваются мужчины. Например, в Валь-Гардене мужской национальный костюм — кожаные штаны и яркий фрак с цилиндром. Так и в природе, например у птиц, уточка серая, неприметная, а селезень яркий, нарядный.

В Валь-Гардене есть традиция: если девушка хочет выйти замуж, то осенью она дарит избраннику три груши. В Валь-Бадии похожий обычай, но свое расположение девушка показывает с помощью пасхальных яиц. Если на Пасху молодой человек получит одно яйцо — это значит, что в женихах ему не ходить, два яйца — девушка видит в нем только друга. А вот любимому дарят три яйца. После этого парень может идти к родителям девушки просить ее руки.
Мать невесты готовит фуртаес — пирог из омлетного теста во фритюре. Она ставит пирог охлаждаться в отдельной комнате, а друзья жениха пытаются его выкрасть. Если мать отвлечется и пропустит воришек, то это большой позор для всей семьи. Пирог символизирует, что целомудрие девушки ее строгая мать сохранила до свадьбы.

Наша кухня очень жирная, почти все блюда готовятся в большом количестве масла. Тяжелая работа, холодные зимы требуют много энергии. Основа рациона — хлеб. Если зачерствел, его не выбрасывают: крошат, заливают молоком и готовят кнедлики. В хорошие времена на столе появляются и мясо, и дичь. Каждая хозяйка умеет готовить десятки видов колбас и сосисок.

Чем бы сегодня ни занимались ладины, основу их жизни составляет сельское хозяйство

Мы верим, что в горных реках живут вивены — добрые духи женского пола. Ведь вода, как и женщина, дает жизнь и процветание. Вивены сидят вечерами у берега и полощут белье. Если увидел вивену, пожелай ей добра — и оно вернется к тебе в стократном размере. Но если обидеть вивену, ее гнев обрушится на тебя стремительным горным потоком, и тогда несдобровать даже самому смелому и сильному мужчине.
Наши легенды и сказания существовали только в устном виде, передавались от матери к дочери. В ладинском эпосе главные героини всегда женщины. Именно они принимают решения, правят судьбами народа, даже выходят на поле боя. Во всех сказках и легендах читается главная мысль — равновесие ладинского мира нарушается, как только на ход событий пытается повлиять мужчина.

На горнолыжных курортах Южного Тироля надписи на ладинском можно увидеть так же часто, как на немецком и итальянском

Ладины — мирный народ, мы никогда не воевали против кого-нибудь. Но нас отправляли на фронт во время войн, потому что мы меткие стрелки и знаем окрестные горы как свои пять пальцев. Первая мировая война наложила большой отпечаток на сознание людей, ведь именно ее события привели к тому, что наши земли в 1919 году от Австро-Венгрии отошли итальянцам. Для нас Первая мировая — главное историческое событие. Эту войну мы еще не пережили.

Ни один ладинский фестиваль не обходится без фольклорной музыки

1 и 2 ноября мы отмечаем праздник мертвых, поминаем всех павших. На этот праздник наши женщины готовят казунзей. Это особый вид равиоли квадратной формы или в виде полумесяца с начинкой из шпината (зеленые) или свеклы (красные). Их жарят в масле и оставляют на ночь в миске остывать. Считается, что ночью полакомиться ими приходят умершие родственники. Наутро семья доедает «остатки» и благодарит мертвых за щедрость.
Мы спокойно относимся к смерти. Наши кладбища всегда располагаются в центре деревни, вокруг церкви. Сейчас в деревнях появились дорогие отели, их тоже строят в центре. Туристы удивляются, почему окна самого лучшего номера неизменно выходят на кладбище.

Ладинский карнавал традиционно начинается 17 января. Особенный колорит празднику придают деревянные маски ручной работы

Все главные ладинские праздники — религиозные. До 1905 года ладины не отмечали Рождество. Его нам навязали итальянцы. Наш праздник — День сердца Христова. Мы отмечаем его в первое воскресенье июня. В этот день на всех горных вершинах разводят огонь. Праздник возник во время войны с Наполеоном. Тогда наш народ в молитвах обещал Иисусу, что каждый год будет жечь костры в его честь, если он поможет ладинам пережить войну. С тех пор молодежь ежегодно карабкается на гору, чтобы развести огонь. А семьи с детьми разжигают костер просто на заднем дворе.
В наших традиционных деревнях вилес теперь запрещено возводить новые здания. Мы не хотим, чтобы ладинскую архитектуру стерли с лица земли. Вилес — это несколько парных крестьянских дворов, идеально вписанных в природу. Наши дома похожи на горы — внизу камень, сверху дерево. Первый, каменный, этаж — это сенник, стойла для скота и мастерская, второй строится из бревен, и там живет семья.

В традиционных ладинских поселениях вилес больше не строят новых зданий

Сегодня ладины владеют всеми профессиями, а раньше мы занимались только сельским хозяйством. Вплоть до 60-х годов жили бедно. Да и сейчас фермерством не заработаешь. Когда стал развиваться горнолыжный туризм, ситуация немного улучшилась. Рано утром ты крестьянин, днем — смотритель подъемника. Вечером снова крестьянин — спускаешься с гор обратно в свою деревню, где тебя ждет жена, и идешь доить коров. Как твои дед и отец.